Волна японский художник: Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве — СТРАНЫ — ГОРОДА
- Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве — СТРАНЫ — ГОРОДА
- Хокусай: великая волна, охватившая мир | Истории художников
- Описание картины «Большая волна в Канагаве» Кацусика Хокусаи
- 🌟 Кацусика Хокусай — старик, помешанный на искусстве
- выдающийся японский художник укиё-э • Yumenohikari
- Большая волна в Канагаве | ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК
- Кацусика Хокусай
- Великая волна Хокусая
- Дата:
- Автор:
- Об этом произведении
- Статус
- Отделение
- Художник
- Название
- Происхождение
- Дата
- Средний
- Надписи
- Размеры
- Кредитная линия
- Справочный номер
- Манифест IIIF Международная структура взаимодействия изображений (IIIF) представляет собой набор открытых стандартов, обеспечивающих широкий доступ к цифровым медиа из библиотек, архивов, музеев и других культурных учреждений по всему миру.
- Расширенная информация об этой работе
- Почему «Великая волна у Канагавы» на протяжении многих поколений озадачивала любителей искусства
- 15 фактов о «Большой волне у Канагавы», которых вы могли не знать
- Почему великая волна захлестнула мир
- Японский художник за культовой большой волной
- Величайшее произведение искусства Японии: Великая волна Кацусики Хокусая | автор: Кевин Шау
- Кем был Хокусай? Все, что вам нужно знать о создателе «Большой волны»
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве — СТРАНЫ — ГОРОДА
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Серия «36 видов Фудзи»
Цветная ксилография, 25.7 см × 37.8 см. 1829–1833 гг.
В мире у меня
Ничего нет своего —
Только, может быть,
Эти горы и моря,
Что в картину перенёс…
Окума Котомити
Японские художники создали сотни тысяч гравюр, но на вопрос, какая из них самая знаменитая, ответить несложно: конечно, «Большая волна в Канагаве»! Словно гигантский вал поднимается она над океаном прекрасных произведений, не имея равных по глубине замысла и эстетическому совершенству. Это самая известная гравюра в Японии и самое узнаваемое произведение японского искусства в мире.
Кацусика Хокусай. Деревня Сэкия на реке Сумидагава. Серия «36 видов Фудзи»
«Большая волна» принадлежит к жанру укиё-э, поэтому прежде всего вспомним, что кроется за этим экзотическим словом. Первоначально понятие укиё (дословно — плывущий или изменчивый мир) имело в буддийской философии негативный оттенок, обозначая земной мир как обитель страданий.
Кацусика Хокусай. Ёсида на тракте Токайдо. Серия «36 видов Фудзи»
Не будем вдаваться в сложную технологию ксилографии (для создания многоцветных гравюр на дереве вместе работали художник, резчик и печатник), отметим лишь, что популярные гравюры укиё-э было легко тиражировать, недорогой оттиск был доступен каждому, и это делало их истинно народным искусством.
Исследователи считают, что расцвет жанра приходится на 18 век, однако первая треть 19 столетия стала эпохой наиболее массового распространения и высших достижений укиё-э. В это время работали великие мастера укиё-э Кацусика Хокуксай (1760 -1849) и его младший современник Утагава (Андо) Хиросигэ.
Хокусаю было около 70 лет, когда он, признанный, очень плодовитый и разносторонний художник, начал, по заказу известного издательского дома «Эйдзюдо», серию гравюр «36 видов Фудзи». Серию открывала «Большая волна в Канагаве».
Процесс создания гравюры укиё-э
Принцип серийности, вдохновивший европейских импрессионистов (вспомним знаменитые серии Клода Моне), – ключевой для японской гравюры. Состоящие из нескольких десятков графических листов серии – «47 преданных самураев» Утагава Куниёси (он изображал не только кошек!) , «36 видов Фудзи» и «Сто видов океана» Кацусика Хокусая, «53 станции Токайдо» и «Сто знаменитых видов Эдо» Андо Хиросигэ — были объединены общей темой, но не претендовали на нераздельность.
Кацусика Хокусай. Вид на Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава. Серия «36 видов Фудзи»
Сквозная тема серии «36 видов Фудзи», к которой принадлежит «Волна», – священная гора Фудзи, национальный символ Японии, самый любимый мотив японской гравюры, да, пожалуй, и всего японского искусства. На её склонах расположены древние синтоистские храмы, ей поклоняются буддисты, с ней связаны предания и притчи, в честь Фудзи писали оды и гимны, ей посвящали стихи. Говорят, в Японии не было художника, который хоть раз не изобразил бы Фудзи. Веками японцы отовсюду стекались в Эдо (с 1868 года Токио), чтобы полюбоваться Фудзи и совершить восхождение по ее склонам. Гравюры с видами Фудзи путешественники покупали на память о своем паломничестве.
Кацусика Хокусай. «Победный ветер. Ясный день» или «Красная Фудзи». Серия «36 видов Фудзи»
Мы видим Фудзи на каждой гравюре серии, но листов, на которых гора доминирует в пейзаже, всего два: следующие за «Волной» и спорящие с ней по известности «Победный ветер. Ясный день» и «Ливень на вершине», где одинокая гора на фоне неба предстаёт в полный рост, подавляя своим величием. Все остальные листы можно скорее назвать «видами с Фудзи», чем «видами Фудзи». Кажется, что Хокусая больше занимают живые бытовые сценки на первом плане, чем сама Фудзи, которая иной раз едва видна на горизонте или в просвете между домами. Однако гора неизменно присутствует на каждом листе, связывая воедино, в духе философии укиё, сиюминутные картины быстротечной жизни с вечностью природы.
Кацусика Хокусай. Местность Умэдзава в Сосю. Серия «36 видов Фудзи»
Пейзажи с видами Фудзи знакомили японцев с самыми красивыми уголками страны, были своего рода путеводителями и одновременно памятными сувенирами. В названии художник всегда точно указывал изображённое на гравюре место, тщательно передавал особенности ландшафта и конкретные детали, поэтому мы можем с точностью установить, где происходит действие гравюры «Большая волна в Канагаве» и что, собственно, изобразил Хокусай.
Канагава — префектура на острове Хонсю, к юго-западу от Токио с административным центром в Йокогаме. Три рыбацкие лодки проплывают со свежим уловом близ берегов Канагавы на северо-восток, в Токийский залив, чтобы доставить рыбу на столичные рынки. Дело происходит ранним утром – снежная вершина Фудзи западнее Канагавы блестит под лучами солнца, которое восходит как бы за спиной у зрителя, белизна снега контрастирует с пасмурным небом.
Кацусика Хокусай. Пляж Тагоноура в Эдзири, тракт Токайдо. Серия «36 видов Фудзи»
Зритель не сразу замечает маленькие фигурки пригнувшихся людей в лодках, в каждой — по 10 человек. Известно, что длина таких рыбацких лодок 10 — 15 метров, это позволило вычислить высоту большой волны – около 12 метров. Однако, вопреки распространенному среди европейцев мнению, это не цунами. Японцы считают, что на гравюре изображена так называемая «волна-убийца», которая, в отличие от набирающих силу у самого берега разрушительных цунами, внезапно возникает посреди океана, поднимается на огромную высоту и способна перевернуть судно.
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Фрагмент
Какая же судьба ждет рыбаков? Европейские искусствоведы, как правило, склоняются к трагической трактовке гравюры: «Волна бросает лодки, как спички», «пена волн похожа на когти, готовые вцепиться в лодку», «гребцы олицетворяют терпящее бедствие человечество», «люди бессильны перед разгулом стихий». Не так понимают гравюру японцы. Исследователь японского искусства Евгений Штейнер отмечает, что согласно японской традиции, «движение в картине идет справа налево. Соответственно, рыбачьи лодки являют собой активное начало, они двигаются и внедряются в волну, в податливое аморфное начало, а некоторые уже прошли ее насквозь». Рыбаки словно с почтением кланяются стихии, сгибаются перед ней, чтобы не сломаться. Различия в понимании сюжета подводят нас к сложному вопросу: какое послание художника считывает в гравюре европеец, и какое — японец?
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Фрагмент с лодками.
На взгляд европейца, «Волна» – это исполненный драматизма (противостояние человека и могучих сил природы), философски значимый пейзаж. Гора Фудзи, символизирующая Японию, и океан, единый для всего человечества, делают этот пейзаж конкретным и в то же время обобщённым образом нашей планеты. Напряжённый диалог изменчивой, подвижной воды и устойчивого конуса горы подчеркивается ритмическим и цветовым решением гравюры. Огромная волна вздымается, как гора, при этом нельзя не заметить, что на переднем плане Хосусай изобразил еще одну зарождающуюся волну, по форме и цвету подобную Фудзи: конус из воды с белой пеной на вершине вместо снега. Великолепный замысел художника кажется нам совершенно ясным: вода уподобляется тверди, воплощение вечности — гора — получает двойника в непостоянной водной стихии. Мир, состоящий из противоположностей, на миг обретает в гравюре Хокусая единство. Этот мир балансирует на контрастах, его гармония неустойчива, как волна, но тем она и драгоценна.
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. Фрагмент с двумя конусами.
Попытаемся теперь взглянуть на гравюру глазами японца. В иерархии японского искусства «Волна» — это традиционный тип пейзажа «сансуй» (в переводе «горы и воды»), гармоническая картина Вселенной, в которой вода представляет изменчивое, текучее начало, а гора — постоянство и незыблемость. Однако японцу чужда трактовка гравюры в духе «единства и борьбы противоположностей»: с его точки зрения, Хокусай, уподобляя малую волну на переднем плане силуэту Фудзи, не противопоставляет, а уравнивает их сущности в духе дзен-буддизма. Ведь согласно философии дзен, оказавшей глубочайшее воздействие на японское искусство, истинная природа реальности не двойственна: в ней вовсе нет противоположностей, нет разделения на Бога и созданный им мир, на разум и чувства, душу и тело, прекрасное и безобразное, природу и человека, духовное и материальное, воду и земную твердь. А что же есть? Есть единый мир, состоящий из вечно меняющихся сущностей – дхарм, и закон этого мира – постоянное круговращение дхарм, подобное движению колеса.
Кацусика Хокусай. Равнина Фудзимигахара в провинции Овари. Серия «36 видов Фудзи»
В гравюре Хокусая доминируют округлые линии – силуэт волны, выгнутые дугой лодки, впадина между волнами. Они отчётливо складываются в круг, символизирующий колесо дхармы, а незыблемая Фудзи внутри круга как бы превращается во втулку, на которой держится колесо мироздания. Символика гравюры исполнена для японца глубокого смысла: у вечно изменчивого мира (вода) есть постоянная ось (гора). Кстати, подобную композицию (колесо с втулкой) мы встречаем в другой гравюре серии, где маленький конус Фудзи виден сквозь окружность лишенной дна бадьи, над которой трудится бочар («Равнина Фудзимигахара в провинции Овари»).
Камилла Клодель. Волна. 1897
Начиная со второй половины 19 века японская эстетика, как известно, глубоко влияла на европейское искусство. Но и Япония, которая в это время также открылась миру, усваивала уроки европейской живописи. «Волна», олицетворяющая для нас японское искусство, на самом деле не совсем характерная работа. Хокусай внимательно изучал произведения европейской живописи, был в восхищении от неведомой традиционному японскому искусству линейной перспективы и использовал ее в своих работах, в том числе и в «Волне»: именно резкие перспективные сокращения обусловили эффектное сопоставление огромной волны на переднем плане и маленькой Фудзи вдалеке. Изысканное цветовое решение, которое подсказывает сам природа, – сочетание белого и нескольких оттенков синего, сближает гравюру с голландским искусством.
Клод Дебюсси. Море. Три симфонических эскиза. Нотная обложка. 1905
Докатившись до Европы, «Большая волна» сразила импрессионистов (оттиск гравюры был в коллекции Клода Моне), Ван Гога и многих других художников. Эстетика стиля ар-нуво вдохновлена дерзкой асимметрией «Волны «, мы то и дело узнаем в архитектуре, прикладном искусстве, книжной иллюстрации рубежа 19-20 веков ее упругий изгиб.
Иван Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». 1905
«Волна» была очень популярна в Японии, поэтому постоянно печатались новые оттиски, их было сделано около 5-8 тысяч. При этом ранние оттиски «Волны» ценятся чрезвычайно высоко, за ними идет настоящая охота. Оттисками гравюры гордятся Нью-Йоркский «Метрополитен», художественный институт Чикаго, Британский музей в Лондоне, Национальная галерея Мельбурна.
Эмодзи по мотивам «Большой волны в Канагаве»
Копия «Волны » имеется у каждого из нас: поинтересуйтесь, какой набор «эмодзи» (от японского «картинка-символ», мы их называем «смайликами») имеется в вашей электронной почте, в скайпе или в социальной сети. Почти наверняка среди набора круглых физиономий, зверушек, сердечек и прочих символов будет голубая «Волна» Хокусая, крошечная картинка изменчивого мира.
Опубликовано в журнале «Партнер», № 4, 2017
Узнать больше о японской гравюре
можно в «Японском котокалендаре».
Нажми, чтобы прочитать:
Хокусай: великая волна, охватившая мир | Истории художников
Он называл себя стариком со страстью к рисованию и создал свою лучшую работу на седьмом десятке жизни.
«Большая волна в Канагаве» (1829–1833)Кем был Хокусай?
Полагают, что он родился 30 октября 1760 года (даже он был в этом не уверен) в японском городе Эдо (ныне Токио). Его настоящее имя — Токитаро.
Художник и гравер Кацусика Хокусай сменил более 30 творческих имён на протяжении всей своей карьеры. Несмотря на то, что в те времена смена имени была обычной практикой среди японских художников, Хокусай превзошел всех, давая себе новый псевдоним каждые несколько лет. Среди его имён были Шунро, Сори, Како, Тайто, Гакойен, Манджи и, конечно, Кацусика Хокусай — псевдоним, который он использовал на протяжении полувека.
Хокусай никогда не любил оставаться на одном месте слишком долго, он переезжал в общей сложности 93 раза. Почему? Он якобы ненавидел уборку и освобождал помещение, когда было уже невозможно в нём оставаться из-за беспорядка и грязи.
«Вид на Фудзи с горы Готэнъяма»Что означает псевдоним художника?
Кацусика — бедное предместье Эдо, где он родился, а Хокусай означает «северная студия».
После того как художник менял псевдоним на новый, он позволял старый брать своим ученикам.
Сколько «волн» создал Хокусай?
«Великую волну в Канагаве» можно найти во множестве музеев мира. Многие задаются вопросом, сколько же картин было создано?
Хокусай не рисовал картины, а создавал ксилографии (гравюры на дереве). Продавались отпечатки гравюры на бумаге. Серия пользовалась большой популярностью, считается, было создано более 5 000 отпечатков, но со временем многие были утрачены.
Больше всего ценятся первые отпечатки за чёткость линий. С каждой новой копией всё больше изнашивалось дерево и последующие отпечатки гравюры становились всё хуже и хуже. В 2012 году был установлен рекорд цены на аукционе 1,5 млн. долларов за отпечаток высокого качества. В публичной продаже можно найти отпечатки стоимостью 160 тыс. долларов и ниже.
Немногие знают, что Хокусай создал несколько вариантов этого сюжета, однако популярным стал только один.
Поздний вариант 1834 года без лодок и птиц, волна развёрнута в другую сторонуПервый вариант Большой волны «Вид Хонмоку с Канагавы» (1803)«Быстроходная грузовая лодка, сражающаяся с волнами» (1805)Почему «Большая волна» имеет две надписи?
В левом верхнем углу гравюры находится прямоугольник внутри которого Хокусай написал название работы и номер в серии. Слева от прямоугольника надпись, которая переводится как «работа кисти Хокусая, который сменил свое имя на Иицу».
Фрагмент с подписью Хокусая«Большая волна в Канагаве» является первой в серии работ «36 видов Фудзи». Как видно из названия, изначально задумывалось создать альбом из тридцати шести гравюр, однако, позднее Хокусай добавил ещё 10 работ (в итоге он планировал довести число гравюр с видами Фудзи до 100). В первых отпечатках контуры были сделаны тёмно-синим цветом, а в добавленных — чёрным, это изменило цветовую гамму и эмоциональное восприятие работ.
№ 45 в серии видов Фудзи «Вид на Фудзи из Каная, на дороге Токайдо» (1830)Фудзи — священная гора для японцев. Серия стала очень популярна сперва внутри страны, а затем среди туристов. В 1853 году закончился период Сакоку (политика самоизоляции Японии от внешнего мира) и страну стали посещать европейцы. Отпечатки на бумаге были очень дёшевы и хорошо продавались.
Вдохновившись работами Хокусая, аналогичную серию работ выпустил Хиросигэ, второй по известности японский художник-график, мастер ксилографии.
Хиросигэ «Бурное море в Шихиригахама («Семь Ри Бич») в провинции Сагами» (1852)Японское искусство оказало большое влияние на европейские течения ар-нуво и импрессионизм. Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Клод Моне изучали японские гравюры, в том числе работы Хокусая.
Почему на гравюре такая большая волна?
Огромная мощь волны заставляет гору выглядеть незначительной, а лодки кажутся обреченными на гибель. Многие исследователи предполагали, что на гравюре изображена волна цунами, порождённая подводным землетрясением.
Фрагмент гравюры «Большая волна в Канагаве»Современные учёные, основываясь на знаниях о волнах, определили, что Хокусай изобразил волну-убйицу. Зная размер лодок, который составлял 12–15 метров, высчитали пропорцию и определили, что смертоносная волна имеет высоту около 10 метров.
Волна-убийца (также известна как белая или блуждающая волна) — это очень опасная одиночная волна, которая может достигать до 30 метров в высоту. Не смотря на существующую математическую модель, основанную на решении нелинейного уравнения Шрёдингера, до сих пор невозможно спрогнозировать появление таких волн. Волны-убийцы могут привести к крушению даже крупных современных морских судов, поэтому лодки, изображенные на гравюре Хокусая однозначно обречены.
Подборка книг и пазл для фанатов Хокусая:
➜ Пазл из 1000 деталей: «Хокусай. Большая волна»
➜ Книга «Кацусика Хокусай», Воронова Б.
➜ Книга «Хокусай», Виноградова Н.
➜ Книга-альбом «Хиросигэ. Сто знаменитых видов Эдо»
Описание картины «Большая волна в Канагаве» Кацусика Хокусаи
К.Хокусай, «Большая волна в Канагаве», 1830-1831 гг., Фото: sitekid.ru
Название | Большая волна в Канагаве |
Художник, страна | Япония, Кацусика Хокусай |
Год | 1830-1831 |
Жанр | марина, укие-э |
Находится | Метрополитен-музей, Нью-Йорк |
Материалы | Бумага, чернила |
Картину “Большая волна в Канагаве” написал японский художник Кацусика Хокусай в период с 1830 по 1831 годы.
Фундаментальное произведение японского искусства
Одно из самых знаменитых произведений японской живописи за пределами Японии. Первое полотно из цикла “Тридцать шесть видов Фудзи”.
Сюжет разворачивается в префектуре Канагава, на фоне горы Фудзияма: громадная волна нависает над маленькой лодкой. Это полотно, наряду с другими из цикла, изображает гору Фудзи в разнообразных условиях.
Беспощадная волна швыряет лодки как бумажные кораблики. Искусствоведы полагают, что персонажи картины – люди, что в панике цепляются за свою последнюю надежду – хлипкие лодочки, предназначенные лишь для прибрежных заплывов, символизируют здесь человечество в целом.
Отпечатки этой гравюры хранятся в нескольких музеях по всему миру, например, в чикагском Художественном институте и мельбурнской Национальной галерее.
Многие полотна из цикла отличаются мастерским использованием оттенков синего. Драматизм сюжету, к примеру, придает тон “Берлинская лазурь”. Вообще же, “Большая волна в Канагаве” – не традиционная японская гравюра: автор в свое время изучал европейскую живопись. Также выбранная “лазурь” отражает популярность этого цвета на континенте.
При сопоставлении размеров волны и лодок можно сделать вывод, что смертоносная вода возвышается примерно на десяток метров.
Через пару десятков лет популярность этой гравюры разнеслась по всей Европе. Ею интересовались даже такие оплоты искусства как Ван Гог и Клод Моне.
“Большая волна” повлияла не только на развитие живописи: композитор К.Дебюсси (Франция), при написании своего “Моря” также вдохновлялся этой гравюрой, даже поместил ее на обложку нотного стана.
Поэт Р.М.Рильке (Чехия и Австрия) написал целую поэму, вдохновившись “Канагавой”. Поэма называется “Гора”.
Сегодня даже существует смайлик на основе этой гравюры Хокусаи; выглядит аналогично.
Полотно хранится в Метрополитен-музее, в Нью-Йорке.
🌟 Кацусика Хокусай — старик, помешанный на искусстве
Кацусика Хокусай (1760 — 1849) — известный японский художник укиё-э, иллюстратор и гравёр периода Эдо.
«Большая волна в Канагаве» — гравюра на дереве японского художника Кацусики Хокусая. Первое произведение из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». Картина выполнена в стилистике укиё-э.
Хокусай один из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии.
На протяжении своей творческой жизни Хокусай использовал около тридцати псевдонимов. Использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, но несмотря на это по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных авторов.
Частые перемены места жительства Хокусая (более 90 раз) и смены его собственного имени свидетельствуют о беспокойной натуре художника.
Псевдонимы Хокусая нередко используются для определения периодов его творчества.
Курсы японской живописи. Профессиональные преподаватели! Удобный график! Супер цены!
Для записи просим звонить по телефону:
+7 (903) 774-67-01
Работы мастера оказали огромное влияние на художников-импрессионистов и постимпрессионистов на западе от Ренуара до Моне и Ван Гога.
Интересно, что свою знаменитую серию работ «Тридцать шесть видов горы Фудзи» Кацусика создал после того, как ему исполнилось 60 лет. Эти всемирно известные работы изображают священную гору Фудзиямав разные сезоны и погодные условия с разных углов и расстояний. Всего серия состоит из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву.
Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи), из серии «Тридцати шести видов Фудзи»
Хокусай был женат дважды, но обе его жены умерли очень рано. У него было трое сыновей и три дочери, причём младшая дочь, Ои, тоже стала художницей.
Кацусика Хокусай — биография
Автопортрет, Кацусика Хокусай, 1839 г.
Кацусика Хокусай родился 21 октября 1760 года в семье ремесленника, в районе Кацусика города Эдо (старое название Токио), Япония. Имя, данное ему при рождении, было Токитаро.
Считается, что его отец был Накадзима Исэ, он занимался изготовлением зеркал для сёгуна.
Хокусай начал рисовать около шести лет, а в подростковом возрасте стал учеником резчика по дереву. В возрасте 18 лет он был принят в студию Кацукавы Сюнсё, известного художника укиё-э, прославившегося изображениями куртизанок, актеров кабуки и борцов сумо.
Сон жены рыбака, 1814. Сюжет гравюры основан на легенде о принцессе Таматори, ныряльщице за жемчугом, которая, украла жемчужину у морского дракона и, преследуемая морскими чудищами, разрезала грудь, чтобы спрятать жемчужину.
Самая ранняя современная работа Хокусая датируется 1778 годом, когда в возрасте 18 лет он стал учеником ведущего мастера укие-э, Кацукавы Сюнсё.
Обладая тонким вкусом и умением передавать самое важное Хокусай начал экспериментировать с другими стилями живописи, включая западные. Со временем популярность Хокусая в жанре якуся-э уже сравнима с популярностью его учителя.
Через несколько лет, после смерти Сюнсё в 1792 году, Хокусай покидает дом Кацукавы. Эти годы стали переломными в жизни художника. Он начал самостоятельную жизнь, и столкнулся с большими трудностями. Известно, что Хокусаю приходилось жить впроголодь, заниматься мелкой торговлей, чтобы как-то прокормить себя. Но в это время и происходит формирование Хокусая как мастера.
Журавли. Краткие зарисовки журавлей, являющиеся частью серии «Быстрые уроки упрощенного рисования», отражают их элегантные движения и позы.
В этот период творчество мастера охватывают весь спектр японского искусства: гравюры, суримоно, иллюстрирование книг, графических новелл, стихотворных антологий, исторических романов и эротических книг. Так же художник пишет картины и эскизы.
Суримоно — разновидность традиционной японской ксилографии, гравюра, посвящённая определённому событию в жизни или предназначенная для подарка на праздник.
Суримоно
На рубеже веков Хокусай некоторое время экспериментировал с перспективой и колоритом присущими западному стилю.
В начале 19-го века Хокусай начал иллюстрировать исторические романы, которые только входили в моду. Под их влиянием стиль художника начал претерпевать важные и отчетливо видимые изменения между 1806 и 1807 годами. Всё больше внимания уделяется классическим или традиционным темам, особенно самураям, воинам и китайским сюжетам.
Охота на Гото,1832-1834, из серии «Океаны мудрости».
В 1812 году Хокусай познакомился с художником Бокусэном(1775—1824), в результате чего вышла серия иллюстрированных альбомов «Хокусай манга».
Манга Хокусай («рисунки Хокусая»)— это коллекция рисунков, сюжеты которых включают пейзажи, флору и фауну, повседневную жизнь и мифологию. «Манга Хокусая» первоначально была напечатана в 15 выпусках, выходивших с 1814 по 1878 гг. В совокупности в них содержится около 900 страниц.
В 2017 году издательство Петербургское Востоковедение выпустило сборник «Манга Хокусай», состоящий из четырех книг. В аннотации сказано:
«Русское издание — это первая полная и детально прокомментированная публикация «Манга». Подобных изданий (по полноте иллюстраций и комментариев) в мире не существует. Издание состоит из 4 книг. Первая включает введение в «Манга», переводы текстовых фрагментов и комментарии к каждой из 900 страниц, на которых содержатся изображения около 4000 персонажей и сюжетов, плюс указатели. Три другие книги представляют приближенное к факсимильному воспроизведение всех страниц авторской манга».
Манга Хокусай. Художник зарисовывал все, что видел, таким образом Мангу Хокусая можно считать его дневником без слов. Всего у Хокусая вышло 12 томов эскизов, которые включали карикатуры и сцены из повседневной жизни. Эти зарисовки, которые часто называют «энциклопедией японской жизни» .
В 1828 году умерла вторая жена Хокусая, ему было тогда 68 лет. А вскоре вернулась к отцу его любимая дочь Хокусая (и ученица) О-и, разорвав свой неудачный брак с малоизвестным художником по имени Томэй.
Даже в таком преклонном возрасте энергичный художник продолжал работать в своем обычном режиме, он вставал рано и трудился до глубокой ночи.
Из тысяч работ Хокусая его знаменитая серия пейзажных гравюр «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов горы Фудзи») стоит на особом месте.
«Тридцать шесть видов Фудзи»— серия из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву. На всех гравюрах присутствует изображение священной горы Японии—Фудзи.
Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать, когда ему было около 70 лет. А сама знаменитая серия начала выходить в 1831 году. Работы оказались настолько популярны, что художник сделал еще десять гравюр к серии.
В следующий этап своей творческой жизни, начиная с 1834 года, Хокусай трудился над работой под названием «Гакие Роджин» («старик, помешанный на искусстве»). Именно в это время Хокусай создал «Сто видов горы Фудзи» — еще одина значительная серия работ.
Фудзи, морская волна, из серии «Сто видов Фудзи». 1834
Сто видов Фудзи- серия гравюр, изданная в 1834 —1835 годах тремя альбомами. Серия была задумана как продолжение альбома Тридцать шесть видов Фудзи.
В постскриптуме к этой работе Хокусай пишет:
«В шесть лет у меня была страсть копировать форму предметов. В пятьдесят я опубликовал много рисунков, но из всего, что я нарисовал к семидесяти, нет ничего достойного внимания. В семьдесят три года я отчасти постиг строение животных, птиц, насекомых и рыб, а также жизнь трав и растений. И так, в восемьдесят шесть лет я продвинусь дальше. В девяносто я еще глубже проникну в их тайный смысл, и к ста годам я, возможно, действительно достигну уровня чудесного и божественного. Когда мне исполнится сто десять лет, каждая точка, каждая линия будут жить своей собственной жизнью».
В 1839 году пожар уничтожил мастерскую Хокусая и большую часть его работ. К этому времени его карьера начала угасать, поскольку молодые художники становились все более популярными. В возрасте 83 лет Хокусай отправился в Обусе – город в провинции Синано (ныне префектура Нагано) по приглашению богатого фермера Такаи Козана, где он прожил несколько лет. За время своего пребывания в Обузе он создал несколько шедевров, в том числе «мужскую волну» и «женскую волну». Хокусай никогда не прекращал рисовать и закончил «утки в ручье» в возрасте 87 лет.
Мастер всю свою творческую жизнь стремился к совершенству и даже смертном одре он сказал: «если бы только небеса дали мне еще десять лет …Еще пять лет, и я смогу стать настоящим художником.»
Он умер 10 мая 1849 года и был похоронен в храме Сэнсо-дзи в Токио.
Сэнсо-дзи («храм молодой, бледной травы»)— храм буддийской школы Сёканнон в Токио. Сэнсо-дзи является самым старым буддийским храмом на территории Токио.
Самые влиятельные работы
Хокусай прожил долгую, творческую жизнь, но большую часть знаменитых работ он выполнил после 60 лет! Его самой популярной работой является серия «Тридцать шесть видов горы Фудзи», которая была создана между 1826 и 1833 годами. Он фактически состоит из 46 печатных работ (10 из них добавлены после первоначальной публикации).
Другим шедевром является «Сто видов горы Фудзи», произведение изданное в 1834—1835 годах тремя альбомами. Серия была задумана как продолжение альбома Тридцать шесть видов Фудзи, но в отличие от него, гравюры были монохромны— напечатаны в два цвета— чёрный и серый. На некоторых из гравюр серии мастер лишь намекает на присутствие горы Фудзи, показывая её отражение в водах озера или чаше с вином, или её изображение на ширмах.
Крупнейшей из работ Хокусая является 15-томный сборник Хокусай манга (北斎漫画), опубликованный в 1814 году. Работа состоит из почти 4000 эскизов животных, людей, предметов и т. д.
Влияние на искусство и культуру
Творчество Хокусая оказало огромное влияние на западное искусство XIX века. Тематика гравюр мастера присутствует в работах Клода Монеи Пьера Огюста Ренуара. Даже сейчас на его выставки собираются огромные очереди.
Работы Хокусая послужили вдохновением для американского писателя фантаста Роджера Желязны, из-под пера которого вышла новелла «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая», принесшая писателю престижную премию «Хьюго» в 1986 году.
В Британской энциклопедии 1985года Ричард Лейн характеризует Хокусая как «мастера, который с конца 19-го века произвел впечатление на западных художников, критиков и любителей искусства, возможно, больше, чем любой другой азиатский художник».
выдающийся японский художник укиё-э • Yumenohikari
Кацусика Хокусай (по-японски 葛飾 北斎(かつしか ほくさい)(окт.1760 – 10 мая 1849) — величайший японский художник и мастер японской гравюры стиля укиё-э(浮世絵師 (ukiyo-eshi) знаковой исторической эпохи Эдо в Японии. Также он один из представителей культуры Касей (化政文化(かせい ぶんか). Этим термином часто обозначают японскую культуру конца 18 – начала 19 столетия, когда высокого развития и популярности достигает городская культура «тёнинов» (социальный класс в Японии: городские ремесленники и купцы), традиционный театр кабуки, японская гравюра укиё-э и традиционное японское культурно-философское течение кокугаку.
На протяжении всей своей творческой деятельности Кацусика Хокусай использовал порядка тридцати псевдонимов. «Кацусика Хокусай» дословно в переводе «одержимый живописью».
Творчество Кацусика Хокусая многогранно. Особенно важно и интересно его философское наследие, его мысли о творчестве, живописи, о современной ему эпохе. Он оставил поистине гигантское творческое наследие – тридцать тысяч картин и более пятисот иллюстрированных книг. В данной статье мы коснемся нескольких знаковых для самого Кацусика Хокусая работ, характерных для более позднего периода его творчества, которые по праву демонстрируют творческую гениальность, глубокую осмысленность и неподражаемость работ выдающегося мастера.
Тридцать шесть видов Фудзи
Итак, в 1830 году выходит в свет уникальная серия гравюр по дереву Кацусика Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи» (富嶽三十六景 / Fugaku sanju: rokkei). Эту серию больших цветных гравюр японский художник нарисовал в возрасте 70 лет. На каждой картине присутствует изображение священной горы Фудзи. «Тридцать шесть видов Фудзи» знаменует собой особое глубокое внимание художника к священной великой горе как символу вечности. Художник изображает Фудзи с различных мест и расстояний, в разные времена года и при разных погодных условиях, и всегда при выразительных впечатляющих обстоятельствах и окружении. Одни из самых известных картин этой серии: «Большая волна в Канагаве», «Внезапный дождь под горой», «Победный ветер. Ясный день» или «Красная Фудзи» (вверху), «Мост Нихонбаси в Эдо», «Кривая сосна в Аояме», «Храм Хонгандзи в Асакусе».
Картина из этой серии «Большая волна в Канагаве» Кацусика Хокусая бесподобна своей выразительностью и метафоричностью. Огромная волна доминирует над всем пространством картины. Крошечные лодки и виднеющийся вдали пик Фудзи словно созданы художником только лишь для того, чтобы подчеркнуть эту всеобъемлющую мощь водной стихии. Резко изогнутые линии волн, зубчатые на концах, они словно охотник, который пытается схватить свою добычу. И, кажется, что у хрупких лодок нет шансов… Напряжение и сильное чувство опасности создает эта застывшая в своем падении огромная волна. …Благоговение перед сокрушающей и всеобъемлющей силой природы.
Равновесие между водой и другими элементам морского пейзажа подчеркивает движение, а также совершенный баланс и тонкую грань между властью природы и её вечной красотой. И кстати, многие искусствоведы задавались риторическим вопросом: «Странен всё же шторм у художника… Солнце продолжает освящать небо…»…
К слову, помимо Кацусика Хокусая серию гравюр под названием «Тридцать шесть видов Фудзи» в истории японского искусства создал еще один выдающийся художник – Утагава (Андо) Хиросигэ) в 1858 году.
Сто видов Фудзи
Далее, изначально задумав как продолжение указанной выше серии, в 1834-1835 гг. Кацусика Хокусай издает еще три альбома – серию еще одних собственных гравюр «Сто видов Фудзи» (富嶽百景/ Fugaku Hiyaku-kei) . Гравюры «Сто видов Фудзи» схожи тематически с предыдущей монументальной серией, но в тоже время принципиально отличаются от нее. И не только тем, что эта серия выполнена монохромно (черные, серые, белые тона и полутона), а прежде всего и новым прочтением и взглядам на саму природу, её величие и одновременную близость человеческому бытию. Также отметим, большое внимание к деталям, новый взгляд на композицию и новые мотивы в изображении самой Фудзи-сан, эмоциальность. Монохромной техникой исполнения, едва уловимыми полутонами Кацусика Хокусай словно смог передать нам настроение горы и всю глубину её очарования и загадки.
«Манга» Хокусая
Одна из монументальных художественных работ мастера – «Манга», что в переводе «Рисунки или зарисовки Хокусая» (北斎漫画). «Манга» Хокусая представляет собой пятнадцать выпусков, которые выходили в период с 1815 по 1878 год. «Манга» Кацусика Хокусая иллюстрирует городской быт, изображает повседневность и особенности нравов периода Эдо в Японии. В «Манге» Кацусика Хокусай делает зарисовки не только людей, но также животных. Последним посвящен отдельный четырнадцатый выпуск. «Рисунки Хокусая» – это своего рода путевой дневник художника, в котором он пишет и выражает свои мысли посредством картин. «Манга» бесценна как кладезь информации и о воззрениях самого художника на жизнь и творчество, но также как уникальный источник культурных реалий и ценностей эпохи Эдо в Японии, «золотого века» искусства и культуры страны восходящего солнца.
О просветленном состоянии творчества
Кацусика Хокусай прошел сложный жизненный и творческий путь, знал, что такое голод, бедность и лишения. Но через тернии всегда продолжал идти своею дорогою, не желая потакать вкусам публики и вызывая непонимание со стороны коллег по мастерской. Он усердно прокладывал путь к собственному художественному стилю и просветленному состоянию творчества.
Возможно, лучше всего презентуют художника его собственные слова, написанные им в предисловии к работе «100 видов Фудзи»:
«С шести лет я любил изображать различные формы вещей. Я стал художником и с пятидесяти лет мои картины стали часто публиковаться и добились некоторой популярности. Но ничего из того, что я рисовал до 70 лет не достойно внимания. В семьдесят три я стал способен понять рост растений и деревьев, строение птиц, животных, насекомых и рыб.
Я буду стараться и дальше, и, когда достигну восьмидесяти, я надеюсь достичь большого прогресса, так чтобы в девяносто увидеть самую суть, лежащую в основе всех вещей. Так, что когда мне будет сто лет, я достигну просветленного состояния своего творчества, и тогда в сто десять, сто тридцать, а может и более лет, каждая точка и каждая строчка будет как живая мысль».
Большое влияние творчество Кацусика Хокусая оказало и на европейских художников XIX века, особенно оно проявилось в стиле ар-нуво в Германии и в импрессионизме. Мотивы работ Хокусая присутствуют в живописи французских художников Клода Моне (основатель импрессионизма) и Пьера Огюста Ренуара. Гравюрами Хокусая интересовались также Эдгар Дега, Гоген, Мане, Ван Гог, Франц Марк.
Творческие достижения гениального японского художника Кацусика Хокусая – жемчужина не только культуры и искусства Японского архипелага, но неотъемлемая часть всемирного культурного наследия.
(в приложении ниже: фото и два видео)
Большая волна в Канагаве | ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК
Сегодня поговорим об одном знаменитом художнике, а точнее о его картине «Большая волна в Канагаве». Даже если вы не знаете имя художника, то скорее всего данная картина вам встречалась.
Эта гравюра часто встречается на плакатах, аниме, рекламных стендах и не только, она одна из самых известных у Хокусай. Также входит в серию «36 видов Фудзи».
Автором картины является Кацусика Хокусай японский художник, который жил 1760 – 1849 гг. Родился Хокусай в октябре 1760 года в Эдо (Токио) в семье ремесленника. Семья жила в районе, называвшемся Кацусика. Его настоящее имя — Токитаро, но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. Рисованием был заинтересован с 6 лет. Первый опыт Кацусика приобрел, помогая отцу, но вскоре ушел и в 19 лет стал учеником Кацукава Сюнсё. На то время это был очень известный художник. Только вот и там Кацусика не задерживается и ищет свой путь. Он заинтересован европейской живописью, что отражено в его картинах.
Как-то ему приходит заказ на создание «36 видов Фудзи», где «Большая волна» первая гравюра, художнику на то время более 70 лет. Картина становится одной из самых популярных его гравюр.
“Большая волна” принадлежит к жанру укиё-э (направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо; слово «укиё», дословно переводящееся как «плывущий мир»). Создавая свою работу художник пошел против японских стандартов, это проявилось в том, что в картине есть перспектива. Также для нее он использует насыщеный синий, что лучше передает могущество и силу волны, но и не забывает о горе Фудзи на заднем плане. В своих картинах Хокусай показывает разные места и пейзажи. Особенность его работ была в том, что изображал он быт и обычных людей. Благодаря этому работы выглядят очень интересно и красочно, можно окунутся в то время и узнать чем занимались люди и какая была Япония того времени.
Портрет Кацусика ХокусайПодводя итог нельзя не сказать, что Хокусай великий творец. Он шел против правил и это делало его работы интересными и необычными. И конечно, своему призванию он отдал много сил и труда. Вот как он говорил о себе и своём творчестве: «Начиная с шестилетнего возраста, я страстно любил копировать форму вещей, и с тех пор, как мне исполнилось 50, я опубликовал множество рисунков. Но ничего, из того что я нарисовал до моего семидесятилетия, не стоит внимания. В возрасте 73 лет я частично постиг строение животных, птиц, насекомых и рыб, жизнь растений и трав. Так что в 86 лет я достигну дальнейшего прогресса, и в 90 я даже проникну в тайный смысл вещей. В 100 лет мне, возможно, действительно удастся достичь уровня божественных сфер. Когда мне исполнится 110, каждая моя точка, каждая линия будет жить сама по себе».
10 мая 1849 художник скончался, но до самой смерть трудился и дал миру много прекрасных работ, которые известный и сейчас.
Это полезно почитать:
Кацусика Хокусай
Прожорливая неукротимая волна, на фоне которой лодка с рыбаками кажется карикатурной щепкой. Гора Фудзи взирает на происходящее с высоты своего величавого спокойствия. Человек может поработить другого, но он абсолютно бессилен перед стихией… Такие ощущения вызывает самая известная гравюра «Большая волна в Канагаве» авторства Кацусики Хокусая. Эта работа художника – один из самых узнаваемых символов японской живописи.
Родился в Эдо (Токио) 21 октября 1760
Жизнь художника пришлась на Эдо – непростой период японской истории, время правления диктаторского клана Токугава. Когда междоусобные конфликты поутихли, началась новая жизнь полностью контролируемой страны. На фоне полной изоляции и финансовых трудностей происходило становление японского духа – лучшие произведения литературы и живописи Страны восходящего солнца были созданы как раз в этот временной отрезок.
Кацусика Хокусай – это не настоящее имя художника. Родители назвали его Накадзима Токитаро, однако, с тех пор как взял в руки лист бумаги, тушь и кисточку, мастер величал себя как минимум тридцатью различными псевдонимами – и в них путаются даже истинные поклонники его творчества. Например, в возрасте 10 лет он называл себя Тэцудзо. По сути, каждое новое имя было созвучно настроению художника в данный момент – начинался новый этап в творчестве, появлялось новое имя.
Талант мальчика пробудился чрезвычайно рано – уже в 6 лет, по его признанию, он «стал изображать различные формы предметов». В 19 лет его способности отметил известный в тот период художник Кацукава Сюнсё и взял парнишку в подмастерья. Вскоре он позволил ученику выступать с собственными работами – особенно ему удавались театральные гравюры якуся-э. Изображения актёров быстро принесли начинающему мастеру популярность. После смерти учителя Хокусай разрабатывает собственный стиль и в рамках школы ему становится тесно.
Рисовал мир, проплывающий мимо…
В 1796 году художник впервые применяет свой главный псевдоним, прославивший его на века. Одержимый живописью, он работает с феноменальной скоростью – появляются циклы «36 видов Фудзи», «Путешествия по водопадам провинций», «100 видов Фудзи», отпечатки с которых хранятся в лучших музейных коллекциях мира. Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Британский музей в Лондоне, дом Клода Моне во Франции, разумеется, Музей Эдо-Токио – это далеко не полный список крупных галерей, которые гордятся наличием в своих фондах работ Хокусая. Многие знаменитые художники – Ван Гог, Моне, Дега, Мане вдохновлялись его творчеством.
Особое место в творчестве Кацусики Хокусая занимала священная гора Фудзияма, главная национальная святыня японцев. Если западные художники стремились воплотить в картинах собственное представление о гармонии, то азиатские мастера сотрудничали с тайнописью самого космоса, предоставляя душе человека уникальную возможность отыскать баланс самой. Обращаясь к молодым живописцам, Кацусика Хокусай писал: «Если ты хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей». Нужно растворяться в этом мире, ища вдохновение в мимолётной реальности. Для Кацусики Хокусая как ни для кого актуален отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина: «Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный…». В конце концов, мы любуемся самим изображением, а не подписью внизу картины.
Самой известной и тиражированной работой стала «Большая волна в Канагаве» из цикла «36 видов Фудзи». Незамысловатая гравюра является символом японского творчества. Постеры, скульптура на улице Дрездена, игральные карты, обложки дисков, даже иллюстрация Билибина «Бочка по морю плывет…» к «Сказке в царе Салтане» Пушкина относит нас к этой работе японского художника.
Умер в Эдо (Токио) 10 мая 1849
Кацусика Хокусай прожил 89 лет, оставил потомкам более 30 тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг. Он много путешествовал и фиксировал картины «проплывающего мимо мира». Умирая, художник сетовал, что боги не подарили ему еще десять лет жизни или «хотя бы еще пять… Тогда я бы мог стать настоящим художником».
Гостиница «Восточная Азия» в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Здание третьего павильона Улицы Мира «Восточная Азия» в ЭТНОМИРе общей площадью 3000 кв. м объединяет культуры Китая, Кореи и Японии. Выставочное пространство первого этажа поделено на три части. Здесь гости увидят и китайскую мозаику на полу, и бамбуковое японское панно, и характерные для Кореи каменно-черепичные стены. А в китайском ресторане посетители могут отведать блюда национальной кухни.
На втором этаже разместились 16 комфортных апартаментов четырёхзвёздочной гостиницы с видом на этнопарк. Интерьер спроектирован в экологическом стиле: в успокаивающих светлых тонах с использованием природных материалов.
На третьем этаже расположились узнаваемые постройки Кореи, Китая и Японии, а внутри каждой – просторные залы для мероприятий различных форматов. Корейский ханок отлично подойдёт для занятий тхэквондо, тайцзи и практики цигун, китайская пагода – для театральных представлений, а японский дом минка – для мастер-классов по каллиграфии, оригами, созданию икебаны и другим прикладным искусствам. Кроме того, из каждого зала есть выход на крытый балкон, на котором можно заниматься медитацией и оздоровительными практиками или просто дышать воздухом и любоваться чудесным видом на ЭТНОМИР.
Великая волна Хокусая
Под волной у Канагавы (Канагава оки нами ура), также известной как Большая волна, из серии «Тридцать шесть видов на гору Фудзи (Фугаку сандзюроккей)»Дата:
1830/33
Автор:
Кацусика Хокусай 葛 飾 北 斎
Японец, 1760-1849
Об этом произведении
Знаменитая серия Кацусики Хокусая «Тридцать шесть видов на гору Фудзи» (Fugaku sanjûrokkei) была начата в 1830 году, когда художнику было 70 лет. Эта впечатляющая серия установила популярность пейзажных принтов, которая сохраняется и по сей день. Пожалуй, самым поразительным в сериале является обильное использование Хокусаем недавно доступного пигмента «берлинский синий», который присутствует во многих композициях цвета неба и воды. Гора Фудзи — главный герой в каждой сцене, если смотреть издалека или вблизи, в различные погодные условия, времена года и со всех сторон.
Самая известная фотография из набора — «Большая волна» (Канагава оки нами ура), на которой крохотная гора Фудзи видна вдалеке под гребнем гигантской волны.Три впечатления от Большой волны Хокусая в Художественном институте — все более поздние впечатления, чем первое состояние дизайна.
Статус
- В настоящее время не отображается
Отделение
- Искусство Азии
Художник
- Кацусика Хокусай
Название
- Под волной у Канагавы (Канагава оки нами ура), также известной как Великая волна, из серии «Тридцать шесть видов на гору Фудзи (Фугаку сандзюроккей)»
Происхождение
- Япония
Дата
- 1826–1836 гг.
Средний
- Цветная ксилография; Обан
Надписи
- Подпись: Hokusai aratame Iitsu fude Издатель: Nishimura-ya Yohachi
Размеры
- 25.4 × 37,6 см (10 × 14 3/4 дюйма)
Кредитная линия
- Коллекция Кларенса Бэкингема
Справочный номер
- 1925 г. 3245
Манифест IIIF Международная структура взаимодействия изображений (IIIF) представляет собой набор открытых стандартов, обеспечивающих широкий доступ к цифровым медиа из библиотек, архивов, музеев и других культурных учреждений по всему миру.
Узнать больше.
- https: // api.artic.edu/api/v1/artworks/24645/manifest.json
Расширенная информация об этой работе
История публикаций
- Джеймс Куно, Чикагский институт искусств: Основное руководство, ред. изд. (Институт искусств Чикаго, 2009 г.) стр. 100.
- Джеймс Н. Вуд, Институт искусств Чикаго: Основное руководство, ред. изд. (Институт искусств Чикаго, 2003 г.), стр. 86.
- Джим Улак, Японская гравюра (Институт искусств Чикаго, 1995), стр. 268.
- Ukiyo-e Taikei (Токио, 1975), т. 8, 29; XIII, I.
- Матти Форрер, Хокусай (Королевская академия художеств, Лондон, 1988 г.), стр. 264.
- Ричард Лейн, Хокусай: жизнь и работа (Лондон, 1989), стр. 189, 192.
Происхождение
Яманака, Нью-Йорк к 1905 г .; продан Кларенсу Бэкингему, Чикаго, к 1925 году; Кейт С.Букингем, Чикаго, передан Чикагскому институту искусств, 1925 г.
Информация об объекте находится в стадии разработки и может обновляться по мере появления новых результатов исследований. Чтобы помочь улучшить эту запись, напишите нам. Информация о загрузке изображений и лицензировании доступна здесь.
Почему «Великая волна у Канагавы» на протяжении многих поколений озадачивала любителей искусства
Автор Дэн Тхам, CNNJunko Ogura, CNN
Массивная волна угрожает поглотить три рыбацкие лодки, ее пенная корона простирается, как когти, угрожая гребцам внизу.Это эпическая сцена человеческой борьбы и природного ужаса, которая затмевает священную гору Фудзи прямо за ней.
Это «Большая волна у Канагавы», гравюра на дереве японского художника Кацусика Хокусая и одно из самых знаковых произведений азиатского искусства в мире.
Если этот кульминационный момент кажется повсеместным — подумайте о футболках, кофейных кружках, наклейках для ноутбуков — это потому, что он был создан для этого.
Посетитель смотрит на знаменитую гравюру Кацусики Хокусая «Большая волна у Канагавы» в музее Ара Пацис в Риме.Предоставлено: AFP Contributor / AFP / AFP / Getty Images
Произведение считается прекрасным, хотя и несколько избитым, примером «укиё-э», жанра серийных японских гравюр на дереве, на которых изображено все, от анонсов театра до самых непристойная эротика.
Гравюры укиё-э были дешевы в производстве и широко распространены в Эдо (нынешний Токио) между 17 и 19 веками. С оригинальных ксилографов «Великой волны» было сделано до 5000 оттисков. Тогда репродукции продавались по цене миски лапши.
Ремесленники сохраняют традицию японской гравюры на дереве
К тому времени, когда «Великая волна» дебютировала, примерно в 1830 году, Япония заигрывала с идеей положить конец более чем 200-летнему изоляционизму. История роста иностранного влияния очевидна в шедевре Хокусая — богатый оттенок синего, использованный в гравюрах, был импортирован из Европы. Прусский синий, как его обычно называют, был синтетическим цветом, созданным в 18 веке и ценимым за его глубину и стойкость.
То, что Хокусай использовал оттенок в качестве главного действующего лица в своей океанской драме, предполагает, что он изображал Японию на пороге перемен. Поскольку волна предвещает нестабильность и опасность, она также предполагает возможность и приключения.
«Сущность» Японии
Хокусай провел большую часть своей жизни в прибрежном районе Сумида в Токио, где он принял не менее 30 псевдонимов и, возможно, столько же разных стилей. «Большая волна» была первой из его серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи», виртуозного исследования самой высокой и самой почитаемой горы Японии.
«Поместье Умедзава в провинции Сагами», еще один эстамп из коллекции Хокусая «Тридцать шесть видов на гору Фудзи». Предоставлено: Кацусика Хокусай
«Многие люди считают живопись самой сущностью японской культуры», — говорит Ацуко Окуда, главный хранитель музея Сумида Хокусай в Японии. «Простая и мощная композиция горы и форма волны поражают сердце наблюдателя».
Среди известных наблюдателей были французские импрессионисты Эдгар Дега и Клод Моне, а также голландский мастер Винсент Ван Гог, влюбленный в «Великую волну».«Они были не одиноки: в 1860-х годах распространение укиё-э в Европе привело к художественному увлечению Японией на Западе, известному как« японизм ».Смелые цвета и очертания, найденные в« Куртизанке »Ван Гога (после Эйзена) ) «показывает влияние японских гравюр на дереве. Кредит: Предоставлено Музеем Ван Гога, Амстердам / Фонд Винсента Ван Гога
Тем не менее, по словам Юкико Такахаши, шестого по счету, в японском обществе в период Эдо гравюры на дереве не считались искусством Владелец поколения издательского дома Takahashi Kobo.
«В какой-то момент укиё-э попало в зарубежные страны», — говорит Такахаши, чья семья занимается изготовлением укиё-э более 150 лет. «Мы, японцы, не осознавали, насколько они прекрасны, потому что воспринимали их как должное в нашей повседневной жизни».
Искусство, находящееся под угрозой исчезновения
В мастерской Такахаши мастер Нориясу Сода работает над копией «Великой волны» Хокусая. Сначала он увлажняет бумагу «васи», а затем наносит краску и небольшое количество рисового клея на деревянную плиту, чтобы краски прилипли.
Каждая сторона любого блока представляет свой цвет, который будет наложен на укиё-э. Сама по себе эта часть требует черного контура, различных оттенков синего для воды и оттенков желтого и розового для неба.
На ранних этапах своей карьеры Хокусай работал над несколькими иллюстрированными книгами. Кредит: Кацусика Хокусай
Этот кропотливый процесс требует максимальной точности. Такахаши говорит, что для того, чтобы стать настоящим укиё-э «шокунин», или мастером-мастером, требуется около десяти лет, и что сегодня в Токио осталось всего 25 человек.
«Мы должны добиться успеха в передаче этой замечательной техники гравюры на дереве укиё-э», — говорит она. «Мастера, вовлеченные в эту работу, изо всех сил стараются обучить этим навыкам следующее поколение».
15 фактов о «Большой волне у Канагавы», которых вы могли не знать
Мгновенно узнаваемый фильм Кацусики Хокусая The Great Wave off Kanagawa изящно передает мощь океана в двухмерное изображение, столь же обманчиво простое, сколь и завораживающее.Но то, что скрывается за этим любимым шедевром XIX века, может вас удивить.
1. Хотя он назван в честь волны, он также скрывает гору.Посмотрите прямо от центра. То, что вы могли принять за другую гребневую волну, на самом деле является заснеженной горой Фудзи, самой высокой вершиной в Японии.
2. Это печатная серия, а не картина.Хотя Хокусай также был художником, художник периода Эдо (1603-1868 гг. В Японии) был наиболее известен своими гравюрами на дереве. Большая волна у Канагавы стала самой известной из его серии Тридцать шесть видов на гору Фудзи . Яркие цвета и убедительное использование пространства, каждый из этих принтов изображает возвышающуюся вершину с другого ракурса и окружения.
3. Создание этой серии было хитрым бизнес-ходом.Гора Фудзи считается священной для многих и породила буквальный культ. Так что серия портретов, которые легко выпускались серийно и продавались по низким ценам, была легкой задачей.Но когда позже туризм в Японию процветал, гравюры возродились как часть быстро развивающейся индустрии сувениров, особенно если они изображали ее великолепные горы.
4. Хокусай рисовал 60 лет, прежде чем создал эту Wave .Его точный возраст было трудно определить во время создания Великой волны у Канагавы . Однако принято считать, что ему было за семьдесят. Хокусай начал рисовать в 6 лет, а в 14 он был учеником резчика по дереву. К 18 годам Хокусай брал уроки у художника-гравера стиля укиё-э Кацукава Сюнсё. Незаметно для молодого начинающего художника, этот путь приведет к самому культовому произведению искусства Японии.
5. Большую волну у Канагавы можно увидеть в музеях по всему миру.Так как это гравюра на дереве, можно обойти множество Great Waves . Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Британский музей Лондона, Институт искусств Чикаго, LACMA в Лос-Анджелесе, Национальная галерея Виктории в Мельбурне, а также дом и сад Клода Моне, которые часто изображают, могут похвастаться принтом на своих публичных выставках .
6. Япония задержала распространение этой волны по всему миру.The Great Wave off Канагава , вероятно, был напечатан между 1829 и 1832 годами, но в то время Япония не вела культурные отношения с другими странами, за исключением торговли с Китаем и Кореей, которая строго контролировалась, и голландцами, которые были разрешено работать только в Нагасаки. Пройдет почти 30 лет, прежде чем политическое давление заставит Японию открыть свои порты и экспорт для иностранных государств.В 1859 году по Европе прокатилась волна японских гравюр, завоевав восхищение таких людей, как Винсент Ван Гог, Джеймс Эббот Макнил Уистлер и Клод Моне.
7. Японские политики и искусствоведы не считали это настоящим искусством.Великая волна у Канагавы приобрела такую известность, что стала окончательным представлением японского искусства и культуры для большей части мира. Но, как объясняет искусствовед Кристин Гут из Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета: «В Японии гравюры на дереве не рассматривались как искусство, они рассматривались как популярная форма выражения и коммерческой печати.«Когда-то использовавшиеся для буддистских текстов, гравюры на дереве стали синонимом иллюстраций к стихам и любовным романам. Так что правительственные чиновники и историки искусства Японии были менее чем в восторге от того, что такая, казалось бы, скромная форма искусства стала их определять.
8. Большая волна у Канагавы не является чисто японским по своему стилю.Хокусай изучал европейские произведения в дополнение к японским, и его особенно вдохновила линейная перспектива, используемая в голландском искусстве.Его собственный вариант этого устройства очевиден в низкой линии горизонта, в то время как европейское влияние проявляется в использовании им берлинского синего, цвета, довольно популярного в то время на континенте.
9. Чем раньше отпечаток, тем он дороже.По оценкам, от 5000 до 8000 отпечатков было сделано с изображения The Great Wave off Kanagawa . К сожалению, в процессе всего этого производства деревянные блоки, используемые для штамповки цветов, ломались, а вместе с ними и качество изображения.Эта постепенная деградация является причиной того, что музеи хвастаются тем, что их гравюры являются «ранним» выпуском.
10. Отпечатки, хотя когда-то были дешевыми, теперь стоят дорого.Хотя были напечатаны тысячи, по оценкам, остались только сотни Великая волна у Канагавы . Состояние экземпляра определяет его ценность. Первое состояние из издательства Nishimuraya Yohachi имело характерный синий контур, а второе — черным. Говорят, что первый принесет от 40 до 60 тысяч долларов, а второй — вдвое меньше.Даже хорошая копия могла принести коллекционеру несколько тысяч.
11. В некотором смысле отпечаток подписан дважды.В верхнем левом углу отпечатка вы заметите рамку с надписью внутри и снаружи. Внутри коробки Хокусай вырезал название произведения, включая его место в серии Тридцать шесть видов горы Фудзи . Но слева от него он написал «Хокусай аратаме Иицу хицу », что переводится как «Из кисти Хокусая, который изменил свое имя на Иицу.«В течение своей карьеры Хокусай менял имя более 30 раз. Сегодня эти разные имена используются для обозначения отдельных глав его работ.
12. Это вдохновляло на музыку.Французский композитор Клод Дебюсси поделился вдохновением для создания своей оркестровой композиции The Sea ( La Mer ) на обложке нот издания 1905 года. Здесь эскиз, сделанный по образцу The Great Wave off Kanagawa , дал меломанам образ, который ассоциируется с его симфоническими эскизами.Вы можете послушать его исполнение выше.
13. Цикл, частью которого является стихотворение.Глядя на амбициозное творение Хокусая, австрийско-чешский поэт Райнер Мария Рильке был поражен старанием, которое, должно быть, было вложено в его создание. Так родилась его поэма «Гора», начинающаяся словами: «Шесть тридцать раз и сто раз / художник пытался захватить гору, / разорвал ее, затем снова двинулся вперед / (шесть, тридцать раз и сто раз ).»Кроме того, перешли от иконки к эмодзи.
14. Эта волна — не цунами.Сила волны заставляет гору казаться крошечной, а лодки, покачивающиеся под ней, кажутся обреченными на гибель. Такое предположение о насилии побудило многих предположить, что The Great Wave off Kanagawa — это цунами. Но ученые Джулиан Х. Э. Картрайт и Хисами Накамура исчерпывающе изучили отпечаток и то, что мы знаем о волнах, чтобы определить, что это на самом деле волна-убийца или, с научной точки зрения, «нисходящий прерыватель».”
15. Эта волна, тем не менее, смертельна.Волны-бродяги также известны как «волны-чудовища», «волны-монстры» или «волны-убийцы», потому что они возникают в открытом океане и внезапно, иногда опрокидывая океанские лайнеры. Эту волну-убийцу можно измерить с помощью трех рыбацких лодок ( oshiokuri-bune, ). Картрайт и Накамура использовали свой известный размер, чтобы определить высоту The Great Wave off Kanagawa примерно от 32 до 39 футов.
Почему великая волна захлестнула мир
Под волной у Канагавы , примерно 1830–1831, Кацусика Хокусай. Ксилография (нисики-э) в Тридцать шесть видов горы Фудзи . Коллекция Уильяма Стерджиса Бигелоу, Музей изящных искусств, Бостон. Фотография © Музей изящных искусств, Бостон
После ужасного землетрясения и цунами 2011 года в Тохоку, Япония, повсюду возникло хорошо известное изображение единственной гребневой волны — от призывов о сборе средств для оказания помощи до работ японских художников, которые адаптировали его, чтобы прокомментировать катастрофу.На гравюре 1831 года, Под волной у Канагавы , изображена волна, которая, кажется, поглощает не только лодочников, доставляющих свежую рыбу в город Эдо (известный сегодня как Токио), но даже на гору Фудзи.
С момента своего создания 184 года назад работа Кацусики Хокусая, также известная как «Великая волна», была мобилизована как символ не только цунами, но и ураганов и авиакатастроф в море. Именно потому, что Under the Wave off Kanagawa поддался такому количеству переосмыслений, что стал мировой иконой, столь же узнаваемой, как кино или музыкальная знаменитость. Оттиск гравюры в настоящее время находится на выставке Hokusai в Музее изящных искусств в Бостоне.
Волны непредсказуемы. В одну минуту они там, а в следующую их уже нет — и мы ощущаем их только в процессе их исчезновения. Хокусай обладал сверхъестественной способностью улавливать волны во всем их разнообразии и возвращался к этой теме снова и снова на протяжении своей шестидесятилетней карьеры, с 1790-х годов до своей смерти в 1849 году. Он сделал множество вариаций драмы человека и человека. природа пробудила в «Великой волне.”
Хокусай также создал живописные виды волн, разбивающихся о пляж, разработал волны для украшения гребней и фрамуг, используемых в архитектурных интерьерах, и написал инструкции для начинающих художников о том, как рисовать входящие и исходящие волны. На одной из иллюстраций книги, напечатанной на ксилографиях, фокусник вызывает в воображении волну в ладони. В каждом из них именно ощущение остановленного движения заставляет волну оживать.
Лодки экспресс-доставки, плывущие по волнам , 1800–05, Кацусика Хокусай.Коллекция Уильяма С. и Джона Т. Сполдинга, Музей изящных искусств, Бостон. Фотография © Музей изящных искусств, Бостон
«Большая волна» находится у побережья полуострова Босу, региона, известного своими бурными морями. Это поразительное и игриво подрывное сопоставление — эта волна, застывшая в замедленном движении, невероятно крадет сцену у священного вулкана горы. Fuji. Но, несмотря на топографическую специфику, гравюра Хокусая — произведение воображения, открытое для интерпретации.Нет никаких исторических свидетельств, связывающих это художественное видение с приливной волной.
И все же «Большая волна» — наряду с ее ролью символа катастрофы — часто связана с реальным цунами. Эта связь иногда косвенная, как, когда изображение использовалось для обсуждения того, что произошло в 2011 году, а иногда и прямая — как в недавней статье в Economist говорится, что Хокусай изображал цунами 1700 года на своей гравюре.
Японские историки долго сопротивлялись этой интерпретации, потому что замысел Хокусая — плод воображения, и нет никаких свидетельств того, что он предвидел приливную волну.После цунами в Японии в 2011 году историки выступили на радио и телевидении Великобритании, чтобы настаивать на том, что портрет Хокусая на самом деле не был приливной волной. Они сказали, что волна была поднята ветром. Ученые соглашаются, утверждая, что это культовое изображение следует рассматривать как «погружающийся в воду ледокол» или «волну-убийцу» — странное явление, вызванное сильным ветром и сильными течениями в открытом море, а не на берегу.
Восприятие «Большой волны» как цунами, по-видимому, является следствием перевода, неправильного перевода и ассоциаций, которые произошли с тех пор, как изображение впервые распространилось за пределы Японии.Для французского авангарда конца XIX века работы Хокусая стали символом японского влияния, которое можно увидеть в работах Моне и Ван Гога, которое смело уставшие ценности академии, хотя многие также считали эти новые художественные стили угрожающими для традиционная французская культура. Это нарушение было широко охарактеризовано как «новая неопределенность», новая волна.
Слияние волны Хокусая с приливной волной могло быть вызвано тем фактом, что мода на все японское в Европе и Америке в конце 19 века совпала с цунами 1896 года, которое вызвало огромные разрушения на севере Японии.Об этом сообщают во всем мире, и европейцы и американцы осознали опасность стихийных бедствий, о которых раньше знали только издалека. Хотя фотографии свидетельствовали о разрушениях и человеческих жертвах, вызванных цунами на суше, они не могли запечатлеть саму волну, оставляя ее внешний вид на усмотрение зрителя. «Большая волна» заполнила этот недостающий фрагмент.
Кроме того, есть способы, которыми изображение использовалось в качестве замены для широкого спектра стихийных бедствий. В 1948 году романист Перл Бак написал трогательный аллегорический детский рассказ, действие которого происходит в Японии, под названием « Большая волна », проиллюстрированное гравюрой Хокусая. Он был призван помочь детям справиться с последствиями Второй мировой войны и началом атомной эры.
Мемориал рейса 800 авиакомпании Pan Am в Стоуни-Пойнт-Бич, Лонг-Айленд
Эстетизирующая дистанция гребня волны Хокусая по-прежнему является альтернативой ужасающей реальности глобального воздействия вулканических извержений, землетрясений и цунами в Тихоокеанском регионе, а также других техногенных катастроф. Художник Дэвид Салле включил его в цикл изображений, посвященный урагану Катрина, и мемориал на пляже Стоуни-Пойнт, Лонг-Айленд, жертвам авиалайнера Pan Am Flight 800, разбившегося над Лонг-Айлендом в 1996 году, с изображением волны Хокусая. превращаясь в птиц, летящих ввысь.
Легко адаптируемая, «Великая волна» приобрела множество противоречивых значений, которые никогда не предполагались и не предполагались ее создателем. Но вместо того, чтобы рассматривать это как случай «потери перевода», для меня именно этот потенциал плюрализма и делает «Великую волну» великой.
Текст сообщения © Zócalo Public Square. Все права защищены.