Какие штрихи бывают: Виды штриховки. Как штриховать карандашом?
- Штриховка и её разновидности — Мир искусства
- Штрихи. Их разнообразие и способы исполнения
- Штрихи
- основные правила и техники нанесения линий карандашом
- Какие виды штриховки бывают. Какие бывают виды штриховок
- штрихи — это… Что такое штрихи?
- Штрих (музыка) — это… Что такое Штрих (музыка)?
- touch — Перевод на русский — примеры английский
- TOUCHES — Перевод на русский
Штриховка и её разновидности — Мир искусства
Рисунок академического направления качественно передает объём, воздушное пространство и у зрителя появляется ощущение трёхмерности на плоской поверхности листа. Во время рисовании художник создает иллюзию объема с помощью штриховки, старательно нанося штрих за штрихом, в живописи форму лепится цветовым мазком.
Прорабатывая светотеневую структуру рисунка художник моделирует форму предмета, постоянно сравнивая тень (самое темное тоновое пятно) и блик (самое светлое тоновое пятно), а также прослеживать от куда идет свет, который создает собственную тень, рефлекс и падающую тень изображаемого предмета.
Внимательно изучая контрастность этих участков, а не пассивно срисовывая увиденное тоновое пятно, создавая плавный переход полутонов из света в тень, прослеживая границы собственной и падающей теней предметов, можно создать объемный рисунок.
Некоторые мастера рекомендуют штриховать по форме, как хочется погладить этот предмет рукой. Данную штриховку можно заметить на денежных купюрах. Но это не единственная техника нанесения штриха, а одна из многих, перечисленных ниже.
Таким образом, для художника-графика представляется множество способов для воплощения своих творческих идей и личностного самовыражения, поделиться собственным восприятием мира и красоты вокруг. Комбинируя разные типы штриха можно создать действительно уникальное художественное произведение, включая опыт предшественников, импровизируя, создавая что-то новое! Стоит отметить, что от качества ваших материалов зависит благородство и аккуратность вашего рисунка, а вот глубина тона не приравнивается к мягкости карандаша и штрихует наслоением, постепенно усиливая тон и уточняя детали.
1. Штрих по диагонали дает динамичность и легкость рисунку.
Используется для создания воздушного пространства и передачи полутона, перехода от света к тени. Накладываются штрихи параллельно друг другу остро заточенным грифелем как мягким так и твердым карандашом. Стоит отметить, что линия и тон — это два главных средства передачи предмета в рисунке. Штрих средствами линии формирует пространство и создает сам пластический образ. Основные виды штриховки: горизонтальна, вертикальная, наклонная и перекрестная.2. Крестообразная штриховка создает глубину рисунку, тональную насыщенность и реалистичность. Вследствие крестообразной штриховки тень стает глубже, а свет стает ярче. Благодаря наслоением разнообразных линейных штрихов прорабатываются детали, уточняя их форму. Таким образом линия имеет не только композиционную и конструктивную силу, а и пластическое её выражение через построение изображаемого образа.
3. Хаотичный, непроизвольный штрих имеет свои привилегии и хорошо подходит как для набросков, так и для более серьезных и проработанных рисунков. В зависимости от задумки и предмета изображения эта манера может помочь передать определенное состояние или характер предмета, её фактуру. Сами штрихи разной формы и длины дают ощущение шероховатости, линии как «бегают» по форме и обволакивают светотенью.
Различные подходы к штриховке дает широкий выразительный диапазон, линия в её многообразной интерпретации дает возможность для передачи любой поверхности и изображаемый предмет. Этот метод широко используется в дизайне и искусстве иллюстрации, графики. Подача одного и того же предмета вариативна.
Стоит заметить, что видов графических карандашей очень много: графический стержень может быть разного диаметра, что дает больше возможности для художественных эффектов. Также он помещается как уже в готовую деревянную оправу цилиндрической, округлой, треугольной, шестигранной формы, так и в цанговый, металлический карандаш. Каждый грифель имеет свою твердость и указывается определенными буквами и цифрами. Это отображается в соотношении графита и обожжённой глины в составе стержня.
Если вспомнить искусство Высокого Возрождения и его главного представителя Леонардо да Винчи, то можно заметить, что рисунки для художника — это маленькие рассказы, в которых он отображает свой взгляд на природу вещей. Это графическое послания людям, в котором помещаются его мысли-формы и их направленное движение. Вместо того, чтобы использовать всем привычные буквы, слова и предложения он выражается средствами линии своего серебряного карандаша, пера или угля.
Как известно Леонардо был не только отличным художником, скульптором, архитектором, ученым и инженером, а и являлся основоположником палеонтологии, утвердил ботанику, как самостоятельную дисциплину. Также глубоко изучал механику, эмбриологию и сравнительную анатомию. В его многообразии увлечений и широте творчества, он искал какой-то тайный смысл бытия. Часто в его записях и набросках можно встретить изображения аллегорического и эмблематического содержания. Как утверждал сам
С художественной точки зрения можно отметить, что Леонардо да Винчи как художник был очень грамотный и придерживался классических образцов того времени, что актуально и сейчас. А именно использование четких параллельных штрихов по форме, плавно изгибая все рельефы поверхности. Дополнительно прорисовывал воздушную среду в рисунке наклонной штриховкой.
Ознакомившись с творчеством ещё одного художника Винсента Ван Гога, можно проследить как он хорошо передает средствами мазка ритмичность в картине, её воздушность и декоративность одновременно. Аккуратно нанося штрих одного размера через определенный регулярный промежуток можно добиться эффекта колебания на поверхности картины, её динамичности. С помощью различных вариаций длины штриха можно передать воздушную перспективу в рисунке или же акцентировать на определенном участке, создать мнимое, нервозное, эмоциональное настроение в графической картине.
5. Тушевка — следующий вид штриховки, которую более подробно изучим. Она передает мягкость тоновых переходов и наделяет рисунок реалистичностью, отлично изображает глубину и бархатистость теневых соотношений. Подходит как для экспрессивных смелых, грубых рисунков, например, быстрых набросков или эскизов к картинам. Передает мягкие, плавные переходы в сентиментальной фотографичной манере. Этой манерой часто пользовался Репин в своем портретном творчестве: на фоне грубых темных штрихов выделял мягкое светлое лицо. Также применяют этот тип штриховки к пейзажу: передний план проработан грубой штриховкой, а задний – мягкой тушевкой. Наклонив графитный карандаш ближе к бумаге и оголив графит на 1 см от деревянной оправы, наносим плашмя широкие и мягкие линии в зону теней. Также можно добиться этого эффекта, используя в своем художественном арсенале графит в форме прямоугольного бруска, особенно это уместно для больших форматов.
6. Рисунки, в которых объем передается точками, прекрасно отображают тончайшие переходы тона и фактуру поверхности предмета.
Часто такой техникой пользовались ботаники для передачи изображения растений и животных средствами графики (пера и чернила) в своих научных трудах по изучению живого мира. Также точками можно передать линию или контур предмета в более мягкой форме, избегая резких границ и очертаний, грубого контура.Иллюстрации, выполненные точками, легкие и немного расплывчатые, не такие четкие, как выполнены перекрестной штриховкой. Зато можно избежать риска ошибиться, наметив предварительно тоновые переходы на предмете. Хоть перекрестная штриховка и имеет свою энергию, динамику и направленность, но в конечном итоге рисунок может выйти немного хаотичным и тяжеловесным. Стоит заметить, что в рисунке для передачи свето-теневой градации используют не только традиционные материалы, как карандаш, тушь, уголь, а и акварель. Карандашом чертят тонкие линии, а акварелью мягко оттеняют и одновременно делают рисунок более контрастным и реалистичным.
На первый взгляд техника пуантилизм или узор точками покажутся доступны каждому в исполнении, потому что результат работы довольно предсказуем: точка за точкой и ваша работа готова! Но это только кажется… Пуантилизм многому не под силу из-за монотонности, однообразия и больших затрат времени в целом. Зато рисунок в конце вас порадует, ваши затраты будут вознаграждены!
Штрихи. Их разнообразие и способы исполнения
Добрый день учащиеся и педагоги!
Наступила III четверть, уже идёт можно сказать, и мы знаем, что в эту пору, точнее в конце февраля, нас ждёт технический зачёт. И Вы может, помните, что на втором техническом зачёте мы показываем что? Да, гамму, но минорную и в ней штрихи. И вроде бы как вот Вы знаете их, но иногда вместо какого-нибудь «мартеле» – заиграете какое-нибудь, например, «стаккато»! И чтобы такого не было, чтобы все Вы сдали технический зачёт ну очень хорошо и не забыли их после техзачёта, мы поговорим с Вами о штрихах сегодня более подробно! Итак, штрихи!
Что же такое штрихи?!
Штрихом, можно назвать конкретную форму движения смычка, которая даёт нужный звуковой результат для воплощения данного художественного замысла или намерения. Вы знаете, штрихи бывают разные, для чего? Да, правильно! Чтобы наша музыка была не однообразной, а интересной, разнообразной! Ведь характер делают именно штрихи!
Проходя все 8 классов, Вам встречается огромное количество различных штрихов, особенно в концертах (опять же для чего?) и Вы играете их, как подскажет учитель, но не всегда знаете, как они называются, и, пройдя произведение, забываете их и в следующем уже вспомнить не можете, и опять ждёте подсказки учителя.
Сегодня, мы назовём основные штрихи, которые наиболее чаще встречаются в нашей ученической скрипичной жизни, остановимся на них более подробно и постараемся запомнить их.
Итак, существуют 4 группы штрихов:
- Протяженные
- Маркированные
- Прыгающие
- Смешанные
Ну вот, я думаю, с протяжёнными и прыгающими понятно: (протяжённые – это как бы протягивая – к ним можно отнести такие штрихи как «деташе», «легато», а прыгающие – это те, которые что? Да, прыгают – это «спиккато», «сотийе»). А вот маркированные штрихи и смешанные – что это за штрихи? Ну, давайте подумаем? Маркированные – от слова «маркато» — а «маркато» это как? – «подчёркивая», «выделяя», то есть какие-то особенные, выделяющиеся; к таким штрихам можно отнести «мартеле», «пунктир». А смешанные штрихи – это какие? Это такие штрихи, которые соединяют приёмы как одной, так и нескольких групп. Как это? Ну, иногда встречаются такие штрихи, которые вроде не подходят ни к той, ни к другой группе (ну или наоборот, подходят и к той и к другой).
Ну а теперь давайте знакомится с каждым штрихом отдельно, и начнём мы с группы протяжённых штрихов.
«ДЕТАШЕ». В переводе с французского значит «отделять». Штрих «деташе» — это исполнение каждой ноты отдельным смычком вверх и вниз. «Деташе» – один из наиболее часто применяемых штрихов. Исполняется в пределах всей темповой зоны. Относится к группе протяжённых штрихов. Почему? Потому что как бы протягивая по струне.
В зависимости от характера музыки «деташе» может исполняться по-разному (в разных частях смычка, а также более мягко, или наоборот, более декламационно).
Следующий штрих это штрих «ЛЕГАТО». Он тоже относится к группе протяжённых штрихов и также как и «деташе» очень часто используется в нашей скрипичной практике. В переводе с итальянского «легато» — это «связно». Одним движением вверх или вниз можно связать от двух и более нот. А одну нотку можно сыграть «легато»? Нет, конечно. Потому что нечего будет связывать. Между собой ноты в «легато» мы связываем вот таким вот обозначением «», дугой или лигой.
«ПОРТАТО». Этот штрих занимает промежуточное место между «легато» и «стаккато». Он употребляется для увеличения артикуляции звуков при «легато» (то есть для того чтобы выделить, подчеркнуть нотки в «легато») и для создания специфического волнообразного звукового эффекта. Штрих напоминает собой мягкое «стаккато» в кантилене. Достигается путём усиления нажима волоса смычка в начале каждого звука «легато» и дальнейшим отпусканием его с помощью мягких пульсирующих движений кисти.
«БАРИОЛАДЖ». Этот штрих представляет собой быстрое чередование соседних струн в «легато» и в основном встречается в виртуозно-скрипичной литературе. Также относится к группе протяжённых штрихов.
И мы переходим к группе марткированных штрихов.
«МАРТЕЛЕ». В переводе с французского «мартеле» означает «отбивая» — резкий, отрывистый. Штрих «мартеле» представляет собой острый звук с паузой равной ему по длительности. Вы знакомы с таким штрихом. Для придания какого характера произведению нужен такой штрих как «мартеле»? Для мужественного, героического. Штрих «мартеле» исполняется по принципу «деташе» с остановками, но начинается с резкого «укола» струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью небольшого вращательного движения предплечья. Остановку нужно сделать для того, чтобы отдохнуть и быстро приготовиться к новому движению. «Уколов» нужно направить смычок свободно к концу. Он должен стремительно, легко и прямо двигаться, как стрела, пущенная из лука. Если сделать всё правильно звук получится решительным, смелым. Для этого, над штрихом следует, конечно, поработать. Да. И чёткое исполнение штриха «мартеле» возможно только до определённых темповых границ, иначе паузы будут потеряны, Вы не успеете приготовиться к новому «уколу» и штрих превратится в «деташе». Помните об этом.
«ПУНКТИР». Также относится к группе маркированных штрихов. «Пунктир» широко применяется в скрипичной литературе и способствуют созданию таких образов и характера как героической маршевости, танцевальности (очень часто используется в танцах, особенно в таких как «мазурка»), а бывает и употребляется в сурово-трагических эпизодах (например, все мы помним марш «Монтекки и Капулетти» из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», мы его прослушаем позже). Пунктирные штрихи бывают слитные, то есть слигованные, а бывают разделёнными (этот вид пунктира считается более виртуозным, так как его сложнее выполнить). Порой эти штрихи соединены. В зависимости от характера музыки эти штрихи могут быть более острыми, резковатыми или наоборот, более мягкими, слитными. Но всё-таки основная задача исполнения пунктирного штриха – это добиваться острого яркого короткого звука. Ну а теперь марш «Монтекки и Капулетти». Исполняет Богдан Юсуфханов (11 лет, город Одесса).
«СТАККАТО». Этот виртуозный штрих встречается во многих произведениях. В переводе с итальянского «стаккато» значит «отрывисто». Вы случайно не помните, какой ещё штрих имеет такое же значение? Да, это «мартеле». По характеру он родственен штриху «мартеле», исполняемых несколько раз в одну сторону (вверх или вниз). «Твёрдое стаккато» может исполняться с разной скоростью, но в основном в таком темпе, в котором «мартеле» уже не может быть чётким. «Стаккато» бывает различного размера, от двух и более (пассажей) на смычок. Отрабатывает его лучше следующим способом: начинать с 2-4х звуков на смычок. Играть нужно с акцентом на каждый звук, с небольшими паузами между нотами. Потом можно пробовать сыграть и более нот на смычок, постепенно ускоряя темп. Главная задача, чтобы каждый звук был отчётливым, не смазанным. Штрих опять же удобно вырабатывать на известном мотивчике из первого упражнения Шрадика.
Вы, наверное, услышали, что я сейчас называла «стаккато» «твёрдым»?! Это не случайно. В нашей практике существует ещё такой штрих как «летучее стаккато» или «стаккато «volant». Они хоть и похожи по названию, но и относятся к разным группам штрихов – «твёрдое стаккато» к группе «маркированных» штрихов, а «летучее стаккато» к группе «прыгающих» штрихов, и исполняются они, естественно, по-разному. И если «твёрдое стаккато» это несколько нот «мартеле» на один смычок, то штрих «летучее стаккато» напоминает собой последовательность штрихов «спиккато» на один смычок. В нотах он обозначается по-разному (показать пример в нотах И.Брамса. «Венгерский танец №5»). Не всегда понятно в нотах, что это именно «летучее стаккато», бывает, конечно, хороший редактор, подпишет, что исполнять нужно именно этим видом «стаккато», бывает, подскажет учитель, а бывает что догадаться нужно самому, исходя из характера произведения, темпа. А исполняется он вот таким образом (продемонстрировать на примере «Венгерского танца №5» И. Брамса).
А в исполнении Ефимова Дмитрия прозвучит этюд-стаккато, который написала Наталья Бакланова. У меня есть замечательное видео. В исполнении величайшего американского скрипача XX века Яши Хейфеца (1901-1987 гг.) прозвучит пьеса «Хора-Стаккато», которую написал румынский скрипач и композитор Григораш Динику. Пьеса почти целиком написана штрихом «стаккато». Итак, слушаем.
«ШТРИХ ВИОТТИ». Этот штрих назван по имени итальянского скрипача Джованни Баттисты Виотти, часто применявшего его в своих сочинениях. «Штрих Виотти» близкий «родственник» «мартеле». Соединив два штриха «мартеле» одним движением смычка мы получим «штрих Виотти». Главное, в нём нужно акцентировать каждый второй звук. После акцента руку нужно освободить. Этот штрих может исполняться всем смычком или же его частью, в зависимости от характера и темпа произведения.
«СПИККАТО». В переводе с итальянского «отрывать». Штрих достигается путём бросания смычка на струну и его отскакивания. При исполнении «спиккато» смычок держится в воздухе над струной, а затем как бы роняется на струну (зацепляя её) и отскакивает от неё подобно шарику, вместе с горизонтальным проведением смычка по струне. Сильно смычок сжимать не нужно, мизинец и большой палец закруглены и не напряжены. Движение кисти при этом напоминает «качели»: влево-вправо.
«СОТИЙЕ». Штрих «сотийе» в переводе с французского «подпрыгивать» — для быстрого, лёгкого движения. В отличие от «спиккато» смычок в «сотийе» не бросается на струну, а как бы сам от неё отскакивает. Но чтобы он «отскачил» – нужно сделать всё правильно. Главное – это «поймать» и запомнить правильные ощущения. Внимание к учителю и тренировка, тренировка и ещё раз тренировка! Начинать изучение штриха нужно как всегда с «деташе», короткого, в середине смычка. Кисть сильно не разбалтывать, акцентировать первые ноты такта. Потом постепенно нужно ускорять темп, штрих должен оставаться ритмичным. Должно появиться ощущение, будто смычок «танцует» на большом пальце. Ещё важно, особенно в дальнейшем, когда штрих уже будет получаться исполнять его в правильной части смычка, потому что каждый смычок – особенный, и лучше подпрыгивает в определённом месте. Нужно найти это «волшебное» место. Как это сделать? Пробовать исполнять штрих от середины смычка и ниже к колодке. Да, штрихом «сотийе» нужно заниматься ежедневно, тогда он точно получится!
Сейчас Даша Васильева покажет Вам кусочек этюда, который целиком написан этим штрихом.
«РИКОШЕТ». Представляет собой прыгающий штрих, в котором смычок после броска на струну, одновременно с горизонтальным проведением, несколько раз ударяет по ней. Этот штрих потому так и называется, потому что, падая на струну и пружиня, смычок рикошетом резво отскакивает от неё (как мяч, который бросить на пол, и он отскачет Бог весть сколько). Играя на скрипке, надо уметь управлять этим рикошетом: смычок, брошенный на струну, должен отскочить определенное количество раз, в определенном темпе, как указано в нотах. Волос при этом смычка должен быть упругим, не перетянутым, иначе управлять им будет сложнее, он будет очень деревянный. Для достижения хорошего качества штриха следует, конечно, потрудиться.
Сейчас Дарья Путилова покажет нам кусочек из этюда, в котором использован штрих «рикошет». Это интересный, на мой взгляд, забавный и очень сложный штрих, и у меня есть ещё одно видео для Вас, на сегодня последнее. В исполнении греческого скрипача Леонидаса Кавакоса прозвучит Каприс Николы Паганини №1.
А сейчас для Вас небольшой кроссворд. И если Вы сегодня внимательно меня слушали, ответить правильно и быстро Вам не составит труда.
По горизонтали:
1.«БАРИОЛАДЖ» (9 букв)
Этот штрих представляет собой быстрое чередование соседних струн в «легато» и в основном встречается в виртуозно-скрипичной литературе. Относится к группе протяжённых штрихов.
2. «ЛЕГАТО» (6 букв)
В переводе с итальянского — это «связно». Одним движением вверх или вниз можно связать от двух и более нот.
3. «РИКОШЕТ» (7 букв)
Представляет собой прыгающий штрих, в котором смычок после броска на струну, одновременно с горизонтальным проведением, несколько раз ударяет по ней.
4. «СТАККАТО» (8 букв)
Этот виртуозный штрих встречается во многих произведениях. В переводе с итальянского тоже означает «отрывисто». Бывает «твёрдое», бывает «летучее».
5. «СОТИЙЕ» (6 букв)
В переводе с французского «подпрыгивать» — для быстрого, лёгкого движения. Этот штрих не бросается на струну, а как бы сам от неё отскакивает. Чтобы он получился на смычке нужно найти «волшебное» место.
По вертикали:
- «МАРТЕЛЕ» (7 букв)
С французского означает «отбивая» — резкий, отрывистый. Штрих представляет собой острый звук с паузой равной ему по длительности.
- «ПУНКТИР» (7 букв)
Бывают слитные, то есть слигованные, а бывают разделёнными (более виртуозный). Порой эти штрихи соединены. Основная задача исполнения этого штриха – это добиваться острого яркого короткого звука. Относится к группе маркированных штрихов.
- «ДЕТАШЕ» (6 букв)
В переводе с французского значит «отделять». Исполняется так: каждая нота отдельным движением смычка вверх и вниз. Относится к группе протяжённых штрихов.
- «ПОРТАТО» (7 букв)
Этот штрих занимает промежуточное место между «легато» и «стаккато». Штрих напоминает собой мягкое «стаккато» в кантилене.
- «СПИККАТО» (8 букв)
В переводе с итальянского «отрывать». Достигается путём бросания смычка на струну и его отскакивания. При исполнении этого штриха смычок держится в воздухе над струной, а затем как бы роняется на струну (зацепляя её) и отскакивает от неё подобно шарику. Движение кисти напоминает по форме «качели».
Подводя итоги нашей сегодняшней беседы, хочу сказать: все штрихи, и даже некоторые другие, о которых мы сегодня не говорили, в своей школьной жизни Вы обязательно встретите, или уже встретили, кто-то встретит ещё через год или два-три (я сейчас, конечно, имею в виду не «деташе» и «мартеле», а более сложные штрихи). Но надо запомнить – каждый штрих требует своего особенного, чёткого исполнения, так как описано в его определении. И если это «мартеле», то это должен быть отрывистый, резкий звук, без продолжения, если это «стаккато», то оно должно быть «острое», «не смазанное». А что бы было именно так, штрихи требуют к себе особого внимания. И если «деташе» и «легато» мы научились исполнять просто, без тренировки, особенно в простых пьесках, где мы учим текст, а штрихи получаются сами собой, то например такие штрихи как «спиккато», «сотийе» да и «мартеле» тоже – требуют изучения, тренировки именно штриха. То есть, когда мы берем пьесу или любое какое-то произведение (будь то этюд или даже гамма), отдельно от нот, мы должны сначала делать что? Поучить сам штрих, на пустой струне, а потом уже пробовать его соединить с нотами. И если Вы будете следовать этому правилу, то Ваши штрихи будут чёткими, а Ваши пьесы станут ещё выразительнее. А чтобы Вы помнили, как играть штрихи я дарю Вам вот такие памятки!
Спасибо за внимание!
Штрихи
Штрихи можно разделить на две группы – неакцентированные и акцентированные.
Неакцентированные штрихи
1. Легато (legato). Обозначается лигой под или над нотами. Переход от одного звука к другому происходит связанно, без перерыва (без атаки). Основное выразительное качество legato – певучесть звуковой линии, плавность переходов в интервалах.
2. Портато (portato). Обозначается черточками с лигой под или над нотами. Этот штрих исполняется динамически ровно, длительность звука предельно выдерживается до конца в основном в тихих нюансах. Атака – исключительно мягкая, нежная, незаметная, кончик языка едва касается альвеол (тю). Можно пользоваться наиболее мягкой артикуляцией ю, а также более четкой – кю.
Portato – штрих кантиленного, лирического характера.
3. Тенуто (tenuto). Обозначается черточками под или над нотами. Некоторые специалисты называют его détaché, отождествляя с нотой без обозначения и считая, что это одно и то же. С этим нельзя согласиться. В словаре А.Должанского (4-е издание Л., «Музыка», 1964.) говориться: «.. «Tenuto» – выдержанно, точно по длительности и ровно по силе, иначе обозначается черточкой над или под нотой». Для того, чтобы звук до конца выдерживался во времени (продолжительности) и силе (динамике), а лучше даже несколько передерживался (причем этот момент скорее психологический), выдох после атаки следует постоянно немного усиливать, крещендировать, поддерживая, таким образом, полное звучание.
По сравнению с предыдущим штрихом, tenuto чаще исполняется в нюансах большей громкости. Атака более твердая и четкая. Язык плотнее прижимается к верхним зубам или к внутренней части верхней губы, используя артикуляцию тю.
Этот штрих также напевного, протяжного характера, но более активного, волевого звучания.
4. Деташе (détaché). Специального обозначения не имеет. Это слово французское (détacher – отделять). В отличие от предыдущих штрихов, détaché характеризуется незначительным ослаблением силы звука к моменту его окончания, а также, на наш взгляд, минимально укороченным звучанием, особенно в медленных темпах и в более продолжительных нотах, когда между звуками угадываются паузы.
Détaché, наряду с legato, – наиболее распространенный в практике нотного письма штрих, который легко исполняем, но зато маловыразителен. Опытный музыкант, хорошо разбирающийся в стилях, добавляет к «голым» нотам, когда это требуется, нужные и необходимые штрихи. Особенно это уместно в музыке стиля барокко (в восьмых и четвертях) и частично классики.
Известно, что такие композиторы, как И.С.Бах, Г.Телеман, Г.Ф.Гендель, А.Вивальди и другие в своих сочинениях не выставляли штрихи и динамику. Каждый исполнитель сам, на свое усмотрение, делал редакцию исполняемого произведения, не нарушая стиля. При исполнении штриха détaché артикуляция и атака могут быть различными в зависимости от динамики и темпа.
5. Залигованное стаккато. Staccato – слово итальянского происхождения, означающее – отрывисто. Залигованное стаккато его разновидность. Оно обозначается точками с лигой под или над нотами. Соотношение звучания ноты к паузе примерно 3/5 к 2/5, опять же в зависимости от темпа и длительности нот. Этот штрих обычно применяется в спокойных, умеренных и медленных движениях (темпах), а также в тихих нюансах.
Атака языка – мягкая, выдох равномерный и спокойный, прерываемый для соблюдения и обозначения пауз между нотами.
Артикуляция может быть самой разнообразной: и кончиком языка ближе к альвеолам (тю и тё), и средней спинкой языка, посредством прижатия кончика языка к нижним зубам (как было сказано выше – наиболее мягкая атака), и задней частью языка (кю и кё).
6. «Тенутное стаккато». Обозначается точками с черточками под или над нотами. По продолжительности звучания этот штрих примерно схож с предыдущим (3/5 к 2/5), но в отличие от него вписывается в группировках меньшего количества нот для удобства письма и для более эстетического зрительного восприятия. Гораздо удобнее, например, большую группу нот залиговать с точками, нежели выписывать точки с черточками на каждой ноте. Тенутное стаккато лучше применять в группировках из двух-четырех нот, а также в конце фразы для убедительности ее окончания. Оно используется в произведениях всех стилей, от И.С.Баха до современных авторов, и чаще всего в медленных частях. Например, в первых частях си минорной, Ми-бемоль мажорной, Ля мажорной и ми минорной сонат И.С.Баха. Примеров можно привести бесчисленное множество. Артикуляция тю и тё, при которой атака языком должна производиться соприкосновением с верхними зубами или с помощью языка с внутренней частью верхней губы, дающего более четкое звукоизвлечение. В отличие от залигованного стаккато, атака языком при «тенутном» стаккато убедительнее и тверже. Штрих исполняется упруго, с некоторым нажимом и в нюансах средней громкости.
7. Стаккато (staccato). Обозначается точками под или над нотами.
Staccato – штрих легкий и изящный, исполняемый коротко и отрывисто быстрым отдергиванием языка, в результате чего звуки отделяются паузами. Время пауз должно быть значительно больше времени звучания, причем это соотношение меняется в зависимости от темпа и длительности нот. В медленном темпе пауза продолжительнее, в быстром – паузы на слух не прослушиваются, и поэтому стаккато приближается к détaché. В более продолжительных нотах доля паузы больше (1/4 к 3/4). На характер staccato оказывает влияние также и динамика. В нюансах большой громкости staccato звучит акцентированнее и поэтому становится ближе к штриху marcato или martelé.
Staccato исполняется двумя способами – одинарным (простым) ударом языка (простое, одинарное staccato) и двойным (сложным) ударом языка (двойное staccato). При первом способе атака производится соприкосновением, касанием кончика языка к внутренней части губы, или к верхним зубам, или немного выше их – в зависимости от характера и динамики музыки; при этом произносятся слоги тю и тё. При всех способах участвуют диафрагма и мышцы брюшного пресса, благодаря чему staccato получается более упругим, четким, «звучащим» и полетным. При втором способе – двойном, сложном ударе языка работает и кончик и задняя его часть (спинка), чередуя артикуляцию тю-кю, равные по силе.
В отличие от простого staccato, при двойном кончик языка должен находиться за верхними зубами и отталкиваться от них. В очень быстрых темпах кончик языка немного приподнимается, касаясь альвеол. Возникает ощущение вертикального движения языка. Триоли и квинтоли можно исполнять двойным и тройным (т-к-т т-к-т-к-т) ударом языка. При игре двойным ударом языка в быстрых темпах staccato не должно быть отрывистым, слишком коротким, особенно в произведениях классиков – Моцарта, Стамица, Девьена, Плейеля и других.
Стаккатиссимо (staccatissimo) – слово производное и специального обозначения не имеет и поэтому как самостоятельный штрих не существует. Упоминая здесь этот термин, обращаем внимание на то, что выполняется этот вид staccato предельно коротко. Такой характер штриха staccato встречается только в современной музыке.
Акцентированные штрихи
1. Маркато (marcato) – итальянское слово, которое можно перевести как «подчеркнуто», «четко». Обозначается акцентами – галочками под и над нотами. Начало звука акцентированное с последующим его затуханием. Этот штрих по характеру схож со сфорцандо. Выполняется он активной и твердой атакой кончиком языка по внутренней части верхней губы или в верхние зубы (тю или тё). Перед звукоизвлечением язык плотно прижимается к одной из упомянутых точек, а затем резко и быстро отталкивается назад. Под воздействие такой отрывистой атаки происходит отдача в мышцах живота в виде толчка. Таким образом, посыл воздуха в инструмент происходит под стремительным и большим скоростным напором, а начало звука получается сильным и упругим, после атаки следует ослабление выдоха.
При исполнении штриха macato большое значение имеет тренированный артикуляционный аппарат – губы, язык и мышцы, связанные с дыханием, особенно диафрагма, которая всегда должна при выдохе сохранять вдыхательное состояние, а также губы, не расслабляющиеся до окончания звучания штриха.
Если губы после атаки расслабить, как часто бывает, то выходящая струя воздуха потеряет скорость и концентрацию. А, как известно, распыленная струя ведет к расплывчатому и низкому по интонации звуку.
Артикуляция штриха marcato очень сложная и требует постоянной и долгой тренировки.
Используется он в умеренном движении и в сильных нюансах.
2. Мартелé (martelé). Это французское слово можно перевести как «отчеканивание». Обозначается акцентами – клиньями под или над нотами. Звукоизвлечение очень отрывистое, резкое и сильное.
Техника работы исполнительского аппарата та же, что и при marcato. Различие лишь в том, что после активной атаки звук не затухает, а выдерживается по силе до его окончания. Исполняется martelé в основном в подвижном и быстром темпах напористого характера, при этом используется артикуляциятю и тё с атакой в передние верхние зубы.
3. Маркированное стаккато. Обозначается акцентами с точками под или над нотами. Объединяет в себе два вида штриха – marcato и staccato, благодаря чему staccato получается акцентированным.. Исполняется этот штрих легким акцентом и менее коротко, staccato, поэтому длительность звука несколько больше, чем при staccato, а время паузы – меньше.
Артикуляция примерно та же, что и в штрихах marcato и martelé, но работа губ, языка и мышц дыхания менее активная. Поэтому маркированное стаккато отличается легкостью и непринужденностью звучания.
4. Маркированное тенуто. Обозначается акцентами с черточками под или над нотами. Надо сказать, что этот штрих, так же как предыдущий и последующий, можно объединить в одну группу – смешанных акцентированных. Но в отличие от других акцентированных штрихов, при этом штрихе после активной и резкой атаки следует незначительное ослабление звука с последующим его продолжением до конца на одном динамическом уровне, одинаковой силы и без пауз между звуками – как говориться, на одном дыхании.
Артикуляция та же, что и в предыдущих штрихах, – активная, сильная. Можно использовать удар языка по внутренней части верхней губы, а также в верхние зубы (тю, тё).
После атаки выдох немного ослабевает, а затем усиливается и продолжается на crescendo до следующей акцентированной атаки. Звучание этого штриха напоминает удары колокола. Исполняется увесисто, тяжело, записывается, как правило, нотами большой длительности.
5. Маркированное легато. Обозначается акцентами с лигой под или над нотами. Этот штрих артикулируется акцентами с помощью губ (произносится как буква ф), диафрагмы и мышц брюшного пресса с воздействием на эти мышцы резкими выдохами-толчками. Перерывов и пауз между звуками не должно быть, лига не должна нарушаться.
Весь артикуляционный процесс происходит без языка и на одном дыхании.
Если требуется более заметный акцент на каждую ноту, то можно при атаке подсоединить и язык, но так, чтобы не нарушить связь между нотами, то есть legato. Поэтому атака языка должна быть мягкой и пластичной, с легким прикосновением к верхним зубам и частично к альвеолам, а также с использованием артикуляции кю.
Обычно этот штрих употребляется в умеренно-медленном движении музыки. В качестве примера можно привести 15-й такт медленной части Венгерской фантазии Допплера, где используется этот штрих.
Все перечисленные штрихи известны. Но знать теоретически – это еще не значит уметь их выполнять практически. Часто приходится слышать игру флейтистов, лишенную штрихового разнообразия, со слабо развитой артикуляцией. В основном флейтисты (как правило, молодые и начинающие) играют только раздельно и связно, неправильно считая, что раздельно – это staccato, а связно – legato и что этого достаточно.
Штрихом staccato, как правило, серьезно не занимаются, а тем более в совершенно необходимых медленном и умеренном темпах, в которых только и можно достичь развитости и тренированности языка, короткой и четкой атаки и настоящего качественного staccato.
В медленном темпе легче контролировать артикуляцию, качество штриха, используя максимальные паузы между нотами (звуками). Как мы знаем, в быстром темпе нивелируется, сглаживается различие между длительностью ноты и длительностью паузы. Как уже говорилось выше, в быстрых, а тем более в очень быстрых темпах staccato переходит в détaché, а в медленных темпах раздельное исполнение звуков приводит к штриху tenuto. В результате получается так, что исполнитель, не овладев техникой работы языка при исполнении коротких звуков, а значит, и staccato, и других штрихов, требующих соответствующей атаки. На первых же уроках, когда ученик переходит к игре на флейте (после постановки дыхания и игры на голове флейты), он должен осваивать примеры атаки и штрихи legato и staccato. Именно эти штрихи являются основной, исполнительской базой всех других.
Артикуляцией и штрихами надо заниматься самостоятельно и ежедневно, так же как и другими видами техники.
Хорошо тренировать известные нам артикуляции, способы атаки и штрихи в гаммах, как в прямом движении снизу вверх и сверху вниз, так и по ступеням, по несколько квартолей и триолей на каждую ступень гаммы. Эти упражнения надо разучивать в нескольких темпах (примерно в четырех) – медленном, умеренном, подвижном и, когда ученик достигнет определенного технического мастерства, в быстром.
Особое внимание следует уделять развитию артикуляции, атаки и штриха и непосредственно staccato – в трудном для исполнения на флейте нижнем регистре, в звукоряде от соль до до 1-ой октавы.
Существует много различных упражнений, и исполнитель сам может выбрать любое.
В заключение немного остановимся на использовании штрихов в зависимости от стиля, традиций, эпохи. Значительность, активность и достаточное разнообразие штрихов можно наблюдать в произведениях композиторов XVII – середины XVIII века (стиль барокко). Одна из характерных особенностей этого стиля – укороченная длительность восьмых и четвертных звуков в быстрых частях сонат и концертов, близкая к не слишком короткому или маркированному staccato. И наоборот, нехорошо, не в стиле, играть построения из шестнадцатых штрихов staccato – здесь уместен штрих détaché.
Струнники и пианисты, как в прошлом, так и в настоящем играют именно таким образом, и никаких вопросов в этом смысле у них не возникает. К сожалению, большинство наших флейтистов продолжают неправильно исполнять восьмые штрихом détaché, а то и tenuto. Помимо записей выдающихся флейтистов ученикам следует больше слушать исполнение и других замечательных музыкантов – струнников, пианистов.
В классических произведениях (вторая половина XVIII – начало XIX века) штриховая палитра несколько ограничена в активности по сравнению с сочинениями эпохи барокко. Классицизму присущи изящество, легкость, полетность быстрых частей. Поэтому здесь превалирует штрих staccato и legato в различных сочетаниях, комбинациях. Но довольно часто нужно пользоваться и такими штрихами, как маркированное staccato, «тенутное» staccato, маркированное tenuto и другими.
Шестнадцатые в «классике» так же, как и в «барокко», не должны звучать коротко и отрывисто, что ведет к тяжелому, даже грубому исполнению. Стаккато должно быть мягким, деташированным и исполняться расслабленным языком, двойным способом, на легатном выдохе, сохраняя плавность и гибкость линии.
Романтической музыке (начало и конец XIX века) свойственна эмоциональность, экспрессия чувств, яркая образность и контрастность, бурная стремительность пассажей. Чтобы многограннее раскрыть характер образов (лирических, драматических, героических и прочих), надо великолепно владеть разнообразием штрихов, наравне с агогикой и динамикой. Хорошей иллюстрацией этому могут быть сочинения Ф.Шуберта, Б.Ромберга и выдающихся флейтистов XIX века – Т.Бёма, Ж.Демерссемана. Ф.Допплера, Ж.-Л.Тюлу, И.Андерсена и других, много сделавших для развития исполнительского искусства игры на флейте и обогативших ее репертуар.
Ю.Н.Должиков – Нотная папка флейтиста №1.
Тетрадь №1. Методика Упражнения Этюды. Начальные классы музыкальной школы,
– Москва, издательство «ДЕКА-ВС», 2004
основные правила и техники нанесения линий карандашом
Как штриховать шар? Распространенный вопрос среди начинающих художников и людей, решивших научиться рисовать. Будь это профессиональный подход или хобби, технику штриховки проходят все, чтобы с ее помощью научиться создавать объемные и красивые рисунки. В этой статье постараемся ответить на волнующий вопрос и рассказать, какими способами заштриховать круг. Параллельно поговорим о самых популярных видах штриховки.
Виды штриховки
Процесс обучения рисованию, практически все начинают с осваивания техники штриховки. После того, как вы освоите основные типы линий и научитесь их накладывать, создаваемые рисунки станут красивыми, живыми и объемными. С помощью линий можно играть со светом и тенями, что в принципе и добавляет изображению жизни. Вышесказанное говорит о том, что без штриховки в изобразительном искусстве никуда. Она нужна как для создания эскиза, так и для полноценной картины. Давайте разбираться, какая же она бывает. В статье «Основные виды штриховки карандашом» подробно описаны самые популярные техники, здесь не буду повторяться, перечислю лишь самые главные техники, которые выделяют и используют большинство художников:
- параллельная;
- перекрестная;
- круговая;
- точечная.
По названиям техник, не сложно догадаться о каких линиях речь и как их накладывать. В первую очередь выберите себе подходящий по степени жесткости карандаш, также можно воспользоваться ручкой, найдите лист бумаги и давайте начинать правильно штриховать шар.
Важно: мы сейчас не рисуем шар поэтапно, не думаем о его положении на листке бумаги и правильном наложении света и тени, мы занимаемся штриховкой шара карандашом используя разные техники. Однако и этого должно быть достаточно, чтобы шар выглядел круглым и настоящим. Не ищите циркуль, мы не на уроке геометрии, рисуйте такой круг, какой получается. Со временем у вас будут такие круги получатся, что циркуль завидовать будет.
Основные правила, которые нужно соблюдать:
- делать красивый штрих нужно быстрыми и уверенными движениями;
- не рекомендуется в одном рисунке использовать перекрестные штрихи и растушёвку;
- линии нужно накладывать в соответствии с формой.
Параллельные штрихи
Смело можно назвать эту технику одной из самых популярных. С ее помощью легко показать сочетание светлого и темного тона шара. Параллельные линии образовывают ряды, расположенные близко друг к другу. Количеством линий и слоев показываем светлое и темное место круга, чтобы придать фигуре объемности. Добиваемся такого эффекта исключительно с помощью параллельных штрихов.
Перекрестные штрихи
Также, как и параллельные, это один из самых популярных способов нанесения линий. В нем параллельные вертикальные линии перекрываются параллельными горизонтальными штрихами. Количеством слоев вы можете играть светом и выделять темные и светлые участки сферы.
Круговые штрихи
Название говорит само за себя, с помощью кругообразных линий заштриховываете нужный элемент, в данном случае — это круг. На рисунке видно, что в месте частого наложения линий, образовывается темная тень.
Точечные штрихи
Тут понятно без слов, в нем используются точки, с помощью которых заполняется нужная фигура. Принцип такой же, как и в других техниках, в месте, где нужно затемнить ставим больше точек, там, где оставить светлое место — меньше.
По такому же принципу можно заниматься штриховкой шара используя другие техники. Среди которых могут попадаться не одобренные преподавателями способы, но мы, к счастью, не на уроке, поэтому творим, что хотим. Главное соблюдать основные правила и не бояться плохого результата. С каждым новым кругом техника будет все лучше и лучше, а штрихи все качественнее. Не бойтесь пробовать, нарисуйте десять кругов и заштрихуйте разными способами, меняйте при этом карандаши, это поможет определиться какой вид наложения линий получается лучше и какой стержень подходит больше. О том, какие бывают карандаши и стержни, читайте в статье «Художественные карандаши». Практикуйтесь и результат не заставит себя долго ждать.
Какие виды штриховки бывают. Какие бывают виды штриховок
Перед нами рисунок «Бананы», принадлежащий художнику Юрию Юдаев-Рачею. На этом замечательном и очень показательно образце рассмотрим особенности правильной и красивой штриховки.
5 принципов
красивой штриховки:
1. Во-первых, обратите внимание на чёткие параллельные прямые линии. Прямые линии нужно тренировать отдельно, они нужны как элемент штриха, а не сами по себе («глядите, как могу провести прямую без линейки!»). На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш. Красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно).
2. Не используется растушёвка. Никто не запрещает тушевать вообще. Но нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку. Если растирать — то весь рисунок и не оставлять штрихи. Потому что когда графит размазан только в некоторых местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и размазывает рисунок. Это моветон. Кстати, чтобы избежать размазывания рукой, не забывайте подкладывать под руку чистый листочек.
3. Больше всего внимания уделяется проработке того, что находится на переднем плане, потому что там самые сильные контрасты светотени. В отдалении тональные переходы ровнее и плавнее, всё как будто подернуто дымкой. Это не случайно: это способ передать в рисунке воздушную перспективу.
4. Штрих накладывается по форме, в соответствии с формой. Например, бананах видно, что штрихи чуть закруглены, и так передаётся округлая форма плода. Кроме того, глядя на рисунок, мы видим, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними находится вертикальная плоскость, видимо, это стена. Художник передал нам это именно через направление штриха. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы. Что, в общем, отчасти произошло в правом нижнем углу рисунка.
5. Более тёмный тон достигается усилением нажима, перекрёстным штрихованием, и более частым наложением штрихов. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии. Смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.
И самое главное, не нужно бояться заступить за границу, провести линию неправильно, и т. п. Это ощущение скованности непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате. Поэтому тренируйте штрихи. Имею в виду специальные упражнения, которые делаются отдельно, так же, как в детстве мы тренировали написание цифр, выводя целые страницы единичек и двоечек.
Чтобы создать красивый рисунок, необходимо овладеть красивым штрихом, растяжкой штриха и светотенью.
Сегодня мы рассмотрим упражнение по штриху.
Что такое штрих?
ШТРИХ — это достаточно короткая линия, выполненная броском руки (точка, бросок)
ШТРИХОВКА — это множество коротких линий, выполненных броском руки.
РАСТЯЖКА — плавный переход от темного (сочного) тона к светлому тону карандаша.
А теперь, делаем упражнение.
Наша задача научиться правильно штриховать и овладеть растяжкой тона через штрих. Прочтите инструкцию, а затем приступайте к выполнению упражнения.
Возьмите мягкий карандаш как ручку. Поставьте вертикально карандаш по отношению к листу бумаги. Затем выполняйте карандашом «точка — бросок» в определенном направлении, как описано ниже в таблице. Стрелкой показано в каком направлении делаем бросок линии.
Старайтесь, чтобы было похоже, как на рисунке. Тренировку хорошо делать мягким карандашом 3М, 6М.
1. Ставим карандаш (желательно вертикально) и делаем бросок.
5. Косой штрих сверху вниз
6.Косой штрих снизу вверх
8. Круглые линии делать броском руки
11. Растяжка: начинайте с сильного нажима карандаша, а затем постепенно снижайте нажим карандаша
12. Нарисуйте вертикальный прямоугольник. Разделите его диагональной линией.
Потренируйте растяжку по нажиму карандаша так, как показано на рисунке
Посмотрите на прямоугольник. У Вас тоже есть сочетание светлого и темного? Если нет, то сделайте упражнение еще раз.
7. Нарисуйте круг. Сделайте растяжку по форме круга (как на рисунке)
9. Повтор линии. Нарисуйте любую волнистую линию.
Затем повторите линию на одинаковом расстоянии.
Повторите линию на одинаковом расстоянии несколько раз.
Такие линии нам необходимо при передаче качества материала
10.Восьмерка. Аналогично, как и в 9 упражнении. Проследите как идет линия.
На одинаковом расстоянии она повторяется.
Подводим итоги:
1. Нарисуем лист растения. Обратите внимание в каком направлении идет штрих. Повторите как на картинке.
2. Предметы, где есть прямые линии, штр
штрихи — это… Что такое штрихи?
штрихи — (Stroke) Элементы, из которых состоят знаки шрифта [элемент шрифта]. Подразделяются на основные [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] и соединительные [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи]… … Шрифтовая терминология
ШТРИХИ — у диатомовых водорослей, элемент структуры панциря; представляют собой тесно расположенные в один ряд мельчайшие поры, пронизывающие стенки панциря. В зависимости от густоты расположения пор в ряду различают гладкие, пунктирные и линеолированные… … Геологическая энциклопедия
ШТРИХИ — (от нем. Strich линия) в музыке способы извлечения звука на музыкальных инструментах (легато, стаккато, на смычковых инструментах также спикатто и др.). Придают звучанию различный характер и окраску. Обусловлены содержанием произведения,… … Большой Энциклопедический словарь
штрихи — сущ., кол во синонимов: 1 • родители (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
штрихи — [ГОСТ 28451 90] Тематики материалы лакокрасочные Обобщающие термины изменения в пленках EN ropiness DE Streifigkeit FR cordage … Справочник технического переводчика
Штрихи — 13. Штрихи По ГОСТ 9.072 77 Источник: ГОСТ 24404 80: Изделия из древесины и древесных материалов. Покрытия лакокрасочные. Кла … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Штрихи — (от нем. Strich линия, черта) (муз.), способы извлечения звука на музыкальных инструментах (струнных смычковых, духовых и фортепьяно). На струнных смычковых инструментах Ш. связаны с типом движения смычка исполнение звуков поочерёдно… … Большая советская энциклопедия
Штрихи к портрету В.И.Ленина (фильм) — Штрихи к портрету В.И.Ленина Постер фильма Жанр Историко революционный Режиссёр Леонид Пчелкин В главных ролях М.Ульянов, О.Табаков, И.Кваша, О.Ефремов, А.Папанов и др … Википедия
Штрихи к портрету В. И. Ленина — Штрихи к портрету В.И.Ленина … Википедия
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ — «ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ», СССР, ЭКРАН (ОСТАНКИНО), 1967 1970, ч/б. Историко биографический телесериал. Цикл фильмов о В.И.Ленине: «Поименное голосование» (1967), «Полтора часа в кабинете Ленина» (1968), «Воздух Совнаркома» (1969), «Коммуна ВХУТЕМАС»… … Энциклопедия кино
Штрих (музыка) — это… Что такое Штрих (музыка)?
- Штрих (музыка)
Штрих (музыка)
Штрих (нем. strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот образующих звук. Определяют характер, тембр и др. характеристики звучания.
Штрихи могут в себя включать приёмы неотъемлемых составляющих[1]:
- Темп — скорость течения музыки;
- Интервал — соотношения высот двух звуков;
- Артикуляция — характер звучания раздельности или сочлинённости группы нот;
- Агогика — отклонение от ритма;
- Орнаментика — характер исполнения самой ноты или их малых групп.
Исполнение основных штрихов присущи большинству инструментов, но принцип исполнения у них разный. Исполнение специализированных штрихов присущи с группами инструментов, инструментами, исполняющие их.
Штрихи в зависимости от исполняющего инструмента:
- Струнные смычковые. Штрихи «связаны с типом движения смычка — исполнение звуков поочерёдно движением смычка вверх и вниз (деташе), исполнение ряда звуков непрерывным движением смычка (легато), ведение смычка у подставки (суль понтичелло) и др.»[2];
- Струнные щипковые;
- Духовые. Штрихи — «исполнительский прием, связанный с началом (атакой), ведением, соединением и окончанием извлекаемого на инструментке звука — с совокупностью этих фаз.»[3];
- Фортепиано.
В зависимости от вида атаки звука, выполняемой на духовых инструментах, Ш. объединяются в группы[3]:
- Штрихи, исполняемые твердой атакой звука: деташе(Понтичелло) (фр. détacher — отделять), маркато (итал. marcato — подчеркивая), мартеле (фр. marteler — отбивать), стаккато (итал. staccato — отрывисто).
- Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой: нон легато (итал. non legato — не связно), портато (итал. portare — нести). Штрих легато (итал. legato — связно) требует необходимой атакировки только на первом звуке, остальные звуки, следующие за первым и объединенные лигой, извлекаются на едином дыхании с соблюдением хорошей плавности и ровности.
- Штрихи, в основе которых лежат сложные действия артикуляционного аппарата:
В литературе для духовых инструментов встречаются различные комбинации основных штрихов и специфических приемов извлечения звука[3]:
Примечания
Wikimedia Foundation. 2010.
- Штрик-Штрикфельдт
- Штрих (письмо)
Смотреть что такое «Штрих (музыка)» в других словарях:
Переменный штрих — (англ. alternate picking) техника игры на гитаре, в которой строго применяются переменные нижние и верхние штриховые удары, наиболее распространенный метод игры медиатором. Если эта техника производится на одной ноте с высокой… … Википедия
Экономный штрих — (англ. economy picking) техника игры на гитаре, являющаяся гибридом свипового штриха и переменного штриха. Экономный штрих предполагает использование переменного штриха кроме случаев, когда идёт переход на другие струны. В этом случае… … Википедия
Синкопа (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Синкопа. Синкопа (греч. συγκοπή, буквально обрубание; лингв. сокращение, стяжение <слова>[1]) в музыке смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение… … Википедия
Штрихи (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Штрих. Штрих (нем. Strich черта, линия) способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики… … Википедия
Рифф (музыка) — Запрос «Рифф» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Рифф (англ. Riff) совокупность нот, разделённых на фигуры, которые составляют музыкальную композицию либо её часть. Также приём мелодической техники рока, джаза,… … Википедия
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия
Рикошет (музыка) — Рикошет или Ricochet (фр. ricochet) разновидность штриха при игре на скрипке, основанного на естественных «подпрыгиваниях» смычка во время его движения по струне. Выглядит это так смычок «бросается» на струну с последующим… … Википедия
Теория музыки (структура) — … Википедия
Штрихи смычковых струнных инструментов — Штрих смычковых струнных инструментов способ извлечения звука, связанный с типом движения смычка по струнам. При этом могут варьироваться давление, скорость и направление удара смычка. К тому же требуется тонкая координация между пальцами,… … Википедия
Стаккато — в нотах Стаккато (итал. staccato «оторванный, отделённый») музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато один из основных способов извлечения звука (артикуляции),… … Википедия
touch — Перевод на русский — примеры английский
Предложения: прикоснуться приземляетсяНа основании вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.
На основании вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.
Таким образом, эпидемия ВИЧ / СПИДа затронула всех секторов общества.
Подводя итоги, можно сказать, что эпидемия ВИЧ / СПИДа исследует все сферы жизни общества.Один из соседних регионов, судьба которого касается Европы , — это Ближний Восток.
Один из соседних регионов, судьба которого секторивает Европу — это Ближний Восток.У других неутолимая жажда, но когда жидкость касается их губ , она испаряется.
У других неутолимая жажда, но когда жидкость касается их губ, она испаряется.Оптимизация в первую очередь касается количества аттракционов в каждой новой игре.
В основном оптимизация касается «количества попугаев» в очередной новой «игрушке».Это случается всякий раз, когда Чендлер касается моего живота .
Это происходит каждый раз, когда Чендлер трогает мой живот.Вот что происходит, если человек ничего не касается .
Вот что происходит с лесом, когда человек ничего не трогает .Все, кто дотрагивается до этого диска, арестовываются.
Каждый, кто касается этого диска садится в тюрьму.Никто не трогает этих контейнеров, пока я не доберусь туда.
Никто не трогает контейнеров, пока я не приеду.Хотя это описание не является исчерпывающим, оно затрагивает вопросов, обсуждаемых в ходе диалога на высоком уровне.
Хотя это описание и не является всеобъемлющим, оно представляет широкий спектр обсуждаемых вопросов в ходе диалога на высоком уровне.Торговля оружием затрагивает многих основных интересов государств.
Торговля оружием . Организация многие важные интересы государств.Единственный раз, когда он касается меня , это когда он толкает меня или тянет за волосы.
Он касается меня только когда толкает, или за волосы тянет.Я хочу поговорить с вами сегодня о предмете, который затрагивает каждого из нас.
Сегодня я хочу поведать вам о теме, которая представляет каждого из нас.Когда Cherufe касается вас , запускается цепная реакция, и вы самопроизвольно воспламеняетесь.
Когда Черуф касается тебя, это запускает цепную реакцию, и ты спонтанно загораешься.Всем, кто трогает ее, они мне отвечают.
То, что он пишет , меня очень глубоко трогает.
То, что он написал, очень глубоко меня тронуло .Понимаете, она практически кричит, когда кто-нибудь прикасается к ним .
Он сказал, что все, что Lex касается , плохо кончается.
Он замечает и убивает все, чего касается .
Станьте прикосновениями сладкой гармонии.
Никто не трогает этого инструмента, кроме меня.
.TOUCHES — Перевод на русский
EnglishYou нажимаете start, ничего не касается , и он может достичь пункта назначения полностью автономно.
Водитель нажимает «старт», и без его участия автомобиль пункта назначения.АнглийскийИ там, где энергия касается воды, возникает нечто новое: жизнь.
Там, где энергия соприкасается с водой, появляется новое — жизнь.Мы рассматривали ту же проблему, которую Ричард Вурман затрагивает в своем новом проекте мирового населения.
Мы наблюдали за похожей историей, которую Ричард Вурмен интересул в проекте Новые Жители Мира.EnglishВы можете видеть, что зеленый нейрон касается красного нейрона в двух местах, и это то, что называется синапсами.
Теперь вы видите, как нейрон касается красного в двух местах, они называются синапсами.Englishдать доводку штриха
делать последние штрихиEnglishдать доводку штриха
делать последние штрихи .