Ритм определение в искусстве: Урок № 1 «Ритм» из учебного пособия «Художественный язык живописи. Виды анализа».
- Статья по музыке на тему: Ритм в жизни и искусстве
- Ритм — Краткий словарь по эстетике
- Ритм — это… Что такое Ритм?
- 2. Ритм в искусстве,
- ритм — Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- Ритм — это… Что такое Ритм?
- Ритм / движение — принципы дизайна
- ритм | Определение, время и счетчик
- принципов искусства | учиться.
- определение ритма по The Free Dictionary
Статья по музыке на тему: Ритм в жизни и искусстве
Ритм в жизни и искусстве
Куулар Таймира – музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Хунчугеш» комбинированного
с. Эрги-Барлык
Кыргыс Ч. Э. – научный руководитель, преподаватель специальных дисциплин
Цель нашей статьи – изучение значения ритма в жизни человека и искусстве.
«Единство жизни — это лишь единство ритма» – так писал И. Стоун [1]. В этом высказывании заключена высокая правда, которая объясняет Всесилие ритма в искусстве: он приходит в искусство из жизни, причем менее всего как сознательное его отражение. Ритм является частью природы, которая непосредственно, врывается в искусство.
Удивительно, насколько неоднозначно и противоречиво все, что связано с ритмом и его ролью в бытии человека.
С одной стороны, человек обрел понятие и ощущение ритма только в ту пору, когда он уже в своем развитии достиг стадии человек разумный. Исследователи отмечают, что характеристики «голосов» современных приматов в джунглях и заповедниках не имеют такого признака, каким является ритм; что в первобытной речи ритм не мог появиться, так как требовал, прежде всего, членораздельности, возникающей далеко не сразу; что ритм опирался на такие первоначальные формы труда в первобытном обществе, которые требуют известной общественной организации.
Первой ласточкой стал трактат выдающегося мыслителя, жившего на рубеже Античности и Средневековья, Аврелия Августина (), который называется «О музыке». Весь трактат написан мыслями о ритме, который у автора параллелен понятию числа.
Единица, с его точки зрения, это абсолютное начало, число 2 – тоже начало, но происходящее от первого; если их объединить, возникает первое совершенное число – 3, в котором есть начало, середина и конец. Наконец, 4 – это второе совершенное число, которое придает смысл трем предыдущим, поскольку в ряду 1,2,3 сумма двух крайних чисел равна удвоенному среднему – т. е. четырем. Таким образом, 3 – совершенное нечетное, 4 – совершенное четное числа.
В последующих книгах трактата Августин рассматривает метрические закономерности поэзии и музыки, опираясь на выведенные числовые закономерности. И если метр, по Августину, — определенное соединение согласующихся стоп (имеющих от одного до четырех слогов), ограниченное во времени, — характерен для поэзии, то ритм бесконечно повторяется во времени и распространен именно в музыке. В последней, шестой книге Августин говорит о ритмах (числах) как о свойствах, присущих и душе музыканта, и музыке, которая ими вызвана и которые музыка сама вызывает в душе, ее воспринимающей; и все это ритмы приводят душу в состояние удовольствия – чувственного наслаждения, из которого уже и проистекает разумная оценка музыки [2].
С другой стороны, хотя ритм входит в жизнь человека только с формированием человеческой психики, верно и то, что сама человеческая мысль аритмична. Человеческий интеллект по своему назначению не может обладать собственным ритмом и должен быть готов к любым его изменениям и даже его отмене. Но в, то, же время эта аритмичная деятельность интеллекта входит в резкое противоречие с большей частью функций организма человека, которые подчинены строгим ритмам, будь, то биение сердца, дыхание, чередование бодрствования и сна и т. д.
Именно поэтому человек стремится при любой возможности приобщиться к ритму, не прекращая работы сознания: где только возможно он ищет симметрии прямых углов, правильных очертаний, ритмических жестов.
Ритм порождается любым повторением какого-либо элемента, любой организацией их последования и в этом смысле не знает границ, а его проявления не исчислимы. Но музыка – искусство временное – всегда считалось средоточием ритма, наиболее ярким его воплощением. Однако именно то обстоятельство ритм был осознан и как одна из главных закономерностей живописи и скульптуры позволило древним грекам вести их в состав мусических искусств и распространить на них те принципы, которые были разработаны теорией искусств – музыкой.
Ни одна мелодия не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование протяжных и коротких звуков.
Ритму принадлежит важнейшая роль в построении любой музыки и, в частности, в создании любой мелодии. Мелодия, лишенная ритмической организованности, воспринимается как бессмысленное чередование звуков.
Ритм существует, разумеется, не только в музыке. Мы наблюдаем определенную соразмерность звуков в природе, в быту, в производственной жизни. Четко и ритмично звучат капли дождя, ударяющиеся в стекло окна. Размеренно, удар за ударом, раздается бой часов. Вероятно, ритмы музыки по-своему отражают ритмы, существующие в природе. Но музыкальные ритмы отличаются своей особой организованностью, обладают особым выразительным значением. Это разнообразные ритмы – то резкие, чеканные, то свободные, капризные – во многом содействуют рождению художественных образов.
Ритмическая четкость, подчеркнутость акцентов и ударений составляет особенность маршевой музыки, которая звучит на праздничных парадах, демонстрациях или физкультурных праздниках – для облегчения стройного шага тысяч людей.
Такие же маршевые ритмы – чеканные, энергичные – присущи многим современным массовым песням, передающим волевое напряжение, коллективные шаги народных масс.
Огневые, подвижные ритмы национальных танцев вызывают в нашем представлении образы народного веселья. Используя резко подчеркнутые ритмы армянских трудовых песен, композитор А. Г. Арутюнян воплотил в своей «Кантате о Родине» образ созидательного труда людей. Третья часть кантаты, которую автор назвал «Торжество труда», особенно запечатлевается в памяти слушателей благодаря заостренным, энергичным ритмам.
Стоит изменить первоначальный ритм мелодии – и весь характер музыки существенно преобразится, приобретет новое, иное содержание. Этой чудодейственной возможностью ритмических превращений часто пользуются композиторы с целью развития музыкальных мыслей. Резко изменяя ритм, а заодно и оркестровку и гармонический колорит, они создают новые, порой неузнаваемые варианты начальной музыкальной темы.
Именно так развивается одна из основных тем симфонической поэмы Ф Листа «Прелюды». В начальном разделе поэмы эта мелодия звучит мягко, в свободном ритмическом движении, как проникновенная песня. Но в дальнейшем композитор резко изменяет характер темы, мобилизуя для этого средства маршеобразной ритмики. Медленная лирическая песня благодаря изменению ритма превращается в энергичный марш-шествие.
Значение ритма в музыке очень велико. У многих народов востока – в Китае, Индии или в республиках Средней Азии – широко используются ударные инструменты в качестве ритмического сопровождения к танцам. Богатство и разнообразия ритмов в музыке этих народов необычайно. В Узбекистане, например, есть выдающиеся мастера игры на бубне, которые поражают слушателей прихотливостью народно-танцевальных ритмов.
Однако, ритмические наигрыши, обладая большой выразительностью и виртуозным блеском, все-таки не обладают подлинной многокрасочностью музыкального образа, ибо в них отсутствует мелодия, мелодическое развитие – все звучит, как бы «на одной ноте».
Ритм остается самой свободной, наиболее далекой от регламентации стороной музыкального мышления и, соответственно, музыкальной речи.
Литература:
Стоун И. Жажда жизни. – М., 1963. – с. 419. Рагинский Я. Изучение палеолитического искусства и антропология. – Вып. 21.- М., 1965.- С. 155. Нестьев И. Учитесь слушать музыку. – М., 1986.- С.42. Бонфельд М. Введение в музыкознание. – М.,2001. – С.57
Ритм — Краткий словарь по эстетике
РИТМ (от греч. rhythmos — мерность, такт) — закономерное повторение тождественных и аналогичных компонентов через равные и соизмеримые интервалы в пространстве или во времени. Ритмическую периодичность часто уподобляют волнообразному процессу, имеющему гребень и впадину. Ритм универсален и проявляется во всех сферах действительности: в органической и неорганической природе, в космосе и микромире, в физиологических процессах и в труде. Издавна ритм считался одним из объективных признаков красоты, а в теории эстетики рассматривался как проявление единства в многообразии, как способ расчленения и одновременной связи впечатлений в целостный образ. Эстетическая выразительность ритма основана не на монотонной, абсолютно сходной повторяемости, а на аналогичной периодичности, включающей несходство и вариативность. Художественный ритм, т. о., есть единство — взаимодействие упорядоченности и неупорядоченности, нормы и отступления, мотивированных оптимальными возможностями восприятия и формообразования, а в конечном счете — содержательно-образным строем произведения искусства.
В искусстве можно выделить два основных типа ритмических закономерностей: относительно устойчивую (регулярную, канонизированную) и переменную (нерегулярную, неканонизированную). Регулярные ритмы основаны на четко выявленной единице соизмеримости художественных периодичностей (метр), что характерно для орнаментального искусства, музыки, танца, архитектуры и поэзии. В нерегулярных, неканонизированных ритмах периодичность осуществляется вне строгого метра и носит приблизительный и непостоянный характер: то появляется, то исчезает (художественная проза, изобразительное искусство, драматический театр, кино). Существует, однако, немало переходных форм между этими двумя типами ритма: т. наз. свободный стих, ритмическая проза, стихотворения в прозе, пантомима. Регулярный, канонизированный ритм может приобретать более свободный и усложненный характер (например, в музыке и поэзии XX в.). В целом повторность даже канонизированных ритмов никогда не является непреложно правильной: она включает отступления от нормы, стяжения и пропуски ритмических единиц, перебивы и акценты, убывание и нарастание определенных качеств в компонентах и отношениях между ними.
Чтобы понять содержательную функцию ритма, надо учитывать, что он проявляется на всех уровнях художественного произведения: как в системе мазков, так и в отношениях предметных форм живописного полотна; как в периодичности орнаментальных деталей, так и в основных объемах архитектурного сооружения; как в упорядоченности соседних звуков, так и во взаимосвязях крупных частей и даже циклов музыки; как в звуковом, так и в сюжетно повествовательном слоях поэтического текста. Ритмические остановки, перебивы и смена ритма зачастую знаменуют смену сюжетно-повествовательного, тематического, эмоционально-оценочного плана («Броненосец „Потемкин»»» С. Эйзенштейна, «Двенадцать» А. Блока, «Хорошо!» В. Маяковского, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Седьмая симфония» Д. Шостаковича).
В искусстве имеет место имитация жизненных процессов с помощью ритма (перестук колес поезда, бег коня, биение сердца, шум прибоя, журчание ручья, плеск реки, движения времени, динамики дыхания и эмоциональных подъемов и спадов). Но к подобным подражаниям нельзя сводить содержательную функцию ритма. В целом необходимо учитывать, что ритм соотносится с содержанием не сам по себе, а в тесном взаимодействии с другими компонентами художественной формы: композиционной, пространственно-временной организацией, пропорциями, мелодическим звучанием и т. п.
Ритм — это… Что такое Ритм?
(греч. rhytmos — соразмерность, стройность)
1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью;
2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Р. представляет собой внутреннюю организацию образов, воспринимаемых человеком и служащих основой его действий. Чувство Р. в основе своей имеет моторную (двигательную) природу. Нельзя просто «слышать Р.». Слушатель только тогда переживает Р., когда «сопроиз-водит» его.
Р. часто отождествляют с ритмичностью — более узким понятием по отношению к Р., т. е. с периодической повторяемостью, цикличностью движения, линий, цветовых сочетаний, предметов и изображений. Но ритмичность не всегда возможна, тогда как Р. возникает всякий раз при структурном объединении нашим сознанием ряда звуков (или звуковых акцентов) во времени или нескольких предметов (изображений) в пространстве.
Строгая ритмическая организация характерна для стихов. Однако не следует отождествлять Р. и метр (стихотворный размер), который задает лишь закономерность чередования ударных и безударных слогов, но не определяет их длительности. Что касается Р., то он может следовать размерности стиха (как, например, в детских считалках, некоторых частушках, прибаутках), но гораздо чаще формируется как бы параллельно, подчиняясь эмоционально-волевым движениям исполнения стихотворения. Точки пересечения метра и Р. возникают обычно там, где этого требуют законы языка. Коренное отличие Р. стиха от его размера в том, что размер зафиксирован в словах, составляющих стихотворение (в тексте), а Р. рождается при чтении стиха и обусловлен как стихотворным размером, так и индивидуальными особенностями читающего, а также ситуацией, в которой происходит превращение написанного текста в звучащий.
Наиболее сложен Р. прозаической речи. Мы с трудом улавливаем Р. обычной нестихотворной речи, но легко обнаруживаем его нарушение, например заикание, неожиданные остановки и само-перебивы в речи. Очевидно, психика человека устроена так, что ей требуется постоянное ощущение равномерной пульсации, пусть неявной и накапливающейся на каком-то временном интервале из разрозненных сегментов речи (в этом случае происходит «интегрирование», суммирование пульсаций).
Замечено, что психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. В то же время боль, страдание, страх — вообще отрицательные эмоции — вызывают нарушение ритмики организма. Имеется и обратная зависимость: ритмичность сама по себе дает известное удовлетворение, а ритмическая дезорганизация приводит к отрицательным эмоциям. Вероятно, именно эта психофизиологическая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного Р. устного высказывания.
Лит.: Леей В. Вопросы психологии музыки // Дирижерское исполнительство. — М., 1975; Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием // Хронобиология и хрономедицина. — М., 1989; ЛЭС. — М., 1990; Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. — Киев, 1981.
А.А. Князьков
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.
2. Ритм в искусстве,
«Если мы не поймем, что основа всей жизни человека — ритм, данный каждому его природой, дыханием, является основой всего искусства, мы не сумеем отыскать единого ритма для всего спектакля, и, в соподчинении ему всех действующих в спектакле, создать одно гармоническое целое».
К. С. Станиславский.
Ритм — есть интонация, предшествующая отбору слов, строк, поз, цвета. Эту напевность в себе, которую каждый художник называет ритмом. Пушкин полагал звук первее образа и познавательнее тенденции.
«Душа музыки — ритм, состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения. Правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии. Мы с тем большим правом можем приложить к музыкальному произведению понятие симметрии, что это произведение записывается с помощью нот, т.е. получает пространственный геометрический образ, части которого мы можем обозревать». (Г. Вульф).
Еще Платон считал, что ритм и гармония особенно трогают душу. Аристотель так же связывал ритм и эмоциональное состояние человека, говоря, что ритм и мелодия содержат в себе отражение гнева и кротости, мужества и умеренности, а также прочих нравственных качеств. Все виды искусств своими ритмическими построениями воздействуют на психическое состояние, впечатляют, вызывают определенные эмоции и создают соответствующее настроение, стимулируя тем самым развитие творческих возможностей человека.
Взять хотя бы маршевую музыку, особенно военные марши. Все они настроены на поднятие боевого духа, размеренность походного шага, поэтому их темп обычно совпадает с частотой строевого шага (120 шагов в минуту). Совсем по иному звучат ритмы похоронного марша. Резко отличны от них ритмы колыбельных песен — мягкие и протяжные, настраивающие ребенка на сон.
В музыке ритм создается повторами мелодических периодов, ладовых переходов. Благодаря особым ритмическим построениям мелодии мы можем отличить и национальный характер музыки (лезгинку от чардаша, танго от полонеза).
Танец — древнейший вид искусства. Под стук палок и дробные звуки барабана, первобытные люди совершали ритмические движения головой, телом, ногами и руками. Со временем телодвижения в такт ритмическим звукам превратилось в ритуал, сопровождающий или завершающий каждое значительное событие. Обрастая деталями, ритуальные движения приобретали все большую пластичность и выразительность.
В литературе и поэзии ритмическое движение так же развивается во времени. «Словесный ритм есть закономерное звучание во времени» — писал исследователь поэзии Б. Томашевский.
Литературовед С. Калачева, характеризуя стихотворный ритм, обращает внимание на то, что он близок к группе эстетических ритмов и наиболее близок к ритму музыкальному. По ее мнению, у стихотворного и музыкального ритмов, видимо, общее происхождение, поскольку звук необходим как музыке, так и речи.
Предполагается, что само определение стихотворной стопы возникло в античную пору, как обозначение метрического акцента опусканием ноги (вспомните гитаристов отбивающих такт ногой). Не даром в старину русские поэты стихотворную стопу именовали ногой. Иными словами, чтобы уловить поэтический или музыкальный ритм, необходимо движение или двигательные ощущения.
Хорошо согласуются ритмы художественной речи и дыхания, характер которого, в свою очередь, обусловлен эмоциональным состоянием человека. Даже писатель, строя фразу, вкладывает в нее ту напряженность и структуру слова, которая наилучшим образом отражает ритмику событий. Вспомните булгаковское ритмичное — «В красном плаще с белым подбоем прокуратор Иудеи Понтий Пилат…». Флобер говорил, что плохо написанная фраза стесняет грудь, мешает биению сердца, что та фраза хороша, которая отвечает ритму дыхания.
«Откуда приходит этот основной гул-ритм неизвестно. Для меня это всякое повторение… каждого явления… Ритм может принести и шум повторяющегося моря, и прислуга, которая ежеутренне хлопает дверью и, повторяясь, плетется, шлепая в моем сознании, и даже вращение Земли, которое у меня, как в магазине наглядных пособий, карикатурно чередуется и связывается обязательно с посвистыванием раздуваемого ветра…
Старание организовать движение, организовать звуки вокруг себя, находя ихний характер, ихние особенности, это одна из главных поэтических работ — ритмические заготовки. Я не знаю, существует ли ритм вне меня или только во мне, скорей всего — во мне. Но для его пробуждения должен быть толчок — так от неизвестно какого скрипа начинает гудеть в брюхе у рояля, так грозя, обвалится, раскачивается мост от одновременного муравьиного шага…
Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм и электричество. Магнетизм и электричество — виды энергии. Стих — это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая и именно только для этого конкретного случая годящийся». (В. Маяковский).
Существует понятие единицы стихотворного ритма. Эта единица, считает С. Калачева, диктуется психофизическим восприятием звука. Эксперименты показали, что когда период оказывается короче 0,1 секунды, то слух не фиксирует повторов, речевой поток кажется непрерывным. При величине, превышающей 10 секунд, периодичность так же теряется. Следовательно, в диапазоне между этими показателями и лежит единица стихотворного ритма. Ею является строка. Время произнесения каждой строки обычно не превышает 5 секунд, что оказывается оптимумом для восприятия смысла и гармонии слов нашим слухом, нашим сознанием.
Сущность ритма — упорядоченность во времени различных форм движения.
Исследователи утверждают, что ритм весьма различен по восприятию его человеком. Он может быть безжизненно монотонным, но может быть и сигналом для тончайших переживаний, стимулом эмоциональных реакций и одним из организующих элементов творческого процесса. Определенные ритмы действуют на человека островозбуждающе, другие гипнотически. Они способны вызывать различные психофизиологические реакции — от острого сексуального возбуждения до гипнотического сна.
Подчас нарушение ритма воспринимается нами исключительно остро, что свидетельствует о глубокой связи психоэмоциональной структуры личности с ритмикой окружающей среды. Как вздрагиваем мы иногда, услышав резкий звонок или настойчивый стук в дверь. Тот же неожиданный звонок или стук, но в другом ритме, в иной «тональности», не производит на нас такого неприятного впечатления. Речь в данном случае идет не о громкости звонка или стука. Стук может быть даже не громким, а осторожным, вкрадчивым, но он будит тревогу. И в основе этого скорее не ритм, а аритмичность. Вспомните, как тревожно беспокойны звуки «ударов судьбы» в начале Пятой симфонии Бетховена. Именно негармоничность звука настораживает, заставляет нас ожидать чего-то непредвиденного. Может быть, такие внешние раздражители вызывают ошибку, сбой ритмического настроя психики или других биоритмических структур.
Ритм, как повтор несет организующую функцию в любой метрической системе (композиции), отмечая концы периодов и подчеркивая «созвучия». И этот повтор, играющий ритмическую роль, постоянно возвращает нас к прошедшему, к выделенному волей художника элементу, конструируя тем самым образную целостность.
«… выделенность соотносимых структурных элементов может быть принята как одна из возможных характеристик поэтического. Здесь и разнообразные построения (соотнесение начала и конца произведения), здесь рефрены и прочие формы повторов-возвратов… здесь различные формы акцентов, как бы на мгновение останавливающих течение действия». (А. Михайлова).
ритм — Энциклопедия эпистемологии и философии науки
РИТМ (от греч. rhythmos — такт, ровность в движении; стройность, соразмерность, пропорциональность; образ, вид, фигура) — закономерное чередование соизмеримых элементов, их повторность и мерность. Ритмическая упорядоченность движения, проявляющаяся в членении времени и пространства, является фундаментальным принципом организации и самоорганизации сложных эволюционирующих систем. Р. организует и регулирует гомеостаз системы, участвует в формообразовании, в координации элементов, частей и целого системы, в кооперации коэволюционирующих систем, в синхронизации разных масштабов и уровней иерархических системных объектов. Ритмические соотношения обнаруживают себя в природных явлениях, в социокультурных процессах, в совместной деятельности людей, в искусстве.
В науке для описания временной упорядоченности используют парные понятия Р. и цикла. Циклическое возвращение системы в исходное состояние через определенный промежуток времени задает крупный масштаб мерности движения, внутри которого слаженность процессов организуется более дробными ритмическими построениями. Циклы и ритмы в динамических системах определяют временную метрику каждого уровня материальной организации. В зависимости от объекта исследования выделяют астрономические, тектонические, биосферные, организменные, радиологические и пр. Р. и циклы. В масштабах сложного целого локальные циклы вкладываются в более глобальные; один цикл в своей очередности может накладываться на другой, менять свой темп. Напр., циркадные часы определяют суточные Р. многих физиологических процессов, и хотя они синхронизируются сменой света и темноты, другие факторы — температура окружающей среды, время питания, стресс — могут сместить во времени эти процессы. Проблемы ритмической синхронизации процессов с разной метрикой остаются мало изученными.
В общественных науках (экономике, политике, истории) ритмические соотношения изучаются путем построения моделей волновой динамики и жизненных циклов. Установлено, что периодическую повторяемость социокультурных процессов могут обусловливать как внешне-природные (экзогенные), так и внутрисистемные (эндогенные) факторы.
В искусстве, особенно в музыке и стихосложении, Р. считается одним из самых основных формообразующих и выразительных средств. Ритмическая организация реализуется и в ближайших и в отдаленных соотношениях, образуя метр (чередование опорных и неопорных долей), создавая фигуры за счет повторений, синхронизируя отдельные метроритмические рисунки в целостной композиции. В живописи и архитектуре пространственный аспект Р. проявляется в создании композиций по законам симметрии, а временной — в процессах восприятия. Произведения искусства могут отражать природные Р., в том числе и жизненно важные для человека, что используется в искусствотерапии. С Р. как эстетической категорией связывают понятие эвритмии — благородства в движениях и благозвучия в музыке (Платон). Изучение ритмических гармоник особенно ценно для творчества и практической деятельности человека: благоприятный момент (период), обеспечивающий успех и полноту реализации замысла, во многом определяется усилением творческого потенциала за счет резонанса с природными ритмами.
ИЛ. Герасимова
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me
Значения в других словарях
- ритм — Активный, артистический, бешеный, бойкий, буйный, быстрый, важный, веселый, виртуозный, выразительный, вялый, гармонический, гармоничный, грациозный, дружный, единый, живой, завораживающий, задорный, изломанный, импульсивный, капризный, ладный, легкий… Словарь эпитетов русского языка
- Ритм — (греч. rytmos, от reo — теку) — воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов. Многообразие проявлений Р. в разл. видах и стилях иск-в (не только временных, но и пространственных), а также за пределами художеств. сферы (Р. Музыкальная энциклопедия
- Ритм — (греч. rhythmos) 1. Чередование каких-л. элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой и т. д. 2. Закономерное чередование элементов в орнаменте. 3. В одежде — это чередование элементов формы и интервалов между ними. Энциклопедия моды и одежды
- ритм — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? ритма, чему? ритму, (вижу) что? ритм, чем? ритмом, о чём? о ритме; мн. что? ритмы, (нет) чего? ритмов, чему? ритмам, (вижу) что? ритмы, чем? ритмами, о чём? о ритмах… Толковый словарь Дмитриева
- ритм — (др.-греч. ρυθμός) 1) В поэзии: упорядоченное чередование звуковых речевых компонентов; 2) в лингвистике текста: упорядоченность звукового, синтаксического и словесного состава речи, обусловленного смыслом. Словарь лингвистических терминов Жеребило
- ритм — Род. п. -а. Из франц. rythme, м., от лат. rhythmus, греч. ῥυθμός. Этимологический словарь Макса Фасмера
- Ритм — (в поэзии) — см. Стихосложение. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- ритм — Французское – rythme (ритм). Латинское – rhythmus (ритм). Греческое – «ритм». Время появления и начала широкого употребления слова в русском языке точно не установлено. Этимологический словарь Семёнова
- ритм — ритм м. 1. Равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т.п.), присущее действию, течению, развитию чего-либо. || Размеренный, налаженный каким-либо образом ход, протекание чего-либо. 2. перен. Толковый словарь Ефремовой
- ритм — Ритм, ритмы, ритма, ритмов, ритму, ритмам, ритм, ритмы, ритмом, ритмами, ритме, ритмах Грамматический словарь Зализняка
- ритм — сущ., кол-во синонимов: 22 альфа-ритм 1 бета-ритм 1 биение пульса 2 биоритм 2 бит-ритм 1 брахикардия 1 брейкбит 2 восьмисложник 1 гамма-ритм 1 джаз-ритм 1 каданс 4 мю-ритм 2 поп-ритм 1 пульс 9 размеренность 12 сердцебиение 5 такт 15 тета-ритм 1 ход 94 хук 3 чередование 16 эмбриокардия 1 Словарь синонимов русского языка
- Ритм — (греч. rhythmós, от rhéo — теку) воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). Большая советская энциклопедия
- ритм — орф. ритм, -а Орфографический словарь Лопатина
- РИТМ — РИТМ (греч. rhythmos, от rheo — теку) ,1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.) — происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. Большой энциклопедический словарь
- ритм — Ритм/. Морфемно-орфографический словарь
- ритм — Дизайн Равномерное повторение частей изображения. Словарь компьютерных терминов
- Ритм — РИТМ — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Напр. стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. Литературная энциклопедия
- ритм — РИТМ -а; м. [греч. rhythmos] 1. Равномерное чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т.п.). Ритм дыхания. Ритм сердца. Иметь врождённое чувство ритма. Толковый словарь Кузнецова
- РИТМ — РИТМ – форма организации временных искусств, а шире – восприятия протекающих во времени процессов. Распространяясь на литературу, музыку и пластические искусства, ритм демонстрирует общие закономерности… Новая философская энциклопедия
- ритм — -а, м. Чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. п. Ритм дыхания. Ритм сердца. Малый академический словарь
- ритм — Ритма, м.[греч. rhythmos]. Равномерное чередование каких-н. элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-н.). Ритм танца. Законы ритма. Большой словарь иностранных слов
- ритм — РИТМ, ритма, ·муж. (·греч. rhythmos). Равномерное чередование каких-нибудь элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-нибудь). Ритм танца. Ритм движений. Толковый словарь Ушакова
- ритм — РИТМ м. греч. мера, в музыке или в поэзии; мерное ударенье, протяжка голосом, распев. Также см. рифма Толковый словарь Даля
- ритм — РИТМ, а, м. 1. Равномерное чередование какихн. элементов (в звучании, в движении). Музыкальный р. Р. стиха. Р. движений. Чувство ритма. Сердечный р. 2. перен. Налаженный ход чего-н., размеренность в протекании чего-н. Р. работы, производства. Р. жизни. Толковый словарь Ожегова
- ритм — • бешеный ~ Словарь русской идиоматики
- ритм — Заимств. в XIX в. из франц. яз., где rythme < лат. rhythmus, переоформления греч. rhythmos «размеренность, такт». В первой половине XIX в. отмечалась форма рифм. См. рифма. Этимологический словарь Шанского
- Ритм — РИТМ представляет собою непрерывное возвращение эффектативных феноменов через ощутительно равновеликие промежутки. Очевидно, что для суждения о ритме необходимо подразделить ритмические явления… Словарь литературных терминов
- ритм — РИТМ а, м. rythme m. <�гр. rhythmos размеренность, такт. Слово «ритм» происходит от древнегреческого «рютос» текучий. Журн. для всех 1929 № 12. 1. Равномерное чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т. Словарь галлицизмов русского языка
Ритм — это… Что такое Ритм?
Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности.
Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.
Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.).
Ритм, метр и темп: различия
МиллиметровкаРитм, метр и темп — понятия разные.
Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, еще более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли.
По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки.
Длительность нот можно задать в относительных единицах (мельчайших клеточках): этот звук — отрезок длиной в 4 клетки, а этот в 2. Эти соотношения не изменятся с изменением масштаба сетки. Последовательность чередования таких отрезков и есть ритм.
Отмасштабировать эту сетку можно с помощью темпа, делая расстояния между линиями длиннее или короче. В масштабе «1 клетка = 1 секунда» время звучания ноты длиной в 2 клетки будет равна 2 секунды. При уменьшении масштаба (увеличении темпа) в 2 раза, длительность ноты в те же 2 отрезка уже будет равняться 1 секунде.
Пример с миллиметровкой очень нагляден и абсолютно верен с точки зрения математического подхода к изучению предмета музыкального метра. Но в исполнительской практике приходится учитывать то, что следование подобной (сугубо математической) логике при изучении ритмической стороны нотного текста, ведёт к искажению содержательной стороны музыкального произведения, где в большинстве случаев не длинная нота составляется путём суммирования какого-то кол-ва мелких пульсаций, а как раз наоборот, мелкая длительность возникает как результат деления на части более крупной.
Лишь в особых случаях (например при синкопировании) наиболее крупные «линии» метрической сетки могут просвечивать сквозь длинные ноты (или длинные паузы), создавая впечатление поделённости их на несколько частей.
Ссылки
См. также
|
ритм | Определение, время и счетчик
Ритм , в музыке, размещение звуков во времени. В самом общем смысле ритм (греч. hythmos , производное от rhein , «течь») — это упорядоченное чередование контрастирующих элементов. Понятие ритма также встречается в других искусствах (например, поэзия, живопись, скульптура и архитектура), а также в природе (например, биологические ритмы).
Британская викторина
Известные музыкальные произведения: факт или вымысел?
Увертюра Вильгельм Телль написана Шостаковичем.
Попытки определить ритм в музыке вызвали множество разногласий, отчасти потому, что ритм часто отождествлялся с одним или несколькими его составляющими, но не полностью отдельными элементами, такими как акцент, размер и темп. Как и в случае с тесно связанными предметами стиха и метра, мнения сильно расходятся, по крайней мере, среди поэтов и лингвистов, относительно природы и движения ритма. Теории, требующие «периодичности» в качестве sine qua non ритма, противостоят теориям, которые включают в себя даже неповторяющиеся конфигурации движения, как в прозе или в прозе.
Элементы ритма
В отличие от картины или скульптуры, которые представляют собой композиции в пространстве, музыкальное произведение — это композиция, зависящая от времени. Ритм — это образец музыки во времени. Какие бы другие элементы ни было в данном музыкальном произведении (например, паттерны высоты тона или тембра), ритм является одним из незаменимых элементов всей музыки. Ритм может существовать без мелодии, как барабанная дробь так называемой примитивной музыки, но мелодия не может существовать без ритма. В музыке, в которой есть и гармония, и мелодия, невозможно отделить ритмическую структуру от них.Замечание Платона о том, что ритм — это «порядок движения», дает удобную аналитическую отправную точку.
Единица музыкального времени называется долей. Подобно тому, как человек осознает устойчивый пульс или сердцебиение тела, так и при сочинении, исполнении или прослушивании музыки человек осознает периодическую последовательность ударов.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняТемп основной доли называется темпом (итал. «Время»).Выражения медленный темп и быстрый темп предполагают существование темпа, который не является ни медленным, ни быстрым, а скорее «умеренным». Под умеренным темпом подразумевается темп естественной ходьбы (от 76 до 80 шагов в минуту) или сердцебиение (72 в минуту). Однако темп музыкального произведения, указанный композитором, не является ни абсолютным, ни окончательным. В исполнении это, вероятно, будет меняться в зависимости от интерпретационных идей исполнителя или таких соображений, как размер и реверберация зала, размер ансамбля и, в меньшей степени, звучность инструментов.Изменение в таких пределах не влияет на ритмическую структуру произведения.
Темп произведения никогда не бывает строго математическим. Невозможно музыкально придерживаться метрономного ритма в течение длительного времени. В слабо связанном отрывке может потребоваться уменьшение темпа; в многолюдном коридоре может потребоваться расслабление. Такие модификации темпа, известные как tempo rubato , т. Е. «Украденное время», являются частью характера музыки. Рубато нужен каркас негибкого ритма, из которого он может уйти и к которому должен вернуться.
Время
Разум, по-видимому, ищет некий организующий принцип в восприятии музыки, и если группировка звуков объективно не присутствует, он навязывает один из своих собственных. Эксперименты показывают, что разум инстинктивно группирует регулярные и идентичные звуки на двойки и тройки, делая ударение на каждом втором или третьем ударе, и таким образом создает из монотонной в остальном последовательности последовательность сильных и слабых ударов.
В музыке такая группировка достигается за счет фактического стресса, т. Е. Периодического усиления одной ноты над другими.Когда напряжение возникает через равные промежутки времени, удары делаются естественным образом. Хотя в европейской музыке понятие меры времени восходит к глубокой древности, только с 15 века они обозначаются штриховыми линиями. Таким образом, термины измеряют и бар часто используются как синонимы.
Мера времени указывается при открытии изделия с помощью тактового размера — например, 2 / 4 , 4 / 8 , 3 / 4 , 6 / 8 .Длина каждой доли в такте может быть короткой или длинной единицей времени:
Подпись 4 / 1 (вверху) означает, что вся банкнота (1) является единицей в каждом такте, и их четыре (4) для каждого такта. На второй иллюстрации, 4 / 2 , полнотой (2) является единица измерения, с четырьмя из них (4) для каждого такта и так далее.
Два основных типа измерения времени состоят из двух или трех долей и допускают множество различных обозначений.
«Четыре времени» или «обычное время» на самом деле представляет собой разновидность двойного времени, связанного с «двойным временем», так как его трудно представить без дополнительного ударения в половинном такте, то есть в третьем доле :
Двойные, тройные и учетверенные измерения времени, т. Е. Те, в которых есть два, три и четыре удара в такте, известны как простое время. Разделение каждой составляющей доли на три дает составное время:
Более сложные времена, такие как пятерка, 5 / 4 , обычно делятся на группы 3 + 2, как в «Марсе» из сюиты Густава Холста «Планеты » и во второй части «Шестой» Чайковского . Симфония .Римский-Корсаков в Sadko и Стравинский в Le Sacre du printemps используют 11 как единое целое. Фортепианное трио Равеля открывается подписью 8 / 8 с внутренней организацией 3 + 2 + 3. Народные песни и народные танцы, особенно из Восточной Европы, повлияли на использование асимметричных временных мер, как в «Болгарском ритме». ”Штук в 7 / 8 и 5 / 8 в Mikrokosmos Бартока .
.принципов искусства | учиться.
Далее, «Принципы дизайна»
«Принципы дизайна» — это механизмы расположения и организации различных элементов дизайна в произведении искусства. Обратите внимание, что в разных источниках могут быть указаны несколько разные версии «Принципов дизайна», но основные основы по сути одинаковы.
Гармония
Гармония в искусстве и дизайне — это визуально удовлетворительный эффект сочетания похожих, связанных элементов.Например: соседние цвета на цветовом круге, похожие формы и т. Д.
ГармонияОстаток
Чувство равенства веса, внимания или привлекательности различных визуальных элементов в пределах живописного поля как средство достижения органического единства.
Есть несколько типов баланса:
- Симметрия: Форма баланса, достигаемая за счет использования идентичных композиционных единиц баланса по обе стороны от вертикальной оси в плоскости изображения.
- Приблизительная симметрия: Форма баланса, достигаемая за счет использования одинаково сбалансированных композиционных единиц по обе стороны от вертикальной оси в плоскости изображения.
- Радиальная симметрия: Форма равновесия, чем ровная, расходящаяся от центральных точек ко всем четырем квадрантам ограничивающей плоскости формы.
- Асимметрия: Форма баланса, достигаемая, когда визуальные единицы, находящиеся в равновесии по обе стороны от вертикальной оси, не идентичны, но размещаются в позициях в плоскости изображения, чтобы создать «ощущаемое» равновесие концепции общей формы.
Пропорции
Пропорция — это сравнение размеров или распределения форм. Это соотношение в масштабе между одним элементом и другим или между целым объектом и одной из его частей. Разные пропорции в композиции могут иметь отношение к разным видам баланса или симметрии и могут помочь установить визуальный вес и глубину.
Пропорция (соотношение) Пропорция (масштаб)Доминирование / Акцент
Принцип визуальной организации, согласно которому одни элементы должны иметь большее значение, чем другие в той же композиции.Он способствует органическому единству, подчеркивая тот факт, что есть одна главная черта, а другие элементы ей подчинены. В приведенных ниже примерах обратите внимание, как кажется, что более мелкие элементы уходят на задний план, а более крупные элементы выходят на передний план. Обратите внимание как на масштаб, так и на стоимость удаляющихся и продвигающихся объектов.
Доминирование / АкцентСорт
Разнообразие — это дополнение к единству и гармонии, оно необходимо для создания визуального интереса.Без единства и гармонии изображение будет хаотичным и «нечитаемым»; без разнообразия скучно и неинтересно. Хороший дизайн достигается за счет баланса единства и разнообразия; элементы должны быть достаточно похожими, чтобы мы воспринимали их как принадлежащие друг другу и достаточно разные, чтобы быть интересными.
РазнообразиеМеханизм
Движение — это путь, по которому наши глаза следят, когда мы смотрим на произведение искусства, и, как правило, очень важно, чтобы глаза зрителя были вовлечены в работу.Без движения произведение искусства застаивается. Несколько хороших стратегий для пробуждения чувства движения (среди многих других) включают использование диагональных линий, размещение фигур так, чтобы они выходили за границы плоскости изображения, и использование меняющихся значений.
ДвижениеРитм
Продолжительность, поток или ощущение движения, достигаемое повторением регулируемой визуальной информации.
Обычный ритм Прогрессивный ритм Текущий ритм .определение ритма по The Free Dictionary
ритм
(rĭ th ′ əm) n.1. Движение или изменение, характеризующееся регулярным повторением или чередованием различных величин или условий: ритм приливов и отливов.
2. Узорчатое повторяющееся чередование контрастных элементов звука или речи.
3. Музыкаа. Паттерн музыкального звука, например, различиями во времени, продолжительности или напряжении последовательных нот.
б. Специфический вид такого рисунка: ритм вальса.
с. Группа инструментов, обеспечивающих ритм в оркестре.
4.а. Образец или поток звука, создаваемый расположением ударных и безударных слогов в акцентном стихе или длинных и коротких слогов в количественном стихе.
б. Аналогичная, но менее формальная последовательность звуков в прозе.
с. Особый вид метрического рисунка или потока: ямбический ритм.
5.а. Ощущение темпорального развития, создаваемое в литературном произведении или фильме путем расположения формальных элементов, таких как продолжительность сцен, характер и количество диалогов или повторение мотивов.
б. Регулярный или гармоничный узор, созданный линиями, формами и цветами в живописи, скульптуре и других изобразительных искусствах.
6. Образец развития, возникающий в литературном или драматическом произведении путем повторения таких элементов, как слова, фразы, инциденты, темы, изображения и символы.
7. Процедура или распорядок, характеризующийся регулярно повторяющимися элементами, действиями или факторами: ритм цивилизации; ритм длительных переговоров.
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторское право © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
ритм
(ˈrɪðəm) n 1. (Музыка, прочее)a. расположение относительной длительности и акцентов на нотах мелодии, обычно разбитых на регулярные группы ( тактов, ) ударов, первая доля каждого такта несет в себе ударение
b. любое конкретное расположение таких группировок; время: четверной ритм.
2. (Поэзия) (в стихах)а. расположение слов в более или менее правильную последовательность ударных и безударных или длинных и коротких слогов.
b. любое конкретное такое расположение; метр
3. (Художественные термины) (в живописи, скульптуре, архитектуре и т. д.) гармоничная последовательность или узор масс, чередующихся с пустотами, света, чередующегося с тенью, чередующихся цветов и т. д.
4. ( Физиология) любая последовательность регулярно повторяющихся функций или событий, таких как регулярное повторение определенных физиологических функций тела, например, сердечный ритм сердцебиения
[C16: от латинского hythmus , от греческого rhuthmos ; относится к rhein to flow]
ˈrhythmless adj
Словарь английского языка Коллинза — полный и несокращенный, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014
ритм
(ˈrɪð əm)н.
1. движение или процедура с равномерным или узорчатым повторением ударов, акцента и т.п.
2.а. Паттерн регулярных или нерегулярных импульсов, вызванный в музыке сильными и слабыми мелодическими и гармоническими ударами.
б. особая форма этого: тройной ритм.
3. размеренное движение, как в танцах.
4. паттерн повторяющихся сильных и слабых акцентов, длинных и коротких слогов, вокализации и тишины в речи.
5. Плюсы.а. метрическая или ритмическая форма; метр.
б. особая метрическая форма.
с. метрический механизм.
6. узорное повторение мотива, формального элемента и т. Д. Через равные или нерегулярные интервалы в той же или измененной форме.
7. Physiol. регулярное повторение действия или функции, например, в виде биения сердца или менструального цикла.
8. регулярное повторение определенных фаз, элементов и т.д .: ритм времен года.
9. Регулярное повторение связанных элементов в прогрессии или другой системе движения: важность ритма при монтаже фильма.
[1550–60; <Латинский ритм <греческий ритм, сродни rheîn течь]
ритмический (-mɪk) ритмический • кал, прил.
ритмик • лы, нареч.
Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права 2005, 1997, 1991, Random House, Inc. Все права защищены.
.