Даммарный лак это: для чего нужен даммаровый лак?
- даммарный лак — это… Что такое даммарный лак?
- Лаки и разбавители для масляной живописи
- Разбавители масляных красок — Мир живописи Татьяны Казаковой
- Лаки для живописи
- Как покрывать картину лаком
- Лакировка даммарным лаком — Масло — Уроки рисования — Каталог статей
- Покрытие картины лаком — Мир живописи Татьяны Казаковой
- лак даммар — это … Что такое даммар лак?
- лак даммар — это … Что такое даммар лак?
- лак даммар — это … Что такое даммар лак?
- лак даммар — это … Что такое даммар лак?
даммарный лак — это… Что такое даммарный лак?
- даммарный лак
-
30%-ный раствор смолы (даммары) в пинене. Применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок, протирки пожуханий и для покрытия произведения после его завершения. В иконописи, ранее покрываемой олифой или масляным лаком, используется в качестве защитного покровного слоя после реставрации. Из покровных смоляных лаков отличается светоустойчивостью пленки, но сама пленка недостаточно устойчива к воздействию влаги. Для предупреждения этого недостатка (разложения лакового покровного слоя) в лак добавляют пчелиный воск.
Словарь изографа. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт.
В. В. Филатов.
1997.
- далматика
- дароносица
Смотреть что такое «даммарный лак» в других словарях:
-
Лак — получить на Академике актуальный промокод на скидку MAKnails или выгодно лак купить с дисконтом на распродаже в MAKnails
-
смоляной лак — Вещество, основу которого составляет смола, растворимая в спиртах, углеводородах и при высыхании (испарении растворителя) способная образовывать пленку. В живописи используют даммарный, мастичный, фисташковый, акрил фисташковый С. Л. для… … Словарь иконописца
-
Масляные лаки — Содержание 1 Общие сведения 1.1 Виды лаков в зависимости от применяемого растворителя … Википедия
-
даммар — а, м. dammar m., dammara <лат. Dammara orientalis, малайское damar факел. Смола некоторых тропических деревьев; применяется в производстве прозрачных лаков, линолеума и пластырей. СИС 1954. Природная мягкая смола, выделяемая деревьями сем.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Лаки и разбавители для масляной живописи
Тут я собрал информацию о самых популярных на постсоветском пространстве лаках и разбавителях. Потому как во всех художественных магазинах они продаются под загадочными названиями типа «Разбавитель №1» и понимай как хочешь. Но даже если знаешь состав не всегда понятно для чего используется конкретно тот или иной. А зная эти основы, в целом, можно понять назначение просто прочитав состав. Итак, поехали, список получился длинный, зато более-менее полный.
Лаки
В масляной живописи лаки разделяют по виду их применения: лаки для живописи и покрывные лаки. Некоторые являются универсальными в применении. Отдельно стоит выделить лаки для ретуши. Подробнее о лакировке работы можно почитать в статье «Лакировка масляной живописи«.
Лаки для живописи
Применяются как добавка для
художественных масляных красок и представлены в виде раствора смолы в пинене (скипидар
художественный).
Даммарный лак — густоватый, применяется как добавка к краскам и как покрывной лак.
Он теплого оттенка и желтеет с годами. Это очень важно! Потому им необходимо
покрывать работы только теплых тонов. Со временем он придаст благородство
живописи. Даммарный лак можно разбавлять небольшим количеством пинена. Если добавить
в лак пинен один к одному, то лак будет матовый, то же получается интересный
эффект.
Мастичный лак — может служить не только в
качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при многослойной
живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют его и как покрывной лак. Имеет
свойство немного желтеть со временем, при чём больше чем даммарный. Придаёт
работе глянцевую отделку. Очень эластичный.
Копаловый лак — тёмного цвета, применяется как
добавка к краскам. Высохшая плёнка копалового лака нерастворима органическими
растворителями. Потому считается самым сильным среди живописных лаков.
Покрывные лаки
Предназначены для покрытия
масляной живописи в целях защиты от выли и солнечных лучей, а также для
придания красочному слою насыщенности и блеска.
Акрил-фисташковый лак (аналог акрил-стирольный) — его плёнка почти
бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит плёнки
мастичного и даммарного лаков. Им стоит покрывать работы в холодных тонах.
Фисташковый лак — его плёнка практически бесцветна и очень эластична. Правда высыхает
дольше, чем другие покрывные лаки.
Ретушный лак — используется для предотвращения пожухания при многослойной масляной
живописи, а также для усиления сцепления красочных слоёв. Его наносят перед
началом работы над нужным участком. Этот лак слегка растворяет верхний слой
краски, усиливая тем самым сцепление с новым слоем. Так же лак помогает убрать
матовые пожухлые места, вернув яркость цвета. По советам старых мастеров,
вместо ретушного лака можно использовать срез головки чеснока.
Разбавители
Разбавитель №1. Производители: «ЗХК», «Гамма». Смесь скипидара и уайт-спирита, взятых в соотношении 1:1. Применяется для разведения эскизных масляных красок, рельефных паст, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Т.е. в менее ответственных работах. Лак не растворяет.
Разбавитель №2 (уайт-спирит). Производители: «ЗХК», «Гамма». «Уайт-спирит», производитель: «Maimeri». Продукт переработки нефти, фракция, образующаяся между тяжелым бензином и керосином. Пользоваться им следует осторожно, он обладает высокой проникающей способностью и может просачиваться на обратную сторону холста сквозь микротрещины в грунте. Применяется для смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Для разбавления лаков не годится.
Следует заметить, что при
разведении художественных масляных красок уайт-спиритом и скипидаром пленка
красочного слоя темнеет со временем.
Разбавитель №3, производитель: «Гамма». Разбавитель слабопахнущий, производитель: «ЗХК». Разбавитель без запаха, производитель: «Maimeri». Представляет собой хорошо очищенный уайт-спирит. Делает краски более прозрачными, позволяя получить плавные переходы тонов. Улучшает текучесть красок и сцепление слоев красок. Быстро высыхает, не желтеет. Применяется для разведения масляных красок, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Не разбавляет лаки. Необходимо заметить, что отсутствие запаха в этом разбавителе не уменьшает его токсичность. При работе с ним следует соблюдать все те же меры предосторожности, как и при работе с уайт-спиритом.
Разбавитель №4 (пинен). Производители: «ЗХК», «Гамма». «Очищенная эссенция терпентина», производитель: «Maimeri». От латинского названия сосны Pinus. Пинен является составляющей скипидара и получается путем очистки скипидара живичного от осмолившихся веществ. Пинен окисляется значительно меньше, чем скипидар, которым не рекомендуется пользоваться в живописи из-за склонности к пожелтению и осмолению. При смешивании с красками уменьшает их консистенцию. Пинен используют как разбавитель красок и лаков в живописи. При разбавлении красок пиненом понижается их блеск, со временем желтеет умеренно.
Разбавитель для художественных масляных красок. Производитель: «ЗХК». Представляет собой смесь отбеленного рафинированного льняного масла и уайт-спирита с добавлением сиккатива. Делает краски более прозрачными и менее насыщенными, позволяя получать плавные переходы тонов. Уменьшает время высыхания масляных красок. Можно очищать им кисти.
Разбавитель «Тройник». Производитель: «ЗХК». Классическая композиция, издавна применяемая многими художниками. Представляет собой раствор уплотненного отбеленного рафинированного льняного масла и даммарного лака в скипидаре. Дает блеск и яркие насыщенные тона. Разбавитель используется для разведения масляных красок, а также в качестве промежуточного слоя для усиления сцепления красочных слоев. Для очистки поверхностей и кистей не используют.
Каждый компонент этого разбавителя сам по себе разбавитель. Кроме того, поскольку льняное масло может вызвать съеживание красочного слоя, особенно промежуточного, многие художники используют не «тройник», а так называемый «двойник», который в чистом виде не выпускается. Это даммарный лак, смешанный с разбавителем, например пиненом.
«Тройник» часто готовят сами. Для этого берём 1 часть даммарного лака разводится в 3-х частях пинена, потом добавляется 1 часть масла. Надо заметить, что данные соотношения не являются обязательными, и каждый художник, имеющий хоть какой-то опыт, будет по своему вкусу и в зависимости от решаемой задачи составлять свой «тройник». Больше пинена, то красочный слой будет быстрее сохнуть и больше жухнуть. Больше лака добавляют, чтобы придать крепости слоя и меньше пожухлости. А если масла больше, то краска будет дольше сохнуть и не будет жухлости и матовости.
Также отдельно продаётся масло льняное рафинированное. Используется для разбавления масляных красок. Добавление льняного масла в краску дает большие преимущества: у краски значительно улучшается разносимость, сцепление с холстом и нижележащими слоями краски. Также краска становится менее концентрированной, более прозрачной, яркой, блестящей. Замедляется время высыхания краски. В итоге можно дольше работать «по-сырому», создавать лессировки.
Масло льняное уплотнённое №2 отличается более влагостойкой плёнкой и меньшей склонностью к пожелтению. Это масло рекомендуется использовать при лессировках, так как повышает оптические свойства.
Разбавители масляных красок — Мир живописи Татьяны Казаковой
Хочу предупредить: я говорю именно о разбавителях, а не растворителях. На первый взгляд между ними нет разницы — оба они разжижают краску. Однако разбавитель просто снижает
вязкость краски, не нарушая ее структуру, и после высыхания испаряется, оставляя краску в ее родном виде. Попросту говоря, разбавитель просто облегчает «размазывание» краски, но в
остальном нет никакой разницы, использовали ли вы разбавитель или нет. Я, кстати, теперь разбавители почти не использую, хотя раньше они у меня уходили пузырьками.
А вот растворитель вмешивается в структуру краски, растворяя ее пленкообразующие вещества, то есть масло, и после его высыхания вы получаете измененную краску, свойства которой могут разительно
отличаться от заявленных. Например, она может расслаиваться, рассыпаться. Кроме того, растворитель способен растворить уже высохший слой краски, поверх которого вы накладываете новый слой с
растворителем. Так что вместо, скажем, лессировки, вы, грубо говоря, получите живопись «по-сырому», в результате чего лессирующая краска смешается с краской основы и изменит как свой цвет, так и
цвет основы, гарантируя вам непредсказуемый и, скорее всего, плачевный результат.
К сожалению, ни один разбавитель не является разбавителем в чистом смысле этого слова: одни вещества он не растворяет, а другие растворяет. Поэтому, чем меньше разбавителя и чем реже вы его
используете, тем лучше. И ни в коем случае не используйте «разбавитель», купленный не в художественном магазине, а, например, в аптеке. Даже если он и называется похоже и состав имеет
такой же, вы все равно покупаете кота в мешке. И еще одно — старайтесь использовать разбавители исключительно того же производителя, что и разбавляемая краска. Это, скорее всего, избавит вас
от проблем, хотя, например, тот же самый ЗКХ предупреждает в своем каталоге: «Разбавители масляных красок — это группа средств, применение которых требует специальных знаний».
Я не буду вдаваться в химические свойства разбавителей, а просто приведу разбавители масляных красок указанных выше производителей, которые я опробовала и которые можно купить в любом
магазине художественных товаров. Еще раз подчеркну: в магазине художественных товаров, а не в магазине хозяйственных товаров, аптеке или еще где!
Итак…
Ну, вот вроде бы все…
Оговорка: я не берусь судить об импортных разбавителях. По своим свойствам они в основном аналогичны отечественным. В чем-то они (возможно) лучше, а в чем-то даже хуже. Я уж не говорю о
возможных подделках. Если вы «поклонник западного», то можете использовать их, но я вам в этом не советчик. Зарубежных марок разбавителей и их производителей так много, что понадобится
целая книга и многие месяцы экспериментов, чтобы описать их. Так что смотрите сами.
Просто пробуйте разные разбавители (с учетом того, что я написала и что вам нужно), пока не найдете свой. Это, кстати, касается и отечественных разбавителей. Универсального, идеального
разбавителя просто не существует. Вы должны найти своего любимчика сами. Для меня таким любимчиком стал пинен — разбавитель №4 «Невской палитры». Есть разбавитель с тем же номером
и тем же названием и у ЭМТИ, но я о нем судить не берусь.
И снова повторю: обычно я использую разбавитель только в первых слоях живописи, когда делаю классическую имприматуру. На последующих же этапах я добавляю разбавитель в краску лишь
изредка, так как считаю, что хорошая краска в ее заводском виде уже имеет оптимальную консистенцию (вязкость) и в разбавлении не нуждается. Надо всего лишь подольше повозить краску
кисточкой, чтобы получить абсолютно такой же результат, что и с разбавителем.
Если, конечно, вы не рисуете что-то этакое, экспрессионистское, стекающее с холста, как в следующем видео. 🙂
Таких «художников» мои советы не касаются…
А остальным я желаю успехов в освоении этого важного, но очень капризного компонента.
Татьяна Казакова
Если же у вас возникли вопросы или вы с чем-то несогласны, или у вас есть пожелания, то оставьте комментарий. На вопросы я отвечу сразу, а ваши замечания и
пожелания я учту и использую для уточнения текста этой статьи и в будущих статьях. Вы можете даже подсказать мне, статью о чем вы хотели бы увидеть в этом разделе следующей. И не
стесняйтесь – мне очень важны ваши мнения!
Лаки для живописи
Живописные лаки
Живописные лаки представляют собой 30 — процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле. Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый.
Лак мастичный. 30-процентный раствор смолы мастики в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи. Имеет свойство немного желтеть со временем. Придает работе глянцевую отделку. Очень эластичный.
Лак даммарный. 30-процентный раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Даммарный лак применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена «пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный.
Лак копаловый представляет «сплав» копаловой смолы и рафинированным льняным маслом, разбавленный пиненом. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м. ч.): копала — 20, масла — 40, пинена — 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нерастворима органическими растворителями.
Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый лак
Лаки покрывные
Лаки покрывные служат для покрытия, масляной и темперной живописи
Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других покрывных лаков.
Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи более медленно, чем лака мастичного.
Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном.
Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.
Покрытие картин лаком
Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность. Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.
Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таким агрессивным реагентам относятся сероводород и сернистые газы, вызывающие резкое потемнение некоторых красок.
Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п. Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем. Применяемый лак должен быть свежим, с момента выпуска может пройти не более трех месяцев, что проверяется по компостеру на этикетке.
Перед нанесением лака — картину необходимо очистить от пыли и просушить. Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти, при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. Для картины среднего размера обычно применяют флейц, ширина полоса которого не менее- 100 мм, а для картины небольших размеров — шириной 45-50 мм. Выбранная флейцевая кисть должна быть с короткой, но нестриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она «затянула» лак, т. е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.
Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°. Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.
Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем — № 4) в соотношении 1 : 1. Соотношение между лаком и разбавителем можно изменять в зависимости от времени года, в холодное время разбавителя берут больше. Чтобы лак сох медленнее в процессе работы, в него добавляют уайт-спирит (разбавитель — № 2), что дает возможность не спеша наносить лак на картину, но уайт-спирит обладает большей проницаемостью, чем пинен, и может вызвать так называемые провалы лака, который уходит через микротрещины в глубь живописного слоя, образуя мутные пятна.
При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте. Установив источник света с правой стороны, приступают к покрытию картины лаком. Набрав на кисть небольшое количество лака, плавно, широкими движениями ведут флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром движении флейца кисть захватывает воздух, и на лаковой пленке могут образовываться пузырьки. Направление флейца должно быть параллельным нижней стороне картины. После нанесения лака его располировывают уже сухим флейцем по полусырому лаку. Располировку ведут до тех пор, пока флейц не станет подлипать и задерживаться на лаке. Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины. После нанесения лака блеск картины должен быть умеренным.
При повышенном блеске лаковой пленки, что связано с чрезмерным нанесением лака, этот недостаток исправляют путем удаления части лаковой пленки. Для чего применяют флейцевую кисть, хорошо смоченную в пинене. Размывание пленки производят такими же движениями кисти, как и при покрытии. Лак с кисти периодически отжимают.
При покрытии лаком больших картин, как указывалось, их устанавливают на мольберте и следят за тем, чтобы в процессе работы не было потеков. Большие картины часто покрывают лаком постепенно, разбив всю площадь ее на отдельные участки.
Окончив нанесение лака, картину через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить сырую лаковую пленку от осаждающейся пыли из воздуха в процессе высыхания лака. При этом картину, покрытую лаком, следует оберегать от действия влажности воздуха и низких температур.
Рубрика: изобразительное искусство, материалы для живописи, лак для живописи
Холст Кисти Мастихин Имприматура Краски масляные Производители масляных красок Разбавители масляных красок Холст на подрамнике Натяжка холста Грунт для живописи Холст для живописи Живопись маслом на холсте Реставрация масляной живописи
Как покрывать картину лаком
Покрытие лаком – это заключительный (но не обязательный) этап работы над картиной. В этой статье мы расскажем об особенностях лакирования и когда можно к нему приступать.
Покрытие картины акриловым лаком
Итак, готовую картину покрывают лаком в следующих целях:
- предотвращение разрушений внутри живописного слоя в результате воздействия пыли, влажностно-температурных перепадов;
- придание изображению глубины и объема, а краскам – свежести, сочности и яркости;
- выравнивание блеска, кое-где краски могут выглядеть более матовыми и бледными на общем фоне;
- защита от сероводорода, который всегда содержится в воздухе и приводит к почернению красок, следов жизнедеятельности насекомых и ультрафиолетовых лучей, разрушающих пигмент;
- устойчивость красочного слоя к царапинам и другим физическим повреждениям.
Среди профессиональных художников ведутся споры, покрывать лаком картину или нет, однако все они сходятся во мнении: лаковый слой продлевает жизнь произведению, независимо от типа используемых красок.
Как понять, что картина готова к покрытию лаком?
Конечно, всё зависит от типа красок в вашей картине.
Если речь идет о картине, написанной акрилом или гуашью, например вы раскрасили картину по номерам или работали в технике флюид арт, то такие работы полностью высыхают в течение недели, а покрывать лаком можно уже через два дня.
Сухие материалы (уголь, сепия и т.п.) покрываются сразу.
Мысляные краски сохнут дольше всего, от 6 до 12 месяцев, и срок сушки зависит от целой серии факторов: как много краски наносилось, высыхали ли слои постепенно или вы рисовали картину сразу и т.п.
Проверить, высохла ли картина очень просто — проведите белой тканевой салфеткой по участку работы легким движением. Если на ней нет даже малозаметных следов краски, то можно приступать к лакированию.
Какой лак выбрать?
Самое важное при выборе лака – на этикетке должно быть указано, что он подходит именно для покрытия живописи. В остальном выбор лака зависит от характера изображения, и какого эффекта вы хотите достичь.
Наиболее универсальным вариантом являются акриловые лаки. Они выпускаются в баночках (для нанесения кистью) и в аэрозольных баллончиках. Готовое покрытие имеет разные уровни блеска:
Акриловый лак
- глянец – повышает яркость красок;
- полуматовый – дает очень мягкий, нежный блеск;
- матовый – создает невидимую защитную пленку, сохраняя насыщенность цвета красок.
Также существуют другие разновидности глянцевых лаков:
Виды лака
- Даммарный лак – это оптимальное соотношение качества и приемлемой цены и один из самых распространенных. Однако со временем он дает сильную желтизну, поэтому совершенно не подходит для работ в холодных тонах. Картинам в теплых тонах покрытие лаком придаст законченность и некоторую аристократичность.
- Акрил-фисташковый лак – хороший выбор для полотен, выдержанных в холодной гамме, так как он создает полностью прозрачное покрытие и не мутнеет, но стоит дороже чем даммарный.
- Акрил-стирольный лак является аналогом предыдущего лака. Он так же отлично сохраняет цвета, быстро сохнет, не желтеет и образует тонкую, но плотную прозрачную защитную пленку. Кроме того, он очень водостойкий.
Ретушный лак не используется для покрывания и рекомендуется для тех случаев, когда нужно что-то исправить на уже просохшей картине. Он размягчает верхний слой краски и обеспечивает его сцепление с только что нанесенным слоем. Его наносят до начала коррекции и после нее.
Не стоит использовать для покрытия мастичный или копаловый лаки. Они хороши для смешивания красок. При покрытии мастичный лак очень сильно темнеет, и вы получите нечто черное вместо яркого изображения. Копаловый лак невозможно удалить никаким растворителем, поэтому его применяют только очень опытные художники.
Картины, написанные сухими материалами – карандашом, сепией, пастелью, углем, покрывают специальным лаком-фиксативом. Он создает тонкую прочную пленку, которая позволяет свободно стирать пыль с работы и защищает цвета от выгорания.
При покупке лака обратите внимание на срок годности. Свежий, непросроченный лак — полностью прозрачен. Наличие помутнения говорит о том, что покрытие будет долго сохнуть и притягивать к себе пыль на протяжении 2-3 месяцев.
Наносим лак на картину
Наносим лак на картину
Для создания лакового покрытия потребуется:
- покрывной лак;
- емкость для лака, достаточно широкая, чтобы туда было удобно макать кисть. Лучше взять одноразовую тарелку или стаканчик, чтобы потом сразу выбросить;
- широкая плоская синтетическая кисть (например, №20) или флейцовая кисть. Проверьте, чтобы ворсинки плотно держались, иначе вам придется собирать их по всему холсту;
- чистые салфетки из хлопковой ткани без ворса, чтобы вытирать горлышко баночки и кисти;
- одноразовые перчатки, фартук, укрывная пленка для стола. Дополнительно можно использовать респиратор.
Работайте в хорошо освещенном проветриваемом непыльном помещении. Картина должна находиться в горизонтальном положении между вами и источником света. Так вы сможете контролировать, какие участки холста уже покрыты лаком, а какие – нет. Очень большие полотна можно покрывать на мольберте. В этом случае свет ставят со стороны рабочей руки.
Покрытие картины акриловым лаком
- Наберите немного лака на кисть.
- Начинать удобнее всего с верхнего левого угла. Широким медленным движением ведите кисть строго параллельно нижней стороне холста. Покройте, таким образом, всю картину.
- Теперь выполните такие же движения кистью, но уже поперек. Если вы сначала двигались слева направо, то сейчас покрываете лаком холст сверху вниз, начиная из того же верхнего левого угла.
- Затем сухой кистью начинайте располировку, то есть распределите лак как можно более равномерно. Сначала движения выполняются вдоль картины, потом поперек, как в предыдущих двух пунктах.
- Продолжайте до тех пор, пока кисть не начнет подлипать к лаку. Не возвращайтесь к уже подсохшим участкам, не трогайте их ни в коем случае! Иначе вы получите некрасивые и трудноудаляемые комки.
- Следите за тем, чтобы лаковый слой не получился слишком толстым. Регулярно вытирайте кисть салфеткой, чтобы удалить излишки лака, сгоняйте кистью лак к краям холста.
Если лака оказалось все же слишком много, то часть его смывают кистью, хорошо смоченной в разбавителе. Движения такие же, как и при нанесении.
Сомневаетесь, как все сделать правильно? Тогда посмотрите вот это видео:
Готовое покрытие должно иметь умеренный блеск. Для освежения красок и создания защитной пленки достаточно одного слоя. Слишком толстое покрытие растрескается и будет сильно бликовать.
Теперь просушите картину в горизонтальном положении (чтобы избежать подтеков лака) в течение 24-48 часов. Есть еще вариант: через 1,5-2 часа после покрытия холст ставят наклонно живописным слоем к стене и так оставляют на 1-2 дня. В этот период не допускается воздействия влажности и низких температур.
Немного полезных советов:
Если на картине скопилось очень много пыли, то ее необходимо помыть, перед тем как покрывать лаком. Для этого вам потребуется:
- емкость с чистой водой;
- большая чистая салфетка из белой мягкой ткани без ворса;
- хозяйственное мыло.
Намотайте кусочек салфетки на палец, смочите в воде и чуть-чуть потрите о кусок мыла. Теперь легкими движениями намыльте весь холст. Как только салфетка станет грязной или перестанет мылиться, смените ее: обверните вокруг пальца ее чистый участок, снова смочите в воде и потрите о мыло. После полного намыливания картины, тщательно прополощите салфетку, хорошенько отожмите и протрите изображение легкими движениями в одну сторону (это очень важно!) Если мыло с первого раза не смылось, снова прополощите салфетку, отожмите, протрите. Свежевымытую картину оставьте сохнуть в вертикальном положении на 1-2 дня.
Наилучшее положение для сушки картины, написанной любыми красками в практически любой технике (кроме fluid art) – вертикальное. Просто прислоните работу к стене живописным слоем вовнутрь. Так на изображение попадет меньше пыли.
Мыть кисти нужно сразу же, как только вы завершили лакирование. Сначала протрите их разбавителями, чтобы снять остатки лака, а затем промойте проточной теплой водой с мягким мылом, пальцами слегка нажимая на щетину. Мойте кисти до тех пор, пока не почувствуете, что они очистились от лака полностью.
Лакировка даммарным лаком — Масло — Уроки рисования — Каталог статей
Перед тем как начать.
Никогда не наносите заключительную лакировку на картину до полного высыхания
масляной живописи. Чтобы высохнуть, масляной живописи требуется где-то от 6 до
12 месяцев (или дольше), в зависимости от того, как толсто нанесена краска на
холст. Если вы хотите сделать временную лакировку, пока картина основательно не
просохла, используйте ретушный лак.
Если на вашем оригинале масляной живописи есть большие просевшие, тусклые и
плоские участки, вы, возможно, захотите пройтись маслом по этим местам на
картине, что бы их переписать до того, как сделать заключительную лакировку.
Лакировка, конечно, выровняет поверхность готовой работы, но если на
нелакированной картине есть одновременно места с повышенным блеском и
просевшие, в зависимости от того, какие пигменты и растворители использовались,
тогда после заключительной лакировки вы можете получить неожиданный результат.
В этом случае рекомендуется пройтись маслом по местам, которые нужно
переписать. Если вы решите сделать это, то нужно подождать дополнительно 6 месяцев
перед тем как сделать заключительную лакировку, поэтому лучше исправлять работу
в первые несколько недель после ее завершения.
В этом уроке мы выполним следующее:
1. освоим метод нанесения нескольких тонких слоев лака.
2. научимся технике лакировки кистью, минимизируя следы мазков, которые
могут быть видны на готовой работе.
3. достигнем яркого финального блеска, подобного многим картинам,
выставленным в музеях, который иногда так и называется, «музейная отделка».
Дополнительные моменты, о которых нужно помнить при лакировке:
Используйте хорошую вентиляцию: Если вы обратили внимание, на фотографиях,
использованных для этого урока, я работаю возле окна и использую вентилятор,
чтобы воздух двигался. Лакировка по этому уроку может занять один-два дня,
поэтому вы должны быть уверены, что ваше рабочее место хорошо проветрено, чтобы
предотвратить концентрацию испарений.
Выбор кистей: Размер самой большой картины, которая будет лакироваться в
этом уроке, 30,4 на 40,6 см и меньшей 10,1 на 15,2 см. Я выбираю хорошую кисть
из щетины шириной 2,5 см. Для картин, размер которых превышает 30,4 на 40,6 см,
вы должны использовать кисти шириной от 3.8 до 7,6 см. Не жалейте денег когда
покупаете кисть для лакировки, за исключением, если вам по нраву вытаскивать
щетинки из лака. Также, если вы используете кисть для лакировки, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ
ее для живописи, и, если кисть использовалась для живописи, НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ее
для лакировки. Покупайте такую лакировочную кисть, которую будете использовать
только по назначению.
Даммарный лак от фирмы Winsow & Newton. Вам нужно разбавлять Даммарный
лак на 50% скипидаром. Специальный растворитель или уайт-спирит не растворяет
дамарский лак; должен быть чистый скипидар. Для этого урока я использовал
даммарный лак фирмы Winsow & Newton (Winsor & Newton Damar Varnish ),
который уже разбавлен (50% лака, 50% чистого скипидара). Он готов к
использованию из баночки без последующего разбавления. НЕ ВЗБАЛТЫВАЙТЕ вашу
баночку лака, потому что могут появиться пузырьки воздуха, как раз то, что вам
хотелось бы избежать.
Теперь мы готовы начать…
Шаг 1. заметки.
Перед началом работы приготовьте все материалы и инструменты.
•Кусок полиэтилена
•Бумажное полотенце
•Кусок алюминиевой фольги
•Кисть для лакировки
•Чистый скипидар
•Даммарный лак (производитель Winsor&Newton) (Winsor & Newton Damar
Varnish )
•Керамическая емкость (#1)
•Керамическая емкость (#2)
•Стеклянная емкость для дамарского лака
•Стеклянный емкость для средства очистки кистей
• Пинцет
• Картина (-ны) без лакировки
•Маленькая воронка (не показана)
Шаг 2. заметки.
Разогреть воду почти до кипения, налить горячей воды в первую керамическую чашу
(пункт 7а).
«Будьте внимательны, чтобы не обжечься горячей
водой».
Заполните керамическую емкость достаточным количеством воды, чтобы баночка
Даммарного лака (пункт 6) в основном была погружена в воду. Пусть Дамар
нагревается примерно 5-10 минут. Нагревание лака снизит его вязкость без
необходимости добавления большего количества скипидара, что делает его легче
применимым. Я рекомендую использовать керамическую чашу из-за свойства керамики
сохранять жар – вам нужно сохранить Даммарный лак теплым, пока вы не закончили
нанесение тонкого слоя лака на вашей картине (-ах).
Я видел в одном учебнике другой урок с использованием Winsor & Newton Damar
Varnish , где процесс согревания, описанный мной, не используется. В этом
учебнике Дамарский лак сливали прямо в горшок без согревания, а затем применяли
непосредственно на холсте кистью. Процедура согревания, описанная в этом
учебнике, достаточно распространено описывается в других учебниках по
лакировке. Вместе с тем, надо заметить … есть некоторые предостережения: «лак
легковоспламеняющийся, поэтому электро/отопительные устройства нагрева не
рекомендуется использовать!» метод горячей воды общепринят, широко
признан и безопасен.
Шаг 3. примечания.
Перед выниманием баночки лака, погруженной в первую керамическую ёмкость,
залейте свежей горячей водой (не кипящей) вторую керамическую ёмкость. (пункт
7b)
«Будьте внимательны, чтобы не обжечься горячей
водой»
Вставьте стеклянную банку (пункт 8) в керамическую ёмкость с горячей водой так,
чтобы ее стеклянная поверхность стала достаточно скрыта водой.
Вы можете использовать другой вид контейнера чем использовал я, в той степени,
пока банка укладывается в чашу для нагревания без горячей воды, и она имеет
достаточно большую горловину, чтобы принять кисть для лакировки. (См. ниже
фото: показана установка другого художника)
Установка, использованная Джейми Уильямс Гроссман
в своем учебнике «Как лакировать масляные картины».
Шаг 4. примечания.
Налейте прогретый Даммарный лак из банки (пункт 6) в стеклянную банку (пункт
8), которая находится в согревающей миске (пункт 7b)
«Заметьте, я держу в руках сосуд с лаком, покрыв его
тканевой тряпкой. Запомните — эта банка находилась в горячей воде».
В этом уроке я использовал 75ml банку с Winsor & Newton Damar Varnish , и я
налил приблизительно 37ml в стеклянную банку. Как правило, наливайте по крайней
мере 1 / 2 Лака в вашу банку.» Каждый раз, когда я добавляю в банку больше
лака, я также заменяю горячую воду (шаг 2), и горячую воду в банке (шаг 3),
чтобы поддерживать температуру лака. «[1]
Шаг 5. примечания.
Окуните кисть (пункт 4) в нагретый Даммарный лак и слегка промакните каждую
сторону о край стеклянной банки (пункт 8), чтобы удалить излишки Дамарского
лака.
Если кисть перегружена Даммарным лаком, и вы начинаете работать ей на холсте,
то вы можете создать лужу, и ваше покрытие, вероятно, будет очень толстым. С
другой стороны, если вы отожмете с кисти слишком много лака, вы не получите
достаточного количества , кисть иссякнет, прежде чем вы сможете провести ей
один раз по холсту.
Шаг 6. заметки.
Используйте бумажные полотенца (пункт 2), коснитесь их кончиком кисти для
удаления избытка Дамара с нее (пункт 4).
Кажется, что все это удаление избытка лака с кисти будет многовато, и останется
слишком мало для покрытия холста. Наша цель во время шагов 5 и 6 — это удаление
излишков лака и предотвращение уплотнения лака на холсте, и не допустить
толстого покрытия лаком за один раз. В то же время нам нужно достаточно лака на
кисти, чтобы не застыть на полпути при работе на холсте, когда ведем кистью от
одной стороны картины к другой. Техника, описанная в этом учебнике, является
техникой применения нескольких тонких слоев лака.
С уже небольшой практикой вы узнаете, как избыток Даммарного лака удалить с
вашей кисти, чтобы предотвратить любую из этих ситуаций.
Шаг 7. заметки.
Перед тем как начать применять лак, позвольте мне объяснить процесс вкратце. Мы
будем наносить сперва лак колонками (по вертикалям картины), а затем строками
(по горизонталям живописи). Мы будем вести кисть с лаком по колонке сначала в
одном направлении, то обратно по ней же в противоположном направлении. Как
только мы охватываем таким образом всю картину, колонку за колонкой, смачивая
кисть каждый раз, поворачиваем картину на 90 градусов и повторяем мазки кисти в
том же ключе, но по горизонтали, строка за строкой, но на этот раз без
смачивания кисти свежим лаком после каждого прохода.
Начните нанесение из одного из углов вашего холста,
зафиксируйте кисть и одним длинным мазком по всей картине. Сделайте еще один
длинный мазок кисти с одной стороны на другую сторону, а затем оставить его в
покое. Не останавливайтесь на полпути. Не возвращайтесь, чтобы подправить
какое-то неудовлетворительное место, за исключением проблем типа больших
непрокрашенных площадей или пузырьков.
Напоминание: Даже если вы согрели Даммарный лак, вам нужно работать быстро,
потому что нанесенный на холст Дамарский лак начнет застывать (схватываться)
немедленно. Примерно через 10 минут лак практически высохнет.
Шаг 8. заметки.
После нового смачивания кисти лаком делаем еще один длинный мазок в
противоположном направлении, прямо по вашему первому мазку. Так же как мы
сделали с первым мазком, перемещайте кисть длинным мазком от одной стороны к
другой стороне. (Примечание: Лакируя пейзаж, я всегда применяю первый мазок
ровно по вертикали. Когда я поворачиваю картину чтобы пройтись по первому
нанесенному слою лака, мне нравится двигать кисть горизонтально)
Шаг 9. заметки.
Хорошо будет сделать небольшую проверку после каждого движения вперед и назад
кистью, чтобы оценить охват работы. Если вы увидели большие непокрытые области,
после нанесения на картину, вы, вероятно, удалили много лака с кисти на этапах
5 и 6.
Однако, если все идет хорошо, станет видна разница, где покрытие нанесено на
картину маслом. Обратите внимание, как цвета становятся яркими, как если бы они
были только что нанесены краской. (см. п. 9 изображений)
Повторите шаги с 5 по 8, пока картина не будет полностью покрыта лаком. При
нанесении новой строки нужно немного перекрыть новые мазки с предыдущими.
Следующий шаг (10) является очень важным для выравнивания покрытия лаком,
который вы только что применили.
Шаг 10. заметки.
Поверните картину так, чтобы работать на горизонтальной поверхности. Без
смачивания кисти лаком ведите её с одного угла прямо через картину без
остановки, а затем кистью назад по мазку в противоположном направлении.
Повторяйте это, пока не пройдетесь по всей картине. Этот шаг поможет
распространить Даммарный лак более равномерно по всей вашей картине.
Шаг 11. заметки.
В любой момент в ходе применения Даммарного лака вы можете найти куски и
обломки, упавшие на холст. Используя пинцет, аккуратно удалите загрязнение,
стараясь не задеть лак.
Шаг 12. заметки.
Как только вы закончите покрывать лаком вашу картину, поместите кисти в емкость
со скипидаром. Это позволит сохранить лак на кисти в целости, пока вы ожидаете
просыхания лакированной картины, чтобы продолжать наносить второй, третий слой
лака.
Шаг 13. заметки.
Лак годен для многоразового использования, поэтому вы должны слить весь
неиспользованный лак в исходную банку. Я рекомендую делать это между слоями
лака. Рекомендуется просушить лак в течение минимум двух часов между слоями,
хотя время может меняться в зависимости от температуры и влажности в вашем
районе. Если лак липкий на ощупь, он не готов для второго или третьего
покрытия. Проверьте лак нажатием пальца на краю холста, если видно свои
отпечатки пальцев, то он еще не готов. В одном из источников, о которых я
говорил, сказано ждать целый день между лакокрасочными покрытиями.
Если вы собираетесь применять два или более слоев лака, пожалуйста, перечитайте
это руководство с самого начала, нанося каждый новый слой лака как если бы он
был первым. Это значит вновь, начиная с шага 2.
Шаг 14. заметки.
Примерно после 10 минут лак должен быть достаточно липким, чтобы не стекать или
сгущаться. Здесь Кейт подняла картину после того как сделала экспертизу лака.
Вы можете увидеть проблемные пятна, поднеся картину к источнику света,
посмотрев через поверхность холста почти на уровне глаз. Не прокрашенные пятна
или неровные мазки будут очень заметны. Обследуйте картину, чтобы определиться,
необходим ли другой слой лака. Если необходимо, нанесите второй / третий слой,
чтобы исправить грубые районы, после того как они высохли. Не пытайтесь
исправить районы сами по себе, а применяйте повторное покрытие. я
обнаружил, что три слоя лака дают мне тот результат, к которому я стремился.
Примечание:
Здесь я лакировал другую картину. Мне удобнее иметь несколько готовых картин,
перед началом их лакировки. Лакирование живописи в два/три слоя лака может
занять от одного до двух дней, и поэтому удобнее лакировать несколько картин в
одно время. Окончив лакировку одной картины, я перемещаюсь ко второй, и
третьей, и так далее. А потом оставляю высыхать одновременно.
Автор: Byron Pickering и Kate Nelson
Покрытие картины лаком — Мир живописи Татьяны Казаковой
Во-первых, для того, чтобы вернуть краскам их первоначальную яркость и сочность.
Дело в том, что при написании картины, особенно если вы пишете тонко, используете много разбавителя и даете просохнуть предыдущему слою, масло (см. мою статью «Краски. С чего начать») из еще не высохших красок вытягивается нижележащим, уже высохшим, слоем, отчего краски на поверхности теряют сочность и тускнеют.
Если вы пишете картину в технике «а ля прима» (от итал. a la prima — «в один присест»), то есть не используете многослойную технику, то ваши краски, возможно, не пожухнут и вам не
понадобится восстанавливать их изначальный цвет.
Но если «а ля прима» — не ваша техника и вы пишете картину не торопясь (сначала один слой, потом другой, потом третий и так далее), то краски в некоторых местах картины могут потерять
делающее их сочными и яркими масло, то есть, как говорят художники, «пожухнуть», лишаясь в результате своего первоначального блеска, яркости и даже цвета. И вот как раз в этом случае лак,
наложенный на готовую картину, спасет вас, вернув вашим краскам их цвет, их яркость и их сочность. И картина снова заиграет цветом и светом, как она играла ими, когда вы ее писали,
наслаждаясь ее сочностью, свежестью и красотой.
Во-вторых, картину покрывают лаком для того, чтобы защитить красочный слой от пыли и влаги, а также как от коварного сероводорода, который всегда содержится в воздухе и со
временем вызывает почернение красок, так и от воздействия солнечного света, а точнее его ультрафиолетовой составляющей, которая наоборот со временем приводит к выцветанию красок, делая
их белесыми.
И нет никакой разницы, как вы писали свою картину, за один присест (техника «а ля прима») или нанося один слой красок за другим (многослойная техника). Пыль за несколько лет въестся в
краску так, что ее оттуда ничем не удалишь (спасти может только реставрация). Влага, как вы сами понимаете, тоже сыграет свою коварную роль разрушительницы живописного слоя картины. А
уж сероводород с ультрафиолетом изо всех сил постараются сделать так, чтобы даже вы сами не смогли с уверенностью сказать, какой именно вид когда-то имела эта ваша картина
В литературе пишут, что картину, прежде чем покрывать ее лаком, надо выдержать не менее года, чтобы красочный слой окончательно просох. Однако это слишком общая рекомендация, и однозначного
ответа на этот вопрос вам никто дать не сможет. Все зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать. Вот основные из них:
-
Как вы наносили краску на холст? Гладко и тонко, как бы экономя краску и старательно размазывая ее по холсту, или же пастозно, фактурно, кладя краску на
холст от всей души.
-
Как вы писали вашу картину? За один присест, не давая краске просохнуть, прежде чем положить поверх нее следующую, или же постепенно, послойно, давая холсту хорошенько
просохнуть, прежде чем приступать к следующему слою.
-
Какими красками вы писали? Краски хорошего качества, так называемые профессиональные, сохнут быстрее. Земляные краски сохнут быстрее, чем растительные. Кобальт, свинец и
марганец, содержащийся в краске, ускоряют ее высыхание, а крап-лак и все черные пигменты наоборот замедляют его. Имеет значение и то, какое масло использовалось в процессе приготовления
красок на заводе. Вот список некоторых растительных масел в порядке снижения скорости их высыхания: льняное –> тунговое –> конопляное –> кукурузное –> подсолнечное –>
хлопковое –> маковое –> соевое –> кунжутное -> горчичное. Чем ближе масло к концу списка, тем дольше оно сохнет, и тем дольше сохнет краска, его содержащая. Фактически,
полностью высыхают только первые три масла: льняное, тунговое и конопляное. Остальные масла из этого списка (кукурузное, подсолнечное, хлопковое, маковое, соевое,
кунжутное и горчичное) относят к так называемым полувысыхающим маслам, потому в красках их быть просто не должно.
-
Какие разбавители вы использовали? Содержали ли они сиккатив? Есть ли
в них смолистые вещества? Я в последнее время вообще отказалась от использования разбавителей, так как их поведение непредсказуемо, а потому их использование — это целое искусство.
Да, конечно, краску с разбавителем положить на холст тоненьким слоем значительно проще, чем без него, но я предпочитаю помучиться с «размазыванием краски на сухую», чем потом горько плакать
над испорченной картиной. Единственное исключение — создание имприматуры. Тогда я использую пинен, поскольку он практически не содержит смолистые вещества — в отличие от, например, скипидара — особенно живичного.
-
Какова влажность была там, где вы сушили картину? Чем выше влажность в помещении, тем дольше сохнет картина. Но учтите, что слишком сухое помещение — это тоже плохо.
Небольшое количество влаги, захватываемое из воздуха вместе с кислородом, благоприятно влияет на «качество высыхания». Высыхание масла в слишком сухом воздухе хотя и протекает быстро, но идет
ненормально, так как в этом случае наблюдается большая потеря масла по причине его расщепления с образованием большого количества газообразных продуктов. Однако, при высыхании масла
на воздухе, насыщенном водяными парами, то есть в сыром помещении, образуется набухшая пленка с большим содержанием воды, которая при полном высыхании покроется трещинами.
-
Хорошо ли проветривалось это помещение? Чем более замкнуто помещение, тем дольше будет сохнуть ваша картина. Это не значит, что картину надо ставить под вентилятор, —
это тоже вредно. Легкий сквознячок или просто доступ воздуха — это все, что нужно.
-
Насколько хорошо освещалось помещение? В темном месте картина сохнет намного дольше, чем в светлом. Например, эксперимент показал, что краска,
высохшая на свету за 6 дней, в темноте сохла аж целых 66 дней. Чем больше света, тем быстрее идет высыхание.
-
Какого типа было это освещение? Натуральное солнечное освещение ускоряет высыхание по сравнению с искусственным, особенно со светом так называемых «лампочек Ильича», то есть
ламп накаливания, так как последние почти не излучают ультрафиолетовый свет, который благоприятно воздействует на процесс высыхания, точнее на полимеризацию краски. Для полного высыхания
масляной краски на солнечном свету обычно требуется от трети до половины того времени, которое необходимо для высыхания той же краски в тени. Тем не менее, следует избегать попадания
прямых солнечных лучей на картину, так как они могут разрушить красочный слой.
-
В какое время года вы сушили картину? Понятно, что летом картина высохнет быстрее, чем зимой, а зимой — быстрее, чем осенью или весной. Впрочем, сами сезоны играют
роль лишь потому, что от них зависит температура и влажность в помещении, где сушится картина, если это не помещение с регулируемой температурой и влажностью.
-
При какой температуре сохла картина? Чем выше температура, тем быстрее сохнет краска. Например, один из специалистов обнаружил, что льняное масло, высохшее при комнатной
температуре зимой за 5–7 дней, а летом за 3–4 дня, в темном сушильном шкафу высохло за 12 часов при температуре 50 °C, примерно за час при температуре 95 °C и всего за 30 минут при
температуре 120 °C. Однако, как говорят, «поспешишь — людей насмешишь». Краска не состоит из одного масла, а картина — это не только масляная краска, но и холст, грунт, подрамник и тому
подобное.
Как видите, скорость высыхания картины оценить очень сложно, а доступный способ определить, высохла картина или нет, мне просто неизвестен. Поэтому я его определяю интуитивно. Некоторые свои
картины я покрываю лаком уже через пару месяцев, но чаще всего я делаю это значительно позже — через полгода, год, два, а то и больше.
Чем ценнее для меня картина, тем позже я покрываю ее лаком. Да, лак предохраняет картину при длительном хранении, но будучи нанесенным слишком рано, он может ее просто
испортить. Поэтому и вам я советую принять на вооружение тот срок, который советуют профессионалы и который я назвала в самом начале этого раздела — минимум год!
Приготовить все необходимые материалы и инструменты. Нам понадобятся:
- Покрывной лак. Информацию о том, какой лак взять и как определить его годность, см. ниже, в разделе «Какие лаки использовать?».
-
Емкость для лака. Это может быть все что угодно. Главное, чтобы туда можно было налить лак и чтобы туда свободно входила кисть, которую вы будете обмакивать в этот лак.
Разумеется, эта емкость не должна быть слишком большой, чтобы не пришлось наливать в нее слишком много лака, то есть больше, чем понадобится для покрытия всей картины, поскольку этот лак
сливать назад в пузырек нельзя ни в коем случае. Примеси, попавшие в лак в процессе покрытия, могут его просто испортить (мало ли что туда попало), и вам придется выкинуть весь пузырек,
чтобы лак, в свою очередь, не испортил красочный слой следующей покрываемой картины. Я обычно использую небольшой стаканчик, подливая в него лак при необходимости. Остатки лака я обычно
сливаю в масленку, чисто из экономии. Потом я иногда использую этот лак для создания тройника, подливая в него масло и
разбавитель, или просто выливаю его, когда меня «перестает душить жаба»:). Так что можете просто сразу вылить эти остатки, поскольку для покрытия, после того как постоит, этот
загрязненный лак уже не годится.
-
Кисть. Это может быть флейц (то есть очень широкая плоская кисть, предназначенная именно для покрытия больших холстов), если ваша картина имеет большие размеры, или просто
большая плоская художественная кисть, если картина небольших размеров. Мои картины, как правило, имеют небольшой размер, поэтому я использую плоскую художественную кисть № 20,
синтетическую. Чем шире кисть, тем быстрее идет покрытие картины лаком, но тем больший размер будет иметь ваша емкость для лака, тем больше вам понадобится наливать в нее лака и тем
больше его потом останется в этой емкости, а значит, тем больше остатков лака вам придется «выкинуть». Так что тут лучше недостараться, чем переборщить. Как говориться, «тише едешь — телега
целее будет»:). -
Тряпки. Тряпки вам понадобятся для трех целей: очистки поверхности картины от пыли (см. ниже), вытирания горлышка пузырька с лаком после наливания из него лака, вытирания
кисти в процессе покрытия картины лаком, а также для вытирания кисти и емкости для лака, после того как вы закончите покрывать картину. Это может быть и одна тряпка, размером примерно 30х30
см, если картина не очень пыльная. Тряпка должна быть мягкой, хлопчатобумажной, без ворса, например куском старой простыни.
-
Неглубокая посудина с водой и хозяйственное мыло. Эти предметы понадобятся только в том случае, если пыль на картине слиплась и ее придется смывать, так как
простое стряхивание пыли тряпкой уже не поможет.
- Одноразовые перчатки. Использовать их совершенно необязательно, но желательно, поскольку проще выбросить испачканные лаком перчатки, чем потом отмывать руки.
Итак, у вас есть все, чтобы покрыть картину лаком, и вы можете приступать к священнодействию. Процесс покрытия картины лаком можно условно разделить на три следующих этапа:
- Проверка поверхности картины и очистка ее от пыли.
- Нанесение лака на картину и ее просушка.
- Мытье кисти и емкости для лака.
Причем, между первым и вторым этапами может пройти целый день
1. Проверка поверхности картины и очистка ее от пыли
Перед покрытием картины лаком нужно обязательно очистить ее поверхность от пыли. Тут все зависит от того, сколь долго ваша картина пылилась и как много пыли на нее осело.
Если картина не очень пыльная и с момента ее написания прошло немного времени, не больше года, то можно просто «смахнуть» (ниже я расшифрую это самое смахнуть) с нее пыль чистой тряпкой. Лучше
всего сделать это белой тряпкой, так как если вы поторопились и не дали краскам достаточно просохнуть, белая тряпка покажет, что красочный слой местами еще сырой и покрывать картину
лаком пока нельзя.
Если вы писали пастозно, толстыми мазками, то вы дополнительно можете осторожно потрогать выступающие мазки пальцем. Если мазок под пальцем слегка продавливается, значит краска в нем еще не
«высохла». На самом деле краска не высыхает — высыхает, то есть испаряется только разбавитель, если вы его использовали. Сама же краска
полимеризуется, то есть масло, являющееся ее основой, содержащей пигмент, превращается в полимеры, длинные цепочки молекул. Проще говоря, масло как бы становится прозрачной пластмассой, в которую
вкраплены малюсенькие частички пигмента, которые и придают этой «пластмассе» цвет.
Полимеризация начинается с поверхности красочного слоя, так как для этой реакции требуется кислород. Естественно, на поверхности краски кислорода больше, чем в ее глубине. Потому полимеризация
как бы начинается с поверхности, постепенно продвигаясь вглубь, хотя на самом деле она идет по всему объему, но с разной скоростью — чем глубже, тем медленнее. В результате может оказаться так,
что снаружи краска уже высохла, а в глубине она еще сырая.
Именно это можно и обнаружить при легком надавливании на пастозный мазок. Мазок ощущается как твердый выступ — значит, краска высохла полностью. Мазок продавливается под пальцем, как бы
пружинит — значит, краска внутри еще сырая.
Но начинать в любом случае, даже если вы писали «тонко», следует с проверки высыхания краски тряпкой. Пленка на поверхности может быть еще очень тонкой, и когда вы проведете по ней тряпкой, почти
не нажимая на нее, вы местами сдерете эту пленку и краска попадет на тряпку. Разумеется, на белой тряпке вы увидите это сразу. Провели тряпкой по холсту широким, как бы смахивающим, движением и
посмотрели, не запачкалась ли она. Еще раз провели по другому месту и снова посмотрели. И так по всему холсту.
Если вы заметили хотя бы легонькое окрашивание тряпки, такую картину покрывать лаком нельзя. Если ваша картина написана многослойно, тонкими слоями, и пыли на ней мало, то на этом процесс
проверки и очистки от пыли можно считать завершенным. Если она написана пастозно, то нужно провести проверку пальцем: краска не продавливается, ощущается как твердая, а пыли на ней не видно
— значит, эта картина тоже готова к покрытию.
Если же ваша картина пылилась долго или сохла в очень пыльных условиях, необходимо продолжить ее очистку. Со временем пыль слипается, и простым смахиванием ее уже снять не удастся. В этом
случае картину надо будет «помыть» и протереть. Однако «помыть» — не означает, что картину нужно обильно мочить водой. Надо налить немного воды в какую-нибудь плоскую посудину,
натянуть часть тряпки на палец, обмакнуть самый кончик, там где подушечка вашего пальца, в воду и слегка потереть им кусок хозяйственного мыла. Затем этим мыльным концом вы аккуратно,
почти не нажимая, «мылите» всю картину, стараясь не пропустить ни один кусочек ее поверхности. Как только тряпка на вашем пальце перестает мылить картину или становится грязной, передвигаете
на подушечку пальца чистый участок тряпки и снова его смачиваете и намыливаете.
Теперь, когда вы намылили всю поверхность красочного слоя, необходимо протереть картину влажной тряпкой. То есть, вы простирываете тряпку, затем ее отжимаете как можно лучше и начинаете протирать
ею холст легкими движениями, направленными в одну сторону. Ни в коем случае не «мазюкайте» тряпкой туда сюда, как при мытье окон, скажем. Если на картине еще видны следы мыла, снова
простирайте и отожмите тряпку и снова протрите ею картину, как описано выше. Закончив «мытье» картины, повесьте ее куда-нибудь минимум на сутки, чтобы она высохла. Только когда она хорошенько
просохнет, можно будет приступать к ее покрытию лаком.
2. Нанесение лака на картину и ее просушка
Итак, краска на вашей картине высохла, а сама картина, если вы ее мыли, просохла. Теперь можно приступать к покрытию красочного слоя лаком. Напоминаю, это должен быть специальный лак для
покрытия живописи, а не лак для живописи или просто какой-то лак.
Положите очищенную от пыли картину горизонтально, например на стол. Картина должна лежать так, чтобы она находилась между вами и источником света, который ее освещает. Если я покрываю
картину днем, то сажусь лицом к окну, а между мною и окном лежит картина. Свет от окна дает яркие блики там, где я уже наложила лак, и почти не дает их там, где лака, еще нет. Это позволяет
мне контролировать как отсутствие непокрытых лаком участков, так и равномерность нанесения лака. Если же я покрываю лаком картину вечером, то опять же кладу картину так, чтобы она
лежала между мной и настольной лампой. В результате я могу сразу заместить те места, на которых лак отсутствует или же наложен неравномерно или слишком толсто. Объяснить, как я это
делаю, на пальцах очень сложно, но вы сами все увидите, когда начнете покрывать картину лаком.
Обычно я начинаю наносить лак с дальнего от меня левого угла картины, постепенно переходя к соседним участкам в направлении противоположного угла, пока не дойду до него. Затем я
перехожу к еще непокрытой полосе картины и снова начинаю покрывать ее от левого края к правому. Но порой могу, дойдя примерно до середины полосы, начать покрывать картину от
противоположного края.
Описанный порядок не важен, а вот движения кистью при нанесении лака должны выполняться как вдоль картины, так и поперек. Покрыли кистью небольшой участок, двигая ее вдоль холста, а затем снова
прошли этот участок, двигая кисть уже поперек. Или наоборот, сначала вдоль, а потом —поперек. Причем кистью можно двигать туда-сюда. Вы как бы растираете лак по поверхности холста, чтобы он не
образовывал слишком толстый слой.
Если слой все же оказался толстым, сгоните излишки лака на еще не покрытый участок, двигая кисть от начала покрытого участка в сторону непокрытого, «перегоняя» туда излишки лака. Если оказалось
так, что лак лежит толстым слоем, а непокрытых участков не осталось, вы можете сгонять лак на кромки холста. Или же просто двигать кистью по толстому участку, постоянно вытирая кисть
тряпкой, чтобы убрать излишки лака.
Итак… Вы методично, участок за участком проходите кистью всю поверхность картины и внимательно смотрите, используя бликование, чтобы не осталось непокрытых мест и чтобы слой был
равномерным и очень тоненьким. Слишком толстый или неравномерный слой может со временем потрескаться. Старайтесь каждый участок картины покрывать лаком достаточно быстро, чтобы он не успел
загустеть. Ни в коем случае не трогайте кистью те участки, которые уже загустели, — вы просто свезете лак, создав на картине комочки лака, и получите головную боль, так как удалить эти
комочки не так-то просто.
Обычно достаточно покрыть картину одним слоем лака, поскольку основная задача, как я уже сказала, это восстановить яркость пожухших участков и защитить красочный слой от воздействия пыли и
влаги. Покрытие же картины несколькими слоями лака приведет к тому, что вы как бы накроете ее стеклом, в результате чего слой лака начнет бликовать, мешая рассматривать картину.
В любом случае, покрыв картину одним слоем лака, обязательно просушите ее. И только потом, когда лак хорошо подсохнет, можно будет нанести второй слой, если вам покажется, что одного слоя
мало. Лучше будет, если вы сначала положите картину горизонтально, пока лак не схватится, чтобы избежать образования потеков, и только потом, спустя час-полтора, можно будет повесить ее или
поставить вертикально и оставить ее, как я уже сказала, минимум на сутки.
В завершение я должна заметить, что ряд художников покрывает картину не кистью, как я, а губкой или тряпочными тампонами, а то и вовсе используют для этого аэрозольный
баллончик. Я эти способы не пробовала, а потому ничего о них сказать не могу.
А теперь вы можете посмотреть специально созданный для этой статьи видеоролик, в котором я показываю сам процесс покрытия картины лаком.
3. Мытье кисти и емкости для лака
После покрытия картины лаком, необходимо обязательно вымыть кисть и, если вы используете постоянную, а не одноразовую емкость, вымыть и ее. Прежде чем их мыть, протрите их тряпкой, чтобы снять
излишки лака, а затем вымойте теплой водой с мылом.
Стаканчик лучше вытереть тряпкой насухо, поскольку лак смывается с него не очень хорошо, а потом просто взять другой кусок тряпки, намылить его и отмыть стаканчик так, чтобы лак не ощущался при
проведении по его поверхности пальцем.
Кисть же слишком усердно вытирать не стоит, чтобы не повредить щетину. Просто несколько раз протяните ее между зажатыми пальцами слоями тряпки, сжимая ее не очень сильно, чтобы убрать
излишки лака, а потом мойте ее под струей теплой воды, периодически «возюкая» щетиной по куску хозяйственного мыла и смывая мыло пальцами под струей воды, слегка изгибая и как бы
отжимая щетину. Продолжайте делать это до тех пор, пока не почувствуете, что на щетине больше не осталось лака.
лак даммар — это … Что такое даммар лак?
Даммарская камедь — Даммарская смола дерева Canarium strictum Даммарская камедь получают из деревьев семейства Dipterocarpaceae в Индии и Восточной Азии, главным образом из родов Shorea, Balanocarpus или Hopea. Большая часть произведена путем постукивания по деревьям; однако некоторые…… Википедия
Лак — это прозрачное твердое защитное покрытие или пленка, в основном используемая для отделки дерева, но также и для других материалов.Лак традиционно представляет собой сочетание олифы, смолы и разбавителя или растворителя. Лаковые покрытия обычно глянцевые, но…… Wikipedia
даммар — или даммер н. [Малайский дамар] 1. Любая из различных смол из вечнозеленых деревьев (род Agathis) Австралии, Новой Зеландии и Ост-Индии, используемая для изготовления лаков, лаков и т. Д. 2. Любая из различных природных смол из деревьев (особенно родов Shorea) …… Мировой англоязычный словарь
dammar — / dam ahr, euhr, deuh mahr /, n.1. Также называется камеди даммар. копалоподобная смола, полученная в основном из двукрылых деревьев южной Азии, в особенности. Малайя и Суматра, и использовались в основном для изготовления бесцветного лака. 2. любой из различных подобных смол…… Универсалиум
лак — лакировщик н. лаковый, прил. / vahr nish /, сущ. 1. препарат, состоящий из смолистого вещества, такого как копал или лак, растворенного в масле (масляный лак) или в спирте (спиртовой лак) или другой летучей жидкости. При нанесении на поверхность дерева, металла,…… Универсалий
dammar — н.твердая смола, используемая для изготовления лака… Современный английский словарь
dammar — [dam [] (также damar) существительная смола, полученная из различных, в основном индо-малайзийских деревьев, используемая для изготовления лака. Происхождение C17: из малайской смолы дамар… Словарь новых терминов
dammar — / ˈdæmə / (скажем, damuh) существительное 1. смола, похожая на копал, в основном из деревьев семейства Dipterocarpaceae в южной Азии, особенно в Малайе и Суматре, которые широко используются для изготовления бесцветного лака.2. любая из различных подобных смол из деревьев других…… Австралийский английский словарь
dammar — н. 1 любое E. Азиатское дерево, особенно. один из представителей рода Agathis или Shorea, дающий смолу, используемую для изготовления лаков. 2 этой смолы. Этимология: Малайский дамар… Полезный английский словарь
Piney dammar — Piney Pin ey, a. [Восточно-индийского происхождения.] Термин, используемый для обозначения восточно-индийского дерева ({Vateria Indica} или сосновое дерево порядка {Dipterocarpe [ae]}, которое растет на Малабаре и т. Д.) или ее продукты. [1913 Webster] {Piney dammar}, {Piney…… Международный коллаборативный словарь английского языка
белый даммар — Пайни Пиньей, а. [Восточно-индийского происхождения.] Термин, используемый для обозначения восточно-индийского дерева ({Vateria Indica} или соснового дерева порядка {Dipterocarpe [ae]}, которое растет на Малабаре и т. Д.) Или его продуктов. [1913 Webster] {Piney dammar}, {Piney …… Международный коллаборативный словарь английского языка
.
лак даммар — это … Что такое даммар лак?
Даммарская камедь — Даммарская смола дерева Canarium strictum Даммарская камедь получают из деревьев семейства Dipterocarpaceae в Индии и Восточной Азии, главным образом из родов Shorea, Balanocarpus или Hopea. Большая часть произведена путем постукивания по деревьям; однако некоторые…… Википедия
Лак — это прозрачное твердое защитное покрытие или пленка, в основном используемая для отделки дерева, но также и для других материалов.Лак традиционно представляет собой сочетание олифы, смолы и разбавителя или растворителя. Лаковые покрытия обычно глянцевые, но…… Wikipedia
даммар — или даммер н. [Малайский дамар] 1. Любая из различных смол из вечнозеленых деревьев (род Agathis) Австралии, Новой Зеландии и Ост-Индии, используемая для изготовления лаков, лаков и т. Д. 2. Любая из различных природных смол из деревьев (особенно родов Shorea) …… Мировой англоязычный словарь
dammar — / dam ahr, euhr, deuh mahr /, n.1. Также называется камеди даммар. копалоподобная смола, полученная в основном из двукрылых деревьев южной Азии, в особенности. Малайя и Суматра, и использовались в основном для изготовления бесцветного лака. 2. любой из различных подобных смол…… Универсалиум
лак — лакировщик н. лаковый, прил. / vahr nish /, сущ. 1. препарат, состоящий из смолистого вещества, такого как копал или лак, растворенного в масле (масляный лак) или в спирте (спиртовой лак) или другой летучей жидкости. При нанесении на поверхность дерева, металла,…… Универсалий
dammar — н.твердая смола, используемая для изготовления лака… Современный английский словарь
dammar — [dam [] (также damar) существительная смола, полученная из различных, в основном индо-малайзийских деревьев, используемая для изготовления лака. Происхождение C17: из малайской смолы дамар… Словарь новых терминов
dammar — / ˈdæmə / (скажем, damuh) существительное 1. смола, похожая на копал, в основном из деревьев семейства Dipterocarpaceae в южной Азии, особенно в Малайе и Суматре, которые широко используются для изготовления бесцветного лака.2. любая из различных подобных смол из деревьев других…… Австралийский английский словарь
dammar — н. 1 любое E. Азиатское дерево, особенно. один из представителей рода Agathis или Shorea, дающий смолу, используемую для изготовления лаков. 2 этой смолы. Этимология: Малайский дамар… Полезный английский словарь
Piney dammar — Piney Pin ey, a. [Восточно-индийского происхождения.] Термин, используемый для обозначения восточно-индийского дерева ({Vateria Indica} или сосновое дерево порядка {Dipterocarpe [ae]}, которое растет на Малабаре и т. Д.) или ее продукты. [1913 Webster] {Piney dammar}, {Piney …… Международный коллаборативный словарь английского языка
белый даммар — Пайни Пиньей, а. [Восточно-индийского происхождения.] Термин, используемый для обозначения восточно-индийского дерева ({Vateria Indica} или соснового дерева порядка {Dipterocarpe [ae]}, которое растет на Малабаре и т. Д.) Или его продуктов. [1913 Webster] {Piney dammar}, {Piney …… Международный коллаборативный словарь английского языка
.
лак даммар — это … Что такое даммар лак?
Даммарская камедь — Даммарская смола дерева Canarium strictum Даммарская камедь получают из деревьев семейства Dipterocarpaceae в Индии и Восточной Азии, главным образом из родов Shorea, Balanocarpus или Hopea. Большая часть произведена путем постукивания по деревьям; однако некоторые…… Википедия
Лак — это прозрачное твердое защитное покрытие или пленка, в основном используемая для отделки дерева, но также и для других материалов.Лак традиционно представляет собой сочетание олифы, смолы и разбавителя или растворителя. Лаковые покрытия обычно глянцевые, но…… Wikipedia
даммар — или даммер н. [Малайский дамар] 1. Любая из различных смол из вечнозеленых деревьев (род Agathis) Австралии, Новой Зеландии и Ост-Индии, используемая для изготовления лаков, лаков и т. Д. 2. Любая из различных природных смол из деревьев (особенно родов Shorea) …… Мировой англоязычный словарь
dammar — / dam ahr, euhr, deuh mahr /, n.1. Также называется камеди даммар. копалоподобная смола, полученная в основном из двукрылых деревьев южной Азии, в особенности. Малайя и Суматра, и использовались в основном для изготовления бесцветного лака. 2. любой из различных подобных смол…… Универсалиум
лак — лакировщик н. лаковый, прил. / vahr nish /, сущ. 1. препарат, состоящий из смолистого вещества, такого как копал или лак, растворенного в масле (масляный лак) или в спирте (спиртовой лак) или другой летучей жидкости. При нанесении на поверхность дерева, металла,…… Универсалий
dammar — н.твердая смола, используемая для изготовления лака… Современный английский словарь
dammar — [dam [] (также damar) существительная смола, полученная из различных, в основном индо-малайзийских деревьев, используемая для изготовления лака. Происхождение C17: из малайской смолы дамар… Словарь новых терминов
dammar — / ˈdæmə / (скажем, damuh) существительное 1. смола, похожая на копал, в основном из деревьев семейства Dipterocarpaceae в южной Азии, особенно в Малайе и Суматре, которые широко используются для изготовления бесцветного лака.2. любая из различных подобных смол из деревьев других…… Австралийский английский словарь
dammar — н. 1 любое E. Азиатское дерево, особенно. один из представителей рода Agathis или Shorea, дающий смолу, используемую для изготовления лаков. 2 этой смолы. Этимология: Малайский дамар… Полезный английский словарь
Piney dammar — Piney Pin ey, a. [Восточно-индийского происхождения.] Термин, используемый для обозначения восточно-индийского дерева ({Vateria Indica} или сосновое дерево порядка {Dipterocarpe [ae]}, которое растет на Малабаре и т. Д.) или ее продукты. [1913 Webster] {Piney dammar}, {Piney …… Международный коллаборативный словарь английского языка
белый даммар — Пайни Пиньей, а. [Восточно-индийского происхождения.] Термин, используемый для обозначения восточно-индийского дерева ({Vateria Indica} или соснового дерева порядка {Dipterocarpe [ae]}, которое растет на Малабаре и т. Д.) Или его продуктов. [1913 Webster] {Piney dammar}, {Piney …… Международный коллаборативный словарь английского языка
.
лак даммар — это … Что такое даммар лак?
Даммарская камедь — Даммарская смола дерева Canarium strictum Даммарская камедь получают из деревьев семейства Dipterocarpaceae в Индии и Восточной Азии, главным образом из родов Shorea, Balanocarpus или Hopea. Большая часть произведена путем постукивания по деревьям; однако некоторые…… Википедия
Лак — это прозрачное твердое защитное покрытие или пленка, в основном используемая для отделки дерева, но также и для других материалов.Лак традиционно представляет собой сочетание олифы, смолы и разбавителя или растворителя. Лаковые покрытия обычно глянцевые, но…… Wikipedia
даммар — или даммер н. [Малайский дамар] 1. Любая из различных смол из вечнозеленых деревьев (род Agathis) Австралии, Новой Зеландии и Ост-Индии, используемая для изготовления лаков, лаков и т. Д. 2. Любая из различных природных смол из деревьев (особенно родов Shorea) …… Мировой англоязычный словарь
dammar — / dam ahr, euhr, deuh mahr /, n.1. Также называется камеди даммар. копалоподобная смола, полученная в основном из двукрылых деревьев южной Азии, в особенности. Малайя и Суматра, и использовались в основном для изготовления бесцветного лака. 2. любой из различных подобных смол…… Универсалиум
лак — лакировщик н. лаковый, прил. / vahr nish /, сущ. 1. препарат, состоящий из смолистого вещества, такого как копал или лак, растворенного в масле (масляный лак) или в спирте (спиртовой лак) или другой летучей жидкости. При нанесении на поверхность дерева, металла,…… Универсалий
dammar — н.твердая смола, используемая для изготовления лака… Современный английский словарь
dammar — [dam [] (также damar) существительная смола, полученная из различных, в основном индо-малайзийских деревьев, используемая для изготовления лака. Происхождение C17: из малайской смолы дамар… Словарь новых терминов
dammar — / ˈdæmə / (скажем, damuh) существительное 1. смола, похожая на копал, в основном из деревьев семейства Dipterocarpaceae в южной Азии, особенно в Малайе и Суматре, которые широко используются для изготовления бесцветного лака.2. любая из различных подобных смол из деревьев других…… Австралийский английский словарь
dammar — н. 1 любое E. Азиатское дерево, особенно. один из представителей рода Agathis или Shorea, дающий смолу, используемую для изготовления лаков. 2 этой смолы. Этимология: Малайский дамар… Полезный английский словарь
Piney dammar — Piney Pin ey, a. [Восточно-индийского происхождения.] Термин, используемый для обозначения восточно-индийского дерева ({Vateria Indica} или сосновое дерево порядка {Dipterocarpe [ae]}, которое растет на Малабаре и т. Д.) или ее продукты. [1913 Webster] {Piney dammar}, {Piney …… Международный коллаборативный словарь английского языка
белый даммар — Пайни Пиньей, а. [Восточно-индийского происхождения.] Термин, используемый для обозначения восточно-индийского дерева ({Vateria Indica} или соснового дерева порядка {Dipterocarpe [ae]}, которое растет на Малабаре и т. Д.) Или его продуктов. [1913 Webster] {Piney dammar}, {Piney …… Международный коллаборативный словарь английского языка
.