Саратовские художники: 15 лучших: Художники Саратов, Саратовская область – картины на заказ, роспись стен, произведения искусства ручной работы
- В Саратове реализуется проект «Саратовские художники. Возвращенные имена» — Правительство Саратовской области
- Презентация книги Саратовские художники. Возвращенные имена Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме пр. Литейный, д. 53.
- Саратовские художники вместе с публикой отметили «Огуречный четверг»
- Саратовские художники устроили арт-шествие с матрасом и презентовали новый проект о снах в радищевском музее
- «Террористическая группа саратовских художников». Как расстреливали за компанию, сажали за полупьяные мечты, изымали в пользу государства кальсоны
- Галерея искусств «Эстетика» — Художники
- Саратовские художники.
- Саратов — Русская жизнь
- Коллекции ГМИИ проходят в Саратовской области при поддержке ОАО «Северсталь
- Василий Осипович Фомичев — Биография
- Андрей Богачев Оригинальное русское искусство для продажи в галерее LP Cline
- Алексей Алексеевич Харламов (1840 — 1922) | Художники
- Красно-белый букет 25×23 от Андрея Богачева
В Саратове реализуется проект «Саратовские художники. Возвращенные имена» — Правительство Саратовской области
Для просмотра видео включите JavaScript в вашем браузере. Проверить совместимость вашего браузера можно по этой ссылке.
В январе 2020 года начнет работу сайт «Саратов. Возвращенные имена», созданный в рамках проекта Общества друзей Радищевского музея, который в июне прошлого года стал одним из победителей конкурса Фонда президентских грантов.
Проект «Саратовские художники. Возвращенные имена» посвящен сохранению памяти о художниках, подвергавшихся политическим репрессиям в 1920-е – 1950-е годы.
Автор идеи и руководитель проекта – известный саратовский краевед и журналист Алексей Голицын, уже повел огромную архивную работу и опубликовал несколько материалов о саратовских деятелях культуры, пострадавших в 1930-е годы.
На данный момент обнаружены сведения о десяти репрессированных художниках – это Фёдор Корнеев, Иван Щеглов, Александр Скворцов, Виталий Гофман, Валентин Юстицкий, Борис Миловидов, Фёдор Русецкий, Франц Весели, Юрий Зубов и Семён Полтавский.
Сотрудники Радищевского музея уже в 1960-е годы начали целенаправленно формировать коллекцию их произведений, которая продолжает пополняться до настоящего времени. На сегодняшний день объем коллекции составляет более 700 произведений живописи и графики. Однако из всего этого объема лишь единичные работы – и крайне редко – оказываются на выставках.
Радищевский музей планирует организовать на одной из своих площадок выставку, посвященную судьбам и творчеству этих художников. Открытие выставки запланировано на сентябрь 2020 года.
К маю 2020 года в рамках проекта будет издана книга о репрессированных художниках, в которой будут опубликованы их произведения и материалы следственных дел; к концу 2019 года будет создан тематический сайт со значительно более объемным, по сравнению с книгой, информационным контентом.
На выставке в Радищевском музее планируется проведение экскурсий и комментированных кинопоказов для студентов саратовских вузов, а также для всех желающих; проведение мастер-классов для учащихся художественных школ и студий города. Под руководством профессиональных художников-педагогов дети, подростки и взрослые создадут собственные творческие работы в стилистике репрессированных мастеров. Лучшие из работ будут включены в виртуальную выставку на созданном в рамках проекта сайте.
На площадке Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова будет проведен цикл лекций для студентов о творчестве репрессированных художников, поскольку все они так или иначе были связаны с этим учебным заведением.
Министерство культуры области
Презентация книги Саратовские художники. Возвращенные имена Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме пр. Литейный, д. 53.
Что ВсёРождество и Новый годФильмы в прокатеСпектакли в театрахАвтособытияАкцииБалБалет, операБлаготворительностьВечеринки и дискотекиВыставкиВыступления DJДетские елкиКинопоказыКонференцииКонцертыКрасота и модаЛекции, семинары и тренингиЛитератураМероприятия в ресторанахМероприятия ВОВОбластные событияОбщественные акцииОнлайн трансляцииПраздники и мероприятияПрезентации и открытияПремииРазвлекательные шоуРазвлечения для детейРеконструкцииРелигияРождество и Новый Год в ресторанахСобытия на улицеСпектаклиСпортивные события Творческие вечераФестивалиФК ЗенитШкольные каникулыЭкологические событияЭкскурсииЯрмарки
Где
ВездеАдминистрации р-новКреативные art заведенияПарки аттракционов, детские развлекательные центрыКлубы воздухоплаванияБазы, пансионаты, центры загородного отдыхаСауны и баниБарыБассейны и школы плаванияЧитальные залы и библиотекиМеста, где играть в бильярдБоулингМагазины, бутики, шоу-румы одеждыВерёвочные городки и паркиВодопады и гейзерыКомплексы и залы для выставокГей и лесби клубыГоры, скалы и высотыОтели ГостиницыДворцыДворы-колодцы, подъездыЛагеря для отдыха и развития детейПрочие места отдыха и развлеченийЗаброшки — здания, лагеря, отели и заводыВетеринарные клиники, питомники, зоогостиницыЗалы для выступлений, аренда залов для выступленийЗалы для переговоров, аренда залов для переговоровЗалы и помещения для вечеринок, аренда залов и помещений для вечеринокЗалы и помещения для мероприятий, аренда залов и помещений для мероприятийЗалы и помещения для праздников, аренда залов и помещений для праздниковЗалы и помещения для празднования дня рождения, аренда залов и помещений для празднования дня рожденияЗалы и помещения для проведения корпоративов, аренда залов и помещений для проведения корпоративовЗалы и помещения для проведения семинаров, аренда залов и помещений для проведения семинаровЗалы и помещения для тренингов, аренда залов и помещений для тренинговЗалы со сценой, аренда залов со сценойКонтактные зоопарки и парки с животнымиТуристические инфоцентрыСтудии йогиКараоке клубы и барыКартинг центрыЛедовые катки и горкиРестораны, бары, кафеКвесты в реальности для детей и взрослыхПлощадки для игры в кёрлингКиноцентры и кинотеатрыМогилы и некрополиВодное поло.
Когда Любое времясегодня Пт, 7 январязавтра Сб, 8 январявоскресенье, 9 январяпонедельник, 10 январявторник, 11 январясреда, 12 январячетверг, 13 январяпятница, 14 январясуббота, 15 январявоскресенье, 16 января
Саратовские художники вместе с публикой отметили «Огуречный четверг»
Акция прошла в помещении художественных мастерских на Кутякова, 18.
Внутренний дворик, образуемый побитыми жизнью дореволюционными домами, был по-семейному благостен. В большом тазу плавали малосольные огурцы (очень вкусные!), которые разрешалось есть всем желающим. Публика охотно хрустела ими, запивая соком и настоящим вином из одуванчиков. Эклектичность угощения никого не смущала.
Подышав воздухом и сфотографировавшись рядом с обворожительной девушкой Настей огуречной расцветки, зрители разбредались по мастерским. В одной Светлана Мазулевская рассказывала о знаках и символах в своем творчестве, в другой Роман Белянин объяснял, чем хороша доставшаяся ему самая темная комната в доме.
Запутанные коридоры между мастерскими оканчивались тупиками, никуда не ведущими лесенками или окнами с видом на старый Саратов. Огуречные инсталляции перемежались букетами цветов, жанр картин варьировался от классических натюрмортов до орнаментов майя, летняя безалаберность грела душу.
— Это наша первая акция.
В столицах подобные форматы популярны давно – вспомните знаменитую Пушкинскую, 10 в Питере. А вот в Саратове творческие мастерские открыли свои двери для публики впервые, — рассказал «БВ» художник Роман Белянин.
Роман – автор идеи, огурцовое наполнение в нее привнес саратовский фотограф Александр Дроздин. Подобные акции будут проходить на Кутякова постоянно – раз в две недели. Следующая будет посвящена летним цветам. «Просто букеты, натюрморты, цветы в палисадниках и дворах – в общем, Саратов в фазе цветения», — говорит Белянин. Планируется и выставка портретов известных горожан, а в сентябре акцию приурочат ко Дню города.
По словам Белянина, проект носит не столько коммерческий характер – хотя большинство выставленных работ продаются, а просто привлекает внимание к мастерским и художникам, их населяющим.
-На Западе творческие люди чувствуют свою ответственность перед обществом, это носители культуры, а их мастерские выступают своеобразными филиалами краеведческих музеев. В них представлены куклы, посуда, оружие – все, чем славится регион, — рассуждает Роман.
Сложно сказать, смогут ли быть филиалами музеев не слишком комфортные мастерские на Кутякова, но то, что старт получился удачным – не вызывает сомнения.
-Современное искусство мало представлено в Саратове, постоянных площадок у некоммерческих направлений, практически, нет. А молодежи оно интересно, я вижу это на примере других регионов, где актуальных выставок намного больше, — считает Белянин.
Справка «БВ». Дом на Кутякова, 18, изначально был гостевым домом. В 20-30-х годах прошлого века в нем располагалась столовая для малоимущих – окна для подачи посуды до сих пор можно найти в подвале. Затем здание отдали под интернат для глухонемых. Саратовские художники заселились в него в мае этого года и постепенно обустраивают помещения. Сейчас здесь размещаются 25 мастерских.
Саратовские художники устроили арт-шествие с матрасом и презентовали новый проект о снах в радищевском музее
Саратовские художники презентовали в художественном музее имени Радищева новый выставочный проект «Взаимодействия». Кураторы проекта — Алина Белоусова, Андрей Голубцов и Анастасия Колесникова предложили команде создать произведения современного искусства на тему снов и их влияния на реальность. Основная идея — работа в постоянном диалоге друг с другом.
Перед тем, как рассказать о своих наработках в лекционном зале «Лаборатории новейших течений», художники собрались у здания мастерских на Кутякова, 18. Они взяли свои работы, чтобы совершить арт-шествие по центру города. В числе экспонатов был большой красный матрас, который несли несколько человек. Он представляет собой элемент интерактивного произведения.
Встреча в музее началась с самопрезентации участников проекта. Алина Белоусова (Digitalina) рассказала о своем кибер-творчестве. Детали старых компьютеров и других электронных приборов становятся в ее исполнении портретами, насекомыми, украшениями.
Фотохудожник Артем Коренюк отметил, что его главная творческая задача — это попытка узнать как устроен мир, как «скрепляется реальность, узнать то, что находится за гранью видимого». Молодой творческий коллектив «Внутренняя прокрастинация» продемонстрировал видеоарт, который в этом году показали на выставках в Москве и Самаре.
Андрей Голубцов, работающий в разных жанрах, показал работы, представленные на выставках РОСИЗО в Саратове — инсталляцию «Ростки цивилизации» и перформанс «Следуй за слоном». О творчестве группы «Репа» — инсталляциях с куклами Барби и проекте «Капкапремонт» — сообщила его участница Анастасия Колесникова.
«Список участников еще до конца не утвержден. Мы хотим максимально разнообразный, чтобы была возможность взаимодействовать с разными людьми. Этот проект готовим представить в радищевском музее. Когда мы решили работать над проектом, то устроили мозговой штурм. Проголосовали и выбрали первую тему. Сон и его влияние на реальность. Не наоборот. Мы пошли от индивидуального. Каждый автор мог работать самостоятельно или вместе. Сейчас уже начались совместные проекты», — отметила Алина Белоусова.
Участники творческой группы рассказали о первых наработках, среди которых видеоарт Алексея Трубецкова, сделанный с помощью тепловизора. Также Трубецков продемонстрировал вариации известной гравюры Гойи «Сон разума рождает чудовищ». В интерпретации современных художников «Сон Эдит Пиаф рождает Аллу Пугачеву, сон разума продавщицы овощей рождает самый большой помидор». Александр Ласиков и Андрей Голубцов готовят совместный проект — видеоарт с иероглифами. Екатерина Федулова показала дневник, в котором на собственном языке, не понятном для других, записала свои сны.
В завершении встречи художники отметили, что показанные наработки не обязательно войдут в финальную выставку. Им хотелось показать именно процесс, то интересное, что появляется в текущей работе над проектом.
1 / 35
«Террористическая группа саратовских художников». Как расстреливали за компанию, сажали за полупьяные мечты, изымали в пользу государства кальсоны
Вышла книга журналиста Алексея Голицына «Саратовские художники. Возвращенные имена».
Голицын рассказывает во время презентации о судьбах 11 человек, живших в Саратове в тридцатые годы, а ты сидишь и киваешь, узнавая в этих историях нынешнюю реальность.
Фёдор Корнеев, художник, бывший преподаватель Боголюбовского училища, владелец своей собственной, частной рисовальной школы на Малой Казачьей улице (теперь это улица Яблочкова). Он принял революцию – понимал, что с этой властью надо договариваться. Предлагал даже открыть в Саратове музей, в котором разместятся портреты революционных деятелей, события революции, запечатленные на холстах. Музея не случилось, но свой «одобрямс» художник получил. Его частную школу национализировали чисто номинально. Первые пару лет она стояла на бюджете Саргубоно, но позже Корнеев зарабатывал на содержание школы сам, беря деньги за обучение со своих учеников. Учебное заведение было прямым конкурентом Боголюбовки.
Алексей Голицын. Фото Анна Мухина
В 1929-м году с комсомольским задором Корнеева стали травить его бывшие ученики. Сначала ему ставили в упрек отсутствие политических дисциплин в школе, потом, когда Корнеев их ввел, их слабость. Бывшие ученики называли рисование обнаженной натуры порнографией, а натурщиц – проститутками. В реальности комсомольцев бесило то, что маститый художник зарабатывает сам. Вокруг никому нельзя, а ему почему-то можно.
В доносах пишут, что школа содержалась «в шкурных интересах», «имела лицо далеко не советское». Ученики его, несмотря на молодость «свободно владеют старым буржуазным языком, но полетически совершенно неграмотны». «Корнеев готовил работников не для советской общественности а морочил всем голову». (орфография и пунктуация доноса сохранены автором книги).
Корнеев был арестован в октябре 1929 года. Его жена Ольга, не выдержав потрясения, умерла от инсульта через две недели после ареста мужа. Перед смертью успела раздать друзьям семьи все ценные вещи, оставшиеся после разгрома школы (школьное имущество описали и растащили). «Однако чекисты считали конфискованными в свою пользу буквально все предметы, имевшие отношение к Корнееву, включая солонки и запонки, — пишет Голицын. – Поэтому во время обысков по квартирам помощников Корнеева были изъяты постельные принадлежности, одежда, посуда, деньги и многочисленные бытовые предметы, которые, на взгляд оперов, не могли принадлежать простым обывателям. Впрочем, у Лаптева изъяли и «кальсоны военного образца».
Всё связано со всем. Это фразу повторяешь внутри себя каждый раз, когда натыкаешься на что-то знакомое в действиях силовиков. Или на какие-то нити, связывающие прошлое с настоящим. Тогда чекистам нужны были кальсоны, сейчас они оставляют себе ноутбуки, изъятые у журналистов. В пользу государства, но, может быть, кто-то пользуется. Вряд ли ведь и кальсоны остались на складе улик.
Корнеев дружил с Виктором Борисовым Мусатовым и с Гектором Баракки. Сейчас Игоря Сорокина, человека, который фактически в одиночку пытается вытащить из руин дом, в котором Баракки жил, с тем же комсомольским задором травят в саратовском Facebook.
Фото Анна Мухина
«Собственно, у нее не было никаких шансов выжить в «прекрасном новом мире», — пишет о школе Корнеева старший научный сотрудник музея им. Радищева Галина Беляева в статье, предваряющей книгу. – Рано или поздно она должна была попасть в поле зрения «компетентных органов» — по доносу ли обиженного ученика или недовольного соседа; по причине ли расположения в самом центре города у всех на виду – или просто потому, что в не отличавшейся широтой и разнообразием культурной среде города она осталась одна и как таковая не могла не привлекать внимания».
«Как знакомо, как знакомо…» – невольно думаешь ты, сидя в том же городе спустя почти столетие.
На картинах Корнеева – виды Саратова, причал и лодка-гулянка, которая в те годы вряд ли носила такое название, но была.Угадываются знакомые, классические «гуляночные» обводы, живорыбный садок – совсем как у гулянки Татьяны, которая живет во дворе дома Гектора Баракки. Только у этой, нарисованной, вместо мотора – парус.
Всё связано со всем.
Карикатурист Франц Весели – человек с невероятной судьбой. Если бы не приезд в Саратов, ждала бы его, наверное, долгая и счастливая жизнь, заслуженная в коммунизме слава. Но, увы.
Фото Анна Мухина
Его помнят и знают в Ярославле – в музее хранили его работы, несмотря на приказ их уничтожить. Не описывали, не вносили в список, передавали из рук в руки, сохраняя память о карикатуристе, признавшем Советский Союз своей новой родиной.
В Ярославле Весели оказался, когда попал в плен во время Первой мировой.Уроженец Будапешта, выпускник Венской художественной школы, он настолько проникся идеями коммунизма, что после революции решил, что его место в России. Он выучил язык, женился на русской женщине, даже заимел себе отчество: стал Францем Игнатьевичем. В Ярославле работал в редакциях, рисовал злые и едкие карикатуры против капиталистов, буржуазии, эмигрантов. Голицын во время презентации назвал его «цепным псом режима», настолько истово он исповедовал коммунизм. Придраться к нему можно было только за его нерусское происхождение.
В Саратов он перебрался в 1935-м, работал в газете «Коммунист», а в 1938 его в Саратове и арестовали – за компанию с главным редактором газеты. И расстреляли. Тоже, надо полагать, «за компанию».
Ничто не убережет вас от государственной карательной машины, ничто. Если она вас зацепила, не помогут ни искренняя вера в идеалы государства, ни искреннее ему служение. Ни тогда не помогало, не помогает и сейчас.
— Но при этом, нет никаких понятных схем, — разводит руками Алексей Голицын. – Жизнь всегда сложнее. Нельзя по фабуле дела предсказать его результат, исход.
Фото Анна Мухина
У другого карикатуриста, Юрия Зубова, судьба сложилась несколько иначе. Он, его товарищ художник Фёдор Русецкий и их общий коллега, фельетонист Кузьма Черепанов были осуждены все вместе в 1935 году. За организацию сборищ и участии в контрреволюционных обсуждениях политических вопросов. Якобы Зубов сотоварищи распространяли слухи о том, что советское правительство искусственно создало голод в Нижнем Поволжье, советская печать нагло лжет о плохих материальных условиях рабочих в капиталистических странах, советское правительство желает начать войну, т. к. иначе революцию в капиталистических странах не вызвать. Зубов не отрицал, что собрания художников были. Но никаких контрреволюционных речей они не вели, а собирались «по 3-4, а иногда по 5-6 человек, преследуя только цели пьянства». Многих, собственно, и сгубила болтовня «по пьяной лавочке».
По словам Голицына, творческим людям было нестерпимо держать в себе свои воззрения, а особо осторожные писали «куда надо», поскольку рано или поздно пошли бы по этапу за недоносительство.
В отличие от Франца Весели, Зубов с Русецким, можно сказать, отделались лёгким испугом. В процессе работы над книгой нашелся семейный архив Юрия Зубова, где есть его фотографии из Волголага. Там заключенные сколотили «джаз-оркестр зверей» и выступали в масках животных, которые склеивали из подручного материала. Конец тридцатых, атмосфера всеобщего страха, тревожный чемоданчик, разговоры полушёпотом. А заключенные в Волгалаге играют джаз!
История за историей открывают нам непростую жизнь саратовской творческой интеллигенции. Полупьяные мечтатели обсуждают, как убегут из Союза через афганскую границу; бывший офицер торгового флота, уставший от ежедневных поездок в холодных дребезжащих трамваях на Увек и обратно, в сердцах срывается на всю это власть; в редакциях обсуждают «эльтонский» чай – пустой, голодный чай, что становится поводом к заведению дела о контрреволюционной пропаганде; старый человек пишет открытку в издательство «Детгиз» о том, что Тургенев хорош, а в Союзе не осталось хороших писателей, потому что вокруг царит сталинская диктатура, переходит улицу и бросает открытку в почтовый ящик на стене обкома. Потом они исчезают. И восстановить их историю, найти затерявшиеся следы можно далеко не всегда. И всегда эти следы находятся совершенно случайно. Потому что всё связано со всем.
Фото Анна Мухина
Для Алексея Голицына всё началось с мемуаров одного не слишком известного и, как говорит сам Голицын, не слишком талантливого саратовского писателя. Воспоминания под названием «Страшные годы. Пережитое» были опубликованы несколько лет назад в журнале «Волга», а также публиковались в проекте «История репрессий» на сайте «Свободных новостей». Голицын, готовя материал к первой публикации, вдруг понял, что не знает имен тех писателей, поэтов, художников, которые постоянно упоминал в своих воспоминаниях автор.
— Вот они выпивают у Крытого, вот идут по той же самой, знакомой нам улице Советской к Волге, — рассказывал он во время презентации книги. – Узнаваемые места и совершенно неизвестные мне фамилии.
Как главный редактор, Алексей обязан был проверить факты, установить, кто все эти люди. Он понял, что они вышли из литературного, художественного пространства не по своей воле. Кто-то был сослан, кто-то расстрелян, кто-то предпочел эскапизм, внутреннюю эмиграцию, кто-то «залез в норку» и жил там тихо-тихо.
Фото Анна Мухина
Восемь лет провел Голицын в пыльных архивах с фотоаппаратом, а иногда только с тетрадкой и карандашом — далеко не все уголовные дела разрешали отснять. Разбирая каракули следователей и доносчиков, показания «преступников», без какой-то надежды на то, что труд этот выльется во что-то вещественное. Он работал как сыщик, по крупицам собирая информацию о людях, о которых почти никто не знал, восстанавливая их биографии, очищая их историю от наслоений лжи. Просто из чувства долга перед людьми, которые жили, творили, просто потому, что Голицын думал – ведь не напрасно же они это делали.
— Иногда хотелось всё бросить, все эти бесконечные уголовные дела, весь этот ужас, который разворачивался передо мной страница за страницей, — признается Голицын. – Но и бросить это всё я не мог.
Ложь первого уровня – это ложь человека, который написал «куда надо» из каких-то личных побуждений. Ложь второго уровня – ложь следователя, у которого был свой интерес. Там, где «стучали» на одиночку, следователь «докручивал» дело до группового преступления, вовлекая в «преступный» круг как можно больше приятелей и знакомых подследственного. Так, к примеру, на свет появлялась антисоветская террористическая группа художников, планировавшая взорвать машину Сталина.
Была, по признанию Голицына, еще и ложь третьего уровня. Когда пошла волна реабилитаций и те, кто писал доносы, оговаривал, начали рассказывать, что они этого не делали, не слышали, не знали, что ничего не подписывали. И из этой лжи было важно достать реальную историю людей и их дел.
— И тут стали происходить неожиданные вещи, — вспоминает Алексей. — Я, сидя в этой теме плотно несколько лет, полагал, что моя точка зрения на эти вещи единственно верная. Что я один всё верно понял. И тут выходит Галин текст.
Галина Беляева, старший научный сотрудник Радищевского музея, рассматривает эти истории в контексте конструирования памяти. По ее словам, история и память – материи тонкие, эфемерные, которые живут параллельно нам, не формируются каким-то одним человеком или институтом. В этом смысле, художники – счастливая профессия. Память о них хранят музеи.
— Музей и в России – структуры государственные, а, значит, мы имеем дело с государственным контролем памяти, — заметила она.
Серди тех одиннадцати художников, о которых написал Алексей Голицын, только два имени не были известны искусствоведам Саратова – это карикатуристы Юрий Зубов и Франц Весели.
— Интересно было смотреть, чьими руками формировалась память о том или ином человеке, как это происходило, — объясняла Галина Беляева. – Детали биографии многих художников, которые были нам ранее неизвестны, проясняет работа Алексея Голицына. То есть, хранителем памяти об этих людях оказались те, кто стремился этих людей уничтожить.
Галина Беляева
Беляева заметила, что книга Голицына – потрясающий источник сведений для исследователей самых разных областей жизни. Например, по книге можно проследить эволюцию карательной системы. То, за что в 33-м году давали три года, в 38-м уже расстреливали.
Из сотрудничества Алексея Голицына с музеем Радищева родилась идея возвращенных имён. Осенью прошлого года музей провел выставку работ всех тех художников, карикатуристов, скульпторов, о которых в своей книге рассказывает Алексей. И он там был, по собственному признанию, самым заинтересованным зрителем.
— Видеть работы людей, чью биографию ты собирал по крупицам, особенно, если это работы 30-х годов – это, скажу я вам, такой удар по психике, — признавался он во время презентации.
Книга вышла благодаря, в том числе, и Фонду президентских грантов, который выделил деньги на подготовку и публикацию книги. Но информации, которую собрал Алексей Голицын, намного больше. Все факты биографий, уголовные дела, протоколы допросов, работы, фотографии исчезнувших из истории Саратова людей Алексей публикует на сайте.
|
Саратовские художники.

Презентация книги Алексея Голицына с этим названием прошла 28 мая 2021 года в музее Радищева А.Н. (здание Биржи). Уникальная книга о судьбе саратовских художников в суровые годы XX века досталась на презентации практически всем присутствующим в зале людям. Она издана Обществом друзей Радищевского музея на средства Фонда
президентских грантов и не подлежит продаже. Тираж чуть более 400 экземпляров. Можно будет ознакомиться с ней в крупных библиотеках Саратовской области, учебных заведениях, или получить из рук автора.
Журналист, краевед, глава Градозащитного совета области, Алексей Александрович Голицын много времени отдал работе с архивными документами. Значительную часть книги занимают редкие фотографии и репродукции около сотни произведений живописи и графики, из музеев Саратова, Вольска и Ярославля. Значительная их часть опубликована впервые. Это фотографии братьев Леонтьевых из мастерской скульптора Николая Горшенина; фотографии живописца Фёдора Корнеева из уголовного дела; снимки Юрия Зубова из семейного архива; графические листы Валентина Юстицкого, Александра Скворцова, Ивана Щеглова, Фёдора Русецкого и другие свидетельства истории.
Как пишет в соцсети Анна Береснева, «всё началось в 14 году… а может, и раньше. О том, как долго, трудно, нервно, захватывающе интересно, отчаянно и безнадежно, а потом с надеждой, с неверием в эту надежду, но с уверенностью в том, что все преграды необходимо преодолеть, Алексей Голицын шёл к созданию книги… До сих пор не верится, даже когда она, тяжёлая, лежит на коленях…».
Предваряя выступление автора, сотрудник музея Елена Дорогина сказала о колоссальных затратах и трудах автора в процессе работы над книгой, о вступительной статье Ефима Водоноса и тексте Галины Беляевой по реконструкции памяти, о сотрудничестве с музеями, где представлены работы упомянутых художников.
Алексей Голицын начал рассказ с того, как, работая в журнале «Волга», он ознакомился с мемуарами Николая Кирюхина. Рукопись (501 машинописная страница) сохранилась у родственников Николая Кирюхина. («Страшные годы. Пережитое». Публикация Наталии Веденеевой. Примечания Сергея Боровикова, Алексея Голицына и Марии Салий, журнал «Волга», номер 11, 2014). Масса саратовских людей пострадали в 1930-е годы. Имена их общественности часто неизвестны. А иные выжившие спрятались, остались в забвении. На одной из выставок картин в Областной думе он спонтанно обсудил с Галиной Беляевой цикл публикаций на эту тему. Произведения репрессированных художников были доступны. Были задействованы архивы ФСБ (основной объём материалов книги), Государственный архив Саратовской области, Государственный архив новейшей истории Саратовской области, архив Радищевского музея, частные архивы Саратова и Москвы. Потом (1 октября 2020) в музее Радищева была открыта выставка «Саратовские художники. Возвращённые имена». В результате появилась книга. Будет функционировать сайт. Голицын также рассказал, что в архивах выявилось бесконечное количество ужасов, взятых ниоткуда и ничем не оканчивающихся. Ему было очень тяжело морально. Нелепые истории, страшное продолжение – он всё-таки жил надеждой, что всё это кому-нибудь нужно. Ведь эти люди жили, их творчество было востребовано. Своим трудом отдавал Алексей дань их памяти. Работа над книгой была детективной. Надо было представить художников широкой массе читателей из пластов многоуровневой лжи архивных документов. Думал, что он всё понял в историческом контексте. И вдруг выходит текст Галины Беляевой с интерпретацией, отличной от его текста. Это было неожиданно. В будущем, добавил он, возможна работа над темой более грамотных специалистов, историков, искусствоведов. Появится новая информация о том, что в действительности происходило в квартирах художников, иных местах их обитания. Видеоряд их картин очень важен, но, листы следственных действий могут быть более информативны и впечатляющи.
Алексей Александрович провёл краткий экскурс по книге. Называл имена основных персонажей, их одиннадцать: Франц Весели, Николай Горшенин, Виталий Гофман, Юрий Зубов, Фёдор Корнеев, Борис Миловидов, Фёдор Русецкий, Александр Скворцов, Константин Частов, Иван Щеглов и Валентин Юстицкий.
Истории жизни различны, и наказания они отбывали неодинаково. Времена разнились. Система наказаний развивалась то в сторону ужесточения, то в сторону смягчения. Заточение кто-то познал на себе не по одному разу. Не сломался и продолжал жизнь в творчестве. Как недавно всё это было, на самом деле! Какие люди жили неподалёку! И живы ещё те, кто с ними общался. Всё это вы узнаете из книги.
Старший научный сотрудник музея Галина Беляева выступила с благодарностью всем музейным работникам. Она сказала, что основной целью книги была публикация документальных материалов. И это только первые подступы к реализации огромного пласта информации. Есть разные точки зрения, и новые интерпретации возможны.
Нужен отдельный семинар, чтобы обсудить истории конкретных персонажей книги. Память кратковременна, она формируется не одним человеком, конструируется не одной инстанцией. Все музеи — государственные, и государство сохраняет память о художниках.
Музейные работники не всегда первооткрыватели (Весели и Зубов открыты Голицыным). Не было информации в открытом доступе. Чьими руками собраны материалы? Несколькими поколениями музейных работников. Они фактически участники этого проекта. Многих уже нет. Например, Наталья Свищёва, она близко общалась с Гущиным и Юстицким в детстве, затем работала с фондами. Главный хранитель Альбина Михайловна Симонова много сделала для внесения имени Юстицкого в мировое сообщество художников. При этом не имея возможности ссылаться на первоисточники – его лагерные письма. И это тоже были моменты вынужденной лжи. На примере людей, переживших слом эпох, как Щеглов – как и мы – нам интересно знать, что они думали? Как выжили, со своей системой ценностей? При всей формализованности протоколов — они разные! – видно, как эволюционировала система. Её противоречия можно проследить даже в этой микроподборке. Пока тема задета только по касательной, верхний слой информации. Впереди много работы для новых исследователей.
Да, художники живы в своих произведениях.
Как значится в пресс-релизе музея имени А.Н. Радищева, «Имена одних из них сегодня достаточно часто появляются на афишах выставок в Саратове и за его пределами. Несмотря на аресты и лагерные сроки, эти мастера оставили яркий след в истории изобразительного искусства города и сумели внести большой вклад в сохранение и развитие художественных традиций города. Творчество других известно лишь узкому кругу знатоков и любителей искусства. О третьих даже специалистам до последнего времени не было известно практически ничего. Публикация ранее неизвестных фактов дает возможность не только осознать трагические обстоятельства индивидуальных судеб, но и более отчетливо представить сложный исторический контекст 1930-х – 1950-х годов».
От себя добавлю. Хвала авторам книги. Сильна страна, открывая свои архивы. Осознавая и принимая пройденные уроки истории. Много в мире лжи, но важно понимание и прощение. Нужно жить дальше.
Елена Игошина, 15 фото автора
Саратов — Русская жизнь
Имя: Елена Котова
Возраст: 38
Профессия: Художник, фотограф
Город: Саратов
Как давно вы фотографируете? Какая фотография вас больше всего интересует? Я увлекся фотографией, когда мне было 18 лет, во время учебы в художественной школе. Я поддался влиянию подруги и стал посещать фотостудию. Фотография позволила мне быть более свободным в своих композициях, чем в классической живописи.Я начал со съемок на «Зенит-Э», который взял вместе с какой-то просроченной пленкой. После учебы я устроилась на работу в старейший и самый известный фотосалон Саратова. Там я смогла поработать в разных жанрах и изучить каждый этап создания образа. Я фотографировал на широкоформатную и среднеформатную пленку, проявлял, ретушировал и печатал все вручную.
Не могли бы вы кратко описать свой город? Где он расположен? Благодаря чему оно знаменито? Саратов находится на правом берегу Волги.Название имеет тюркские корни и переводится как «Желтая гора». Но гор здесь нет, а есть холмы, у которых есть свои названия: Соколиная гора, Лысая гора, Вишневая гора… На гербе города изображены три стерляди. Это рыбы семейства осетровых, которых ранее в Волге было довольно много.
Что знают о городе только местные жители?
Недалеко от Саратова находится место возвращения на Землю первого в мире космонавта Юрия Гагарина.
Практически у каждого саратовца есть дача — в городе, на окраине или на Волге. Это очень маленький участок земли с летним домиком. Все лето живем на дачах, выращиваем ягоды, овощи и фрукты… чтобы подготовиться к долгой зиме. Тот, у кого нет дачи, но есть лодка, проводит лето в палатке на островах посреди Волги. Они ловят рыбу, затем солят и сушат ее. Сушеная вобла – любимая закуска к пиву.
Какие места или сайты обязательны для просмотра, если они посещают ваш город? Обязательно посетите проспект Кирова, главную пешеходную улицу города.Или прогуляться вечером по Набережной Космонавтов. Также можно арендовать лодку и поплавать по каналам между волжскими островами.
Instagram: @kotofotova
Коллекции ГМИИ проходят в Саратовской области при поддержке ОАО «Северсталь
» 31 августа 2011 г. 30 августа 2011 года выставка «Детство.Отрочество.
Молодость. – Часть 1», содержащая произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина
открыт музей Радищева в Саратовском государственном музее изобразительных искусств. То
Выставка проводится при поддержке Северстали.
Детство. Отрочество. Выставка «Молодежь. Часть 1» впервые была представлена в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве в 2010 году. В экспозицию вошли произведения из 11 зарубежных и 8 российских музеев, представляющие образы детей в изобразительном искусстве от эпохи Возрождения до наших дней.То выставка живописи, графики, скульптуры, фотографии и детской рисунки включает 10 картин русских художников из коллекций на Государственный музей изобразительных искусств имени Радищева в Саратовской области.
35 картин западноевропейских художников из собрания ГМИИ им. коллекции экспонируются в Саратове в рамках этого музея Радищева проект. Пушкинский музей очень редко выставляет свои работы в других городах из-за очень высокой посещаемости требования.
Игорь Байков, генеральный директор ЗАО «Северсталь – Балаковский спецзавод», поприветствовавший гостей на церемонии открытия выставки от имени ОАО «Северсталь», спонсор проекта, комментариев:
«Искусство не только приносит огромную радость детям и взрослым, но и
важны для объединения общества. «Северсталь» поддерживает благотворительную
проекты, направленные на помощь детям и сохранение культурного наследия России и
традиций через поддержку музеев и театров, развитие творческих
школы. Мы гордимся тем, что поддерживаем Музей Радищева, один из крупнейших
культурных центров в Саратовской области, где Балаковская спец.
Завод сейчас строится, да и вообще Россия. Мы надеемся, что эти
инвестиции в культурное развитие принесут пользу будущим поколениям».
«Детство.Отрочество. Выставка «Молодежь часть 2» откроется в сентябре 8, 2011, ул. Первомайская, 75,
«Северсталь» традиционно финансирует благотворительные программы, направленные на поддержку
детей и сохранение и развитие культуры и спорта, чтобы помочь
развитие будущих поколений. «Северсталь» поддерживает благотворительную и социальную
проектов в Балаковском районе, где у компании есть новый мини-завод под
строительство, поддерживает культурно-просветительские проекты
балаковского искусства
Галерея, часть Государственного музея изобразительных искусств им. Радищева в Саратове.
Василий Осипович Фомичев — Биография
Обратите внимание: Художники, не классифицированные в нашей базе данных как американцы, могут иметь ограниченные биографические данные по сравнению с обширной информацией об американских художниках.
Работа над созданием биографий или их усовершенствованием продолжается, и мы приветствуем информацию от наших знающих зрителей.
Если вы считаете, что у вас есть ценная информация, которую вы хотели бы предоставить, наиболее эффективным будет следующий способ отправки. Мы приветствуем ваше участие!
1. Уже для премьер-дилеров и музеев
зарегистрировавшись на askART, вам лучше всего войти в систему, выбрать исполнителя (один раз
он/она есть в вашем списке художников) и отправьте туда свою биографию. Если ты
дилер или музей в настоящее время не зарегистрированы, пожалуйста
нажмите здесь, чтобы зарегистрироваться, а затем вы можете выбрать своего исполнителя и отправить
Биография.
2. Для всех, у кого есть полезная информация об этом художнике, пожалуйста, отправьте информацию по электронной почте [email protected]. Обратите внимание: все биографии будут полностью доступны для просмотра по пятницам, но в остальное время биографии доступны только для подписчики.
Руководство по биографии
При отправке биографической информации мы ценим ваше внимание к
следующее:
Пожалуйста, имейте в виду, что askART не является рекламным сайтом, и соответственно биографическая информация не должна быть сформулирована в целях «рекламы» художник.
Наш сайт о ХУДОЖНИКАХ, СКУЛЬПТОРАХ и ИЛЛЮСТРАТОРАХ. Если вы многого не знаете о художника, но у вас есть важная информация, которой можно поделиться, мы будем рады, если вы пришлете также на адрес [email protected]. Это всем нам приятно видеть, как растут файлы артистов, и другим может быть не терпится в дополнение к тому, что вы предоставили.
Недилеры и музеи :
Пожалуйста, представьте вашу информацию следующим образом: «Следующие биографические
информацию предоставила Джейн Доу, племянница художника. »
Дилеры и музеи будут автоматически зачислены со ссылкой на их места.
Только факты, пожалуйста. Наши редакторы обучены удалите любые шумихи или рекламные формулировки, такие как «самый известный», «всемирно известные», «необычайно красивые произведения».
Если вы мало что знаете о художнике, ответьте на как можно больше следующих вопросов. Другие лица, увидев Ваша запись, часто добавить к данным.Вот сколько биографий расти.
Пожалуйста, включите в свою биографию ответа на вопрос как можно больше из следующих вопросов :
- Что такое предметов и стилей ( и другие отличительные характеристики) чем наиболее известны работы художника?
- Идентифицируется ли художник с какими-либо конкретными направлениями в искусстве или художники , которые повлияли на его творчество?
- Где, когда и у кого художник получил образование и обучение ?
- Можете ли вы предоставить все соответствующие личные фон информация по исполнителю?
- Членом каких художественных организаций был художник?
- Можете ли вы предоставить список всех крупных музеев и художников?
ассоциации выставок ? ( кроме коммерческих художественных галерей ).
- Какие наград или других признаний завоевал художник?
- Что в настоящее время хранится в музеях (название, город и штат) произведений художника в их постоянных коллекциях?
- Требуется : Что такое источников для вашего Информация? Для книг — название списка, автор, дата издания. (По желанию: укажите количество страниц и да/нет, если есть цветные изображения.) Для журнала статьи, указать название статьи, автора, название публикации, дату и страницу номер, если можно.
- Требуется : имя лица, подающего Информация.
Примечание дилера : Пожалуйста, укажите книги, периодические издания и музеи
ссылки в отведенном месте. Не объединяйте информацию о книге с
биография.
На нашем веб-сайте вы можете найти множество ярких биографий, таких как Сесилия Бо, Эдвард Хоппер и Пол Сэмпл.Пожалуйста, не отправляйте биографию с минимумом фактов или чрезмерно рекламным текстом, например, следующим (неиспользуемый) формулировка:
Что НЕ отправить:
«Художник Джон Доу — квинтэссенция мастера
света, цвета и сцены. Его блестящие полотна полны чувства, где
любовь можно почувствовать всеми органами чувств. Благодаря своей искусной работе кистью и
опираясь на свой жизненный опыт, он создает образы, в которых зритель чувствует себя
действительно стал единым целым с предметом.Картины Доу обязательно будут востребованы
дискриминирующий коллектор. У меня/у нас есть множество впечатляющих работ Доу.
в наличии для продажи.»
Благодарим вас за участие в askART. Если у вас есть вопросы о представлении биографий, пожалуйста, отправьте их по адресу [email protected]
Поделись изображением Художника.
Андрей Богачев Оригинальное русское искусство для продажи в галерее LP Cline
Мы являемся прямыми импортерами русского искусства советской эпохи, предлагая лучшее из советского реализма, импрессионизма и современного искусства 1898 года.
Андрей Богачев родился в Мурманске в 1951 году. С 1961 по 1965 год учился в художественной школе (средняя школа) г. Саратова и в Саратовском художественном училище с 1968 по 1974 год. С 1970 по 1974 год работал в Саратовском драматическом театре, а с 1974 по 1978 год преподавал живопись, фигуративный рисунок и композицию в Саратовском художественном училище. С 1978 по 1984 год учился в Ленинградской Академии художеств СССР (Академия им. Репина) в мастерских академика Бориса Угарова и В.И. Рейхет, народный артист СССР.
Богачев постоянно участвует в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Международные выставки проводились в таких странах, как Норвегия, Швеция, Германия, США. С 1985 года живет и работает в Воронеже. В 1989 году стал членом Союза художников СССР, и в этом же году начал преподавать в художественной школе в Воронеже, где проработал до 1994 года. С тех пор преподает в Воронежской государственной академии художеств.В 2000 году стал старшим преподавателем Воронежской академии художеств, а в 2002 году был удостоен престижного звания «Заслуженный художник России». Награжден и другими званиями, наградами и дипломами.
Богачев известен прежде всего как живописец жанровой тематики. Он часто сочетает портреты с натурой. Цвета Богачева мягкие и насыщенные, что делает его подход более сдержанным и менее резким, чем традиционный советский реализм. Работу Богачева можно узнать по свободному геометрическому повороту мазков, которыми он выполняет свой сюжет.
Его работы находятся в музеях России, таких как Кромской художественный музей в Воронеже и Министерство культуры РФ в Москве, а также в других музеях, галереях и частных коллекциях США, Канады, Англии, Франции, Германия, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Финляндия и Швейцария и Япония. Богачев живет с женой Валентиной, тоже художницей, в Воронеже.
Работы публиковались в различных книгах и журналах, в том числе:
«Художники Воронежа.Воронеж, 2002.
«Русский провинциальный журнал — Воронеж», № 4, 2001.
«Русское реалистическое искусство». Русское искусство, СПб, 1997.
«Воронежский союз художников». Воронеж, 2006.
«Вновь открытая традиция». Издательство CommonPlace, Нью-Ханаан, Коннектикут.
Скоропостижно скончался Андрей Богачев, ноябрь 2009 г.
Сын художникаДата: 1993
Размер: 20,5″ x 17,75″
Холст, масло
Подпись кириллицей справа внизу
ЭТОТ ТОВАР ПРОДАН
«Натюрморт с арбузом» Холст, масло: 1998Размер: 35″ x 28″
Холст, Масло
ЭТОТ ТОВАР ПРОДАН
Пожалуйста, свяжитесь с нашей Галереей для получения дополнительной
информации об этом художнике.
Алексей Алексеевич Харламов (1840 — 1922) | Художники
Харламов родился недалеко от Саратова на реке Волге и поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге в возрасте 14 лет. В 1868 году он получил золотую медаль за картину под названием «Возвращение блудного сына ». Это позволило ему учиться в Париже в Школе изящных искусств у великого художника-портретиста и педагога Леона Бонна. Талант Харламова в этой области вскоре стал очевиден, поскольку Эмиль Золя оценил его портрет Ивана Тургенева как одно из лучших произведений Парижского Салона 1876 года. Он регулярно выставлялся в Парижском Салоне и получил медаль второй степени на Парижской универсальной выставке 1878 года.
Харламов изучил свои навыки, копируя картины старых мастеров, такие как «Уроки анатомии» Рембрандта. В ранние годы он нарисовал множество военных сцен и освещал религиозные сюжеты. Когда его карьера развивалась, он стал уважаемым художником-портретистом с такими важными натурщиками, как царь Александр II, князь Демидов-Сан-Домато и Иван Тургенев.Однако Харламов больше всего известен своими неформальными портретами натурщиков, которых он рисовал за их красоту и невинность. Харламов часто использовал цветы как символ недолговечной невинности юности. Он сохранил русскую атмосферу в деталях, например, платья или черт лица.
Королева Виктория очень восхищалась его картиной детей, играющих с цветами, которая была выставлена на Международной выставке в Глазго в 1888 году. Харламов привлек внимание богатых американских и европейских коллекционеров, которые высоко оценили его идеализированные портреты молодых женщин и девушек.
Вопрос о времени и месте гибели Алексея Харламова остается открытым. В литературе чаще всего указывается, что он умер в Париже в 1922 году. Утверждения, что он умер в Саратове, вряд ли соответствуют действительности. Книги с записями о смерти в 1922 году из ЗАГС Саратова сохранились полностью, но его имя не упоминается. В 2005 году в частной коллекции была обнаружена картина, подписанная Харламовым и датированная 1923 годом.
Коллекции
Harlamoff представлен в следующих коллекциях: J.Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес; Атенеум; Музей Чи-Мэй, Тайвань; Музей Александра III, Санкт-Петербург; Третьяковская галерея, Москва и др.
Красно-белый букет 25×23 от Андрея Богачева
Подписано от рукиПодписано внизу справа
Состояние Отличное
В рамке без стеклянной рамы, без стекла
Куплено на Аукционном доме 2016 г.

Сертификат подлинностиArt Brokerage
КРЫШКА94908
Андрей Богачев
Арт Брокеридж: Андрей Богачев Русский Художник: Андрей Богачев родился в Мурманске в 1951 году.Учился в художественной школе (в гимназии) г. Саратова с 1961 по 1965 г. и в Саратовском художественном училище с 1968 по 1974 г. С 1970 по 1974 г. работал в Саратовском драматическом театре, с 1974 по 1978 г. преподавал живопись, фигуративное рисунка и композиции в Саратовском художественном училище. С 1978 по 1984 год учился в Ленинградской Академии художеств СССР (Академия им. Репина) в мастерских академика Бориса Угарова и В.И. Рейхет, народный артист СССР. Богачев регулярно участвует в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Международные выставки проводились в таких странах, как Норвегия, Швеция, Германия, США. В 1989 году стал членом Союза художников СССР, и в этом же году начал преподавать в художественной школе в Воронеже, где проработал до 1994 года. С тех пор преподает в Воронежской государственной академии художеств. В 2000 году стал старшим преподавателем Воронежской академии художеств, а в 2002 году был удостоен престижного звания «Заслуженный художник России». Награжден и другими званиями, наградами и дипломами.Богачев известен прежде всего как живописец жанровой тематики. Он часто сочетает портреты с натурой. Цвета Богачева мягкие и насыщенные, что делает его подход более сдержанным и менее резким, чем традиционный советский реализм. Работу Богачева можно узнать по свободному геометрическому повороту мазков, которыми он выполняет свой сюжет. Его работы находятся в российских музеях, таких как Кромской художественный музей в Воронеже и Министерство культуры Российской Федерации в Москве, а также в других музеях, галереях и частных коллекциях США, Канады, Англии, Франции, Германии.