Примеры ритма в искусстве: Что такое ритм в искусстве ?
- Что такое ритм в искусстве ?
- Ритм в изобразительном искусстве
- Ритм в композиции рисунка. Перевод Дж.Ловетта
- Читать Основы Режиссуры онлайн (полностью и бесплатно) страница 57
- План-конспект открытого урока по предмету «изобразительное искусство» по теме»Ритм в композиции»
- РИТМ — Живая графика — LiveJournal
- 3.2 Ритм в композиции станковой
- Дизайн в искусстве: повторение, узор и ритм Учебник
- Определение и примеры ритма
- — Принцип искусства
- Примеров Ритма в Поэзии
Что такое ритм в искусстве ?
07.06.2017Ритм — основа композиционных построений
Одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству, упорядочения их расположения является ритм, который присущ различным явлениям и формам природы, трудовым процессам и т. д.
Ритм — это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритмы могут быть камерными или монументальными, могут создавать настроение радости или же торжественности и покоя.
Ритм действует на наши чувства. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух. Скачущая лошадь ритмично отбивает такт. Ритмичны стук колес паровоза, музыка танца. Чем ритмичнее стихотворение, тем легче оно читается и запоминается. Источник звука воспринимается как ритмичный потому, что выдержан одинаковый интервал между звуками, ударами.
Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире. Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.
Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.
Желаемое впечатление от предмета можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности, продуманным и прочувствованным чередованием элементов, объемов, цветовых пятен и каких-либо деталей, как бы направляющих движение глаза в соответствии с выбранным ритмом. Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее проявление этой закономерности. Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько сильным, мощным, что становится ведущим началом композиции. Широко используется цветовой ритм, в частности на производстве: цвет помещений, оборудования, рабочих мест, спецодежды, коммуникаций. Цветовой ритм создает своеобразный цветовой климат. Простейшая форма ритма, так же как и симметрия, широко использовалась в русском народном искусстве. В более сложных случаях ритм характеризуется закономерным изменением форм или интервалов между ними или же одновременным изменением и того и другого.
Метрический порядок характеризуется равенством элементов, расположенных друг от друга на одинаковых расстояниях, как, скажем, ряды окон жилых домов, одинаковыми лентами опоясывающие этажи, пролеты мостов и т. д. Учитывая возможность совмещения метрического и ритмического порядка, можно наметить три основные ритмические категории: метрический порядок, ритмический порядок, метро-ритмический порядок. Бывает ритм возрастающий и убывающий. Бесконечный повтор какого-либо одного метрического ряда в конце концов может показаться монотонным и утомительным. Поэтому, используя простейшие ритмы в своих композициях, часто прибегают к сочетанию различных метрических порядков, чтобы получить необходимое разнообразие и одновременно сохранить единство.
Ритм в изобразительном искусстве
Ритм в изобразительном искусстве
В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой.
Слово ритм (греческое rhythmos — движение, такт), происходит от rhein — течь. В музыке, поэзии это понятие передаёт «текучесть», напевность мелодии, речи. Ритм является одним из основных элементов выразительности мелодии. Одни ритмы характерны, например, для маршей, другие — для колыбельных и т. д.
Ритм является и основой организации стиха. Значительна его роль в создании настроения, выражаемого в поэтическом произведении.
Возьмём, например, строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы»:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Данный ритм называется четырёхстопным хореем. Он создаёт энергичный темп речи. В этом стихотворении он усиливает настроение тревоги.
Теперь сравните с хореем ритм «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам…
Этот ритм, четырёхстопный амфибрахий, подходит для передачи торжественной повествовательной речи и часто используется поэтами в балладах. В таком ритме написаны «Три пальмы» М. Ю. Лермонтова, «Василий Шибанов» А. К. Толстого, «Иван Сусанин» Рылеева и др.
И в архитектуре ритм — средство воздействия на наши чувства. Например, анфилада, с её ритмической повторяемостью проемов, симметрично расположенных вдоль одной оси, даёт ощущение бесконечности пространства, огромности здания. А ритм величины проёмов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проёмом, придаёт динамику анфиладе. Длинные лестницы, поднимающиеся вверх, ритм ступенек, способствуют созданию ощущения бесконечности, величия, стройности, напоминают о преодолении препятствий, ступеней на пути к достижению великой цели. Поэтому такой ритм часто используют при создании мемориалов. Примером этого может служить огромная лестница мемориала памяти освободительной русско-турецкой войны, построенного в Болгарии на Шипке. Ритм готических церквей — это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение.
В живописи ритм также играет огромную роль. Он не всегда сразу заметен зрителю, но он быстро и сильно действует на него, настраивая на нужный лад. Ритм может быть передан любым из основных элементов живописи: геометрией форм, техникой нанесения красочного слоя, цветом, светом, пространством. Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины, быть одним из средств характеристики человека.
В картине Веласкеса «Сдача Бреды» ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла автора. В картине использован принцип антитезы: противопоставлены друг другу два войска — голландское и испанское. Изображён момент передачи ключа от города Бреды голландским полководцем Юстино Нассау испанскому полководцу Амбросио Спиноле 2 июня 1625 года. Веласкес с уважением изображает голландских воинов, проявивших стойкость и мужество при длительной обороне своей крепости. Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми знаменами. Из уважения к мужеству и доблести противника Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяет Нассау стать на колени.
Основную причину победы испанских войск Веласкес видит в организованности, дисциплине профессиональной испанской армии. Мысль о превосходстве организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. Испанские военачальники в латах, воины в похожей одежде, почти в униформе. У испанцев схожие прически, усы, выражения лиц. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.
Неорганизованность и стихийность голландского ополчения передана разнообразием одежд, поз голландцев. Каждый голландец индивидуален. Несмотря на значительность момента, регламентированность процедуры передачи ключей, голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Да и другие голландцы держат оружие произвольно.
Напротив, монолитность, дисциплинированность испанской армии, её упорядоченный строй подчёркнут стройным, величественным ритмом копий, взметнувшихся вверх. Недаром старое название картины — «Копья».
В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. При симметричном построении картины внимание всех действующих лиц обычно обращено на происходящее в центре, что подчёркивает его значимость. Поэтому подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. Здесь этот ритм подчёркивает торжественность события передачи ключа от Бреды, изображённого как раз в центре картины. Склонённые фигуры полководцев в центре напоминают триумфальную арку, символизирующую победу.
Художники разных эпох часто пользовались строгим, стройным ритмом, свойственным регулярным войскам.
Вспомним, например, знаменитую картину Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», одну из самых великих и новаторских картин XIX века.
В этой картине Гойя с помощью ритма характеризует силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую любое сопротивление ей.
На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские солдаты армии Мюрата стоят плотно, как стена, они изображены почти со спины, мы не видим их лиц — это безликая, бездушная машина. Ритм положений ног, склонённых поз французских солдат, целящихся в повстанцев; ритм высоких киверов, сабель, ранцев на спинах солдат; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками создают напряжение, подчёркивают организованность, агрессивность и беспощадность наполеоновской армии. Французские солдаты стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, враждебных сил.
Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы свободы и справедливости. Они и стоят у холма, символизирующего высоту их духа. На повстанце, воздевшем к небу руки, белая рубаха, что символизирует как чистоту его идеалов, так и близость к гибели, смерти. Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках — стигматы, следы крестных мук Спасителя за всех людей, направления рук и ног образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей. Гойя тем самым поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу своего народа за освобождение от иноземного ига.
Это восстание стало началом народного сопротивления французской оккупации, с мая 1808 по всей Испании развернулась освободительная партизанская война, так называемая герилья, окончившаяся в феврале 1814 года изгнанием французов из Испании.
Во многом похожа по мысли и по композиции картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Как и у Гойи, в правой части картины изображены силы власти, подавляющие народное сопротивление. Именно здесь господствует упорядоченный ритм стен и башен Кремля, виселиц, стройных рядов солдат Преображенского полка, царской свиты. Слева — готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного. Это намёк и на то, что Пётр I отливал пушки из церковных колоколов, лишал церковь её языка, и на то, что казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью). Узорчатая архитектура собора Василия Блаженного, цветные купола, перекликаются с пестрой, нарядно и разнообразно одетой народной толпой. Картина асимметрична. Народ занимает большую часть её пространства. На стрельцах, как и на повстанце Гойи, белые, чистые рубахи смертников. В их руках горящие свечи. Суриков явно сочувствует народу, стрельцам. Поэтому Пётр I, виселицы и Преображенский полк отодвинуты на второй план, в правый угол картины.
Значительна роль ритма в картине Караваджо «Положение во гроб». Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера. Многочисленные линии ритма расходятся как радиусы четверти круга, центр которого расположен чуть ниже ног Христа на правом краю картины. Они начинаются с почти вертикально расположенной поднятой вверх левой руки Марии Клеоповой и продолжены линиями, образованными наклонённой головой Марии Магдалины и правой рукой Марии Клеоповой, ногой Христа и головой Богоматери, другой ногой Христа и головой Никодима, наклонённой головой Иоанна, телом Христа. Словно «падающие» линии ритма создают ощущение падения, краха. Вместе со скорбными выражениями лиц веерообразный ритм создаёт острое трагическое чувство безысходного горя от смерти Спасителя.
Аналогичный веерообразный ритм использует О. А. Кипренский в «Портрете Е. С. Авдулиной». Склонённой вперед позе Авдулиной вторит наклонённая осыпающаяся веточка гиацинта, линия подоконника, опущенный вниз свёрнутый веер. Этот «падающий» ритм подчёркивает мысль об угасании жизненных сил.
К. П. Брюллов в картине «Последний день Помпеи» при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и динамизм всему действию.
Рембрандт нередко использовал ритм освещения с чередованием тёмных, или затенённых фигур на светлом фоне с освещёнными, светлыми фигурами на тёмном фоне. Этот ритм создаёт ощущение напряжения, придаёт динамизм действию. Такой ритм использовали и другие караваджисты, его наряду с геометрическим линейным ритмом, применил и Карл Брюллов в «Последнем дне Помпеи».
Ритм мазка, способ нанесения красочного слоя на поверхность холста также способен передать требуемое художнику ощущение, создать нужное настроение. Этот особый, изощрённый вид ритма виртуозно использовали Франс Хальс, Аллессандро Маньяско, Франческо Гварди.
Рассмотрим, например, портрет Франса Хальса «Весёлый пьяница» из амстердамского Рейксмузеума. Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. Художник сознательно создаёт мазками свой ритм для каждой детали одежды. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Энергичные, разной длины, ритмично положенные широкие мазки тёмного цвета на рукаве делают контуры одежды неровными, волнистыми. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм. Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека. Открытая, заметная зрителю и свободная манера письма Хальса прекрасно подчёркивает открытость и свободолюбие его персонажей.
Стилизуя и своеобразно искажая людей и природу в своих картинах, Маньяско показывал, насколько была искажена и далека от гармонии жизнь человека в Италии его времени. Вспомните, например, его «Вакханалию», рассмотренную в главе II. Один из важнейших элементов стиля позднего творчества Маньяско — это ритм рельефных, вихревых, подвижных мазков. Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными. Такую манеру итальянцы называли «pittura di tocco» (буквально — живопись «ударами»). Исполнение Маньяско — «быстрое, смелое, лихорадочное». Недаром Маньяско называют «Паганини кисти», восхищаясь виртуозностью его манеры. Манера письма Маньяско очень хорошо выражает мятущийся дух его драматичного, полного трагической иронии и гротеска творчества.
В творчестве некоторых мастеров ритм играет такую большую и заметную роль, что он является как бы их «фирменным знаком», без него невозможно представить их картины. Например, творчество Боттичелли вообще невозможно представить без певучих ритмов движений, складок одеяний, как и глубоко религиозное творчество Эль Греко без вертикальных ритмов вытянутых, устремлённых к небу фигур. Вертикальные ритмы живописи Эль Греко, напоминающие архитектурные ритмы готических церквей, выражают мысли о высоком, божественном, вызывают молитвенное настроение.
В этой книге красной нитью проходит мысль о родстве искусств, о том, что основные художественные средства, с помощью которых творец воплощает свой замысел, такие элементы композиции, как деталь, символ, аллегория, гипербола, антитеза, ритм, присущи всем видам искусства, не зависят от эпохи, стилистических направлений и жанров.
Два из рассмотренных элементов композиции — антитеза и ритм — имеют наиболее глубокие корни в самой природе. Ритм, как и антитеза, отражает законы мироздания. Вспомните, например, ритм древесных стволов, ритм морских волн, горных вершин, ритм шума морского прибоя, ритм человеческой речи, различный у всех народов. Поэтому антитеза и ритм наиболее глубоко роднят различные виды искусств.
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru
Ритм в композиции рисунка. Перевод Дж.Ловетта
Перевод статьи Дж.Ловетта https://www.johnlovett.com/placement
Ритм в композиции рисунка — один из неочевидных, на первый взгляд, но наиболее важных моментов. Речь идет о корректном расположении предметов, расстоянии между ними, а так же повторении тех или иных элементов картины.
Ритм в композиции рисунка: пример 1
В качестве простого примера давайте возьмем картинку с забором.
Мы понимаем, что забор — это серия повторяющаяся столбиков, вкопанных в землю, с натянутой в несколько рядов проволокой. Если это изобразить, то забор будет выглядеть так:
Согласитесь, для зрителя картины это не очень интересно из-за отсутствия каких-либо изменений в расстоянии.
Если же присмотримся к забору чуть дольше, то заметим, что не все столбики одинаковы. Часть их заменена — некоторые сделаны из тонкой проволоки, некоторые из бруса. И далеко не все вертикальные.
Мы также сможем заметить, что перед забором кое-где растет трава, что встречаются одиночные высокие сорняки.
Если мы нарисуем забор с учетом всех этих едва уловимых особенностей, он вдруг чудным образом обретет собственный выразительный характер:
Точная природа и местоположение этих особенностей не так важны, как просто выявление их существования.
После того, как мы заметили эти особенности, мы можем разместить их в картине случайным образом, так, как это было бы в природе. Иными словами, то, что мы ищем — это вариативность и разнообразие, существующие в монотонности забора.
После того, как вы вооружитесь этими знаниями, вы сможете не только сделать забор убедительным, но и, если необходимо, привлечь внимание к определенной его части.
В заборе выше внимание обращено на доминирующий в общем ряду столбик. Используйте эту особенность, чтобы подтолкнуть движение взгляда к фокусной точке картины.
Ритм в композиции рисунка: пример 2
Подобный подход может быть использован и с повторяющимися мачтами лодок.
Если мы посмотрим на фотографию, то заметим, что мачты различаются по расстоянию, высоте, толщине, углу наклона и тональности. Мы также заметим множество небольших контрастных горизонтальных и диагональных отметок, которые образуют целый лабиринт из мачт и оснастки.
Чтобы воспроизвести впечатление этой путаницы из мачт и оснастки, нам не нужно тщательно копировать то, что мы видим на фото. Нам просто нужно понять это разнообразие, а затем воссоздать его на листе.
Меняя высоту, толщину, тон, интервал и цвет мачт, добавив немного тонких диагональных линий и маленьких горизонтальных отметин, получается передать убедительное впечатление путаницы, которые мы видим на снимке.
Отличие фото и картины состоит в том, что мы можем сознательно организовать эту путаницу, чтобы сосредоточить взгляд зрителя в необходимой области (в нашем случае — над красной лодкой). Выше, толще, темнее — вот простые секреты, которые привлекут к мачтам внимание.
Больше переводов Дж.Ловетта:
Ритм в композиции рисунка: пример 3
Вариации размеров, формы, цвета, тона и текстуры повторяющихся прямоугольников — вот элементы, которые создают интерес к этой картине с домиками.
Более темные тона в большой форме слева позволяют фокусировать взгляд в этой части рисунка. Это поддержано также темными контрастными деревьями позади и линией забора, ведущей к фокусной точке через весь передний план.
IИнтересно, что объект расположен в верхней трети картины, и образует сильнейший тональный контраст на расстоянии трети линии хребта.
Следует заметить, столбы, мелкие прямоугольники, точки и отметки вокруг более крупных по форме построек нужно тщательно продумывать. Тогда они будут иметь случайный и естественный вид.
Ритм в композиции рисунка: пример 4
Эта картина также опирается на продуманную взаимосвязь геометрических форм.
Безусловно, общая идея работы была взята с натуры. Но в конечном итоге, перемежая тем или иным образом окна и двери, я стремился добиться изменения интервалов, размеров, цвета, тона и форм, а не оставаться верным тому, что было передо мной на самом деле.
Ритм в композиции рисунка: пример 5
В этой картине сконцентрировать взгляд зрителя помогает дерево, доминирующее по вертикали. Впечатление усиливается сходящимися линиями берегов реки. А неравномерность кроны и веток соседних деревьев добавляют правдоподобности, поскольку отличаются по оттенку, форме и размерам.
Небольшие пятнышки краски и чернил, нанесенные вдоль краев реки и линии горизонта, выглядят естественно за счет изменения размера, формы и осознанных «случайных» интервалов.
Вкрапления ультрамариновой гуаши в области глубоких теней привнесло в них жизнь. А бледные пятна ультрамарина, сделанные в нижней части работы уже акварелью, связали их с гуашевыми.
Удивительно, но каждая случайность в вашей работе требует внимательного осмысления. Мы возлагаем серьезные ожидания от «случайного» размещения объектов на листе, поскольку наш глаз постоянно наблюдает эту «случайность» в природе. Когда мы видим надуманный порядок того, что должно казаться случайным, это выглядит просто неправильно.
Держите взгляд осознанным на каждом элементе картины. И совсем скоро он станет для вас второй натурой, помогая добиться в картине правильного расположения объектов, чувства пространства и ритма.
Перевод статьи Дж.Ловетта https://www.johnlovett.com/placement
Открыт набор на новый курс «Тайны композиции. Ритм» — будем искать и вживлять в себя код гармонии ритма в картине.
Жду первопроходцев. Стартуем 20 сентября!
Подборка полезных статей по теории живописи:
Читать Основы Режиссуры онлайн (полностью и бесплатно) страница 57
3. ТЕМПО-РИТМ.
Ритм(от греческого rhytmos — мерное течение) — одно из средств формообразования в искусстве, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени аналогичных элементов и отношений через соизмеримые интервалы.
Ритм выполняет одновременно функции расчленения и интеграции эстетического впечатления. Художественный ритм имеет начало и конец, кульминационный центр и развитие. Он характеризуется наличием акцентов и пропусков в системе повторяющихся форм и интервалов, активизацией принципа соотношения с целью выразить определенный идейно-художественный замысел, разрушить монотонность и однообразие художественного текста.
Категория ритма в искусстве тесно связанна с категорией метра, выражающей упорядоченность, в основе которой лежит соблюдение меры. Это язык, схема или художественная норма для любой системы повторов в любом виде искусств. Единство нарушений и ненарушений этой нормы и создает определенный ритм.
Художественный ритм ориентирован на ритмические закономерности, существующие в объективном мире, вместе с тем он соотносится с психофизической природой человеческого восприятия.
В пространственно-временных искусствах основой ритмического построения является соотношение темпов внутри картины, эпизода, постановки в целом.
«Помимо внутрикадрового темпа и ритма, внутрикадрового света и тени, столкновение монтажных кусков, происходящее в склейке, открывает неисчерпаемые возможности. Если в фильме мало кусков — мало склеек, то режиссер явно уменьшил выразительные возможности фильма. Ведь в длинном куске приходится мириться с ненужными затяжками темпа и ритма…». (Г.Александров).
Темпо-ритм не только обнаруживает психологическую атмосферу действия, но и служит монтажу эпизодов, диалогов и монологов, реплик и жестов, непосредственно влияет на динамику режиссерской мысли.
Когда тишина сменяет тишину прямо противоположного свойства, ритм из простого сценического понятия превращается в загадочную химеру. Он нечто большее, чем чередование звуковых и пластических импульсов. Ритм — еще одна бездонная, безграничная система воздействия на поведение человека.
Йоги говорят о ритме Вселенной. Каждая наша клеточка находится в постоянной ритмической пульсации. Поэтому ритм в наших руках — мощнейшее оружие, и в переносном и в прямом смысле не уступающее иным изобретениям человека, с которыми следует обращаться с величайшей осторожностью. С помощью ритма человека можно сделать счастливым и привести его в отчаяние, лечить и довести до безумия. В чередовании ритмических построений есть почти все необходимое, чтобы потребовать себе точку опоры и перевернуть мир. Зачастую драматизм действия подчеркивается больше ритмом его оркестровки, чем психологическими акцентами, потому что мы должны апеллировать не столько к голове зрителя, сколько к его сердцу.
1. Ритм в природе.
«… Ритм всегда самое главное. Потому, что ритм — во всем. Каждое мгновение нашей жизни, не задумываясь над этим, мы живем в том или ином ритме — дыхания, биения сердца, движения глаз, смены дня и ночи, разрушения и созидания; все в мире есть ритм. И поэтому творческая работа должна быть построена на этом факте – мы должны, постоянно прислушиваясь, двигаться к специфическому ритму пьесы, к неповторимому ритму текста».
Ингмар Бергман.
Ритмически совершает Вселенная свой бег по пути бесконечности, закону ритмического движения следуют космические процессы. День сменяет ночь. Бодрствование приходит на смену сну, смерть, разрушив жизнь, спешит создать новые ее формы.
Ритмически протекают в организме жизненные процессы, и нет ни одного среди них, который, не став патологическим, мог бы нарушить закон своего ритма. Ритмически бьется сердце, и дышат легкие, ритмически идут процессы питания организма, и сама нервная система следует своему закону ритма, создавая ритм психологической жизни.
«Заворожен ритмической мечтой,
Вновь отдаюсь меня стремящей силе.
Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет
И слышу сердца ровное биенье
И этих строк размерянное пенье
И мыслимую музыку планет.
Все ритм и бег…»
( И. Бунин).
У древних китайцев формой проявления жизненной гармонии считалось взаимодействие «полярных сил» Янь-Инь. Движение и покой, активное и пассивное, внешнее и внутреннее, мужское и женское, темное и светлое — две стороны одного предмета, явления природы. Их ритмическое чередование и есть гармония. «Закон Янь-Инь — это правило в небесах и на Земле, это сущность миллиона разнообразных вещей, это родители всех процессов, это начало и сущность жизни и смерти». (Канон «Нэй-цзин»).
Ритм волнообразен. Волнообразность можно рассматривать, как результат столкновения нескольких разнородных причин. Эти причины в силу своей разнородности проявляются попеременно. Имеется не просто нарастание и убывание, а смены фаз, то есть непрерывная смена качественно различных состояний. Каждая волна есть выражение чего-то достигнутого, и следующая волна, как бы наслаиваясь на нее, выражает собой уже некоторое дальнейшее проникновение. Этот ритмический процесс мы должны сравнивать не с движением по кругу, где все опять возвращается к исходной точке, а с движением по спирали, где как будто происходит такое возвращение, но каждый раз на другом уровне.
Чем сложнее этот процесс, тем созидательный характер его более заметен. В ритмических процессах жизни мы уже можем говорить о строительном или созидательном его характере. Все процессы жизни, есть процессы волнообразные, ритмические, и каждая новая волна такого процесса — как бы новая ступень достижения.
В искусстве это волнообразное, ритмическое движение находит свое безусловное выражение. «Буквальное повторение будет восприниматься как движение до тех пор, пока будет интерес к сравнению, различению и запоминанию. Как только этот интерес исчерпан, так повторение становится досадным». — отмечал Б. Асафьев.
Повтор (волна) может в равной степени служить двум задачам: с одной стороны именно он может служить созданию органической целостности, с другой стороны, он может служить и средством нарастания интенсивности.
Для развития жизни кардинальным условием стала не простая последовательность событий, а периодически или ритмически повторяющееся последовательность отдельных фрагментов из бесконечного континуума явлений в общей картине мира. Такие постоянные циклы, как осень, зима, весна, лето или утро, день, вечер, ночь были фундаментальными развивающимися циклами, и это способствовало приспособлению и закреплению первичных живых организаций. Если проанализировать всю нашу жизнь, то, по сути дела, процесс повторных воздействий событий мира на нашу нервную систему окажется самым существенным временным фактором.
«Человеческая мысль аритмична по своей сущности. Отвечая на новые, неожиданные и непредвиденные изменения в окружающей среде, решая иногда в течение кратчайшего промежутка времени новые задачи, человеческий интеллект по своему назначению не может длительно обладать своим собственным ритмом и должен быть постоянно готовым к его нарушению и отмене. Но эта аритмическая деятельность составляет резкий контраст с большей частью функций организма человека, подчиненных строгим ритмам, будь то деятельность сердца, дыхание, ходьба или чередование бодрствования и сна». (Я. Рогинский)
Мы живем в мире навязанных нашему сознанию извне ритмов.
2. Ритм в искусстве,
«Если мы не поймем, что основа всей жизни человека — ритм, данный каждому его природой, дыханием, является основой всего искусства, мы не сумеем отыскать единого ритма для всего спектакля, и, в соподчинении ему всех действующих в спектакле, создать одно гармоническое целое».
К. С. Станиславский.
Ритм — есть интонация, предшествующая отбору слов, строк, поз, цвета. Эту напевность в себе, которую каждый художник называет ритмом. Пушкин полагал звук первее образа и познавательнее тенденции.
«Душа музыки — ритм, состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения. Правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии. Мы с тем большим правом можем приложить к музыкальному произведению понятие симметрии, что это произведение записывается с помощью нот, т.е. получает пространственный геометрический образ, части которого мы можем обозревать». (Г. Вульф).
Еще Платон считал, что ритм и гармония особенно трогают душу. Аристотель так же связывал ритм и эмоциональное состояние человека, говоря, что ритм и мелодия содержат в себе отражение гнева и кротости, мужества и умеренности, а также прочих нравственных качеств. Все виды искусств своими ритмическими построениями воздействуют на психическое состояние, впечатляют, вызывают определенные эмоции и создают соответствующее настроение, стимулируя тем самым развитие творческих возможностей человека.
Взять хотя бы маршевую музыку, особенно военные марши. Все они настроены на поднятие боевого духа, размеренность походного шага, поэтому их темп обычно совпадает с частотой строевого шага (120 шагов в минуту). Совсем по иному звучат ритмы похоронного марша. Резко отличны от них ритмы колыбельных песен — мягкие и протяжные, настраивающие ребенка на сон.
В музыке ритм создается повторами мелодических периодов, ладовых переходов. Благодаря особым ритмическим построениям мелодии мы можем отличить и национальный характер музыки (лезгинку от чардаша, танго от полонеза).
План-конспект открытого урока по предмету «изобразительное искусство» по теме»Ритм в композиции»
Цепь урока: Формирование понятия по ритмическим системам построения композиции. Практическое закрепление полученных знаний по различным
системам композиционного построения,
Задачи:
Объяснение понятия «ритм» и ритмической композиции,
Научить различать ритмические и метрические композиции,
Формирование эстетики рабочего процесса.
Оборудование учителя к уроку:
Педагогические рисунки.
Книги, иллюстрации на текущую тему. Фото материал.
Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
Оборудование для учащихся к уроку:
1. Бумага, гуашь, акриловые краски, кисти, карандаш.
План урока:
1, Вводная лекция, разъясняющая материал,
3, Беседа на заданную тему,
3, Практическая работа.
4. Подведение итогов,
Ход урока:
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с понятием ритма в композиции. Учащимся объясняется новый материал, после чего они выполняют практическую работу.
Организационный момент:
Объяснение нового материала:
Ритм — универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности, Вспомните примеры из мира живой природы,
которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и
минералов). Ритм всегда подразумевает движение.
Ритм в жизни и в искусстве — это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение,
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный,
замедленный.
Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции,
например, фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях
народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном
ритмическом чередовании их элементов.
Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых, можно передать движение на плоскости.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени.
Движение в картине — выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение
воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном
действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но
наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее,
Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения, Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому,
ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается
иллюзия их движения,
Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств е отличие от музыки и литературы, е которых основным является развитие
действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.
Правило передачи движения
Если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным. Эффект движения можно
создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом.
Для передачи движения, следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его
кульминацией.
Кроме этого, изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения ,а последовательные его
фазы.
Движение становится понятный только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное
пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.
Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка.
Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.
Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. Изменение направления движения может его
ускорить или замедлить.
Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, так оно кажется
быстрее.
Правило передачи покоя
• если на картине отсутствуют диагональные направления.
* если перед движущимся объектом нет свободного пространства.
• если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия.
если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.
Метрические композиционные системы.
Многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом называется метрическим повтором. Это один из часто встречающихся в
композиции интерьера приемов. Например, используя ордер в пространстве интерьера, архитекторы и дизайнеры, как правило, всегда создают метрический повтор из колонн.
Многие воспринимаю гармонию как порядок. Ордер, одна из самых гармоничных систем, изобретенных человечеством, основывается на безусловном порядке, Само слово ордер произошло от латинского огйо, что в переводе означает порядок или строй, Метрический повтор — это не что иное, как порядок и строй. Он играет важнейшую роль в создании гармонии, но при этом не является гарантом гармонии.
Практическая работа:
Ознакомившись с понятием ритма в композиции, учащиеся переходят к созданию собственной композиции.
Дается два задания :
создание композиции в статическом ритме;
создание композиции в динамическом ритме.
Подведение итогов урока;
После окончания урока, просматриваем работы.
Выявляем лучшие моменты, ставим оценки
РИТМ — Живая графика — LiveJournal
И ещё немного сегодня об орнаменте.Важную роль в организации орнаментального пространства и придании ему особой выразительности играет ритм. Это не случайно.
По мере познания и упорядочивания окружающего мира человек заметил определенную цикличность в протекании природных процессов (смена времен года, чередование дня и ночи, жизненный цикл растений, животных, людей) и постарался выразить ее в закономерных повторениях элементов орнамента.
Ритм – важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма – это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.
Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.
Метрический ряд – закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер.
Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.
На рисунках 2 и 3 представлены схемы построения растительного орнамента раппортного типа, в основе которого лежит квадратная сетка. Основным элементом является розетка осевого типа с восьмью лучами и центральным элементом. Рисунок 2 и рисунок 3 иллюстрирует простой метрический ряд с повторением одинаковых элементов через равные интервалы, а также построение орнамента раппортного типа на основе квадратной сетки, с применением простого метрического ряда.
Рисунок 2 — Схема построения простого метрического ряд, растительный орнамент раппортного типа с повторением одинаковых элементов через равные интервалы
Рисунок 3 — Орнамент раппортного типа на основе квадратной сетки, с применением простого метрического ряда
Еще один пример построения простого метрического ряд с повторением одинаковых элементов через равные интервалы представлен на рисунках 4 и 5. Основной элемент построен посредством зеркальной симметрии и имеет форму треугольника. В основе построения данного растительного орнамента раппортного типа лежит ромбическая сетка.
Рисунок 4 — Схема построения простого метрического ряд, растительный орнамент раппортного типа с повторением одинаковых элементов через равные интервалы
Рисунок 5 — Орнамент раппортного типа на основе ромбической сетки, с применением простого метрического ряда
На рисунках 6 и 7 представлены схемы построения растительного орнамента ленточного типа. Основным элементом является квадратная розетка осевого типа с восьмью лучами и центральным элементом. Данные примеры иллюстрируют сложные метрические ряды с повторением элементов различной величины через равные интервалы.
Рисунок 6 — Сложный метрический ряд, растительный орнамент ленточного типа с повторением элементов различной величины через равные интервалы
Рисунок 7 — Орнамент раппортного типа на основе квадратной сетки, с применением сложного метрического ряда
Метрические ряды хорошо понимаются при наличии 6 – 7 составных элементов, это связано со зрительным восприятием закономерного многократного повтора.
Ритмический ряд – закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и т.д.). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.
На рисунке 8 представлена схема построения растительного орнамента ленточного типа. Основным элементом является розетка осевого типа с восьмью лучами и центральным элементом. Данный пример иллюстрирует простой ритмический ряд с повторением элементов различной величины через равные интервалы.
Рисунок 8 — Простой ритмический ряд, растительный орнамент ленточного типа с повторением элементов различной величины через равные интервалы
На рисунке 9 представлена схема построения растительного орнамента ленточного типа. Основным элементом является розетка осевого типа с восьмью лучами и центральным элементом. Данный пример иллюстрирует сложный ритмический ряд с повторением элементов двух видов различной величины через неравные интервалы.
Рисунок 9 -Сложный ритмический ряд, растительный орнамент ленточного типа с повторением элементов двух видов различной величины через неравные интервалы
Метроритмические ряды объединяют в себе характеристики двух типов рядов метрических и ритмических. Метроритмический ряд – закономерное чередование, при котором изменение элементов и интервалов может быть одновременно равномерными, убывающими и возрастающими.зИспользование данного материала возможно с указанием источника: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И. (Магистерская диссертация. Кафедра искусств. БГУ 2013) и ссылки на http://geraria.livejournal.com/
3.2 Ритм в композиции станковой
Тема: «Ритм в композиции станковой. Изучение понятия композиционного ритма»
Преподаватель: Шевчук Виктория Леонидовна
Время занятия: 8 уроков
Предмет: Композиция станковая.
Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания динамичной и статичной композиции.
Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции.
Материал к уроку: Бумага акварельая А3, черная и белая гуашь либо тушь, кисти, баночка с водой
Конспект:
Слово «ритм» чаще всего применяется к музыке. Такие выражения как «ритмичная мелодия» всем понятны и не требуют комментариев. Однако применительно к изобразительному искусству, понятие ритма для многих остаётся загадкой. А ведь это очень важный инструмент из «секретного набора» художника, без которого невозможно создание красивой, «цепляющей» картинки, в каком бы стиле она ни была выполнена. А теперь давайте рассмотрим подробнее — что же такое ритм в композиции?
Аналогия с музыкой и ключевая мысль
Ноты в музыке имеют определённую длительность и высоту звучания. Также, между ними могут быть паузы. Таким образом, звуки рождают мелодию и ритм. Подобно звукам в музыке, в изобразительном искусстве повторяющиеся объекты композиции должны интересно ритмоваться. А достигается это не благодаря длительности и высоте звучания, а посредством изменения размеров объектов и расстояний между ними. В качестве примера давайте рассмотрим пейзаж.
Ритм в пейзаже. Три основные величины: большая, средняя, малая
Представьте себе, что все деревья выстроились по линеечке, как на параде. А листочки на них абсолютно все одинаковые и растут ровными рядами. «Такого не бывает» — скажете Вы. И будете правы, потому что, по меньшей мере, подобную картину можно увидеть разве только в посадках искусственных насаждений. В живой природе всё разнообразно и растёт хаотично. Например, стволы деревьев имеют различную толщину, а расстояния между ними разные. Где-то дерево толще, где-то тоньше. Одно дерево растёт дальше от другого, другое ближе. Иными словами, размеры объектов пейзажа и расстояния между ними — разные. То есть ритм повторяющихся элементов композиции хаотичен, разнообразен и изменчив. В природе очень мало «одинаковостей». Это также применимо к листочкам на деревьях, к траве, к бугоркам земли, к облакам на небе… Один листочек крупнее, другой меньше, третий совсем крохотный. Одно расстояние между ними большое, другое меньше, третье — совсем короткое. Иными словами мы получаем ритм большого, среднего, малого; большого, среднего, малого. И так далее..
Такой подход применим не только к пейзажу. Этот принцип работает везде. В дизайнерской композиции, в станковой или декоративной композиции. В графике, в живописи, в иллюстрации… Что бы Вы ни изображали, ритм большого, среднего и малого всегда будет работать. При чём, это не только три величины. Это может быть и пять и десять величин… Три перечисленных выше размера, это только основа. Главный принцип — добиться того, чтобы было как можно меньше одинаковых повторений.
Ритм в композиции с изображением людей
Если Вы рисуете многофигурную композицию, например, можно выделить одну фигуру и сделать её самой большой по размеру. Две других — среднего размера, пять человек на втором плане — самыми маленькими и т. д. В эти основные группы можно добавить силуэты людей, которые будут чуть отличаться от остальных по размеру. Но это всего лишь пример. Вариантов может быть очень много. Например можно посмотреть картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Сколько в ней людей? На какие группы они поделены? Как построена композиция? Какая фигура главная? Сколько основных размеров можно перечислить?
Такому же анализу можно подвергнуть любое произведение изобразительного искусства. Если говорить о дизайне, то даже грамотно сделанный рекламный баннер тоже будет содержать разные величины основных графических элементов: текстовый блок, фото, геометрические фигуры и т. п. Или взять к примеру, дизайн интерьера. Ритм большого, среднего и малого можно проследить даже здесь.
Ритм в натюрморте
Если Вы решите написать натюрморт, то не следует ставить два предмета одинакового размера. Пусть один будет крупный, а другой маленький. Так, композиция станет динамичнее. А ещё лучше — это натюрморт из трёх предметов разного размера. Данная схема «беспроигрышная», так как образует интересный ритм, а в её основе лежит динамичный треугольник.
Ритм в изображении летящих птиц, облаков, повторяющихся элементов (досок заборов, ступеней лестниц…)
Ещё понятие ритма в композиции можно рассмотреть на примере летящих птиц, облаков и забора. Не ищите логической связи между ними — её нет. Просто так совпали примеры. Если художник вводит в пейзаж маленькие «галочки» — птиц на фоне неба, то как они будут расположены? На равном расстоянии друг от друга или в случайном порядке? Если это не косяк перелётных птиц, то естественно в случайном порядке и размер их будет разным. Тогда картина станет динамичной, реалистичной и интересной. То же самое применимо к силуэтам облаков. Даже если в реальной жизни и встречаются два одинаковых облака (что является редкостью), то для создания ритма необходимо одно облачко увеличить, а другое уменьшить.., поразмышлять над размерами и т. д. А вот если мы вводим в рисунок забор в котором элементы однообразно повторяются, то тут необходимо «разбить» однообразие тем, что какие-то доски делаем шире, какие-то уже. Где-то увеличим просветы, где-то уменьшим. А где-то можем добавить трещину в доске или какие-то линии подчеркнуть, ослабить и т. п. Да, такое изменение интервалов мы вносим в рисунок от себя и оно может не соответствовать натуре. Но это должно быть в меру. В итоге композиция оживится и станет намного выразительнее, так как мы задали в ней интересный ритм.
Предлагаемое аудиторное задание:
а) изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма: Боттичелли «Оплакивание» (Милан), «Весна» (Уффици), Питер Брейгель «Охотники на снегу».
б) создание творческой композиции на темы по выбору: «Зимний лес», «В деревне зимой», «Метель в лесу», «Новогодний карнавал».
Выберете сюжет либо придумайте свой
Дизайн в искусстве: повторение, узор и ритм Учебник
Повторение — это повторяющийся объект, форма или фигура.
Чтобы получить представление об эффекте повторения в произведении искусства, посмотрите на иллюстрацию ниже. Кажется, есть две коробки. В первом поле есть один цветной кружок. Второй блок переполнен разноцветными кружками, их так много, что все они не могут быть помещены в блок.Какие слова вы думаете, когда смотрите на две разные коробки? Вы можете подумать о запасных, одиноких, почти пустых , одиноких … или о , обильных, бесчисленных , неуправляемых, неконтролируемых.
Дональд Джадд: повторение как минималист
Дональд Джадд, без названия (1969/1982),
анодированный алюминий в каждой по 10 коробок 6 x 27 x 24 дюйма
Художественный центр Уокера Дар мистераи г-жа Эдмонд Р. Рубен, 1981
С веб-сайта Walker Art Center: «Дональд Джадд, один из выдающихся практиков минимального искусства, наиболее известен своими гладкими коробчатыми конструкциями из промышленных материалов, таких как алюминий, фанера, листовой металл и оргстекло. С помощью этих работ он искал создать обезличенное искусство, в котором исследование пространства, масштаба и материалов служило целью, а не метафорой человеческого опыта. Работы Джадда, подчеркнуто связанные с чистыми формами, превращаются в утверждения о пропорциях и ритме, а также о трехмерности пространство.Его сложен коробки опоздавшие прямо из стены, а не выступающие от поверхности подложки. Это создает впечатление, что произведение искусства разделяет пространство наблюдателя, а не стоит отдельно, как скульптура на пьедестале «. Http://collections.walkerart.org/item/object/605
изображение из учебного пособия к выставке Итак, почему это искусство ?, Walker Art Center, Миннеаполис, 2002.
Если Джадда беспокоят чистые формы, как повторение одной формы — формы, размеров, расстояния и цвета — влияет на вашу реакцию? Усиливает ли это намерения Джадда? Можете ли вы воспринимать эту работу только как чистую форму, или вы ищете метафорические ссылки, относящиеся к опыту человека?
Остров Пасхи : Аху Тонгарики, повторение как запугивание
Аху Тонгарики на острове Пасхи.в 1250-1500 н.э.
Моаи восстановили в 1990-х годах японской исследовательской группой после того, как в 1960-х их обрушил циклон.
Фотография сделана Яном Сьюэллом, июль 2006 г.
источник IanAndWendy.com Фотогалерея с острова Пасхи
Моаи — это монолитные человеческие фигуры, расположенные на платформах под названием аху на полинезийском острове Пасхи. Они были вырезаны из камня и имеют чересчур большие головы. Они представляют собой лица обожествленных предков.( аринга ора ата тепуна ).
Представьте, что вы встречаетесь с этим рядом из 15 моаи, огромных размеров и видимых с большого расстояния. Рост моаи более чем в два раза превышает рост среднего человека. Самый большой из них 33 фута в высоту. Представьте, что вы видите на берегу одного одинокого моаи по сравнению с целым рядом из 15 из них.
Крупный план моаи в Аху Тахаи, восстановленный с помощью коралловых глаз американским археологом Уильямом Мулло.
Фото Бьярте Соренсен
источник: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Ahu_Tahai.jpg
Христо и Жанна-Клод: проект зонтика
Christo und Jeanne-Claude Umbrella Project (Япония) 1991
1340 синих зонтов в Ибараки, Япония и 1760 желтых зонтов на ранчо Теджон в южной Калифорнии
Фотография сделана Dddeco 27 декабря 1991 г., изображение под GFDL
Еще одним масштабным проектом Христо и Жанны-Клод стала установка крупномасштабных сине-желтых скульптур-зонтиков 1.340 синих в Японии и 1760 желтых в США. Помимо географического покрытия большой территории на каждом сайте, сайты также связывают одну страну с другой. Представьте себе поле с одной большой скульптурой-зонтиком. А теперь представьте, что на одном поле их более тысячи. Каков эффект повторения в этом проекте?
До-Хо Сух: Общественные деятели — Памятник многим
«Допустим, на площади стоит одна статуя героя, который помогал или защищал нашу страну — ему помогли сотни тысяч человек, и они не получили признания.«
— До-Хо Сух
Макет (модель) для скульптуры
Макет До-Хо Су для общественных деятелей
смешанная техника
MetroSpective
29 января — 8 ноября 2003 г.
Ратушный парк, Бруклин
Макет До-Хо Сух для общественных деятелей
смешанная техника
MetroSpective
29 января — 8 ноября 2003 г.
Ратушный парк, Бруклин
источник http: // www.publicartfund.org/pafweb/projects/03/metrotech/metrospective_suh_s03.html
С веб-сайта Public Art Fund: «Для вестибюля мэрии До-Хо Су переворачивает традиционный памятник с помощью своего небольшого макета для общественных деятелей . Вместо одной фигуры, восседающей на пьедестале, Сух создает пьедестал, поддерживаемый мириадами миниатюрных анонимных мужских и женских фигур, перенаправляет внимание зрителя с индивидуума на коллективные массы. Бросая вызов устоявшемуся представлению обычного гражданина, почитающего памятник важной фигуре, Сух подчеркивает силу личности в публичном пространстве.«
http://www.publicartfund.org/pafweb/projects/03/metrotech/metrospective_suh_s03.html Public Art Fund — это некоммерческая художественная организация, поддерживаемая щедрыми подарками от частных лиц, фондов и корпораций, а также за счет государственных средств от The New Совет штата Йорк по делам искусств, Государственное агентство и Департамент культуры города Нью-Йорка.
Выполненная работа
До-Хо Сух Общественные деятели 2001
Камень и бронза 111.81 x 82,44 x 108,27 дюймов 284 x 209,4 x 275 см Издание 3
Галерея Lehmann Maupin, Нью-Йорк,
источник изображения http://legacy.earlham.edu/~vanbma/20th%20century/images/1967daytwentyeight08.htm
До-Хо Су использует повторение в большей части своей работы как глубокое заявление о ценности каждого человека в большой группе. В этой скульптуре каждая фигура отличается от других, хотя они выглядят как единое целое.Как группа они несут на себе огромный вес истории и действий каждого человека, большого или малого. Больше его работ: http://www.lehmannmaupin.com/#/artists/do-ho-suh/
.Определение и примеры ритма
Определение ритма
Слово «ритм» происходит от Rhythmos (греч.), Что означает «размеренное движение». Ритм — это литературный прием, который демонстрирует длинные и короткие образцы через ударные и безударные слоги, особенно в стихотворной форме.
Типы ритмов
В английской поэзии используются пять важных ритмов. Эти ритмы представляют собой разные образцы ударных (/) и безударных (x) слогов.Каждая единица этих типов называется футов . Вот пять типов ритма:
1. Ямб (x /)
Это наиболее часто используемый ритм. Он состоит из двух слогов, первый из которых не ударен, а второй — ударен. Например:
«Должен ли I com прибавить тебя к летнему дню?»
( Сонет 18, Уильям Шекспир )
2. Trochee (/ x)
Хорек — это тип поэтической ступни, обычно используемый в английской поэзии.Он состоит из двух слогов, первый из которых имеет сильное ударение, а второй — безударный, как указано ниже:
«T el l me n o t, in m ou rnful nu mbers»
( Псалом Жизни, Генри Уодсворт Лонгфелло )
3. Спонди (/ /)
Спонди — это поэтическая ступня, в которой есть два слога, которые последовательно подчеркнуты. Например:
« Whi te fou nts, падающих в Cou rts o f the sun»
( Lepanto, by G.К. Честертон )
4. Дактиль (/ x x)
Дактиль состоит из трех слогов. Первый слог подчеркнут, а остальные два слога не подчеркнуты, как, например, в слове « mar velous». Например:
«Это лес pri meval. mur muring сосны и болиголовы »,
( Evangeline, Генри Уодсворт Лонгфелло )
Слова« первобытный »и« бормочущий »обозначают дактилей в этой линии.
5.Анапест (x x /)
Анапесты — полные противоположности дактилей. В них три слога; где первые два слога не ударены, а последний слог ударен. Например:
”. Это было ni ght до Рождества Христова mas , и все до gh дома,»
(«Twas the Night Before Christmas, by Clement Clarke Moore )
Краткие примеры Ритм в предложениях
- Сделайте , это , как , вы запланировали , я бы выбрал — , оставайтесь в доме .
- Кто такой wo человек по телефону ? Вы должны будете позвонить ей, чтобы получить прибыль .
- Скажите им , почему у вас нет a gree , Do re mem
- I найдет ключи для вы и вы должны найти a разместить до парк автомобиль .
- Чьи товаров эти , Я не знаю. Если я возьму , моя жизнь будет на ставке , я знаю , хотя .
- Дайте ему бур гер с яйцом .
- Она пошла из от в школу .
- Счет действует bri lli an tly, следовательно он хочет до остаться на Холли
- С us они будут видеть они сделать не нужно
- Ne ver stop do ing best до вы достигнете до top если вы хотите до найдите надеюсь .
- Мышь — это , спрятанная , в , их , дом .
- Коза — это съесть в лодке .
- Она сделала звезду на своем автомобиле .
- Эта крыса — это жира .
- Нине понравился мяч в торговом центре .
- Как вы, , молитесь, , глядя на поднос ?
Примеры ритма в литературе
Пример № 1: Ромео Джульетта (Уильям Шекспир)
«Два помещения дома , оба , как в Dig nity,
In Fair Ve rona , где мы начинаем нашу сцену,
От до нового восстания , где гражданская кровь делает нечистыми гражданские руки.
Отсюда роковые чресла этих двух врагов
Пара влюбленных звездного креста лишают их жизни; »
Пентаметр ямба состоит из десяти слогов, причем второй слог стоит с ударением или ударением. В вышеприведенных строках ударные слоги выделены жирным шрифтом.
Пример № 2: Потерянный рай (Джон Мильтон)
«И жизнь — свежая кровь; рана была широка ».
Милтон использовал спонди во всей этой эпической поэме. Спондаический метр явно виден в словах «широкий был.Однако оставшаяся строчка — пентаметр ямба.
Пример № 3: Макбет (Уильям Шекспир)
«DOU-ble, / DOU-ble / TOIL и / TROU-ble;
FI-re / BURN и / CAL-dron / BUB-ble. »
Эти две строки
.Движение— Принцип искусства
Движение … звучит увлекательно, не правда ли — как танец. Сам танец — это искусство, полностью основанное на движении. Визуальное искусство тоже использует движение, но по-другому.Визуальное движение — это принцип искусства, используемый для создания впечатления действия в произведении искусства.
Movement может применяться к отдельному компоненту в композиции или ко всей композиции сразу. Визуальное движение зависит от других элементов и принципов искусства.Ритм, линия, цвет, баланс и пространство — все это примеры элементов и принципов искусства, которые могут играть важную роль в развитии движения в произведении искусства.
Создание движения с помощью ритма
В искусстве ритм наиболее тесно связан с музыкой и танцами. Музыкальный ритм включает ритм, который повторяется с течением времени. Визуальный ритм создается путем повторения форм (узора), линий, цветов или любого другого визуального компонента.
Визуальный ритм везде. Ряды окон и колонн добавляют архитектуре ритма.Книги на полке и кафельный пол добавляют ритма повседневной жизни. В каждом из этих примеров есть что-то повторяющееся.
Повторяющийся элемент обычно упоминается как мотив . Чтобы создать движение в ритме, произведение искусства должно иметь мотив.
Если мотив изменчив по размеру и интервалу, то говорят, что ритм нерегулярный. Неравномерный ритм кажется естественным. У деревьев, растущих в лесу, неправильный ритм. Каждое дерево уникально. Некоторые тонкие, а некоторые широкие, но все деревья.
Если мотив идентичен по размеру и интервалу, он считается правильным. Стандартный ритм кажется организованным и продуманным. Фонарные столбы на городской улице имеют регулярный ритм — каждый такой же, как следующий.
Мотив служит проводником в композиции. Наши глаза переходят от одного образца мотива к другому. Расстояние между проявлениями мотива определяет темп или скорость, с которой наши глаза перемещаются по композиции.
См. Также: 5 советов по улучшению композиции
Посмотрите на изображения ниже.Слева — фотография Этьена-Жюля Маре. Это этюд идущего человека. Мотив, очевидно, — это человек. Ритм повторяющегося лица создает в композиции ощущение движения. Обратите внимание на интересные угловатые формы между каждым застывшим положением фигуры.
На рисунке слева технически нет человека. Неправильные угловатые формы на фото — это объект . Постепенное повторение форм порождает движение в композиции.Рисунок вдохновлен фотографией Марея, а косвенно — работами художников-футуристов и художников столетней давности.
Футуристы хотели запечатлеть движение, скорость и мощь. Футуристов вдохновляли движения поездов, мотоциклов, спортсменов и тому подобное. Футуризм зародился в 1909 году и продолжался до 1920-х годов. Мы можем немного узнать о съемке движений, изучая работы великих футуристов, включая Марселя Дюшана, Джозефа Стеллу и Джакомо Балла.
Создание движения с линиями
Мы можем рассматривать линии как статические или динамические. Прямые, вертикальные и горизонтальные линии кажутся прочными и устойчивыми. В большинстве зданий используются вертикальные и горизонтальные края из-за реальной устойчивости, которую эти линии обеспечивают, когда они встречаются под прямым углом.
Динамические линии, напротив, гораздо лучше справляются с заданием движения. Динамические линии часто проходят по диагонали к краям плоскости изображения и могут изгибаться зигзагообразно или превращаться в широкие кривые.
Lines также могут сообщать о движении другим способом. Нарисованная линия — это действительно путь. Места начала и конца линии показывают движение руки художника. В искусстве линия иногда определяется как движущихся точек. Художники применяют эту уникальную концепцию линии, чтобы «проследить» путь, который что-то проходит через изображение. Посмотрите на изображение ниже. Линии говорят нам, что наш герой каратэ движется вверх и вправо.
Создание движения с помощью цвета
Подобно тому, как динамические линии добавляют движение «неподвижному» произведению искусства, динамическое использование цвета также может усилить ощущение движения.Как и музыкальные ноты, «цветные ноты» иногда описываются как высокие или низкие. Цвет с высоким ключом — это светлый цвет со значением и сильный по насыщенности (насыщенности) цветности .
И наоборот, сдержанный цвет одновременно темный и тусклый. Высококонтрастное сопоставление этих цветовых типов громче и ярче, чем изображение с ограниченным диапазоном клавиш. На изображении ниже сопоставлены высокие и сдержанные цвета. Цвета и динамичные линии работают вместе, создавая ощущение движения.
Подразумеваемое движение
Возможно, лучший и самый простой способ показать движение в произведении искусства — это внимательно изучить, как вещи меняются в движении. Например, как меняется человек, когда он идет, а не стоит на месте? Или как выглядит человек при беге по сравнению с ходьбой. Изменяя точку равновесия и позу человека, художник может передать статичную стоящую фигуру или движение человека, идущего или бегущего.
Картина Джона Сингера Сарджента « Испанская танцовщица » четко иллюстрирует подразумеваемое движение.Посмотрите, как голова танцора находится слева от ее ступней, а не по центру над ступнями. Взаимное расположение головы и ступней говорит зрителю, что он либо движется, либо теряет равновесие. Гравитация уводит ее влево. Ей придется не отставать, двигая ногами, иначе она упадет. Конечно, она не упадет, потому что она танцует.
Художник также может изобразить движение, поместив объект в пространство таким образом, чтобы это имело смысл только в том случае, если он движется.Например, мяч, плавающий на переднем плане, должен двигаться, если на заднем плане есть человек, находящийся в позиции для броска. И положение мяча в пространстве, и контекст бросающего человека достаточно, чтобы подразумевать движение.
Создание движения с помощью иллюзий
Несколько художников подняли концепцию композиционного движения на новый уровень в середине двадцатого века с развитием оп-арта. Сокращенно от «оптического искусства», некоторые художники оп-арта создавали движение через повторение и контраст.Не имея репрезентативного субъекта, оп-арт использует естественные усилия мозга для организации сложной визуальной сенсорной информации. Мы можем думать об этом подходе как о перегрузке зрения. Создание чувственного ощущения движения в неподвижном изображении увлекательно и увлекательно для зрителя. Кажется ли, что изображение ниже немного движется? Трудно сосредоточиться на одном месте?
Заключение
Движение практически не бывает скучным. Это добавляет азарта, драматизма и общего композиционного интереса к искусству и дизайну.Не уклоняйтесь от темы, которая включает в себя действие. Вместо этого воплотите в жизнь описанные выше концепции.
Больше уроков, которые вы полюбите…
Сообщение навигации
.Примеров Ритма в Поэзии
Ритм — это ритм и темп стихотворения, создаваемый комбинацией ударных и безударных слогов. Это помогает укрепить смысл и идеи стихотворения. Он лежит между определенной регулярностью, определенными языковыми особенностями звука. Он легко распознается ухом и разумом, поскольку работает на физиологической основе. Это напрямую влияет на временную структуру стихотворения. Ритм важен для высокоорганизованного чувства поэзии.
Наличие ритмических узоров усиливает эмоциональную реакцию и дает читателю чувство равновесия. Метр, часто отождествляемый с ритмом, возможно, более точно описывается как метод организации ритма стихотворения. Чтобы определить ритм, мы должны знать о наличии ударов или метрических единиц. В английском языке есть пять метрических единиц. Вы можете получить их подробную информацию на http://www.literarydevices.com/rhythm/. Вот несколько примеров ритма:
Линии, написанные в унынии — Уильям Батлер Йейтс
Когда я в последний раз смотрел на
Круглые зеленые глаза и длинные колеблющиеся тела
Из темных леопардов Луны?
Все дикие ведьмы, эти благороднейшие дамы
Вышеупомянутые строки являются примером наклонной рифмы, так как «луна» и «он» не рифмуются идеально, а заканчиваются на один и тот же согласный звук, в то время как «тела» и «дамы» ‘не используют один и тот же звук в своих ударных слогах, а заканчивают одинаковыми безударными слогами.Поэт также использовал аллитерацию во фразе «дикие ведьмы».
Wrath Of Kane — Big Daddy Kane
Потому что я никогда не позволю им на мне
Я играю в них, как в монополию
Пусть они мчатся по доске, как Astro
Тогда пошли их в тюрьму за попытку пройти.
Встряхивая их, ломая их, не принимая никаких вещей
Но это все еще недостаточно громко
Пример дактильный, потому что последние три слога обеих строк рифмуются и имеют тот же образец ударения, тогда как третья и четвертая строки являются двойными, потому что последние два слога строк рифмуются и имеют одинаковый образец ударения.Этот пример имеет наклонные рифмы не через простые пары слов, а иногда за счет совпадения наборов слов.
Тайгер — Уильям Блейк
Тайгер! Тайгер! Ярко пылает
В ночном лесу.
Какая бессмертная рука или глаз
Может обрамить твою устрашающую симметрию?
Хореи прекрасно использовал поэт. Здесь первые слоги слов «тигр», «горящий» и «лес» ударены, тогда как вторые слоги безударны.
Океан — Пери Нуньес
О, как прекрасен океан. Почему бы вам,
, не сравнить его с плаванием рыбы?
E ven в аквариуме, вы можете сравнить плавание
A рыбы. Даже в черепахе
N otion вы можете обнаружить плавательные движения рыбы.
Ритм второго и третьего стихов начинается с ленивых дактильных волн, соответствует их содержанию. Кроме того, в «представлении о черепахе и плавательном движении» используется тупая, привлекающая внимание рифма.
Буря — Уильям Шекспир
До глубины души пять лжет твой отец;
Из его костей сделаны кораллы;
Это жемчуг, которым были его глаза:
Ничего из того, что не увядает,
Но претерпевает морскую перемену
Во что-то богатое и странное.
Морские нимфы ежечасно звонят в его колокол:
Дин-дон.
Во второй строке используется краткий тетраметр хореи. Первоначальный спондэ — ударение, образованное из двух жестких слогов, расположенных рядом друг с другом.«Отец» и «сажа» смыкаются в звуках, подчеркивают отцовскую судьбу. Твердая буква коралла гармонизирует твердость костей. В линейке 3 rd каждый звук можно удержать во рту, что выражает медленное превращение мягких глаз в жемчуг. В пятой строке ритмично выделяется спондаическая смена моря как вариация.
Мужество, которое было у матери — Эдна Сент-Винсент
О, если бы вместо этого она оставила мне
То, что унесла в могилу!
Та храбрость, как скала, в которой она
больше не нуждается, а я имею.
Вышеупомянутые строки повторяют схему из четырех ямбов в каждой строке. Мы можем почувствовать запоминающийся ритм, потому что сначала поэт задает ритм, а затем нарушает его в последних нескольких слогах. Это делает это стихотворение более плавным и мелодичным.
Нарциссы — Уильям Вордсворт
Я бродил одиноким, как облако
Которое плывет по долинам и холмам,
Когда я вдруг увидел толпу,
Множество золотых нарциссов;
Рядом с озером, под деревьями,
Порхает и танцует на ветру.
Это стихотворение представлено в довольно простой форме. Состоящая из четырех строф по шесть строк в каждой, это стихотворение из двадцати четырех строк является примером стиля тетраметра ямба. Эта форма специально используется поэтом, который хочет создать легкое, «беззаботное» настроение для своего произведения, делая поэму легко доступной для множества аудиторий.
Пламя и лед — Роберт Фрост
Некоторые говорят, что мир закончится огнем,
Некоторые говорят, что лед.
Из того, что я испытал на вкус
Я держу с теми, кто любит огонь.
Но если бы ему пришлось погибнуть дважды,
Я думаю, что знаю достаточно о ненависти
Сказать, что для разрушения льда
тоже отлично
И хватит.
Это стихотворение написано ямбическим тетраметром. Например, строки 1,3,4,5,6 и 7, а также тусклый ямб
.