Орнаментальные композиции: Орнаментальная композиция и особенности ее построения |
- Орнамент. Правила построения орнаментальной композиции
- 1. ОРНАМЕНТ
- 2. История развития орнамента
- 3. Классификация орнамента:
- 4. Композиционное построение орнамента
- 7. Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.
- 9. МОТИВ
- 10. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
- 11. ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ или ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ
- 12. ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
- 13. ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ или ЗЕРКАЛЬНО-ПОВОРОТНАЯ
- 14. ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
- 15.
- 16. ПОВОРОТ – композиция в квадрате
- Виды построения орнаментов — Студопедия
- Урок 5. композиции и орнаменты из природных материалов — Технология — 1 класс
- Урок 17. орнаментальный образ в веках. орнамент народов мира — Изобразительное искусство — 4 класс
- Выполнение орнаментальной композиции в процессе изучения художественных дисциплин с целью сохранения культурных традиций народов Севера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
- 2. Жанры орнаментальных композиций
- Композиция. Лекция5. Орнамент.
- aboutme
- 10 лучших образцов декоративной архитектуры
- Орнаментальных оборотов в фортепианной музыке
- SMS Studio Composition Ornament and Pargework Style Потолки
- (PDF) Композиционные образцы декоративной флоры Чешской Республики
- Влияние температуры на биохимический состав, рост и размножение декоративной креветки черешни Neocaridina heteropoda heteropoda (Decapoda, Caridea)
Орнамент. Правила построения орнаментальной композиции
1. ОРНАМЕНТ
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ2. История развития орнамента
Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает“украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и
чередовании составляющих его элементов. Орнамент может быть
живописным или скульптурным.
Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий
назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга
пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким
способом делались первые украшения на предметах.
Источником для создания оригинальных композиций для орнамента
стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней
множество необычных форм и интересных цветовых оттенков,
например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях
бабочек и птиц.
3. Классификация орнамента:
По изобразительной характеристики: растительной,геометрической, анималистический, антропологический,
каллиграфический, фантастический, астральный и т.
По стилевой принадлежности: античный, готический,
барочный и т.д.
По народной принадлежности: белорусский, американский
и т.д.
По изобразительной форме: плоскостной, рельефный
(небольшое возвышение), контр-рельефный (небольшое
углубление внутрь).
4. Композиционное построение орнамента
Существует 3 вида построения орнамента:ленточный,
замкнутый,
сетчатый.
Ленточным орнаментом называется украшение, элементы
которого создают ритмический ряд с открытым
двусторонним движением, вписывающимся в ленту (обычно
располагают в полосе с вертикальным или с
горизонтальным чередованием мотива).
К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а
также декоративная полоса под названием “меандр”.
“Меандр” — знаменитый греческий орнамент, имеющий
геометрический характер ломаной линии под прямым
углом.
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные
элементы которого сгруппированы так, что создают
замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего
используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок
и т.д.
Сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его
композиция строится при помощи сетки. Сетчатый
орнамент применяется для оформления пола, потолка,
стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на
ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.
7. Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.
Мотивом в орнаменте называют декоративныйэлемент, положенный в основу орнаментальной
композиции.
В зависимости от мотива, используемого в
орнаментальной композиции, орнамент может быть
геометрический,
растительный,
зооморфный/антропоморфный.
9. МОТИВ
10. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
11. ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ или ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ
12. ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
13. ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ или ЗЕРКАЛЬНО-ПОВОРОТНАЯ
14. ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
15.
ПОВОРОТ – композиция в круге16. ПОВОРОТ – композиция в квадрате
Виды построения орнаментов — Студопедия
Орнаментом называется ряд повторяющихся изображений на плоскости, где основой служит выбранный ритм.
Орнамент представляет собой самый упорядоченный, почти математически точный вид композиционного построения. Он в первую очередь подчиняется законам гармонии и пропорций. В орнаменте можно наблюдать все виды симметрии, о которых уже шла речь выше. В арсенал традиционных приемов построения орнаментальной композиции включены зеркальные отражения, вращения, переносы, сетки.
Орнамент представляет собой чередование тождественно повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от французского слова rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.
Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих форм.
Плоский узор может неоднократно повторяться. Такое повторение узора называется мотивом, или раппортом.
Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).
По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом.
1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление.
Повторяющиеся одинаковые по величине элементы (рис. 2, а) создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы (рис. 2, б)рождают более «живую» композицию с нарастающим или волнообразным ритмом.
Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, т. е. построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.
Контраст может проявляться и в распределении черно-белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.
Последовательность рисования полосного орнамента показана на рис. 3.
2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве. На рис. 4 изображена «готическая роза», представляющая собой яркий пример центрического орнамента, который часто встречается в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве и не очень характерен для костюма. Последовательность рисования композиционно-замкнутого орнамента показана на
Рис. 1. Виды ленточных орнаментов
Рис. 2. Повторяющиеся (а) и чередующиеся (б) элементы в орнаменте
Рис. 3. Последовательность рисования полосного орнамента: а — стилизованные элементы для создания орнамента; б — пример компоновки орнамента в полосе
Рис. 4. Виды центрических орнаментов
Рис. 5. Композиционно-замкнутый орнамент
Рис. 6.Виды сетчатых орнаментов Рис. 7. Построение сетчатого орнамента
3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлении текстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты. На рис. 6 показаны примеры сетчатых орнаментов. Сетчатые орнаменты часто называются раппортными композициями. Последовательность рисования сетчатого орнамента показана на рис. 7.
В основу орнаментальных построений закладываются простые или сложные, но всегда хорошо прорисованные, точно найденные мотивы. Чаще всего эти мотивы изображаются не натуралистично, а стилизованно, т. е. они претерпевают видоизменение, переработку, художественное обобщение элементов с целью выявления их декоративных качеств.
Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента.
Постепенные плавные или более резкие скачкообразные переходы от малых форм к большим, от близких к далеким, от простых к сложным, от светлого к темному и т. п. называются ритмическим движением. Будучи всегда непрерывным, оно в орнаментальной композиции распространяется на различные характеристики: размеры элементов, расстояние между ними, их наклоны и повороты, цвет и светлотные отношения.
Урок 5. композиции и орнаменты из природных материалов — Технология — 1 класс
Технология. 1 класс
Урок № 5. «Композиции и орнаменты из природных материалов»
Вопросы
- Что такое композиция?
- Что такое орнамент?
- Любое ли расположение природных материалов можно назвать композицией?
Ключевые слова: Композиция, орнамент.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – 5-е издание – 2017. М.: «Просвещение» — С. 14-17.Открытые электронные ресурсы по теме урока: Сайт центра технологического образования АО Издательство «Просвещение» (http://technology.prosv.ru).
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Композиция – это строение, соотношение и взаимное расположение частей в единое целое. Любая композиция из растений — это объединение в гармоничное целое отдельных растительных форм.
Существует три варианта расположения листьев на плоскости:
- листья ориентированы на центр;
- листья сдвинуты в верхнюю часть листа;
- листья сдвинуты в нижнюю часть листа.
Например, крупный лист в левой части может уравновесить небольшой листок в правой части листа.
Композиция красиво смотрится, если она расположена в центре листа бумаги. Для основы композиции используйте плотные листы бумаги. Готовую работу всегда сушите под прессом.
Орнамент – это повторяющийся узор. Со времён своего возникновения и до нашего времени орнамент остаётся важным средством оформления художественных произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из дерева и металла, из глины и стекла, разнообразного текстиля.
Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом.
Узор может быть плоским и объёмным. Плоский узор создаётся посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путём взаимопроникновения этих форм.
Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое.
Все орнаментальные композиции подразделяются на ленточные и центрические орнаменты.
Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой» или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой».
Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки.
При составлении орнамента из листьев существуют два главных правила:
- Не режьте листья, а подбирайте нужные по форме и размеру.
- Клей наносите на прожилки листа капельками.
При составлении композиции из природных материалов также можно использовать в качестве соединительного материала пластилин и вату.
Сегодня на уроке вы познакомились с такими понятиями как композиция, орнамент, узнали главные правила при составлении композиций и орнамента.
Разбор типового тренировочного задания
Восстановите последовательность изготовления орнамента.
Стратегия выполнения задания:
- Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
- Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
- Затем восстановите последовательность изготовление орнамента.
Ответ: Варианты отражены верно.
Выберите из списка правильный ответ.
Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов, называется ….
Варианты ответов:
Картина
Орнамент
Композиция
Аппликация
Стратегия выполнения задания:
- Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
- Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
- Затем выберите правильный ответ.
Ответ: Орнамент.
Урок 17. орнаментальный образ в веках. орнамент народов мира — Изобразительное искусство — 4 класс
Конспект урока № 17 по предмету
«Изобразительное искусство» для 4-го класса.
Тема урока: «Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира»
Вопросы:
- Что такое орнамент?
- Каково назначение орнамента?
- Какие виды орнаментов бывают?
- Какие орнаменты разных народов мира вы знаете?
- Что такое ритм в орнаменте?
- Что такое раппорт?
- Что такое композиция?
- Что такое узор?
Глоссарий по теме
Геометрический орнамент, композиция; меандр; мотив; оберег; орнамент; орнаментальная композиция; раппорт; растительный орнамент; ритм; ритмический строй; символ; симметрия; узор.
Термины и понятия
Композиция— составление, расположение, построение целого из частей.
Меандр – бордюр, составленный из прямых непрерывных линий, образующих между собой прямые углы.
Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнамент — в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Орнаментальная композиция — это составление, построение, структура узора. К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте. Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.
Раппорт — минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.
Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.
Симметрия — точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.
Узор — рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Для чего нам нужны узоры и орнаменты?
Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
Происхождение орнамента относится к временам глубокой древности, в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики.
Источником для создания узоров стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм: листья различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
Различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент -состоит из точек, линий: прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся; и фигур: кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.
Растительный орнамент состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Ритм – повторение одних и тех же рисунков-мотивов. Ритм организует движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы.
Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.
Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.
В орнаментах Древнего Египта наибольшее распространение получили растительные мотивы. Среди них особенно часто встречались листья и цветы лотоса. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.
Самым распространенным орнаментом в Греции был меандр.
Меандр – бордюр, составленный из прямых непрерывных линий, образующих между собой прямые углы. В меандре древние греки видели глубокий магический смысл. Как река течёт бесконечно, так и извилистая линия длится непрерывно, отражая течение человеческой жизни. Меандр – символ вечности.
Индийский орнамент невозможно спутать с орнаментом другой страны. Его отличают изящество рисунка, точность в исполнении и полет фантазии. Популярная тема в орнаменте – это мир природы и животных.
Нигде орнаментальное искусство не достигло такого расцвета и совершенства, как на мусульманском Востоке. Для него характерно сочетание геометрических и растительных мотивов, так как Кораном было запрещено изображение людей и животных. Практически все восточное изобразительное искусство – это орнамент. Восточный орнамент обладает большим разнообразием цвета, форм и глубоким содержанием знаков и символов, составляющих узор.
Арабеска — это орнамент, появившийся в Средние века на территории исламского Востока. В причудливых переплетениях узора гармонично связываются сакральность, математика и искусство. Такими узорами покрывали стены и свод мечетей, их выплетали в процессе ткачества ковров, размещали на ювелирных изделиях и керамической посуде. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу.
В Древней Руси орнамент назывался — «узорочьем» от слова узор. Орнамент на Руси имел обереговую функцию. Также народная одежда могла много рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Для русского орнамента характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур.
Как и любой другой, орнамент в русском стиле имеет свои правила и особенности. Составление декоративной композиции выстраивается по принципу чередования, важен отбор символов по смыслу, особое место занимает выбор цветовой гаммы.
Русский орнамент чрезвычайно разнообразен и наполнен глубоким смыслом. Язык символов предков передавал свое отношение к природе. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Орнаменты с давних времён использовались людьми для украшения одежды, посуды, жилищ и храмов. Орнамент окружает нас везде и повсюду. В настоящее время орнамент достаточно популярен в современном искусстве и дизайне. Используется большое разнообразие геометрических, растительных, животных, архитектурных, пейзажных и других мотивов. Придумываются новые узоры, и в то же время не теряют своей актуальности народные мотивы.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.
Задание №1
Разбор типового тренировочного задания:
Разгадайте ребус.
3
Правильный ответ: Орнамент.
Задание №2
Разбор типового контрольного задания:
Выберите изображение с арабеской:
Правильный ответ: А.
Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:
Обязательная литература:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.
Дополнительная литература:
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 4 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.
Интернет-ресурсы:
• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г. )
• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
Выполнение орнаментальной композиции в процессе изучения художественных дисциплин с целью сохранения культурных традиций народов Севера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
Добродомова Татьяна Михайловна, Литовченко Анна Сергеевна
ВЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ .
УДК 378
ВЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ СЕВЕРА
© 2016
Добродомова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры «Теория и методика профессионального образования» Литовченко Анна Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Теория и методика профессионального образования» Сургутский государственный университет, Сургут (Россия)
Аннотация. В данной статье рассмотрена актуальность выполнения орнаментальной композиции в процессе изучения художественных дисциплин с целью сохранения культурных традиций народов Севера. Выделены составляющие процесса приобщения студентов к творчеству народов Севера. Раскрыты термины «декоративная композиция» и «орнамент». Определена значимость художественного образования для сохранения культурных традиций. Так же в статье обращено внимание на бережное отношение к национальным культурным традициям на основе художественного опыта в образовательных центрах разного уровня. Рассматривается связь национальной культуры с современной культурной средой. Малочисленность коренного населения, его социальная незащищенность отрицательно сказывается на уникальности их самобытной культуры, они словно растворяются в огромном миграционном пространстве. Именно поэтому большая работа в регионе направлена на сохранение национальной культуры народов Севера, на формирование уважительного отношения к ней. В статье так же говорится о том, что художественное образование призвано обеспечить подготовку творческих специалистов в сфере искусства, педагогов для системы художественного образования, а также приобщить граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
Ключевые слова: художественное образование, обучение, творчество, традиции, культура, культурная среда, орнамент, орнаментальная композиция, орнаментальное искусство, декоративная композиция, творчество народов Севера.
PERFORMING ORNAMENTAL COMPOSITIONS IN THE STUDY OF ARTISTIC DISCIPLINES IN ORDER TO PRESERVE CULTURAL TRADITIONS PEOPLES OF THE NORTH
© 2016
Dobrodomova Tatyana Mikhalovna, assistant professor of the chair «Theory and Methods of Professional Education» Litovchenko Anna Strgeevna, assistant professor of the chair «Theory and Methods of Professional Education» Surgut State University, Surgut (Russia)
Abstract. This article describes the relevance of the implementation of an ornamental composition in the process of studying the artistic disciplines in order to preserve the cultural traditions of the North. Familiarizing students allocated components of the process to the creation of the North. Disclosed terms «decorative composition» and «ornament». Determine the significance of arts education for the preservation of cultural traditions. The same article drew attention to the respect for the national cultural traditions on the basis of artistic excellence in the educational centers of different levels. The connection of the national culture with contemporary cultural environment. The small number of indigenous population, its social insecurity negatively affects the uniqueness of their original culture, they seem to dissolve in the great migration space. That is why a lot of work in the region is aimed at preserving the national culture of the peoples of the North, on the formation of respect for her. The article also says that the artistic education is intended to provide training for specialists in the field of creative arts teachers for the system of art education, as well as Russian citizens attach to the values of domestic and foreign art culture, the best examples of folk art, classical and contemporary art.
Keywords: art education, training, creativity, tradition, culture, cultural environment, ornament, ornamental composition, ornamental art, decorative composition, creative people of the North.
Одной из главных целей Национальной доктрины образования в Российской Федерации является реализация исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Важной государственной задачей в сфере образования определяется гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, что подразумевает увеличение уровня культуры и искусства в образовании, сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования. Исходя из этого, художественное образование призвано обеспечить подготовку творческих специалистов в сфере искусства, педагогов для системы художественного образования, а также приобщить граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. [1]
В Концепции художественного образования в России говорится о том, что художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.
Художественному образованию отведена значительная роль в сохранении и развитии национальных традиций. Искусство помогает понять и принять другого человека. Без знания традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, важно знать историю того уголка страны, в котором живешь. На протяжении многих веков накапливается мудрость народа, его исторический опыт, который становится неотъемлемой частью его духовной культуры. Развиваясь, художественные промыслы испытывают постоянное влияние современности, ведь сберечь — это не значит остановиться на повторении и просто копировать.
В настоящее время особое внимание при изучении
Добродомова Татьяна Михайловна, Литовченко Анна Сергеевна ВЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ …
народного творчества в образовательных учреждениях уделяется региональному компоненту — изучению традиционных художественных промыслов народов Севера. Национальные культурные традиции по сути своей связывают прошлое и настоящее, представляя собой такую силу, без сохранения которой невозможна национальная общность. Изучение декоративно-прикладного искусства народов Севера приобретает особую значимость в условиях пробуждения национального самосознания студентов, их активного стремления приобщиться к истокам культуры коренного народа.
Можно много говорить о важности традиций, но носителем их все же остается человек, мастер своего дела. Наряду с высоким технически мастерством от народного мастера требуется сознательное творческое отношение к своей деятельности, способность ориентироваться в вопросах современного и мирового искусства. Многие мастера получают художественное образование. Системность художественного образования в основе своей предполагает многоуровневую комплексную организацию процессов изучения художественной культуры, направленную на эстетическое развитие как важнейшую компоненту становления творческой личности. Процесс художественного образования, по сути, не имеет временных ограничений и может продолжаться на протяжении всей жизни, обретая новые формы и трансформируясь при переходе с одной ступени на другую. Различные формы организации образования в сфере культуры и искусства включают общее и дополнительное художественное образование, предпрофессиональ-ное, профессиональное и послевузовское образование, а также различные формы повышения квалификации [6].
С давних пор Россия славилась умельцами, которые обучали мастерству. Мастера учили, передавали опыт, раскрывали секреты в процессе изготовления изделий, параллельно формируя уважение к труду. Передаваясь из поколения в поколение, такие секреты становятся традицией. Опять же можно определить традиции как опыт коллективного творчества многих поколений, проживающих на одной территории достаточно длительное время.
Очень важно приобщать к творчеству с раннего возраста, помогая увидеть удивительный мир народного искусства, и чем раньше происходит приобщение, тем оно органичнее и необратимее. Через предметный мир творчества воспринимается культура своего народа. С самого детства погружая человека в стихию национальных традиций можно заложить фундамент, на котором будут формироваться его нравственные и эстетические идеалы, восприятие культуры своего народа. Эстетическая культура человека представляет собой сложнейший многогранный процесс, объединяющий духовную и материальную часть личности [5]. Поэтому основной задачей обучения традиционному искусству народов Севера было привить любовь к этому виду народного художественного творчества, обучить практическим навыкам работы с этими материалами, научить создавать самостоятельно художественные произведения в национальных культурных традициях.
Приступать к изучению художественного творчества народов Севера необходимо с ознакомления орнаментов народов Севера. Осваивая образцы предков, можно создать новые современные образы, но здесь важно не потерять традиционных, веками отработанных приемов формообразования и декора. Источником вдохновения для студентов может служить окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор народов ханты.
В работе со студентами по изучению орнаментов народов ханты надо учитывать следующие моменты:
— изучение наследия культурно-исторического смысла и их ценности;
— познание художественных особенностей орнаментов ханты;
— углубление представлений о художественном образе в декоративной композиции.
Это составляющие процесса приобщения студентов к творчеству народов Севера, познанию ими секретов создания декоративной композиции в процессе изучения художественных дисциплин.
Декоративная композиция — это творческий процесс создания произведений декоративного искусства на основе эмоционального восприятия и образной переработки явлений действительности; это система построения декоративного образа, основным признаком которого является условность и обобщенность; это средство выражения замысла в определенном материале и технике; это конечный результат творчества — декоративное произведение [3].
Важной частью народной культуры является орнаментальное искусство, которое привлекает оригинальностью выполнения, многообразными сюжетами, четкостью построения. Через орнамент можно проследить национальные особенности народа, и даже зашифрованный смысл, несущий определенную информацию. Национальное искусство северных народов тесно связано с бытом человека, его повседневной жизнью. Очень часто орнаменты возникали в процессе наблюдений за окружающим миром, узорам давали названия по сходству с предметом или животным. Народные мастера изображали богатую природу и свою жизнь на севере в орнаментальной символике. В основном орнаменты составлялись из геометрических фигур: треугольников, прямоугольников или квадратов (орнаментов должно быть нечетное число), являясь при этом условными символами солнца, неба, земли, зверей. Эти символы-обереги переходили по материнской линии. В национальных орнаментах прослеживается история народа, рассказывается о человеке, с какого он поселения, какой у него род занятий и достаток. Некоторые орнаменты выполнялись, когда происходило какое-либо событие, например: вышивали медвежий след на рукавице, которую дарили охотнику добывшего медведя. Такие предметы неповторимы, а мастерицы не безосновательно гордятся умением изготовлять красивые вещи.
Орнамент — базисное явление материально-художественной культуры общества. В орнаменте утверждается единство человеческой художественной культуры
— фундаментальные ценности всех эпох, всего человечества, объединяющее прошлое с настоящим. Ничто так ярко, как орнамент, не скажет об исторической эпохе, об особенностях породившей его культуры, её отношениях с миром. [7]
Художественно-образный язык орнамента разнообразен. «Орнамент — это мощный пласт сегодняшней культуры хантыйского народа. Он богат и многогранен»
— так пишет об орнаменте Молданова Т.А.
Слово «орнамент» в переводе с латинского «огпатепШт» означает «украшение». Орнамент не является независимым произведением искусства, это узор, который в зависимости от характера предмета может быть исполнен в различной технике и из самого различного материала.
Применение орнамента в жизни народов Севера встречается чрезвычайно широко, практически безгранично. Орнамент встречается как в творчестве так и в быту: на внешних и внутренних стенах зданий, на различных предметах домашнего обихода, на текстильных изделиях, на изделиях декоративно-прикладного искусства. Столетиями в творчестве народов Севера вырабатывалось своё представление образа мира, свои орнаментальные мотивы и композиции, а также свои художественные принципы. В орнаментах выражались нравственные и эстетические идеалы народов ханты. Тесно связанное с бытом, народное искусство развивалось не только в единстве с трудом, но и с праздниками — как одной из важных форм народной культуры.
Ханты считают, что вещью можно пользоваться
Добродомова Татьяна Михайловна, Литовченко Анна Сергеевна педагогические
ВЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ … науки
лишь тогда, когда она орнаментирована, поэтому нанесению орнаментов уделяется не меньше времени, чем самому изготовлению вещи. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты весьма устойчив и «умирает» вместе с вещами. В большинстве случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Орнаментальные мотивы, к которым обращаются современные мастерицы, сформированы и отработаны в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия декоративно-прикладного творчества характеризуются высочайшим уровнем художественного оформления и особой уникальностью.
Орнаменты народов Севера можно разделить на категории, так как многие мотивы имеют символические значения. Часть из них связаны с изображением зверей или растительного мира. Выделяется категория, где преобладает изображение птиц, рыб и земноводных. Также присутствуют рисунки, как с самим человеком, так и его бытом. Можно встретить крестообразные орнаменты и орнаменты новой модернизации. Названия орнаментов тоже очень разнообразны встречаются термины растительного характера и носят названия различных деревьев, веток. А некоторые элементы орнамента носят названия частей тела животных и птиц.
Народное искусство, обладающее нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплотившее в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваемое как часть материальной культуры, имеет большое значение в обучении студентов.
Основным задачами включения орнаментов народов Севера при выполнении студентами декоративной композиции являются:
— организация гармоничного сочетания орнаментальных мотивов в декоративной композиции;
— различные художественные решения при изображении деталей орнамента;
— изучение творчества народов Севера;
— приобретение новых изобразительных навыков;
— определение пропорциональности элементов простых узоров, гармонии цветовых отношений и т. д.
Практические занятия должны быть нацелены на выполнение различных упражнений по изучению и копированию образцов орнаментов народов Севера, анализ композиции, цветового решения и декоративных элементов. Изучение народного и декоративно-прикладного творчества несет высокие эмоциональные и духовные качества, активно влияет на развитие личности студента, способствует совершенствованию его профессионального мастерства.
В процессе выполнения декоративной композиции с включением орнаментальных мотивов народов Севера изучаются немаловажные для творческого развития студента понятия, как ритм, пропорции, сочетание форм, конструкция, композиция. Значимую роль в процессе творческой работы над орнаментальной композицией играет и личность студента, его образное мышление, его идеи и представления, реализуемые в конкретном художественном произведении. Уровень развития общества и культуры, особенности национальной культуры также выполняют свою корректирующую функцию в процессе выполнения композиции.
Часто возникновение промысла основывалось на наличии сырья. Использование природных материалов -одна из основных традиций народного искусства и так как обработка кожи и меха издавна являлась основным видом промысловой и хозяйственной деятельности, то развивались оригинальные приемы обработки оленьих шкур, камусов (шкурок с оленьих ног), лобашей (шкур с голов оленей). И что интересно — эта отрасль народного искусства до сих пор находится на уровне домашнего ремесла, она целиком направлена на обслуживание домашнего, семейного быта оленеводов и охотников 50
Севера, а обособленность и специфические условия существования привели к тому, что традиционное народное искусство сохранилось практически в нетронутом виде до сих пор. Многие мастерицы применяют аппликацию для украшения национальной одежды и обуви. Огромное количество вещей делается из бересты, для их орнаментации применялось девять способов: выскабливание (процарапывание), тиснение, ажурная резьба с подкладным фоном, аппликация, раскрашивание, профилировка краев, накалывание, нанесение узора штампом, сшивание различно окрашенных кусочков бересты. Все предметы богато украшаются орнаментом с наружной или с внутренней стороны. Одним из главных искусств является шитье, создание одежды, которая богато украшается бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Самым распространенным головным убором является платок.
Для занятия национальным творчеством наравне с овладением конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, требуется знание основ композиции и цветоведения.
Изначально в России художественное образование существовало в форме индивидуальной подготовки в мастерских. В течении XIX столетия значительно вырос интерес к художественному образованию. Что приводит к возникновению частных учебных заведений художественно-промышленного образования [2].
Сегодня в системе дополнительного художественного образования большой популярностью пользуются центры народных ремесел, творческие мастерские. Данное направление детского и юношеского художественного творчества, наряду с развитием собственно художественно-эстетических способностей, способствует решению таких социально значимых задач, как сохранение традиций российского семейного уклада, обеспечение преемственности среди носителей секретов народного мастерства, распространение и сохранение многообразия традиций народов России [6].
Тематика национальной культуры имеет большой потенциал в сфере образования, так как позволяет сохранить традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Зная технологию выполнения различных орнаментов, что является обязательным условием при изучении народного творчества, происходит сохранение традиций и опыта накопленного поколениями.
К сожалению, малочисленность коренного населения, его социальная незащищенность отрицательно сказывается на уникальности их самобытной культуры, они словно растворяются в огромном миграционном пространстве. Именно поэтому большая работа в регионе направлена на сохранение национальной культуры народов Севера, на формирование уважительного отношения к ней.
Декоративно-прикладное искусство народов Севера постоянно привлекало пристальное внимание ученых, художников, искусствоведов, этнографов, историков своей уникальностью и художественными достоинствами — богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построений. Интерес объясняется тем, что орнамент, как значимая часть народной культуры, считается средством выражения художественных вкусов, национальных отличительных черт народа, его мировоззрения. В известном смысле он выражает историю своего народа. [4]
В наше время народное творчество, национальные традиции в искусстве продолжают возрождаться. Необходимо помнить о том, что народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, своеобразным древом современной культуры. Роль национальных традиций и народных промыслов в образовании подрастающего поколения сложно переоценить. Приобщение к национальным культурным традициям не дают народу забыть свою историю. Традиция жива, пока ее берегут.
Добродомова Татьяна Михайловна, Литовченко Анна Сергеевна
ВЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ …
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Валиева, Р. З. Формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета (на материале национального орнамента): ав-тореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011
2. Добродомова Т.М. Исторический аспект системы художественного образования России// Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. — Тамбов, 2015. — С. 25-26
3. Кабижанова, Г. К. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога: на материале текстильного искусства: дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. К. Кабижанова. — Алматы, 1999. — 180 с., ил.
4. Культурно-художественное пространство декоративно-прикладного искусства в ХМАО-Югре: материалы регион. науч. конф., Нижневартовск, 27—28 марта 2008 г. / отв. ред. М.В. Исаева. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. — 164 с.
5. Литовченко А.С. Декоративная композиция как средство развития эстетической культуры будущих учителей технологии // Наука и инновации XXI века. -Сургут: Дефис, 2012. — С. 197-200
6. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = Arts Educationinthe Russian Federation: Building Creative Capacitiesinthe 21st Century : analyticalreport / Л.Л. Алексеева и др. ; Рос.ин-т культурологии и др. ; отв. ред. К.Э. Разлогов. — М., 2011.
7. Шевченко, Г. Л. Орнамент: Методические рекомендации для преподавателей. — Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. — 17 с.
2. Жанры орнаментальных композиций
Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории: его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В искусстве неолита орнамент достиг большого разнообразия форм и занял доминирующее место в декоративном оформлении предметов быта. В дальнейшем каждая эпоха, каждый стиль, каждая национальная культура вырабатывали свою систему орнамента, поэтому можно утверждать, что орнамент в полной мере отражает художественные традиции различных культурных пластов.
В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующего природу. Существенной является обрядовая, магическая роль древнейших орнаментов, широко использовавших знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного назначения. Со временем древнейшие орнаментальные композиции утрачивали свой первоначальный заклинательный смысл, сохраняя при этом декоративную выразительность.
Источником для орнаментального мотива могли служить самые разнообразные объекты природы, предметы жизнедеятельности человека, а также образы, порожденные фантазией людей.
По тематическому содержанию мотивов, составляющих орнаментальные композиции, различают жанры орнаментов. Жанр (от французского слова genre — род, вид) — исторически сложившееся подразделение в различных видах искусства, определяемое по содержанию предмета изображения.
В орнаменте принята следующая классификация жанров.
Геометрический орнамент — мотивы его представляют собой абстрактные формы — точки, прямые, волнистые, ломаные, сетчато-пересекаю-щиеся линии, геометрические фигуры (квадраты, ромбы, круги, многоугольники, звезды, спирали, кресты и т. д.), более сложные специфические орнаментальные мотивы, например, древнегреческий меандр и т. п. Это самый древний вид орнаментальных построений (рис. 8).
Растительный орнамент — мотивы его являются стилизованными изображениями растений и их частей — листьев, цветов, плодов. Элементы растительных форм, используемых в орнаментах, в разные исторические эпохи изображались с большей или меньшей степенью переработки, упрощения и стилизации (рис. 9). Пожалуй, это самый распространенный после геометрического жанр орнаментальной композиции.
Зооморфный орнамент использует стилизованные изображения представителей животного мира. Причем в качестве зооморфных орнаментальных мотивов могут использоваться как фигуры животных, так и их части (головы, рога, лапы и т. п.). Примеры таких орнаментов показаны на рис. 10.
Орнитоморфный орнамент является частным случаем зооморфных орнаментов. Мотивами его являются изображения птиц и их частей (рис. 11). Этот вид орнамента очень популярен и любим у многих народов и часто имеет глубокий религиозно-символический смысл.
Антропоморфный орнамент — представляет собой композицию, составленную из изображений человеческих фигур либо отдельных элементов фигур (рис. 12). Антропоморфные мотивы, как правило, претерпевали значительную стилизацию, особенно в древних культурах.
Тератологический орнамент по праву считается самым загадочным и интересным жанром орнамента, так как его мотивами являются персонажи, не существующие в природе, а порожденные фантазией человека. Эти фантастические существа могут содержать в себе одновременно признаки различных животных или животных и человека. Примерами таких мотивов могут служить кентавры — лошади с человеческим торсом, грифоны с телом льва, а головой и крыльями орла, сирины — птицы с головой женщин, минотавр — человек с бычьей головой и т. д. Мотивы тератологических орнаментов изображены на рис. 13.
Каллиграфический орнамент — мотивами такого орнамента являются буквы, которые, лишаясь содержательного смысла, превращаются в изобразительный знак (рис. 14). Частным случаем каллиграфического орнамента является арабесковый орнамент, в котором используются буквы арабского алфавита. Очень часто каллиграфические мотивы выступают в сложном сочетании с геометрическими и растительными элементами.
Геральдический орнамент в качестве мотивов использует знаки, эмблемы, гербы, изображения «трофеев» и элементов воинского снаряжения — щиты, оружие, флаги и т. п. На рис. 15 показаны мотивы, которые часто встречаются в геральдических орнаментах.
Смешанный, или комбинированный, орнамент представляет собой сочетание различных, перечисленных выше мотивов, и является наиболее часто встречающимся видом орнаментальной композиции.
Рис. 8. Геометрические орнаменты Рис. 9. Растительные орнаменты
Рис. 10. Зооморфные орнаменты Рис. 11. Орнитоморфный орнамент
Рис. 12. Антропоморфные орнаменты Рис. 13. Тератологические мотивы
Рис. 14. Каллиграфический орнамент
Рис. 15. Геральдические мотивы
Композиция. Лекция5. Орнамент.
Стилизация. Прежде чем говорить об орнаменте, сперва необходимо уделить внимание стилизации. Стилизация — это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более понятным зрителю и облегчить его выполнение для художнику.
«Стилизация, по своей содержательной сути применяется в дизайне для обобщения, системного соподчинения признаков, характеристик и свойств в содержании самого предмета». Чернышев.
Стилизация — это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Каждый материал диктует свой способ стилизации.
Орнамент. В переводе с латинского — это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта. Для орнамента характерно применение двух средств: симметрии и ритма.
Основной признак орнамента — это его подчиненность художественному образу, форме и назначению объекта, в художественной обработке которого он применяется. Самостоятельного художественного образа орнамент не имеет, и всецело зависит от объекта, на который он накладывается.
(Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, подол и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом, который закрывал все детородные органы. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.)
Какие же мотивы свойственны орнаменту? Растительные, с разной степени стилизации применяются у всех народов: лотос (Египет), виноград и пальмы (Греция), геоцинт (Турция), роза (Европа в период готики, позднее средневековье), хризантемы (Китай). Анималистические мотивы (изображение животных), как правило, носили символические значение, т.к. изображали тотемных животных: лев (Египет), слон (буддийские страны), дельфин (Др. Греция), карп (эпоха Возрождения), рыба (зарождение христианства)… Антропологические мотивы в орнаменте применялись редко, т. к. они имеют самостоятельных художественный образ.
Классификация орнамента: 1) По изобразительной характеристики: растительной, геометрической, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д. 2) По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д. 3) По народной принадлежности: белорусский, американский и т.д. 4) По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контр-рельефный (небольшое углубление внутрь).
Композиционное построение орнамента
Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт.
Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге.
Бордюр. Это замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Рассмотрим различные виды построения бордюров:
1) Полоса односторонняя. На одной из сторон которой ритмически расположены элементы.
а) простой статический ритм.(См. рис.7)
рис.7
б) простой динамический ритм. ( из рис. 8 видно, как добавляется динамика к орнаменту)
рис.8
в) простой статический ритм со сложным элементом (рис.9)
рис.9
г) простой динамический ритм со сложным элементом (рис.10)
рис.10
д) сложный статический ритм (рис.11)
рис.11
е) сложный динамический ритм (рис.12)
рис. 12
2. Полоса двухсторонняя. (название говорит само за себя, единственная ремарка: элементы, как правило имеют зеркальную симметрию, ось которой проходит посередине двухсторонней полосы). Рассмотрим следующие виды:
а) простой статический ритм с совпадающими осями переноса (рис.13. Жирная линия — ось симметрии, разделяющая две стороны полосы)
рис.13
б) простой статический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.14)
рис.14
в) простой динамический ритм с совпадающими осями переноса (рис.15)
рис.15
г) простой динамический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.16)
рис.16
д) сложный статический ритм с совпадающими осями переноса (рис.17)
рис.17
е) сложный динамический ритм с совпадающими осями переноса (рисс. 18)
рис.18
ж) сложный статический ритм с несовпадающими осями переноса. (рис.19)
рис.19
з) сложный динамический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.20)
рис.20
(Ну вот мы и рассмотрели все разнообразие полос двухсторонних и односторонних. Любые иные встречающиеся формы, скорее всего будут вариантами вышеперечисленных)
3) Полоса, в которой элементы находятся на ее плоскости симметрии, делящую полосу и элементы посередине.
а) простой статический ритм (рис21)
рис.21
б) простой динамический ритм (рис.22)
рис.22
в) сложный статический ритм (рис.23)
рис.23
г) сложный динамический ритм (рис.24)
рис.24
4) Смешанный бордюр. Это полоса, в которой элементы расположены по двум ее сторонам и посередине. (На рис.25 приведен пример сложного варианта со статическими элементами)
рис.25
На рис.26 рассмотрен смешанный бордюр с динамическими элементами
рис.26
Раппорт. Или статический сетчатый орнамент — это неограниченная композиция, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом образуя сетку. Рассмотрим следующие варианты:
1) Квадратная сетка без организации центров (рис.27)
рис.27
2) Квадратная сетка с организацией центров (рис.28)
рис.28
Как видно из рисунков привязка элементов, независимо от того какая у них организация центра, идет по точкам пересечения прямых образующих сетку. При пересечении, прямые могут образовывать не только квадраты, но и прямоугольники, треугольники, косоугольники и ромбы. Принцип построения раппорта в данных сетях будет аналогичен вышеприведенному.
Лекция4 Содержание
aboutme
дизайнерские выставочные залы, в том числе Кипс-Бэй, Саутпорт, Найак и Саутгемптон. Наши работы получили широкое признание в дизайнерской прессе и были представлены в престижных изданиях, таких как Architectural Digest, Interior Design, The Washington Post, Art and Antiques, House and Garden и на обложках отраслевые публикации, такие как Design Times и Window Fashions. Кровать с балдахином, которую мы создали для спальни в выставочном доме Kips Bay Showhouse, была провозглашена «проявлением силы» в искусстве и антиквариате и «остановкой шоу» в дизайне интерьеров. Копия навеса использовалась Шумахером в качестве витрины в Нью-Йорке. Кроме того, проект Park Ave. был представлен в Еврейском музее как одна из самых важных квартир в Нью-Йорке. Проекты « |
Поиск
- Где угодно
Поиск Поиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальные продления
- Библиотекари
- Тарифы, заказы и платежи
- Завершено Пакет для Чикаго
- Полный цикл и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатки
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- Агенты
- Тарифы, заказы, и платежи
- Полный пакет Чикаго
- Полный охват и содержание
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы агента
- Партнеры по издательству
- О нас
- Публикуйте с нами
- Недавно приобретенные журналы
- Издательская часть tners
- Новости прессы
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- СМИ
- Книги издательства Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление об издательской этике
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Медиа и рекламные запросы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
10 лучших образцов декоративной архитектуры
Архитектура никогда не сводилась только к функции — она всегда была выражением человеческих достижений, эстетики и величия. Посмотрите на эти десять забавных орнаментов на великолепных зданиях.
10. Axelborg, Копенгаген, ДанияЗдесь вы можете найти различные офисы, в том числе Датский совет по сельскому хозяйству и продовольствию. Не особо привлекательное снаружи здание, построенное в 1920 году, отличается фантастической винтовой лестницей и впечатляющим холлом внутри.
Зачем туда ехать?
Исторически значимое здание. Также это удовольствие для ваших глаз.
Фото Луиса Фернандеса
Фото Торбена Вебера Андерсена
Фото iwillbehomesoon
9. Queen’s House, Лондон, ВеликобританияПостроенная в Гринвиче между 1616 и 1619 годами, лестница является важным элементом развивающегося британского Возрождения. После поездки в Италию король Англии Джеймс I поручил построить дворец для своей жены. Весь дворец стал культурным поворотным моментом в Британии. Особенно красивы кружащиеся тюльпановые лестницы.
Зачем туда ехать?
Посетите музей и красивый дворец. Здесь можно организовать свадьбы и другие мероприятия.
Фото Бена Робсона Халл
Фото Торбена Вебера Андерсена
Фото Алекса Лопеса
8. Embarcadero Center, Сан-Франциско, СШАКомплекс из пяти небоскребов расположен в финансовом районе Сан-Франциско. Хотя снаружи он выглядит так современно — как обычный стеклянный небоскреб, — внутри есть несколько красивых дизайнерских решений.В Embarcadero Center много шикарных винтовых лестниц. Сюрреалистичные фонтаны и скульптуры делают центр привлекательным местом. Мозаичные украшения и колонны создают ощущение исторической значимости в этом современном комплексе.
Зачем туда ехать?
Эти винтовые лестницы очень популярны среди фотографов. Найдите множество бутиков, ресторанов, кинотеатров и мероприятий в центре. Вы также можете остановиться в одной из двух гостиниц, входящих в состав комплекса.
Фото Sly Vegas
Фото Скотта Лофнесс
Фото Тоби Харримана
Фото Марка-Энтони Габринеса
Фото Джейми Кларка
7. Музеи Ватикана, ВатикаВ музеях Ватикана хранится огромная коллекция произведений искусства, которую ежегодно посещают около 5 миллионов человек. Великолепная винтовая лестница была спроектирована Джузеппе Момо в 1932 году и привлекает внимание фотографов.
Зачем туда ехать?
Посетите самый важный музей Европы однажды в Риме.
Фото DB Photographe
Фото Раймонда Чу
Фото Вольфганга Моритцера
Фото Дрю Николл
6. Casa Batlló, Барселона, ИспанияДом Бальо, шедевр архитектурного гения Антонио Гауди, представляет собой сюрреалистическое произведение искусства. Многочисленные шикарные детали снаружи и внутри требуют очень внимательного отношения к зданию. Эти потолки на Благородном этаже открыты для всеобщего обозрения и восхищения.
Зачем туда ехать?
Обязательно посетите место в Барселоне, архитектурное чудо.
Фото: Fresh Francis Photography
Автор фото: неизвестный
Фото Джастина Фритца
Автор фото: неизвестный
Фото неизвестного
5. Баня султана Амира Ахмада, Кашан, ИранПостроенная в 16 веке, бывшая баня сегодня является популярной туристической достопримечательностью. Он зарегистрирован как объект национального наследия. Дом украшен изумительной орнаментальной плиткой, некоторые из которых выполнены в бирюзовом и золотом цветах.
Зачем туда ехать?
Прекрасная архитектура и декор, историческое и культурное значение, одно из самых популярных мест в этом районе.
Фото Али KoRdZaDeh
Фото Али KoRdZaDeh
Фото Али KoRdZaDeh
Фото Саида Назари
4. Мечеть Джаме в Исфахане, Исфахан, ИранВпечатляющая мечеть — результат непрерывного строительства, которое велось с 7 по 20 века! Однако он считается самой старой святыней страны. Он также считается шедевром персидской архитектуры.
Зачем туда ехать?
Замечательная персидская архитектура, знаменитая мечеть.
Фото Али KoRdZaDeh
Фото Али KoRdZaDeh
Фото Али KoRdZaDeh
3. Альгамбра, Андалусия, ИспанияВеликолепный дворцово-крепостной комплекс был построен во времена мусульманского правления Испании. Его красоту можно объяснить тем, что он был намеренно спроектирован так, чтобы отразить рай. Поэтому от всего комплекса захватывает дух: сады, фонтаны, ручьи снаружи, прекрасные художественные детали внутри.
Зачем туда ехать?
Самый известный образец арабской архитектуры в Европе.Настоящее удовольствие для ваших глаз.
Фото Ромена Маттеи
Фото Джема Байрактара
Автор фото: неизвестный
Автор фото: неизвестный
2. Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, ИранПостроенная в 1888 году, считается традиционной мечетью. Однако эти невероятные украшения из цветного стекла создают захватывающее зрелище. Когда через эти окна светит солнце, все пространство наполняется неуловимым красочным светом.
Зачем туда ехать?
Историческое и архитектурное значение.
Фото Амина Абедини
Фото Омида Джафарнежада
Фото Мохаммада Резы Домири Ганджи
1. Большая мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, ОАЭСозданная покойным президентом ОАЭ задача мечети заключалась в объединении традиционных ценностей, архитектуры и дизайна с современными. Грандиозная святыня буквально объединяет мир: строительный материал для нее был привезен из разных, в том числе и неисламских, стран.
Зачем туда ехать?
Архитектурное, культурное и духовное значение.
Фото Бьорна Моермана
Фото Хариша Унникришнана
Фото Teguh S
Фото WK Cheoh
Орнаментальных оборотов в фортепианной музыке
Музыкальный поворот — это закрученный символ, написанный над нотой на посохе. Нота, на которую воздействует символ, — это только нота, над которой находится поворот; это не влияет на другие ноты в последовательности. Эта основная нота является своего рода домашней базой для тёрна. Поворот создает музыкальный эффект, который расширяет исходную одиночную ноту до серии из четырех нот.
Орнамент в музыкальном исполнении стал особенно популярным в музыке барокко и до сих пор используется в композиции. Точная скорость и ритм поворота могут сильно различаться в зависимости от стиля композиции, темпа и любых направлений, общих в музыке композитора.
Обычные повороты начинаются с ноты над основной, за ней следует основная нота, затем нота ниже и, наконец, снова приземляется на основную ноту. Например, если у вас есть ход, отмеченный на F-natural, ход будет сыгран в следующем порядке: G-F-E-F.Общий эффект поворота позволяет слушателю и гармонии быть выровненными с основной нотой, в этом примере «F», но также создает движение в мелодии. В гармонии также могут возникать повороты, но это не так часто, как когда они добавляются к мелодическим нотам.
Перевернутые витки
Изображения © Brandy Kraemer, 2015Перевернутый поворот следует тому же принципу, что и обычный поворот, но происходит в другом порядке. Для перевернутого поворота последовательность начинается с ноты ниже основной ноты.Итак, снова используя F-natural в качестве нашего примера, четыре ноты будут воспроизводиться в следующем порядке: E-F-G-F.
В нотной записи символ поворота перевернут вверх дном, чтобы указать, что поворот перевернут, или иногда это может быть обозначено небольшой вертикальной линией, пересекающей символ поворота. Простой способ запомнить разницу между обычным символом поворота и перевернутым знаком поворота — это посмотреть на первую начальную кривую поворота. Если он начинается наверху, а затем идет вниз, вы играете обычный ход, который начинается «наверху», а затем идет вниз.Если символ опускается, а затем наклоняется, вы играете перевернутый поворот, который аналогично опускается для ноты, расположенной ниже основной, а затем поднимается.
Поворот — это украшение или «украшение», поэтому ритм, мелодия или гармония песни не будут нарушены или неполны без него, пока играется основная нота.
Модифицированные витки
Украшающие ноты внутри поворота могут быть изменены небольшими случайностями выше или ниже его символа, в зависимости от того, затронуты ли они верхней или нижней нотой.Если небольшой естественный знак сопровождает небольшую случайность, острый или плоский повлияет только на поворот, а не на оставшуюся часть этого измерения. Примером перевернутой ноты со случайным может быть поворот, указанный на G-natural. Если ноты поворота должны быть A-G-F-диез-G, то фа-диез будет обозначен мелким шрифтом под поворотом. Это будет только в том случае, если в ключевой подписи еще не указана фа-диез.
|
(PDF) Композиционные образцы декоративной флоры Чешской Республики
Петр Петржик и др./ NeoBiota 52: 87–109 (2019)
92
Таблица 1. Списки диагностических таксонов, состоящие из 17 групп видов COCKTAIL (т. Е. Пяти кластеров). В скобках указано число —
участков, отобранных по видовой группе. Посаженные виды (жирным шрифтом), случайные пришельцы
(*), натурализованные, в т.ч. инвазивные пришельцы (#).
Кластерный диагностический таксон
1 — Старые виллы в микрорайонах городов
Группа Asarum europaeum (53): Asarum europaeum; Hepatica
nobilis; Impatiens balsamina
Acaena spp., Antennaria dioica, Aquilegia abellata *, Asarum europaeum,
Asplenium trichomanes, Athyrium nipponicum, Carex muricata ag.,
Cymbalaria muralis *, Daphne arbuscula, Datura stramonium *, Erica cinerebia,
Hacquetia epipactis, Heuchera sanguinea,
Impatiens balsamina *, Lilium martagon, Lysimachia nummularia, Matteuccia
struthiopteris #, Parnassia palustris, Phyllitis scolopendrium, Robinia pseudactifacia R.damascena *, Sarracenia sp. * et hybr., Sedum hispanicum #,
Verbascum thapsus
Группа Pseudofumaria lutea (85): Asarum europaeum; Dryas
octopetala; Lysimachia nummularia; Pseudofumaria lutea
Группа рододендронов (170): Ligustrum vulgare; Rhododendron
spp., Yucca lamentosa
2 — Высокогорные поселения
Группа Salix euxina (28): Glebionis segetum; Papaver croceum;
Salix euxina
Achillea ptarmica, Allium senescens, Arisaema spp., Artemisia abrotanum,
Begonia a. × tuberhybrida, Callistephus chinensis *, Carex elata, Cymbalaria
pallida *, Dianthus barbatus #, Digitalis purpurea #, Dryopteris carthusiana,
Geranium ibericum et G. platypetalum et G. × magnicum, Gbelebionisum
мелколистные виды. et hybr., Helianthus × laetiorus #,Heuchera cylindrica, Hordeum jubatum #, Iris pseudacorus, Jovibarba
globifera, Kalanchoe Blossfeldiana, Lilium bulbiferum, Magnolia kobus,
etumorthum paludos, M.× giganteus *,
Oxalis corniculata #, Papaver Croceum *, Plectranthus forsteri, Primula
denticulata, Pseudolysimachion spicatum, Salix euxina, Sedum anacampseros,
S.
dumosum *, S. novae-angliae *, Tradescantia × andersoniana *
Группа Aubrieta (134): Aubrieta deltoidea; Gentiana acaulis et
G. clusterii, Saxifraga sect. Euaizoonia
Группа Athyrium lix-femina (113): Athyrium lix-femina;
Helianthus × laetiorus; Sedum anacampseros
3 — Современные кварталы
Группа Acer palmata (131): Acer sect.Palmata; Campsis
grandiora; C. radicans et C. × tagliabuana; Магнолия a.
× soulangeana; Salix matsudana cv. Tortuosa et S. × sepulcralis
cv. Erythroexuosa
Acer platanoides, A. sect. Palmata, Ailanthus altissima #, Aristolochia
macrophylla, Asparagus densiorus, Bambusoideae высокорослые мелколистные
таксонов, Campsis grandiora et C. radicans et C. × tagliabuana, Caryopteris
× clandonensis, Catalpa bignonortio selloana, Hamamelis
виды., Heuchera a. americana, Hydrangea serrata, Jasminum nudiorum,
Koelreuteria paniculata *, Laburnum anagyroides # et L. × watereri #, Lathyrus
vernus, Lonicera a. sempervirens, Magnolia a. × soulangiana, Nepeta
racemosa * et M. × faassenii *, Pennisetum alopecuroides *, Perovskia abrotanoides
et P. atriplicifolia, Populus nigra, Prunus cerasifera # et P. × cistena #, Pyracantha
coccinea #, Santolina chama , Silene uniora, Spiraea a.× cinerea,
Syringa × prestoniae, Tradescantia pallida, Ulmus a. minor, Viburnum
rhytidophyllum * et V. × pragense *, V. tinus
Pennisetum alopecuroides группа (118): Hydrangea arborescens;
Pennisetum alopecuroides; Pyracantha coccinea
Perovskia spp. группа (71): Perovskia abrotanoides et P.
atriplicifolia; Caryopteris × clandonensis; Jasminum nudiorum,
Santolina chamaecyparissus
4 — Старые деревенские поселения
Calendula ocinalis group (162): Calendula ocinalis;
Callistephus chinensis; Эхинацея пурпурная; Tagetes erecta
Aconitum a.napellus, Agrimonia a. eupatoria, Anethum graveolens *, Asclepias
tuberosa, Bassia scoparia #, Cleome hassleriana, Coreopsis basalis, C. rosea,
Cosmos bipinnatus *, C. sulphureus, Cyclamen persicum, Dracaena sp.,
Eupatorata. Leucanthemopsis alpina, Levisticum
ocinale *, Ligularia stenocephala, Limonium sinuatum, Lonicera
Fragrantissima et L. × purpusii, Malope trida *, Malus spp. *, Mentha longifolia,
autipusicillata, Menthaimranata ×, Menthaimranata × Myrtus communis, Nigelladamascena *, Pentas lanceolata, Polemonium caeruleum, Primula japonica,
Rhodanthe chlorocephala, Sidalcea malviora, Silenebankia, Skimmia
japonica, Syringa × chiniantensis,
Veronica virginica, Viburnum farreri et V.× bodnatense
Группа Mahonia aquifolium (166): Alcea rosea; Antirrhinum
majus; Спаржа ocinalis; Campanula persicifolia; Mahonia
aquifolium
Agrimonia a. группа евпаторий (84): Agrimonia a. евпатория;
Allium schoenoprasum; Anethum graveolens; Levisticum
ocinale; Rheum rhabarbarum, Vaccinium corymbosum
Группа Nigella damascena (67): Nigella damascena; Лаватера
триместрис; Limonium sinuatum
5 — Современные деревенские поселения
Группа Rudbeckia laciniata (144): Cosmos bipinnatus;
Delphinium × cultorum; Heliopsis helianthoides; Rudbeckia
laciniata; Salvia ocinalis
Androsace sarmentosa * et A.sempervivoides *, Anemone sylvestris, Anthemis
tinctoria, Antirrhinum majus *, Atriplex hortensis *, Campanula glomerata, Canna
indica, Commelina communis #, Consolida ajacis #, Coreopsis grandiora et
C. lanceiniumolata, Eupatorium cannabinum, Euphorbia
marginata *, Euryops spp., Festuca gautieri, Festuca glauca, Gaura lindheimeri
et hybr., Geranium dalmaticum et G. × cantabrigiense, Glebionis coronaria,
Hummanulus lupulus, Hummanulus lupulus,
purpurea *, Iris pumila, Linum austriacum, Lunaria annua #, Malva sylvestris,
Nicandra Physalodes *, Oenothera missouriensis *, Opuntia spp., Portulaca
grandiora * et hybr., Prunus tenella, Pseudolysimachion incanum, Rudbeckia
laciniata #, Ruta graveolens #, Santolina chamaecyparissus, Satureja hortensis,
900chnoteno tenovidea, Sedum sarmentosum, aramiletividea, , Streptocarpus saxorum, Tanacetum densum et T. haradjanii,Teucrium chamaedrys, Typha minima, Veronica austriaca et V. caespitosa et V.
prostrata, Veronica cf. armena et V. pectinata
Группа Commelina communis (81): Portulaca grandiora et
hybr.; Euphorbia marginata; Commelina communis
Группа ветрениц обыкновенных (87): Anemone sylvestris; Festuca
gautieri; Pseudolysimachion incanum; Veronica austriaca et V.
caespitosa
Centaurea dealbata group (115): Centaurea dealbata; Erigeron
speciosus; Prunus tenella
Влияние температуры на биохимический состав, рост и размножение декоративной креветки черешни Neocaridina heteropoda heteropoda (Decapoda, Caridea)
Влияние температуры воды на биохимический состав, рост и размножение декоративной креветки Neocaridina heteropoda heteropoda было исследовано с целью определения оптимальной температуры для ее культивирования.Также оценивалось влияние температуры инкубации эмбрионов на последующую продуктивность молоди. Яйцовых самок и недавно вылупившихся молодых особей (JI) содержали во время инкубации яиц и в течение 90 дней, соответственно, при трех температурах (24, 28 и 32 ° C). Инкубационный период увеличивался с понижением температуры воды, но количество и размер СО были одинаковыми для разных обработок. На 30-й день 90-дневного периода масса тела и прирост (GI) при 24 ° C были ниже, чем при 28 и 32 ° C.В последующие дни GI при 24 ° C превышал GI при 28 и 32 ° C, что приводило к аналогичной массе тела при лечении. Эти результаты показывают, что рост задерживался при 24 ° C, но только на 30 дней после вылупления. Концентрация липидов, как правило, была самой низкой, промежуточной и самой высокой при 28, 32 и 24 ° C соответственно, возможно, как следствие метаболических процессов, участвующих в росте и созревании яичников. Концентрации протеина и гликогена были одинаковыми при разных видах лечения. Как траектория роста, так и биохимический состав креветок зависели от температуры, наблюдаемой в течение 90-дневного периода роста, независимо от температуры инкубации эмбрионов.В период роста креветки достигли половой зрелости и спаривались, при этом наибольшая доля яйцеклеток приходилась на 28 ° C. Все самки, созревшие и спарившиеся при 32 ° C, потеряли яйца, что указывает на потенциально стрессовое воздействие высокой температуры на созревание яичников. На основании высокой выживаемости и хороших показателей роста креветок при трех испытанных температурах за 90-дневный период сделан вывод, что N. heteropoda heteropoda толерантна к широкому диапазону температур воды, при этом 28 ° C является оптимальной температурой для ее выращивания. .
. Post Categories: Разное