Натюрморт бытовой: 40+ лучших изображений доски «Бытовой натюрморт»
Букет — разновидность цветочного натюрморта. |
|
Ванитас, Суета сует (от лат. — суета, тщеславие) — аллегорический натюрморт эпохи барокко, является наиболее интеллектуальной разновидностью натюрморта, требующей от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики. мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела; кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — напоминание о женской красоте и привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия; руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то; оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу; короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил. Картины натюрморт ванитас |
|
Винный натюрморт — появился из кухонного натюрморта, завтраков и натюрморта ванитас. Картины винный натюрморт |
|
Восточный натюрморт В восточном натюрморте изображают бытовые и религиозные предметы, символику, орнамент и мотивы Востока и Индокитая. Картины восточный натюрморт |
|
Гирлянда — разновидность цветочного натюрморта. |
|
Голландский натюрморт Голландский натюрморт XVII века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты» включает и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» — это, прежде всего, охотничьи трофеи — битая птица и дичь. «Завтрак» и «Десерт» включает также и изображения рыбы и разнообразных птиц. |
|
Завтраки (Десерты, Сервированные столы, Банкеты) — разновидность жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII века — изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. |
|
Кухонный натюрморт Кухонные натюрморты получили распространение в Нидерландах благодаря художникам Питер Артсен и Иоахим Бёккелар. перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность; нож — символ предательства, орудие пыток — напоминает об уязвимости человека и о его смертности — кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности. Картины кухонный натюрморт |
|
Музыкальный натюрморт — появился из ученого натюрморта и натюрморта ванитас. Картины музыкальный натюрморт |
|
Натюрморт с животными Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703). Символика зверей, насекомых и птиц в голландском натюрморте: белка — упорный труд, без которого невозможны земные блага; заяц — слух, чуткость, изобилие, робость, страх; раки или омары — мудрость, благоразумие, медлительность; попугай — уподоблялся праведникам и символизировал красноречие, благодарность, или представлял верующего; птицы, бабочки и различные насекомые — знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка — символ бессмертия души, воскресения; рыба — раннехристианский символ; живая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов; заморские экзотические раковины — предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность. |
|
Натюрморт в пейзаже — изображение натюрморта на фоне пейзажа. |
|
Натюрморт в интерьере — изображение натюрморта на фоне интерьера помещения. |
|
Обманка, иллюзионистский натюрморт |
|
Овощной натюрморт Картины овощной натюрморт |
|
Охотничий натюрморт |
|
Религиозный натюрморт, церковный натюрморт — разновидность натюрморта с религиозной атрибутикой Картины религиозный натюрморт |
|
Роскошный натюрморт — натюрморт с драгоценной утварью, изысканными яствами и др. предметами свойственными аристократической культуре. |
|
Рыбный натюрморт |
|
Сюжетно-тематический натюрморт — разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом. Картины сюжетно-тематический натюрморт |
|
Тональный натюрморт — монохромный натюрморт. |
|
Цветочный натюрморт |
|
Цветочно-фруктовый натюрморт |
|
Учебный натюрморт Картины учебный натюрморт |
|
Ученый натюрморт — разновидность натюрморта ванитас, в котором изображались книги, карты, глобус и т.п. Символика предметов в голландском натюрморте: |
|
Фламандский натюрморт Картины фламандский натюрморт |
|
Фруктовый натюрморт |
Натюрморты и пейзажи в современном интерьере
Стиль диктует жесткие условия: такое можно вешать дома, а такое — моветон. И вам повезло, если вы любите абстракции или концептуальные работы, и у вас есть деньги на картину, представляющую художественную ценность. Тогда все в порядке. И ваш дизайнер останется доволен, и вы будете наслаждаться смыслами и идеями. Но в жизни не всегда все удачно совпадает.
В современных интерьерах нет места цветочным натюрмортам, вазочкам и пейзажам в стиле «Шишкин». Откройте любой журнал по интерьеру и прочтите эту «прописную истину». Но что делать, если после трудного дня хочется смотреть именно на дорогие сердцу простые знакомые формы и цвета, закаты, реки, горы, ромашки? Если хочется сделать дом уютным и радующим глаз, а глаз радуется «василькам» а «Кандинскому» — нет?
Модные тенденции диктуют свои правила: наивная простота не в почете, большинство натюрмортов и пейзажей не представляют художественной ценности, автор, как правило, неизвестен.
Но они красивые! Это может быть единственное, но именно для вас ценное качество таких работ.
Что же делать?
- Множество пейзажей и натюрмортов сейчас продаётся на художественных вернисажах и развалах. Зачастую они «штампуются» как на конвейере, и в этом самая главная слабость таких работ. В них нет искорки. Попробуйте подобрать милые вашему сердцу картины и образы у профессионального художника. Можно рассмотреть вариант картины на заказ специально для вас. И работа будет уникальна, и вы почувствуете в ней «огонек».
Александра Бакл. «Осенние деревья»
Вахе Еремьян. «Гран Каньон»
Андре Балде. «Гонконг 3» (2019)
Сара Энн Митчел. «Тени» (2010)
Виталий Диденко «Лес»
- Реалистичные натюрморты и пейзажи хороши только для классических интерьеров. В других случаях вы можете подобрать работу в импрессионистической или иной модернистской манере. А авангардный стиль подойдет даже к самому современному интерьеру. Обращайте внимание на использование необычных материалов, техник и коллажирование.
Белинда Рейнелл. «Глядя вверх» (2019)
Ренни Пилгрэм. «Залив с лодкой» (2019)
Джулиан Сазерленд-Битсон. «Винтер Хедж, Нижний Уиллингдон, Восточный Суссекс» (2018)
Виктория Козмоличи. «Весенний ветер»
Фабьен Монестьер. «Розы снова и снова!»
- Внимательно подберите раму — она будет служить не только обрамлением картины, но и связывать работу с окружающей обстановкой. В современных интерьерах часто отказываются от рамы — но это не подходит для классических техник.
- Композиция. Она может уничтожить картину, а может даже из самой простой вещи сделать уникальную. Присмотритесь к картинам с необычной композицией. Самое небольшое смещение ракурса может сделать работу вполне современной. Прочувствуйте расположение предметов и планов, сочетание заполненных и пустых пространств. Даже простые «васильки» в вашем доме могут стать самым современным объектом искусства.
Александа Бари. «Внутри коробки»
Ребекка Колман. «Обрывается здесь»
Зара. «Галька»
- Идея также может сделать картину более актуальной, так как реалистичные классические пейзажи и натюрморты обычно являются простым копированием окружающего мира. Подберите картину с идеей, нарративом, сюжетом — и привычные предметы на холсте заставят вас задуматься и будут постоянно притягивать взгляд.
Rytis Minkevicius. «Выбор» (2017)
Андрея Вандони. «Вещи на горизонте»
Бенджамин Вест. «Подвергнутый процессу»
Натюрморт в живописи: кратко о жанре
Вероятно, для вас это будет неожиданно, но натюрморт в живописи, как и пейзаж, тоже сравнительно новый жанр. Ранее я рассказывала вам о том, что пейзаж является очень молодым живописным жанром, если рассматривать его как самостоятельное изображение природы, а не как фон для портрета или жанровой сценки.
Так вот, натюрморт до 15-16 века на живописных полотнах тоже выглядел как дополнение или часть композиции. Мы можем найти такие примеры натюрморта в религиозной живописи, когда гирлянда цветов украшала лик или фигуру образа.
А еще в это время у натюрморта, как ни странно, было бытовое назначение. Например, цветами или цветочными букетами украшали шкатулки, фасады шкафов и другой мебели. На фото внизу примеры картин Яна Брейгеля Старшего: 1. Аллегория земледелия и 2. Мадонна с младенцем в гирлянде цветов
Цветочный натюрморт с гирляндами
А окончательно жанр натюрморт стал самостоятельным ближе к концу 16 века. Толчком к развитию его стало обращение к природе, а голландские живописцы того времени смогли сделать натюрморт привлекательным для восприятия.
Появились целые школы натюрмортов: одни живописцы писали роскошные завтраки, другие предпочитали композиции только из цветов, а были и картины с изображением только предметов быта. Вот примеры:
1. Якоб де Гейн III «Цветы в стеклянной колбе» 1612 г
2. Виллем Клэззун, Хеда «Натюрморт с крабом» 1648 г
Разновидность жанра натюрморт
Кстати, картину «Натюрморт с крабом» можно увидеть в одном из залов Петербургского музея Эрмитаж.
Так как жанр зародился именно в Голландии, то и подписывали картины с термином stilleven, что дословно означает «тихая жизнь». По-английски стали также обозначать жанр как still-life. В музеях искусств можно увидеть картины старых мастеров, подписанные именно так.
Мне это название нравится больше, по-моему, оно отражает саму суть натюрморта. Это позже стали использовать французское словосочетание «nature morte» для обозначения жанра живописи.
На фото внизу, пример голландского натюрморта с цветами Яна Брейгеля младшего с надписью still-life with flowers, находится в музее искусств, штат Флорида/США . Фото не лучшего качества, так как в музеях, как правило, фотографировать со вспышкой запрещено.
Голландский натюрморт с цветами Яна Брейгеля младшего
Если в английском still-life значения с подтекстом тихой, как бы застывшей, неподвижной жизни, то во французском словосочетании nature morte значение приобретает мрачный перевод — мертвая природа. Чувствуете разницу- мертвая природа и застывшая жизнь….. на слух — восприятие, второе безусловно выигрывает!
В этом и отличие натюрморта от пейзажной и портретной живописи, где изображаются живые объекты
Кстати, дополнительно можно посмотреть мое видео о музеях искусств штата Флорида, также мы заглянем на мастер класс к удивительному портретисту Владимиру Волегову. Уверена, что вы получите эстетическое удовольствие от просмотра видео!
А почему мы так любим натюрморты?
Я нашла для вас полное отражение сути натюрмортов, и эти слова чудесно отозвались в моей душе! Блез Паскаль, французский математик и литератор, писал: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Думаю, этим все сказано!
На фото я нахожусь в творческом процессе над натюрмортом с вином, кувшином и виноградом. Эти обычные вещи выглядят иначе на холсте ….
Пишу натюрморт с вином, кувшином и виноградом
А еще мы любим натюрморты за то, что они украшают нашу жизнь! Согласитесь, картина с изображением фруктов или цветов всегда будет отличным подарком на любой торжественный случай, натюрмортом можно украсить любую комнату в квартире или на даче.
Ведь издавна считалось, что картины с изображением фруктов, цветов и красивой посуды – это символ достатка и стабильности!
В живописи существует множество видов натюрморта. На некоторых из них мы остановимся подробно:
1. Цветочный натюрморт. Это признанный король в этом жанре! Пожалуй, нет в мире ни одного художника, который бы не написал цветочный натюрморт. Живописные цветочные натюрморты по композиции различаются на разновидности: букет и гирлянда.
Есть разновидности цветочных натюрмортов, например натюрморт на фоне пейзажа или интерьерный натюрморт. В принципе, здесь подразумевается окружение, пространство, в котором изображены цветочные композиции
Виды цветочного натюрморта
Цветочные натюрморты – это бесконечное эстетическое удовольствие, причем в одинаковой мере и для художника, и для зрителя. Помните, как писал французский художник Огюст Ренуар о цветочном натюрморте: «Когда я рисую цветы, на мою душу нисходит спокойствие». Прекрасные слова, не правда ли!
Огюст Ренуар картина «Цветочный натюрморт»
А согласитесь, каждому настроению и человеку можно подобрать свой натюрморт из цветов, потому что это многообразие форм, расцветок, красок и строения цветов. А еще натюрморт может быть дополнен живыми существами, бабочками, пчелками, жучками. И это придает особое очарование картине! На фото, пример моего цветочного натюрморта в интерьере у окна, который появился осенним туманным днем.
цветочный декоративный натюрморт у окна
2. Предметный натюрморт может быть составлен из различных предметов: фруктов, овощей, посуды, кухонной утвари, рыбы, забитых животных.
- Фруктовый натюрморт. Из названия понятно, что это композиции из фруктов, но не только! Например, фруктовый натюрморт с букетом цветов принято называть цветочно-фруктовым
- Завтраки, десерты, банкеты. Эти виды натюрморта появились в 17 веке в Голландии. Представляют собой картину с накрытым столом и различным набором кухонных, столовых предметов и еды. Что рисовали на таких натюрмортах? Вино, ветчину, хлеб, виноград, сыр, ножи, бокалы, фарфор, одним словом, предметы кухни.
Виды натюрморта
Сегодня популярны винные натюрморты, например, с открытой бутылкой вина, бокалом и фруктами. Мне такие натюрморты пришлись по вкусу, можно сказать, творческий живописный натюрморт для письма маслом в выходные дни! Можно даже налить бокал вина,.. так писать тоже получится интересно. Об этом и о многом другом я написала в статье В чем суть живописи или красота вокруг нас
В работе над винным натюрмортом
Причем, существует даже разновидность — роскошный натюрморт. Это картина с шикарными блюдами, традиционными для аристократической культуры, с изысканной посудой и другими предметами. Родоначальник этого вида натюрмортов нидерландский живописец Ян Давидс де Хем.
- существуют и другие виды предметных натюрмортов: охотничий (с изображением битой дичи), овощной (понятно, что с овощами), рыбный (с трофеями рыбаков).
Виды натюрморта
3. Ванитас или философский натюрморт. Эта тематика стала развиваться в 16-17 веке, в эпоху барокко, и является символическим натюрмортом, закодированным, как сказали бы сейчас. Поскольку для того, чтобы понять картину такого рода, надо было знать мифологию и религиозную символику.
А термин «Ванитас» в переводе с латыни означает «Суета сует». Человеческий череп считается центром композиции, напоминая о том, что ничего в мире вечного нет…
Натюрморты Ванитас часто были символичной биографией художника, посредством предметов он мог рассказать о своем жизненном пути, соблазнах и страстях. А еще эта тематика напоминает зрителю о быстротечности жизни, о скором увядании красоты…
Я считаю, что этот вид натюрморта с глубоким философским смыслом и рассуждением о жизни в картинах!
Натюрморт Vanitas в живописи
Описание натюрморта Ванитас: преимущественно использовалась темная гамма серых и коричневых тонов, традиционно изображались черепа, книги, оружие, мыльные пузыри, погасшие свечи, увядшие цветы, часы песочные и механические.
А теперь подробнее о символах, это интересно и познавательно!
- Череп человека служил напоминанием о быстротечности нашей жизни.
- Оружие – символ власти и могущества.
- Мыльный пузырь намекал, что жизнь наша очень коротка.
- Масляный светильник или свеча показывали, что время догорает очень быстро.
- Что касается фруктов, то там более сложные подтексты. Например, подгнивающие перезрелые фрукты – это символ старения, зрелые – богатство и плодородие. Груши, яблоки и персики обозначают грехопадение, а инжир и сливы носят эротический подтекст.
Примеры натюрморта с черепом
Некоторые считают, что натюрморты Ванитас несколько пессимистичны, но я думаю, что в них скрыт определенный таинственный код, и поэтому они мне кажутся особенно загадочными, аллегорическими!
И ведь неслучайно современные европейские художники возвращаются к натюрморту Ванитас. Загадочное и непонятное всегда притягивает!
В моем творчестве есть картина, современная интерпретация натюрморта — Ванитас. В картине изображена ваза с прозрачной змейкой, по кругу в воде плавает живая красная рыбка. Закрытое, замкнутое пространство в вазе — символ современного общества, а маленькая рыбка ищет выход и спасение от замкнутости…
Но люди в основном обращают внимание на стеклянный череп, и скажу, многих он пугает, и не зря… это напоминание о течении времени и неизбежности ухода…. Мрачновато, согласна… Я же «закодировала» суть картины именно в красной рыбке, как символ настойчивости и победы
Натюрморт Ванитас в современной интерпретации
Также не стоит забывать о стилях написания натюрмортов современных художников. Внизу я привела несколько примеров картин, написанных в разных стилях, но в одном жанре живописи- Натюрморт. Обратите внимание, какие натюрморты разные не по виду, а именно по стилю!
Стили натюрмортов
- Академический стиль — натюрморт с кувшином и яблоками 2008 год
- Поп ап стиль — абстрактный натюрморт
- Пост импрессионизм стиль — Пьер Боннар «Цветы на красном столе» 1928 год
- Кубизм стиль — Хуан Грис натюрморт с бутылкой и ножом 1912 год
- Сюрреалистический стиль — Сальвадор Дали «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» 1938 год
Видео на десерт: Приглашаю вас на экскурсию в единственный музей мира французского постимпрессиониста Пьера Боннар , который находится на юге Франции
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете, сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
История натюрморта | Мария Иванова-Очерет
История натюрморта
Натюрморт (фр. nature morte — «мертвая природа») — это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие нас предметы, имеющие между собой смысловую связь. Натюрморт передает нам определенные образы и символы окружающего нас мира. Вовлекает нас в мир общения предметов, предоставляя возможность побыть в роли собеседника. Истинный художник организовывает возможность зрителю увидеть тайный смысл окружающих нас предметов.
Первые натюрморты
Древние авторы упоминают о первом мастере натюрморта, жившем в эллинистическую эпоху — греческом живописце Периакосе. В знаменитой «Естественной истории» древнегреческий ученый, писатель и государственный деятель Плиний Старший рассказывает о споре между греческими живописцами Зевксисом и Паррасием: Зевксис столь правдоподобно написал виноградные гроздья, что птицы слетались их клевать. Паррасий же настолько совершенно изобразил занавес в своей мастерской, что сам Зевксис принял его за настоящий.
Кроме того, натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы натюрморта входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с I в.
Римская мозаика
В восточном искусстве
Применительно к восточному, а именно китайскому и японскому, искусству трудно говорить о натюрморте в классическом понимании. Отчасти с жанром натюрморта сопоставимы произведения так называемого жанра «цветы и птицы», а также отдельные изображения фруктов.
Картина жанра цветы и птицы
«Ранний натюрморт»
Рождение натюрморта как полноценного самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа.
Симоне Мартини. Благовещенье
Самостоятельный жанр
Окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.
Францискус Гейсбрехтс, Vanitas
Расцвет жанра
В целом, XVII век в Европе отмечен как век расцвета натюрморта. В этот промежуток были созданы все основные разновидности натюрморта. К тому же, не смотря на принятое в это время символическое наполнение смыслом всех изображаемых предметов, их повседневная красота интересовала художников отнюдь не меньше. Например, в картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари.
Питер Артсен, Рыночная торговка овощами
Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика.
Ян Брейгель, Натюрморт с цветами
Разнообразие типов и форм натюрморта, сложившихся в этот период, объясняется активным формированием национальных школ, каждая из которых привносила в жанр что-то своё. Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, излюбленными темами в нём становятся цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги.
Караваджо, Корзина с фруктами
Традиции караваджизма ощутимы и в испанском натюрморте. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском натюрморте отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта.
Томас Йепес, Фрукты из Делфта и две вазы
Но одним из самых ярких национальных школ этого периода остаётся, несомненно, фламандская.
Её развитие связано с именами крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю искусства Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.
Франс Снейдерс, Натюрморт с ведёрком для охлаждения вина
Их картины -это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Все, чем богата земля Фландрии, что попадает в сети фламандских рыбаков, горами громоздится на столах и витринах, свисает и падает на тяжелые дубовые прилавки. Сами полотна составляют оригинальный и своеобразный тип натюрморта, получивший наименование «лавка».
Ян Фейт, Добыча
Другая мощная школа натюрморта известна под названием “голландский натюрморт”. Авторами этих произведений были харлемские живописцы Виллем Хеда и Питер Клас.
Виллем Хеда, Натюрморт с ветчиной
Они стали создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов, уставленных огромным набором предметов, типичным для семьи голландского бюргера 1630-1640-х годов. Простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, и настроения первого поколения голландских буржуа.
Питер Клас, Натюрморт с фруктами
С развитием академической системы образования возникает учебный или постановочный натюрморт, ставший одним из обязательных элементов обучения. В середине 18 в. возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.). Идеи классицизма отнесли натюрморт к числу «низменных» жанров, однако именно в это время появляются великолепные полотна Ж.Б. Шардена, оживляющего мир «мертвой натуры».
Жан Батист Шарден, Скат
Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине XIX века. Импрессионизм, постимпрессионизм, а также течения изобразительного искусства XX века дали новый толчок в развитии этого жанра. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописное восприятие мира вещей, решают проблемы светоцветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. Постимпрессионисты разрабатывают сложные проблемы цветового решения картины. Натюрморт становится прежде всего выражением идей и темперамента художника. Также, как и на полотнах XVII века, натюрморт зачастую обладает иносказательным смыслом.
Ренуар, Цветы в вазе
В первые годы XX века происходит не только размывание границ вещей внутри натюрморта, но и в значительной мере размывание границ самого жанра. В распахнутых полотнах Матисса составляющие натюрморт предметы, пронизанные органическими ритмами природы, сливаются с пейзажем или сами превращаются в пейзаж, преодолевая преграду между миром живого и миром неживого.
Матисс, Натюрморт с голубой скатертью
В сконструированных кубистических пейзажах Пикассо «сама природа опредмечивается, приобретает черты сделанности, вещности, пейзаж уподобляется натюрморту».
Пикассо, Ваза с фруктами
В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.
Хруцкий, Цветы и плоды
Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.
Осипов, Васильки
В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
Натюрморт продолжает развиваться и по сей день. Современная петербургская художница Мария Иванова-Очерет, обращаясь к жанру натюрморта, создаёт сложные композиции включающие в себя не только традиционные для этого жанра букеты цветов или бытовые предметы, но и аллюзии на произведения великих мастеров живописи, таких как Микеланджело, Вермеер, Рембрандт…
Мария Иванова-Очерет, Ирисы и рисунки Микеланджело
Благодаря этому натюрморты художницы приобретают многоуровневый подтекст и глубокую символичную наполненность, как бы вступая в диалог с шедеврами мирового искусства.
подготовила искусствовед Ксения Подлипенцева
5 натюрмортов «Бубнового валета»
Ранний русский авангард вошел в историю искусства картинами «Бубнового валета». Это художественное объединение появилось в самом начале 1910-х годов, его участники вдохновлялись популярными в те годы европейскими живописными течениями и делали ставку на экспрессию и эпатаж. В основу их творчества легло любование предметным миром, а одним из самых популярных жанров стал натюрморт. Вспоминаем краткую историю «Бубнового валета» и известные картины его участников.
«Тузы» русской живописи
Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского (фрагмент). 1910. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Художественное объединение «Бубновый валет» официально сформировалось в 1911 году. Но выставка его участников прошла чуть раньше — в 1910-м. Название выставки, а впоследствии и объединения провоцировало почтенную публику: «бубновыми тузами» до 1917 года называли каторжников из-за нашивки в виде кумачового ромба на тюремной одежде, а «валетами» именовали мошенников и плутов.
Объединяло художников «Бубнового валета» увлечение французской живописью, кубизмом и русским народным искусством. Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов и другие живописцы отказались от традиций реалистического искусства XIX века, от наследия академизма и передвижников. Учителем для многих стал французский постимпрессионист Поль Сезанн. В своих картинах художники делали акцент на форме предмета, его массе и цвете. Так, любимым жанром бубновалетцев стал натюрморт.
В разные годы в выставках «Бубнового валета» участвовали Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Василий Кандинский, Давид Бурлюк и многие другие. В 1916 году из «Валета» вышли основатели Илья Машков и Петр Кончаловский, а в 1917 году прошла последняя выставка объединения, после чего оно распалось.
Петр Кончаловский, «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка»
Петр Кончаловский. Натюрморт. Поднос и зеленая картонка (фрагмент). 1912. Фонд Петра Кончаловского, Москва
Петр Кончаловский был одним из ведущих художников русского авангарда и одним из основателей «Бубнового валета». В его раннем творчестве проявлялись детали, характерные для полотен Винсента Ван Гога. У мастера постимпрессионизма Кончаловский перенял экспрессию, темпераментность и некоторые художественные приемы.
В 1910-х годах живописца особенно заинтересовал натюрморт. Нередко главным героем полотна у Кончаловского становился яркий поднос. Расписной аксессуар обычно становился центром композиции, художник писал его с фруктами, овощами, посудой и даже бытовыми предметами. Например, на картине «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка» Петр Кончаловский изобразил вазу для фруктов, шляпу на коробке из-под головного убора и роскошный красный поднос, который придал повседневному полотну декоративное звучание. Особую гармонию создают округлые формы предметов, на которые зритель смотрит как бы немного сверху.
Еще больше работ Петра Кончаловского
После революции Петр Кончаловский стал одним из крупнейших художников советской живописи. Эксперименты ранних лет сменились ценностями социалистического реализма. В своем творчестве он оставался относительно свободным от надзора власти, однако полотна строго оценивала супруга — Ольга Сурикова, дочь мастера исторической живописи Василия Сурикова. Если она не одобряла произведение, то Кончаловский загрунтовывал холст под новую картину.
Аристарх Лентулов, «Самовар»
Аристарх Лентулов. Самовар. 1913. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Аристарх Лентулов родился в многодетной семье священника в провинции, в Пензенской губернии. На его творчество повлияла дружба с поэтом-футуристом, авангардным художником Давидом Бурлюком и учеба в парижских студиях, где Лентулов познакомился с французскими кубистами. Некоторые их стилистические приемы живописец позаимствовал и для своих полотен. Многие картины Лентулова напоминали витражи: художник раскладывал формы на цветовые плоскости, которые соединяются в декоративную композицию. Одним из таких полотен был натюрморт «Самовар», который художник создал в 1913 году с изображением мозаичного, словно составленного из геометрических фигур чайного столика.
Зритель с трудом способен опознать стоящий самовар, стакан на блюдце, вазу и блюдо с фруктами, ибо его взгляд прикован к различным оттенкам «цветного сладкого», разложенного по холсту или по столу вокруг самовара, — то это размазанное розовое, то светло- или темно-лиловое, то зелено-голубое.
Читайте также:
Александр Куприн, «Натюрморт с синим подносом»
Александр Куприн. Натюрморт с синим подносом. 1914. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Куприн писал пейзажи и насыщенные сочным глубоким цветом натюрморты. Художник вспоминал об увлечениях бубновалетовцев: «Французское искусство овладело нашими устремлениями, нашими помыслами, и французы стали нашими учителями. Позднее… глаза наши раскрылись на наше русское искусство (древнее), так как оно живо до наших дней и будет жить впереди веков, так как несет в себе элементы «большого искусства».
Как и что писать — несколько советов художникам от Павла Чистякова
Куприн изображал в натюрмортах подносы и посуду, книги и статуэтки, бутылки и цветы. Иногда художник сам создавал нужные для постановок предметы, включая муляжи фруктов и искусственные цветы. На его полотнах, как и у Кончаловского, появлялись подносы — разной формы и цвета. Картину с синим чайным аксессуаром художник написал в 1914 году. Экспрессию полотну придают глубокие резкие тени и чистые краски доминирующих предметов — подноса и перцев. О картинах тех лет Александр Куприн писал: «Живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения, с новой манерой письма, свободной, широкой, не кропотливой и не серой, коричневой, а яркой, цветистой, с неимоверным напором устремления и энергии». Он выбирал большие холсты, писал с размахом, хотя перед работой масляными красками всегда продумывал и наносил на рабочую область карандашный набросок.
Илья Машков, «Синие сливы (Фрукты на блюде)»
Илья Машков. Синие сливы (Фрукты на блюде). 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Машков происходил из крестьянской семьи, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Константина Коровина и Валентина Серова. В период «Бубнового валета» художник увлекался творчеством Поля Сезанна. Предметы в натюрмортах Машкова обобщены, для изображения посуды и фруктов художник использовал прием красочной обводки силуэтов. На картине «Синие сливы» художник изобразил фрукты с черным контуром. Нейтральный серый фон делает яркие пятна плодов — апельсина, слив, яблок и персиков — особенно эффектными. В натюрмортах Илья Машков отражал не реальный цвет натуры, а кричащий оттенок чистой краски — оранжевой, синей, лиловой.
Как и Петр Кончаловский, с годами Илья Машков пришел к реалистическому искусству. В 1924 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), писал полотна в духе соцреализма, создавал портреты героев труда, партизан, колхозные пейзажи.
Роберт Фальк, «Бутылки у окна»
Роберт Фальк. Бутылки у окна. 1917. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Роберт Фальк получил художественное образование в студии у Ильи Машкова, а позднее, как и многие бубновалетцы, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он много путешествовал по Европе, где изучал работы известных художников. Фальк писал тонкие лирические портреты и пейзажи, а в начале 1910-х создал серию натюрмортов.
На полотнах художник изображал простые повседневные бытовые предметы: посуду, фрукты, горшки с цветами, выпечку и бутылки. Для его картин периода «Бубнового валета» характерны элементы кубизма, при этом формы были мягкими и пластичными. Художник работал долго и вдумчиво, тщательно подбирал цвет для каждого мазка. Он писал: «Я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской». Натюрморт 1917 года будущая жена Роберта Фалька Раиса Идельсон назвала «поющими бутылками».
«Бутылки у окна» сам Фальк в свое время называл «поющими». Эта поэтическая условность названия соответствовала сути художественных исканий: Фальк любил одушевлять предметы, делать их способными выражать «чувство».
А здесь рассмотрите гипнотические картины Врубеля, Куинджи и других художников
В Советском Союзе Роберт Фальк не был популярным. Какое-то время он жил в Париже, в 1937 году вернулся на родину, где его обвинили в формализме. Лишь в 1950-х годах творчество Фалька стало объединяющим между авангардом 1920-х годов и второй его волной в годы хрущевской оттепели.
Автор: Маргарита Ковынева
Анималистика (произошло от лат. animal — животное), анималистический жанр — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные. Анимализм картины |
|
Аллегорический жанр (от греч. allegoria — иносказание) — жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д.) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма. | |
Батальный жанр (произошло от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный жанр картины |
|
Былинный жанр — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора. Былинный жанр картины |
|
Бытовой жанр (жанровая живопись) — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. Бытовой жанр картины Разновидности фигуративного жанра |
|
Ванитас (от лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Ванитас картины |
|
Ведута — жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи — венецианский художник Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин. Ведута картины |
|
Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания. Городской пейзаж картины Разновидности жанра городской пейзаж |
|
Завтрак — подвид жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII в.
|
|
Интерьер (произошло от фр. intérieur — внутренний) — жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения. Интерьер картины |
|
Иппический жанр (произошло от греч. hippos — лошадь) — жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади. Иппический жанр картины |
|
Исторический жанр — жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества. Исторический жанр картины |
|
Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально — каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто. Каприччо картины |
|
Карикатура (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых: сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др. |
|
Лениниана — жанр изобразительного искусства, посвященный Владимиру Ильичу Ленину.
Лениниана картины |
|
Мифологический (от греч. mythos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов. Мифологический жанр картины |
|
Морской пейзаж (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра — И.К.Айвазовский (1817-1900). Морской пейзаж картины |
|
Натюрморт (в переводе с фр. — мертвая, неодушевленная натура) — это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта — фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции. Натюрморт картины Разновидности жанра натюрморт |
|
Ню (произошло от фр. nu — нагой, раздетый) — один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом. Ню картины |
|
Обманка — один из жанров изобразительного искусства, характерной чертой которого являются особые приемы перспективной живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением. Обманка картины |
|
Охотничьи трофеи, охотничий натюрморт — олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков.
|
|
Парсуна (от лат. persona — личность, особа) — условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. — переходная между иконой и светским произведением форма портрета. | |
Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пастораль картины |
|
Пейзаж (произошло от фр. paysage — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Пейзаж картины Разновидности пейзажного жанра |
|
Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет. Портрет картины Разновидности жанра портрет |
|
Религиозный жанр, религиозная живопись — жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии, Евангелия и других священных писаний. Религиозный жанр картины |
|
Сюжетно-тематическая картина — смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг Сюжетно-тематические картины |
Натюрморт с предметами обихода Stock Photo
Похожие изображения
Простой кухонный натюрморт на фоне белой кирпичной стены: разделочная доска, кухонный инвентарь, керамика. Горизонтальный
Натюрморт с алюминиевыми предметами и оранжевыми шарами
Натюрморт из старинных предметов. Коллекция ретро-предметов быта, быта
Натюрморт из старинных предметов быта
Посуда, глиняная посуда, темная утварь и прочее на деревянной столешнице.Натюрморт на кухне как фон для дизайна. Копия
Натюрморт с весенними цветами с винтажным текстурным фильтром e
Натюрморт с травами и цветами
Натюрморт с пионами
Кухонный натюрморт. Кухонная утварь в подставке у деревянной стены. Кухонные инструменты, деревянная рама со свободным местом для текста в наборе
.Натюрморт
Food Freshness в помещении натюрморт
Натюрморт с вином в кувшине и бокале и виноградом
Осенняя тематика, натюрморт
Натюрморт с кофейной туркой
.Натюрморт со старыми предметами домашнего обихода Stock Photo
Похожие изображения
Натюрморт из старинных предметов быта
Натюрморт. Букет цветов на фоне деревянной стены со старинными предметами обихода
старинные аксессуары, старая конская сбруя и предметы быта на фоне грубой деревянной бревенчатой стены
Натюрморт из старинных предметов быта
Старые предметы быта
Украшения и предметы быта в натюрмортах.
Масляная лампа. Художественный вид в черно-белом цвете.
Винтажные вещи
Куба — около 1975: марка, напечатанная на Кубе, показывает натюрморт Франсиско Перальта, около 1975 года.
Кухня, предметы старины сельского быта
Натюрморт с весенними цветами с винтажным текстурным фильтром e
Натюрморт из предметов быта и еды
Кухонный натюрморт в коттеджной тематике
Старинные винтажные предметы в старом сельском заброшенном доме
.