Лінійна перспектива: Лінійна перспектива. Історія відкриття
Мозаїка. Помпеї.
Джотто. Святий Франциск на міській площі.
|
3. Перспектива. — carminum — LiveJournal
Когда-то я сдавала госэкзамены по рисунку, и мне попался билет «перспектива». Третий номер. Честно признаюсь, это был единственный билет, который я знала досконально, и мне очень повезло его вытянуть 🙂 На мой взгляд, перспектива – это самая интересная из теоретических тем.Предметы, которые нас окружают объёмны, они имеют ширину, глубину и высоту — всё видимое нами трёхмерно. Художник же имеет в своём распоряжении только двухмерную плоскость бумаги или холста. Умение передать на двухмерной плоскости изображения трёхмерных предметов так, чтобы они казались объёмными и похожими на реальные, это и есть основа всего изобразительного искусства. Глубина и пространство в рисунке передаются при помощи линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива — это наука,
Итак, согласно Википедии, «Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.»
Перспектива бывает двух типов, линейная и воздушная. Давайте разберемся с каждой из них.
Линейная перспектива — это кажущееся искажение формы и размеров предметов в пространстве при их визуальном наблюдении. Само понятие линейной перспективы появилось во времена Возрождения. Что же это такое? Посмотрите, пожалуйста, на рельсы:
Мы точно знаем, что рельсы всегда параллельны, и что расстояния между шпалами примерно одинаковы. И несмотря на это знание, мы видим, что уходящие вдаль рельсы сходятся в одну точку, а шпалы становятся все ближе и ближе друг к другу. Вот это и есть линейная перспектива. Точка, в которую сходятся рельсы – так и называется, «точка схода».
Основные правила перспективы:
1. Параллельные линии изображаемого объекта, если они идут под углом к картинной плоскости, например рельсы, уходящие в глубину, кажутся глазу сходящимися в одной точке. Их и следует рисовать направленными в эту точку. Если они параллельны картинной плоскости, то останутся параллельными между собой и на рисунке. Поэтому вертикальные линии изображаются вертикальными. Конечно, кроме тех случаев, когда они не параллельны плоскости картины, тогда они тоже сходятся.
2. Принципы построения перспективы с одной точкой схода применимы только тогда, когда на предмет смотрят фронтально и он располагается на уровне глаз. В большинстве же случаев существуют не одна, а две точки схода. В таких ситуациях нужно использовать правила перспективы с двумя точками схода. На рисунке в перспективе с двумя точками схода изображена коробка в трех положениях — на уровне глаз, выше и ниже этого уровня. Обратите внимание, линии, продолжающие края коробки, сходятся в точку.
На практике это означает, что мы при построении предмета должны очень легко наметить линию горизонта, наметить необходимые точки схода и провести тонкие вспомогательные линии, которыми намечаем форму предмета. Далее лишние линии стираем, очищаем рисунок от вспомогательных деталей.
Кстати, как замерить равные расстояния? Трушные художники не пользуются линейками, их за это с детства сильно ругали. А чем они пользуются? Правильно, тем, что есть в руке. Карандашом. Вот так:
А потом вот так:
Круги в перспективе. В практике нам крайне редко встречаются круги, которые выглядят именно кругами, т.е. расположены на уровне наших глаз и плоскость, в которой они располагаются, параллельна плоскости картины. На круги тоже действует перспектива. Как ее построить? С помощью описанного выше приема рисуем в перспективе квадрат, в который вписывается круг. Стати, фигура, которую мы получим, нарисовав круг в перспективе, очень близка к эллипсу.
Кроме рассмотренной выше прямой линейной, существуют и другие виды перспективы.
Обратная линейная перспектива. Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.
Аксонометрия. С этим понятием хорошо знакомы люди, получившие техническое образование 🙂 — один из методов проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.
Сферическая перспектива Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность.
Воздушная перспектива У предметов, которые расположены на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объем, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы. Поэтому воздушная и световая перспектива имеют важное значение для передачи пространства, объемно-пластических, светотеневых, цветовых, материальных особенностей натуры, организации цветового строя в реалистической живописи.
Рассмотрим особенности воздушной перспективы. Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси — пыль, пары влаги, копоть и т. д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщи воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной.
В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную (локальную) окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Нередко трудно точно определить цвет предметов, сильно удаленных от нас. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные — светлеют. В результате общий тон массы темных предметов, например деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем. Вдали предметы (особенно имеющие темную окраску) кажутся голубоватыми, фиолетовыми.
По мере удаления изменяется не только собственная цветовая окраска предметов. Все увеличивающийся слой воздуха размывает их очертания и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый, суммарный характер. На большом расстоянии становится невидимым объем, рельеф, детали, материал предмета.
Вдали предмет смотрится обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна. Порой тот или иной предмет узнается лишь по характеру силуэта, очертаниям или движению. Причем, чем больше расстояние до предмета, чем больше толщина воздуха между предметом и глазом наблюдателя, чем мутнее воздух, тем более неясными становятся внешние черты и особенности предметов.
Дождь, туман, снегопад изменяют видимую характеристику предметов, расположенных даже на небольшом расстоянии от наблюдателя. Чем чище воздух, тем он прозрачнее, тем больше в нем присутствует сине-голубых и фиолетовых лучей. Это очень заметно в горах, где на расстоянии цвет изменяется сравнительно меньше, чем на равнине, а тени и очень удаленные горы выглядят голубовато-синими или фиолетово-серыми.
На практике это означает, что линии, которые более приближены к наблюдателю, мы рисуем более четкими и заметными, чем линии вдали, а более близкие предметы имеют более теплую окраску, чем предметы отдаленные, в отдалении хуже прорабатываются мелкие детали.
Домашнее задание.
1. Потренируйтесь рисовать предметы в перспективе
2. Учебное. Для выполнения этого задания рекомендую купить цветной бумаги для пастели, темной, нейтрального цвета и баночку (тюбик) белил (гуашь или акрил). Поставьте простой натюрморт – книга и яблоко, яблоко находится на книге, книга с темной обложкой. Нарисуйте этот натюрморт в технике гризайль на темной бумаге белилами.
3. Творческое. Нарисуйте второй рисунок по выбранной творческой теме.
Прошу показывать мне учебное задание и творческую работу. Рисуйте несколько вариантов, но выкладывайте, пожалуйста, мне только один – самый лучший на ваш взгляд.
Попробуйте после выполнения заданий нарисовать задания к уроку 2 – яйцо и чашку.
При подготовке урока использованы материалы Википедии, http://www.eurek-art.com/ и http://narisuem.com
UPD: Рисунок должен получиться не в негативе, в позитиве. Блик — то место, куда получится больше всего белил.
ОСНОВЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Основным этапом изучения дисциплины «Рисунок» является знание основ линейной перспективы.
Первое понятие, с которым сталкивается начинающий рисовальщик – это линия горизонта. Линия горизонта находится на уровне глаз. Если подниматься вверх или опускаться вниз, то в соответствии с изменением уровня глаз меняется и положение линии горизонта (Рис 3).
Рис.3
Горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз, совпадает с линией горизонта и изображается на рисунке горизонтально. Параллельные линии, находящиеся выше или ниже линии глаз, сходятся в одной точке на линии горизонта, хотя в действительности такой точки не существует (рис.4).
Рис. 4
Перспектива может быть центральная (рис.5а), когда точка схода параллельных прямых одна и расположена в границах рисуемого объекта; и угловая, когда перспектива имеет две точки схода параллельных прямых (рис. 5б).
На рисунке 5в показаны закономерности изменения пропорций и углов куба в зависимости от его положения относительно точек схода и линии горизонта. Чем больше сокращается вертикальная плоскость куба, тем резче угол граней, попадающих в одну точку схода.
Рис. 5в
Основные законы линейной перспективы
1. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз.
2. Все горизонтальные параллельные линии, удаляющиеся от нас, сходятся на линии горизонта в точке схода.
3. Если параллельные линии идут от нас под прямым углом, то встречаются на горизонте в точке, называемой главной точкой схода.
4. Линии параллельные горизонту, остаются параллельными.
5. Вертикальные линии остаются вертикальными.
6. Горизонтальные линии, находящиеся ниже горизонта, поднимаются вверх, а те, что выше – опускаются.
7. Чем ниже или выше расположена плоскость относительно уровня зрения, тем больше ее раскрытие (Рис. 6)
Рис. 6
ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК
Начинают работу над рисунком с композиции. В учебном рисунке под словом композиция подразумевается расположение рисунка на листе бумаги. Если постановка вытянута по горизонтали, то лист нужно располагать горизонтально, если по вертикали – вертикально. Рисунок должен быть уравновешен на листе. Сначала необходимо определить крайние точки рисунка по высоте (верхнюю и нижнюю) и по ширине (левую и правую) и отметить их на бумаге (построить большую форму). Эти отметки и будут примерными границами вашего будущего рисунка.
Крайние точки определяют основные пропорции модели. Пропорциями называются отношения длины предмета к его ширине, или отношение одной части к другой, или, наконец, отношение размеров одного предмета к другому. Поиски пропорций можно производить визирным способом «на карандаш», как указано на рисунке 7.
Рис. 7
Работа над построением рисунка должно вестись в определенной последовательности. Начинают с общей массы объекта. Выполняют рисунок легкими, едва заметными линиями, не нажимая на карандаш. При этом необходимо внимательно все время наблюдать натуру, сравнивать между собой ее части, находить основные пропорции. Когда пропорции, взаимное расположение предметов найдены и определено расположение частей деталей, приступают к конструктивному построению.
Правильное определение на рисунке наклонов уходящих в глубину линий очень важно. Для верной передачи перспективы горизонтальных линий вначале применяют прием визирования. Для этой цели карандаш держат горизонтально, располагая его перпендикулярно направлению взгляда. Определяют кажущийся наклон линий натуры по отношению к горизонтальному положению карандаша (Рис.8а).
Получить полный текст
Подписаться на рассылку!
Существует другой вариант определения углов (Рис. 8б). Угол, найденный визуальным совмещением карандаша с рисуемой прямой, аккуратно по дуге переносится на лист.
Рис.8а Рис. 8б
Следующий этап – уточнение общей объемной формы и выяснение деталей. Все детали в рисунке должны быть приведены к некоему единству, т. е. «от общего к частностям» и «от частности снова к общему».
Линейно-конструктивный рисунок шестигранной призмы
Рис 9
ТОНАЛЬНЫЙ РИСУНОК
После завершения построения приступают к выявлению объема при помощи светотени. Светотенью называется распределение света на поверхности предмета. Постоянной спутницей всякого света является тень. Тени бывают двух видов. Тень на неосвещенных поверхностях называется «собственной». Тень, отбрасываемая предметом на соседние поверхности — называется «падающей». Контур падающей тени, повторяет контур собственной тени (Рис. 10).
Рис. 10
Распределение светотени на некоторых геометрических телах показано на рис. 11
В рисунке освещенные части предметов называются светом,а неосвещенные – тенью. Переход от света к тени называется – полутенью.Так называемая собственная теньполучается на тех поверхностях предметов, куда не попадают лучи от источников света. В собственных тенях различают также более светлые места – рефлексы, это отраженный на предмете свет, получившиеся в результате подсвечивания собственной тени частью световых лучей, отраженных от соседних предметов.
Рис. 11
Закономерности строения формы, ее градации светотени позволяют выделить ряд технических приемов, способствующих передаче пространственных и объемных качеств изображения:
1. Световой контраст усиливается по мере приближения предмета к источнику света и наблюдателю, что проявляется в рисунке в большей подчеркнутости краев на переднем плане, в снижении активности штриховки по мере движения формы в глубину.
2. В следствии воздушной перспективы предметы (или элементы формы) второго плана более обобщены, менее рельефны и контрастны по светотени. Для более полного рельефа применяется штрих «по форме».
К штриховке приступают после нанесения собственных и падающих теней. Тональная проработка начинается с теней и ведется на всей плоскости рисунка. Неправильно прорабатывать один предмет или часть в полную тональную силу. Тоновые соотношения должны постоянно сопоставляться и усиливаться. Изображая предметы, надо учитывать тон фона, на котором они расположены.
Кроме передачи правильных светотеневых отношений между различными поверхностями предметов, надо тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета. После этого переходят к последней стадии работы – к обобщению рисунка. Чтобы привести всю группу предметов в единое целое надо смотреть на все одновременно, воспринимать цельно, оценивая силу каждого участка света и тени по отношению ко всему остальному. Сохранение целостного впечатления от всей группы предметов является основным условием реалистического изображения.
На рисунках 12а и 12б продемонстрированы особенности штриховки разных форм, их объемные и пространственные качества, а так же пример искажения формы предмета штриховкой, направленной не «по форме».
Рис. 12а
Рис. 12б
При выполнении рисунка нельзя рисовать предметы, составляющие группу, по – очереди, один за другим. Начинать следует с целого, рисуя сразу всю группу, при этом надо идти от общего к частному, не отвлекаясь на детали и подробности. Работу над рисунком ведут в строгой последовательности, решая на каждом этапе определенные изобразительные задачи.
Первый этап – нанесение общей формы предметов. После того, как на эскизе определяют общие размеры рисунка, на листе наносят границы сверху, снизу и с боков. Легкими линиями намечают общие формы тел. Степень перспективного ракурса этих прямых проверяют вспомогательными прямыми.
Второй этап – перспективное построение объемных форм предметов и уточнение пропорций. На этом этапе — наиболее ответственном и длительном – окончательно уточняют основные пропорции, ранее только намеченные построения легко проверить, если прорисовать и невидимые элементы предметов. Полезно провести несколько вспомогательных прямых, чтобы с их помощью сравнить размеры изображаемых тел, а также уточнить направление параллельных прямых, идущих в точки схода на горизонте.
На основе уже выполненных построений наносят светотень, придавая геометрическим телам выразительность объемных форм. Наносят падающие тени от одной фигуры на другую и на горизонтальную плоскость. Прорабатывают передний план и детали; передают неровности поверхности и ее фактуру. При этом усиливают контраст света и тени на переднем плане и ослабляют ее на дальнем, что способствует передаче на рисунке пространственной композиции.
Третий этап. Наносят фон, выделяя, тем самым, освещенные части поверхностей фигур. При передаче светотени штриховкой, рисунок постепенно прорабатывают по всей его площади, и все время следят за правильностью тоновых соотношений. При этом необходимо правильно оценить, где самое светлое и самое темное места предмета.
В завершающей стадии работы следует отойти на некоторое расстояние от рисунка и рассмотреть его со стороны. Разработка деталей приводит к некоторой дробности рисунка. Чтобы избежать этого, легкими штрихами обобщают мелкие подробности.
Деление процесса рисования с натуры на этапы – условное.
Последовательность выполнения рисунков отдельно стоящих геометрических тел приведены на рисунках 13 и 14
Рис.13
Рис.14
Последовательность выполнения рисунка группы геометрических тел приведены на рисунках 15, 16 и 17.
Рис.15
Рис.16
Рис.17
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Как нас научили видеть: прямая и обратная перспектива
Продолжая исследование мимезиса, предлагаю краткую выжимку из Википедии, посвященную прямой, обратной и тональной перспективе.— Привычная современным людям прямая линейная перспектива — плод длительного развития человеческого разума. Некоторые исследователи отмечают, что первоначально человеку понятнее обратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных от современной цивилизации).
Примеры прямой и обратной перспективы.
Прямая линейная перспектива — это вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики.
Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы.
Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.
— Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.
При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.
Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен обратной перспективы исследовался многими специалистами.
Согласно предложенным академиком Раушенбахом результатам исследований изображений, получаемых человеческим глазом и преобразуемых мозгом, любая перспектива научна, так как имеет строгое математическое описание, то есть математически равноценна.
Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе в теории (П. А. Флоренский) и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.
Тональная перспективаТональная перспектива — понятие техники живописи, способ передачи светотеневых и колористических (а не линейных) качеств изображаемых объектов. Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении в глубь пространства.
И в заключение одна цитата:
«Обратная перспектива – это окно в ноуменальное пространство». О.Г.Ульянов
UPD.
Только что вычитала в одной диссертации:
— система ортогональных проекций Древнего Египта,
параллельная перспектива средневекового Китая и Японии,
обратная перспектива Византии и Древней Руси,
прямая перспектива итальянского Возрождения, европейского искусства ХVII века,
цветовые построения Сезанна, Ван Гога, Матисса, русских авангардистов,
геометризация и схематизация Пикассо, абстракционистов,
сферическая перспектива Петрова-Водкина…
Линейная перспектива. История открытия
Развитие рисунка и живописи прошло долгий путь и до тех пор, пока основные законы реалистического изображения не были разработаны, произведения носили плоскостной характер, как, например, в искусстве Древнего Египта.
К изображению максимально реального мира художники стремились всегда и можно сказать, что сохранившиеся росписи стен погибшего от извержения вулкана города Помпеи, а это еще времена Римской империи, свидетельствуют об умении передавать в рисунке перспективное сокращение плоскостей, повернутых под углом к зрителю. Правда, точки схода еще не располагались тогда на линии горизонта.
Помпейская мозаика.
Исследованием законов перспективы живописцы, архитекторы и математики по-настоящему смогли заняться лишь, когда мистическое влияние средневековой церкви ослабело и в моду вошло реалистическое направление в искусстве. Например, флорентийский живописец Джотто, не знавший еще законов перспективы, близко подошел к реальному, а значит, перспективному изображению.
Джотто. Святой Франциск на городской площади.
Как и большинство открытий, открытие линейной перспективы не принадлежит какому-либо первооткрывателю – многие художники внесли свой вклад и всех просто невозможно упомянуть. Наверное поэтому в различных источниках указываются разные живописцы. Часто история открытия в учебниках повествуется так (очень кратко): архитектор Брунеллески в сотрудничестве с математиком Тосканелли находят основы научной перспективы, а взятые оттуда практические правила распространяет в своем сочинении «О живописи», изданном в 1440г. строитель и ученый Леон-Батиста Альберти. Изучение перспективы было продолжено художниками Паоло Учелло и Пьеро делла Франческа. Франческа написал три книги «О живописной перспективе». Полное развитие практическая перспектива получила в работах мастеров Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
Рисунок Леонардо да Винчи.
Рафаэль. Афинская школа.
Перспектива
Вступление
В этой статье я попытаюсь объяснить, как строятся рисунки с перспективой и как различные типы перспективы используются для выделения тех или иных аспектов композиции. Здесь приведены мои собственные иллюстрации, большинство из которых нарисованы по соответствующей модели AutoCAD (для точности) или взяты непосредственно из этой программы. Для наглядности рисунки выполнены в линиях.
Что такое перспектива
Перспектива учитывает, откуда мы смотрим на сцену, что эта сцена собой представляет и какую её часть мы видим. Законы перспективы описывают, как сходятся прямые и уменьшаются предметы по мере удаления.
Законы перспективы были разработаны в эпоху Возрождения. Они позволили художникам с точностью изображать сцены, которые они наблюдали из определённой точки. До Возрождения иногда встречались картины, где объекты на переднем плане были больше, чем на заднем, но никто толком не понимал этих правил, поэтому изображения были неточными. Теперь в нашем распоряжении есть законы перспективы, и мы можем прибегнуть к ним для достижения большего реализма в рисунках.
Проекция сцены на трёхмерную плоскость
Когда мы рисуем, мы проецируем реально существующую или воображаемую трёхмерную сцену (будто бы наблюдаемую из определённой точки) на плоскость: холст или лист бумаги. Каждая линия или геометрическая форма находит своё отражение в рисунке. Это как если бы мы поместили мощный прожектор перед сценой, а позади неё — огромный экран (называемый картинной плоскостью), уходящий даже в землю. Прожектор освещал бы сцену, а она отбрасывала бы тень на экран (на картинную плоскость). Объекты, что находятся вблизи прожектора, будут отбрасывать большие тени, а те, что вблизи экрана, — тени размером с самих себя.
Изображение, получаемое таким образом на экране, — это изображение в перспективе. Оно показывает сцену такой, какой она видится оттуда, где находится прожектор. В разных книгах и графических пакетах эта позиция называется по-разному (точка наблюдения, камера, глаз).
Точки схода
Все прямые, которые параллельны в трёхмерной сцене, будут при перспективном изображении сходиться в одной точке. Это точка схода. Каждая группа параллельных прямых (параллельных между собой, но непараллельных прямым из другой группы) имеет свою точку схода на рисунке. У прямых, лежащих в плоскости земли или параллельных ей, точки схода всегда находятся на линии горизонта.
Исключение составляют прямые, параллельные картинной плоскости. Они не сходятся. Примером служат вертикальные прямые на рисунке вверху. Они так и остаются вертикальными.
Если посмотреть на трёхмерную сцену, то покажется, будто горизонтальные прямые сходятся в како-то точке на горизонте (её точное местонахождение будет зависеть от ориентации прямых относительно наблюдателя). Представьте себе несколько параллельных горизонтальных прямых, лежащих в одной вертикальной плоскости (например, полосы раствора в кирпичной стене) и сходящихся в одной точке на горизонте. Точно под этой точкой или точно над ней будет сходиться диагональ этой плоскости с параллельными ей прямыми. Это соотношение полезно для определения размеров объектов в перспективе.
Сходящиеся прямые и точки схода — не просто какая-нибудь условность, к которой прибегают художники. Это явление на самом деле имеет место. Параллельные прямые действительно кажутся сходящимися, если посмотреть на них под углом. Как-нибудь найдите себе кирпичную стену, встаньте напротив её и хорошенько приглядитесь. Если вы будете смотреть на неё прямо, полосы раствора покажутся параллельными, но если вы повернёте голову, создастся ощущение, будто они сходятся в точке на горизонте.
Другие особенности рисования в перспективе
Если вы внимательно посмотрите на окружающий мир, то заметите и другие особенности перспективы, помимо того, что параллельные прямые сходятся. По мере удаления объекты уменьшаются. Кажется, что чем дальше находятся равноудалённые друг от друга предметы (например, телефонные столбы или железнодорожные шпалы), тем теснее они расположены. Вдалеке наземные объекты настолько малы, что с трудом различимы. При ещё большем удалении они и вовсе превращаются в точки. Существуют методики построения линий и других геометрических форм, позволяющие реалистично воспроизвести на рисунке этот эффект. Вы сможете вполне убедительно его сымитировать, если имеете хоть какое-то представление о перспективе.
Считается, что линия горизонта находится на уровне глаз наблюдателя. Если человек стоит на земле в окружении людей (которые тоже стоят), линия горизонта будет находиться приблизительно на уровне глаз окружающих: пониже у высоких людей, повыше у низких. Предметы, высота которых не достигает уровня глаз наблюдателя, будут находиться ниже линии горизонта, и их верхние грани будут видны хотя бы чуть-чуть. Предметы, целиком расположенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизонта, и, хотя бы немного, но будут видны их нижние грани. По мере удаления они будут опускаться к линии горизонта и грани, обращённые к наблюдателю, будут видны полнее.
В трёхмерной сцене будут искажены все геометрические формы за исключением тех, которые параллельны картинной плоскости. Такие формы не искажаются, но изменяются в размерах в зависимости от того, на каком расстоянии находятся.
Остальные геометрические формы искажаются. Окружности превращаются в эллипсы. Если окружность служит основанием конуса или цилиндра, малая ось эллипса совпадает с их осью.
Одно-, двух- и трёхточечная перспектива
Любой рисунок предполагает несколько точек схода, например, одна для фасада здания, одна для торца, одна для меча героя, одна для копий в надвигающейся на него шеренге солдат, одна для боковой части повозки, которую защищает герой. Может получиться так, что множество прямых идут в разных направлениях, и ни одно из них нельзя выделить как главное. Или изображённых объектов недостаточно, чтобы выявить хотя бы одну точку схода. Примером может служить абстрактный рисунок или вид планеты из космоса. Однако в особо реалистичных изображениях одна, две или три точки схода наверняка выделяются на фоне остальных.
Одноточечная перспектива
Предметы направлены на зрителя |
Предметы окружают зрителя с боков |
Взгляд направлен вверх |
Когда взгляд художника направлен в главную и единственную точку схода, такая перспектива называется одноточечной. Сюда относятся ситуации, когда мы смотрим в тоннель, в пушечный ствол, на вершину небоскрёба (стоя у его подножья). Такой перспективой пользуются, когда хотят обратить внимание зрителя на точку, где сходятся прямые. Ещё этот приём как бы затягивает зрителя внутрь картины. В рисунке с одноточечной перспективой кажется, что предметы нацелены на зрителя либо находятся по бокам от зрителя и уходят вдаль.
Некоторые художники избегают одноточечной перспективы. Им кажется, что у зрителя возникает ощущение, будто ему что-то навязывают, заставляют смотреть не туда, куда ему хочется. Если одноточечную перспективу использовать не по назначению, она может нагонять скуку. Например, не стоит изображать в одноточечной перспективе стену. Вообще, стена — довольно заурядный предмет, чтобы разглядывать его в упор.
Конечно, вам придётся руководствоваться здравым смыслом. Вам может показаться, что в данном случае одноточечная перспектива выглядит занятно или что данный предмет хорошо смотрится именно в таком ракурсе. Ещё вы можете выбрать одноточечную перспективу для конкретной картины, потому что она берёт зрителя в плен или потому что создаёт ощущение неподвижности.
Двухточечная перспектива
Создание «декораций» |
Взгляд по прямой плюс акцент на вертикальном измерении |
Гораздо чаще встречается двухточечная перспектива. Например, это может быть сцена на улице, где здания и другие объекты уменьшаются по направлению к горизонту, или сцена в помещении, где стены и предметы интерьера окружают зрителя. В двухточечной перспективе взгляд зрителя обычно бывает направлен параллельно земле, поэтому вертикальные прямые не сходятся. Рисунок вверху слева как раз такой. Зрителя никуда не затягивают, его взгляд не устремлён вниз по коридору и не упирается в стену. Напротив, сцена простирается в нескольких направлениях. Предметы здесь расположены под углом, а не вдоль одной оси. Такой рисунок обычно представляет собой декорации, на фоне которых разворачивается действие, где внимание зрителя не сконцентрировано на отдельно взятой точке.
Заметьте, что, изображая сцену в помещении, нужно учитывать, как центр взгляда вписывается в комнату. Обычно вам не нужно, чтобы зритель смотрел прямо в угол или прямо из угла. У зрителя может возникнуть ощущение, будто его поставили туда в наказание.
Обычно в двухточечной перспективе имеются левая и правая точки схода. Реже встречается двухточечная перспектива с верхней и нижней точками схода. Скорей всего, вы прибегнете к помощи последней, если захотите создать у зрителя ощущение, будто он идёт вперёд по прямой, но смотрит вверх, а не на горизонт. Линии, параллельные прямой, по которой он идёт, будут иметь точку схода на горизонте, но и вертикальные прямые также будут сходиться. Этим подчёркивается высота. Примером служит рисунок вверху справа.
Трёхточечная перспектива
Чтобы подчеркнуть высоту |
Чтобы подчеркнуть равноправность трёх измерений |
Трёхточечную перспективу построить сложнее. Она встречается реже, так как подразумевает, что зритель смотрит на сцену снизу или сверху, а не прямо. К такой перспективе обращаются, когда нужно не только дать полную картину происходящего, но и сделать акцент на вертикальном измерении (таков замысел художника на рисунке вверху слева). Трёхточечной перспективой следует пользоваться и когда вы пытаетесь подчеркнуть равноправность всех трёх измерений, например, на рисунке вверху справа, изображающем сцену в открытом космосе, где нет таких понятий, как верх и низ.
Угол зрения
Угол зрения 20 градусов |
Угол зрения 100 градусов |
Угол зрения показывает, какая часть сцены попадает на рисунок при данной точке наблюдения, направлении взгляда и картинной плоскости. Чем шире угол зрения, тем большая часть окружения видна и тем сильнее увеличивается рисунок (тем сильнее уменьшаются предметы, если размер рисунка остаётся постоянным).
Если вы работаете с определённым размером бумаги и вам нужно расширить угол зрения, не изменяя при этом размеров персонажа, вы можете придвинуть точку наблюдения ближе к персонажу. При расширении угла зрения одновременно с приближением какого-то объекта, расстояние между точками схода сокращается, и все остальные предметы уменьшаются в размерах по сравнению с этим объектом. Это видно из вышеприведённых рисунков. Оба представляют собой изображения простой трёхмерной модели, сделанной в AutoCAD Release 13. На рисунке слева угол зрения мал, сравним с углом зрения обычного фотоаппарата. На рисунке справа представлена та же модель, но точка наблюдения находится ближе к группе людей, и угол зрения шире. Таким способом на картине можно выделить персонажа или предмет, обратить на него внимание и придать ему монументальность. Заметьте, что изображение персонажа слегка изменится: больше будут видны ступни, низ шляпы и так далее. Хотя на рисунке персонаж будет занимать примерно столько же места.
Только не стоит этим приёмом злоупотреблять. Он может быть уместен в батальной сцене, где нужно обратить внимание на главнокомандующего, и совсем не нужен в более мирной обстановке, например, в сцене с влюбленной парой. Постоянно использовать слишком широкий угол зрения — всё равно что ставить восклицательные знаки в конце каждого предложения.
Ещё одна проблема заключается в том, что при больших углах по краям изображения появляются сильные искажения. Это сбивает с толку и раздражает. Оцените рисунок. Приведённый ниже. Его угол зрения составляет около 150 градусов — явный перебор. Комната, которая здесь изображена, квадратная, хотя из рисунка сложно понять даже это. На самом деле, многие люди, видя этот рисунок, не верят, что комната квадратная. Но если внимательно присмотреться, можно заметить, что края ближней правой и дальней левой стены сходятся в одной точке, что может быть только если они параллельны. Поэтому углы в комнате прямые, а такие сильные искажения — из-за непомерно большого угла зрения.
Угол зрения 150 градусов |
В большинстве рисунков из этой статьи применяется большой угол зрения: от 90 до 150 градусов и более. Это сделано с целью лучше иллюстрировать перспективные сокращения. Вы, вероятно, будете использовать меньший угол зрения, чтобы свести искажения к минимуму. Рекомендуется делать угол зрения меньше 90 градусов и даже меньше 60, если вам это удастся. Для двухточечной перспективы это означает, что хотя бы одна точка схода лежит за пределами рисунка.
Не рекомендуется использовать угол зрения более 90 градусов. Что касается 180 и более градусов, то это вообще невозможно при работе по методикам, описанным в этой статье (правильный термин для них — линейная перспектива). Вы не можете нарисовать на плоском листе бумаги то, что находится позади вас. Существуют методики создания изображения с углом зрения больше 180 градусов, но, насколько я понимаю, рисовать приходится на сферической поверхности, а потом проецировать рисунок на плоскость. Результат похож на фотографию, сделанную с помощью линзы «рыбий глаз». Рисунок строится по совершенно другим правилам. Если в трёхмерном пространстве линии прямые, то на получившемся рисунке они будут искривлены. Пучок прямых может исходить из тоски в левой части рисунка, затем расходиться и вновь сходиться в точку в правой части. Такой тип перспективы более сложен и не рассматривается в этой статье. Вообще, в большинстве книг, которые мне попадались, о нём ничего не сказано.
Определение размеров в перспективе
Продливаем линии чтобы определить высоту |
Достраиваем решётку |
Достраиваем забор |
В перспективе определить размер предметов достаточно сложно. Даже если на самом деле он одинаков, в перспективе он может различаться. К счастью, если вы правильно построили предмет в одном месте, вы можете продлить линии построения и узнать, как он будет выглядеть в другой части рисунка. Это показано на рисунке вверху слева. Если у нас получится точно изобразить вора на переднем плане, мы сможем определить, каких размеров будет ничего не подозревающая жертва на заднем плане. Мы проведём касательные к голове и ступням вора влево, затем перпендикулярно им построим прямые вверх по улице до того места, где будем рисовать жертву.
Мы также можем достраивать линии, чтобы легче было нарисовать тротуарные плитки, кирпичную кладку, забор, колонну пехотинцев и другие предметы, расположенные рядами. Начните с выбора прямой, параллельной картинной плоскости в трёхмерной сцене. Затем определите положение этой прямой на рисунке, разбейте её на равные отрезки и сделайте засечки, как на вертикальной прямой на рисунке вверху посредине. Проведите прямые от засечек до точки схода. Нарисуйте на глаз один кирпич. Диагональ этого кирпича будет служить диагональю ещё многим кирпичам, что позволит вам правильно определить их размер. Ваших знаний теперь достаточно, чтобы адекватно изобразить все или почти все кирпичи на рисунке. Чтобы нарисовать кирпичи, находящиеся в дальнем конце стены, проведите ещё диагонали. Все диагонали должны сходиться в точке, которая находится прямо над точкой схода прямых, проведённых от засечек, или прямо под ней.
Если предметы расположены в ряд, например, столбики забора или колонна пехотинцев, мы можем изобразить третий элемент ряда, основываясь на расстоянии между первыми двумя элементами. Сперва постройте прямые от вершины, середины и основания элемента к точке схода. Затем проведите прямую через вершину первого элемента и середину второго. Продлите её до пересечения с линией оснований. Из этой точки и рисуется следующий элемент.
Воздушная перспектива
Порт в ясный день |
Тот же порт в тумане |
Иногда она называется туманом. Удалённые объекты кажутся подёрнутыми дымкой (по цвету приближаются к светло-серому) из-за испарений, дыма и других атмосферных эффектов. Воздушная перспектива должна усиливать ощущение дальности, создаваемое линейной перспективой. Из двух картинок вверху, на правой порт кажется чуть дальше, чем на левой. Что касается размеров, то предметы на картинках (скопированных с одного оригинала) совершенно одинаковые. Но на правой картинке туман слегка обволакивает берег и, хочется верить, немного уменьшает надежду на благополучное прибытие в порт.
Воздушная перспектива изменяется в зависимости от погодных условий, местности и, разумеется, желания художника. Если вы рисуете панораму сказочного города, может быть, вам и не захочется использовать воздушную перспективу, чтобы город предстал во всей своей красе. Но если это туманное болото или подводный мир, воздушная перспектива будет у вас ярко выражена.
Воздушная перспектива служит показателем расстояния. Однако у неё есть и другие не менее важные функции. Она помогает заострить внимание на переднем плане, поскольку здесь предметы чётче и контрастнее, чем на заднем плане. С её помощью можно создать ощущение смутного, полусонного восприятия, где настроение преобладает над деталями. Этот приём хорошо освоен импрессионистами.
Ещё раз об основных положениях
- В рисунках с перспективой действуют некоторые правила, за выполнением которых нужно внимательно следить. Вот они:
- В общем случае, прямые, параллельные в трёхмерном пространстве, на рисунке будут сходиться в одной точке.
- Чем дальше находятся равноудалённые друг от друга предметы, тем теснее они будут располагаться на рисунке.
- Геометрические формы, если мы смотрим на них прямо, не искажаются, изменяются только их размеры, причём пропорционально.
- Если линии в трёхмерном пространстве прямые, они также будут прямыми в перспективе (при условии, что угол зрения меньше 180 градусов). Точки, лежащие на одной прямой, в перспективе по-прежнему будут лежать на одной прямой, а точки касания останутся точками касания. Это поможет вам при определении размера кирпичей, плиток и т.д. и при рисовании кривых.
- Если в трёхмерном пространстве плоскость вертикальна, то все лежащие в ней прямые будут сходиться в точке на горизонте. Любая другая группа параллельных прямых, лежащих в этой же плоскости, будет сходиться в точку прямо над этой точкой горизонта или прямо под ней.
Линейная перспектива — это изображение получение, которого можно представить следующим образом: Линейная перспектива — пучок лучей, идущих от глаза наблюдателя S по направлению к предмету ABC, пересечь плоскостью K, то полученное сечение A1B1C1 будет линейной перспективой предмета ABC. Линейная перспектива сооружения может быть получена, если перед сооружением поставить прозрачную плоскость (стекло) и по стеклу обвести краской видимые контуры сооружения. Полученное изображение на стекле будет перспективным. Система проецирования для построения перспективного изображения Линейная перспектива включает в себя следующие элементы: — предметную плоскость П, на которой располагаются предмет, зритель и вертикальная плоскость K, называемая картинной плоскостью или картиной; — картинную плоскость или картину K, перпендикулярную предметной плоскости П, служащей для получения на ней перспективного изображения; — основание картины — прямую KK линии пересечения картинной плоскости с предметной; — центр проекций S или точку зрения (полюс), соответствующие положению глаз наблюдателя; — точку стояния S1 — проекцию точки зрения на предметную плоскость, называемую основанием точки зрения; — главный луч SP1, перпендикулярный картине, длина его называется главным расстоянием; — главную точку картины P1 — точку пересечения главного луча с картиной; — основание главной точки P1 — проекцию главной точки P1 на предметной плоскости; — центральную линию картины P1P1; — плоскость горизонта β, проходящую по главному лучу SP1 и параллельную предметной плоскости П. Эта плоскость проходит на уровне глаз зрителя; — линию горизонта h-h — линию пересечения плоскости горизонта с картинной плоскостью; — плоскость главного луча α- проходит по главному лучу перпендикулярно предметной и картинной плоскостям; — дистанционные точки D и D, которые находятся от главной точки картины на одинаковом расстоянии, равном расстоянию P1S; — промежуточное пространство — между точкой зрения S и картиной; — предметное пространство, которое находится за картиной, в котором располагаются проецируемые предметы; — мнимое пространство, расположенное за точкой зрения S в направлении, обратном главному лучу SP1. + |
— с английского на русский
Перспектива (визуальная) — Перспектива в контексте зрения и визуального восприятия — это способ, которым объекты кажутся глазу в зависимости от их пространственных атрибутов или их размеров и положения. глаза по отношению к объектам. Есть два основных значения…… Wikipedia
Линейные спектральные пары — (LSP) или линейные спектральные частоты (LSF) используются для представления коэффициентов линейного прогнозирования (LPC) для передачи по каналу.У LSP есть несколько свойств (например, меньшая чувствительность к шуму квантования), которые делают их лучше, чем прямые…… Wikipedia
перспектива — Я существительное угол зрения, отношение, зачатие, расстояние, досягаемость, ощущение, поле зрения, поле зрения, рамки, впечатление, наклон, наклон, линия взгляда, мысленный взгляд, ориентация, мировоззрение, точка наблюдения, точки зрения,…… Юридический словарь
прямой видимости — индекс перспективы Юридический тезаурус Бертона.Уильям С. Бертон. 2006… Юридический словарь
Перспектива (графическая) — Часть серии статей о… Википедия
Перспективная плоскость — Плоскость Плоскость, n. [Ф. самолет, L. plana. См. {Plane}, v. И a.] 1. (Geom.) Поверхность, реальная или воображаемая, на которой, если взять любые две точки, прямая линия, соединяющая их, полностью лежит на этой поверхности; или поверхность, любой раздел которой составлен…… The Collaborative International Dictionary of English
Объектив управления перспективой — (a) Если держать камеру ровно, с помощью обычного объектива, снимается только нижняя часть здания.(b) Наклон камеры вверх… Wikipedia
Перспектива (геометрия) — В геометрии два треугольника являются перспективными (или гомологичными), если при удлинении сторон каждого треугольника они встречаются в трех коллинеарных точках. Линия, проходящая через три точки, называется перспективной. Говорят, что треугольники…… Wikipedia
строка — Синонимы и родственные слова: DMZ, Indian file, L, MO, Spenserian stanza, WATS, WATS line, Zeitgeist, abut, аккомодация, сопровождение, согласие, соответствие, aceldama, подтверждение, согласие, приобретение, действие, деятельность, адаптация, адаптация,…… Moby Thesaurus
Линия на бесконечности — Идеальная линия перенаправляется сюда.Чтобы узнать об идеальной линии в гонках, см. Раздел Гоночная линия. В геометрии и топологии линия на бесконечности — это линия, которая добавляется к реальной (аффинной) плоскости, чтобы закрыть и исключить исключительные случаи из…… Wikipedia
Линия силы — Линия силы в расширенном смысле Фарадея является синонимом линии индукции Максвелла. [Британская энциклопедия 1907 г., [http://books.google.com/books?id=PAgEAAAAYAAJ pg = PA64 dq =% 22Line + of + force% 22 as brr = 3 page 64]] Согласно Дж.J.…… Википедия
— с английского на все языки
Перспектива (визуальная) — Перспектива в контексте зрения и визуального восприятия — это способ, которым объекты кажутся глазу в зависимости от их пространственных атрибутов или размеров и положение глаза относительно предметов. Есть два основных значения…… Wikipedia
Линейные спектральные пары — (LSP) или линейные спектральные частоты (LSF) используются для представления коэффициентов линейного прогнозирования (LPC) для передачи по каналу.У LSP есть несколько свойств (например, меньшая чувствительность к шуму квантования), которые делают их лучше, чем прямые…… Wikipedia
перспектива — Я существительное угол зрения, отношение, зачатие, расстояние, досягаемость, ощущение, поле зрения, поле зрения, рамки, впечатление, наклон, наклон, линия взгляда, мысленный взгляд, ориентация, мировоззрение, точка наблюдения, точки зрения,…… Юридический словарь
прямой видимости — индекс перспективы Юридический тезаурус Бертона.Уильям С. Бертон. 2006… Юридический словарь
Перспектива (графическая) — Часть серии статей о… Википедия
Перспективная плоскость — Плоскость Плоскость, n. [Ф. самолет, L. plana. См. {Plane}, v. И a.] 1. (Geom.) Поверхность, реальная или воображаемая, на которой, если взять любые две точки, прямая линия, соединяющая их, полностью лежит на этой поверхности; или поверхность, любой раздел которой составлен…… The Collaborative International Dictionary of English
Объектив управления перспективой — (a) Если держать камеру ровно, с помощью обычного объектива, снимается только нижняя часть здания.(b) Наклон камеры вверх… Wikipedia
Перспектива (геометрия) — В геометрии два треугольника являются перспективными (или гомологичными), если при удлинении сторон каждого треугольника они встречаются в трех коллинеарных точках. Линия, проходящая через три точки, называется перспективной. Говорят, что треугольники…… Wikipedia
строка — Синонимы и родственные слова: DMZ, Indian file, L, MO, Spenserian stanza, WATS, WATS line, Zeitgeist, abut, аккомодация, сопровождение, согласие, соответствие, aceldama, подтверждение, согласие, приобретение, действие, деятельность, адаптация, адаптация,…… Moby Thesaurus
Линия на бесконечности — Идеальная линия перенаправляется сюда.Чтобы узнать об идеальной линии в гонках, см. Раздел Гоночная линия. В геометрии и топологии линия на бесконечности — это линия, которая добавляется к реальной (аффинной) плоскости, чтобы закрыть и исключить исключительные случаи из…… Wikipedia
Линия силы — Линия силы в расширенном смысле Фарадея является синонимом линии индукции Максвелла. [Британская энциклопедия 1907 г., [http://books.google.com/books?id=PAgEAAAAYAAJ pg = PA64 dq =% 22Line + of + force% 22 as brr = 3 page 64]] Согласно Дж.J.…… Википедия