Композиция ритм метр и: 9 Ритм .Виды ритмических и метрических рядов. Направление ри…
- Метр и ритм
- Виды ритмических и метрических рядов. — Студопедия
- Контраст, нюанс, метр, ритм, цвет. — Студопедия.Нет
- Конспект на тему «Ритм в композиции»
- РИТМ. Основы композиции. Учебное пособие
- МЕТРО-РИТМИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ
- ритм | Определение, время и счетчик
- Разъяснение гармонических ритмов (более 15 примеров)
- Глава 1 Ритм, метр и темп.
Метр и ритм
Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов. Метр и ритм – объективные закономерности его установления.
Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы.
Ряд – это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы.
Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов.
Ряд как средство организации особенно важен при необходимости организации в единое целое большого числа элементов (более 7±2) – верхнего предела числа Миллера, характеризующего объем кратковременной памяти человека.
Ряды являются активным средством эмоциональной выразительности. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность. Ряды двух закономерностей придают элементам целого (внутри периода) статичность или динамичность, но всему целому – в зависимости от той закономерности, которая доминирует как система организации ряда. Всегда доминирует закономерность, определяющая отношение периодов ряда.
Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд.
Основные виды построения метрических рядов представлены на рисунке 25.
1 Безынтервальный 2 Интервальный 3 Уплотненный 4 Разряженный
5 Частый 6 Редкий 7 Равноэлементный 8 Разноэлементный
9 Безпериодный 10 Периодный 11 Периодный 12 Периодный
равноэлементный разнопериодный
13 Однопериодный 14 Однопериодный 15 Однопериодный 16 Разнопериодный
частый редкий
Рисунок 25 — Основные виды метрических построений (рядов)
Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко или плавно изменяющийся. Резкое изменение типично для простых «жестких» геометрических форм (квадраты, треугольники, ромбы). Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм – парабол, овалов, спиралей.
Наиболее характерный прием построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое – «напряженной». Основные виды ритмических рядов представлены на рисунке 26.
1 Нарастающий ряд 2 Нарастающе-убывающий 3 Убывающе-нарастающий
4 Расширяющийся 5 Сужающе-расширяющийся 6 Расширяюще-сужающийся
7 С параллельным изменением 8 То же со встречным 9 Со встречным изменением
одинаковых свойств элементов изменением разных свойств элементов
10 Однопериодный 11 С параллельным изменением форм
и интервалов
Рисунок 26 — Основные виды ритмических построений (рядов)
1 Создание ритмической композиции на основе тождества не менее 7+2 элементов (используя геометрические и растительные мотивы) (Приложение А, рисунки 20-23).
2 Метрический ритм в полосе и на плоскости (Приложение А, рисунки 24-25).
Материал и размеры композиции
Тушь, акварель. Формат листа – А3.
Виды ритмических и метрических рядов. — Студопедия
Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором.
Метрический ряд может быть простым, состоящим из одного элемента формы, повторяющегося через равные промежутки пространства (а), или сложным.
Сложный метрический ряд состоит из групп одинаковых элементов (в) либо может включать отдельные элементы, отличные от основных элементов ряда по форме, размерам или цвету (б).
Значительно оживляет форму сочетание нескольких метрических рядов, объединенных в одну композицию. В целом метрический порядок выражает статичность, относительный покой.
Определенную направленность можно придать композиции, создавая динамический ритм, который строится на закономерностях геометрических пропорций путем увеличения (уменьшения) размеров подобных элементов или на закономерном изменении интервалов между одинаковыми элементами ряда (а — д). Более активный ритм получается при одновременном изменении величины элементов и интервалов между ними (е).
При увеличении степени ритма усиливается композиционная динамика формы в сторону сгущения ритмического ряда.
Если ритм— это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения — «метр». Метричность — это равномерность в движении типа механического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким примером метрического ряда служит орнамент.
В художественном конструировании используется специфическое средство композиции — закономерное повторение и чередование элементов, причем это повторение может быть как метрическим, так и ритмическим.
Метрический повтор в композиции, или метр, как его иногда называют, это повторении в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Для современных технических структур тема повтора особенно характерна, так как они, чаще всего, основаны на стандартизации и унификации.
Роль метрического повтора в композиции зависит от многих условий. Это и вид повторяющихся элементов (объемные или плоскостные) и число, и расположение повторяющихся элементов в метрическом ряду и др. Так, объемные элементы сложнее и вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем плоскостные. При слишком близком расположении повторяющихся элементов в метрическом ряду он может оказаться перенасыщенным, и метрический повтор перестанет восприниматься. Сохранить в этом случае целостность ряда поможет нюансное решение элементов. Наоборот, при разреженном ряде его элементы могут теряться на большом фоне. И для того, чтобы сохранить метрический ряд, как организующее начало, элементы ряда нужно выполнить предельно контрастными. Повтор начинает восприниматься как ряд с того момента, когда мы перестаем мгновенно улавливать количество элементов. Три, пять элементов — это еще не ряд, так как это количество элементов можно еще бессознательно подсчитать. Когда число элементов превышает шесть или семь, то они воспринимаются уже как ряд.
Более сложный метрический ряд основан на сочетании нескольких разных метрических рядов. При сочетании нескольких метрических рядов необходимо правильно выбрать связь этих рядов, соподчинение. Необходимо так скоординировать эти ряды, чтобы композиция не потеряла стройности и ясности.
Для создания ритмического ряда можно использовать закономерное изменение интенсивности цвета. В условиях метрического повтора иллюзия ритма создается в результате постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета элемента. При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, если с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается. Организующая роль ритма в композиции зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества (для создания ряда нужно иметь не менее четырех-пяти элементов).
Контраст, нюанс, метр, ритм, цвет. — Студопедия.Нет
Размер – масштаб
Эта пара средств гармонизации характеризует собой не внутреннее, а внешнее состояние или величину формы.
Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величина ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как большая или малая. Исходной для него является некая абстрактная единица, включаемая в ту или иную систему мер – метр, дюйм и т.д. В зависимости от размера форма характеризуется в композиционном плане как высокая или низкая, длинная или короткая и т.д.
Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной или в композиционном плане, с тем впечатление, которое производит эта форма на человека. В распространённом значении такая величина заключает отношение натурального размера к изображаемому размеру.
В чисто композиционном, художественном значении масштаб представляет собой соразмерность, выраженную не в числах или отрезках, а в зрительном соответствии формы человеку. В принципе композиционный масштаб подчинён раскрытию художественной идеи, заключённой в форме. Разделяется он на крупный и мелкий. В соответствии с ним форма может выглядеть либо крупной, монументальной, либо мелкой, лёгкой. Крупный масштаб относим со слабо расчленённой формой, мелкий – с сильно расчленённой формой. Всякое членение придаёт форме мелкий (лёгкий) характер, подчёркивая при этом, как правило, её большие размеры. Так же важную роль в достижении гармоничности композиции играют так называемые указатели масштаба, т.е. окружающие предметы.
+11. Метрический повтор и ритм как средства организации объемной формы.
Метр – ритм
Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает её чёткой и ясной. Однако при большей протяжённости метрическая композиция может выглядеть монотонной. Устранению монотонности способствует:
1)Сочетание в композиции несколько метрических рядов разного построения;
2)Выделение в метрическом ряду групп элементов;
3)Установление разрядок между группами;
4)«Оживление» метрического ряда за счёт включения в него акцентов;
5)Изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.
Наиболее активным средством устранения монотонности в метрическом строе является его сочетание с ритмом или просто – ритмизация формы.
Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. Это изменение может касаться как самих элементов, так и интервалов между ними. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко и плавно изменяющийся. Резкое изменение типично для простых «жёстких» геометрических форм. Это – квадраты, треугольники, ромбы и т.д. Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм – парабол, овалов, спиралей и т.п. Мы живем в мире различных ритмов. Это смена времен года, дня и ночи, движение звезд, стук капель дождя по крыше, сердцебиение… В искусстве же можно выделять ритмические рисунки, делать акценты, менять размеры, тем самым придавая композиции особое настроение.
Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.
Одним из полюсов ритмического построения является приближающийся к равномерному строю строгий ритмический порядок, то другим – порядок, основанный на свободном расположении элементов. Наиболее характерный приём построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведёт к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое – «напряжённой». Постепенное увеличение размеров интервалов ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения, и наоборот, уменьшение – к её облегчению.
Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, геометрический вид, рельеф и др. Как и метр, ритм может быть составлен из одного или нескольких рядов, т.е. быть простым или сложным. Ритмическая направленность сочетающихся рядов относительно друг друга может быть разной:
Ритм, как и асимметрия, может развиваться по вертикали, по горизонтали и в глубину.
Метрический повтор.
Неоднократное повторение какого-либо элемента с одинаковым интервалом называется метрическим повтором или метром. В технике метрический повтор определяется больше конструктивными особенностями. Но если необходимо организовать форму, он может применяться и искусственно — как декоративное средство.
Метрический повтор сам по себе уже закономерность, он организует форму, но еще не обеспечивает ее гармонию.
Повтор как некий порядок начинает восприниматься с того момента, когда мы перестаем мгновенно улавливать количество элементов. С этой точки зрения и пять повторов еще не ряд, так как при таком количестве элементов мы их подсознательно считаем. Когда число элементов превышает шесть или семь, мы воспринимаем их не в отдельности, а как группу. С этого момента на наше восприятие воздействует закономерность уже многократного повтора. Роль метрического повтора в композиции зависит от многих условий и, прежде всего от активности повторяющегося элемента.
Метрические ряды могут быть различной сложности. Простой основан на повторе одного элемента, в более сложном один ряд скоординирован с другим, в очень сложном одновременно развивается несколько метрических повторов.
Для того чтобы метрический повтор выглядел завершенным, он должен иметь начало и конец. Их можно оформить различными приемами, например, акцентированием крайних или близких к ним элементов. Если сильный акцент расположен внутри ряда, достичь завершенности композиции можно путем деления ряда в определенном отношении.
При слишком близком расположении повторяющихся элементов в метрическом ряду он может оказаться перенасыщенным. Тогда уже фон не служит организующим началом и метрический повтор перестает восприниматься. Сохранить целостность в этом случае помогают нюансные решения элементов ряда, а не контрастные, так как последние способствуют еще большему перенасыщению. Наоборот, при разреженном ряде его элементы теряются на большом фоне. Для того чтобы метрический повтор смог выполнить свою организующую роль, элементы разреженного ряда должны быть предельно контрастными. Это особенно необходимо в тех случаях, когда метрический ряд элементов задает всю основу композиции. При второстепенной же роли ряда его элементы можно не подчеркивать.
Метр-ритм
Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов, хотя начало ему могут положить и два элемента. Метр − простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной, однако при большой протяженности метрическая композиция может выглядеть монотонной.
Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, геометрический вид, рельеф и др. Они в еще большей степени, чем величины и интервалы, подвержены эмоционально-зрительной оценке. Их восприятие основывается на ощущении постепенного нарастания или резкого убывания тех или иных свойств элементов композиции, например насыщенности цвета.
Цвет — свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Индивидуальное отношение к цвету диктует назначение изделий, условия их эксплуатации. При цветовом решении изделий культурно-бытового назначения значительно возрастает роль создания гармоничного ансамбля всего жилого интерьера. Цвет взаимосвязан с другими средствами композиции. С его помощью можно подчеркнуть или ослабить отдельные элементы, соподчинить или объединить те элементы, которые не поддаются другим приемам соподчинения. Цветом можно корректировать пропорции, создавать композиционные связи между отдельными частями формы, он может играть значительную роль в достижении образности формы. С помощью цвета можно раскрыть сущность вещи, обострить или сделать нейтральным характер формы, выявить масштабность, значительно усилить контраст. |
Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам:
1. Ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета
2. Хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:
а. теплая гамма: желтый, оранжевый красный и их промежуточные состояния
б. холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния
в. дополнительные цвета: синий — оранжевый, зеленый — красный, фиолетовый — желтый. Дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов диаметрально, друг против друга
3. Ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого к черному.
Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное его разнообразие.
Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства.
+9. Масштаб и масштабность как ведущее средство
в объемно-пространственной композиции. Масштабность
Для характеристики соразмерности предметов, целого и отдельных его частей, а также предмета и человека используют понятия масштаба и масштабности. Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом. Чувство масштабности — это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине, соразмерности объекта (здания, сооружения, памятника, предметов оборудования и благоустройства, экспоната выставки, стенда на улице и т. д.) с человеком, архитектурным и природным окружением. Масштабность — наиболее сложное средство композиции. Все предметы и изделия, которые использует человек в своей деятельности, должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему.
Понятие масштабности перешло в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оказывается, что произвольно увеличивать или уменьшать изделие, имеющее какой-либо функциональный или художественно-эстетический смысл, нельзя. Человеку свойственно стремление связывать все создаваемое им с определенной величиной. Отклонение от этого вызывает внутренний протест, а вместе с ним и эстетическую неудовлетворенность. Истоки этого, как считают многие исследователи, в свойственном сознанию человека внутреннем «мериле» величин. Мы подсознательно сравниваем кустик и дерево, щенка и собаку, ребенка и взрослого.
Окружность, например, не имеет нюансов кривизны и поэтому воспринимается меньшей, чем равновеликий овал. Фигура, у которой соотношение частей контрастнее, ассоциируется с большей величиной; там же где эти соотношения сближены,— с меньшей.
И наконец, масштаб невольно связывается в человеческом сознании с окружением. Один и тот же предмет может показаться громоздким или, напротив, ничтожным в зависимости от окружающего его пространства. Мотоцикл кажется на улице совсем небольшим, но попробуйте поставить его в комнате, и он покажется вам громадным.
Как же добиваются определения нужной, оптимальной масштабности и какими средствами?
Прежде всего — выбором такого размера, который соответствует нашим представлениям и не нарушающего соотношения предмета с человеком или с материальным окружением (предметами, архитектурой) и пространством.
Масштабность среды (интерьер, экстерьер) решается в принципе так же, как и масштабность предмета, и основана на соответствии между реальной величиной пространства и его композиционным решением.
Наряду с пониманием масштабности как соразмерности форм окружающей среды с человеком существует толкование масштабности как средства композиции, средства решения идейно-образных задач. Есть такие понятия, как «крупный масштаб» и «мелкий масштаб». Для крупномасштабного сооружения характерен большой лаконизм форм, крупные членения, что придает ему впечатление монументальности. Камерные, мелкомасштабные сооружения отличаются большим количеством членений, насыщены деталями. Благодаря этому они производят впечатление легкости и изящества.
+10. Средства объемно-пластической композиции: контраст и нюанс.
Нюанс – контраст
Эта пара средств гармонизации характеризует степень сходства и различия элементов композиции. Она может быть выявлена только при сравнении элементов по одному композиционному свойству, например размеру или геометрическому виду. Элементы могут находиться в нюансном отношении по одному признаку и контрастном – по-другому. Крайними полюсами отношения «нюанс – контраст» являются полное сходство или тождество элементов с одной стороны, и их полная полярность или противоположность, с другой.
Нюанс характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам. Например, в фактурных поверхностях он представляет крупную или мелкую зернистость, в цвете – оранжево-красные и красные оттенки и т.д. Нюансное отношение может быть сближенным и отдалённым.
Сближенное отношение предполагает построение композиции с использованием элементов, которые характеризуются так называемым обратным изменением свойств, например, увеличением размеров и уплощением рельефа.
Отдаленное отношение выражается прямым или параллельным изменением свойств элементов, например возрастанием яркости цвета и увеличением размеров. Соответственно при той или иной нюансировке меняется и характер композиции при сглаживании различий она становится более спокойной, а при их увеличении – острой. В целом нюанс способствует установлению зрительного равновесия между частями композиции, достижению её цельности.
Контраст представляет собой резкое отличие элементов композиции. Низкое может противопоставляться высокому, легкое тяжелому, светлое — темному, сложное — простому и т. д. Противопоставление двух начал в композиции делает форму заметной и выделяет ее среди других. Контрастные отношения раскрываются сразу, и в зависимости от умения использовать это средство они вызывают соответствующую реакцию восприятия.
Он может быть выражен в размерах, расположении, цвете, пластике формы. При нём композиция приобретает динамизм и самую большую активность в плане воздействия на зрителя.
Использование контраста как средства композиции имеет свои особенности. В одних случаях применение его предопределяет сама конструкция. В других, если этих объективных условий нет, контраст может привлекаться искусственно.
Использование контраста активизирует форму, но еще не гарантирует гармонии. Если контраст слишком резкий, композиционная связь элементов может разрушиться и зрительно. Taкая форма распадается на части. Поэтому, чтобы добиться гармонии необходимо соблюдать меру контраста, создавать плавные переходы.
Роль контраста в композиции различных изделий неодинакова. В тех случаях, когда контраст обусловлен объективно, он может стать главным средством организации формы. Если же применение его необязательно, он привлекается лишь как вспомогательное средство.
В композиции контраст неразрывно связан с нюансом. Если контраст не дополняется тонкими нюансными переходами, он может не только огрубить форму, но и разрушить целостность.
Нюанс и нюансировка.
Нюанс предполагает небольшое различие свойств. Обычно он применяется для дополнения контраста. Если контраст часто обусловливается функцией или конструкцией изделия, то нюанс не определяет ни то, ни другое. Это средство композиции относится к области художественного осмысления формы, материала, цвета и в значительной мере зависит от индивидуальности художника-конструктора. Использование нюанса обычно обусловливается наличием контраста и необходимостью его смягчения.
Как средство композиции нюанс проявляется в пропорциях, ритме, цвете, пластике, декоре, фактуре поверхности и т. д. Построенные на нюансах формы спокойны, не сразу раскрываются в отличие от форм, построенных на контрастах. Использование нюанса важно при проектировании мебели и разработке интерьеров. Смягчая контрасты, нюансы придают изделиям и среде необходимую теплоту, что для жилой среды особенно важно.
Отношения – пропорции
Если метр и ритм определяют порядок расположения элементов композиции, то отношения и пропорции – их соразмерную связь между собой и с формой в целом.
Отношения характеризуют наиболее простой вид соразмерной связи элементов композиции. Определяются связью между двумя величинами формы, например длиной и высотой прямоугольника. С композиционно-художественной точки зрения оцениваются численно и чисто зрительно. Могут быть сближенными и отдалёнными. К сближенным отношениям можно отнести те, которые находятся в пределах от 1:1 до 1:0,5. К отдалённым – от 1:0,5 до 1:0 (условно). Первые типичны для форм, приближающихся к квадрату и отличающихся монументальным, статичным характером. Вторые – для форм, приближающихся к линейной форме и отличающихся в определённом (вертикальном) положении неустойчивостью и лёгкостью. К сближенным отношениям можно причислить «золотое сечение». Оно равно 1:0,62.
Пропорции выражают соразмерность двух и более отношений. Характеризуют гармоничную связь не одной, а нескольких форм. Главным их элементом служит так называемый пропорциональный модуль. Он даёт возможность производить композиционное построение на основе использования кратных величин, т.е. простого их умножения или сокращения в определённое число раз. Как правило, для модуля используются натуральные (целые) числа, позволяющие получить в результате их деления или умножения также целые, кратные ему числа. Модулем может быть не только число, но и любая величина, не связанная с метрической или другой системой измерения.
Конспект на тему «Ритм в композиции»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа».
Л.А. Какичева
Методические указания по предмету «Основы композиции»
в рамках предпрофессиональной программы дополнительного
образования «Живопись» (со сроком обучения 5 лет)
по теме:
«Ритм».
Ульяновск 2019
Утверждено Рекомендовано
на методическом совете методическим советом МБУ ДО ДХШ МБУ ДО ДХШ
Протокол № от Протокол № от
Автор Л. А. Какичева, преподаватель МБУ ДО ДХШ
Рецензенты: В.С. Кузнецов
Н.В. Горшунов
Методические указания предназначены для преподавателей детских школ искусств, работающих по программе предпрофессинальной подготовки учащихся по программе «Живопись».
Аннотация.
Методические указания необходимы преподавателям ДХШ и ДШИ, ведущих предмет «Основы композиции» в классах ФГТ со сроком обучения 5 лет. Программа предмета «Основы композиции» включает в себя лекционный и практический материал.
Данные методические указания помогут сориентировать педагогов в выборе практических заданий по теме «Ритм», которая запланирована для изучения в 3 четверти 1 класса в группах ФГТ.
Методические указания.
Человеческая деятельность имеет цикличность: шаг при ходьбе, ритм сердца, любая трудовая деятельность. Важнейшая особенность ритма: повтор движений, элементов или форм. В природе ритм можно наблюдать в смене времен года, дня и ночи. В искусстве можно наблюдать композиции, в основе которых лежит ритм. Например: орнамент на вазе, вышивка на одежде и т.д. Ритм-это прежде всего движение с изменением, то повторение без движения называют метром Метрическая композиция может повторяться до бесконечности. Ярким примером метрической композиции служит орнамент. Орнамент-живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
Для метрических композиций характерна статика. Статика-это состояние покоя, равновесия.
В отличии от метра, ритм обладает более сложной характеристикой. Ритм-это чередование однородных элементов и пространства. Классифицируют два вида ритма: активно-динамический и пассивно-динамический. К первому типу относится музыка, танцы, свет. Ко второму типу относится произведения архитектуры, живописи, скульптуры и т. д .
Ритм может быть простым, когда меняется только одна закономерность, например, цвет или фактура, или расстояние между элементами.
Или ритм называют сложным, в этом случае могут меняться несколько параметров: конфигурация формы, насыщенность и пространственные промежутки.
Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов. Метр и ритм – объективные закономерности его установления.
Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы.
Ряд– это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы.
Периодическая закономерность – это такая закономерность, при которой отношение между первым и вторым элементом имеет периодичность.
Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов.
Ряды являются активным средством эмоциональной выразительности. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность.
Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд.
Основные виды построения метрических рядов представлены на рисунке.
1 Безинтервальный . 2 Интервальный . 3 Уплотненный . 4 Разряженный.
5 Частый. 6 Редкий . 7 Равноэлементный . 8 Разноэлементный.
9 Безпериодный . 10 Периодный . 11 Периодный равноэлементный. 12 Периодный разноэлементный.
13 Однопериодный . 14 Однопериодный частый. 15 Однопериодный редкий.16 Разнопериодный
Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко или плавно изменяющийся. Резкое изменение типично для простых «жестких» геометрических форм (квадраты, треугольники, ромбы). Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм – парабол, овалов, спиралей.
Наиболее характерный прием построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое – «напряженной». Основные виды ритмических рядов представлены на рисунке.
1 Нарастающий ряд . 2 Нарастающе-убывающий . 3 Убывающе-нарастающий.
4 Расширяющийся . 5 Сужающе-расширяющийся. 6 Расширяюще-сужающийся.
7 С параллельным изменением . 8 То же со встречным . 9 Со встречным изменением
одинаковых свойств элементов изменением разных свойств элементов
10 Однопериодный . 11 С параллельным изменением форм и интервала.
Упражнение 1.
Создайте метрический ряд из 9 элементов в черно-белом изображении.
Упражнение 2
Постройте метрический ряд (на основе первого упражнения) в цвете, с изменением насыщенности и усложнив чередование.
Упражнение 3.
Создайте ритмический ряд в черно-белом варианте на тему «Бельевая веревка».
Рецензия
На методические указания к рекомендациям по организации уроков на тему «Ритм» в ДХШ и школах искусств.
Методические указания грамотно и органично составлены преподавателем Какичевой Л. А. Содержат лекционный и практический курс уроков по теме «Ритм». Указания учитывают возрастные особенности учащихся, их подготовленность к данному материалу.
Рецензент – доцент кафедры «Дизайна и искусства интерьера» Ульяновского государственного университета, Заслуженный художник России
___________________________________________________________Горшунов Н. В
Рецензия
На методические указания по организации уроков на тему «Ритм»,
разработанные преподавателем МБУ ДО ДХШ Какичевой Л. А.
Представленные методические указания в полном объёме раскрывают тему, могут служить пособием для занятий с учащимися детской художественной школы и школы искусств.
Рецензент_ член Союза художников России, преподаватель МБУ ДО ДХШ
__________________________________________________________________Кузнецов В, С,
РИТМ. Основы композиции. Учебное пособие
Действительно, разве можно отрицать, что многие процессы жизнедеятельности человека протекают циклично? Человек ощущает ритмы сердца, дыхания, ритмично двигается при ходьбе, беге, танце. Любая трудовая деятельность связана с ритмичными движениями, то есть с повторами. Важнейшие признаки ритма – это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»).
День, ночь, день, ночь… Зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень, зима… Одно время года сменяется другим, затем все повторяется вновь и вновь. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Временной ритм связан с качественными изменениями в человеке, его физическим состоянием, а также с повышением духовного и умственного уровня. Любая личность находится в системе развития всего человечества, живущего на Земле, а Земля в свою очередь является частью Вселенной, которая также имеет свое развитие и движение, то есть определенный ритм. Физиологи и психологи установили, что человек реагирует не только на свои собственные ритмы, но и способен усваивать ритмы, идущие извне. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему. Процесс усвоения ритма довольно сложен, он протекает как на уровне врожденных безусловных рефлексов, так и условных, приобретаемых человеком на протяжении всей жизни. Современные научные исследования доказывают, что ритм признается раздражителем, формирующим эстетические чувства.
Наверное, поэтому и в примитивном искусстве встречаются композиции, в основе которых лежит ритм.
Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изделия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне – в основе всех этих процессов лежит «метр». Удар – время, удар – время… Элемент – пауза, элемент – пауза. Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – «метр». Метричность – это равномерность в движении типа механического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. Различные волнообразные и прямые линии, крестики, ромбики, кружочки и т. д. – все это определенная информация, которая выстраивается в полосе, на плоскости или на объеме, рождая тем самым орнаменты, смысл которых нам теперь по большей части не ясен. Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью.
В. Вазарелли. Композиция. 1968
Метрические композиции широко используются в декоративно-прикладном искусстве. Это связано не только с потребностью человека окружать себя предметами, которые создают определенный психологический климат, но и с технологией изготовления того или иного произведения. Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань. Исстари такие ткани назывались набивными, или «набойками». На деревянной доске вырезался рельеф или набивались гвоздики, затем наносилась краска и путем накладывания доски на ткань отпечатывался рисунок. Такая доска и является метром: то есть один раз отпечатали, затем вновь нанесли краску и опять повторили наложение на ткань рядом, ниже и так далее. Рисунок задумывался таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков. Конечно, сейчас технология изготовления ткани, обоев, оберточной бумаги существенно изменилась. Но тем не менее, создавая композиции, в основе которых лежит метр, необходимо продумывать пластические связи одного метра со следующим. Такого вида метрические композиции называют еще раппортом, или раппортными композициями. В основном они применяются для создания рисунка на тканях. Различают три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетчатый. Обычно в композициях на тканях используются растительные, животные и геометрические мотивы. Для метрических композиций характерна статика. Статика – это состояние покоя, равновесия. Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометрических мотивов. Метрическая композиция строится на строгом отсчете времени и пространства.
В отличие от метра ритм придает композиции динамизм и порождает движение с более сложной характеристикой. Динамика ритма обусловливается закономерным чередованием однородных элементов и пространства. В искусстве ритм понимается как синтез количества и качества в выражении художественной формы. Для зрителя, воспринимающего произведение искусства, существует два типа ритма: активно-динамический и пассивно-динамический. К первому относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определенных временных рамках. Ко второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов. Воздействие на зрителя активно- динамического ритма во многом зависит от продолжительности его восприятия. В пассивно-динамическом ритме главным становится характер каждого элемента, его пространственное положение, выразительность композиционных фраз.
Набивная доска. Конец XVII в.
Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами), и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние между элементами и одновременно уменьшается форма, которая также изменяет свою фактурную характеристику. Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать. Без ритма трудно обойтись как в плоскостной композиции, так и в объемной, пространственной. Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматические), ритмы, выраженные фактурой. В одной композиции может оказаться большое количество композиционных фраз, построенных на ритме и развивающихся относительно друг друга параллельно, пересекаясь или даже двигаясь в противоположном направлении. За счет ритмического построения активно организуется центр плоскости или объема, а в объемно-пространственном решении выявляется доминанта. Количественные или качественные изменения могут происходить весьма своеобразно: со своим интервалом в каждой композиционной фразе, с изменением изобразительных средств. Знание закономерностей ритмического построения во многом решает проблемы создания композиций любого вида, их единства и соподчинения, равновесия как целого произведения, так и его частей.
Печь в усадьбе Абрамцево. Конец XIX в.
В. Вазарелли. Композиция. 1964
Вполне возможно использование в композициях сочетания метра и ритма. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать весьма оригинальные произведения. Казалось бы, используя одно и то же средство, нельзя добиться такого большого разнообразия решений. Но, например, художник В. Вазарелли всем своим творчеством доказывает обратное. Каждая его работа своеобразна и неповторима.
Говоря о таком средстве, как ритм, помогающем создавать композиции в соответствии с законами гармонии, необходимо отметить его активное применение не только в изобразительном искусстве, но и в других видах творческой деятельности. Так, музыкальные произведения вообще не могут существовать без ритма. В архитектуре, кино, театре, литературе ритм использовали и используют как средство для создания произведений независимо от времени, места и художественного образа.
1-5. Упражнение 2
6. упражнение 4
7. упражнение 5
Целью этих упражнений является определение соотношений мотива и интервала между ними, количества рисунка и фона, превращение композиции в единый узор. Решение таких задач способствует развитию творческого воображения и чувства пластики. Возможна отработка этих упражнений на компьютере.
У пражнение 1
Создайте метрический ряд (из 5-6 повторов), используя сначала геометрические мотивы, а затем растительные. Первоначальные поиски ведите в черно-белом варианте, внимательно прослеживая силуэты форм, работая над их цельностью, читаемостью. Затем возможно введение цвета, но не более одного-двух.
Упражнение 2
Постройте раппортные композиции (полосообразные, клетчатые, сетчатые) с использованием геометрических форм. Попробуйте в одной композиции выразить пластические задачи линией, в другой – пятном, а в третьей – сочетанием линии и пятна.
Перейдем к следующей группе упражнений.
Упражнение 3
Постройте простые ритмические ряды (7-10 повторов), различающиеся между собой по замыслу Попытайтесь варьировать форму; меняя ее силуэт, размеры, членения, рельефность, элементы на ней, изменяя ее тон, цвет, фактуру, отдавая предпочтение интервалам, которые тоже могут нести художественную нагрузку. Попробуйте даже такие задачи решать творчески. Желательно сделать более 10 вариантов.
Затем создайте удлиненные композиции, где возможно сочетание двух-трех и более ритмических рядов, композиционных фраз. Организуйте композиционный центр с движением к нему Не забудьте об обязательном условии гармоничной композиции – равновесии, единстве и соподчинении.
Упражнение 4
Организуйте плоскостную композицию, применяя ритм и метр. Для выполнения данного упражнения используйте любые изобразительные средства и графические приемы. Это задание рассчитано на фантазию и оригинальность мышления, выдумку и изобретательность, а также на усидчивость и профессиональное владение техникой.
Удлиненная композиция. Ритм.
Упражнение 5
Создайте 2-3 композиции по законам гармонии, активно используя такое средство гармонизации, как ритм. Выразите в этих композициях определенные художественные образы.
Возможные темы: «Праздничные фанфары», «Современный промышленный город», «Одиночество», «Спортивный праздник», «Ярмарка» и т. д. Композиции выполняются любыми изобразительными средствами. При этом не оговариваются ни ритмический строй, ни число элементов, ни их размеры, ни, наконец, графическая трактовка. Предлагается свободная творческая интерпретация выбранных тем, решенных на формальной основе. Размеры работы приблизительно 75 х 55 см. Для определенных специализаций это упражнение имеет смысл выполнить в рельефе, используя бумагу, картон.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Нюанс – контрастСтатика – динамика
Симметрия – асимметрия
Метр – ритм
Отношения – пропорции
Размер – масштаб
Метр – ритм
Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трёх элементов, хотя начало ему могут положить и два элемента.
Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает её чёткой и ясной. Однако при большей протяжённости метрическая композиция может выглядеть монотонной. Устранению монотонности способствует:
1)Сочетание в композиции несколько метрических рядов разного построения;
2)Выделение в метрическом ряду групп элементов;
3)Установление разрядок между группами;
4)«Оживление» метрического ряда за счёт включения в него акцентов;
5)Изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.
Наиболее активным средством устранения монотонности в метрическом строе является его сочетание с ритмом или просто – ритмизация формы.
Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. Это изменение может касаться как самих элементов, так и интервалов между ними. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко и плавно изменяющийся. Резкое изменение типично для простых «жёстких» геометрических форм. Это – квадраты, треугольники, ромбы и т.д. Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм – парабол, овалов, спиралей и т.п. Окружность в ряд вторых не включается: она образуется на основе формирования метрического, т.е. равномерно изменяющегося множества.
Одним из полюсов ритмического построения является приближающийся к равномерному строю строгий ритмический порядок, то другим – порядок, основанный на свободном расположении элементов. Наиболее характерный приём построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведёт к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое – «напряжённой». За чрезмерно резким изменением величины элементов кроется разрушение композиционно-ритмического строя. Другой распространённый приём – изменение интервалов между элементами. С его использованием связано построение сужающихся и расширяющихся ритмических рядов. Первые ряды строятся за счёт сокращения расстояний между элементами, вторые – за счёт их увеличения. Степень изменения в этом случае будет определять замедление или ускорение ритма. Постепенное увеличение размеров интервалов ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения, и наоборот, уменьшение – к её облегчению.
Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, геометрический вид, рельеф и др. Как и метр, ритм может быть составлен из одного или нескольких рядов, т.е. быть простым или сложным. Ритмическая направленность сочетающихся рядов относительно друг друга может быть разной:
Параллельной направленностью – когда свойства элементов в рядах одинаково изменяются, например, возрастает яркость, увеличивается величина и т.д.
Встречной – когда свойства изменяются неодинаково, например яркость возрастает, а величина уменьшается.
Важно учитывать, что ритм, как и асимметрия, может развиваться в разных координатных направлениях – по вертикали, по горизонтали и в глубину.
МЕТРО-РИТМИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 17Следующая ⇒Гармонизации на основе метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов, хотя начало ему могут положить и два элемента. Каковы же объективные закономерности его установления?
Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Однако при большой протяженности метрическая композиция может выглядеть монотонной. Устранению монотонности способствует (рис.*):
· сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения,
· выделение в метрическом ряду групп элементов,
· установление разрядок между группами,
· «оживление» метрического ряда за счет включения в него акцентов,
· изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.
Наиболее активным средством устранения монотонности в метрическом строе является его сочетание с ритмом или просто – ритмизация формы. В чем ее специфика?
Рис *. Метрический ряд как основа композиции.
Амстердам. Екатерина Гусева
Количество элементов и размеры пространства, в котором организуется метрическая композиция, могут быть различными. Если повторяющиеся элементы должны располагаться близко друг от друга, метрический ряд может оказаться перенасыщенным. Тогда элементам тесно, фон их не держит и повтор не воспринимается. Сохранить целостность ряда могут помочь нюансные решения элементов, например уменьшение насыщенности их цвета. Использование контрастных приемов, наоборот, будет способствовать перенасыщению композиции.
При разреженной композиции элементы ряда будут теряться. Чтобы повтор как закономерность смог выполнить свою организующую роль, элементы разреженного ряда должны быть сильными, предельно активными. Это особенно важно в тех случаях, когда метрический ряд является основой композиции. Если же повтор играет второстепенную роль, элементы можно не подчеркивать.
Роль метрического повтора особенно велика в тех дизайнерских разработках, где применяются унификация элементов и модульные сетки.
В технике метрический повторили метр, больше обусловливается конструктивными особенностями изделия. Но если необходимо организовать его форму, он может применяться как декоративное средство.
Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. Это изменение может касаться как самих элементов, так и интервалов между ними. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко или плавно изменяющийся (рис.**)
Если одним из полюсов ритмического построения является приближающийся к равномерному строю строгий ритмический порядок, то другим – порядок, основанный на свободном расположении элементов. Второй полюс граничит с аритмией или хаотичным расположением разных по своим свойствам композиционных элементов, но не сводится к нему. Он остается средством гармонизации при условии создания крайне динамичной, но все же собранной композиции. Элементы в нем, при кажущейся случайности расположения, определенным образом упорядочены. Если порядок вовсе отсутствует, композиция распадается.
а) | б) |
Рис. ** а) – спокойная и б) – напряженная ритмическая композиция |
Наиболее характерный прием построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спокойной» ритмической композиции (рис.*, а), резкое – «напряженной» (рис. *, б). За чрезмерно резким изменением величины элементов кроется разрушение композиционно-ритмического строя.
Другой распространенный прием – изменение интервалов между элементами. С его использованием связано построение сужающихся и расширяющихся ритмических рядов. Первые ряды образуются за счет сокращения расстояний между элементами, вторые – за счет их увеличения. Степень изменения в данном случае будет определять замедление или ускорение ритма. Постепенное увеличение размеров интервалов ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения, и наоборот, уменьшение – к ее облегчению.[16, с.136] Активность ритма в композиции зависит от силы проявления этой закономерности (рис.**, б)). Если изменения чередований незначительны, то проявление ритма выражено слабо. Наоборот, при явном чередовании элементов ритм может служить главным началом композиции. Многое зависит также от протяженности ряда. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов, так как три еще не создают впечатления закономерного повтора.
При использовании ритма как средства композиции очень важно уметь правильно завершить ряд, иначе может возникнуть впечатление случайного его обрыва. В этом смысле задача решается сложнее, чем при использовании метрического повтора.
Как средство композиции ритм используется дизайне в тех случаях, когда он объективно предопределен конструктивной основой. Проявления ритма в технике весьма разнообразны, например, при членении корпуса какого-либо транспортного средства или при организации элементов на плоскости приборной панели, т.е. там, где нужно ориентировать форму в каком-либо направлении или расположить и организовать элементы формы с ритмической направленностью к главной оси, к композиционному центру.
Метр и ритм могут быть связаны, с одной стороны, с пропорциями, а с другой – с модульной сеткой. В дизайне в ряде случаев эта зависимость определяется жесткой связью метрических рядов с конструктивной системой. В средствах транспорта, например, возникает обусловленная их структурой конструктивная сетка, которая является своеобразным модулем, и от него уже зависят все метро-ритмические соотношения других элементов, находящихся внутри салона.
Метро-ритмические ряды способствуют выделению главного в композиции, выявлению характерных, особенно для динамических композиций, акцентов и их закономерного чередования с пассивными интервалами, служащими как бы фоном.
МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА
Подмодулем(лат. «modulos» – мера) понимается величина, размер, принимаемый за основу расчета размеров какого-то предмета, машины или сооружения. Совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета, носит название модульной системы.
В дизайне понятие «модуль» встречается в основном там, где деятельность дизайнера так или иначе связана с оборудованием каких-то помещений или изготовлением самого оборудования из унифицированных элементов.
Оборудование и мебель для жилища, например, необходимо проектировать на основе единого модуля, который зависит от модуля архитектурного. Модульная координация находит применение также в приборостроении и в станкостроении, особенно там, где используются унификация и агрегатирование.
ритм | Определение, время и счетчик
Ритм , в музыке, размещение звуков во времени. В самом общем смысле ритм (греч. hythmos , производное от rhein , «течь») — это упорядоченное чередование контрастирующих элементов. Понятие ритма также встречается в других искусствах (например, в поэзии, живописи, скульптуре и архитектуре), а также в природе (например, в биологических ритмах).
Британская викторина
Этюд композиторов
Что из этого не Петр Чайковский?
Попытки определить ритм в музыке вызвали много разногласий, отчасти потому, что ритм часто отождествлялся с одним или несколькими его составляющими, но не полностью отдельными элементами, такими как акцент, размер и темп.Как и в случае с тесно связанными предметами стиха и метра, мнения сильно расходятся, по крайней мере, среди поэтов и лингвистов, относительно природы и движения ритма. Теории, требующие «периодичности» в качестве sine qua non ритма, противостоят теориям, которые включают в себя даже неповторяющиеся конфигурации движения, как в прозе или в прозе.
Элементы ритма
В отличие от картины или скульптуры, которые представляют собой композиции в пространстве, музыкальное произведение — это композиция, зависящая от времени.Ритм — это образец музыки во времени. Какие бы другие элементы ни было в данном музыкальном произведении (например, паттерны высоты тона или тембра), ритм является одним из незаменимых элементов всей музыки. Ритм может существовать без мелодии, как барабанная дробь так называемой примитивной музыки, но мелодия не может существовать без ритма. В музыке, в которой есть и гармония, и мелодия, невозможно отделить ритмическую структуру от них. Замечание Платона о том, что ритм — это «порядок движения», дает удобную аналитическую отправную точку.
Единица музыкального времени называется долей. Подобно тому, как человек осознает устойчивый пульс или сердцебиение своего тела, так и при сочинении, исполнении или прослушивании музыки человек осознает периодическую последовательность ударов.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняТемп основной доли называется темпом (итал. «Время»). Выражения медленный темп и быстрый темп предполагают существование темпа, который не является ни медленным, ни быстрым, а скорее «умеренным».Под умеренным темпом подразумевается естественный темп ходьбы (76–80 шагов в минуту) или сердцебиение (72 в минуту). Однако темп музыкального произведения, указанный композитором, не является ни абсолютным, ни окончательным. В исполнении это может варьироваться в зависимости от интерпретационных идей исполнителя или таких соображений, как размер и реверберация зала, размер ансамбля и, в меньшей степени, звучность инструментов. Изменение в таких пределах не влияет на ритмическую структуру произведения.
Темп произведения никогда не бывает строго математическим. Невозможно музыкально придерживаться метрономного ритма в течение длительного времени. В слабо связанном отрывке может потребоваться уменьшение темпа; в многолюдном коридоре может потребоваться расслабление. Такие модификации темпа, известные как tempo rubato , т. Е. «Украденное время», являются частью характера музыки. Рубато нужен каркас негибкого ритма, из которого он может уйти и к которому должен вернуться.
Время
Разум, по-видимому, ищет какой-то организующий принцип в восприятии музыки, и если группировка звуков объективно не присутствует, он навязывает один из своих собственных.Эксперименты показывают, что разум инстинктивно группирует регулярные и идентичные звуки на двойки и тройки, делая ударение на каждом втором или третьем доле, и таким образом создает из монотонной в остальном последовательности последовательность сильных и слабых ударов.
В музыке такая группировка достигается за счет фактического стресса, то есть путем периодического усиления одной ноты над другими. Когда напряжение возникает через равные промежутки времени, удары делаются естественным образом. Хотя в европейской музыке понятие меры времени восходит к глубокой древности, только с 15 века они обозначаются штриховыми линиями.Таким образом, термины измеряют и бар часто используются как синонимы.
Мера времени указывается при открытии изделия с помощью тактового размера — например, 2 / 4 , 4 / 8 , 3 / 4 , 6 / 8 . Длина каждой доли в такте может быть короткой или длинной единицей времени:
Подпись 4 / 1 (вверху) означает, что вся нота (1) является единицей в каждом такте, и их четыре (4) для каждого такта.На второй иллюстрации, 4 / 2 , полнотой (2) является единица измерения, с четырьмя из них (4) для каждого такта и так далее.
Два основных типа измерения времени состоят из двух или трех долей и допускают множество различных обозначений.
«Четыре времени» или «обычное время» на самом деле представляет собой разновидность двойного времени, связанного с «двойным временем», поскольку его трудно представить без дополнительного ударения на половинном такте, то есть на третьем доле, таким образом :
Двойные, тройные и учетверенные меры времени — i.е., те, в которых есть два, три и четыре удара до такта, известны как простое время. Разделение каждой составляющей доли на три дает составное время:
Более сложные времена, такие как пятерка, 5 / 4 , обычно делятся на группы 3 + 2, как в «Марсе» из сюиты Густава Холста «Планеты » и во второй части «Шестой» Чайковского . Симфония . Римский-Корсаков в Sadko и Стравинский в Le Sacre du printemps используют 11 как единое целое.Фортепианное трио Равеля открывается подписью 8 / 8 с внутренней организацией 3 + 2 + 3. Народные песни и народные танцы, особенно из Восточной Европы, повлияли на использование асимметричных временных мер, как в «Болгарском ритме». ”Штук в 7 / 8 и 5 / 8 в Mikrokosmos Бартока .
.Разъяснение гармонических ритмов (более 15 примеров)
Так же, как отдельная музыкальная нота может быть короткой, длинной или чем-то средним, так и аккорд может быть. Это означает, что, как и у мелодий, у аккордов есть ритм. Это более конкретно известно как «гармонический ритм» и имеет решающее значение для общего воздействия, которое он оказывает на нашу музыку.
Итак, давайте вернемся к определению гармонического ритма: Гармонический ритм — это скорость, с которой меняются аккорды. Это продолжительность аккордов в последовательности аккордов.
Конечно, это не означает, что все аккорды в прогрессии должны быть одинаковой длины. Есть аккорды, которые сохраняются в течение нескольких тактов, в то время как другие мимолетны — меняются за полтона. Некоторые прогрессии медленные, некоторые быстрые, некоторые длинные, некоторые короткие, некоторые повторяются, а некоторые нет.
Разнообразие гармонических ритмов безгранично, поэтому наш сегодняшний урок так важен для музыкантов.
Объяснение гармонического ритмаПочему термин «гармонический ритм»?
На всякий случай быстро проясним, откуда взялся этот термин.В музыке «гармония» — это все, что связано с аккордами и последовательностями аккордов. «Ритм» — это когда ноты звучат и как долго.
Итак, «гармонический ритм» — это ритм гармонии. Другими словами, это продолжительность аккордов и последовательностей аккордов. Это, конечно, оказывает огромное влияние на характер музыки, поэтому давайте посмотрим, как именно это работает.
Как работает гармонический ритм
Мы рассмотрим несколько реальных примеров позже в этом уроке, но сначала вот небольшая игра, в которую мы можем играть с простой последовательностью аккордов.Это поможет нам понять, как действительно быстро работает гармонический ритм.
Простая аккордовая прогрессия
Здесь у нас есть простая последовательность аккордов, распространенная во многих музыкальных стилях. Мы собираемся задать его гармонический ритм четырьмя различными способами, чтобы увидеть, как он меняется. Это оригинальная прогрессия без измерителя:
Простая последовательность аккордов, распространенная во многих музыкальных стилях.Гармонический ритм: Версия 1
Вот это общий счетчик.Поскольку аккорд ля минор возникает в сильной доле (2-й такт) и вдвое длиннее окружающих аккордов, это похоже на прибытие. Однако это только временное явление, и настоящий вывод приходит к пятому такту, где тонический аккорд возникает на сильной доле.
Аккордовая прогрессия с гармоническим ритмом 4/4Гармонический ритм: Версия 2
Здесь прогрессия тоже в общем метре, но эффект совсем другой. Первый аккорд находится на оптимистичной доле, а аккорд ля минор просто проходит мимо.К тому же концовка немного слабее, чем в предыдущей версии, потому что финальный аккорд находится на третьей доле своего такта (а не на сильной первой доле).
Последовательность аккордов с гармоническим ритмом 4/4, с оптимистичной долей и оканчивающейся на более слабой долеГармонический ритм: Версия 3
Прогресс здесь также отличается от двух других. С самого начала он настраивает нас на что-то совершенно другое, потому что он составляет 3/4 метра. Длинный аккорд ми минор создает ощущение временного прихода, который затем быстро переносит нас к финальному аккорду до мажор через фа и соль 7.
Та же последовательность аккордов на 3/4Гармонический ритм: Версия 4
Изменение метра и размера, очевидно, меняет все настроение музыки. Но даже в пределах одного и того же метра последовательность аккордов может иметь совершенно новый характер, если ритм другой.
Вот еще один пример такой же прогрессии на 3/4 метра. Опять же, это полностью отличается от всех других примеров. У этого есть гармонический ритм, который подчеркивает 2-ю долю такта.
Набор аккордов на 3/4 с другим гармоническим ритмомВ этом важность гармонического ритма! Конечно, он работает рука об руку с последовательностями аккордов, поэтому обязательно прочтите этот урок под названием «Что такое тональность в музыке и почему это важно» , чтобы получить более полную картину.
Гармонический ритм и мелодия
Как вы знаете, аккордовые прогрессии редко работают сами по себе. Обычно они предназначены для сопровождения и поддержки мелодий.Что интересно, у этих мелодий тоже есть свой ритм.
Таким образом, в музыке часто одновременно происходит как минимум два уровня ритма: мелодический ритм и гармонический ритм:
- Гармонический ритм — это то, с чем мы играли выше: это ритм аккордов.
- Мелодический ритм такой же, но вместо аккордов это продолжительность нот мелодии.
Итак, давайте посмотрим, как это работает.Если бы у нас были мелодии поверх прогрессий из нашей маленькой игры выше, все они были бы другими. Вот мелодия, которую я только что написал поверх первой версии нашей аккордовой последовательности:
Мелодия поверх аккордов в 4/4 А вот мелодия поверх четвертой версии. Это точно такая же последовательность аккордов, но мелодия совершенно другая (хотя я сохранил большинство нот).
Еще раз, вот насколько важен гармонический ритм.Выбор , когда для смены аккорда, так же важен, как , на который нужно изменить аккорд!
Примеры гармонического ритма в классической музыке
Как мы узнали выше, разнообразие гармонических ритмов безгранично. Итак, в этом разделе мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных гармонических ритмов и их влияние на музыку великих композиторов.
Если вам интересны такие музыкальные композиции, обязательно ознакомьтесь с этим уроком под названием «Руководство для новичков по 4-частной гармонии» .Составители следующих примеров были мастерами в этом деле.
Шуман: Träumerei
Этот первый пример принадлежит Шуману. Это его Träumerei из Kinderszenen, соч. 15. Это прекрасный пример того, как много разных ритмов могут возникать одновременно.
Schumann: Träumerei из Kinderszenen, Op. 15Здесь у нас есть основная мелодия сверху, аккомпанемент и низкая вспомогательная басовая линия, все со своими собственными ритмами.
Отдельные ритмы партий TräumereiШумана В то же время все эти строки основаны на аккордовом прогрессии , и тоже имеет свой собственный ритм, то есть , гармонический ритм. Некоторые аккорды используются не только для одного такта, другие — для одной или двух долей, а третьи — всего лишь на половину доли.
Что действительно впечатляет, так это то, что гармонический ритм уникален. Он не похож ни на один из вышеперечисленных мелодических ритмов (хотя и очень похож на бас):
Гармонический ритм Träumerei Шумана.Этот отрывок из Шумана также показывает, что музыка, состоящая из нескольких мелодий, играемых одновременно, часто имеет простой гармонический ритм. Это позволяет мелодиям играть поверх прочной гармонической структуры под ними.
В принципе, это справедливо для музыки от Баха до Шостаковича и не только.
Бетховен: Соната для фортепиано до мажор, соч. 53
Перейдем к совершенно другому примеру. В отличие от отрывка Шумана, эти четыре такта состоят из нового аккорда для каждой новой ноты мелодии.Таким образом, ритм мелодии и последовательности аккордов одинаковый:
Гармонический ритм Бетховена
Соната для фортепиано до мажор, соч. 53, 1 st механизм, размеры 196 — 197
Дворжак: Tempo di Valse, Op. 22
Следующий пример написан Дворжаком и состоит из простого аккомпанемента. Вместо нового аккорда для каждой новой ноты, как в примере с Бетховеном выше, у нас есть новый аккорд в каждом такте. Такой регулярный гармонический ритм характерен для танцевальной музыки 17 и 18 веков (которым это произведение имитирует).
Обратите внимание, как аккомпанемент (хотя и красивый) лишен ритмического интереса, так что внимание слушателей остается сосредоточенным на мелодии.
Гармонический ритм из серенады Дворжакадля струнных: Tempo di Valse, Op. 22
Мендельсон: Песни без слов, соч. 62 нет. 4
Вот еще один пример, сильно отличающийся от всех, что мы видели до сих пор. Этот отрывок полон мелодической активности, но почти без изменения гармонического ритма.Это придает музыке определенную легкость или объем , что позволяет ей свободно наращивать до высоких нот D.
Гармонический ритм из оперы Мендельсона
«Песни без слов», соч. 62 нет. 4 (Утренняя песня) ‘
Примеры гармонического ритма в популярной музыке
В популярных жанрах гармонический ритм обычно проще, чем его классический аналог, но в целом он работает точно так же:
- Более медленные темпы могут вместить больше изменений аккордов, в то время как более быстрые темпы обычно требуют меньшего количества
- Чем больше изменений аккордов, тем более активна (или более загружена) музыка, даже если темп такой же или более медленный.
- Учтите, что проще не значит хуже! У разных стилей разные цели и разные способы их достижения.
Бо Диддли: Бо Диддли
Вы не видите двоиться. Бо Диддли написал эту песню в 1955 году и назвал ее в честь себя. Это интересный пример, потому что здесь нет гармоничного ритма. Вся песня хоть и короткая, но практически состоит из одного аккорда.
Звук в этих примерах сокращен до мелодии и аккордов, так что мы действительно можем слышать гармонический ритм.Ссылки YouTube на оригиналы приведены ниже.
Гармонический ритм из песни Бо Диддли Бо ДиддлиЭто не делает его скучным, как мы могли сначала подумать. Как и в приведенном выше примере Мендельсона, эта музыка интересна и другими способами. В данном случае это такие элементы, как игра на гитаре, несколько слоев перкуссии и вокал.
Ссылка на песню на YouTube
Abba: Возьми шанс на меня
В этой песне мы слышим больше смен аккордов, но все же они происходят не часто.Как мы уже видели, разреженный гармонический ритм придает музыке ощущение пространства. Это придает легкости мелодии и тексту.
Гармонический ритм из песни Abba Take a Chance on MeГармонический ритм намекает на то, что, пока песня куда-то идет, она никуда не торопится.
Ссылка на песню на YouTube.
Луи Армстронг: Какой чудесный мир
В этой популярной песне, спетой Луи Армстронгом, гармонический ритм дает нам более традиционное ощущение направления, достижения цели (в данном случае лирический «мир» , спетый на аккорде F).
Гармонический ритм из песни Луи Армстронга What a Wonderful WorldПосмотрите, как фиксируются изменения аккорда через каждые половину ноты, мы получаем новый аккорд. Этот устойчивый паттерн придает прогрессу определенную стабильность.
Ссылка на песню на YouTube.
Нирвана: О девушке
А теперь интересный пример. Этот отрывок также состоит из 2 аккордов на такт с равномерным рисунком. Но у нас нет такого чувства направления, как в случае с «What a Wonderful World». Послушайте пример и попытайтесь понять, почему это так.
Гармонический ритм из песни Nirvana About a GirlПричина в том, что аккорды одинаковые. Вместо того, чтобы чувствовать направление к концу фразы, мы ходим по кругу. Вместо того, чтобы приближаться к какому-то пункту назначения, мы зацикливаемся, наслаждаясь моментом (или, возможно, историей, рассказанной в текстах).
Это напоминает нам о том, что хотя мы говорим здесь о , когда меняет аккорды, также важно , на какой аккорд мы меняем.
Ссылка на песню на YouTube.
Джексон 5: Я хочу тебя вернуть
И, наконец, вот пример из замечательной песни The Jackson 5 1969 года. Обратите внимание на эффект, который имеет гармонический ритм, когда аккорды начинают меняться на каждой доле (как в третьем такте отрывка).
Гармонический ритм из The Jackson 5 I Want You BackВ то время как первые два аккорда занимали целый такт, следующие 7 долей получают 7 новых аккордов.Эти быстрые смены аккордов создают хорошее ощущение движения вперед. Это также заставляет песню казаться несколько более загруженной, быстро продвигаясь к концу фразы.
Ссылка на песню YouTube.
Заключение
Как мы сегодня убедились, возможности гармоничного ритма безграничны. Слушая свою любимую музыку, обратите внимание на то, как часто меняются аккорды и как это влияет на музыку.
Также поэкспериментируйте, переписывая любую простую последовательность аккордов по 3 или 4 раза каждый раз с другим гармоническим ритмом.Как изменение гармонического ритма влияет на характер прогрессии?
.Глава 1 Ритм, метр и темп.
Презентация на тему: «Глава 1 Ритм, метр и темп» — стенограмма презентации:
1 Глава 1 Ритм, метр и темп
2 Ключевые термины Syncopation Rhythm Tempo Beat Metronome Accent
Индикация темпа Измеритель акцента ритма (полоса) Простой измеритель Составной измеритель
3 Rhythm Rhythm = способ, которым музыка разворачивается во времени
«Ритм» = аранжировка длинных и коротких звуков и пауз.
4 Концепции времени в западной музыке
Beat Обычный фоновый пульс Акцент Дополнительный акцент на ритме Обычный, нерегулярный или без акцента Метр Обычный, повторяющийся узор из акцентированных и неакцентированных (сильных и слабых) ударов
5 Метров Двойной счетчик Тройной счетчик ОДИН два три | ОДИН два три |
ONE два | ОДИН два | ОДИН два | Тройной метр ОДИН два три | ОДИН два три |
6 Простой и составной измеритель
Простой измеритель: основные доли, разделенные на две части, составной измеритель: основные доли, разделенные на три
7 Compound Meter Quick, тройное деление ударов
ONE-and-a two-and-a | Один-и-два-и-а | «Греби, греби, греби на лодке…»
8 Ритм vs.Метр Метр в качестве фона; ритм на переднем плане
Измерить мерку; ритм объекта измерения
9 Ритм Может совпадать с метром Строго метрический
Может играть с метром Синкопация
11 Syncopation Смещает акценты Джоплин, «Maple Leaf Rag» На слабых битах
one TWO | один ДВА | один ДВА Между ударами один И два И | один И два И | Джоплин, «Тряпка из кленового листа»