Энка устика: что это такое и как делается в домашних условиях
- суть энкаустики, особенности, история развития. Известные художники, работавшие в технике энкаустики, и примеры картин разных эпох и стилей
- модная техника рисования и основные советы начинающим (115 фото)
- Мастер-класс смотреть онлайн: Энкаустика — рисуем за 1 час!
- «Рисуем утюгом» или Энкаустика | Журнал Ярмарки Мастеров
- Энкаустика для начинающих: уроки рисования утюгом
- Что такое:: энкаустика — ikirov.ru
- Энкаустика – экскурс в историю и современность
- Enkaustika — Wikipedija
- Enkaustika — Wikipedie
суть энкаустики, особенности, история развития. Известные художники, работавшие в технике энкаустики, и примеры картин разных эпох и стилей
Энкаустика (от древнегреческого enkaustikos — «выжигание») — это техника живописи, в которой связывающим веществом для красок служит воск. При написании картины художник расплавляет восковую краску и наносит ее на основу кистью или специальной палочкой. Произведения искусства, выполненные в этой технике, отличаются яркостью и сочностью цветовых оттенков.
Энкаустика — весьма сложная в исполнении техника, требующая от художника особого таланта и осторожности при работе с горячими красками. Но энкаустические произведения искусства, в отличие от картин, написанных маслом или темперой, меньше подвержены разрушению под воздействием перепадов температуры и влажности.
Особенности энкаустики
Энкаустика во все времена не пользовалась особой популярностью среди художников. Живописцу, чтобы написать картину в этой технике, приходится сталкиваться со многими трудностями:
- Тщательно подбирать рецептуру для получения краски оптимальной плотности.
- Заранее готовить краски всех нужных оттенков, а не смешивать их на палитре во время работы.
- Действовать быстро и уверенно, пока воск остается мягким.
- Работать только на твердом материале основы (камне, древесине, штукатурке или бетоне).
- Иметь в наличии постоянный источник тепла (открытый огонь) для разогрева быстро остывающей краски.
История энкаустики
История энкаустики, по мнению большинства специалистов в сфере искусства, насчитывает более 3000 лет. Иероглифические надписи и свитки указывают, что в Древнем Египте эту технику использовали для художественного оформления саркофагов мумий и стен гробниц фараонов. К сожалению, образцы творчества египетских мастеров до наших дней не сохранились.
Существуют также документальные свидетельства о том, что энкаустика была широко распространена в Древней Греции. Археологи даже нашли несколько описаний рецептов изготовления энкаустических красок, которыми пользовались художники Протоген, Гераклит, Нициас, Апеллес и другие.
Самые ранние из дошедших до нас образцов энкаустических произведений искусства датируются I веком нашей эры. В 1887 году археологи обнаружили на территории современного Египта огромное количество погребальных портретов эпохи Римской империи. Всего было найдено около 900 картин, которые получили общее название «Фаюмские портреты».
Реалистичные изображения мужчин и женщин выполнены на деревянных досках. Но в технике энкаустики написаны только самые ранние произведения искусства (I — середина II вв.). В более поздних работах художники использовали сначала восковую, а затем яичную темперу.
Мастерство создания восковых картин унаследовали от римлян византийские живописцы. До середины XII века они применяли эту технику для написания икон, но все же отказались от нее в пользу более удобной темперной живописи. В результате чего секреты древнего искусства были полностью утрачены почти на 800 лет.
Только в 30-х гг. ХХ века художнику Фрицу Фейсу (Fritz Faiss) вместе с доктором Хансом Шмидом (Hans Schmid) удалось заново открыть технику энкаустической живописи «Пунический воск». Результаты своей работы они опубликовали в научной прессе, что вызвало большой интерес в среде искусствоведов.
Бурный рост числа сторонников абстракционизма во второй половине ХХ века способствовал активному поиску новых художественных материалов и методов самовыражения. Это привело к росту популярности альтернативных техник живописи, в том числе энкаустики. В результате чего, уже более 70 лет сотни художников по всему миру активно работают с восковыми красками и добиваются признания публики.
Известные мастера энкаустики
Имена самых известных мастеров энкаустики современности мало знакомы большинству обычных людей. Но критики и миллионы ценителей искусства по всему миру признают наличие несомненного таланта у следующих живописцев:
- Эстер Геллер (Esther Geller) — американская художница, автор уникальных органических абстракций. Геллер не только много экспериментировала с восковой живописью, но и долгие годы делилась своими знаниями со слушателями на лекциях в разных уголках Земли.
- Тони Шерман (Tony Scherman) — современный канадский художник портретного и исторического жанров. Особую известность ему принес цикл картин времен Наполеона и Французской революции.
- Бэтси Эби (Betsy Eby) — мастер абстрактной живописи, автор лирических и сдержанных картин. Эби очень любит классическую музыку и черпает вдохновение в произведениях лучших композиторов разных эпох.
- Педро Куни-Браво (Pedro Cuni-Bravo) — американский художник испанского происхождения. Куни-Браво не только пишет картины, но и занимается восстановлением древних фресок, выполненных в разных техниках.
На портале Very Important Lot любой посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить картины в технике энкаустики напрямую у современных художников.
модная техника рисования и основные советы начинающим (115 фото)
Энкаустика – в переводе с греческого – искусство выжигания. Техника рисования, при которой воск связывает частицы красок между собой. Изображение наносится расплавленными цветными карандашами.
Еще в глубокой древности художники создавали объемные картины и иконы восковой энкаустикой. Она была тайной и переходила от предков.
Содержимое обзора:
Чем увлекательна
Техника энкаустика отлично подходит женщинам, находящимся в декрете. Можно даже назвать антидепрессантом, так как отлично успокаивает и отвлекает от однообразия бытовых будней. Такой вид рисования помогает перенести свое настроение на бумагу и отвлечься от хандры и ненужных мыслей.
Простота используемого сырья, которое можно приобрести в любом канцелярском магазине по доступной цене, в виде цветных восковых карандашей (брусочков) и утюжка для энкаустики. Для нагревания материала подойдет и самый обычный советский утюг с гладкой подошвой.
Опрятность занятия. Горячим воском не испортить маникюр, не разбрызгать по сторонам, не испачкать руки и окружающие предметы. В случае попадания на стол или мебель, воск тут же остывает и его легко удалить с любой поверхности.
Дополнительным преимуществом энкаустики можно отметить краткосрочность создания картины. Ведь на одно изделие вы потратите от 10 до 30 минут свободного времени.
Материалы для рисования
Данное прикладное искусство сильно полюбилось начинающим художникам, так как не требует знаний техники живописи. Начать можно с абстракции, отражающей текущее настроение, если пока не выходит писать пейзажи и натюрморты.
Художественный воск, насыщенный пигментами различных цветов, является основным материалом для использования в работе над произведением. Заменить его возможно восковыми мелками и карандашами.
Нагревается вещество при помощи утюга для энкаустики. Он устанавливается подошвой вверх и на ней плавятся материалы. Перед тем как плавить новый цвет поверхность очищается салфеткой или бумажным полотенцем.
К вспомогательным материалам относятся ткань для полирования, подкладка для защиты пространства вокруг полотна и, собственно, плотный картон для нанесения воска.
Выполнить энкаустику можно также с помощью фена с режимом переключения температуры, но использовать нужно небольшие карандаши из воска.
Профессиональная энкаустика выполняется стержнем, который нагревается – его называют каутерий. Им возможно создать узор гораздо сложнее и прорисовать маленькие детали картины.
Для этого в продаже имеются насадки с различной толщиной и формой.
Техники рисования
Можно изучить несколько видов нанесения воска, попробовать каждый из них и создавать свои шедевры, ведь энкаустика для начинающих – это хороший старт в мир искусства.
Начать проще с утюга и отрабатывать художественные приемы. Позже, научившись, перейти уже к работе с каутерием.
При помощи носа утюга
Им прорисовываются маленькие элементы рисунка. Обмакнув носик в расплавленный воск, наносите завитки и линии на картон, не забывая после каждого цвета удалять с поверхности утюга остатки предыдущего.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Отпечаток
При его помощи создаются хаотичные линии, чем-то напоминающие сосудистую сетку, жилки или оттиск смятой бумаги. После того, как нанесете краску, нужно прижать поверхность утюга к картону и поднять, не двигая из стороны в сторону.
Выравнивание
Без данного метода сама по себе энкаустика невозможна, потому что это основа всех остальных.
Поворачивайте утюг подошвой вверх, возьмите выбранный карандаш и намажьте поверхность, чтобы он расплавился и не растекся. Затем утюжок переворачивается, и расплавленная масса переносится на бумагу, без надавливания на него, чтобы не сжечь поверхность.
Нанесение воска с помощью ребра
Ребром осуществляется прорисовка тонких линий различной длины. Например, цветочки и травка. Сначала краска наносится выравниванием.
Утюг ставится ребром и проводятся линии разной толщины и длины, которые завися от силы давления на утюг.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Обучение энкаустике
Как нарисовать энкаустику без утюжка и воска? Для этого потребуется плотная бумага или кусок картона, разноцветные карандаши и фен с регулятором температуры. То есть и без специальных материалов можно познакомить ребенка с искусством, преподав уроки энкаустики.
Нужно подготовить лист бумаги или картона: смазать край клеем и выдержать пару часов для подсыхания.
Возьмите карандаши, предварительно выбрав по цвету. Размер карандашей должен быть средним – не слишком коротким, но и не длинным (можно подрезать).
Приклейте их в виде заборчика к краю листа или картона, предварительно намазанные клеем.
Включите фен на максимально горячую температуру и прогрейте концы карандашей по направлению вниз.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Установите вертикально лист и наклоняйте в разные стороны таким образом, чтобы расплавленный воск перетекал и создавал нужный узор.
Когда работа высохнет – картина готова. Можно украшать стены и предметы интерьера своими изделиями, создавать подарки в виде открыток. Все зависит только от вашей фантазии. Но не забывайте делать фото энкаустики в память о своих произведениях искусства.
Фото энкаустики
Также рекомендуем просмотреть:
Просмотров: 5 517
Мастер-класс смотреть онлайн: Энкаустика — рисуем за 1 час!
ЭНКАУСТИКА (греч. egkaustike от egkausis — «выжигание») — техника росписи восковыми красками горячим способом. Использовалась в античности с V в. до н. э. Древнегреческие художники писали по деревянным доскам (см. пинака; «Пёстрая стоя»), терракотовым плитам, по мрамору, слоновой кости, а также, в настенных росписях, по штукатурке. При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Такую пасту накладывали на основу с помощью разогретых инструментов. Специалисты считают, что в античности использовали три основных способа работы в этой технике.
Первый способ заключался в том, что красочную пасту накладывали на основу каутерием (греч. kauterion — «прожигатель») — металлическим стержнем, на одной стороне которого была ложечка для набирания краски, а на другой — лопаточка для заглаживания красочного слоя (предполагают, что этот инструмент появился только в IV в. до н. э.).
Второй способ заключался в том, что на основе прочерчивали контуры кестром (греч. kentron, лат. cestrus) — иглой или острием наподобие штихеля. Углубленный контур препятствовал растеканию краски, что особенно важно при работе на вертикальной поверхности. Далее роспись осуществляли, вероятно, кистью.
Третий способ заключался в свободном письме кистью. Согласно Плинию, последний способ использовали для росписи кораблей. Предполагают также, что техника росписи с помощью кестра, как более графичная, — самая древняя, затем она была усовершенствована с помощью каутерия, а свободная и более живописная работа кистью преобладала в позднее время. После наложения красок на основу картина выглядела мозаичной (без тональных переходов).
Поэтому вторая стадия работы заключалась в том, что разогретыми в печи каутериями краски разглаживали и, одновременно, перемешивали по границам цветовых пятен, создавая плавные переходы одного тона в другой. По завершении работы краски «прижигали», пододвигая вплотную к картине (стене) жаровню с горячими углями. Таким способом писали картины знаменитые живописцы V-IV вв. до н. э.
Современная энкаустика начала развиваться в Европе в прошлом веке. Благодаря научному прогрессу изобретено множество приспособлений, облегчающих техническую сторону работы с восковыми красками. Современные мастера данной техники живописи используют металлические столы с подогревом и вакуумом, паяльники, газовые горелки и печи. Некоторые мастера предпочитают самостоятельно делать краски на основе воска, добавляя смолу и сухие пигменты.
Мастер-класс по энкаустике — инструкция.
Мы будем использовать готовые материалы для удобства и быстроты исполнения графических работ. Итак, начнем.
1. Для начала организуем рабочее место — застелим стол газетами или ненужной бумагой формата А3.
2. Подготовим утюг, желательно без отпаривателя, а еще лучше легкий дорожный утюг со съемной плоской ручкой. Нагреваем утюг на минимальной отметке 1.
3. Возьмем лист белого мелованного картона формат А4, набор масляной пастели или восковые мелки для детского творчества (продаются в канцелярских товарах), мастихин, свечу хозяйственную толстую, бумажные салфетки (для очистки утюга).
4. Алгоритм действий:
На разогретый утюг наносим быстрым движением воск (одной рукой держим рабочую плоскость утюга паралельно полу и второй рукой проводим свечкой по ютугу равномерно «смачивая» поверхность) — воск выступает в качестве расстворителя мелков, чем больше воска — тем прозрачнее светлее будет рисунок. Затем наносим штрихами цвета какие вам больше нравятся. Для удобства можно заранее поделить мелки на две категории «теплые» (желтые, красные, оранжевые, коричневые) и «холодные» (голубые, синие, фиолетовые, зеленые).
Проводим утюгом по картону слева направо или справа налево, как вам будет удобнее. Фон вы можете сделать утюгом одним из способов: провести одним движением из стороны в сторону, сделать волну, круг, «восьмерку» и т.д.
5. Последние штрихи. Смотрим что получилось, если сюжет читается хорошо — по возможности добавляем яркие контрастные элементы для усиления эффекта. Для рисования можно использовать носик и грани утюга, мастихин, шило. Чтобы нарисовать деревья, камыш, птиц — используем утюг, наносим более темный тон на грань утюга и прикладываем легким быстрым движением тонкими штрихами, рисуя ветки деревьев или траву и цветы. Для более тонких и четких контуров лучше использовать узкий мастихин — для работы нужно нагреть мастихин на утюге или над огнем и быстрыми движениями прорисовывать контуры, например, в портретах. Третий способ — по остывшей работе рисуем шилом тонкой штриховкой как твердым карандашем выбирая лишний воск до цвета бумаги (см. первую иллюстрацию с портретом).
Удачи и вдохновения всем первооткрывателям и творческим личностям! С Любовью, Анаис :-))
Такие работы могут получиться и у вас. Дерзайте!
«Рисуем утюгом» или Энкаустика | Журнал Ярмарки Мастеров
Энкаустикой называют живопись восковыми красками.
Расцвет и популярность энкаустики приходятся на эпоху античности, когда она была столь же излюбленной и распространенной техникой, как темпера в средние века или масляная живопись, начиная с эпохи Возрождения и до нашего времени. Выдающиеся мастера Древней Греции Парассий, Полигнот, Зевскис писали энкаустическими красками и достигали, как сообщают нам их современники, поразительной живости изображения. Про Зевскиса античные авторы рассказывают, что будто бы он однажды так написал виноград, что птицы слетались его клевать. Конечно, это всего лишь легенда, но она косвенно свидетельствует о необыкновенных возможностях энкаустической техники.
Пчелиный воск, применяемый в качестве связующего вещества, придает краскам много ценных качеств: он стоек к воздействию внешних условий, влагонепроницаем и обладает прекрасной связующей способностью. При высыхании воск не уменьшается в объеме так сильно, как масло; не темнеет и не желтеет со временем, обладает прозрачностью и большой пластичностью, позволяющей получить красивый рельефный мазок
Воск в его обычном состоянии невозможно употреблять для живописи, для этого его следует привести в жидкое состояние, а это можно сделать или путем разогрева на огне, или путем растворения в эфирных маслах, но в последнем случае мы получим восковую эмульсию, и живопись, исполненную такими красками, будет более правильно называть восковой темперой, а не энкаустикой. Настоящей же, классической энкаустикой была живопись разогретыми восковыми красками, о чем говорят два факта: во-первых, сообщение Плиния о том, чтобы восковые краски «делать жидкими» и «употреблять кисть». Во-вторых, само слово «энкаустика» в переводе означает «вжигание», и, следовательно, энкаустическая живопись это не только живопись восковыми красками, но и предварительно разогретыми или вжигаемыми после окончания работы. Но как производилось вжигание? Вот главный вопрос, на который по сей день также нет полного ответа.
Разогревание восковых красок возможно различным образом: на металлической жаровне, подогревом основы, на которой ведется живопись, или применением горячих инструментов. Наконец, возможна работа и твердыми холодными восковыми красками путем набора из отдельных кусочков подобно смальтовой мозаике, с тем, чтобы затем набранное изображение оплавить и обработать горячими инструментами.
Неизвестно также и когда была изобретена энкаустика. Плиний писал: «Неизвестно, кто начал первым рисовать по воску и заниматься энкаустической живописью». Если бы энкаустика была изобретена в Древней Греции, то Плиний, первый знаток и историк античного искусства, знал бы и об этом. Вероятно, поэтому живопись восковыми красками была известна еще до греков.
Наиболее известными из сохранившихся образцов энкаустики являются Фаюмские портреты (погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году).
Портрет мальчика по имени Евтихий. Из собрания Музея Метрополитен
Химический анализ показал наличие в красочном слое воска. Но применялся ли он в холодном или разогретом состоянии, неизвестно, и поэтому нельзя утверждать, что это была энкаустика, а не восковая темпера.
Более конкретными сведениями из области энкаустической техники мы обязаны художнику В. Хвостенко, посвятившему изучению энкаустики многие годы, который, можно сказать, заложил основы технологии современной энкаустики, возбудил интерес к этой технике у многих советских художников.
Своими реконструкциями, сделанными на основе исследования античных образцов и изучения письменных источников, В. Хвостенко подтвердил предположение, что в античности было два основных способа энкаустики: горячий и холодный. Исполненные им в энкаустике живописные произведения наглядно продемонстрировали целый ряд преимуществ горячего способа. Цвет, положенный на поверхность, совершенно не изменяется, красочный слой сохраняет свежесть и после высыхания, благодаря чему живопись всегда выглядит сочной и свежей, мазки краски сохраняют рельефность, а лессировки позволяют достигать тончайших нюансов. Энкаустика позволяет работать пастозными и тонкими лессировочными слоями, соответственно приготовляя корпусные и лессировочные краски. В качестве основы энкаустической живописи служат дерево, мрамор, шифер и др. Причем с каждой из этих поверхностей воск одинаково хорошо сцепляется.
Современные художники-любители, рисующие в технике энкаустики, используют уже готовый цветной воск и каутерий – ручку с нагревательным наконечником и сменными насадками – для прорисовки мелких деталей и обычный маленький утюжок без отверстий на подошве. С помощью этих нехитрых инструментов можно нарисовать вот такую картину
Или вот такую («Цветные переливы», художник Светлана, фамилия не указана)
Профессиональные художники в качестве красок используют состав «Энкаустика» — смесь кристаллов воска и смолы Даммар (закристаллизованный сок елки, родина которой Индонезия). Эта смесь разогревается при 175 градусах, затем добавляются пигменты и краска готова к использованию. Для рисования используют кисти различных размеров и собственные пальцы.
Художник фиксирует каждый слой с помощью нагревания пламенем поверхности, перед нанесением нового слоя. Некоторые картины могут иметь десять или более слоев, создавая неповторимые эффекты.
Техника энкаустики чем-то схожа с акварельной живописью в части создания эффекта воздушности, прозрачности и переливов нежных цветов, когда свет проходит через полупрозрачные слои и отражается обратно на поверхность.
«Вербы в вазе», автор Ольга Гришнякова
Но акварель, при всем богатстве и разнообразии применяемых техник, в отличие от энкаустки, не позволяет делать рельефные мазки, и создавать тем самым фактурный объем рисунка.
Таким образом, энкаустика соединяет в себе нежность и прозрачность световых эффектов акварели, и рельефность масляной живописи в сочетании с тончайшей лессировкой.
«Пион», автор Ольга Гришнякова
Энкаустика для начинающих: уроки рисования утюгом
Энкаустика для начинающих: уроки рисования утюгом
Энкаустика в переводе с греческого означает «жечь», «выжигать». Живопись воском возникла очень давно и была известна в Древней Греции и Древнем Риме. Несмотря на стародавность технику трудно назвать традиционной из-за использования вместо кисти утюга. Главное преимущество энкаустических пейзажей – долговечность и стойкость (не подвержены выгоранию и смыванию водой).
Освоить технику энкаустики самостоятельно можно по бесплатным видео урокам. ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН подобрали лучшие обучающие ролики по рисованию утюгом.
Что потребуется
1. Утюг. Подойдет любая, даже устаревшая модель. Для детей более удобен маленький дорожный вариант. Главное – отсутствие отверстий на подошве.
2. Лист белого картона или плотный ватман с глянцевой поверхностью.
3. Восковые мелки и карандаши.
4. Ненужные листы бумаги, куски обоев или старые газеты в качестве подложки.
5. Бумажные салфетки
Алгоритм работы
Включив утюг в сеть, нужно отрегулировать минимальную температуру. Подождав до полного нагревания, можно наносить воск: переворачиваем подошвой вверх и начинаем рисовать. Мелок должен плавиться и растекаться (при сильном растекании стоит убавить температуру). Допустимо наносить несколько цветов на разные участки не смешивая. Проводить горячим прессом по холсту нужно плавно, без сильного нажима и отрывов. Можно наносить разные краски на одно и то же место в несколько приемов. После каждого нанесения необходимо протирать подошву бумажной салфеткой.
Основные приёмы
- Разглаживание напоминает обычную глажку с совершением плавных движений по поверхности полотна.
- Оттиск – поочередное прикладывание и отрывание, как при штамповании.
- Работа ребром дает четкие линии (ветки, траву, стволы деревьев).
- Рисование кончиком для получения мелких деталей (соцветия, птицы, животные).
- Обратная техника – на перевернутый нагреватель кладут картон и наносят линии поверху.
Горы и холмы
Для горных вершин и склонов холмов используют черный и коричневый мелки. Поверх можно взять белый для снежного эффекта и зелёный для изображения растительности. Для гор делают акцент на заостренном кончике прибора – получаются четко прорисованные пики. Холмы выводят плавными волнистыми скольжениями. Разбрызгивание горячего воска при подобной технике исключено. Использование подложки убережет рабочую поверхность от случайного попадания красок.
Растительность
Понадобится освоить технику оттиска, работу кончиком и обратное рисование. Для обычной фоновой травы достаточно резко оторвать инструмент от холста – хлынувший поток воздуха образует хаотичные прожилки и объёмную фактуру. Высокую растительность и кусты хорошо изображать, используя кончик, рисуя линии разной высоты. Для цветов кладем лист-основу на горячую поверхность и плавим мелок, как при обычном рисовании. Подобным образом можно делать камни, фрукты на деревьях, отдельные листья. Все перечисленное можно сделать точечными касаниями носиком с расплавленным воском.
Небо и вода
Синий, белый, голубой, фиолетовый – основная гамма. Вкрапления розового или красного создадут эффект заката, желтый – рассвета. Для и шторма подойдут чёрные, серые оттенки. Обычные плавающие движения с отдельными прорисовками ребром для получения нужной текстуры: рябь и волны на воде, облака и тучи на небосклоне. На рисование простой картины уйдет от 5 до 10 минут, на шедевры посложнее – от 30 до 40.
Как сварить медиум в домашних условиях
Профессионалы часто пользуются вспомогательными средствами для получения различных эффектов. Медиум – прослойка, прочно скрепляющая холст и слои красок между собой, своеобразная грунтовка. Приобрести можно в специализированных магазинах или сварить дома самостоятельно. Исходные материалы – очищенный пчелиный воск и даммарная смола. Готовить можно в любой посуде на электрической или газовой плите.
Рисование с детьми
Хотя утюг относят к опасным бытовым приборам, допускать детей к занятиям можно. С оглядкой на возраст и уровень подготовленности к пользованию техникой. Подростки вполне способны справиться самостоятельно. Детям от 6 лет обязательно работать под контролем взрослых. Самых маленьких нельзя допускать к опасному прибору, зато можно вместе выбирать цвета и решать, что изображать.
Важные нюансы
Для первых проб лучше выбирать холст среднего размера (формата, близкого к А4). Важно правильно подобрать мелки. Скорее всего, придётся испробовать несколько марок, чтобы найти самые адекватные: хорошо плавящиеся и легко стирающиеся с металлической подошвы. При закупке материалов нужно учитывать: обычно воск разных цветов расходуется неравномерно. Быстрее заканчивается белый и синий.
Оформление картины
После полного высыхания получаются красочные полотна, достойные как минимум места на стенке в комнате. Есть несколько способов оформить работу. Можно купить обычную раму или антираму со стеклом. В первом случае нужно гармонично подобрать дизайн рамки по стилю и оттенку. Чтобы не прятать под стеклом интересную фактуру, похожую на масляную живопись, лучше вынуть лишнюю деталь из рамы. Еще один способ – приклеить картинку на подрамник или художественный холст.
Занятия энкаустикой развивают моторику, воображение и креатив, приучают к аккуратности и воспитывают эстетическое восприятие. Картины прекрасно смотрятся в интерьере и служат хорошим подарком.
Что такое:: энкаустика — ikirov.ru
Энкаустика не очень широко известна в творческих кругах, хотя корнями своими уходит в древние времена. А все потому, что мало кто догадывается, что для рисования можно использовать расплавленный воск.
Энкаустика не очень широко известна в творческих кругах, хотя корнями своими уходит в древние времена. А все потому, что мало кто догадывается, что для рисования можно использовать расплавленный воск.
Что это такое и откуда появилось?
Энкаустика — техника живописи, в которой в качестве красок используется цветной расплавленный воск. Разновидностью энкаустики является восковая темпера. Многие раннехристианские иконы написаны именно в этой технике.
Первые образцы энкаустики были обнаружены в Египте, в оазисе Фаюм («фаюмские портреты»). Это были посмертные живописные изображения усопших. В дальнейшем техникой энкаустики пользовались греки для создания ранних икон. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре.
Особенности работ в стиле «энкаустика»
Картины, нарисованные воском, хранятся долго и не теряют своих художественных качеств за счет того, что воск очень устойчив к влиянию внешней среды. Вообще, считается, что воск — наиболее устойчивый материал для рисования. Сохранившиеся до наших времен картины, возраст которых составляет более тысячи лет, — прямое тому доказательство.
Определенную прелесть занятиям энкауcтикой добавляет и тот факт, что конечный результат трудно представить. Конечно, если вы создаете не абстрактную картину, а, например, натюрморт, композиция будет ясна. Но вот как ляжет воск, какие неожиданные сочетания и смешения получатся — предугадать трудно.
В наши дни энкаустическая живопись требует дорогого оборудования и материалов. Но не нужно вздыхать и откладывать занятия энкаустикой в долгий ящик. Для знакомства с техникой и освоения базовых приемов вам понадобится совсем немного.
Что необходимо?
Техника энкаустики за долгие годы существования претерпела множество изменений. Методы и материалы модернизировались. Сейчас можно говорить о технике современной энкаустики, которая отличается от своих исторических прототипов.
Овладеть этой техникой может и взрослый, и ребенок. Даже рисовать уметь для этого не надо: можно создавать абстрактные картины и фантастические пейзажи. Картины и открытки в стиле энкаустика станут удивительным подарком родным и близким.
Для начала вам понадобится бумага (или картон), восковые мелки и утюг. Этот набор материалов — самый доступный и не требует больших материальных затрат.
Техника исполнения энкаустики состоит в нанесении на горячую поверхность утюга восковых мелков разных цветов, которые затем переносятся на картон или бумагу гладящими и прикладывающими движениями.
Естественно, главным инструментом энкаустики является специальный утюжок. Он маленького размера. Довольно легкий, без дырочек на подошве. Имеет снимающуюся ручку, которая позволяет превратить утюг в нагревательную поверхность для некоторых техник энкаустики. Но стоит этот инструмент довольно дорого.
Специальный утюжок можно заменить самым обычным дорожным утюгом: он маленький, без дырочек на подошве и имеет возможность регулировки температуры.
Когда все необходимые инструменты у вас имеются — приступайте к творчеству! Приобщитесь к одной из древних техник живописи- энкаустике.
Остается только пожелать вам удачи в освоении этой удивительной и увлекательной технике рисования горячим воском — энкаустике.
Энкаустика – экскурс в историю и современность
Здравствуйте, уважаемые читатели! Для многих из вас слово энкаустика, возможно, совершенно ничего не говорит. Кто-то слышал его, но не заинтересовался значением и происхождением понятия. И только те из читателей, кто всерьез изучает различные виды рукоделия и творчества, знают, что красивое слово энкаустика представляет собой живопись горячим воском. Зародившись в глубокой древности, в наши дни этот вид творчества переживает свое уже третье рождение. Сегодня мы не будем рассматривать саму технику живописи, вникать в ее загадки и сложности. Задача настоящей статьи заключается в кратком изложении истории зарождения и развития энкаустики.
В Словаре Брокгауза и Эфрона, издававшемся в 1890—1907 годах говорится, что способ живописи с использованием восковых красок был известен еще древним грекам и римлянам. Однако, в чем заключалась его техника осталось невыясненным. Авторы словаря, ссылаясь на Плиния Младшего и Витрувия, предполагали существование двух родов энкаустики: живопись сухими и жидкими (расплавленными) восковыми красками.
Еще две тысячи лет назад древнеримский историк Плиний Старший писал, что неизвестно, когда и кто первым придумал писать картину воском и вжигать его. История возникновения энкаустики до сих пор малоизученна. Так, недавние находки расписанных энкаустическими красками древних камней в Сибири датируются 32-м тысячелетием до н. э.
Как создавались картины
Фаюмский портрет
До нашего времени образцы энкаустики дошли только в так называемых, фаюмских портретах мумий эллинистической эпохи Египта, писанных на досках и найденных в Фаюмском оазисе. Кроме того в Геркулане и Помпее были открыты стенные декоративные украшения, в некоторых из них присутствует восковая живопись.
Процесс создания картины прекрасно описал древнеримский поэт Анакреон в своей оде, которая обращена к художнику-энкаусту:
«Нарисуй, о лучший из художников, мастер в Искусстве Родосском, нарисуй, как я скажу, мою далекую подругу. Нарисуй, прежде всего, ее черные мягкие волосы, и, если воск твой это может, нарисуй их благоухающими. Выше век нарисуй под темными локонами чело, белое, как слоновая кость. Пусть дуги бровей не раздельными будут и не соединенными, но, как у ней, пусть одна, нежно теряясь, переходит в другую. Но для взгляда очей должен ты взять чистое пламя. Пусть будут они лазурно-блестящими, как у Афины, и влажными, как у Цитерии. Нарисуй ей нос и щеки, смешав молоко и розы, и губы нарисуй, как у Пейто, сладостно влекущими к поцелую. У подбородка и мраморной шеи пусть витают хариты. Одень ее, наконец, в сияющий пурпур, и пусть немного просвечивает тело. Стой! Вот я ее уже вижу! Еще мгновение — и ты, воск, залепечешь!»
Фаюмский портрет
Возрождение энкаустики
Заброшенную еще в средние века живопись восковыми красками в новейшее время пытались возродить технолог Фернбах, живописцы Ю. Шнорр, Роттман, Преллер и другие, но полученные ими результаты имели очень мало общего с древней энкаустикой.
В XVIII веке в Бельгии и Германии началось возрождение энкаустики. Происходило оно под влиянием открытых в то время археологических памятников греко-римского мира. Благодаря популярности античного искусства энкаустика быстро стала модной и художники Европы почти столетие создавали полотна в этой технике. Так как фаюмские портреты еще не были открыты и изучены, то многие мастера технологию придумывали сами.
На середину XX века пришлось третье рождение энкаустики. В то время московские живописцы, отец и дочь В. и Т. Хвостенко попытались с наибольшей точностью возродить древнюю технологию. Исследователи их творчества считают, что многие секреты они сумели раскрыть, но некоторые новые приемы восковой живописи изобрели сами.
Творчество для всех
Именно тогда же к древнему искусству проявили интерес и непрофессионалы. Произошло упрощение древних техник, но два главных атрибута — «воск» и «тепло» остались незыблемыми. Хотя в современной энкаустике воск может быть заменен восковыми мелками или восковой пастелью, а вместо жаровни нынешние мастера зачастую используют обычный утюг. Поэтому это творчество получило название «рисование утюгом».
Сейчас в магазинах, предлагающих товары для рукоделия можно найти не только специальный воск для энкаустики, но и каутерии, специальные утюги, шпатели и другие атрибуты живописи воском. Специалисты утверждают, чтобы заниматься таким творчеством не нужно уметь рисовать. Однако необходимо иметь творческое начало, чувство цвета, фантазию… Зато запечатленное мгновение застывший яркий воск сохранит на века. Ведь восковые краски со временем совершенно не тускнеют.
На этом завершим наш экскурс в историю энкаустики. Жду ваших комментариев и надеюсь, что вы поделитесь новостью с друзьями в социальных сетях. Если тема вам интересна, то можно будет продолжить разговор о таком оригинальном творчестве. Успехов вам и удачи!
С уважением, Александр Гончаров
Enkaustika — Wikipedija
Nepoznat slikar, Portret dječaka iz al Faiyuma (Enkaustika na drvu)Enkaustika je stara, zaboravljena tehnika i još uvijek se pokušava saznati način postupka. Тек се нагаđа какав е могуо бити поступак. Slična je uljanoj tehnici, ali razlikuje se po tome što boje nisu sastavljane od ulja niti se miješaju lanenim uljem ili terpentinom, i ne polažu se na platnenu podlogu kistom, nego se, metal postavoskis pločicu.Nakon slikanja vjerojatno je umjetnik ohlaeni vosak ponovno zagrijavao usijanim željezom da bi spojio plohe različitih boja. Enkaustika je neobična tehnika. U al Faiyumu, u donjem Egiptu, bilo je vrlo popularno postavljati portrete pokojnika na grobovima. Prikazan je jedan primjer od tih portreta. Vidljiva je izvrsna očuvanost boja. Слика я стара 1800 года! Te su boje neobično otporne. Nekoć su bile korištene i za slikanje Bogorodica s Isusom djetetom u Ranom bizantinskom pzdoblju. Nakon toga se počinje koristiti tempera te tako nestaje ta neobična tehnika.
Najznačajniji primjeri tehnike vezani su uz Fayum, mjesto u Egiptu, te su nastali između 100 i 300 godine. Ovu tehniku koristili su i neki sjevernoamerički umjetnici u prošlom stoljeću, prije svega Jasper Johns. Техника любви и мексики умжетник Диего Ривера.
U 20. stoljeću, tehniku je oživio Fritz Faiss (1905. – 1981.), Студентка Паула Клее-а и Василя Кандинског на Баухаусу, зайдя на доктора Ганса Шмид-ом, те суппоново открыты и нацзраде тк. пунског воск, посебног теже топивог вока коди споминю старины грчки извори.
- C. Heinrich Wunderlich: Enkaustische Maltechniken. Ein Versuch zur Rekonstruktion anhand von Quellen. Restauro 2/2000, München, str. 110-115.
- Fressl, Ivo (1966): Slikarska tehnologija. , Загреб: Radionice škole primijenjene umjetnosti
Enkaustika — Wikipedie
Pohřební portrét egyptského chlapceEnkaustika (z řečtiny) je malířská technika starověkého antického původu, při níž se užívalo barviv třených se zvlášť připraveným voskem. Po dokončení se tato vosková malba horkem spojovala a vpalovala k podkladu, byla napojena voskem, enkaustována. Vosk se po prvním zahřátí poškodil.
Enkaustická malba , známá též jako malování horkým voskem , využívá horký včelí vosk, до того, что было přidán barevný пигмент.Tato tekutá pasta je poté aplikována na povrch — obvykle upravené dřevo, případně plátno, leštěný papír, nebo další často používané materiály. Nejjednodušší enkaustické směsi mohou být vyrobeny přidáním pigmentu do přidáním pigmentu do včelího vosku, ale jsou zde i některé další použitelné postupy — nekteré obsahují jinés, druhyar vosku. Чистый прашковый пигмент, который вам нужен, чтобы придать ему пигмент, он не содержит смеси поуживого олежевого пигмента.
Kovové nástroje a speciální kartáče mohou být použity k úpravě malby před tím, než se ochladí, nebo mohou být použity vyhřívané kovové nástroje k манипулирования с vych.Dnes umělcům umožňují nástroje jako horké lampy, horkovzdušné pistole a jiné způsoby použití tepla prodloužit čas, které umožní pracovat s materiálem. Protože vosk je používán jako pojivo pigmentu, enkaustika může být stejně tvarovaná, jako malovaná. Další materiály mohou být vloženy jako koláž na povrchu, nebo vrstveny a pomocí enkaustického média přichyceny k podkladu.
Tato technika byla použita u pohřebních portrétů v Egyptě kolem r. 100-300 по Кристу, пржи мальбе иконы Блахернитисса и другой ранний значок, стейне яко во многих длинных столешницах, где есть Яспер Джонс и Фернандо Лил Audirac.Kut-kut, ztracené umění z Filipín používající sgrafita a enkaustické techniky. Používal ho domorodý kmen na ostrově Samar v době 1600 — 1800.
Ve dvacátém století malíř Fritz Faiss (1905-1981), студентка Паула Клее и Василий Кандинский ве Výmarském Bauhausu, spolu s Dr. Hansem Schmidem, znovýobjevili techniku enkaustickémby takun zakunz. Faiss držel dva německé patenty související s přípravou vosku pro enkaustickou malbu. Jeden se týkal úpravy bodu tání včelího vosku z původních 60 ° C на 100 ° C (ze 140 на 212 ° F).Toho docílil uvařením vosku v roztoku mořské vody a sody třikrát po sobě. Výsledný, tvrdší vosk je stejný, jako vosk punský podle starověkých řeckých spisů o enkaustikém malování.
Enkaustické umění zaznamenalo vzestup популярности od roku 1990 pomocí elektrické žehličky, varné plotýnky a vyhřívaného enkaustického pera na různé povrchy, včetně destiček keramikonceru, papíceru. Žehlička umožňuje vytvářet rozličné základní umělecké vzory. Nicméně toto není omezeno pouze tvorbou abstraktních výtvorů, může být použito k vytvoření komplexní malby, jako to umožňují i jiná média jako olej a akrylové barvy.
- Майер, Ральф. Справочник художника по материалам и методам Viking Adult; 5-е исправленное и обновленное издание, 1991 г. ISBN 0-670-83701-6
- Reams, Maxine. «Уникальные восковые картины художника-иммигранта должны просуществовать 10 000 лет». Los Angeles Times , 19 октября 1952 г.
- Hildebrandt, Hans. «Fritz Faiss» Kunst der Nation , 1933