Шар светотень: Что такое светотень на примере шара, цилиндра и куба
- Что такое светотень на примере шара, цилиндра и куба
- Рисунок геометрических тел и фигур (шар). Формообразование. Светотень.
- Светотень в рисунке, основы академического рисунка
- Рисование шаров при разном освещении
- Рисуем шар. | Рисуем вместе
- Тема урока «Как правильно нарисовать объемный шар в программе Paint»
- Практическая работа № 1. Рисунок куба и шара в проекции
- Как добиться художественного освещения Chiaroscuro (Кьяроскуро) в фотографии
- светотени — Викисловарь
Что такое светотень на примере шара, цилиндра и куба
Что такое светотень на примере шара, цилиндра и куба, и зачем вообще это знать, чтобы убедительно рисовать? Конспект:
1. Мы распознаем форму предметов по расположению теней на них. Зная что такое светотень, мы можем правильно передать тени на изображении. А это хороший способ показать форму предметов (но не единственный, например, можно передать форму использовав только линию).
2. На каждом освещенном одним источником света предмете есть блик (отражение источника света*), свет, полутень (промежуточная между светом и тенью область), собственная тень (часть поверхности предмета, на которую не попадает свет от источника) и рефлекс, который светлее, чем тень. И ещё есть падающая тень – та область окружающего пространства, которая оказывается в тени, из-за того, что предмет перекрывает свету путь к ней от источника света (загораживает её от света).
3. Свет отражается от поверхностей и летает по прямым. Рефлекс получается, когда свет от источника попадает на предмет не напрямую, а отражается от окружающего пространства. После отражения свет ослабевает, поэтому рефлекс темнее, чем свет. На видео я показываю, как свет отражается от стола. В реальной жизни есть ещё и рефлексы от предметов (например, цветное пятно от яблока, поставленного у кувшина, рефлекс от стены и т.п.)
4. Всё это расположение областей, образованных источником света, называется светотенью
5. Если поверхность предмета матовая, то граница блика нечеткая, а если глянцевая – то обычно можно даже легко увидеть форму источника света (окно или лампочка)
6. Вблизи предмета граница падающей тени более чёткая, вдали – более размытая
2*Другими словами, блик – это как смотреть в зеркало, когда предметы движутся в зависимости от того где стоишь. Яркая область на предмете (ярче света), которая, в отличие от света и тени на предмете, перемещается, если отойти в сторону: нужен правильный угол поверхности к источнику света, чтобы отражение от источника света попало в глаз.
2** На видео получилась непонятная ситуация с бликами. Просто неясно, что считать бликом: самый светлый участок светотени или отражение источника света.
В видео матовый цилиндр и его перпендикулярная к источнику поверхность является наиболее освещенной, а потому называется бликом (то есть, я просто называл её бликом). Это создает путаницу. Если бы шарик был глянцевым – у него был бы блик другого типа (отражение источника света). Он бы перемещался по его поверхности, когда положение нашего глаза менялось. Точно так же делают все отражения предметов. Думаю, что лучше условиться называть бликом только блик этого типа, а первый как-нибудь вроде “наиболее освещенной части”. Спасибо за комментарий читателю под ником “Вечное Зло”, который указал мне на этот недостаток видео.
У меня пока нет точной модели как это понять и я ни у кого её не видел. Черновая модель такая: на глянцевый предмет накладываются отражение от всего, что есть вокруг (предметы, источники света и так далее), а потом на это накладывается светотень по тому принципу, что я рассказал. Например, металлический чайник отражает всю комнату, но на отражении предметов в нем можно заметить свет и тень. В итоге, металлический чайник отражает все предметы со своими светотенями и отражениями, которые находятся вокруг и ещё на нём самом есть светотень. Кто работал с фотошопом, может представить себе аналогию с двумя слоями. Верна ли эта модель или нет – пока не знаю.
Вообще говоря, в таких случаях художники просто рисуют довольно интуитивно расположение бликов, помня законы светотени для матовых предметов. Отражения (в том числе блики) меняют своё расположение на предмете в зависимости от того, как мы смотрим на предмет. А светотень всегда остаётся на своём месте. Если предмет очень глянцевый, то может показаться, что свет и тень меняют своё положение в зависимости от того, как мы смотрим на него. На самом деле, это отражения меняют своё положение, а светотень остаётся на том же месте. Правильно ли я это все рассказываю – пока не знаю.
Часть 2, в которой я рассказываю почему светотень образуется именно так и как предсказывать её вид с помощью воображения
Рисунок геометрических тел и фигур (шар). Формообразование. Светотень.
Конспект урока
по учебному предмету рисунок
1(пр1-5) или 4 (пр1-8) класс МБУ ДО «Детская школа искусств»
Мензелинского муниципального района.
отделение «Живопись»
Тема урока:
Рисунок геометрических тел и фигур (шар).
Формообразование. Светотень.
Преподаватель: Митюшкина Е.Л.
Тема урока: Рисунок геометрических тел и фигур (шар). Формообразование. Светотень.
Цель урока:
1.Формообразование. Переход к объёмному изображению предметов.
Рисунок шара.
Задачи урока:
Образовательная:Изучение конструкции шара на натуре с опорой на образец рисунка и распределение света и тени, полутона, блика, рефлекса на шаровой поверхности. Построение падающей тени от шара.
Формат А4, карандаш, (3 часа).
Развивающая:
Развитие познавательного интереса. Знакомство с основными принципиальными моментами передачи объёма предметов.
Воспитательная:
Воспитание художественного восприятия окружающего мира.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
Для учителя:
Гипсовый шар, лампа для освещения, поэтапная разработка рисунка шара, скотч, кнопки.
Для учащихся:
Бумага А4, карандаши, ластик, кнопки, точилки.
Зрительный ряд:
Работы учащихся по данной теме, работы учащихся с изображением округлых предметов, работы учащихся по предыдущим темам, методическая разработка поэтапного изображения шара, изображения игрушек из шариков.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Теоретическая часть.
4.Практическая часть.
5.Итог урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Рассадить детей, так, чтобы видно было натурную постановку, и остальной наглядный материал. Приготовить принадлежности., прикрепить кнопками листы А4 к мольбертам, заточить карандаши.
2. Актуализация знаний
Ребята, мы с вами , вот уже несколько месяцев, на уроках рисунка рисуем различные предметы с натуры и по представлению.
(Учитель демонстрирует несколько работ детей с предыдущих уроков: орнамент, перья, листья, бабочка, цветы и т.п.)
Но, все эти предметы – плоские!
А теперь, мы будем учиться изображать объёмные предметы. Сегодня мы нарисуем этот гипсовый шар.
Если художник умеет рисовать шар, то он сможет нарисовать любые предметы округлой формы: фрукты, овощи, различные кувшины, игрушки и т.п.
(Учитель демонстрирует работы с изображениями предметов округлой формы)
3. Теоретическая часть .
Как же правильно нарисовать шар?
Давайте теперь посмотрим на эту поэтапную разработку, на шар с какой стороны ни посмотри – это будет окружность.
И так..
Шаг 1. В начале разберемся, как нарисовать ровную окружность.
Проведите карандашом вертикальную прямую линию и, перпендикулярно ей, горизонтальную прямую линию (не нажимайте на карандаш сильно, это всего лишь разметка). У вас получится крест, центр которого и будет центром нашей окружности.
Совет: не используйте линейку для вычисления точного расстояния в сантиметрах. Чем раньше Вы начнете пользоваться разметкой «на глазок», тем быстрее вы научитесь рисовать, центр расположить чуть выше середины листа.
Шаг 2. Теперь нужно отмерить примерно равное расстояние от центра влево, вправо, вверх и вниз, и поставить точки на одинаковом расстоянии от центра.
Шаг 3. Далее нужно соединяя полученные точки, нарисовать окружность. Если у Вас не получается нарисовать круг, попробуйте добавить еще пару линий, проходящих через центр под углом примерно в 45 градусов. Если вы старались и все делали правильно, у вас должен получиться круг.
Шаг 4. Определите контуры тени, падающей от шара на плоскость стола.
Длина и расположение тени зависит от направления лучей света, они по касательной к шару направляются на плоскость стола. (Учитель показывает с помощью карандаша или указки направление лучей света.)
Шаг 5. Прежде чем приступить к штрихованию, следует разобраться, как шарообразный объект взаимодействует со светом и тенью.
Мысленно разделите шар на два полушария – верхнее и нижнее. Более освещенной частью шара будет, разумеется, верхнее полушарие. Нижнее полушарие будет находиться в тени.
В верхнем полушарии будет самый освещенный участок – это место, которое ближе всего находится к источнику света (блик). Блик оставляют без штриховки. Все остальные участки шара покрываются штрихами, но разными по тону.
В нижнем полушарии (несмотря на то, что это более темная половина) тоже будет освещенный участок – место куда падает свет, отраженный от поверхности (рефлекс), на которой находится шар .
А самым темным участком будет примерно середина шара .Это место шара приближено к нам более всего, следовательно его нужно будет усилить с помощью более интенсивной штриховки.
Шаг 6.Теперь штрихами, накладываемыми по форме шара, передайте плавные световые переходы: от светлого блика постепенно переходя к полутени, затем к самой темной части шара – собственной тени, и далее, на затененную часть шара, где происходит постепенное высветление его поверхности рефлексом. При рисовании наиболее темных участков используйте самый мягкий карандаш. Для создания эффекта высветления можно пользоваться ластиком.
5
Так же, с помощью светотеневых переходов, прорисуйте падающую тень. Она более интенсивная, чем собственная тень шара, и имеет немного размытые границы. Самой темной точкой вашего рисунка будет место соприкосновения шара с поверхностью стола.
6
Важно, чтобы контуры шара не были резко очерчены и не «вырезали» его из общего фона. Добейтесь полной иллюзии объемности мягкими контурами и светотенью, вызывающими впечатление закругленности формы шара.
(Учитель демонстрирует работы учащихся по данной теме,
обращает внимание на работу с грубыми ошибками, анализирует с детьми допущенные ошибки, далее учитель сообщает детям, что на основе знаний, полученных на этом уроке , дети будут на следующем уроке рисовать, по представлению , игрушку из шариков и демонстрирует подобные работы. )
4. Практическая часть.
Дети самостоятельно работают. Учитель заостряет внимание на ошибках, оказывает индивидуальную помощь.
5.Итог урока.
Чему научились на данном уроке? ( научились передавать объём предметов) При помощи каких элементов светотени можно передать объём предмета?
( блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень)
Самостоятельная (домашняя) работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы.
Работы учащихся по предыдущим темам (плоские предметы).
Работы учащихся с изображением объёмных предметов, изображения игрушек из шариков
Методическая разработка поэтапного изображения шара.
Некоторые работы учащихся выполненные по данной теме
Ученическая работа, выполненная с грубыми нарушениями. Используется учителем во время объяснения урока для анализа допущенных ошибок.
Светотень в рисунке, основы академического рисунка
Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.
Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать.
Основных форм, из сочетания которых можно построить любую сложную форму, четыре. Это: куб, цилиндр, конус и шар. У каждой из этих форм есть свои закономерности распространения светотени и свои отличия.
Рассмотрим их по порядку.
Собственная тень
-
Куб
Свет и тень на кубе встречаются в одну жесткую прямую линию, которую называют «линией разлома на светотень» или просто «разломом».
При этом напряжение тени в сторону света усиливается, также как и напряжение света в сторону тени. Другими словами тень на теневой грани куба будет самой темной там, где она соприкасается с освещенной гранью. В свою очередь и свет на светлой грани будет светлее у линии разлома. Таким образом получается, что ни самая темная часть тени, ни самая светлая часть света не лежат на самом краю формы. У куба разлом на светотень будет «жестким».
-
Цилиндр.
Разлом на светотень на цилиндре ведет себя в чем-то похожим образом. Свет и тень здесь тоже как и у куба образуют прямую линию. Тень так же, как и на кубе будет более напряжена в сторону света. Такое усиление тени в сторону света – это общая закономерность для любых форм. Свет тоже не лежит на краю формы. И это тоже общая закономерность.
Но есть и существенные отличия в распространении света по цилиндру. Здесь свет и тень не встречаются в одну линию, а между ними есть промежуточные полутона более светлые к свету, и более темные к тени. На цилиндре мы видим «мягкий» разлом.
-
Конус
Конус очень похож на цилиндр. Линия разлома так же располагается по прямой, мы наблюдаем «мягкий» разлом. Напряжение света и тени и чередование полутонов такое же, как на цилиндре.
Тем не менее, конус выделен как одна из четырех основных фигур и у него есть одно существенное отличие. Чем ‘уже форма, тем напряженнее и контрастнее становится тень, а там, где форма, становится шире, тень светлеет и как бы расплывается по форме.
-
Шар
У шара наблюдается несколько иная картина. Линия разлома проходит по окружности, лежащей перпендикулярно направлению источника света.
Здесь, как и у других форм, усиление тени будет к месту разлома, свет так же будет лежать не на самом краю формы. Полутона расположатся концентрическими кругами от света к линии разлома.
Это то, что касается «собственных» теней, т.е. теней на самой форме. А есть еще и «падающие тени». «Падающей» называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности.
Падающая тень
«Падающей» называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности.
У трех из этих форм – куба, цилиндра и конуса – падающая тень строится по одному принципу, а у шара – по другому.
-
Куб, цилиндр и конус
В первом случае есть точка, где разлом встречается с поверхностью, на которой стоит форма. Это так называемая «мертвая точка». Это то место, где заканчивается собственная тень и начинается падающая. Через эту точку обе тени связаны.
-
Шар
У шара мы наблюдаем другую картину. Линия разлома проскакивает мимо точки соприкосновения шара с поверхностью, на которой он стоит. И «мертвая точка» отсутствует. Падающая тень ложится вокруг точки соприкосновения шара, как бы обводя ее.
Рисуя формы, которые напоминают эти геометрические фигуры, мы должны помнить о закономерностях распространения светотени на них.
И еще. Надо различать светотень и тон в рисунке. И то, и другое может быть сделано с помощью штриховки. Но задачи у светотени и тона разные.
Светотень – это формообразующее начало. Светотень будет одинаково ложиться как на белый, так и на черный или цветной предмет. Любая раскраска предмета или фактура поверхности не изменят законов распространения светотени.
Когда в рисунке стоит задача сделать светотень, это означает, что надо проявить форму и расположение предметов безотносительно их тона и цвета. Как правило, такое требование бывает в работе над конструктивным рисунком, когда мы учимся рисовать форму в пространстве.
Рисование шаров при разном освещении
Результаты вчерашней и сегодняшней тренировки рисования реалистичных шариков с разным освещением и формой из разных материалов. Широкого спектра материалов не получилось – все либо матовые либо зеркальные либо с глянцем.
При рисовании я старался руководствоваться такими вещами:
1. Тень это не место тёмного цвета, а отсутствие света на поверхности.
2. Каждая часть поверхности шара отражает окружение. Какую именно часть это надо вычислить, мысленно заглянуть в шар как в зеркало.
3. Отраженные лучи от шара так же попадают на поверхность, на которой он стоит, изменяя её освещённость в зависимости от её матовости или глянцевости. Чем матовей, тем больше примет на себя света и изменит цвет на более светный. (С этим мне ещё работать и работать).
Последний и оранжевый любимцы)
А что Вы рисуете подобные вещи и какими правилами руководствуетесь?
Рисуем шар. | Рисуем вместе
Опубликовано 07 Апр 2011 в рубрике «Уроки рисования»От рисования эллипсов логично было бы перейти к рисованию шара. Почему логично? Ведь шар, как его ни крути, в перспективе ни в какой эллипс не превратится, так и останется круглым. Все дело в распределении светотени. Давайте, я коротко напомню.
На любом предмете можно выделить несколько элементов светотени:
Самым светлым будет блик, самым темным — тон (или тень). От того, как вы распределите на предмете свет и тень, зависит то, насколько объемным будет выглядеть этот предмет на рисунке. Понятно, что ложиться солнечные лучи будут по форме, в случае с шаром — по кругу. То есть,в перспективе по эллипсам.
Четких границ мы, конечно, не увидим. Но в рисунке для правильного построения формы найти переходы между элементами светотени все же нужно. Представьте, что кто-то взял большой нож и последовательно отрезал от шара куски, соответствующие свету, полутону, тени, рефлексу. Эти воображаемые линии разреза и будут необходимыми нам эллипсами. Нарисуйте их, и уже в соответствии с ними делайте тональный рисунок.
Резкие границы между светотенью вам тоже не нужны. Когда построение будет закончено, вы сможете сгладить эти переходы (только не растушевкой, а карандашом, добавляя полутона!).
Стадии рисунка шара те же, что и в случае с кубом (и в любом другом случае):
- композиция — в тонких линиях намечаете положение шара в листе;
- построение — в первую очередь, построение внутренних эллипсов;
- светотеневая моделировка.
3 стадии рисунка
На заключительном этапе добавляете контраста (помните, контрастней то, что ближе).
Как видите, рисовать шар не так трудно. Попробуйте сами.
Содержание
Вернуться на главную страницу
Тема урока «Как правильно нарисовать объемный шар в программе Paint»
Цель: приобретение необходимых навыков по использованию панели инструментов программы Paint.
Задачи:
- Дать учащимся представление о широких возможностях стандартной программы, научить передавать графическими средствами объёмные предметы.
- Использовать новые средства выразительности в работе над объёмным предметом.
- Воспитывать умение смело и творчески подходить к обычным предметам.
- Укреплять межпредметные связи(информатика, изобразительное искусство).
Оборудование: персональные компьютеры с операционной системой Windows Professional, образец педагогического рисунка, схема работы над рисунком, презентация “Рисуем объёмный шар”.
Новые слова: светотень, рефлекс, тональность, блик.
Ход урока
Организационный момент. (Включение ПК, открывание программы Paint.) Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
Повторение:
- панель инструментов, функция клавиши Shift, изменение палитры,
- что изображено на рисунке,
- за счёт каких средств передаётся объём шара,
- какую роль играет тень,
- нравится ли вам изображение.
Объяснение:
- Контур шара, с любой точки, виден в виде круга.
- Сложность выявления формы шара при помощи светотени.
- Определение соотношения тональности контура шара и фона.
- Блик на освещённой части шара и рефлекс в затенённой части.
- Падающая тень удаляясь кажется размытой.
Шар относится к телам вращения, поверхность которого образуется вращением окружности вокруг оси (диаметра). Он имеет абсолютно симметричную форму, все точки лежащие на поверхности шара находятся на равном удалении от центра. Конструктивное построение шара в перспективе не представляет никакой сложности. С какой бы точки мы не посмотрели на шар, мы видим его контур в виде круга. Значительно сложнее выявить форму шара светотенью так, что бы он казался объёмным. И сложность эта связана с множеством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами. Рисуя конус и цилиндр мы наблюдали на их поверхностях плавный переход от света к тени, но происходило это, в большей степени, только в направлении их образующих. В шаре светотеневой переход наблюдается во всех направлениях и в этом основная сложность. Вторая сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе определения соотношения тональности контура шара и фона. Контур шара на фоне вокруг него должен быть нарисован мягко, убедительно и отличаться от фона должен не контурной линией, а тональностью.
Демонстрация учебной презентации “Рисуем объёмный шар”.
Рисунок шара необходимо начинать с размещения общего пятна рисунка на листе бумаги с тем, что бы оно не казалось ни слишком большим, ни слишком маленьким. Рисовать круг проще в квадрате, это мы уже усвоили. Вписав в квадрат окружность, и удалив лишние линии, мы получаем плоское изображение круга, из которого нам нужно сделать объёмное изображение шара. Определяем направление света, падающего на шар. Если мысленно через центр шара провести плоскость перпендикулярную лучу света, то плоскость разделит шар на условно освещённую и затенённую части. А контур шара, лежащий в этой плоскости, мы будем видеть в виде овала. Здесь, на линии овала и будет располагаться самая глубокая тень на поверхности шара.
Практическая работа:
- Если прищурить глаза и посмотреть на освещённую часть шара, мы увидим самое светлое пятно, которое называют “блик”, это точки на поверхности шара расположенные перпендикулярно лучу света.
- Отражённые от горизонтальной поверхности лучи света создают “рефлекс” в затенённой части шара. Это мы уже наблюдали, когда рисовали цилиндр.
- Остаётся ещё определить падающую от шара тень и передать всё это в рисунке. Светотень должна очень мягко переходить от самого светлого пятна «блика» до самого тёмного пятна в собственной тени шара.
- Не забудьте про “рефлекс” и обратите внимание, что падающая тень не однородна, удаляясь, она кажется более размытой.
- А ещё нужно очень тонко отделить шар от фона и не контурной линией, а светотенью.
Рис. 1
На предыдущих уроках мы научились пользоваться инструментами эллипс + Shift, карандаш, кисть. В ходе разбора учебной презентации вы уже осознали принцип работы над компьютерным рисунком. Сейчас вам предстоит своими руками при помощи виртуальных средств нарисовать объёмную геометрическую фигуру.
См. Приложение 1. (Презентация.)
В конце урока подписываем работы, сохраняем их в папке “9 класс”, присваиваем файлам атрибут Только чтение; вывешиваем работы для общего обсуждения.
Итог урока:
Посмотрите, какие разные получились работы. Наглядно виден стиль каждого автора. У одних учеников преобладает графичность, у других прослеживается тяга к живописи. Все работы достойны уважения, а перед вами лежат бескрайние просторы компьютерной графики. Довольны ли вы плодами своего труда? (Ученики отвечают на вопрос.)
Практическая работа № 1. Рисунок куба и шара в проекции
Практическая работа № 1. Рисунок круга и квадрата в перспективеЗадание № 1. Линейно-конструктивное построение геометрического тела — куб. С частичной тоновой проработкой;
Задание № 2. Линейно-конструктивное построение геометрического тела — шар. С частичной тоновой проработкой.
Материал: простой карандаш различной твердости, акварельная бумага, ластик
Порядок выполнения:
На листе размещается 3 рисунка куба в различных ракурсах (рис. 1). Построение проводится на основе каркасной модели. Студенты знакомятся с правилами построения квадрата в перспективе. Учиться перспективному построению объемного граненого предмета на листе бумаги наиболее наглядно на примере куба, так как у него в натуре все грани и ребра одинаковые.
Рисованию любого предмета предшествует изучение его конструкции и расположение в пространстве (рис. 2). В данном случае необходимо понять соотношение видимых размеров граней и ребер куба, определить, какая из вертикальных граней открыта больше, какая меньше. Грани куба представляют основу (каркас) всей конструкции, поэтому с них следует начинать построение. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисовать с ближнего плана, с ближайшего вертикального ребра. От нижнего и верхнего конца этого вертикального ребра проводят направления нижних и верхних горизонтальных ребер, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре. Далее проводят два крайних вертикальных ребра левой и правой граней куба и таким образом намечают видимую высоту вертикальных граней. При этом необходимо следить за взаимными пропорциями ширины этих граней и высотой ближайшего вертикального ребра. От правильного построения углов наклона горизонтальных ребер куба и соблюдения пропорций видимых размеров граней зависит правильность дальнейшего изображения. Замкнув ребрами две видимые вертикальные грани, строят верхнее и нижнее основания куба. Все горизонтальные ребра, идущие в одном направлении, должны на рисунке сходиться (при их продолжении) в одной и той же точке схода, лежащей на линии горизонта. Рисовальщик, выполнив несколько рисунков одного и того же куба в различных положениях по отношению и к линии горизонта, и расположению просматриваемых граней (левой и правой), убеждается, что чем ближе к линии горизонта, тем более сплюснутой будет горизонтальная плоскость куба, чем дальше – тем более распластанной. При этом в каждом отдельном случае необходимо определять пропорции граней, наклоны ребер и точки схода на линии горизонта.
Рис. 1. Рисунок куба в различных ракурсах
Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением и многократно сверять результат на бумаге с натурой методом визирования. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении.При тоновой моделировке формы куба считывают характер освещения и источник света, а также линейно-конструктивные особенности соотношения плоскостей формы куба.
Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени, легкой штриховкой. Главное – планомерно и постепенно усиливать тень, заполняя ею всю плоскость формы с градацией рефлексов, при этом отмечая выделение краевого контраста выходящей, ближней к нам формы. После этого переходят к выявлению полутона, учитывая границы освещенных и неосвещенных граней куба. Они должны читаться четко, особенно к верхнему углу теневой поверхности, который находится ближе к источнику света.
Теневую грань в нижнем углу куба обычно высветляют, обозначая при этом падающий и отраженный от предметной плоскости свет (рефлекс). Падающую тень намечают после построения ее проекции от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметной плоскости. Она также ясная и чистая у нижнего основания куба, поскольку больше удалена от источника света. Спроецированная падающая тень обычно «воздушнее» собственной тени куба.
Рис. 4 – Конструктивный рисунок куба 1 – собственная тень; 2 – полутон; 3 – рефлекс; 4 – свет; 5 – падающая тень Рис. 5 – Тональное решение куба
Работа над длительным рисунком требует соблюдения методической последовательности как в анализе строения формы, так и в процессе построения изображения. Это дает возможность закреплять отдельные этапы учебного рисунка, без чего невозможно понять основной смысл учебного материала.
1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают легкими линиями с боков, сверху и снизу. С учетом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершин углов куба.
2. С учетом перспективных сокращений по конструктивным точкам вершин углов намечают общую форму конструкции куба.
3. Уточняют пропорции и перспективное построение объемно-пространственной формы куба. Определяют границы собственной и падающей теней.
4. С помощью светотональных отношении выявляют объемную форму куба. Наносят собственные и падающие тени. Определяют фон.
5. Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс.
6. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность). Последовательность выполнения рисунка куба в перспективе и Завершенный рисунок приведены на рис. 6.
Шар (рис. 3) относится к телам вращения, поверхность которого образуется вращением окружности вокруг оси (диаметра). Он имеет абсолютно симметричную форму, все точки лежащие на поверхности шара находятся на равном удалении от центра. Конструктивное построение шара в перспективе не представляет никакой сложности. С какой бы точки мы не посмотрели на шар, мы видим его контур в виде круга. Значительно сложнее выявить форму шара светотенью так, что бы он казался объёмным. И сложность эта связана с множеством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами. В шаре светотеневой переход наблюдается во всех направлениях и в этом основная сложность. Вторая сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе определения соотношения тональности контура шара и фона. Контур шара на фоне вокруг него должен быть нарисован мягко, убедительно и отличаться от фона должен не контурной линией, а тональностью.
Рисунок шара необходимо начинать с размещения общего пятна рисунка на листе бумаги с тем, что бы оно не казалось ни слишком большим, ни слишком маленьким. Рисовать круг проще в квадрате. Вписав в квадрат окружность, и удалив лишние линии, мы получаем плоское изображение круга, из которого нам нужно сделать объёмное изображение шара. Определяем направление света, падающего на шар. Если мысленно через центр шара провести плоскость перпендикулярную лучу света, то плоскость разделит шар на условно освещённую и затенённую части. А контур шара, лежащий в этой плоскости, мы будем видеть в виде овала. Здесь, на линии овала и будет располагаться самая глубокая тень на поверхности шара.Если прищурить глаза и посмотреть на освещённую часть шара, мы увидим самое светлое пятно, которое называют » блик», это точки на поверхности шара расположенные перпендикулярно лучу света.
Отражённые от горизонтальной поверхности лучи света создают «рефлекс» в затенённой части шара. Остаётся ещё определить падающую от шара тень и передать всё это в рисунке. Светотень должна очень мягко переходить от самого светлого пятна «блика» до самого тёмного пятна в собственной тени шара. Не забудьте про «рефлекс» и обратите внимание, что падающая тень не однородна, удаляясь, она кажется более размытой. А ещё нужно очень тонко отделить шар от фона и не контурной линией, а светотенью. Не надейтесь, что уже первый нарисованный шар будет казаться почти круглым, а вот в седьмом рисунке шар будет точно круглым, убедись в этом сами.
Последовательность выполнения линейно-конструктивного рисунка шара с тремя сечениями представлена ниже.
За основу рисунка шара взята окружность определенного диаметра с горизонтальной и вертикальной осями (рис. 7).
Изобразите на этих осях горизонтальный эллипс (большая ось которого будет параллельна линии горизонта, а малая — перпендикулярна ей) – сечение шара горизонтальной плоскостью (рис. 7, а). Его раскрытие зависит от положения шара относительно линии горизонта. Чем ближе шар к линии горизонта, тем раскрытие меньше, и наоборот, чем дальше шар от линии горизонта, тем больше раскрытие горизонтального эллипса.
Теперь необходимо найти линии пересечения горизонтального эллипса с двумя вертикальными эллипсами (на нашем рисунке это будут прямые 1–2 и 3–4, в пространстве они взаимно перпендикулярны). Задайте произвольно одну из этих прямых, например, 1–2 (рис.7, б). Касательные к этой прямой в точках 1 и 2 помогут найти направление перпендикуляра – прямую 3–4 (рис. 7, в).
Теперь можно построить первое вертикальное сечение шара. Прямая 3–4 будет являться его малой осью, а большая ось эллипса будет прямой, проведенной к ней под прямым углом. Раскрытие эллипса определяют точки 1 и 2, лежащие на горизонтальном сечении, и через которые он проходит. Изобразим эллипс по двум осям и двум точкам (рис. 7, г).
Второе вертикальное сечение строится аналогично первому. Второй вертикальный эллипс имеет малую ось – прямую 1–2, большую ось – прямую, проведенную под углом 90° к малой оси, и точки 3 и 4, лежащие на горизонтальном сечении. Точки 3 и 4 определяют раскрытие второго вертикального сечения (рис. 7, д).
Вертикальные эллипсы сечения должны пересекаться друг с другом в точках 5 и 6, лежащих на вертикальной прямой, проходящей через центр шара. Правильность построения также можно проверить, проведя касательные к эллипсам сечения в точках 1–6, они должны быть параллельны соответственно прямым 1–2, 3–4 и 5–6 (рис. 7, е).
Три взаимно перпендикулярные сечения шара не только создадут его объем на перспективном рисунке, но и помогут вам представить и нарисовать другие сечения шара (не проходящие через его центр), а также найти положение любой точки, лежащей на его поверхности.
Рис. 7 – Последовательность линейно-конструктивного рисунка шара
Понимая линейно-конструктивное построение шара можно переходить к выявлению его формы светотенью.
Сложность объемного построения шара тоном связана с богатством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами, что обусловлено не только характером сферической поверхности, но одновременно и степенью освещенности. Освещенная поверхность постепенно убывает, огибая круг, переходя от света к тени – к увеличивающимся границам собственных теней и на затененный участок шара, где тон постепенно высветляется рефлексом и мягко переходит из одной тональности в другую – к падающей тени (рис. 8). Падающая тень темнее собственной, особенно у его основания.
Рис. 8 – Светотеневая лепка формы шара: 1 – собственная тень; 2 – полутон;
3 – рефлекс; 4 – свет; 5 – падающая тень.Сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе выявления тональных отношений между его контуром и фоном, т.е. при создании иллюзии объемности. Контуры шара на видимом фоне должны быть нарисованы мягко и убедительно, чтобы края формы не вырывались из глубины пространства, а вызывали впечатление ее закругленности. В качестве примера приведены изображения формы шара (рис. 9). Все шары выполнены в тоне в равной степени, однако воспринимаются различно. У шаров (рис. 9, а,б) чрезмерно усилены края формы, на рис.9,в — края формы умеренно подчинены ей.
Рис. 9 – Важность контуров при светотеневой лепке шара Наибольшую трудность при светотеневой моделировке формы шара представляет нахождение границы собственной тени на выпуклой поверхности шара. Это объясняется сложностью формы собственной тени на поверхности шара, имеющей форму полумесяца.
Поскольку собственная тень на поверхностях предметов появляется в точках, где лучи света проходят по касательной к поверхности объекта, на поверхности шара эта совокупность точек будет иметь геометрическую форму окружности, которая представляет собой сечение шара, перпендикулярное направлению падающих лучей света.
Рассмотрим правильную последовательность определения границ собственной тени шара, изображенного на рис. 10, а.
Во-первых, необходимо определить угол падения лучей света на поверхность шара. И провести линию центрального луча света, проходящего через геометрический центр шара. Плоскость границы собственной тени будет перпендикулярна этому лучу. Таким образом задача сводится к построению наклонного сечения шара, представляющего собой эллипс, расположенный под углом 90 градусов к лучу света. Через центр шара перпендикулярно центральному лучу света проводим линию, которая будет являться большой осью эллипса – контура собственной тени шара (рис. 7, б). Малая ось эллипса всегда перпендикулярна большой, а значит, совпадет с центральным лучом света. По имеющимся осям можно построить эллипс, контролируя его раскрытие (ширину) сопоставлением с натурой (рис. 7, в). Касательные лучи к поверхности шара ограничивают контур падающей тени, который на плоскости обретает также форму эллипса (рис. 7, в). От полученных контуров начинаем тоном лепить форму шара, не забывая основные закономерности распределения светотени, указанные на рис. 7.
Завершенные тоновые рисунки шаров при различных освещениях показаны на рисунке 11, внизу.
Рис. 11 – Закономерности построения теней при светотеневой моделировке шара
Результатом практической работы у вас будет 3 работы: 1. Рисунок куба в различных ракурсах 2. Тональное решение кубаОпределение тени при построении геометрических фигур
Как добиться художественного освещения Chiaroscuro (Кьяроскуро) в фотографии
Chiaroscuro — это техника драматического освещения, которая может помочь вам сделать выдающиеся портреты. И не имеет значения, новичок вы или нет, и есть ли у вас профессиональное осветительное оборудование или нет.
Вы все еще достижения эффекта освещения кьяроскуров, который вам нужен. Вот как это сделать.
Что такое Кьяроскуро?
Техникао освещения Светотень, возникла в период Ренессанса.Такие художники, как Рембрандт и Караваджо, использовали её, чтобы создать иллюзию света и глубины. Современные художники, фотографы и кинематографисты используют эту технику таким образом.
Освещение Chiaroscuro — это всё о смелых контрастах и эмоциях. Это делает эту технику идеальной творческой площадкой для портретных фотографов. Её также любят фотографы, снимающие натюрморты и специализирующиеся на искусстве изобразительной фотографии.
По-итальянски chiaroscuro означает «свет» и «темнота».Комбинируя сильный источник света со множеством теней, вы можете создать поразительные портреты, похожие на картины.
Советы по освещению Chiaroscuro
Драматический эффект освещения Chiaroscuro не трудно достичь, даже если у вас нет профессионального освещения.
Вот несколько технических советов, которые вы должны иметь в виду, прежде чем начать съемку.
Естественный свет против искусственного света
Естественный свет может выделить некоторые объекты на заднем плане.Вы можете закрасить их в Photoshop или Lightroom, чтобы сделать вашу композицию более аккуратной.
В фотографии chiaroscuro часто ассоциируется с профессиональным студийным освещением. Но вы также можете достичь этого с помощью естественного света или простых источников искусственного света.
Оконный свет — самый доступный источник естественного света для портретов Кьяроскуро. При правильной экспозиции вы сможете использовать любые отвлекающие факторы на заднем плане.Это поможет вам сделать акцент на вашей модели.
Убедитесь, что вы делаете фотографии в комнате, где окно является единственным инструментом света. Это поможет вам создать высокие контрасты.
Вы также можете использовать небольшие источники света в темноте. Например, вы можете сфотографировать вашу модель, в темнотеую свечу, зажигалку или факел. Если вы хотите, чтобы ваши фотографии были еще глубже, делайте фотографии после захода солнца.
Когда речь идет о большом или профессиональном осветительном оборудовании, убедитесь, что вы используете только один источник света.И осветите свой объект горизонтально. Это позволит вам работать с разными градиентами.
Если вы осветите свою модель напрямую, вы не сможете создать тусклые блики и тени. И это важно для фотографирования кьяроскуро.
Выбор (и создание) правильных фонов
Большинство портретов снятых в технике Кьяроскуро имеют черный или темный фон. Но они не должны быть профессиональными или дорогими.
Если у вас ограниченный бюджет, вы можете купить маленький черный фон всего за 10 фунтов стерлингов.Убедитесь, что ваша модель может свободно двигаться перед этим фоном. Вы можете заполнить пустые места в Photoshop, используя кисть.
Также вы можете создать свой собственный фон, используя черную краску и кусок картона. Или закрасить другие материалы, если хотите больше текстур на свой фон.
Черно-белая фотография Chiaroscuro
Chiaroscuro прекрасно работает с черно-белой портретной фотографией. Техника добавит еще больше глубже вашим портретам.Свет будет подчеркивать текстуры тела модели (такие как выражение лица, веснушки, морщины). И вам будет легко работать с фонами, которые не являются чисто черными.
Темно-зеленый фон может не очень хорошо смотреться на цветном портрете кьяроскуро. Но вы можете преобразовать его в черно-белый в программе редактирования. Тогда вы сможете создать этот уникальный эффект черного фона.
Идеи освещения Chiaroscuro
Вы можете сделать с одним источником света.Вот несколько идей, чтобы вдохновить вас.
Сделать автопортреты
Я использовал маленький черный корпус отражателя и естественное освещение окна, чтобы сделать эту. Исходная фотография была вертикальной, поэтому я просто расширила композицию и закрасила пустые фрагменты черным.
Может быть трудно заставить автопортреты выглядеть как естественными, так и оригинальными. Благодаря простоте освещения светотени, вы можете делать фантастические фотографии себя, не потея.Все, что вам нужно сделать, это настроить свет и позировать перед фоном.
Чтобы сделать этот процесс еще проще, використовуйте штатив, пульт и табуретку. Штатив предотвращит падение вашей камеры, а пульт поможет вам сделать снимки на расстоянии. И табуретка будет держать вас комфортно во время позы.
Работа с необычными углами
Когда вы фотографируете людей, вы можете держать их глаза в фокусе и постоянно видеть их лица. Эти приемы помогут вам снять классические портреты.Но они не будут бросать вам вызов оригинальностью.
Если вы хотите поэкспериментировать с силуэтами, загадочной атмосферой и жуткими композициями, нарушайте правила. Сосредоточьтесь на других частях лица вашей модели.
Например, вы попросите вашу модель отвернуться от источника света, чтобы были видны только волосы.
Эксперимент с выражениями
Чтобы запечатлеть настоящие эмоции, убедитесь, что ваша модель чувствует себя комфортно в вашем присутствии.Чтобы добиться этого, вы можете попросить ее привести друга или познакомиться с ними перед съемкой.
Освещение Chiaroscuro идеально подходит для выразительных портретов. Во время убедитесь, что ваша модель не всегда позирует или выражает себя одинаково.
Не бойтесь заставить вашу модель смеяться или быть глупой перед камерой. Многие портреты Кьяроскуро серьезные, это правда. Но это не должно помешать вам экспериментировать с более счастливыми эмоциями, используя те же методы.
Сфотографируйте несколько моделей (они не должны быть людьми!)
Это автопортрет, который я сделала со своей кошкой. Это единственная фотография (из примерно 100), на которую она смотрит прямо в камеру. Имейте это в виду, когда фотографируете свою модель и своего питомца. С помощью достаточного терпения вы сможете сделать идеальный снимок кьяроскуро.
Фотографирование более чем одной модели поможет вам сделать подлинные портреты. Ваша модель будет более расслабленной, и, скорее, всего, будет вести себя перед камерой.
Ваша вторая модель не обязательно должна быть человеком. Если вы хотите стать лучше при съемке домашних животных, включите животных в свои портреты кьяроскуро.
Заключение.
Техника освещения Светотень открыта для всех видов фотографов. Вам не нужно иметь дорогостоящее оборудование или модную студию. И вам определенно не нужно нанимать профессиональные модели, чтобы делать яркие кинематографические фотографии.
Я призываю вас практиковать освещение кьяроскуро, фотографируя себя и людей, которые вы знаете в первую очередь.После этого пойти к профессиональным моделям животных и другим жанрам фотографии.
Это поможет вам овладеть техникой освещения кьяароскуро и одновременно делать великолепные фотографии.
Автор: Тая Иванова
Источник: expertphotography.com
.светотени — Викисловарь
Английский [править]
Альтернативные формы [править]
Этимология [править]
Середина 17 века, заимствовано у итальянского chiaroscuro , из chiaro («ясный, яркий») + oscuro («темный, неясный»).
Произношение [править]
светотень с преувеличенными световыми контрастамиСуществительное [править]
светотени ( счетное и несчетное , множественное число светотени или светотени )
- (живопись) Художественная техника, разработанная в эпоху Возрождения, заключающаяся в использовании преувеличенных световых контрастов для создания иллюзии объема.
- (живопись) Монохромный рисунок, сделанный с использованием нескольких разных оттенков одного цвета.
- (арт) Использование деревянных блоков разного цвета в ксилографии.
- (фотография) Техника фотографии, при которой, например, одна сторона лица хорошо освещена, а другая находится в тени.
Синонимы [править]
Производные термины [править]
Условия координат [править]
Переводы [править]
художественная техника с преувеличенными световыми контрастами
|
|
Прилагательное [править]
светотени ( сравнительная больше светотени , превосходная большая светотень )
- (образный) Обладает качествами работы светотени.
- 1913 , The Saturday Evening Post — Том 185, выпуск 7 , стр. 21:
Это был очень светотень , день — много солнечного света и тени.
- 1962 , Charles Neider, Замерзшее море: исследование Франца Кафки , стр. 90:
Оно грубее, чем другие, более наглядно, менее светотени .
- 1970 , Archeologia classica — Том 22-23 , стр. 56:
Эффект « светотени », придающий бронзовому шлему сильное ощущение округлости, достигается смелым использованием художником широкая штриховка по верхнему контуру.
- 1983 — , Макс Дэвидсон, Волк , стр. 68:
«Я всегда думал, что Рим — это очень светотень , город », — наконец сказал Том Ричардсон, чувствуя, что в разговоре наступает затишье быть затяжным.
- 1984 , Франческа Стэнфилл, Тени и свет :
Я слышал, как они обсуждали живопись, и две картины, которые Вероника купила на распродаже Аллегры: преследующая обнаженная натура, очень светотени , а другая — более красочная и загадочная. — женщины перед ширмой с восточной маской в руках.
- 1993 , Американский кинематографист — Том 74 , стр. 55:
Чтобы свести к минимуму проблему, мы использовали темное небо, очень светотени освещения и решили, что весь фильм будет происходить ночью ».
- 1994 , The Absolute Sound — Volume 19, Issues 95-98 , page 111:
HP, однако, предпочли качество оригинального компакт-диска chiaroscuro .
- 1995 , Фрэнк Уотерс, Женщина-ящерица , стр. 3:
Очень похожий на светотень человек, он держал руку на балконе и смотрел вниз на пыльную улицу.
- 2007 , Герд Гемюнден, Мэри Р. Дежарден, Дитрих Икона , стр. 265:
Иногда изображение настолько светотени , что становится почти неразборчивым, так что можно только вообразить дискуссии между Лангом и советники Technicolor.
- 2017 , P.L. Hawks, I Love Paris :
Падающий яркий свет снаружи резко контрастировал с угольно-черными тенями внутри, придавая комплексу очень высокое качество светотени .
- 1913 , The Saturday Evening Post — Том 185, выпуск 7 , стр. 21:
Итальянский [редактировать]
Этимология [править]
Из chiaro («чистый, яркий») + oscuro («темный, неясный»).