Сгущенная композиция: 30+ лучших изображений доски «Композиции из геометрических фигур»
- Лекция по композиции «Теория и виды композиции. Основные понятия.»
- Композиционные приемы
- Приемы формирования декоративной композиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
- 10 правил композиции, без которых не обходится ни один дизайнер
- Методическое пособие по станковой композиции
- Принципы композиции в одежде, композиционный центр — Секреты стиля
- Правила композиции
- в сжатом виде — определение и значение
- сокращение от The Free Dictionary
- Скачать бесплатно, просмотреть образец текста, рейтинг и многое другое на Fontsgeek.Com
- Скачать бесплатно, просмотреть образец текста, рейтинг и многое другое на Fontsgeek.Com
Лекция по композиции «Теория и виды композиции. Основные понятия.»
Учебное занятие №1.
Тема 1. Теория и виды композиции. Основные понятия.
Основные понятия и термины по теме:
Виды композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная. Основные элементы композиции: точка, линия, пятно, плоскость, объём. Формальная композиция, приёмы, средства, законы, правила композиции. Художественно-образный замысел, доминанта, целостность. Симметрия, асимметрия, осевая (зеркальная) симметрия, центральная симметрия. Ось и центр симметрии.
План изучения темы
Виды композиции.
Элементы композиции.
Формальная композиция.
Практическая работа №1 (задание 1).
Сообщение нового материала.
В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Виды композиции
Как известно, существует несколько основных видов композиции, присущих основным пространственным искусствам. Архитектуре свойственна пространственная композиция (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная). Живописи свойственна живописно-плоскостная, скульптуре – объемно-пластическая, станковой и книжной графике – линейно-графическая композиция.
Рассмотрим 3 основных вида композиции: фронтальную, объемную, объемно-пространственную.Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. К ней относят плоскостные композиции и рельеф.
Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.
Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.
Фронтальная композиция
Само название предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, она не имеет ярко выраженного одиночного фокуса. Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений — ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Обычно такая композиция открыта.
Условия, от которых зависит сохранение фронтальности композиции:
1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.
2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.
3) Зависит от характера элементов по глубине.
4) Фактурность поверхности, цвет…
Рис. 1. Фронтальная композиция
Объемная композиция.
Эта композиционная форма входит в трехмерные виды искусств – скульптуру, керамику, архитектуру. Ее отличие состоит в том, что восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах. Объемная композиция включает в себя новое качество – протяжность во времени; она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, являясь промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна.
Рис. 2 Объемная композиция.
Пространственная композиция.
Пространство формируют архитекторы и в какой-то степени дизайнеры. Взаимодействие объемов и планов, технологии и эстетики, которые используют архитекторы, не является прямой задачей изобразительного искусства, но пространственная композиция становится объектом внимания художника в том случае, если она строится из объемных художественно-декоративных элементов, каким-либо образом расположенных в пространстве.
Рис. 3. Пространственная композиция
Нередко путают пространственную композицию как форму с картиной, передающей иллюзию пространства. В картине нет реального пространства, по форме это плоскостная композиция, в которой расположение цветовых пятен последовательно как бы удаляет предметы от зрителя в глубину картины, но само построение изображения идет по всей плоскости.
Элементы композиции
Основные элементы: точка, линия, пятно, плоскость, объём.
Первым основанием воздействия живописи на человека, как считал Леонардо да Винчи, является точка, вторым – линия, третьим – поверхность, четвёртым – тело, которое одевается поверхностью.
У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот).
Классификация свойств пятен:
Физические: величинные (размеры и пропорции)
Пластические (форма и структура)
Свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)
Субъективные элементы: (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.
Сущность понятия «гармония»
Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.
Сущность понятия «формальность»
Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:
— характеристики и свойства элементов композиции
— через структурную организацию элементов композиции.
Есть 3 главных формальных признака композиции:
1. Целостность.
Это внутреннее единство композиции. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.
Основными принципами композиции, обеспечивающими достижение их композиционной целостности, являются: единство целого и частей формы; соподчиненность элементов формы; уравновешенность элементов формы; соразмерность элементов формы.
2. Подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты.
Доминанта – главный элемент композиции, который сразу должен бросаться в глаза. Это смысловой центр композиции, он не обязательно совпадает с геометрическим центром, но это главное в произведении и все второстепенные элементы подводят взгляд зрителя к нему.
Центр (фокус) композиции определяет всю картину.3. Уравновешенность – основа гармонии в произведении.
Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении.
Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов.
Симметрия и асимметрия
Симметрия − асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия.
Симметрия – это тождество элементов формы, одинаково расположенных относительно средней линии (оси) симметрии, центра симметрии, плоскости симметрии. Виды симметрии − зеркальная, осевая (совместимость достигается вращением фигуры относительно оси симметрии), винтовая.
Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии. Воспринимается зрительно (в отличие от статичных симметричных композиций) как динамика, движение. Асимметричная композиция сложнее, выразительнее, интереснее симметричной, но требует хорошо развитой интуиции, тонкого чувства равновесия.
Симметрия всегда уравновешена, асимметрия требует зрительного уравновешивания.
Лабораторные работы – не предусмотрено.
Практические занятия
Практическая работа №1
На листе формата А-4 начертить 6 квадратов размером 60Х60 в карандаше. Это будет чистовик для последующих шести заданий.
ЗАДАНИЕ 1
Цель:
Создать правильно построенную композицию из простых геометрических форм или форм, приближенных к ним.
Найти оригинальное пластическое решение.
Требования:
- Композиция должна быть центрально симметричной и состоять только из линий.
Поисковые варианты выполняются в карандаше (7 – 9 шт.), затем выбранный вариант размещается в первом квадрате на листе формата А4.
Работа должна быть очень аккуратной, линии чётко прорисованы.
Обязательно использовать чертёжные инструменты в работе.
Размер: 60Х60.
Материал: чёрная тушь, глеевая ручка.
Рис. 4. Образцы выполнения задания №1(работы студентов 1 курса)
Задания для самостоятельного выполнения
Проработка конспекта
Выполнение поисковых набросков композиции (5-7 штук).
Форма контроля самостоятельной работы:
Устный опрос, проверка практической работы.
Вопросы для самоконтроля по теме:
Что такое композиция?
Назовите элементы композиции.
По каким геометрическим схемам может строиться композиция?
Чем отличается формальная композиция от сюжетно-тематической?
Назовите виды композиции.
Что такое доминанта?
Расскажите о целостности композиции.
Какая основная черта симметричной композиции?
Какая бывает симметрия?
Чему уделяется особое внимание в асимметричной композиции?
Композиционные приемы
Композиция — это расположение элементов в художественном произведении.
Хотя в общем смысле любой фрагмент музыки, живописи или скульптуры можно назвать композицией, термин обычно относится к расположению элементов в произведении искусства. Это то, как элементы искусства и дизайна, линия, форма, цвет, значение, текстура, форма и пространство — организованы или составлены в соответствии с принципами искусства и дизайна. В классической традиции использовались треугольные или пирамидальные композиции, потому что они создавали ощущение равновесия и гармонии, устраивая фигуры в устойчивую общую геометрическую структуру. Это можно увидеть, например, в грубо конической группировке животных в «Mares and Foals» Джорджа Стаббса.
Джордж Стаббс. «Mares and Foals»
Идея композиции как корректировки отношений элементов внутри границы холста оставалась неоспоримой благодаря появлению ранних современных движений, таких как кубизм и абстрактное искусство.
Композиция по словам Анри Матисса
«Композиция — это искусство декоративного оформления разнообразных элементов картины, чтобы выразить свои чувства». — Анри Матисс в «Заметках художника».
Элементы композиции
Элементы, принципы искусства и дизайна являются основой языка, на котором мы говорим об искусстве. Элементами искусства являются визуальные инструменты, которые художник использует для создания композиции. Это линия, форма, цвет, значение, форма, текстура и пространство.
Композиционные схемы
Разновидности композиционных решений показаны на рисунках ниже.
Формат
Пространство
Одноплановая композиция / Многоплановая композиция
Композиционный центр
В центре / Смещен от центра
Симметрия
Симметрия / Асимметрия
Равновесие
Устойчивое / Неустойчивое
Динамика
Движение / Статика
Ритм / Контраст
Светотень (объемность)
Композиция
Открытая / Закрытая
Компоновка
Равновесие
Пропорциональное / Стесненное
Расположение
В центре — уравновешенность / В углу — спокойствие (желание переместить)
Ниже оси — тяжесть / Выше оси — легкость
Ритмы
Тональный ритм / Цветовой ритм
Тональный и цветовой ритмы в изображении
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Приемы формирования декоративной композиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
АРХИТЕКТУРА ЗДАНИИ II СООРУЖЕНИИ.
ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 747.012
Бурова Т.Ю. — кандидат архитектуры, доцент
Е-так [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Приемы формирования декоративной композиции
Аннотация
Декоративная композиция представляет собой стилизованное, упрощенное, образное изображение элементов и объектов реальной действительности. Главная цель при формировании декоративной композиции — это создание наиболее выразительного характерного образа. При этом художественно-образный язык является основным в формировании изображения. Средствами выражения декоративной композиции на плоскости являются: линия, точка, пятно, цвет. В создании декоративной композиции также участвуют основные художественные средства гармонизации.
Ключевые слова: декоративная композиция, стилизация, интерпретация, обобщение формы, абстрактная форма, приемы изображения, приемы стилизации, художественная трансформация.
Декоративная композиция — это композиция, имеющая высокую степень выразительности, сформированная на основе модифицированных, стилизованных или же абстрактных элементов. Такие элементы, определяя ее декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Основной целью декоративной композиции является формирование максимально выразительного образа с частичным или же полным отказом от достоверного изображения. В декоративной композиции подобное реалистичное изображение может быть излишним или даже мешающим.
Творческая деятельность человека развивается в различных направлениях. С одной творящий индивид старается правдоподобным образом изобразить объекты и явления окружающего мира; с другой стороны он же стремится к созданию форм, не существующих в природе, появляющихся на основе фантазии и воображения.
Декоративная композиция — это композиция, создаваемая с учетом реального восприятия мира на основе воображаемых форм. Результатом является ассоциативно-образное решение. Для реализации своего замысла, творящий индивид оперирует существующими формами и элементами, преобразованными им с учетом личного ассоциативного восприятия. Следовательно, художник создает формы, которые могут косвенно выражать сущность той или иной реальной формы. В декоративной композиции мировосприятие творящего индивида формирует особое изображение реального мира. Такое изображение формируется посредством основных составляющих элементов композиции: формы, цвета, размера. Средствами выражения композиции на плоскости являются: линия, точка, пятно, цвет. Линия, пятно, точка и цвет — универсальные средства, которые могут изобразить любую форму, создать иллюзию пространства, определить настроение и ассоциативные ощущения. Цвет является основной объективной характеристикой элемента с одной стороны и средством графического выражения с другой. Посредством цвета можно усилить эмоциональное восприятие образа. При этом цвет одновременно характеризует предмет и отражает эмоциональное состояние [1, 2]. Выразительность используемых материалов подчеркивает условность изображения.
Для декоративной композиции характерно использование художественно-образного языка в изображении. Он представляет собой соединение фантазийности, условности изображения и использование цветовой символики [3].
Декоративную композицию можно представить различными изобразительными формами и основными художественными средствами гармонизации. При этом форма и предмет изображаются условно-обобщенно, передавая характерные признаки предмета. Самое главное при формировании декоративной композиции получить самостоятельное образное решение. Это может быть реализовано посредством специальных приемов.
Основные приемы формирования декоративной композиции — это стилизация п художественная трансформация. Стилизация условно делится на два вида: подражательная стилизация и творческая стилизация [4-6].
Стилизация, как прием формирования декоративной композиции, известна с древнейших времён. Можно отметить стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры, фауны и фигуры людей в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах и изображениях. Творческая стилизация в формировании декоративной композиции носит индивидуальный характер. Такой прием подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности. В результате появляется абсолютно новое стилизованное изображение элементов и объектов.
Отдельно можно выделить прием подражательной стилизации. Данный прием предполагает наличие образца для подражания. В основе своей он имеет подражание стилю какой-либо эпохи, известным художественным течениям, приёмам творчества какого-либо народа, стилям знаменитых мастеров. Вместе с этим подражательная стилизация не должна представлять собой форму прямого копирования. Имитируя тот или иной образец, творящий индивид должен отразить свою индивидуальность. Это может быть реализовано за счет, например, выбранного сюжета, нового колорита или общего композиционного решения. Это будет определять ценность нового стилизованного изображения.
Творческая стилизация наиболее эффектный прием при создании декоративной композиции. Чаще всего термин творческая стилизация заменяют термином интерпретация. Интерпретация — это новое изображение, коренным образом отличающееся от оригинала, т.е. абсолютно новое авторское прочтение объекта или предмета. Творящий индивид заново создаёт этот натуральный объект в виде художественного символа. При интерпретации положительным образом работает творческий принцип триады: «Изучить, оценить и улучшить». Этот принцип не имеет авторства, но он был хорошо известен уже с давних времен. Вот что говорилось о художественной интерпретации в одном из российских учебных пособий для художников 18 века: «Простой подражатель природы не может никогда произвесть ничего великого, не может никогда возвысить и распространить воображение и тронуть сердце зрителя. Он должен стараться усовершенствовать их величием своих понятий… Все художества получают своё совершенство от умопонимаемой красоты преимущественной над тою, какую можно обресть в природе каждой вещи особенно» [7, 8].
Цель творческой стилизации в формировании декоративной композиции — это создание нового художественного образа, отражающего характерные черты и авторское видение объектов окружающего мира.
Следует выделить средства, которые характерны для приема стилизации. Основными средствами данного приема являются:
• обобщение формы, символичность изображения;
• определение характерного силуэта и (или) контура;
• геометризация элемента и окружающего пространства;
• красочность.
Выявленные средства представляют собой с одной стороны, этапы процесса стилизации; с другой стороны, ее основные направления. При этом данные направления определяют характер стилизованного изображения, а этапы отражают варианты для трансформации образа. Обобщение и символичность изображения подразумевают осознанный отказ от реалистичности изображения. При этом необходимо выявить образную сущность изображаемых предметов, объектов, явлений, так, чтобы у потенциального зрителя возник яркий эмоциональный образ. Для определения силуэта и (или) контура необходимо представить или определить наиболее характерное, узнаваемое положение объекта относительно зрителя. Для одних предметов — это фронтальное изображение (например, кленовый лист), для других — это вид сбоку (например, птица, кружка и т.д.). При этом из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта следует выбрать какой-то один, сделать его доминирующим, нейтрализовав другие
характерные черты. Как результат стилизованное изображение имеет сознательное искажение и деформацию размеров, пропорций изображаемых реалистичных предметов, явлений, объектов. Результатом творческой стилизации является изображение объекта с обобщёнными признаками, придающими изображению символичность (рис. 1).
Рис. 1. Примеры декоративных композиций на основе приема стилизации [9]
Следует отметить, что от реального изображения сразу отбрасывают все подробности. Для изображения оставляется только то, что делает его узнаваемым. Это -контур и (или) силуэт, который передан при помощи линии или пятна. Степень геометризации показывает насколько стилизованная форма будет отличаться от реальной. Используя композиционные приемы работы «по сетке», можно придавать стилизованной форме новые очертания, более или менее геометризованные. При этом добиваясь большей выразительности и декоративности нового изображения [10]. Этому может способствовать и выбор соответсвующих графических приемов и средств. Графические средства обеспечивают передачу на плоскости смысловой и эмоциональной содержательности объекта. Вместе с этим позволяют художественно трактовать образ с точки зрения авторской позиции творящего индивида. Графические средства могут подсказывать, а иногда и предопределять характер преобразования изображения реального объекта.
Второй прием формирования декоративной композиции — художественная трансформация на основе различных изобразительных средств и изобразительных приёмов. Данный прием включает следующие способы:
• создание новой формы изображаемого объекта, изменение абриса;
• изменение размеров предметов;
• нарушение масштабности изобразительных объектов;
• упрощение или усложнение «конструкции» объекта;
• замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива.
Главной целью художественной трансформации является превращение реальных форм в абстрактные. При необходимости стилизованное изображение, можно превратить
в абстрактное. Это говорит о том, что оба приема формирования декоративной композиции связаны между собой. Отчасти они представляют последовательные этапы формирования декоративной композиции, стилизация — первый этап, художественная трансформация — второй этап.
Стилизация и абстракция изображения объекта связаны с его выразительностью. Оба приема нацелены на то, чтобы наилучшим образом передать содержание объекта, предмета, явления реального мира.
В процессе формирования декоративной композиции каждая реальная форма приобретает условный смысл. Важную роль в преобразовании играет образное начало. В результате объект реального мира приобретает черты сказочности, фантастичности и одновременно условности. В отличие реалистичного изображения в декоративной композиции создаваемый образ может превратиться как бы в объект вообще. Таким образом, что в результате получается птица вообще, а не какая-либо конкретная птица.
В качестве графических средств также отдается предпочтение линиям и пятну. Возможны следующие варианты:
• применение плавных линий при формировании мелодичных, женственных образов;
• применение ломаных линий при формировании активных, напряженных монументальных, отчасти агрессивных образов;
Толщина линий может быть разная, в дополнение к этому возможно использование цветных линий.
Декоративная композиция на основе пятен способствует максимальному силуэтному обобщению форм. Возможно бесконечное множество вариантов классификаций пятна: по форме; по наличию контура; по характеру заполнения; по тону, по цвету и т.д. Каждый вариант способствует определенному выражению характерных качеств объекта.
Чаще всего используется линейно-пятновое изображение. В данном случае необходимо органично, композиционно грамотно сформировать гармонию из пятен и линий. Пятна следует организовать в единый узор, интересный уже сам по себе, по ритму и силуэту. Кроме этого необходимо орнаментально-логически связать линии с ритмически разбросанными пятнами, чтобы те и другие, соединившись, создали целостный графический образ (рис. 2, 3).
Рис. 3. Примеры декоративных композиций на основе художественной трансформации [11]
Таким образом, декоративная композиция является особым видом изображения, отражающим как характерные черты реального объекта, так и авторскую позицию
творящего индивида. Декоративная композиция всегда имеет перед собой определенную цель — усиление выразительности реального объекта, предмета, явления, эмоциональной насыщение образа данного предмета, облегчение восприятия зрителем авторского замысла. Естественным образом происходит следующее, чем упрощеннее и стилизованнее изображение, тем лучше оно передает сущность объекта. Творящий индивид, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ при помощи графических средств и приемов стилизации и художественной трансформации.
Рассматриваемые в статье приемы декоративной композиции: стилизация и художественная трансформация, — являются основой создания выразительного образа с целью выявления его новых эстетических качеств. На современном этапе декоративная композиция представляет собой базовый элемент для настенных росписей, мозаики, лепных, резных, чеканных и кованых изделий, для гобеленов, витражей и других изделий декоративно-прикладного искусства.
Список библиографических ссылок
1. Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. — М.: Искусство, 1986. — 190 с.
2. Миронова J1.H. Цветоведение. — Минск.: Высшая школа, 1984 г. — 286 с.
3. Неймышкова Л.Г. Декоративно-прикладное искусство Латвийской ССР. — М.: Советский художник, 1990. — 248 с.
4. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. — М.: Просвещение, 1971. — 144 с.
5. Логвиненко Г.Л. Декоративная композиция: Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Владос, 2005. — 144 с.
6. Шорохов Е.В. Композиция. — М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
7. URL: http://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Philosophia/4_117176.doc.htm (дата обращения 22.01.2015).
8. Высотский Л.С. Психология искусства. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998. — 487 с.
9. URL: https://sites.google.com/site/pamokalg/portfolio/home/ornament (дата обращения: 22.01.2015).
10. Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб.: Искусство, 1998. — 288 с.
11. URL: http://www.go.kg/design/decorative-and-thematic-composition.html (дата обращения 22.01.2015).
Burova T.Y. — candidate of architecture, associate professor E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1
Methods of forming decorative compositions
Resume
The decorative composition is the stylized image of reality on a basis is associative the created images. The main creative receptions in work on decorative composition are stylization of a form, identification of a characteristic silhouette, geometrization of the image. Thus very important is an ability of the artist to abstract thinking. Stylization is a generalization and simplification of the represented objects and elements, on the basis of a graphic representation with the use of a characteristic silhouette and (or) contour. Stylization is applied as reception of formation of decorative composition to strengthening of the emotional maintenance of an image.
Ways of creation of decorative composition are the abstract, associative, imagined and figurative judgment of subjects and phenomena of the real world. A source of emergence of an associative, abstract, fantasy image is the element, object, a subject, the phenomenon of surrounding reality, directly observable or recalled.
The decorative composition can be presented various graphic forms and the fixed art assets of harmonization. Thus the form and a subject are represented conditional generally, transferring characteristic signs of a subject. The most important when forming decorative composition to receive the independent figurative decision. It can be realized by means of special receptions.
Keywords: decorative composition, stylization, interpretation, generalization of a form, abstract form, receptions of the image, methods of stylization, art transformation.
Reference list
1. Zaytsev E.A. Science about color and painting. — M.: Iskusstvo, 1986. — 190 p.
2. Mironova L.N. Colour management. — Minsk.: Visshaya shkola, 1984 — 286 p.
3. Neymyshkova L.G. Dekorative-applied art of the Latvian Soviet Socialist Republic. — M.: Sovetskii hudozhnik, 1990. — 248 p.
4. Kuzin V.S. Questions of graphic creativity. — M.: Prosveshenie, 1971. — 144 p.
5. Logvinenko G.L. Decorative composition: Manual for higher education institutions. — M.: Vlados, 2005,- 144 p.
6. Shorohov E.V. Kompozition. — M.: Prosveshenie, 1986. — 112 p.
7. URL: http://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Philosophia/4_117176.doc.htm (reference date: 22.01.2015).
8. Vysotsky L.S. Psikhologiya of art. — Rostov-on-Don.: Fenix, 1998. — 487 p.
9. URL: https://sites.google.com/site/pamokalg/portfolio/home/ornament (reference date: 22.01.2015).
10. Lotman Yu.M. About art. — SPb.: Iskusstvo, 1998. — 288 p.
11. URL: http://www.go.kg/design/decorative-and-thematic-composition.html (reference date: 22.01.2015).
10 правил композиции, без которых не обходится ни один дизайнер
У вас может быть самая замечательная графика в мире, но если композиция оставляет желать лучшего, ваш дизайн не удался.
Таким образом, очевидно, что композиция имеет большое значение. Но что такое композиция? Грубо говоря, это пространство, где отдельные элементы должны превратиться в одно целое, и где изображения, текст, графика и цвета формируются в единый дизайн, в котором все сочетается между собой.
Удачная композиция предполагает, что вы упорядочили элементы и правильно их распределили, и это не только выглядит красиво внешне, но также эффективно с функциональной точки зрения. Поэтому давайте пробежимся по основным советам, уловкам и техникам, которые в считанные минуты сделают из вас гуру композиции.
1. Акцентируйте внимание на главном
Как нам когда-то говорили в школе, распределение акцента — это очень важно. Ключевым элементом любой хорошей композиции является фокус, так как он помогает зрителю в первую очередь сконцентрироваться на самых важных деталях дизайна.
Выбирая точку фокусировки, помните, что главная цель любого дизайна — это коммуникация. Пытаетесь ли вы поделиться какой-то идеей, информацией, или просто чувствами или эмоциями, ваш дизайн будет передавать определенную историю, поэтому необходимо выбрать такой фокус, который поможет сделать это максимально эффективно.
Среди методов привлечения внимания можно отметить масштаб, контраст и указатели, и более подробно о них мы поговорим позже. А сейчас давайте проанализируем приведенный пример.
Это дизайн Мэттью Метца для ритейлера «Nordstrom», поэтому самым важным элементом здесь является модель и ее одежда. Так, модель поместили в центр, а размещенный особым образом текст и отсутствие цветовой палитры помогают сфокусироваться на ее лице и одежде. И затем указатели привлекают внимание к информации, приведенной несколько ниже.
Мэттью Метц
На постере Шоны Линн Панцужен в центре внимания также находится сидящий мужчина. Фокус осуществляется с помощью центрального расположения фотографии, где вокруг человека используется графика, привлекающая к нему внимание.
Шона Линн Панцужен
2. Направляйте взгляд читателя с помощью указателей
Так же, как вы указываете человеку на что-то, что хотели бы ему показать, направляйте взгляд зрителей с помощью определенного расположения линий и различных фигур. Так вы сможете добиться правильного восприятия вашего дизайна.
Скорее всего, вы уже знакомы с одним из самых распространенных видов указателей — схематичных. В схемах используются линии, которые направляют взгляд с одного пункта на другой в достаточно очевидном порядке. Взгляните на эту открытку с приглашением на свидание, выпущенную Paper and Parcel. Дизайнер решил использовать схематичные указатели для передачи информации в интерактивном и необычном виде.
Paper and Parcel
Кроме того, они могут указывать на какие-то связующие элементы текста или небольшие кусочки информации. Как уже говорилось, сначала вы должны сфокусироваться на главном объекте; но куда вы будете смотреть после? Правильно разместив указатели, вы не только сможете контролировать внимание на основных элементах, но и направлять взгляд вашего зрителя по всему дизайну.
Давайте, к примеру, посмотрим на постер от Design By Day, где используются четкие указательные линии, которые сначала направляют вас к основному элементу (названию), а затем к разным сегментам текста.
Design By Day
Разумеется, нет смы
Методическое пособие по станковой композиции
Этапы работы на композицией:
- Определить содержание сюжетно-изобразительной основы произведения.
- Разработать в эскизах структурно-композиционное решение темы.
- Изучить литературные и музейные материалы.
- Сделать натурные рисунки и этюды в соответствии с поставленной темой.
- Найти цветовое решение темы в эскизах.
- Подготовить картон.
- Выполнить в выбранном материале.
Предмет композиции
«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.
Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.
В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия — в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.
Братья Ткачевы «Детвора»
Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.
Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражает ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности.
Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства или членения, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать синтеза искусств, их органического сочетания, скажем, в архитектурно-скульптурном ансамбле, в театральной постановке, в оформлении интерьера и т. д. Яркий пример композиционного синтеза являет собой театр, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка. От взаимодействия всех слагаемых спектакля зависит сила его эмоционального воздействия на зрителя.
Говоря об определении понятия «композиция», следует отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое содержание и различную степень разработанности. В музыке это понятие вполне определено. Однако, как считают некоторые специалисты, определение композиции как общего плана музыкального произведения, как его деления на крупные части слишком формально, и его необходимо дополнить формами, строящими связи между частями.
В теории литературы в термин «композиция» также вкладывают вполне определенное содержание. Композиция означает размещение в тексте конкретного материала, например, сюжета в последовательности повествовани, или смену «точек зрения».
Что касается определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве, то здесь еще немало неясностей. Существуют различные варианты определения. Связано это с тем, что теория композиции в изобразительном искусстве находится лишь в стадии становления. Причем многие к этой проблеме в изобразительном искусстве относятся скептически. Как справедливо писал известный искусствовед, психолог и художник Н. Н. Волков, «к сожалению, еще необходимо защищать идею такой теории от софизмов ее недоброжелателей». А теория такая нужна, так как специально и глубоко проблемами композиции в изобразительном искусстве не занимается ни общая эстетика, ни история искусства, ни теоретическое искусствоведение.
Братья Ткачевы «Летом»
Только теория композиции как часть теоретического искусствоведения может непосредственно исследовать проблемы композиции в изобразительном искусстве, только она, глубоко занимаясь предметом композиции, через анализ способна установить четкие термины и определения.
Определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве мы можем найти в энциклопедических словарях и искусствоведческой литературе. Например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное художником содержание. Далее говорится о невозможности установить точные правила композиции, так как представление о характере композиции изменяется исторически, зависит от социального строя, от задач, стоящих перед искусством. В словаре Брокгауза и Ефрона указываются лишь некоторые правила, которые выведены на основе анализа лучших произведений искусства. В этом определении уже отмечается главный признак, присущий композиции, — признак целого. Кроме того, здесь указывается, что это «целое» в композиции определенно выражает задуманное художником содержание. Это очень важно для определения композиции, как будет видно ниже.
То, что композиция отмечается как важнейший компонент художественной формы, в принципе, правильно, хотя и не совсем точно, так как, во-первых, композиция не компонент формы, а сама форма, и даже главная форма, и, во-вторых, композиция не придает единство и целостность произведению, а она закладывает своей сущностью эту целостность.
Законы построения композиции
Первый этап творческого процесса — период первоначального накопления — может начаться еще до выбора темы. В таком случае накопление материала бывает менее целенаправленным, но небесполезным, ибо в этот период память художника обогащается жизненными впечатлениями от бесед с людьми, прочитанных книг и т. п. Все это воспринимается им сознательно или стихийно как материал эстетически значимый, который, возможно, когда-то пригодится в творчестве.
Период первоначального накопления должен сопровождаться композиционными упражнениями. Даже когда нет еще четко обозначенной темы, они помогут глубже познать многообразие окружающего мира, смысловые связи между предметами и средой. Всестороннее изучение жизни позволяет художнику создавать оригинальные, правдивые композиции, а также способствует накоплению жизненно важного материала. Рекомендуется выполнять наброски людей и животных, рисовать по памяти и воображению с ориентацией на закономерности композиции, делать зарисовки характерного или типического, компоновать на свободные темы, тренироваться в составлении натюрмортов, в постановке живой модели в интерьере и т. д.
Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем успешнее переход от приблизительной наметки содержания к более четкому абрису замысла.
Студенческий эскиз — набросок с натуры.
Замысел рождается из разрозненных, часто хаотических впечатлений, но он никогда не возникает из ничего. Этому предшествует большая, иногда длительная работа художника, который прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, наблюдая, изучая жизнь. Все это незаметно ведет к появлению замысла. Постепенность или неожиданность его рождения можно объяснить и индивидуальными особенностями творческой личности, в частности степенью одаренности, а также недостаточностью или изобилием имеющихся материалов.
В период возникновения замысла художник обнаруживает пластический мотив, в котором он сумеет затем показать новые грани и свойства изображаемого явления, раскрыть его с неожиданной стороны. Иначе говоря, в это время определяется метод решения найденного мотива с точки зрения его новизны как эстетического открытия мира, увиденного прозорливым взглядом художника.
В первоначальном замысле многие элементы композиции бывают намечены только приблизительно, но уже определившаяся сюжетная или идейная направленность композиции в целом будет тем компасом, который укажет верный путь доработки этих элементов, метод обрастания задуманного произведения необходимыми дополнительными деталями. Нередко художник, чувствуя ценность пластического мотива, сразу приступает к его непосредственному осуществлению.
Разработка композиции произведения включает решение технических и чисто творческих задач на основе профессиональных умений и знаний теории искусства, в частности законов композиции.
При создании самых первых, довольно схематичных эскизов не следует забывать о действии композиционных законов целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение, ибо, разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, т. е. те основные качества, которые являются определяющими для подлинного произведения искусства.
Действие закона целостности требует выявления конструктивной идеи, заложенной в мотиве самой природой, схемы его гармонии, объединяющей в единое целое все детали будущего полотна. Каждый мастер прокладывает свои пути к нахождению конструктивной идеи композиции, использует свои методы достижения наилучшего результата. Одни сперва стихийно рисуют все, что подсказывает воображение на данную тему, и лишь позже в собранном материале отыскивают путеводную конструктивную идею. Другие компонуют непосредственно под впечатлением наблюдения натуры. В любом случае в основе композиции должна лежать конструктивная идея — каркас развития сюжета. Конструктивная идея целостности композиции служит базой для действия закона контрастов, как сочетания противоположного в зрительном восприятии произведения. Как известно, человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму мы видим благодаря контрасту света и тени. И живопись в ее современном понимании также строится на борьбе противоположностей — теплых и холодных цветов. Сила цвета также увеличивается от соседства с дополнительным цветом — красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п. Издавна художники пользовались контрастом светлого на темном фоне.
В «Бурлаках на Волге» И. Е. Репина существует контраст между компактной темной группой бурлаков, воспринимаемой целостным силуэтом, и серебрящейся рекой. Подобные контрасты придают декоративную выразительность композиции.
И.Репин «Бурлаки на Волге»
Композиционные контрасты нерасторжимо связаны с характером художественного образа. Например, в картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» главный социальный контраст олицетворяют барыня, несущая икону в религиозной процессии, и взлетевшая над толпой бедняков полицейская нагайка. Именно этот идейный контраст строит картину. И совершенно очевидно, что нахождение места расположения сюжетного узла было отправным пунктом в разработке Репиным композиции и ее живописного решения. Во всяком случае, это прослеживается почти во всех эскизах и предварительных наметках.
Во многих произведениях бытового жанра показываются конфликтные ситуации как столкновение добра со злом, старого с новым, реакционного с прогрессивным. Основной контраст здесь лежит в борьбе противоположностей, и, если художник не уловит, не поймет самой сути, истоков этой борьбы, его произведение будет характеризоваться простым бытовизмом. В качестве примера можно привести картину А. И. Лактионова «Переезд на новую квартиру».
А.И. Лактионов «Переезд на новую квартиру»
Ю.И. Пименов «Свадьба на завтрашней улице»
Совсем по-другому подходит к решению темы борьбы «старого и нового» Ю. И. Пименов. В «Свадьбе на завтрашней улице» мы видим, как преображается жизнь города и людей, как новое стремительно шагает на смену старому. Лактионова и Пименова разделяют не столько индивидуальный живописный почерк, сколько метод эстетического освоения действительности и, разумеется, разность мировосприятия, мышления. Один в основном скользит по поверхности факта, другой докапывается до сути нового явления.
Таким образом, в метод работы над композицией должен быть включен еще один важнейший момент, контролируемый идейным замыслом и образным началом. Закладка основ образности в конструктивной идее и главном контрасте указывает на взаимодействие законов целостности, контрастов с законом жизненности. Этот закон предполагает раскрытие сторон изображаемого явления, в которых общее отражается через индивидуальное, особенное, присущее именно данному характеру.
Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Закон жизненности должен особо учитываться в период разработки композиции, когда художник путем обобщения данных непосредственных чувственных восприятий действительности стремится показать типическое через индивидуально-характерное.
Эскиз.
Закон целостности имеет отношение и к построению декоративного силуэта композиции, и к использованию контрастов темного и светлого. Стоит появиться равнозначными пятнам, как композиция запестрит, потеряет целостность.
Студенческий эскиз. Тема: 1.«Трамвай», 2.«Пробка»
Закон контраста. Само слово контраст – французское (резкое различие,противоположность). В специальном значении- противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся свойств, качеств. Контрасты в композиции помогают выявлению композиционного центра, образному решению сюжета, решению пространства,передаче объема предметов.
Графические эскизы к сюжетной композиции. Материал — сепия
Цветовой эскиз к сюжетной композиции. Материал — гуашь
Контрасты делятся на:
- смысловой – психологический,
- тональный контраст,
- светотеневой контраст,
- материальный контраст,
- цветовой контраст,
- контраст движения.
Цветовой эскиз. Тема: «Остановка»
Правила композиции
Если законы носят объективный, всеобщий характер, устойчиво действуют на протяжении длительного отрезка времени в истории развития изобразительного искусства, то композиционные правила и приемы, помогающие строить композицию, относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива, изобразительного «зерна» сюжета. Правила и приемы, по словам Е. А. Кибрика, являются лишь композиционной техникой (вместе со средствами). Но следует иметь в виду, что, несмотря на «технический» во многом характер правил и приемов, они в основе своей, как и все искусство, вытекают из закономерностей природы.
Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
Образ в станковой композиции
Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.
«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» — так определяет Л. И. Тимофеев образ в литературном творчестве. Но такое определение вполне подходит и для других искусств, в том числе и для изобразительного искусства. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются:
- наличие индивидуального, характерного,
- наличие общего, типического,
- наличие эстетического отношения художника (писателя) к отображаемому,
- наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе).
Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.
Студенческая работа. Эскиз. Материал: Сепия, пастель.
Графическое решение. Тема: «Рынок»
Принципы композиции в одежде, композиционный центр — Секреты стиля
В природе всё находится в гармонии. Именно поэтому мы сами стремимся создать гармоничный облик, чтобы окружающие нас люди увидели нашу красоту. В первую очередь, человек внешне выражает себя через одежду. Но при этом влияние оказывает не только стиль одежды человека, но и его причёска, макияж, аксессуары и украшения. Значение имеют даже пропорции костюма, силуэт, цветовая гамма, принты, рисунки на ткани, фактура материалов и т.п. Связующим звеном между всем перечисленным служит внешность ваша личность. Целостность вашего образа является главным условием гармонии.
Гармония в одежде определяется правилами композиции. Композиция в одежде (латынь – объединение, соединение) – это сочетание всех элементов одежды (сюда входят и обувь, головной убор, аксессуары) в единое целое.
Все части одного образа должны подчиняться главной – центру композиции. Центр композиции привлекает к себе особое внимание. Он является главным акцентом, основным элементом, составляющим образ. Центр композиции может быть не единственным, их может быть несколько, но они обязательно должны быть связаны между собой единым стилевым решением.
При этом важное значение имеет расположение композиционного центра: расположение по центру фигурыпривлекает внимание к телу и делает акцент на талии, груди и бёдрах, расположение в нижней части фигуры(в ногах) делает образ более устойчивым, фундаментальным.
Центр композиции также может быть расположен вверху (головной убор, причёска или макияж), в таком случае основное внимание окружающих притягивает ваши лицо, шея, глаза и волосы. Тогда одежда и другие аксессуары не должны перетягивать на себя основное внимание, пусть они будут общим фоном. Вы можете выстроить композиционный цент в вашем образе даже на мелкой детали (очки, обувь, пояс или галстук).Если в образе нет центра композиции, то он кажется незавершённым, в нём нет целостности и, соответственно, отсутствует гармония.
Знаменитая кинодива Одри Хэпберн знала, что главное достоинство её внешности – это красота, поэтому в своих образах она часто стремилась прилечь внимание к миловидному личику, располагая центр композиции вверху. Примером этому могут служить её многочисленные образы в шляпах. Кроме того, актриса делала акцент в верхней части с помощью разнообразных бантов.
Одри Хэпберн
А, впрочем, не только Одри Хэпберн так удачно притягивала внимание к лицу. Свою красоту стремилась преподнести в выгодном ракурсе и обворожительная Бриджит Бардо. Правда, композиционным центром в её образах чаще служил не головной убор, а причёска. Пышные, собранные вверх волосы и легендарная бабетта уже стали визитной карточкой Бардо.
Бриджит Бардо
Современные кутюрье при создании своих коллекций также используют правило центра композиции.
Giambattista Valli Spring 2012 Couture
Центром композиции в обоих образ является огромный бант в верхней части силуэта.
Dior Spring 2012 Couture
Центр композиции расположен ниже пояса, в обоих образах акцент сделан на оригинальных драпировках подола платья.
Atelier Versace Fall 2011
Центр композиции – контрастный пояс изделия.
А здесь оригинальное оформление выреза на спине также служит центром композиции.
Armani Privé Fall 2011 Couture
В обоих образах главным композиционным центром является головной убор.
Существуют три важных принципа композиции в одежде – это контраст, подобие и нюанс.
Первый принцип – контраст (франц. – противоположным образом) – это противоположность, которая может быть выражена в цветовом сочетании, в форме, в фактуре материала.
Elie Saab Fall 2012
Композиция одежды, построенная на контрасте цвета, придаёт образам элегантность и изысканность.
Jason Wu Fall 2012
Herve Leger by Max Azria Fall 2012
Здесь композиция одежды выстроена на контрасте фактур: мех и ткань/кожа.
Moschino Spring 2011
Композиция построена на контрасте принтов: полоска+клетка, горох+полоска.
Второй принцип композиции – подобие – это когда в образе присутствует полное повторение какого-нибудь элемента: фактуры, формы, размера, принта. Этот же принцип наблюдается, когда все аксессуары в образе выдержаны в одном цвете.
Balmain Fall 2012
Giorgio Armani Fall 2012
Принцип подобия в этих образах соблюдается за счёт одинаковых фактур и цвета.
Alexander McQueen Fall 2012
В этих образах композиция выстроена на подобии форм и фактур. Верх и низ меховых пальто одинаковы по форме.
Третий принцип композиции – нюанс (франц. – тонкое различие) – это своеобразный переход от контраста к подобию, при этом сходство между отдельными элементами образа выражено сильнее, чем различие. Нюанс – самое тонкое из средств композиции, именно делает образ завершённым.
Композиция в одежде, которая построена по принципу нюанса цветовой гаммы, выглядит изысканнее, богаче и сложнее за счёт применения схожих оттенков, чем просто композиция, выдержанная в одном цвете.
Hermès Fall 2012
Chloe Fall 2012
В этих образах композиция построена на нюансе цветовой гаммы. Для создания образов использовали разные оттенки одного и того же цвета.
При создании образа мы можем использовать разные принципы композиции. Например, чтобы сделать акцент на молодости, нежности, романтичности девушки, можно использовать принцип подобия и представить её в лёгком наряде из тонкой воздушной ткани, в открытой обуви на каблучке, с маленькой сумочкой или клатчем в руках.
модный блоггер Аннабель Флёр
А можно следовать принципу контраста и представить её в брутальных кожаных брюках, массивной обуви, с более объёмной сумкой через плечо. И этот образ может быть даже более эффектным, несмотря на то, что он несёт в себе противоречие и неоднозначность, но вызывает больше ассоциаций.
Источник
Правила композиции
«Не разумно нарушать правила до того, как вы научитесь их соблюдать»
Т.С. Элиот, интервью с Париж Ревю (Номер 21, 1959)
Существует ряд «правил композиции», которые мы можем использовать для усовершенствования наших изображений. Наиболее широко известные из них формулировались веками художниками, работающими в различных визуальных средах, от архитектуры до живописи и фотографии. И хотя всем нам известна поговорка «правила созданы для того, чтобы их нарушать», преимущества предварительного понимания того, что же именно вы собираетесь нарушать, очевидны.
В данной статье мы рассмотрим три таких композиционных правила, с иллюстрирующими их примерами, и обсудим, почему их можно считать полезными творческими инструментами.
Правило третей
«Правило третей», вероятно, является наиболее популярной техникой из известной художникам визуальных искусств. Проще говоря, идея состоит в том, что значимые композиционные элементы должны быть размещены вдоль воображаемых линий, которые разделяют изображение на трети, по горизонтали и по вертикали. Элементы, представляющие особый интерес, могут быть размещены на пересечении этих линий для создания более выразительной и динамичной композиции, как продемонстрировано на паре изображений ниже.
Композиция идеально центрирована по песчаной дюне.
Здесь гребень дюны и горизонт расположены вдоль воображаемых линий, разбивающих изображение на сетку 3 x 3.
Правило третей впервые формализовано в литературе художником Джоном Томасом Смитом в 1797. Однако примеры предметов искусства, в которых данное правило было применено, могут быть найдены в художественных традициях с самых древних времен. Искусство восточной Азии особенно известно использованием ассиметричных композиций.
Итак, почему же использование правила третей помогает создать интересные изображения?
Асимметрия
С любой из рассмотренных в данной статье техник мы стремимся выделить определенные элементы изображения и установить баланс между элементами.
Формирование композиции по «третям» зачастую вводит в кадр асимметрию, помогающую придать изображению ощущение драматичности, которое может отсутствовать в идеально симметричной картинке.
На изображении ниже вы можете видеть, что глаза модели и лошади расположены вдоль воображаемой сетки. Правый глаз лошади находится на пересечении двух линий. Глаза, очевидно, являются сильными композиционными элементами. Наш взгляд естественным образом притягивается к глазам других. Расположение важных элементов наподобие этих – будь то часть тела или продукт на продажу – вдоль данных линий помогает привлечь к ним внимание.
Обратите внимание на расположение глаз модели и лошади вдоль линий сетки, разделяющей кадр на три части по обеим сторонам. При съемке людей или животных глаза обычно являются хорошим композиционным элементом для выделения.
Перед тем, как мы продолжим, я должен отметить, что несмотря на очевидные преимущества использования правила третей при изначальном построении кадра, вы все еще можете воспользоваться им при постобработке, произведя выкадровку. Фактически, самый быстрый способ натренировать себя на то, чтобы «видеть» трети, — это потратить некоторое время на эксперимент с кадрированием ваших уже существующих снимков и сравнить обе версии.
Динамический баланс
В дополнение к тому, что правило третей полезно для определения расположения мелких деталей, таких как глаза модели, оно также может быть использовано с крупными элементами, влияющими на общий баланс в композиции. Пейзажное изображение в начале статьи является хорошим примером того, как правило третей может быть использовано для настройки позиции линии горизонта и основных геологических элементов.
Вот еще один пример применения данного правила для создания баланса в динамической композиции. В данном изображении модель занимает только центр и правые трети изображения. Крайние левые части представляют собой негативное пространство, обеспечивая создание ощущения движения через контраст и прогрессию тональных значений изображения.
Взгляните на композиционный баланс между телом модели и негативным пространством. Они полностью охватывают по одному из крайних столбцов сетки соответственно и делят средний. Также отметьте положение стопы и колена модели, которые расположены вдоль одной из линий. Обратите внимание на точку на ее ребрах, в которой виден перепад освещения.
Золотое сечение
Попытайтесь представить, каким образом то же изображение выглядело в случае, если бы модель была расположена прямо по центру кадра. Композиция многое потеряла бы не только в ее драматичности, но также в ощущении динамики.
Еще одна визуальная концепция родом из древности, и все еще используемая в наши дни, пришла к нам из искусства Древней Греции. Она известна под названием золотое сечение (а также золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении). Мы обсудим лежащие в ее основе математические расчеты чуть позже, но ее суть, — как и в случае с правилом третей, — состоит в разделении изображения на прямоугольные сегменты.
Эти «золотые прямоугольники» имеют пропорции, которые, по мнению древних греков, были особенно гармоничны и приятны глазу. Расположение композиционных элементов особой важности либо внутри, либо на пересечении данных прямоугольников, может помочь выделить их и создать хорошо сбалансированное изображение, вроде того, что вы видите ниже.
В данном кадре присутствует приятный баланс между основным объектом и окружением. Композиция была составлена в соответствии с правилом золотого сечения, которое я поясню ниже.
Расчеты в основе правила золотого сечения менее очевидны, чем те, что используются для правила третей, так что оно немного менее широко известно среди художников, чем, скажем, среди математиков или инженеров. Но ознакомиться по крайней мере с основами концепции стоит.
Золотое сечение приблизительно равно 1:1,6, или точнее, 3/8:5/8. На изображении ниже вы видите два отрезка, a и b. Отрезок a в 1,6 раз длиннее отрезка b. И комбинированный сегмент, a+b, также в 1,6 раз длиннее отрезка a. Так что пропорции отрезков a и b представляют собой золотой сечение.
Визуальное представление элементов золотого сечения (спасибо Wikimedia).
Золотой прямоугольник (изображен ниже) – этот тот, короткая (a) и длинная (a+b) стороны которого находятся в соотношении 1:1,6 друг к другу. Любой золотой прямоугольник можно далее поделить линией, которая разобьет длинную сторону в том же соотношении. Именно это сделано на иллюстрации ниже для создания отрезка b. Вы можете продолжить это деление для получения все меньших и меньших прямоугольников, один внутри другого.
Золотой прямоугольник (спасибо Wikimedia).
Вертикальная линия, расположенная примерно на 3/8 расстояния от левого края отмечает края нашего первого золотого прямоугольника.
Горизонтальная линия, размещенная примерно на 3/8 расстояния от верхнего края, создает второй золотой прямоугольник.
Так как же именно это работает, говоря о композиции? Давайте внимательнее рассмотрим фотографию, с которой начинается данный раздел. Поскольку соотношение 1:1,6 визуализировать не так просто, мы можем вместо этого рассматривать его как 3/8:5/8, что означает, что мы стремимся поделить кадр на 3/8 вдоль одной из сторон (чуть меньше, чем наполовину). Именно это исполнено на первом изображении ниже, от левого края проведена вертикальная линия примерно на 3/8 длины большей стороны.
Создав первый золотой прямоугольник, мы можем повторить процесс и очертить также второй, поменьше, внутри первого, как вы можете видеть на втором кадре выше. Наиболее драматично освещенная часть тела модели расположена внутри нашего первого прямоугольника. Большая часть ее лица находится во втором. Это показывает, что посредством заключения композиционно важных элементов внутри этих прямоугольников, мы можем привлечь к ним внимание. Так же, как и в случае с правилом третей, данный подход создает ассиметричную композицию, которая служит для направления взгляда зрителя.
Вы можете продолжить разделять кадры на более и более мелкие прямоугольники, добавляя вертикальные и горизонтальные линии в последовательности, при которой соблюдается золотое сечение 3/8:5/8. На данном изображении наименьший прямоугольник (синий) расположен точно вокруг самой близкой к камере части лица модели.
Диагонали
Художники уже давно интуитивно поняли, что использование диагональных элементов – еще один способ создать драму в одномерной композиции. Диагональные линии направляют взгляд через изображение и помогают создать ощущение движения. В пейзажной фотографии диагонали часто образуются из дорог, рек, стен или других «линейных» предметов.
На данном изображении присутствуют ярко выраженные диагонали, сформированные линиями рук модели и струящимся материалом, использованном в съемке. Эти элементы ведут взгляд зрителя через изображение.
При съемке людей могут быть использованы силуэты руки, ноги или спины модели. Важно понимать, что композиционные диагонали не ограничиваются лишь явными формами или краями предмета. Концепция диагоналей может быть использована в способе расположения предметов в кадре, во многом таким же образом, как и в правилах, которые мы обсуждали выше.
Как это работает? Нарисуйте воображаемые линии, выходящие из углов кадра под 45 градусов, как показано ниже, и расположите значимые предметы вдоль этих линий. На первом изображении внизу обратите внимание, как глаз модели, ее левая нога и объектив камеры у ее ног расположены точно на диагоналях, построенных из углов изображения. Ручка зонта лежит на якорной точке, где две диагонали пересекаются.
Изображение для иллюстрации метода диагоналей
Та же сцена, но с иным, не «диагональным», способом кадрирования.
Второе изображение взято из той же съемки, но без соблюдения метода диагоналей. Кадр выглядит «тесным», фотосумка расположена слишком близко к краю снимка. В изображении не хватает переднего плана, по сравнению с количеством вертикального пространства над моделью.
Голландский фотограф Эдвин Вестхофф сформулировал «метод диагоналей» как композиционное правило, инкапсулирующее данную идею. У него есть очень хорошая статья, в которой его подход объяснен более подробно.
Применение данных правил
Когда вы знаете, как направить внимание зрителя на отдельные элементы изображения, напрашивается вопрос о том, что же именно нужно попытаться выделить. Как понять, к каким элементам сцены данные правила должны быть применены?
Подумайте о точках фокуса в изображении. Пытаетесь ли вы привлечь внимание зрителя к определенной черте пейзажа? Глазу модели? Продукту? Композиционные элементы не должны ограничиваться такими явными вещами, как тычинки цветка, или ювелирное изделие, говоря о рекламе продукта. Подумайте об использовании изменений цвета и текстуры или негативном и позитивном пространстве применительно к данным правилам.
Как и в случае с любой техникой, чтобы ею овладеть, необходимо постоянно практиковаться. Начните с правила третей (его проще всего визуализировать) и попробуйте произвести кадрирование изображения через видоискатель или ЖК дисплей, памятуя о нем. Это прекрасный способ научиться «видеть» композиции и начать усваивать технику.
Правила золотого сечения и диагоналей, наиболее вероятно, будет проще практиковать через кадрирование при пост-обработке. Немногие из нас (если вообще кто-то) смогут представить вложенные друг в друга прямоугольники во время съемки, например. Многие популярные графические редакторы даже дают возможность накладывать на кадр специальные сетки для кадрирования по этим композиционным техникам, что сильно облегчает их использование.
Разумеется, эти правила являются лишь выборкой из множества техник, имеющихся в вашем распоряжении для получения приятной композиции. Другие сформулированы на основе идеи цветового баланса, выборочного фокуса, отношения переднего плана к заднему, кадрирования, геометрии…список можно продолжить. Представленные мной правила являются хорошей отправной точкой для критического осмысления композиции.
Я настоятельно рекомендую эти правила как полезные инструменты для создания динамичных и интересных изображений. Но, как и в случае с любой творческой деятельностью, их следует воспринимать как предложения, а не как строгую догму.
Да, их стоит осознанно применять какое-то время, но не позволяйте им быть единственными голосами, к которым вы прислушиваетесь во время вашего творческого процесса. Более того, именно понимая теорию, лежащую в основе данных правил, вы можете порой создать удивительные изображения, умышленно нарушая их. Эту тему я освещу в своей следующей статье. Оставайтесь с нами.
Автор статьи: Томас Парк – фэшн-фотограф, фотохудожник и педагог из Сиэтла, штат Вашингтон. Чтобы ознакомиться с его работами, пожалуйста, посетите сайт.
Модели: Николь Купер, Лисса Шартран, Бет К., Амелия Т., Каррен С. Стиль и макияж: Тэрин Харт, Дэниел @ Pure Alchemy, Доун Таннелл, Майкл Холл, Эми Гиллеспи, Эшли Грей, Юлия Островски. Бет выражает благодарность Гильдии моделей Сиэтла. Одежда: на Николь — Kyra K и винтажная Ann Taylor, на Бет – Neodandi, на Амелии — Wai—Ching, на Каррен – Cloak, Dagger NYC и Eugenia Kim.
в сжатом виде — определение и значение
Шоколадный барфи (на 20 квадратов) 120 г какао-порошка 400 г банка сгущенного молока 4 столовые ложки измельченных орехов 2 столовые ложки масла и 1 столовая ложка для смазки блюда
Как приготовить индийские сладости
Действительно хорошие самбалы с приятным вкусом содержат сгущенного молока , я не шучу.
Малазийская кухня: не для меня! — Депеши Fusion
Действительно хорошие самбалы с приятным вкусом содержат сгущенного молока , я не шучу.
, ноябрь 2009 г. — Fusion Despatches
Токийский университет был хорош в физике конденсированной материи , но меня больше привлекала ядерная физика и физика элементарных частиц, где такие имена, как Нисина, Томонага и Юкава в других учреждениях, внесли большой вклад.
Йоитиро Намбу — Автобиография
Таблоид … 1: дайджест, краткое содержание 2: газета размером примерно в половину страницы обычной газеты и содержащая новости в сжатой форме и много фотографического материала [Merriam-Webster] neurodoc (цитата)
Волохский заговор »У.S. Отказ во въездных визах людям, которые работают на израильском ядерном реакторе Димона?
Все три палитры можно запускать в режиме сжатый , чтобы использовать меньше места на экране.
Блог Wolfram: быстрый запуск системы Mathematica с палитрами
В большинстве ситуаций в физике конденсированной материи , когда свет проходит через среду, он имеет более низкую скорость.
Новое оружие против свободы и ID: Volksverhetzung
Пятилетний срок работы , сжатый в один час, означает, что мы сейчас в последней десятке.
Брауну следует последовать совету Кэмпбелла
Пятилетний срок работы , сжатый в один час, означает, что мы сейчас в последней десятке.
Архив 2009-07-01
Понимание физической природы электронных пар, определяющих сверхпроводники, является одной из самых важных проблем в физике конденсированной материи , сказал Лебедь.
Физик обнаружил экзотическую сверхпроводимость | Лаборатория воздействия
сокращение от The Free Dictionary
Я был жив только для сжатого конфиденциального комфорта делить трубку и одеяло с настоящим другом. В этом выпуске я в значительной степени сжал и исправил некоторые части и немного добавил к другим, чтобы сделать том более подходящим для популярное чтение; но я надеюсь, что натуралисты будут помнить, что они должны обращаться за подробностями к более крупным публикациям, которые содержат научные результаты экспедиции.Рядом с ним развернулся сверток, состоящий из рваного пальто, в котором была пустая и почерневшая от дыма банка от помидоров, пустая и потрепанная банка из-под сгущенного молока, немного собачьего мяса, частично завернутое в коричневую бумагу и, очевидно, выпрошенное в какой-то мясной лавке. , морковь, которую переехало на улице колесо телеги, три зеленоватых и гниющих картофеля и сахарная булочка с откушенным от нее кусочком рта, извлеченная из сточной канавы, как это было запатентовано сточной канавой. грязь, которая все еще покрывала его.Я обнаружил, что мы нуждаемся в сгущенном молоке и мармеладе, и объявил, что иду на борт. Вопрос пронесся, как молния, по бурному небу; и внезапно затуманенный ужас моего разума сконцентрировался в ярком осознании моей собственной опасности. Она была больше не дояркой, а призрачной сущностью женщины — целым полом, сконденсировавшимся в одну типичную форму. Внимательно наблюдая, наблюдатель мог бы тогда. заметили, что другие молекулы массы, следуя примеру этой центральной звезды, также конденсируются за счет постепенно ускоряющегося вращения и притягиваются вокруг нее в форме бесчисленных звезд.«Если только случайно, — ответил Николл, — атмосфера не будет конденсироваться с другой стороны, как утверждают некоторые астрономы». «Санчо, — сказал Дон Кихот, — ты произнес тысячу предложений, сжатых в компасе нескольких слов; я благодарю тебя за совет, который ты мне дал, и принимаю его с радостью. Это сжатое выражение опыта, философии и искусства. К нему относились с таким торжественным уважением, которое на непочтительном Западе оказывали только монархов сцены, и он принял глубокое почтение с устойчивым достоинством, которого не видели нигде, кроме рампы и в сжатой лживости какой-то крайне трагической ситуации.«Это», — объявил Косматый, — «квадратная трапеза в сжатой форме. .Скачать бесплатно, просмотреть образец текста, рейтинг и многое другое на Fontsgeek.Com
- ← Futura-CondensedLight-Thin Обычный
- Futura-CondensedMedium Medium →
Информация о стиле шрифта
Имя | Футура Конденсированная среда |
Рейтинг | |
Загрузки сегодня | 9 |
Загрузки вчера | 47 |
Всего загрузок | 86934 |
ZIP Размер файла | 16.6 КБ |
Семья | Futura Condensed |
Стиль | Средний |
Тип | OTF |
Категория | Без категории |
Имя PostScript | FuturaBT-Средний Конденсированный |
Количество символов | 229 |
единиц по EM | 1000 |
Подъемник | 962 |
Устройство для спуска | -236 |
Высота | 1198 |
Макс.ширина выдвижения | 1078 |
Максимальная высота подачи | 1198 |
Позиция подчеркивания | -125 |
Толщина подчеркивания | 59 |
Глобальный BBox | (-167, -236), (1041 962) |
имеет горизонтальный | да |
Имеет кернинг | № |
Фиксированная ширина | № |
Масштабируемость | да |
Все стили шрифта Futura Condensed
— 40 +
Футура, жирный шрифт
Без категории 70878 Загрузки
Стиль загрузкиFutura Condensed Bold Курсив
Без категории 4602 Загрузки
Стиль загрузкиFutura Condensed Bold наклонный
.Скачать бесплатно, просмотреть образец текста, рейтинг и многое другое на Fontsgeek.Com
- ← Контекстный сокращенный SSi Полужирный сокращенный курсив
- Краткий контекст SSi сокращенный курсив →
Информация о стиле шрифта
Имя | Сжатый контекст SSi Сжатый |
Рейтинг | |
Загрузки сегодня | 1 |
Загрузки вчера | 1 |
Всего загрузок | 455 |
ZIP Размер файла | 25.0 КБ |
Семья | Сжатый контекст SSi |
Стиль | Конденсированный |
Тип | TTF |
Категория | Без категории |
Имя PostScript | ContextCondensedSSiCondensed |
Количество символов | 233 |
Единицы по EM | 2048 |
Подъемник | 1583 |
Устройство для спуска | -413 |
Высота | 1996 |
Максимальная ширина подачи | 2275 |
Максимальная высота подачи | 1996 |
Позиция подчеркивания | -119 |
Толщина подчеркивания | 58 |
Глобальный BBox | (-356, -463), (2193,2048) |
имеет горизонтальный | да |
Имеет кернинг | да |
Фиксированная ширина | нет |
Масштабируемый | да |
Все стили контекстного сжатого шрифта SSi
— 40 +
Сжатый контекст SSi Сжатый жирный
Без категории 377 Загрузки
Стиль загрузкиКонтекстный сокращенный SSi Полужирный сокращенный курсив
Без категории 52 Загрузки
Стиль загрузки