Равновесие композиционное: Композиционное равновесие — Композиция в технике
- Композиционное равновесие — Композиция в технике
- Что такое композиционное равновесие снимка
- Целостность формы. Композиционное равновесие. Единство характера формы.
- «НЕУСТОЙЧИВОСТЬ КОМПОЗИЦИОННОГО РАВНОВЕСИЯ В ЖИВОПИСИ»
- 2.2.6. Композиционное равновесие
- Свойства композиции костюма — соподчиненность, статичность, динамичность и композиционное равновесие
- Композиция в фотографии | Фотография для начинающих
- Понимание композиционного баланса в фотографии
- Композиционный баланс против правила третей
- Принципы проектирования: композиционный, симметричный, асимметричный баланс
- D’source Balance | Принципы композиционного дизайна
- (PDF) Использование художниками композиционного баланса для создания визуальных дисплеев
- Фотография Композиция: Баланс — Свет и Материя
- Роль баланса как организующего принципа дизайна, лежащего в основе композиционных стратегий взрослых для создания визуальных дисплеев
Композиционное равновесие — Композиция в технике
Композиционное равновесие
Категория:
Композиция в технике
Композиционное равновесие
В работе над объектами с подобной композиционной схемой — а их в технике много — задача проектировщика состоит в том, чтобы правдиво передать в форме предмета способ достижения его физического равновесия, поскольку для таких предметов это и будет одной из важнейших предпосылок композиционной целостности. Леонардо да Винчи в «Книге о живописи» писал, подтверждая свою мысль схематическими рисунками: «Всегда фигура, поддерживающая груз на некотором расстоянии от себя и от центральной линии своей совокупности, должна накинуть столько природного или случайного груза с противоположной стороны, чтобы получилось равновесие грузов вокруг центральной линии».
В открытых структурах (строительных кранах, буровых установках, экскаваторах, высоких цеховых стеллажах и т. п.) физическое равновесие — устойчивость всей конструкции—является ее важнейшим качеством и большей частью определяется расчетом. В этих случаях композиционное равновесие адекватно устойчивости.
Некоторые проявления композиционного равновесия показаны на рис. 37. Равновесие вышки для прыжков в воду (рис. 37, а) можно сравнить с устойчивостью дерева при развитой корневой системе.
Равновесие породопогрузчика с изменяемой объемно-пространственной структурой не нарушается ни в одной из точек между крайними положениями стрелы с ковшом (рис. 37, б).
Соподчинение необходимо и для элементов приборных панелей — здесь можно говорить скорее о «графическом» равновесии на плоскости (рис. 37, в).
Одностороннее консольное смещение массы, как у станка на рис. 37,г,— наиболее сложный случай достижения композиционного равновесия.
Композиционное равновесие токарного станка, показанного на рис. 37, д, достигнуто соподчинением элементов по форме, цвету, тону, пластике.
Что касается композиционного равновесия изделий, подобных показанному на рис. 37, е, то оно зависит от расположения центра тяжести. Размещение точек опоры должно давать информацию об устойчивости.
Реклама:
Читать далее:
Симметрия
Статьи по теме:
Что такое композиционное равновесие снимка
Композиционное равновесие показывает, насколько выразителен и завершен тот или иной снимок. Под термином композиционное равновесие понимается верно найденное соотношение правой и левой его частей, верха и низа, при котором у зрителя возникает чувство гармонии, устойчивости, композиционной стройности снимка.
Фотографируемая композиция размещается, таким образом, в видоискателе и на снимке, чтобы ни одна из частей картины не оказалась перегруженной и гармонично сочеталась с другими ее частями.
Принцип композиционного равновесия
Соблюдение принципа композиционного равновесия чрезвычайно важно при компоновке снимка. Данный принцип рождается из присущего человеку от природы стремления к устойчивости и равновесию. Нарушение принципа композиционного равновесия часто лишает снимок стройности и изобразительной четкости.
Рассмотрим ряд примеров. Снимок ниже нельзя считать уравновешенным, в силу того, что правая нижняя его часть перегружена, а левая верхняя совершенно свободна. Образовавшееся свободное пространство не использовано в снимке, и поделив условно кадр по диагонали, мы увидим, что все предметы сосредоточены по одну сторону этой диагонали, а по другую ее сторону нет ни чего.
Снимок 1. Композиционное равновесие нарушено
В данном снимке нарушен принцип равновесия: перегруженная правая часть не уравновешивается пустой левой верхней частью кадра. При таком расположении масс в плоскости кадра равновесие не достижимо.
Как же создать снимок, уравновешенный по композиции?
Существует достаточно простой способ достижения равновесия в кадре – это относительное равномерное распределение элементов композиции по всему полю кадра. Частным решением такого вопроса является композиция, близкая к симметричной.
Снимок 2. На ВДНХ
При создании этого кадра была применена центральная точка съемки объекта. В итоге была получена фотография с фронтальной композицией, в которой правая и левая части количественно и качественно практически равны, за счет этого и достигается равновесие всего снимка.
Существует еще одна возможность получения уравновешенной композиции – размещение главного объекта изображения в центральной части кадра, приближение этого объекта к вертикальной оси картины, как это показано на снимке ниже.
Снимок 3. Фотоэтюд
На следующем снимке композиционное равновесие достигается за счет размещения двух основных элементов композиции в разных частях кадра (один расположен левее, другой – правее относительно вертикальной оси кадра). Эти элементы сопоставляются между собой и взаимно уравновешиваются.
Снимок 4. В новогоднюю ночь
Мы рассмотрели простейшие примеры уравновешенных композиций, которые достаточно широко используются в практической фотографии, кстати, они далеко не единственные. Создание композиционного равновесия кадра – очень гибкий творческий прием, который имеет множество вариантов реализации.
Особенности создания композиционного равновесия
Посмотрим на снимок ниже. Имеет ли он композиционное равновесие? Однозначно, да. Но при этом количество элементов, составляющих изображение, в разных частях кадра не одинаково.
Снимок 5. На велотреке
Справа на снимке находится велосипедист. Также имеется слегка затемненный передний план. В левой половине снимка нет никаких равнозначных элементов. Тогда в этом конкретном примере за счет чего достигается композиционное равновесие?
Оказывается, что уравновешивающим элементом фигуры велосипедиста является направление развивающегося движения. Этого незримого элемента более чем достаточно для достижения равновесия на снимке.
Но самое интересное в том, что если бы мы разместили какой-то предмет в левой части кадра, то он был бы совершенно лишним, он создавал бы препятствие на пути движения, что существенно снижало бы динамичность снимка.
И другие элементы могут создать композиционное равновесие снимка. Так, на снимке ниже основной объект изображения находится в правом верхнем углу кадра, а противоположная часть заполнена только падающей тенью и световым пятном.
Снимок 6. В жаркий полдень
Между тем этих элементов оказывается достаточно для придания композиционного равновесия снимка.
Возникает вполне закономерный вопрос, к чему же сводится работа по установлению композиционного равновесия в кадре? Этот процесс чисто условно может быть разделен на две фазы:
- нахождение в видоискателе фотокамеры места для размещения главного объекта изображения;
- заполнение противоположной свободной части кадра другими элементами объекта съемки и композиции.
Графически весь процесс показан на изображении ниже.
Рисунок 1. Этапы создания композиционного равновесия натюрморта
На рисунке показан поэтапно весь процесс создания композиционного равновесия натюрморта. Это учебное упражнение, позволяет развить у фотографа художественный вкус, чувство гармонии. По мере роста мастерства формируются прочные навыки композиционного творчества и две раздельные фазы сливаются в один общий изобразительный прием построения кадра как единой неделимой картины.
Особенности неуравновешенных комопзиций
Следует понимать, что далеко не все снимки приводятся в композиционное равновесие. Существуют и неуравновешенные композиции, но они, как правило, рождаются в процессе поиска композиционного решения далеко не случайно, как это получилось со снимком 1.
Нарушение композиционного равновесия в таких снимках является хорошо продуманным приемом оригинальной организации кадра. Благодаря такому подходу фотограф создает определенный зрительный эффект, который выражает глубже и полнее содержание картины. Нарушение композиционного равновесия вносит в кадр элемент неустойчивости, беспокойства, благодаря чему возникает своеобразная динамичность снимка.
Именно эти свойства неуравновешенной композиции фотограф сознательно использует для выразительного решения определенных смысловых задач.
Снимки, лишенные композиционного равновесия встречаются значительно реже, чем снимки, имеющие композиционное равновесие, которые широко распространены в пейзаже, портрете, натюрморте и других случаях фотосъемки. Фотограф, используя различные технические приемы съемки, может расположить в кадре элементы композиции таким образом, что будут прослеживаться четкие связи между ними и возникнет композиционное равновесие.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!
С этой статьей так же читают:
Целостность формы. Композиционное равновесие. Единство характера формы.
Они обеспечивают гармоничность любой композиции.
Основные свойства: повторение целого и его частей — утверждающий основной признак целостности композиции, который должен быть присущ всем ее элементам в большей или меньшей степени;
соподчиненность — упорядоченность всех элементов или их групп, обеспечивающая закономерную последовательность восприятия композиции;
соразмерность — установленная единая мера соизмерения признаков элементов или групп элементов в композиции. Необходима для выявления единой закономерности частей и целого;
равновесие — уравновешенность целого и всех его частей относительно пространственных осей;
единство, или целостность — обобщающий признак и принцип композиции. Реализованные, взаимосвязанные друг с другом перечисленные четыре признака определяют новое ее качество — композиционное единство.
Симметрия (греч. symmetria — соразмерность) — простое и ясное средство композиции. Симметрия это строго закономерное расположение одинаковых частей формы относительно оси или плоскости, проходящей через центр фигур.
Симметрия легко воспринимается, обеспечивает порядок и разнообразие.
Симметрия бывает: зеркальной — когда одна часть изображения, как в зеркале, повторяет другую его часть; осевой — когда одну часть изображения вращать вокруг одной или нескольких осей; перенос, или трансляция, — когда при передвижении по прямой оси на определенном расстоянии симметричные части совмещены друг с другом.
В графическом дизайне часто встречается приблизительная, неполная симметрия, которая имеет художественный смысл.
Такая симметрия позволяет соединить порядок и свободу, закономерность с непринужденностью.
Асимметрия — зрительное равновесие неравных элементов композиции.
Обязательны ось равновесия и сбалансированность композиции. Особенность асимметричных композиций — наличие нескольких вертикальных осей, по которым располагают элементы композиции, которые в свою очередь свободно размещаются на плоскости листа. Привязанные к осям графические элементы образуют сложные динамические группы, которые объединяются в общую композицию тем или иным способом. При этом на первый план выходит принцип динамики, контраста и активной ритмической организации композиции. Асимметричная композиция предлагает динамично-эксцентричную систему, основанную на контрастах и равновесии.
Статика (греч. — statike) — состояние покоя или равновесия.
Геометрическая правильность в графическом дизайне воспринимается как статичность. Для усиления статичности используется правильный ритм.
Динамика (греч. dynamikos — сильный) — состояние движения, ход развития, изменения, действие.
Движение может носить различный характер: иметь спокойный ритм, гармоничные или дисгармоничные отношения, столкновения, пересечение форм. Динамичность одних форм может подчеркиваться статичностью других.
Диагональная композиция, контрасты — придают форме активность, динамику. Геометрические фигуры объединены на плоскости в композицию, создают сложное подвижное равновесие, внутреннее напряжение, остроту контрастов.
Такие композиции передают пластическую выразительность.
«НЕУСТОЙЧИВОСТЬ КОМПОЗИЦИОННОГО РАВНОВЕСИЯ В ЖИВОПИСИ»
Евин Игорь Алексеевич
Институт машиноведения Российской Академии Наук
В статье рассматриваются вопросы композиционного равновесия в живописи и методе его экспериментального исследования. Обсуждаются причины неправильной трактовки проблемы устойчивости композиционного баланса в живописи Р.Арнхеймом.
In this paper the problems of compositional balance in painting and method of its experimental investigation are considered. The reason of wrong interpretation by R.Arnheim stability of compositional balance is discussed.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие неустойчивости практически отсутствует в психологических науках, в том числе в психологии искусства и во всем искусствознании в целом, хотя неустойчивость — принципиальное свойство функционирования мозга и самого феномена искусства. Это можно объяснить тем, что психология и искусствознание сформировались, и долгое время развивались, под влиянием классической научной парадигмы, рассматривающей окружающий нас мир как устойчивую, детерминированную, предсказуемую систему.
Это привело к тому, что в тех вопросах теории искусства, где без этого понятия обойтись принципиально невозможно, часто возникают либо путаница, либо ошибки, связанные со стремлением совместить принципы организации искусства и мозга со старой научной парадигмой устойчивого и предсказуемого мира. Весьма поучительно, например, рассмотреть влияние детерминистической картины мира на представление о свойствах композиционного равновесия в живописи на примере работ известного американского теоретика искусства Рудольфа Арнхейма.
ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИОННЫЙ БАЛАНС?
На протяжении многих столетий искусствоведы и сами художники утверждают, что основным композиционным принципом в Западноевропейской живописи является принцип равновесия, баланса. Принцип композиционного баланса гласит, что художественные элементы картины сгруппированы и организованы на плоскости картины таким образом, что имеет место композиционное равновесие перцептивных сил [1]. Несмотря на такую не совсем четкую формулировку (не существует строгого определения понятия «перцептивной силы»), смысл композиционного равновесия очень прост и понятен (Рисунок 1). Он аналогичен физическому равновесию, когда действующие на тело силы взаимно уравновешены (их векторная сумма равна нулю).
В композиционном равновесии участвуют такие факторы, как формы объектов, их цвет, устойчивость и неустойчивость объектов и т.д. При этом темные цвета, большие предметы и объекты необычной формы выглядят тяжелее, чем светлые цвета, мелкие предметы и объекты регулярной, обычной формы.
Рисунок 1. Композиционное равновесие картины, как и равновесие на весах, является неустойчивым.
В последнее время проблема композиционного баланса возникла также в компьютерной графике при создании «дружественного» интерфейса, когда требуется, чтобы созданная на экране дисплея графические элементы были сбалансированы как по горизонтальной, так и по вертикальной оси (Рисунок 2)
Рисунок 2. Пример сбалансированного и несбалансированного композиционного решения на экране дисплея
Предложены также некоторые количественные критерии композиционного баланса применительно к задачам компьютерной графики. Эмпирическим критерием композиционного равновесия живописного произведения может служить характер распределения точек фиксации внимания при восприятии картины.
КАК ПРОВЕРИТЬ КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ КАРТИНЫ
На Рисунке 3Б показаны точки фиксации внимания семи различных людей при осмотре картины французского художника-импрессиониста Сера ( Seurat ) » Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт «. Число точек в левой половине картины равно числу точек в правой половине, что и означает, что художником найден композиционный баланс.
А)
Б)
Рисунок 3. А) Картина Ж.Сера » Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт » как пример сбалансированного композиционного решения. Б) Точки фиксации внимания при восприятии этой картины для семи испытуемых.
Если в картине встречаются устойчивые и неустойчивые объекты, то неустойчивые кажутся тяжелее устойчивых. В картине П.Пикассо «Девочка на шаре» композиционный баланс достигается между неустойчивым равновесием хрупкой девочки, стоящей на шаре и устойчивым состоянием массивного атлета, сидящего на большом кубе (Рисунок 4).
Рисунок 4. Композиционное равновесие неустойчивых и устойчивых элементов в картине П.Пикассо «Девочка на шаре»
Иногда понятия “равновесие” и “устойчивость” рассматриваются как синонимы, что совершенно неправильно. Тяжелый шарик на дне глубокой ямы находится в устойчивом равновесии, поскольку, если отклонить его из этого состояния, возникнет возвращающая сила, которая вернет его в первоначальное положение. Напротив, шарик на вершине холма находится в неустойчивом равновесии, поскольку небольшое отклонение из этого состояния приведет к скатыванию шарика к подножию холма (Рисунок 5).
А) | Б) |
Рисунок 5. Устойчивое А) и неустойчивое Б) равновесие тяжелого шарика
П.А.Флоренский в одной из монографий рассматривает проблему устойчивости различных ракурсов в портретной живописи [3]. Фасовый портрет очень часто используется для идеализации изображаемого и поэтому широко применяется, например, в иконописи при изображении святых. Композиционно фас, вследствие симметрии, обладает свойством неустойчивого равновесия. Профильное изображение в композиционном смысле не уравновешено вследствие своей ассиметричности. В профиль обычно изображаются выдающиеся деятели государства, культуры и науки, поскольку любая активная деятельность связана с нарушением симметрии.
Обратим внимание, что в упомянутой выше картине Пикассо голова девочки изображена приблизительно в ракурсе три четверти, то есть где-то между фасом и профилем, что придает ее изображению некоторую неоднозначность [4], а значит и неустойчивость, одновременно показывая чистоту и невинность девочки, и некоторое активное начало свойственное ее возрасту. Голова же атлета дана в профиль, что вносит небольшой неуравновешенный элемент в его в целом устойчивое состояние.
Совершенно очевидно, что в целом композиционное равновесие в картине всегда неустойчиво, поскольку любой изменение (например, дополнение или изъятие любого элемента картины) нарушает этот баланс. Многие искусствоведы, когда говорят, чем отличается гениальная картина от других картин, даже от копии той же эпохи, говорят, что это отличие “чуть-чуть”. Можно предположить, что в точном подчинении гениальной картины принципу композиционного равновесия и заключается одно из проявлений этого самого «чуть-чуть».
Между тем как теоретики искусства, так и сами художники единодушно утверждают, что это композиционное равновесие в живописи устойчиво. Например, известный теоретик искусства Рудольф Арнхейм в книге «Искусство и визуальное восприятие» прямо утверждает, что это равновесие устойчиво.
«Почему изображение на картине нуждается в равновесии? Надо напомнить, что в визуальном смысле, так же как и в физическом, равновесие — это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении, как, например, загнанный в лузу бильярдный шар» [1]. При этом Р.Арнхейм, физик по образованию, отнюдь не путает понятия «равновесие» и «устойчивость».
Анализируя причины устойчивости композиционного равновесия, Арнхейм утверждает, что в физиологических процессах, протекающих в коре головного мозга, также существует стремление к устойчивому равновесию. Гносеологические корни этого принципа устойчивого равновесия он совершенно справедливо ищет в общей научной парадигме своего времени: «Психология мотивации извлекла большую пользу из способа мышления, который привел к подобным выводам ученых различных областей знания. Принцип энтропии в физике, известный также под названием второго закона термодинамики, гласит, что каждое состояние изолированной системы представляет собой необратимый процесс уменьшения активной энергии. Вселенная стремится к состоянию равновесия, в котором устраняются все существующие несимметричные образования.» [1] .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этих рассуждениях Р.Арнхейма очень красноречиво представлена суть традиционного детерминистического мировоззрения, базирующегося на гипотезе об устойчивости состояний и процессов в природе и перенесение этого мировоззрения на психологию. Между тем, процессы в живых системах, включая процессы в головном мозге, далеки от термодинамического равновесия и для живой природы свойственны процессы, ведущие к неустойчивому равновесию и к возникновению механизмов стабилизации этих состояний неустойчивого равновесия.
Принцип неустойчивого равновесия является фундаментальным принципом композиции для всего искусства и можно утверждать, что искусство, как мозг и, как вся живая природа, функционирует вблизи неустойчивого состояния [4, 5].
ЛИТЕРАТУРА
Арнхейм З. Искусство и визуальное восприятие. -Благовещенск, 2000. –234с
Locher P. The Contribution of Eye-Movement Research to an Understanding of the Nature of Pictorial Balance Perception: A Review of the Literature. //Empirical Studies of Arts. -1996. -v.13. -N2. P. 143-163 .
П.А.Флоренский. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Москва, Прогресс, 1993
Евин И.А. Искусство и синергетика. –М.: УРСС, 2003, -156с
Пригожин И. Конец определенности. –Ижевск. 1999, -234с
2.2.6. Композиционное равновесие
При выборе сюжета фотографу необходимо создать схему рисунка, правильно заполнить картинную плоскость, определить, какая именно часть сюжета, какая фигура в группе или деталь пейзажа должна выступать как главная при общем выразительном и завершенном распределении материала в пределах поля кадрового окна. Выразительность и завершенность снимка тесно связаны с условным понятием » композиционное равновесие», где правильно найденное фотографом соотношение правой и левой частей кадра, его верха и низа, дает ощущение гармонии рисунка, устойчивости, композиционной стройности картины.
Равновесие, как и все другие изобразительные средства, и приемы в искусстве, используется для развития сюжета, показывает смысловую роль, конструктивный, декоративный, дающий внешний, чисто изобразительный эффект. Равновесие на снимке может быть двух видов: формальное и неформальное. Формальное равновесие достигается геометрической симметрией слева и справа от оптического смыслового центра снимка. Уравновешенная таким образом композиция подчеркивает достоинство, стабильность и консерватизм образа. Можно добиться равновесия по-другому, если располагать элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра. Это неформальное равновесие. Оно всегда делает фотографию образной и эмоционально насыщенной. Различные элементы фотоснимка зрительно взаимодействуют с соседними элементами. Такое взаимодействие, при правильном подходе к композиции кадра, приводит к уравновешенности, дополнению их друг другом.
Равновесие по горизонтали достигается и традиционно перпендикулярной по отношению к сторонам кадра линией горизонта. Такой изобразительный результат достигается в том случае, когда изображаемый материал – фигура, предметы и все остальные компоненты рисунка размещаются так, что ни одна из частей фотографической картины не кажется перегруженной и гармонично сочетается с другими ее частями.
Композиция может быть уравновешенная или неуравновешенная . При уравновешенной композиции объект съёмки расположен по центру изображения.
Для создания уравновешенной композиции, можно ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект, имея в виду, что в фотографии вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Такая композиция, если она удачна, добавляет живости, динамизма, остроты изображению. Развивающееся движение в кадре, тоже способствует уравновешиванию композиции снимка. Но уравновешенные композиции, хотя и являются доминирующими среди прочих, не являются единственно возможными. Иногда, в целях достижения определенного выразительного изобразительного эффекта, принцип создания равновесия автор сознательно нарушает.
Неуравновешенная композиция сложнее в построении, чем уравновешенная, так как здесь на первый план выходят геометрические характеристики снимаемых объектов и ситуация, в которой они сняты. Применение неуравновешенной композиции может быть хорошо продуманным приемом организации кадра, с помощью которого репортер добивается определенного зрительного эффекта. Неуравновешенные композиции в фотографии встречаются значительно реже, чем композиции уравновешенные, имеющие самое широкое распространение в пейзаже, портрете, натюрморте и многих других разделах фотографии. Каждый тип композиции несёт определённый “настрой”. Композиция может быть «открытая», «закрытая», «статичная» и «динамическая».
При открытой (разомкнутой) композиции – взгляд зрителя «уходит» из плоскости снимка, и преобладают центробежно-направленные оси, что предполагает динамику. На фотографии создается эффект фрагмента события, разворачивающегося на больших пространствах, и не вмещающего в прямоугольник кадра. К этой форме рисунка нередко прибегают, снимая репортажные сюжеты, жанровые сцены или завоевавший большое признание в современной фотографии документальный портрет. Здесь нередко фигура человека, находящегося у края кадра, срезается его рамкой, порой на пути развивающегося движения не оставляется достаточно свободного пространства.
При закрытой (замкнутой) композиции взгляд «движется» по окружности, в плоскости снимка, центростремительные силы притягивают внимание зрителя к центру, или к другой точке, главные композиционные линии в ней, как бы замыкаются в самой картинной плоскости, не выходя за её пределы, что предполагает статичность модели, её умиротворённость.
При статичной композиции наличествуют пересекающиеся горизонтальные и вертикальные композиционные оси и линии.
При динамической композиции превалируют композиционные оси, которые пересекаются под острыми углами, образуя диагонали, так же иногда встречаются круги и овалы. Осями композиции могут быть: полоски леса, деревья, люди, дороги, берега, линия горизонта, улицы, дома, мосты.
Свойства композиции костюма — соподчиненность, статичность, динамичность и композиционное равновесие
Художник в процессе работы над формой (в поиске пропорциональных отношений отдельных ее частей, ритмической организации ее элементов, пластической проработки формы, использования цвета) стремится достичь определенной целостности, выразительности формы.
В результате длительного композиционного поиска мы получаем форму с определенными свойствами, основными из которых являются соподчиненность частей, статичность и динамичность, композиционное равновесие, гармоническая целостность.
Соподчиненность
Целостность формы возникает в результате соподчинения всех ее частей и элементов.
Установление четких визуальных отношений (контрастных или нюансных) отдельных объемов формы, различных фактур и пластических свойств материалов, цветовых отношений, а затем средствами пропорционирования достижение гармонических отношений в сравниваемых величинах приводит как следствие к соподчиненности этих величин, с одной стороны, а с другой — все эти действия подчиняются в процессе работы задаче выявить главное, что определяется назначением изделия.
Таким образом, соподчиненность частей и элементов формы есть свойство формы, достигнутое в результате всей проделанной работы.
Целостность формы и соподчиненность ее элементов связаны между собой как следствие с причиной.
Статичность и динамичность
Статичность формы костюма — это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе.
Форма костюма, приближающаяся к квадрату, кругу, статична. Симметрия, четко располагающая все элементы композиции относительно своей оси, обеспечивает жесткий порядок, не допускающий никакого движения. Этому способствует метрический ряд, основанный на тождественном повторении и элементов, и расстояний между ними.
Динамичность — явление противоположное статичности. Оно олицетворяет жизнь, развитие. В основе динамической композиции лежат живые пропорции «золотого сечения» и близкие к нему простые и иррациональные отношения. Они дают начало ритмическому размеру, динамическим членениям формы костюма, соотношениям цвета и фактуры материалов.
Пространственная организация частей и элементов формы осуществляется симметрией. Здесь сосуществуют контрасты и нюансы.
Всякое развитие характеризуется состояниями активного движения и относительного покоя. И композиция как система, отражающая наиболее общие закономерности развития жизни, в зависимости от идейной направленности автора будет своими средствами утверждать то или иное жизненное проявление.
Наши социальные гуманистические завоевания обеспечивают каждому человеку право на активное участие в общественной жизни. Эта внутренняя активность человека находит отражение в композиционном решении костюма. Абсолютная статичность костюма по всем свойствам формы — явление противоестественное.
Костюм строится, как правило, на взаимном проникновении динамических и статических начал: асимметрия проявляется в симметричной композиции, метрический ряд действует там, где речь идет о простейших элементах композиции костюма (расстановка пуговиц и образование складок), чаще используют периодический ритм и собственно ритмический порядок, пропорции в костюме предпочитаются динамические. И такое сильное средство композиции, как цвет, своим нюансным и контрастным отношением к данным человека с учетом многообразия факторов, обусловливающих его использование, все-таки в большинстве случаев помогает утверждать динамическую основу в гармонически целостной форме костюма.
Композиционное равновесие
Композиционное равновесие — такое состояние формы костюма, при котором все элементы сбалансированы между собой. Равновесие в композиции нельзя проверить расчетом или геометрическим построением. Оно основывается на развитой интуиции художника.
Распределение объемов, площадей цвета и фактуры материалов характеризует организованность формы костюма. Средством, обеспечивающим достаточно простое восприятие пространственной организации формы, является симметрия. Она подчиняет себе все свойства формы, предоставляя им возможность повторяться. В асимметрично организованной форме зависимость всех компонентов костюма строится на тонкой пропорциональной уравновешенности, сложности ритмических построений (чаще в тканях), живописности пластической проработки форм.
Гармоническая целостность формы
Гармоническая целостность формы — итог многотрудной деятельности художника по отысканию соразмерности всех составляющих форму частей, элементов, свойств. Использование закономерностей и различных средств в их гармонизации основывается на богатых знаниях, тонко развитом чувстве формы и высоком мастерстве художника.
Гармоническая целостность формы костюма достигается не только тонко прочувствованной соразмерностью всех частей, элементов, свойств формы, что составляет основу тектоничности формы; она зависит и от социально-психологических факторов, функционального назначения, эргономических факторов.
Если форма удовлетворяет всем этим требованиям, она становится общественно значимой, становится синонимом прекрасного, характеризуя определенный период времени, а в практической деятельности становится эталоном, образцом в создании целого ряда ее вариаций.
Композиция в фотографии | Фотография для начинающих
Композиция в фотографии — это построение и последовательность изобразительных приемов, реализующих художественную идею. Можно сказать, что композиция это соотношение и взаиморасположение частей.
О композиции как фотографии, так и вообще написано великое множество книг и учебников. Безусловно есть очевидные вещи, но есть и спорные. Можно без сомнений сказать, что без знаний основных композиционных приемов сделать приличную фотографию просто невозможно. Чувство композиции врожденное, как музыкальный слух. Как и слух его можно развить. Но если этого чувства нет, то скорее всего Вам придется смириться с мыслью, что в фотографии будете только посредственным ремесленником. Ниже я опишу основные составляющие композиционного решения снимка.
Для передачи пространства на снимке необходимо знать и использовать закономерности линейной и тональной перспективы.
Линейная перспектива
Линейная перспектива: параллельные линии стремятся сойтись в одной точке, предметы и объекты имеющие одинаковый размер, кажутся нам тем меньше чем дальше они от нас находятся.
Линейная перспектива снимка, прежде всего, зависит от выбора точки съемки. Это высота на которой установлена камера, расстояние до объекта и направление съемки. По мимо этого на передачу перспективы оказывает влияние фокусное расстояние объектива. Помните широкоугольный объектив растягивает перспективу, а длиннофокусный — сжимает.
Линейная перспектива и ритм повторяющихся объектов служат дополнение друг к другу:
Тональная перспектива
Первые определения тональной (многие говорят «воздушная») перспективы дал Леонардо да Винчи: «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии….. не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Далее Леонардо пишет, что отдаленные предметы приобретают голубоватый оттенок и светлеют. Фотографии, как и картины, создаются на плоскости. И иллюзию глубины пространства можно передать тональной перспективой. Наиболее выразительным снимком с ярко выраженной тональной перспективой будет снимок в тумане. В этом случае на передний план поместим наиболее темный объект. Следующие планы снимка более мягкие, а объекты дальнего плана почти не имеют деталей. Взаимодействие плавного перехода между объектами ,так сказать тонального градиента, как раз и создает иллюзию глубины пространства на фотографии.
Тональная перспектива обусловленная довольно сильным туманом
Ракурс съемки
Немаловажно для передачи пространства на фотографии является наличие разных планов объектов съемки. Большинство снимков можно разделить на три плана: передний, средний и задний. Одноплановые сюжеты почти всегда лишены объема пространства. Более темный передний план подчеркнет глубину пространства на фотографии.
Например, при съемке в туманную погоду, когда отсутствует прямой не рассеянный свет, который помог бы выявить объем, наличие переднего или нескольких планов создаст глубину на снимке.
Часто разделить планы помогает открытая диафрагма, то есть маленькая глубина резкости. Этот прием будет более выражен, если Вы воспользуетесь длиннофокусным объективом.
Точка съемки
При съемке очень важен выбор точки съемки. Если предположить, что свет падает на предмет съемки, то при разных поворотах объект окажется или более узнаваемым, или будет выявлена его фактура. Фактически точка съемки определяет предмет и его свойства.
Акцент в фотографии
Акцент – это способ сосредоточить внимание зрителя на главном объекте или важной детали при помощи его расположения в кадре, за счет цветового или тонального акцента. В сочетании с другими правилами композиции этот прием дополнительно усиливает эмоциональное воздействие. Эти способы часто применяются в рекламной фотографии.
Суть черно-белых фотографий
Черно-белые фотографии имеют удивительную внутреннюю силу, которой очень часто нет у цветных. Притягательность черно-белых снимков в том, что они отходят от воспроизведения реальности дальше, чем цветные. Мир в черно0белых тонах непривычен глазам человека и отображается уже в некоем символическом виде.
Тем не менее, большинство людей делают цветные фотографии. Это связано с человеческим восприятием мира и изображений. Проще смотреть на цветное изображение, чем додумывать, как определенный цвет переходит в серый оттенок. Массовое появление цветных минилабораторий привело к тому, что большинство снимающих разучились снимать на черно-белую пленку, или никогда этого не делали из-за трудоемкости проявки и печати в домашних условиях.
С появлением цифровых технологий популярность так и осталась за цветной фотографией. Но и по сей день есть фотографы, которые не только снимают в чб, но и делают это по старинке аналоговым способом.
Правила построения композиции
Выделим несколько правил, которые не имеют исключений:
— Каждая фотография должна иметь сюжетный центр;
— Сюжетный центр должен быть один.
Итак, сюжетный центр — главная часть изображения, она несет основную смысловую нагрузку. Сюжетный центр может располагаться в одном месте более или менее компактно. На пример на портрете во весь рост сюжетным центром является лицо человека, на крупно-плановом портрете центром будут глаза.
Еще сюжетный центр можно разделить на несколько частей, расположенных в разных местах снимка. Важно что бы эти части имели смысловое взаимодействие — противопоставление, сравнение или перечисление.
Композиционный центр
Показываем ссору на снимке. Скамейка через весь кадр, двое сидят по разные стороны, ближе к краям скамьи, отвернувшись друг от друга (смотрят в разные стороны). Сюжетным центром выступят две фигуры, Он и Она. Они являются одним центром, но при этом разнесены по разные стороны кадра.
Красивое отражение в воде. Здание в весеннем парке. Сюжетный центр будет основан на красивом отражении объектов. Ведь и сам объект и его отражение будут одним сюжетным центром, хотя между ними нет геометрического объединения.
Сюжетный центр может занять всю площадь кадра, любой одноплановый снимок с ритмическими повторами. Представьте березовую рощу, снимок заполнен параллельными стволами деревьев.
Взгляните еще раз на свои снимки, особенно ранние, и попробуйте отыскать сюжетный центр. Есть вероятность, что Вы его там не будет. Это будет лучшим объяснением, почему снимок не удался. По этому Вам и казалось, что с кадром, что то не так.
Помните, что сюжетный центр должен быть один, и конкурентов у него не должно быть. Все объекты композиции, претендующие на роль сюжетного центра, будут лишними в кадре. Они будут отвлекать зрителя от того что вы хотели показать. Такие снимки можно разрезать по полам и получить две фотографии со своими сюжетными центрами.
Важно не засорять изображение. Оно должно быть лаконичным. Множество случайных деталей, пагубно влияют на раскрытие основного сюжета. При этом эти детали, могут не мешать сюжетному центру, но поверьте, они будут мешать, будут отвлекать внимание зрителя и могут не дать ему сосредоточится на главном.
Различные технические средства помогают нам избавиться от лишних деталей в кадре. Например при помощи длиннофокусного объектива или открытой диафрагмы мы можем размыть фон, смазав при этом детали которые помешают восприятию снимка. Использование широкоугольного объектива позволит заполнить кадр основным объектом, то есть занять большую часть плоскости изображения. В этом случае мелкие детали заднего плана будут изображены очень мелко.
Равновесие в фотографии
Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет наставлений и рекомендаций, которые расскажут Вам все раз и навсегда. В основном придется опираться на врожденное чувство композиции. Но некоторые знания все, же пригодятся.
— В каждом кадре, нужно соблюдать два типа равновесия. Первое – это равновесие по пятнам. Для анализа изображения этим методом, просто расфокусируйте его. На изображении (оно будет лишено содержания), Вы получите множество пятен разной яркости, при этом они должны быть уравновешены. Второе – это равновесие по смысловым частицам фотографии. Не забывайте учитывать направление взглядов и движения снимаемых объектов, расположение линейных частиц кадра и соотношение площадей объектов.
— Мы ходим по земле, а не парим в невесомости, все объекты на чем-то лежат, стоят и пр. Для нашего восприятия, изображаемые люди и объекты стоящие или лежащие на какой то поверхности, являются нормой. Если человек изображен во весь рост, обрезать границей кадра ботинки, будет не допустимо. Нельзя подвешивать здания в воздухе если оно не помещается в кадр.
— Нужно очень осторожно относиться к изображению вертикалей и горизонталей в кадре. Они режут композицию, особенно если такой элемент пересекает кадр от края до края. В силу своей естественности, линия горизонта в этом плане не так опасна, но не стоит размещать ее посередине снимка, ее лучше сместить вниз или вверх. Вообще изображения линии горизонта следует избегать, замещая ее деталями или плавными переходами цветов и текстур.
Для каждого из выше перечисленных советов есть исключения, но использовать их можно только сознательно и с твердой целью достижения творческого замысла. Правила же нужно запомнить и довести их использование до автоматизма.
Кадрирование изображения
Кадрирование изображение или обрезание лишних частей кадра – это процесс, целью получить безупречное или наиболее выигрышное композиционное решение. Кадрирования сопровождает нас практически на всех этапах создания снимка. Главная ошибка начинающих заключается во включении в кадр только сюжетного центра или наоборот, когда в кадре размещают максимальное количество деталей. Конечно нужно стремиться полностью заполнить кадр, но не переусердствуйте и не засоряйте снимок.
Правило золотого сечения в фотографии
Одним из базовых понятий композиции является так называемое золотое сечение, открытое еще в Древней Греции. Золотое сечение — это метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а Численно это выражается отношением 5 к 8 (более точно 8/13 или 13/21).
Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части.
Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.
Понимание композиционного баланса в фотографии
Достижение баланса в фотографии — одна из тех вещей, которым легко научиться, но сложно освоить.
Это также одна из тех вещей, которые имеют огромное значение для ваших изображений, и вы можете сразу же начать вносить небольшие изменения.
Балансировка изображений действительно помогает составить «первое впечатление» или «первоначальное понимание» изображения. Он отвечает на несколько ключевых вопросов: Ваш зритель сразу понимает, о чем ваше изображение? Или есть уровень расшифровки, который должен иметь место? Насколько доступен ваш имидж и насколько доступным вы хотите, чтобы он был?
Независимо от того, решите ли вы, что ваше изображение сбалансированное и изначально приятное для глаз, или его несбалансированное и создающее напряжение, которое необходимо разрешить зрителю, хороший способ начать делать преднамеренный выбор в отношении баланса — это рассмотреть его в трех аспектах. Способы: позиционный баланс, цветовой баланс и тональный баланс.
Позиционный баланс в фотографии
Это, наверное, самый доступный и понятный из всех. Кроме того, именно он имеет самое большое значение для ваших композиций.
Позиционный баланс относится к тому, как ваши объекты размещаются в вашей сцене . Когда мы создаем изображения, мы сознательно выбираем, где наши объекты и субъекты находятся в пространстве и какой приоритет они имеют в своем контексте. Это дает зрителю визуальную иерархию того, что важно в вашем изображении.
Есть много методов позиционной балансировки в фотографии. Некоторые предполагают размещение предметов или объектов на воображаемых решетках (правило третей), некоторые — на воображаемых закрученных линиях (золотое сечение). Некоторые используют «линии» окружающей среды, чтобы направлять взгляд зрителя в определенное русло, а некоторые используют конкурирующие объекты, расположенные рядом друг с другом.
Хотя есть масса разных способов сделать это — и чем больше опыта вы приобретете в фотографии, тем больше приемов вы узнаете, — сила позиционного баланса — одно из главных различий между «хорошей» и «плохой» фотографией.
Вот несколько моментов, о которых следует помнить:
Правило третей
Вы, наверное, слышали о «правиле третей». Это прием визуализации, при котором вы разбиваете изображение на 9 воображаемых частей, используя 4 линии, как доска для игры в крестики-нолики. Размещение предметов и объектов на этих линиях делает это отличным композиционным приемом, который дает вам простой способ сбалансировать или разбалансировать ваше изображение (через гармонию или через напряжение).
Симметрия
Визуально симметричные макеты очень понятны сразу и при этом очень радуют глаз.Мозгу не нужно много работать, чтобы понять, что происходит в симметричной сцене, потому что визуальный вес одинаков.
Эти типы изображений обладают естественным балансом, и хотя вы редко встретите идеально симметричную сцену в реальной жизни, изображения отражений и половинных / половинных композиций — это простой способ приблизиться к симметрии в фотографии.
Асимметрия
Асимметричное расположение предметов или объектов создает напряжение в изображении.
Мозгу требуется немного больше времени, чтобы понять асимметричное изображение, даже если оно относительно простое. Асимметричные изображения обычно включают объекты и объекты, расположенные вне центра кадра, вдали от середины кадра, и иногда могут привести к тому, что изображение будет казаться более « динамическим », потому что такие методы, как негативное пространство или ведущие линии, могут предложить конкретный рассказ для зритель.
Эти типы изображений могут показаться на более интересными после того, как они будут поняты зрителю, поскольку зритель прошел бы через некоторый уровень расшифровки предположения или значения в изображении, и это «ага!» момент сам по себе был бы их «наградой».
Это происходит в умах зрителей сознательно или подсознательно, но в конечном итоге все мы проходим некоторый уровень декодирования при просмотре изображения.
Расположение объектов
Это чуть более тактическое понятие, чем два последних абстрактных понятия.
Размещение дополнительных или противоположных объектов в изображении может обеспечить баланс всей композиции, даже симметрично или асимметрично.
Легкий способ подумать об этом — это концепция «противоположного визуального веса» — одного объекта по сравнению с другим.Мы все время видим это в уличной фотографии: маленький силуэт человека, идущего у стены, его большая тень отбрасывается позади него. Маленькая фигурка человека, смотрящего на высокое здание. Тонкий силуэт человека, идущего по улице, пробка из-за фар от больших машин позади них.
В пейзажной фотографии тоже: крохотный человечек в огромном ландшафте. Маленькая машина на фоне большой дороги. Маленькая деталь переднего плана на пляже и огромная гора позади него.
Этот противоположный визуальный вес и его результирующий контраст (в буквальном смысле, а не в тональном смысле) создают дисбаланс, который приводит к напряжению и интересу.
Цветовой баланс в фотографии
Цвет тоже сбалансирован.
От того, какие цвета вы решите использовать в своем изображении, во многом зависит, будет ли изображение гармоничным или нет.
Существует несколько методов создания гармоничной цветовой палитры в вашем изображении, но наиболее распространенными являются три: дополнительный, аналогичный и монохромный, и каждый из них имеет свои преимущества.
Дополнительный
Это легче всего понять, если вы просто перейдете на страницу «Обзор» в Instagram на несколько минут и начнете видеть повсюду оранжевые и бирюзовые изображения.
Оранжевый и бирюзовый — отличный пример двух дополняющих друг друга цветов. Между этими двумя элементами существует гармония, поскольку они расположены на противоположных концах цветового круга, и наши глаза сразу же чувствуют себя комфортно с этой комбинацией цветов. Старайтесь искать дополнительные цвета в полевых условиях, так как они обычно способствуют созданию приятного изображения.
Некоторые другие заслуживающие внимания дополнительные комбинации: синий и желтый, зеленый и красный.
Аналог
Это легче всего понять, если вы когда-нибудь видели взрывной восход или закат.
Небо становится розовым и пурпурным, с оранжевыми и желтыми вспышками. Все эти цвета расположены рядом друг с другом в цветовом круге и обеспечивают, вероятно, наиболее понятную цветовую палитру. В этом примере сразу понятно, что изображение, такое как восход или закат, является «теплым» изображением, и поэтому мы чувствуем гармонию при просмотре такого изображения.
Другими примерами в природе могут быть зеленые, желтые, оранжевые и красные оттенки вулкана и его пышных окрестностей. Или сочетание синего, бирюзового и зеленого океана.
Монохромный
Монохроматическое изображение — это просто изображение, которое содержит одно значение или набор оттенков одного и того же оттенка.
Обычно это привлекает внимание зрителей к объектам в самой композиции и отвлекает от фактического цвета — иногда это даже не имеет значения.
Обратный эффект также полезен: если вы включаете сильный объект, удаление окружающих цветов может быть отличной техникой, чтобы привлечь еще больше внимания к вашему объекту, создавая положительный дисбаланс с творческой целью.
Тональный баланс в фотографии
Третья концепция, которая поможет вам понять баланс в фотографии, — это тональный баланс. В частности, это относится к яркости (и темноте) и яркости изображения.
Наличие светлых и темных участков изображения помогает придать изображению форму и глубину, подчеркивая (или удаляя) контраст между объектами и объектами.
Этот контраст может помочь создать дисбаланс в вашем изображении, который поможет определить элементы в вашей сцене.
Например, на этом изображении силуэт Оперного театра является предметом этого изображения. Силуэт создается тональным контрастом света и тьмы, это собственная тень против солнца позади нее. Это дает Оперному театру непосредственное ощущение предмета и места.
Однако, в примере справа, при выравнивании контраста, когда Оперный театр больше не находится в тени, а солнце больше не такое яркое, плоскостность изображения устраняет контраст между двумя объектами.В то время как оба по-прежнему тонально сбалансированы (высокий контраст против низкого контраста), левая версия может восприниматься как более динамичная и энергичная, и ее легче понять.
Но, конечно, есть гораздо больше
Но с этими тремя концепциями: позиционный баланс, цветовой баланс и тональный баланс, вы можете очень далеко продвинуться в своей фотографии, и со временем вы обнаружите, что начинаете предпочитать одни методы баланса другим, и именно тогда вы начинаете развивать « стиль »как фотограф.
Удачной стрельбы.
Композиционный баланс против правила третей
Эта статья основана на концепциях из The Advanced Composition Course (в настоящее время скидка 93%), если вы хотите копнуть глубже для дальнейшего обучения.
Какое первое правило композиции мы все усваиваем в самом начале нашего пути? Правило третей — верно.
Что, если бы было другое простое правило, такое же или лучше, чем правило третей?
Я имел обыкновение слепо следовать третям, помещая все мои предметы и горизонты на одну треть линии или рядом с ней.Не поймите меня неправильно — это может быть очень полезно для создания сильных композиций. Проблема возникает, когда мы слепо следуем любому правилу, не задумываясь о других композициях.
Баланс лучше, чем правило третей
Что такое сбалансированный состав? На самом деле это довольно просто.
Фотография ниже — отличный пример сбалансированной композиции. Это также соответствует правилу третей.
Как это работает?
Предположим, что красная линия — это качели (или качели), а красный кружок в центре — это точка поворота.
Чтобы добиться сбалансированной композиции, наша цель состоит в том, чтобы кадрировать объекты на нашей фотографии так, чтобы качели были идеально сбалансированы. Равный вес с каждой стороны.
Вы можете видеть, что наш довольно большой треугольный объект находится в основном справа от центральной точки. Без камней с левой стороны фотография могла бы оказаться тяжелой с правой стороны; однако с включением камней изображение очень хорошо сбалансировано.
Вы когда-нибудь катались на качелях с кем-нибудь намного легче? Вы, наверное, заметили, что для достижения баланса больший человек должен скользить прямо к середине.Это правило касается и композиционного баланса. Большой объект рядом с точкой поворота (в центре) может быть уравновешен более мелким объектом у края кадра.
Не бойтесь поместить объект по центру
Многие фотографии из моего портфолио содержат крупный жирный объект в центральной композиции. Меня часто спрашивают, почему это так и почему я не использую правило третей чаще.
Ответ: чаще всего большие и жирные объекты выглядят странно (из-за дисбаланса) где угодно, только не над центральной точкой.Вы заметите, что в приведенном выше примере горизонт находится примерно на одной трети линии; однако объект сбалансирован по центру между левым и правым краями.
Выше очень простая и лаконичная, сбалансированная композиция. Если мы немного изменим изображение, чтобы объект соответствовал правилу третей (см. Ниже), мы получим несбалансированную и неудобную композицию, которая также не работает.
Дело не только в правиле третей
Я немного сбился с пути, так как хотел подчеркнуть силу композиционного баланса.Однако, учитывая, что правило третей пользуется огромной популярностью среди пейзажных фотографов, я чувствую, что должен коснуться и этого.
Во-первых, я бы определенно сказал, что с точки зрения ландшафта, хотя оба они работают в зависимости от сцены, на мой взгляд, баланс намного важнее, чем правило третей. Кто бы мог подумать? Правило третей преподносится как святой Грааль композиции, но это не так.
Когда работает правило третей?
Насколько я понимаю, нынешняя любовь к правилу третей пришла из портретной живописи и портретной фотографии, потому что в этих областях оно так хорошо работает — и, честно говоря, именно с этого и началась фотография.
Часто вы видите портрет с объектом, расположенным слева или справа, и часто они будут смотреть в большую свободную область с другой стороны фотографии. Работает очень хорошо; однако большинство объектов, которые мы фотографируем в пейзаже, не имеют тенденции смотреть в ту или иную сторону, поэтому слепое следование правилу третей часто приводит к несбалансированному снимку.
Однако бывают случаи, когда правило третей очень хорошо работает в пейзажной фотографии:
- Часто горизонт лучше всего выглядит примерно по правилу третей.Наличие двух третей переднего плана и одной трети неба часто может дать фотографии большое ощущение глубины, а две трети неба и одна треть переднего плана могут дать ощущение пространства.
- Правило третей также может работать очень хорошо, если наш объект чувствует, что он указывает в направлении открытого пространства. Часто, если одна сторона объекта находится в свете, а другая в тени, то направление светлой стороны в открытое пространство также может привести к получению сильной трети композиции. (См. Пример ниже.) Фото несбалансированное; тем не менее, изображение удачно в композиции одной трети, поскольку объект выглядит обращенным к открытому пространству.
Рассмотрим все варианты
Нет правильного или неправильного способа составить фотографию. В следующий раз, выстраивая выстрел, учитывайте как баланс, так и правило третей. Два варианта всегда лучше, чем один!
Просмотрите свои фотографии и посмотрите, сколько из них сбалансировано. Поиграйте с кадрированием и посмотрите, сможете ли вы добиться более сбалансированных фотографий.
Помните, правило третей по-прежнему является отличным инструментом для создания композиции, однако теперь у вас есть еще один вариант в вашем наборе инструментов!
Для повышения квалификации:
Этот полный углубленный курс Advanced Composition Course сейчас со скидкой 93%, сегодня , если вы хотите взглянуть. Как только вы достигнете продвинутого уровня композиции, дело больше не в направляющих линиях или естественном обрамлении, это не правило третей или золотое сечение.
Продвинутый курс композиции
Расширенная композиция — это возможность использовать эти руководства для упорядочивания элементов и создания истории, которая может передать наши мысли, истории, страсти и эмоции нашей аудитории через нашу фотографию.Он также поставляется с щедрой 365-дневной гарантией счастья, поэтому вы не рискуете попробовать его.
Предложение скоро заканчивается: продвинутый курс по композиционной фотографии со скидкой 93%
Принципы проектирования: композиционный, симметричный, асимметричный баланс
А сбалансированная композиция кажется правильной. Он ощущается стабильным и эстетичным. Хотя некоторые из его элементов могут быть в центре внимания и привлекать ваше внимание, никто не область композиции так привлекает внимание, что вы не можете увидеть другую области.
Балансировка композиция предполагает размещение как положительных элементов, так и отрицательного пространства в таким образом, чтобы ни одна область дизайна не подавляла другие области. Все работают вместе и составляют единое целое. Отдельные части вносят свой вклад в их сумму. Сбалансированная композиция кажется правильной. Он чувствует себя стабильно и но не пытайтесь стать суммой.
Когда дело доходит до искусства, или разработать практичный предмет, такой как визитная карточка или сопроводительное письмо шаблона, баланс важен как для эстетической, так и для профессиональной причины.
Нас естественно привлекают хорошо сбалансированные произведения искусства, архитектуры и природных достопримечательностей и событий, а также во всем нашем истории, мы пытаемся подражать принципам баланса.
Тем не менее, несмотря на необходимость симметрии, мы часто целенаправленно нарушаем визуальное равновесие, встряхиваем условная норма и создать что-то другое, либо ради разнообразия или занять позицию и передать сообщение более сильным и динамичным способ.
В этом тексте мы узнаем о природу баланса, увидеть его эффект в нашем окружении и произведениях искусства, и обсудить различия между двумя типами баланса: симметричным и асимметричный.
Равновесие в природе и искусстве:
Когда дело доходит до искусства, мы можем говорят, что баланс представляет собой целенаправленную организацию визуальных элементов разный вес. Когда мы говорим о весе, мы имеем в виду общую форму, форма и значение конкретного визуального элемента.
Объединение этих элементов в единое целое, будь то картина, скульптура или свадебное приглашение — это то, как мы создаем произведения искусства.
Баланс можно найти везде в физическом мире, в большей или меньшей степени, и великие мастера с незапамятных времен внедряют это в свою работу.В природе мы обычно распознавать предметы, способные нести собственный вес, как сбалансированные. Несбалансированные объекты легко опрокинуть.
Для иллюстрации баланса в Проще говоря, мы можем использовать качели в качестве примера. Если мы разместим двух человек более или менее равного веса и размера, балка будет в состоянии балансировка, с равномерным распределением веса по обеим сторонам и равным на расстоянии от центра баланса или точки опоры. Этот центр баланса также является центром композиции произведения искусства или дизайна.
Однако, если мы поместим два люди разного веса на качелях, один поменьше и один побольше, Луч качелей будет не в равновесии. Единственный способ уравновесить луч будет либо перемещать более крупного человека к точке опоры, пока равновесие достигнута или поместить другого человека поменьше с другой стороны качели.
Это применимо с точки зрения дизайн. Когда мы говорим, что визуальный элемент имеет больший или меньший вес, мы имеют в виду его способность привлекать внимание.Если наше внимание удерживается в основном на одном конкретном визуальном объекте, тогда мы говорим, что этот объект имеет больший визуальный вес.
Таким образом, в произведении искусства, таком как живопись, визуальный вес — это то, что заменяет физический вес объекта изображено, в то время как визуальное направление — это то, что заменяет направление, которое мы позиционируем объекты в реальной жизни, чтобы достичь баланса, как и в случае с качели.
Визуальный вес имеет решающее значение важность, когда дело доходит до подчеркивания элементов вашего дизайна.Обычно, чем больше визуальный вес, тем больше важность изображаемый объект. Если все части вашего дизайна имеют равный вес, вы представляют сбалансированную, привлекательную, эстетичную композицию.
Не применяется к объектам в одиночку, но и на живых существах.
Наблюдать за крыльями бабочка — они ярко окрашены и хрупкие, и оба крыла цветные Таким же образом идеально сочетаются узоры и формы. Это пример баланса в природе.
Деревья, однако, следуют за своими собственный путь. Кажется, что ветви растут беспорядочно и редко. увидеть дерево, идеально сбалансированное по форме. Но есть случаи более сбалансированный «дизайн», конечно.
В нормальных условиях баланс — желательная черта в работе, но иногда более сильный сигнал можно послать, игнорируя принципы баланса и делая свое искусство асимметричным и несбалансированным.
Таким образом, выбор действительно стоит между классическое, стабильное, формальное выражение vs.более современное, динамичное выражение, как показано на примере двух типов баланса, которые мы рассмотрим в этом тексте.
Баланс достигается различными следующими способами:
Симметричные весы:
Симметричные весы — это разновидность визуальный баланс, при котором произведение искусства составлено таким образом, что все визуальные объекты одинаково удалены от центральной оси или центральной точки дизайн. И не только это — объекты с обеих сторон оси смотрят то же самое, только отраженное в зеркале.
Помните бабочка — конструкция ее крыльев — пример симметричного баланса найдены в природе, где все противоположные формы являются дубликатами друг друга и находятся в идеальной пропорции. И такая почти идеальная симметрия всегда была считается эстетичным даже сегодня.
Однако такие идеальная симметрия на самом деле очень редка. Самый распространенный вид симметричных баланс — это так называемая симметрия, близкая к симметрии, которую мы видим на человеческом лице. Слева и кажется, что правая сторона совпадает идеально, но могут быть небольшие вариации, более или менее заметный.
В случае дизайн и искусство в целом, симметричный баланс довольно легко достичь и намного заметнее, чем в природе.
Наблюдать, для Например, чудесный Тадж-Махал, один из наиболее цитируемых примеров совершенного симметричный баланс в архитектуре. Все детали совпадают на обоих стороны этого величественного сооружения.
В центре внимания нет ни одного объекта, или разрушить общее впечатление чистейшей гармонии — идеально сбалансированного проявление мастерства и художественного вкуса.
Симметрия визуальных объектов говорит нам, что мы должны сосредоточиться на здании в целом, не на каком-то конкретном визуальном объекте. Таким образом, симметричный дизайн дает ощущение безмятежности и классической элегантности.
Асимметричные весы:
Асимметричный баланс возникает, когда вы организуете композицию так, как будто хаотическим образом (визуальные объекты разной массы не являются зеркальным отображением одного другой), и, тем не менее, чувство равновесия все еще присутствует.
Это может быть осуществляется разными способами. Например, вы можете разместить визуальный объект большой вес на одной стороне вашей композиции, а затем уравновесить его числом меньших по размеру.
Это сделает вашу композицию более динамичной и современный и может помочь вам донести ваше сообщение с большим эффектом.
Помните: более темные и более крупные объекты имеют больший вес, чем более мелкие и светлые объекты, поэтому учтите эти критерии при создании своего дизайна.Асимметричный изображения привлекают больше внимания из-за более сложных отношений между объекты, использованные для создания композиции.
Таким образом, этот тип баланса обычно интереснее — гармоничное выражение симметрично уравновешенного композиции имеют тенденцию быть несколько пассивными, в то время как дизайнеры используют асимметрично сбалансированный дизайн обычно не нужно беспокоиться о сохранении внимания аудитории.
Когда смотрю примеры композиций с асимметричным дизайном, Винсент Ван Гог «Звездная ночь» — один из самых ярких вариантов этого дизайна.В яркая луна в правом верхнем углу уравновешивается темными кипарисами на нижняя левая часть картины.
Звезды и облака в верхней половине картины уравновешены детализированными изображение города на нижней половине картины. Как луна и кипарисы уравновешивают друг друга контрастными отношениями о свете и тьме, то же самое можно сказать и об этом.
Радиальный баланс:
Радиальная балансировка
может быть интересной экспериментируйте с дизайн-проектами.Вместо того, чтобы балансировать объекты по центральная линия в композиции, предметы уравновешиваются по единой точке в центр дизайна.
Пока можно соблазнительно сбалансировать композицию, разместив разные объекты на одинаковом расстоянии от центра, вы также можете уравновесить их другими способами. Один из способов — поместите более тяжелый предмет ближе к центру, а более легкий — на расстоянии, пока линия, проведенная между ними, проходила бы прямо через центральную точку.
В радиальном балансе, элементы расходятся (в форме круга) из одной центральной точки. Если вы хотите создать сильную точку фокусировки, радиальный баланс — эффективный техники, потому что ваши глаза естественным образом направлены внутрь к центру.
Мозаика Весы:
Думайте о балансе мозаики как о организованном хаосе, который может выглядеть как шум, но на самом деле создает баланс благодаря отсутствию четкого фокуса.
Мозаика или кристаллографический баланс относится к визуальным композициям, которые не делают имеют фокус или точку опоры, и, следовательно, отсутствие иерархии и акцент присутствует. Иногда этот вид баланса еще называют «сплошным». остаток средств.
Хотя может показаться, что искусство и дизайн, использующий мозаичный баланс, хаотичен, повторяющийся, полные визуального шума и беспорядка, они на самом деле обладают последовательностью и динамизм в кажущемся хаосе форм и узоров.
Один из примеров, когда этот тип баланса достиг наивысшей выразительности и эстетическое качество — работа Джексона Поллока и его картина действия капает краска.
Баланс дизайна и искусства:
Подобные визуальные принципы применимы как к искусству, так и к дизайну, когда приходит к равновесию. Принцип баланса, который может быть ощутимым и непосредственно наблюдаемым играет важную роль в любой визуальной работе, поскольку это добавляет ему полноты и выразительности.
На протяжении всей истории демонстрируются различные направления и периоды в искусстве. предпочтение разнообразных форм баланса. Картины эпохи Возрождения обычно имеют симметричную или приблизительный баланс, в то время как эстетика барокко изобилия и преувеличения движение нашло в асимметричном балансе адекватную формулу для его динамического композиции.
Быть одним из основные принципы искусства и дизайна, баланс напрямую зависит от интимного чутья художника, дизайнера и, в конечном итоге, зрителя. Различные манипуляции с визуальными принципами и элементами на протяжении всей истории есть в изобилии, но баланс остается неизменным, и его нельзя противопоставить.
Автор — Сакши Чаухан
D’source Balance | Принципы композиционного дизайна
Относится к ощущению визуального веса или равенства композиции.
Баланс можно достичь тремя способами — за счет симметрии, асимметрии и радиального.
• Симметрия — Когда обе стороны композиции имеют одинаковые элементы, сбалансированные вокруг оси — Это вызывает ощущение жесткости или формальности в композиции. Придать композиции формальную эмоцию — это хорошо, но по большей части она статична и скучна.
Симметричный баланс достигается, когда оба элемента уравновешиваются вдоль воображаемой оси.
Симметричный баланс достигнут в реальном мире.
Изображение предоставлено — Pixabay.
• Асимметричный баланс — здесь визуальный баланс достигается за счет неравных визуальных весов в композиции — его можно создать путем контрастирования элементов, манипулируя масштабом и пропорциями элементов. они похожи по визуальному весу, но не отражаются.
Асимметричный баланс достигается, когда мы уравновешиваем элементы вдоль воображаемой оси, используя особенности объекта.В приведенном выше примере черный ящик меньшего размера с правой стороны уравновешен большим ящиком с небольшой разницей значений с левой стороны. Оба они вместе достигают баланса на картинке.
Асимметричные весы интереснее и динамичнее симметричных. Он предлагает больше визуального разнообразия и поддерживает интерес к сцене.
Асимметричный баланс достигнут в реальном мире.
Изображение предоставлено — Pixabay.
• Радиальный баланс — достигается, когда элементы в композиции излучаются наружу или навстречу от общего центра.Например. рябь в пруду и т. д.
Прекрасный пример радиального баланса — рябь.
Изображение предоставлено — Pixabay
Радиальное равновесие существует почти везде в природе. Это пример пальмового листа, расходящегося наружу.
Изображение предоставлено — Pixabay.
(PDF) Использование художниками композиционного баланса для создания визуальных дисплеев
По мнению многих авторов западного искусства (например, Arnheim, 1974, 1988; Bouleau,
1980; Kandinsky, 1926/1979), баланс является наиболее оптимальным. важный принцип дизайна в
визуальных искусствах, потому что он объединяет структурные элементы графического дисплея в единую организацию или структуру
, которая помогает определить роль каждого элемента
в композиции.Изобразительная композиция считается сбалансированной, когда ее
элементов и их качества (например, размер, форма, цвет, ориентация) уравновешены вокруг балансирующего центра
, так что их визуальные силы или напряжения компенсируют друг друга
, и они появляются закрепленный и стабильный. Вместе, структурные компоненты и направление
их визуальных сил в композиции образуют структурный каркас или каркас
любого графического дисплея; когда они находятся в равновесии около
балансирующего центра, существует наглядное равновесие.
Хотя на протяжении веков много писалось о важности
баланса как принципа дизайна в изобразительном искусстве, в литературе почти нет прямых эмпирических свидетельств
, демонстрирующих, что баланс служит доминирующей композиционной стратегией, когда художники создают визуальные дисплеи.
Предыдущие попытки задокументировать роль баланса в композиции
определили его присутствие в картинах и других произведениях искусства качественно путем изучения их структурной организации или «геометрии» (см., Например,
).г., Було, 1980).
Мы (Locher, Stappers, & Overbeeke, 1998) разработали методику, описанную ниже
, которая позволила нам количественно оценить три структурных характеристики —
составов, которые вносят вклад в баланс, а именно расположение
балансирующий центр конструкции, распределение физического (структурного) веса
вокруг его осей, а также характеристики совмещения и направленности его составляющих
позиционных элементов.Используя эту технику, Locher et al. продемонстрировали, что взрослые
, неподготовленные к искусству, фактически использовали баланс как главный организационный принцип
при создании рисунков, состоящих из кругов, квадратов, треугольников,
или листьев.
Настоящее исследование является продолжением более раннего исследования Locher et al. (1998).
В частности, это исследование было первой попыткой количественно оценить степень
, в которой дизайны были сбалансированы, поскольку они были созданы людьми с
обучением изобразительному искусству.Были сделаны видеозаписи разработки от начала
до завершенияпроектов, которые использовались для оценки распределения физического веса
вокруг главных осей каждой конструкции и расположения его центра балансировки
. Художники создавали свои проекты из различных типов треугольников
или четырехугольников, которые различались по степени ориентационного потенциала, как объясняется
ниже. Используемый набор форм, которые были структурно более сложными, чем
, которые использовались в нашем предыдущем исследовании, позволил участникам создать типы сложных и динамических конструкций
, необходимые для всестороннего изучения
того, как достигается структурный баланс.
Кроме того, поскольку это часто утверждается в трактатах на изобразительном ком
—
позиции, форма графического поля (его формат) является «фундаментом, на котором
построена композиция картины» (Арнхейм, 1988, с. стр. 66), и поэтому является «условием
всех проявлений, которые подпадают под него» (Тейлор, 1964, стр. 13), участники
214 / LOCHER ET AL.
Фотография Композиция: Баланс — Свет и Материя
Баланс — один из самых важных элементов композиции, но также один из самых сложных для описания, хотя мы обычно узнаем его, когда видим.Тема композиционного баланса не уникальна для фотографии; Художники и другие художники писали об этом предмете на протяжении веков, но до сих пор нет стандартного способа кодифицировать его, хотя есть несколько хороших рекомендаций и стратегий, которые помогут вам достичь баланса в ваших фотографиях. Как и во всем остальном в искусстве, многие детали зависят от личных предпочтений.
На самом общем уровне, однако, концепция «баланса» заключается в том, что если вы разделите изображение пополам, «визуальный вес» элементов одной половины должен соответствовать весу элементов другой половины.Это верно для вертикальной и горизонтальной осей изображения.
Простейшим примером этого является симметрия, при которой одна половина фотографии точно отражает другую половину (или как можно более точно). Этот тип баланса легко составить для фотографа и понять зрителя, и его можно использовать для создания очень мощного эффекта. Однако есть две основные проблемы с использованием симметрии в качестве композиционной стратегии: во-первых, создание сильной композиции с симметрией обычно требует идеальной симметрии, поэтому относительно небольшие различия в одной половине изображения могут быть очень разрушительными для композиции.Во-вторых, что, возможно, более важно, симметричные композиции очень просты и предсказуемы, а потому могут довольно быстро надоесть.
Чаще художники составляют свои изображения таким образом, чтобы элементы изображения были сбалансированы в соответствии с «визуальным весом» или «воздействием», а не буквальной формой. Рассмотрим упрощенное изображение в примере ниже:
Мэтью Гор | Свет и материяНа этом изображении есть два основных элемента: большие черные горы в верхнем левом углу и белый цветок в правом нижнем углу.В рамках моего грубого артистизма этот образ хорошо сбалансирован. Почему? Гора намного больше цветка, они не похожи по форме, нет симметрии.
Ответ больше зависит от психологии наблюдателя, чем от конкретных форм и форм. Когда изображение в основном темное, наш глаз привлекают яркие области и объекты. По этой причине (относительно маленькие) цветы на этом изображении имеют гораздо больший «визуальный вес», чем более крупные и темные горы.Если мы проведем вертикальную линию по центру изображения, обратите внимание, что каждая половина кадра одинаково важна для всего изображения… и на самом деле то же самое верно, если мы разделим изображение пополам горизонтальной линией.
Некоторым людям легче увидеть баланс, когда изображение не сбалансировано. Предположим, что «фотограф» сделал несколько шагов вправо и снял изображение с цветами слева. Как видите, правая часть изображения кажется пустой и немного лишней.На самом деле, кажется, что левая сторона изображения будет хорошо работать как квадратное изображение с обрезанной остальной частью кадра.
Яркие области — не единственные элементы, которые несут лишний вес. На самом деле, слишком много деталей, чтобы перечислять их, и они могут зависеть от эмоциональной реакции зрителя так же легко, как и формальные факторы. Однако неполный список может дать вам хорошую отправную точку:
- темных областей на ярком изображении
- ярких цветов на монохромном или тусклом изображении
- контрастный цвет на изображении, содержащем в основном похожие или дополняющие цвета
- лица, особенно глаза
- человеческие формы, особенно обнаженные
- области резкого фокуса на изображениях со значительными областями, которые являются размытыми
- объекты, которые находятся ближе к камере, несут немного больший вес
- объекты, которые физически тяжелее, также могут иметь больший визуальный вес (в зависимости от опыта наблюдателя)
- письмо, символы и логотипы… особенно в неожиданных местах
- небольшие участки с мелкими деталями на больших участках открытого пространства (отрицательное пространство)
Нет необходимости использовать элементы балансировки, которые несут лишний вес; вы можете легко сбалансировать один большой темный объект, например, с другим большим темным объектом, но вы рискуете, что несколько элементов будут конкурировать за предмет изображения.
Мэтью Гор | Свет и материяЯ сделал снимок выше на пляже Кэннон на побережье Орегона. Стратегия баланса очень похожа на то, что на моих диаграммах выше; большой темный камень и его отражение в нижнем левом углу уравновешиваются меньшими морскими скоплениями в верхнем правом углу, потому что они расположены на более светлой части изображения с контрастным цветом.
Когда я снимал в Палаусе на востоке Вашингтона, в небе не было ни облачка. Чтобы создать ощущение открытости и легкости на некоторых моих фотографиях, я добавил большие полосы пустого неба.Чтобы сбалансировать это (не подавляя его), я включил небольшие участки земли с резкими, контрастными деталями, например деревья и дом наверху.
Примеры!
Практически любая хорошая фотография будет примером удачного баланса; В этой статье моей целью было выбрать несколько достаточно простых изображений, чтобы передать концепцию. Опять же, вместо того, чтобы заполнять эту галерею моими собственными изображениями, я бы хотел увидеть некоторые из ваших! Они не должны быть безупречными в художественном или техническом плане … просто пришлите мне свою фотографию (любого размера), которая является ярким примером «Баланса», и я добавлю ее в галерею ниже … или воспользуйтесь виджетом «Загрузить» на странице внизу правого столбца сайта и отправьте мне сообщение, чтобы сообщить, что вы что-то добавили.Также укажите, как вы хотите, чтобы ваше имя отображалось в подписи к подписи, в качестве имени пользователя или настоящего имени. Также включите пару строк текста, чтобы описать, что, по вашему мнению, происходит, если вы думаете, что это поможет.
Роль баланса как организующего принципа дизайна, лежащего в основе композиционных стратегий взрослых для создания визуальных дисплеев
https://doi.org/10.1016/S0001-6918(98)00008-0Получение прав и контентаАннотация
взаимосвязанные цели, а именно: определить, влияет ли баланс на то, как взрослые создают визуальные представления, и подвергнуть теоретические представления о балансе изобразительного искусства экспериментальному исследованию.Взрослые добровольцы сделали четыре рисунка, по одному из кругов, квадратов, прямоугольников или листьев разного размера. Видеозапись разработки каждого проекта от начала до завершения использовалась для создания оцифрованной записи его изображения с 10% -ными интервалами времени, необходимого для его завершения. Было обнаружено, что, независимо от типа элемента или фазы построения, центр дизайна был точно выровнен с геометрическим центром графического поля, демонстрируя способность центра квадратного поля функционировать как «якорь» или точка равновесия. на котором организован структурный каркас конструкции.Стратегия упорядочивания, используемая участниками для организации элементов композиции вокруг ее центра равновесия, зависела от их характеристик формы и ориентационного потенциала. Вес конструкции был равномерно распределен (сбалансирован) относительно центра круговых конструкций на протяжении всей их конструкции; воображаемая горизонтально-вертикальная сетка служила структурным каркасом для создания рисунков, состоящих из квадратов и прямоугольников, а участники манипулировали направленностью листовых элементов, чтобы создать организованный глобальный дизайн внутри графического поля.