Композиция из геометрических фигур статика: Презентация по ИЗО на тему «Композиция.Статика и динамика»
- Инструкционная карта «Статика и динамика в композиции»
- Урок ИЗО «Статичность и динамика в композиции».
- Эпизод девятый. Статика и динамика в композиции — 20 ответов на Babyblog
- «Композиция» Статика и динамика. От натуры к абстрактной форме.
- Геометрические формы — площади
- Какие примеры геометрических фигур?
Инструкционная карта «Статика и динамика в композиции»
Инструкционная карта
Статика и динамика в композиции
Вначале небольшое вступление. Что же такое композиция?
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое
целое — завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.
Для того чтобы лучше передать в фотографии идею, используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точку и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительные и другие контрасты.
Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Более подробно мы рассмотрим передачу движения (динамики)
и покоя (статики).
СТАТИКА
Вначале рассмотрим, что характерно для статической композиции,
и посмотрим на примере, как добиться этого в своей работе.
Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Для статичной композиции выбираются предметы, близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строится на нюансах, сближенных в цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Итак, для начала отбираем предметы, которые будем использовать,
и рисуем схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:
Поэтому и мы возьмем их за основу. Для своего натюрморта выбираем три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально
и находятся в состоянии покоя.
Теперь нам необходимо определиться с тональностью предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный и полутон. А заодно
и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки и поиграв немного с цветами, останавливаемся на таком варианте:
Теперь, исходя из этой схемы, выстраиваем свой натюрморт. Фотографируем, и вот что у нас получается:
Но наше видение не совсем подходит под нужные нам свойства.
Необходимо добиться большей обобщенности предметов, чтобы они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенными. Эти задачи можно решить с помощью света.
Используем комбинированное освещение — сочетание направленного
и рассеянного света: неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика. После пары кадров и экспериментов со светом удается добиться желаемого результата. Немного обработки в Фотошопе, и вот результат:
Как видим, нам удалось создать статический натюрморт по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.
ДИНАМИКА
Теперь переходим к динамической композиции. Динамика — это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение
в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах — контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.
Для наглядности возьмем те же самые предметы, только чашку заменим на более контрастную по цвету. Опять используя наши три фигурки, выстраиваем композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая схема:
Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтобы передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:
Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры. Смотрим, что у нас получилось, и что нужно изменить
Так, расположение вроде бы удачное, но вот из-за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково. Можно использовать цветной фонарик, чтобы подчеркнуть форму и сделать предметы контрастными по цвету. Экспериментируем с синим светом, выбираем наиболее удачный кадр, немного дорабатываем его в Фотошопе,
Теперь все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга — динамичны, можно сказать — контрастны: блюдце стоит, а чашка лежит. Цвета более чем контрастны. То же касается и тона.
Отдельно о фоне. Фон играет немаловажную роль. И в статике,
и в динамике, и в любой композиции.
Фон в статике следует подбирать более нейтральный, в той же цветовой гамме, что и предметы. Если это драпировка из ткани, то складки лучше располагать либо по вертикали, либо по горизонтали. В статичной композиции фон играет роль объединяющего элемента.
Фон в динамике, наоборот, зачастую следует выбирать более контрастным по отношению к предметам. Но если предметы сами по себе довольно яркие
и насыщенные по цветам, то фон можно выбрать и просто темный, чтобы подчеркнуть яркость предметов, и тем самым создать дополнительный контраст.
Урок ИЗО «Статичность и динамика в композиции».
Тема: Статичность и динамика в композиции
Задание для самостоятельной работы учащихся: Композиция «Путешествие к звездам»
Цели урока:
Образовательные:
расширить знания учащихся о приемах, средствах композиции,
познакомить учащихся с основами композиционного построения.
формировать умение выполнять тематическую композицию,
познакомиться с особенностями изображения космического пейзажа и летательных аппаратов.
Развивающие:
развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.
развивать фантазию и творческое воображение
укрепление межпредметных связей (литература, история).
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету; внимание, трудолюбие, аккуратность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснение с демонстрацией, самостоятельная работа.
Межпредметная связь: литература, история.
Оборудование: Презентация на тему «Композиция». Демонстрационные таблицы «Композиционные схемы», фотоподборка космических пейзажей и космических кораблей.
Примеры учебных работ.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверяется присутствие всех учащихся и их готовность к уроку.
Сообщение темы урока и плана работы.
2. Изучение нового материала.
Основу любой вещи или здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов.
Что такое композиция?
Главное в композиции – создание художественного образа. Картины ,написанные в разные эпохи и в разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Давайте дадим определение понятию Композиция.
Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
Композиционные средства:
1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
3. Движение и статика
4. Прямые линии и организация пространства
5. Цвет – элемент композиционного пространства
Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.
В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи светотени, цвет, формат, размер произведения и т.д.
Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов ( линий и пятен) на плоскости.
Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность.
Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ.
Мы имеем пустое пространство, превратим его в космическое. Цветовая гамма космического пейзажа : чёрный,синий,фиолетовый.
Планеты : круглые , с кольцами ,со спутниками(теплые тона).
Звезды – одиночные , двойные , красные , синие , голубые, желтые.
Основы композиционного решения : выбрать главное , расположить это в центре или внизу листа. Не изображайте более 5 предметов . Взаимное расположение форм должно создавать динамическое равновесие, которое достигается путем добавления глубины композиции с помощью цвета и линейной перспективы (следов от летящих космических аппаратов или «космических трасс» в виде лент-дорог, по которым движутся летательные аппараты).
Обсудим форму и приемы изображения космических кораблей в полете (ракеты , тарелки). Детали: конус, цилиндр, полусфера, «блин». Фонари на бортах (виды и цвет, способы изображения света).
3. Мастер класс учителя.
Выполните рисунок в карандаше. Прорисуйте детали космических аппаратов. Их следы с цветовой растяжкой ( ближе — светлее , дальше – холоднее )
Залить фон ( или затушевать пастелью)
4.Самостоятельная работа детей.
5.Выставка и анализ работ.
6. Подведение итогов урока.
С какими основными понятиями мы сегодня познакомились? гармония, композиция
7.Рефлексия.
С чем познакомились?
Кому сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?
Закончите фразы:
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
Тема урока: «Осень «
Цель урока: Развитие творческих способностей детей при работе над композицией. Передать осеннее настроение.
Задачи урока:
1. Обучающая :
формировать у обучающихся навыки развития и совершенствования приемов работы в технике гуашь на тонированной бумаге.
закрепление знания цветоведения на практике (основные цвета, дополнительные цвета теплые и холодные).
завершить работу, выделение главного.
2. Развивающая:
развить творческую активность.
развить абстрактное мышление.
развить творческую смелость в работе
3. Воспитательная: привить интерес к работе материалом .
воспитать аккуратность, самостоятельность, сосредоточенность.
развить у детей наблюдательность через связь с окружающей средой.
воспитать любовь к природе, к родному краю.
Материалы и оборудование:
Для ученика: тонированная бумага, краски гуашь, карандаш для постельной бумаги, ластик, губка, кисточка.
Для учителя: работы учащихся, репродукции работ художников, фотографии, наглядные пособия.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Теоретическая часть – 13 мин.
— изучение нового материала
— закрепление изученного материалаПрактическая часть – 25 мин.
Итоговый анализ работ – 5 мин.
Уборка рабочего места – 2 мин.
Ход урока
1. Организационная часть. Подготовка к занятию.
Учащиеся рассаживаются за мольберты, готовят рабочее место.
2. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
А) Вступительная беседа о художниках пейзажистах, поэтах, композиторах.
— Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармонического сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, листвы, в синеве лесных далей (показ слайдов на экране работ известных художников: Левитан И.И. «Осень», «Дубовая роща», Виноградов С.А. «В усадьбе осенью», Остроухов И.С. «Золотая осень». И это, прежде всего художники, художники в самом широком смысле этого слова, поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме и тем самым приобщить к прекрасному других».
Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и тем самым вдохновить их на активную творческую деятельность используются технические средства обучения: магнитофонная запись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь» и «Октябрь»). Предлагаю детям вспомнить отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В ходе беседы детям задаются вопросы:
— Какие еще произведения русских поэтов вы знаете? (ответы учащихся)
Б) Показ преподавателем поэтапность выполнения композиции в технике гуашь.
На первом этапе работы нам необходимо белым карандашом нарисовать пейзаж. Затем берем маленький кусочек губки, наносим на неё краску, которая приготовлена в палитре и наносим на работу. Получается отпечаток. Берем другой цвет и проделываем тоже самое. Но главное не забыть: если лист бумаги темного оттенка (синий, зеленый, бардовый), то наносим светлые оттенки смешиваем с белой гуашью. А если лист теплого оттенка (красный, оранжевый, коричневый), то рисуется насыщенными холодными оттенками.
3. Практическая часть. Самостоятельная работа.
В) Устное первичное закрепление нового материала.
— Итак ребята повторим, что нужно сделать на первом этапе работы.
— На втором этапе?
— (Ответ учащихся)
По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения, на характерные особенности структуры различных пород деревьев (показ слайдов на экране разных форм деревьев).
4. Итоговый анализ работ
В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе.
Главное внимание обращается на композиционные моменты решения темы. В ходе анализа работ детям задаются вопросы.
— Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей
— У кого получилось на «отлично»?
— Кому надо доделать?
Всем спасибо за работу! Вы молодцы !
Литература:
Джонсон К. Наброски и рисунок / Пер. с англ. Н.В.Кремко; Худ.обл. М.В.Драко.-2-е изд.- Мн.: ООО «Попурри», 2003
Гаррисон Х. Полный курс Рисунок и живопись. Материалы, техника и методы «Эксмо» Москва, 2006
Репродукции художников:
Левитан И.И. «Осень», «Дубовая роща».
Виноградов С.А. «В усадьбе осенью».
Остроухов И.С. «Золотая осень».
Вид занятий: лекция с элементами практической работы.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Тема урока: Казахский мужской национальный костюм.
Цель:
-дать учащимся сведения о материалах, используемых для создания одежды, познакомить с названиями основных деталей одежды мужского костюма;
-научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность мужского
костюма;
-развитие навыков композиции, умения изображать человеческую фигуру в национальной одежде.
Задачи урока:
— выполнить на листе формата А- 4 поисковые эскизы костюма.
— подобрать красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным.
— композиционно верное размещение эскизов, соблюдение пропорций фигур.
Оборудование урока:
— для учителя: репродукции казахских национальных костюмов, плакат «мужской национальный костюм», детские работы, буклет, индивидуальные карточки — задания «детали национального костюма».
— — для учащихся: карандаши, альбомы, акварель.
Оформление классной доски: слева таблица «казахский мужской костюм», справа таблица деталей костюма, в центре таблица «основные пропорции фигуры».
План урока:
1.Организационный момент 2-3 минуты.
2.Повторение пройденного материала 3-5 минут.
3.Сообщение нового материала 12-15 минут.
4.Практическая часть урока 20 минут.
5.Подведение итогов работы 2-3 минуты. 6.Домашнее задание 2 минуты.
Ход урока.
1 .Сообщение цели урока, подготовка учащихся к решению творческих задач.
2.Повторение пройденного материала. Работа по вопросам:
а) какие детали женского костюма вы знаете? (саукеле, чапан, кимешек, борик, такия, койлек, кокыркеше, масы).
б) какие материалы использовались при изготовлении одежды?
( шелк, бархат, тонкий войлок, кожа, шерсть, хлопок. Все ткани натуральные).
При изучении женского костюма мы уже говорили об особенностях казахской национальной одежды. Давайте расширим наши знания и поговорим о влиянии соседних народов на казахский костюм.
Функции одежды: защита тела от воздействия природной среды, социальная функция.
Учитель, рассказывая материал, обращается к таблице № 1 «мужской костюм».
Древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа и шерсть домашних животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз, жеребят. Для бедных слоев населения характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей.
Одной из древнейших форм изготовления материала было использование естественно свалявшейся зимней шерсти овец и верблюдов. Шерсть тщательно чистили, раскладывали на подкладке, простёгивали продольными швами и выкраивали из неё часть зимней одежды.
Кроме того, шерсть перерабатывали в войлок, который использовался для изготовления обуви и головных уборов.
Привозные бумажные, шелковые и шерстяные ткани вошли в обиход кочевников ещё в древности. Широкое распространение получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Археологические находки свидетельствуют о распространении отдельных предметов одежды из шёлковых материй.
Привозные ткани в основном покупали феодалы, так как только знатные казахи имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространёнными были шёлка красного и желтого цветов.
Комплекс мужской и женской одежды казахов в 18 — 19 вв. был довольно устойчив и однороден во всей территории Казахстана. Изменения в костюме 18 — 19 вв. происходили в деталях покроя, выборе материала, менее — составе предметов одежды. Социальные различия в одежде заключались в основном, в качестве материала и отделки, количестве одежды, носимой одновременно, но особенно её запасов, но не отражались на покрое.
Среда основного населения, связанного со скотоводством, русские формы почти не имели распространения. Помимо большой традиционности быта скотоводов, сказывалась и высокая степень приспособленности казахской одежды к условиям жизни в степи, частым переездам, необходимости в любую погоду проводить много времени без укрытия.
3. Давайте познакомимся с названиями деталей костюма:
Тумак — остроконечная, отороченная лисьим или другим мехом шапка. Шапка имеет длинные широкие наушники, а так же удлинённый конец, прикрывающий затылок. Кроме лисьего меха, Которым оторочена в основном лобовая и наушная части шапки, её тыльная сторона обшивается бархатом или другими дорогими тканями.
Ичиг — это зимняя верхняя одежда, сшитая из разных мехов животных. Шьют ичиг, располагая мех на изнаночную сторону. А тыльную сторону натягивают тканью. В зависимости от вида используемого меха ичиг делится на лисий ичиг, волчий ичиг т.д.
Саптама етык — это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.
Айыр калпак — высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны.
Позументный чапан — шьётся из дорогой ткани с позументами на воротнике и груди. Спина, рукава и подол расшиваются позументными нитями. На спинке чапана расшивается круглый, как солнце, узор, а на самом чапане орнаменты в виде растений. Позументный чапан носили состоятельные люди, ханы, султаны.
Жаргак — так казахи называют хорошо отделанную тонкую шкуру. Жаргак окрашивают в красный цвет, наносят на него разноцветные узоры, а затем из готового полотна шьют брюки. Такие брюки называют — «жаргак шалбар». «Жаргак шалгар» носили в основном батыры, бии, акыны, сал-сери.
Шапан — халат, с древности основной вид одежды казахов. Шьётся из шерсти и других тканей. Украшается вышивкой племенной тамги (символ племени) или солнечных (солярных) кругов заполненных растительным орнаментом.
Курте — мужская лёгкая одежда из различных тканей с подкладом. Шьётся без воротника с короткими рукавами, носится поверх рубашки.
Бешпент — один из древнейших видов одежды, имеет удлинённую форму и боковые разрезы внизу, вышивается крупными изображениями солнца, так как оно символизирует жизнь, победу.
Шалбар — штаны разнообразны по фасону, длине и использованию ткани. Украшаются в зависимости от назначений.
Кiсе — наборный пояс из кожи, замши или бархата. Имеет несколько подвесных предметов: кошелёк, паровницу, кресало, футляр для ножей и тому подобное, украшается костью, металлическими бляхами с полудрагоценными камнями.
4. Учащиеся начинают самостоятельно делать зарисовки, создавать эскизы костюма. Дети подходят к работе творчески, из деталей одежды, украшая их казахским орнаментом, составляют свои образцы, эскизы, находят общее цветовое решение работы. Учитель следит за тем, чтобы были соблюдены пропорции фигур, подобраны красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным.
5. В конце урока подводятся итоги, делается анализ детских работ.
6. Домашнее здание. Давайте придумаем игру «Одень джигита». Дети делают картонную основу фигуры и заготавливают детали костюма.
Список литературы.
1. Абдигапбарова У. Казахский национальный орнамент. Алматы 1999.
2. Аргымбаев к. Прикладное искусство казахского народа. Алма-Ата 1978.
3. Ералин К., Болатбаев К. Уроки прикладного искусства. Алматы 1999.
4. Касематов С. Прикладное искусство казахского народа. Алма-Ата 1969.
5. Матыжан К. Казахская национальная одежда. Алматы 2001
Эпизод девятый. Статика и динамика в композиции — 20 ответов на Babyblog
Небольшое отступление 🙂 Этот урок покоился в недрах фотошколы достаточно долгое время и теперь пришла пара его вернуть. Как говорится — созрел!
Маше за него отдельное спасибо 🙂
Маруся…..
Статика и динамика в композиции.
Вначале небольшое вступление
Что же такое композиция ?
Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое — завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.
Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.
Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
Можно выделить следующие композиционные правила:
передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (упрощенный вариант — ПТТ).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
________________________________________________________________________
К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а
сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).
СТАТИКА
Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе.
Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности ))
Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:
Поэтому и мы возьмем их за основу.
Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, — конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:
Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.
Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.
Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:
Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:
Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.
Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света.
Использую комбинированное освещение — сочетание направленного и рассеянного света:
неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика.
После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата.
Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:
Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.
ДИНАМИКА
Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах — контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.
Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету.
Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:
Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:
Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.
Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить
Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.
Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету.
Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:
Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.
Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона.
Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))
Если возникнут какие то вопросы, которые я здесь не рассмотрела или упустила, обязательно задавайте!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Теперь переходим к заключительной части нашего урока – к домашнему заданию.
Оно будет предельно простое.
Вам нужно будет самостоятельно составить две композиции на статику и динамику, руководствуясь правилами описанными в этом уроке.
Для начала выберите предметы которые больше всего подходят на ваш взгляд для задуманной композиции, затем обязательно составьте схему ! (обычную и тонально-цветовую) А потом уже преступайте к постановке предметов по схеме и непосредственно уже к самой съемке.
За основу нужно взять наши три фигурки:
Если вы хотите усложнить себе задание, постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.
СОВЕТ!
Для большей выразительности лучше
все три предмета брать разными по размеру — большой, средний и маленький, вспомогательный.
А также разными по тону – самый светлый, средний и темный.
Итак, в качестве домашнего задания нужно предоставить
две работы: на статику и динамику, а также две схемы к ним!
Так что используя полученные знания и вашу фантазию, создавайте новые шедевры!
Творческих вам успехов!
«Композиция» Статика и динамика. От натуры к абстрактной форме.
Комитет по культуре Администрации города Улан-Удэ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образовании
«Детская школа искусств № 9»
Республика Бурятия, 670009, г. Улан-Удэ, ул. Краснодонская 2а.
тел. (факс) 25-16-98; е-mail: schoolarts9@gmail.com
Методические рекомендации по предмету «Станковая композиция»
Тема: «Композиция»
Статика и динамика. От натуры к абстрактной форме.
Преподаватель: Балдакова Е.Р
Улан-Удэ
2019
Аннотация: Данная разработка посвящена изучению базовых свойств композиции : статичности и динамичности, начиная с формальных упражнений и переходя к работе с реальной натурной постановкой, что призвано создать у учащихся понятийную связь между формальными правилами композиции и их реализации в работе с сюжетной композицией и с натурой.
Введение: В современном визуальном творчестве невозможно обойтись без навыков, которые дает изучение формальной композиции. Дизайн, изобразительное искусство широко использует приемы формальной композиции, профессионалы в этих областях отлично владеют законами и навыками работы в этой области. Эти знания позволяют не только правильно строить визуальное изображение, будь то дизайн макет или жанровая картина, но и анализировать свою и чужие работы, учиться и находить лучшие пути визуальной подачи материала. Начинать изучать формальную композицию необходимо с уровня художественной школы, чтобы учить детей не только чувствовать, фантазировать и рисовать с натуры, но и думать, анализировать. Цель данной разработки — углубленное изучение одного из базовых свойств композиции, а также выработка навыков анализа, самостоятельного построения композиций с заданными параметрами, установления у учащихся связи между формальными правилами и их практическим применением.
Цели:
— Знакомство с формальной композицией как инструментом работы для художника.
— Расширение знаний и навыков при работе с авторской композицией.
— Получение углубленных знаний и навыков при построении динамической и статической композиций
— Развитие умения анализировать собственную и чужие работы с точки зрения их композиции
— Установка смысловой связи между натурными и формальным и задачами в работе с натюрмортом и станковой композицией.
Задачи: Выполнить полный цикл работ начиная от упражнений на формальную композицию заканчивая большой тональной работой с композиционным абстрактным решением натюрморта с натуры.
Основные этапы урока с методическими пояснениями.
1. Вводная лекция, посвященная формальной композиции и понятию композиции в целом. Базовые упражнения на композицию.
2. Теоретический блок, посвященный статике и динамике, рассматриваемых в комплексе. Упражнения на статику и динамику.
3. Выбор направления статика или динамика. Теоретическая часть на примерах и практическое выполнение формальных композиций по теме.
4. Работа с натюрмортом с натуры. Поиск формальных подходов к натуре.
5. Выполнение статичной или динамичной абстрактной тональной композиции на основе избранных поисковых эскизов.
6. Перевод тональной композиции в цвет.
Методические пояснения по курсу.
1. Вводная лекция, посвященная формальной композиции и понятию композиции в целом. Базовые упражнения на композицию.
Разговор с учениками с целью выяснить их представления о том, что такое композиция, зачем она нужна.
Определение понятия композиция. Например:
Слово «композиция» пришло к нам из латинского. Оно переводится как сочинение, соединение, составление, расположение, связь. Поэтому компоновать — значит строить изображение, т. е. располагать основные его части и элементы по определенной системе, подчинять отдельные разрозненные детали целому.
Основные функции композиции — выражение смысла и приведение в единство, и гармонию всех ее элементов. Создаваемый образ служит камертоном всей композиции, ее формообразующим фактором. Соподчинение всех элементов главной идее позволяет найти соответствующий композиционный строй, добиться нужного эффекта. Постепенно приходит умение абстрагироваться от одних свойств и качеств, подчеркивать и выделять другие для лучшей передачи той или иной информации, понятия, идеи. Искусство абстрактной композиции заключается и в том, чтобы сделать невидимое видимым, наглядным и предельно выразительным.
Уточнение понятия формальной композиции, как композиции, построенной на сочетании абстрактных элементов (точка, линия, пятно, цвет) и лишенной предметного содержания, теоретической разработки для применения и анализа в работе со станковой композицией.
Введение понятий Формат и Равновесие, Целостность.
Показ дидактических материалов на экране.
Введение понятия Взаимодействие элементов композиции. Взаимодействие формата и элементов композиции. Нахождение закономерностей взаимодействия, точек покоя и не покоя на простых упражнениях с квадратным форматом и соразмерными ему кругами.
Упражнения:
1.Вырежьте из белого картона квадрат размерами не менее 15 см по меньшей стороне и круги из черной или серой бумаги диаметром 5-6 см. Передвигая круг по плоскости квадрата, найдите самое спокойное устойчивое его положение.
Вариантов может быть несколько по степени устойчивости. Обсудите с детьми варианты, проанализируйте частные случаи и то, что понятие покоя, как и статики относительное, то есть, есть более или менее статичные положения. Варианты статичного положения
-постарайтесь найти объяснение с детьми. На пересечении осей и диагоналей, на вертикальной оси ниже центра ( возможен вариант выше центра , выясните, почему он менее стабильный), на диагонали близко к центру( подумайте, стабильный или нет). Введите понятие силовых осей и диагоналей и понятие дополнительного веса объекта, расположенного на них. Обсудите взаимодействие круга с форматом, его способность. Удерживать или не удерживать формат.
2. На том же поле найдите самое нестабильное положение круга. Обсудите и рассмотрите с детьми варианты. Каждый выполняет задание индивидуально. Обсудите зависимость стабильности объекта от его расположения относительно осей и диагоналей, его способности удерживать формат.
3. Взять квадратный формат и два круга. Расположить их внутри формата так, чтобы они создали комфортные отношения между собой и продолжали быть в равновесии и удерживали бы формат.
Если два круга рядом, они притягиваются и выглядят как одно целое пятно. Передвигая два круга по плоскости, добейтесь стабильного состояния при восприятии кругов и плоскости. Если круги очень близко расположены, они будут «отталкиваться» друг от друга, если очень далеко, то они перестают смотреться группой. Обсудите варианты расположения кругов.
4. Поставьте один круг по вертикальной оси ниже геометрического центра, а второй водите по радиусу, добиваясь баланса между группой и белым полем.
Все это упражнения на выявления законов действия сил в формате, и взаимодействия объектов. Они включают анализ и чувство композиции.
2. Теоретический блок, посвященный статике и динамике, рассматриваемых в комплексе. Упражнения на статику и динамику.
Блок посвящен изучению динамики и статики и отношений между двумя этими состояниями композиции.
Статика — спокойная композиция без внутреннего движения. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Иногда для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Динамика — композиция, построенная на внутреннем движении. Динамика часто используется , чтобы передать настроение, взрыв эмоций, передать развитие событий.
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, видимой или внутренней , приветствуется ассиметричное расположение.
Статичная и динамичная композиции могут быть оценены только в сравнении друг с другом.
Можно показать примеры статичных и динамичных формальных композиций, а также работ известных художников со статичной и динамичной композицией, обсудив , какими средствами и для чего она достигнута.
Вводим понятие композиционного центра и соподчинения элементов в композиции (выходит из базовой формулировки композиции).
Упражнения.
Используем тот же белый формат и нарезанные одинаковой шириной полоски (3-5 мм).
1. Строим статичную композицию, используя полоски любой длины, расположенные строго вертикально. Обсуждаем получившиеся у детей варианты. Могут получиться симметричные и ассиметричные статичные композиции, обсуждаем это. В каждой композиции смотрим, уравновешена ли она, есть ли композиционный центр, где он и хорошо ли композиция удерживается в формате. Выясняем, какими средствами мы делаем статику.
2. Строим динамическую композицию, используя те же полоски, расположенные под любыми углами. Обсуждаем варианты. В каждой композиции смотрим, уравновешена ли она, есть ли композиционный центр, где он и хорошо ли композиция удерживается в формате. В каждом случае выясняем, получилась ли динамика и как движется глаз в нашей композиции.
Геометрические формы — площади
Квадрат
Площадь квадрата можно рассчитать как
A = a 2 (1a)
Сторона квадрата может быть рассчитана как
a = A 1/2 (1b)
Диагональ квадрата может быть рассчитана как
d = a 2 1/2 (1c)
Прямоугольник
Площадь прямоугольника можно рассчитать как
A = ab (2a)
Диагональ прямоугольника можно рассчитать как
d = (a 2 + b 2 ) 1/2 ( 2b)
Параллелограмм
Площадь параллелограмма можно рассчитать как
A = ah
= ab sin α (3a)
Диаметр параллелограмма можно рассчитать как
d 1 = ((a + h cot α ) 2 + h 2 ) 1 / 2 (3b)
d 2 = ((a — h люлька α ) 2 + h 2 ) 1/2 (3b)
Равносторонний треугольник
Равносторонний треугольник — это треугольник, в котором все три стороны равны.
Площадь равностороннего треугольника можно рассчитать как
A = a 2 /3 3 1/2 (4a)
Площадь равностороннего треугольника можно рассчитать как
h = a / 2 3 1/2 (4b)
Треугольник
Площадь треугольника можно рассчитать как
A = ah / 2
= rs (5a)
r = ah / 2s (5b)
R = bc / 2 h (5c)
s = (a + b + c) / 2 (5d)
x = s — a (5e)
y = s — b (5f)
z = s — c (5g)
90 015
Трапеция
Площадь трапеции можно рассчитать как
A = 1/2 (a + b) h
= mh (6a)
m = (a + b) / 2 (6b)
Шестигранник
Площадь шестиугольника можно рассчитать как
A = 3/2 a 2 3 1/2 (7a)
d = 2 a
= 2/3 1/2 с
= 1.1547005 s (7b)
s = 3 1/2 /2 d
= 0,866025 d (7c)
Круг
Площадь круга может быть вычислена как
A = π / 4 d 2
= π r 2
= 0,785 .. d 2 (8a)
C = 2 π r
= π d (8b)
где
C = окружность
Сектор и сегмент окружности
Сектор окружности
Площадь сектора круг может быть выражен как
A = 1/2 θ r r 2 (9) 9000 5
= 1/360 θ d π r 2
где
θ r = угол в радианах
θ d = угол в градусах
Сегмент Окружность
Площадь сегмента круга может быть выражена как
A = 1/2 (θ r — sin θ r ) r 2
= 1/2 (π θ d /180 — sin θ d ) r 2 (10)
Правый круговой цилиндр
Площадь боковой поверхности правой круговой окружности может быть выражена как
A = 2 π rh (11)
, где
h = высота цилиндра (м, фут)
r = радиус основания (м, фут)
Правый круговой конус
Площадь боковой поверхности правого кругового кольца ne может быть выражено как
A = π rl
= π r (r 2 + h 2 ) 1/2 (12)
, где
h = высота конуса (м, фут)
r = радиус основания (м, фут)
l = наклонная длина (м, фут)
Сфера
Площадь боковой поверхности сферы может быть выражена как
A = 4 π r 2 (13)
.Какие примеры геометрических фигур?
Геометрические формы встречаются практически везде. Куда бы вы ни посмотрели, почти все состоит из более простой геометрии. Ферменный мост состоит в основном из прямоугольников, квадратов и треугольников. Снеговик состоит из кругов, с морковным носиком конусообразной формы.
Эти формы, как двумерные, так и трехмерные, невероятно важны и в контексте изучения математики. Предоставление примеров геометрических фигур научит вас и ваших учеников их функциям и способам их лучшего понимания.
Примеры геометрических фигур
Вот список различных геометрических фигур с описанием и примерами того, где их можно найти в повседневной жизни.
Окружность : круглая форма с таким же радиусом от фиксированной точки в центре.
например, пирог с пиццей, печенье, колеса велосипедаКвадрат : четыре равные прямые стороны с четырьмя прямыми углами
например, гараж, квадратные резиновые штампы, плитка на полуТреугольник : Фигурка трехсторонняя с прямыми сторонами
эл.g., кусок пиццы, кусочек сыра, разрезанный по такой форме, сэндвич, разрезанный по диагоналиПрямоугольник : четыре прямые стороны с четырьмя прямыми углами, разной длины и ширины
например, многоквартирные дома, доска для классиков, обложка книги, большинство сотовых телефоновПентагон : Пять прямых сторон, обычно одинаковой длины
например, Пентагон, рисунки на футбольных мячахШестиугольник : Шесть прямых сторон, обычно равных длина
эл.g., ледяные кристаллы, несколько снежинок, ульевые ячейкиШестигранник : семь прямых сторон, обычно равной длины
например, крышки для корзины для печенья, некоторые типы коробок для таблетокВосьмиугольник : восемь прямые стороны, обычно равной длины
например, знак остановки, некоторые зонтики, кольцо UFCNonagon: девять прямых сторон, как правило, одинаковой длины
например, крышки для некоторых типов контейнеров для печеньяDecagon : 10 прямых сторон, обычно равной длины
e.г., монеты некоторых коллекционеровТрапеция: четырехугольная фигура с одной парой параллельных сторон
например, фермы на некоторых мостах, пирамида с обрезанной вершиной, коробка для попкорнаПараллелограмм : Четырехсторонняя фигура с двумя парами параллельных сторон
например, классический ластик, некоторые кошельки, структура некоторых мостовРомб : параллелограмм со сторонами равной длины
например, бейсбольные ромбы, некоторые воздушные змеи, некоторые кристаллыЗвезда : многосторонний многоугольник с точками и тупыми углами
e.г., Звезда Давида, звездные наклейки, звездное ожерелье, звездочки для печеньяПолумесяц : изогнутая форма серпа, изогнутая и сужающаяся к точке
, например, серповидные рулоны, луна в определенные фазы, изогнутая форма на флагах Пакистана и ТурцииОвал : вытянутый круг с меньшим радиусом по одной оси, чем по другой
например, яйца, булочки для хот-дога, беговая дорожкаПолукруг : Круг, разрезанный ровно пополам по диаметру
e.г., половина печенья, половина пирога с пиццей, другие неполные кругиЦилиндр : трехмерная фигура с параллельными сторонами и круглым поперечным сечением
, например, картон внутри бумажного полотенца, прямая труба, стакан для питьяПризма: трехмерная фигура, в которой одна пара противоположных сторон имеет одинаковую форму, соединенных прямыми параллельными сторонами
например, картонная коробка, камеры, коробка для хлопьев, коробка TobleroneПирамида : Трехмерная фигура с одной плоской стороной и краями, которые сходятся вместе в точке
e.г., Великая пирамида в Гизе, крыша дома
Некоторые из этих форм, конечно, взаимозаменяемы. Например, сумка не всегда может быть параллелограммом, поскольку, безусловно, существуют круглые сумки и другие возможные типы. Этот список также не является исчерпывающим, так как существует множество других двухмерных и трехмерных геометрических фигур.
Примеры геометрических фигур предназначены для того, чтобы вы могли увидеть, насколько эти фигуры действительно важны в повседневной деятельности.Таким образом, вы можете передать информацию о практическом применении геометрических фигур любому, кого вы обучаете.
Многоугольники и многогранники
«Геометрические формы» — это более общий термин, охватывающий все эти типы форм. Однако, если вы хотите быть более конкретным, фигуры, которые имеют только два измерения (например, квадрат), можно назвать многоугольниками. Это определяется как плоская фигура с как минимум тремя прямыми сторонами, обычно создающая замкнутую форму.
Когда вы переносите это в третье измерение, как в случае с кубом, он становится твердой фигурой, которую вы называете многогранником.Суффиксы -gon и -hedron могут затем использоваться для определения количества сторон или ребер, например, десятиугольника и декаэдра.
Геометрический треугольник, вырезанный из сырного кирпича.