Дом художника на вавилова: БЦ Художник – аренда и продажа помещений, офисов в Бизнес Центре Художник, Москва, ул. Вавилова, 65А – Коммерческая недвижимость ЦИАН
- Контакты — Имя компании :
- Посмотрите на дома с мастерскими художников на крыше — Strelka Mag
- Как доехать до Дом художника в Академическом на автобусе, метро или трамвае
- Галерея «ЛЕС» | Москва
- Осенняя юбилейная выставка деревянной скульптуры Евгении Кудриной в Доме Художника на улице Вавилова,65 (Москва)
- Галерея «Лес» в Москве | A-a-ah.ru
- «Чтобы нарисовать Москву, всей жизни не хватит» — художница Алена Дергилева — Москвич Mag
- гигантов растениеводства: Бербанк, художник; Ученый Вавилов
- В Time Warner Center, анклав влиятельных россиян
- Художественные выставки в Москве — что посетить?
Контакты — Имя компании :
На Автомобиле:
Если у вас есть навигатор, то просто вбиваете адрес: ул.Вавилова дом 65ас7
Пешком:
М.ПРОФСОЮЗНАЯ
— последний вагон из центра выход к улице КРЖИЖАНОВСКОГО
— из метро выход налево к автобусам 41,51,67,121,130,153,196 и Тр 49
— при выходе из метро АПТЕКА 36,6 двигайтесь в ее сторону заходите за угол и направляйтесь к остановке, далее Вы можете проехать 2 станции на:
Автобусы 130,130л,67к,67 Маршрутки 751м,130м,149м,457м,745м,87м Троллейбус 49
Или пройтись пешком по прямой до Черемушкинского рынка 10 минут,
на светофоре направо и через 400 метров с правой стороны будет ДОМ ХУДОЖНИКА
Вавилова 65A домофон 311 офис 311 из лифта влево до конца.
М.УНИВЕРСИТЕТ
— выход в город в сторону Театра Армена Джигарханяна, любым транспортом (трамвай, маршрутка, автобус, троллейбус) 2-3 остановки до Черемушкинского рынка, либо пешком, по прямой 10 минут ходьбы. Встав спиной к зданию рынка, правее, уведите 14 этажный серый дом с большими окнами это и есть ДОМ ХУДОЖНИКА Вавилова 65A домофон 311 офис 311 из лифта влево до конца.
+79261350919
http://vk.com/tattooproff
страница Master Tattoo Proff
http://vk. com/clubtattooproff
группа Tattoo Proff Studio
http://vk.com/public35318407
публичная страница Master Tattoo Proff
https://www.instagram.com/tattooproffstudio/
https://www.instagram.com/tattooproff/
Посмотрите на дома с мастерскими художников на крыше — Strelka Mag
Архитектор, исследователь и тьютор образовательной программы «Стрелки» 2011–2015 годов Куба Снопек объявил краудсорсинг фотографий модернистских домов с мастерскими для художников на верхних этажах. Публикуем фотографии, которые прислали читатели его канала Urban Paradoxes из разных городов посткоммунистических стран.
Берлин. Мастерская-студия в доме на площади Объединённых Наций. Фото: Куба Снопек
Меня всегда вдохновляли города с бурлящей культурной жизнью. Я вырос в Польше 1990-х, где художники и художницы буквально захватывали городское пространство инсталляциями. Потом прожил несколько лет в быстро меняющейся Москве 2010-х. В её повседневной жизни культура и искусство тоже играли важную роль. Большинство моих коллег архитекторов и урбанистов обращает внимание на другие элементы городской ткани: чистый и быстрый общественный транспорт, визуальную гармонию, удобные пешеходные зоны. Это важно, но в своих проектах и исследованиях я постоянно возвращаюсь к теме города и искусства.
В прошлом году я проводил большое исследование методов поддержки городского искусства в США. Я исследовал, как организовано искусство в Сан-Франциско: где живут художники, какие работы делают, кто за них платит и где они выставляются. Когда проводишь подобное исследование, возникает желание сравнить: «А как это устроено в Восточной Европе?». В личном разговоре на эту тему Костя Бударин (исследователь, друг и автор канала less is bore) сразу упомянул мастерские на крышах, как отличительную черту бывших социалистических стран.
Как я мог не подумать об этом раньше, ведь сам целый год прожил в мастерской в Берлине. Быт в такой квартире организован совсем иначе за счёт двух этажей: жилого и рабочего. Постоянно приходилось бегать за зарядкой или кофе на первый этаж. С верхнего этажа открывался великолепный вид на Берлин.
Я написал в своём телеграм-канале пост с просьбой к подписчикам: напишите мне, есть ли такие мастерские на крышах домов в ваших городах?
На этот пост откликнулись десятки людей из многих городов и нескольких стран, после чего некоторые вещи стали очевидными. Во-первых, квартир с мастерскими действительно много. Нашлись примеры от Бреста и Караганды до Хабаровска. Во-вторых, их можно найти в стилистически разных зданиях: от конструктивизма, сталинок, хрущёвок и до брежневок. Но, кажется, после распада СССР таких квартир больше не строили.
Пост про мастерские вызвал также некоторое количество негативных комментариев: например, о том, что квартиры получали только избранные государством художники, что мастерских надо было долго ждать, что из-за остекления они дико нагревались и, наконец, что я идеализирую СССР, не прожив в этой стране ни одного дня своей жизни.
Все эти аргументы справедливы. К ним можно добавить ещё один: само появление пространств для искусства никак не гарантирует, что в этом районе начнёт кипеть культурная жизнь. Иногда бывало ровно наоборот. Исследование московского микрорайона Беляево показало, что богатая культурная жизнь появлялась в СССР вопреки политике, а не благодаря ей. Неформальное концептуальное искусство создавалось, как правило, вне государственных институтов.
Мастерские на верхних этажах в Северном Чертанове (Москва)
Жилой дом с мастерскими «Шанхай» (Самара)
Мастерские в доме на площади Ленина (Берлин)
Дом с мастерскими на площади Молодёжи (Вроцлав)
Польско-британский исследователь Михал Муравски в книге The Palace Complex обратил внимание на интересный парадокс: дома культуры, созданные при коммунизме, смогли полностью раскрыть свой потенциал, только когда исчезли коммунистические диктатуры, а вместе с ними — цензура и ручное управление культурой.
У современных архитекторов и планировщиков есть ряд инструментов для того, чтобы создавать условия для появления культурной жизни в городе. В зависимости от страны это могут быть городские программы, дополнительные налоги для девелоперов, сети государственных или муниципальных институтов, поддержка НКО и так далее. Инструмент, которым сегодня пользуются реже всего, — это создание специальных пространств для художников, и именно на него я бы хотел обратить внимание.
В этой статье собраны примеры мастерских на крышах, которые нашли читатели канала Urban Paradoxes. Благодарю всех, кто присылал материалы. Краудсорсинг выявил, насколько мастерские разнообразны. Самый старший пример — комплекс домов на московской Масловке. Самые новые — в домах конца 1980-х. Дом с мастерскими в Перми скоро собираются сносить. На некоторых домах находятся мемориальные доски с именами художников, которые там работали. А в Туле нашёлся самый интересный тип дома: на последних этажах — мастерские, на первом — выставочное пространство.
Мастерские на крышах характерны для бывших социалистических городов. Такие пространства появляются в Голландии или Франции, но их там меньше, и строились они в середине ХХ века, когда у власти были социалисты.
Петербург
Больше всего мастерских нашлось в Петербурге. Возможно, потому что это культурная столица; возможно, потому что читателей из Петербурга больше. Особо популярны дома на Московском проспекте.
Жилой дом. Универмаг «Московский»
Московский проспект, 205 и Московский проспект, 220
Фото: Галя Войтенко
Этот дом построен в 1963–1965 годах. Ведущий архитектор Петербурга второй половины двадцатого века Сергей Борисович Сперанский был руководителем проекта, дом также проектировали архитекторы Е. Ф. Владимирова, В. В. Исаева. На первом этаже дома размещался универмаг «Московский». На двух последних встроены большие бетонные блоки, за их большими окнами — просторные мастерские. Больше информации об этом доме можно найти в статье на CityWalls, в ЖЖ, в документальном фильме на Youtube и в статье в «Википедии».
Дом Художников
Песочная набережная, 16
Дом художников построен в 1961–1963 годах архитектором А. И. Лапировым. Дом принадлежал Ленинградской организации художественного фонда РСФСР. Подразумевалось, что художники будут тут жить и работать.
В центральной части дома расположены 90 мастерских площадью по 37–50 квадратных метров и высотой 6 метров. На первом и втором этажах работали скульпторы, на верхних — живописцы и графики. По бокам здания выстроено два семиэтажных флигеля, в которых расположено 56 квартир. Подробнее о Доме художников можно узнать здесь.
Жилой дом на Петровской набережной
Петровская набережная, 4
Этот дом построен в 1964–1966 годах. Архитекторы — В. Ф. Белов, А. А. Лейман и А. В. Говорковский. Здания с нейтральным фасадом отличают росписи по кафелю на первом этаже, стилизованные в духе петровской эпохи. В этом доме среди прочих известных деятелей искусства жил Георгий Александрович Товстоногов, главный режиссёр БДТ, который сейчас носит его имя. Больше об этом доме в статье на CityWalls.
Дома возле станции метро «Приморская»
Кораблестроителей, 23, корпус 1
В этом здании 1969 года располагалась мастерская института «Ленпроект». Архитекторы пытались решить проблему однообразия четырёх длинных домов, которые должны были встать друг за другом на улице Кораблестроителей. Они использовали секции двух типов и впервые в высотном строительстве применили эркеры, ставшие главным архитектурным элементом зданий. Подробнее о серии домов можно узнать тут.
Другие дома в Петербурге
Набережная Чёрной речки, 12
Канал Грибоедова, 124
Фото: citywalls / С. Васильев
Большой проспект, 64
Фото: «Все дома России»
В этом доме располагалась мозаичная мастерская, во дворе на фасадах сохранились мозаики. Больше информации в статье на CityWalls.
Дом на Проспекте Кима
Проспект КИМа, 30
Москва
Городок художников
Верхняя Масловка
Изображение: wiki.commons
Архитектурный комплекс для художников в районе Аэропорт строился по инициативе Максима Горького и художника Игоря Грабаря. Спроектированный в виде огромного «корабля искусств», он должен был стать сосредоточением московской художественной среды, создать бытовые условия для графиков, скульпторов, живописцев. Строительство комплекса началось в 1929 году и длилось около тридцати лет. В 2008-м Городку присвоили статус объекта культурного наследия. Подробнее о Городке художников можно прочитать здесь. Комплексу посвящена группа в фейсбуке, где регулярно рассказывают о его истории. Также можно посмотреть фильм телеканала «Россия — Культура». Или прочитать статью про Масловку из старого журнала «Творчество».
многоэтажка на углу Вавилова и Гарибальди
Вавилова, 65а
Так дом выглядит изнутри:
Дом на Брянской улице, 2
Фото: Google Street View
ещё больше мастерских
минск
Проспект Независимости, 78
Сурганова, 44
Два дома на улице Сурганова были построены для минских художников в 1970-х. Под мастерские здесь оборудованы не только мансарды, но и отдельная секция домов. Здесь по сей день располагаются мастерские. Посмотреть на них можно в фоторепортаже местного журнала Сity Dog.
киев
Антоновича, 100
Фото: Google Street View / Лев Шевченко
Большая Васильковская, 12Приречная, 5бишкек: Жилой комплекс «Южные ворота»
Октябрьский р-н, 10-й мкр.
«Южные ворота» построили на южном въезде в Бишкек в 1978 году. Поводом стало столетие Фрунзе. Архитекторы: Р. Мухамадиев, В. Кузнецов, А. Солтобаев, Ю. Тагиров. Художники мозаичного панно: А. Каменский, А. Бекджанян.
Два кирпичных 125-квартирных дома оформлены оригинальными лоджиями, козырьками над входами, широкими гранитными лестницами, декоративными вставками, цоколь отделан цветным камнем.
На первых этажах обоих зданий были размещены столовая и магазины, кафе-мороженое, киоски «Союзпечати» и даже телеграф с междугородными телефонами. На крыше одного из домов когда-то располагался солярий, пространство которого использовали как сушильные комнаты. В шестиэтажных блоках на последних этажах — двухуровневые квартиры, на кровле — студии и мастерские художников. Больше информации о доме — в этой статье.
самара: Самый длинный дом города
Проспект Ленина, 3
Фото: «Другой город»
Этот дом построили в 1980 году. По словам читателей, в краеведческой литературе он носит название жилого Дома партийных работников. Кроме того, тут располагались мастерские многих местных художников, в частности Валентина Пурыгина и Рудольфа Баранова. Подробнее узнать о доме можно здесь.
иркутск: Дом Художника
Фридриха Энгельса, 4
караганда
Проспект Нуркена Абдирова, 15
уфа
Проспект Мира, 80к1
Тула
Красноармейский проспект, 16
Хабаровск
Муравьёва-Амурского, 13
Белгород
Проспект Славы, 5
Фото: Google Street View
Князя Трубецкого, 52Пущино: Дом Аспирантов и Стажёров
Пущино, 35
Фото: Саша Карелина
Город Пущино проектировали как место для научной работы в сферах биофизики, математических проблем биологии и биоорганической химии. Решение о его создании было принято Академией наук СССР в 1956 году. Общим руководством по строительству занималась главная фигура советской научной архитектуры Юрий Платонов (Президиум РАН, Институт биоорганической химии, Институт космических исследований).
Сперва предполагалось, что учёные Пущина будут жить в спроектированных для них зданиях. Но в итоге жилой фонд составили типовые 5–9-этажные дома. Здание ДАС (Дом аспирантов и стажёров) получило надстройку в виде кубических объёмов студий для художников с гигантскими круглыми окнами и двухуровневую эксплуатируемую кровлю.
Подробнее архитектурную историю Пущина рассказывало издательство TATLIN. Посмотреть на город можно на странице в инстаграме.
Брест
Набережная Франциска Скорины, 8Пермь
Попова, 25
Малкова, 28/6 Чернышевского, 23Тамбов
Интернациональная, 36
Фото: Google Street View
Советская, 119Фото: vsedomarossii. ru
В сборе материала участвовали: Костя Бударин (less is bore), Святослав Паршиков, Галя Войтенко, Раушанна Саркеева («Городские инициативы»), VlIvYur, Кирилл Дятлов, Philipp Pyshny, Aleksandr Ratasep, Бейлин Илья, Грета, Данил Амиров, Полина Начкина, Олег Дроздов, Лев Шевченко, Ник Макфлай (invert error), Bakursky (sexydesign), Всеволод Золотов («Стена в грунте»), Максим, Артур из Уфы, Евгений, Саша Кондрашёв (pensieri notturni), Сергей Ковальчук, Геннадий Гребенников, Sergey Yavorskiy, Алексей Зановский, Михаил Никоненко, Анастасия Никитина, Octoberserk, Александр Сотников, Anna Kvitkina, Саша Паис (drawwithme), Поля Литвиненко (pushino.modernism), Олег Константинов («Масловка. Городок художников»), Николай Медведенко, Екатерина Положенцева, Борислава Мунирова.
Если у вас есть больше информации о мастерских, пишите @kubasnopek.
Как доехать до Дом художника в Академическом на автобусе, метро или трамвае
Общественный транспорт до Дом художника в Академическом
Не знаете, как доехать до Дом художника в Академическом, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Дом художника от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.
Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Дом художника с учетом данных Реального Времени.
Ищете остановку или станцию около Дом художника? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Ул. Вавилова; Больница им. Виноградова; Черемушкинский рынок; Ул. Ивана Бабушкина; Ленинский Просп.; Молодёжная Улица.
Вы можете доехать до Дом художника на автобусе, метро или трамвае. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 144, 153, 908 (Метро) 1, 6 (Трамвай) 26, 39, 47
Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Дом художника с помощью приложения или сайте Moovit.
С нами добраться до Дом художника проще простого, именно поэтому более 930 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Академического! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.
Галерея «ЛЕС» | Москва
Галерея «ЛЕС» расположена в Доме художника на Вавилова – месте с легендарной творческой историей, где вот уже более 20 лет находятся мастерские известных российских художников. Изо дня в день здесь происходят творческие события и встречи, создаются новые произведения искусства, проходит общение художников, критиков и коллекционеров.
Основным профилем галереи в первые годы ее деятельности было искусство, наследующее традиции московского нонконформизма, приоритетным направлением – живопись. На сегодняшний день вектор развития выставочной и коммерческой деятельности галереи сменился – мы все чаще обращаемся к актуальному искусству, его новым, самым неожиданным и экспериментальным формам. Так, в фокусе внимания наших кураторов сегодня – современная живопись, скульптура, фотография, инсталляции, мультимедиа и многие другие формы contemporary art. В галерее регулярно проходят персональные и групповые выставки современных художников – среди них как известные имена, так и молодые начинающие авторы.
Собственная коллекция галереи «ЛЕС» представляет собрание работ художников, давно подтвердивших свой высочайший профессиональный уровень (произведения наших авторов находятся в частных и государственных собраниях в России и за рубежом). Фонд галереи также регулярно пополняется работами молодых перспективных художников. Галерея «ЛЕС» участвует в международных культурных проектах и социальных программах, а также регулярно организует мероприятия просветительского характера для широкой аудитории: кинопоказы, лекции и мастер-классы художников и искусствоведов.
На сегодняшний день галерея «ЛЕС» стала площадкой встреч, общения и культурного обмена между коллекционерами, художниками, галеристами, арт-критиками и ценителями искусства. Мы приглашаем Вас окунуться в дерзкий, разнообразный мир современного искусства, открыть для себя его новые грани, встретить единомышленников, стать свидетелем рождения новых произведений и открытия новых имен.
Направления деятельности
Показ произведений современного искусства: проведение персональных и тематических выставок современных художников – как ведущих, так и начинающих авторов.
Продажа произведений искусства современных художников, скульпторов, фотографов.
Выставки-репрезентации частных коллекций.
PR, продвижение и помощь молодым авторам: интеграция их в профессиональное художественное сообщество.
Комплексное оформление интерьеров художниками и дизайнерами.
Издание каталогов.
Участие в объединённых художественных выставках, биеннале, арт-ярмарках, социальных и благотворительных акциях.
Приём на комиссию художественных произведений, покупка произведений искусства.
Аренда произведений и тематических коллекций для создания художественного наполнения жилых и корпоративных помещений.
Продажа книг и периодических изданий об искусстве.
Время работы:
Пн – Пт: 10.00 – 18.00.
Выходной: Суббота, Воскресенье.
Друзья, обращаем Ваше внимание на то, что время и дни работы Галереи Гринберг могут меняться, поэтому, перед посещением рекомендуем позвонить +7 (915) 457 – 05 – 05.
Осенняя юбилейная выставка деревянной скульптуры Евгении Кудриной в Доме Художника на улице Вавилова,65 (Москва)
Осенняя юбилейная выставка деревянной скульптуры Евгении Кудриной в Доме Художника на ул. Вавилова,65 (Москва)
В прошедшую субботу, 20 октября, когда природа еще дарила нам последние погожие дни в этом сезоне, в Доме Художника на ул. Вавилова, 65 в выставочном зале при мастерских состоялась юбилейная осенняя выставка деревянной скульптуры Евгении Кудриной.
Ной и Ноев ковчег (Ферапонтовский ковчег: есть у скульптора объяснение почему представленный на выставке объект она назвала Ферапонтовский ковчег), Волхвы, Берегини, Ева и Девы: Весна, Лето, Зима и другие знакомые многим с детства, но запечатленные такими, какими их увидела и придумала себе автор Евгения Кудрина, персонажи, предстали во всей своей осенней красе, находчиво и любовно поддержанной художницей ковром из кленовых листьев на полу, как будто занесенных сюда ветром- на самом же деле и оформление зала и программа вечера с музыкальными выступлениями принадлежит самой Евгении, прекрасно исполняющей народные песни, и поэтические и музыкальные выступления ее друзей, любовно продумана автором, чтобы пришедшим на выставку было тепло, уютно и светло.
Материал из которого выполнены работы — разумеется, дерево; разное. Роспись — смешанная техника: масляная пастель, акрил, иногда используется ткань, тюль, сетка; за годы работы у скульптора выработались свои приемы и секреты, которые собственно и не секреты, а счастливые плоды творческого вдохновения, любви к природе, материалу, искусству.
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
- Деревянная скульптура Евгении Кудриной. Юбилейная выставка на Вавилова,65
Поделиться ссылкой:
Похожие записи
Раздел: В городе моем СобытияГалерея «Лес» в Москве | A-a-ah.ru
Галерея «ЛЕС» расположена в Доме художника на Вавилова – месте с легендарной творческой историей, где вот уже более 20 лет находятся мастерские известных российских художников. Изо дня в день здесь происходят творческие события и встречи, создаются новые произведения искусства, проходит общение художников, критиков и коллекционеров.
Основным профилем галереи в первые годы ее деятельности было искусство, наследующее традиции московского нонконформизма, приоритетным направлением – живопись. На сегодняшний день вектор развития выставочной и коммерческой деятельности галереи сменился – все чаще обращение идет к актуальному искусству, его новым, самым неожиданным и экспериментальным формам. Так, в фокусе внимания кураторов сегодня – современная живопись, скульптура, фотография, инсталляции, мультимедиа и многие другие формы contemporary art. В галерее регулярно проходят персональные и групповые выставки современных художников – среди них как известные имена, так и молодые начинающие авторы.
Собственная коллекция галереи «ЛЕС» представляет собрание работ художников, давно подтвердивших свой высочайший профессиональный уровень (произведения авторов находятся в частных и государственных собраниях в России и за рубежом). Фонд галереи также регулярно пополняется работами молодых перспективных художников. Галерея «ЛЕС» участвует в международных культурных проектах и социальных программах, а также регулярно организует мероприятия просветительского характера для широкой аудитории: кинопоказы, лекции и мастер-классы художников и искусствоведов. В галерее можно приобрести каталоги, книги и периодические издания об искусстве.
На сегодняшний день галерея «ЛЕС» стала площадкой встреч, общения и культурного обмена между коллекционерами, художниками, галеристами, арт-критиками и ценителями искусства. Галерея приглашает вас окунуться в дерзкий, разнообразный мир современного искусства, открыть для себя его новые грани, встретить единомышленников, стать свидетелем рождения новых произведений и открытия новых имен.
«Чтобы нарисовать Москву, всей жизни не хватит» — художница Алена Дергилева — Москвич Mag
Больше сорока лет московская художница Алена Дергилева рисует родной город и не устает от своей капризной модели. По акварелям и офортам Дергилевой когда-нибудь можно будет восстановить (или хотя бы представить себе) образ Москвы начиная с 1917 года и до наших дней включительно. Нет, конечно, Алена не могла наблюдать Москву в 1917 году, но, глядя на ее офорты из одноименной серии, начинаешь в этом сомневаться. Сегодня работы членкора Российской академии художеств Дергилевой хранятся в Третьяковке, Историческом музее, Музее Москвы и других собраниях. Каждый год начиная с 1997-го Алена выпускает новый календарь с изображениями Москвы. Наш разговор был записан в мастерской Дома художников на улице Вавилова.
Вы давно в этой мастерской?
С 1997 года. Место это очень интересное, историческое. Раньше здесь внизу был комбинат графических искусств, где производили эстампы — они продавались в книжных магазинах и стоили очень недорого. Была такая популярная идея — искусство в массы! Я и сама покупала в книжных магазинах маленькие, в рамочках, офорты Станислава Никиреева например. Сейчас мы делим мастерскую с дочерью.
Она пошла по вашим стопам?
Да, дочь тоже художник, а сын — фотограф. Дочь оказалась способна еще и к преподаванию, работает в одном институте со своим отцом. Мой муж — искусствовед и теперь уже директор Института искусств, организованного из факультета прикладного искусства бывшего Текстильного института. Старается держать марку, сохранять традиции, ведь в Текстильном была сильная преподавательская база, не зря он когда-то отпочковался от ВХУТЕМАСа.
Удивительно, но я каким-то естественным образом вырастила себе помощников! Найти, например, понимающего искусствоведа сложно всегда, но муж, насмотревшись на меня и моих друзей-художников, стал писать сопровождающие тексты к моим выставкам, книгам и календарям.
Вы всегда жили на юго-западе Москвы?
Нет, родилась я на Таганке, в маленьком купеческом домике с мезонином. Засыпной, как говорили раньше, деревянный дом. Это была, конечно, коммуналка, очень густонаселенная. У нас была всего одна комната, а в соседях еще 14 семей. Родители мои тоже были художники — мама и отец учились в Строгановке на отделении скульптуры. Но судьба в искусстве сложилась у них затейливо. Родители стали авторами множества поздравительных почтовых открыток, некоторые из них сегодня считаются редкостью у филокартистов. Отец, Иван Дергилев, делал постановочные, сложные по тем временам фотографии в своем особом стиле. А мама — рисованные открытки.
Я сделала три выставки с родительскими открытками — в музее на Делегатской, в Музее Москвы и в его лефортовском филиале. А недавно на Гоголевском бульваре, может, видели, висели планшеты выставки «Новогодние открытки» — там творчеству отца уделено отдельное место. На метровом планшете воспроизведена еловая ветвь с рябиной — была такая знаменитая открытка, издавалась крупными тиражами несколько раз. Другую открытку отца — с балалайкой — мы подали на премию «Русский Гиннесс» и получили ее, потому что больше ни у кого такого тиража не было — 55 млн экземпляров! Три фамилии чаще всего звучали в советской открыточной отрасли — Зарубин, Дергилев и Четвериков.
Работали родители в политизированном издательстве при Министерстве связи: там печатали еще и конверты, и марки — это считалось очень ответственным делом. Для каждой открытки перед изданием нужно было получить подпись министра связи лично.
Когда мне исполнилось 20, домик наш за ветхостью сломали. И нас выселили в первые московские девятиэтажки, на них тогда только начиналась мода. Далековато, Рязанский проспект. И мне там очень не нравилось.
А что же построили на месте вашего домика?
Примерно такой же по размеру офисный дом. Это угол Воронцовской и переулка Маяковского, там через дорогу музей Маяковского, где Брики одно время жили — очень симпатичный был музей и аутентичный. Садик с сиренью, приятные люди работали. Но и этот музей ликвидировали. уже после нашего переезда, в 1972 году. Хотя сам домик стоит, но ни сада, ни музея больше нет.
На Рязанский вы переехали с родителями?
С бабушкой. Нас разделили — родители в другую поехали. Я тогда еще училась, но как только окончила институт, сразу же поменялась в центр Москвы, на Хитровку. В детстве я много читала Гиляровского о Хитровке, мечтала сделать иллюстрации к нему — и вдруг оказалась именно там!
А иллюстрации-то сделали?
Нет, не сложилось. Позднее иллюстрировала «Идиота» Достоевского, Бунина. Работала с издательством, которое выпускает подарочные издания классики — в кожаном переплете с тиснением, со специально вшитыми офортами. Но Достоевского покупают не очень часто — ведь дарить книгу, которая называется «Идиот», будет не всякий! А вот «Жизнь Арсеньева» покупают хорошо.
Я вообще-то подавала документы в Полиграф, но провалила историю партии. Теперь все смеются, но тогда было не до шуток! Решила пойти в Текстильный. Сейчас там много специальностей, вплоть до фотографии, рекламы, реставрации, искусствоведения, а тогда было всего три специальности — трикотажники, ткачи и модельеры. Я была ткачом.
То есть вы ткать умеете?!
Умею. Ничего сложного там нет. У нас было изучение состава нитки, переплетения…
…уток и основа?
Да-да. Нас заставляли рисовать переплетения по клеточкам и так далее. Так что некогда было заниматься иллюстрациями, пока училась, хотя мне во многом эта учеба помогла. Мы изучали историю орнамента, то, чего в других институтах практически не делают. Было рисование, такие быстрые курсы живописи — алла прима. Это дало свой результат. В той же Строгановке месяцами мурыжат одну модель до отупения, в этом есть, конечно, какой-то смысл, но все-таки время изменилось, я думаю, это уже не нужно.
Вернемся на Хитровку. Где вы там жили?
В доме-утюге. Он такой сложносочиненный — старые куски, новые куски. Я читала у Гиляровского, что первоначальный дом был построен на зачищенных бандитских трактирах, которые назывались «Сухой овраг» и «Каторга». Действительно, дом стоит на овраге, с переулка — два этажа, а со двора — уже третий. К Солянке спускались ступени, из окна была видна церковь Петра и Павла, видно было звонаря — бабка древняя выстукивала потрясающей красоты мелодию. Потом у нее кто-то в деревне заболел, она уехала, и мелодии больше не было.
Мне очень нравилось на Хитровке, хотя квартирка была с шикарными недостатками, на которые мы по молодости лет не обратили внимания. Например, ванна там стояла на кухне. 1920-е годы, людям не нужна кухня, ведь питаться они могут в столовых… На первом этаже изначально были помывочные и общая кухня.
У нас родился ребенок, надо было зарабатывать деньги, искать работу, и я пошла в открыточную редакцию, потому что родители там всех знали.
Это была та же редакция, где работали родители?
Другая. «Изобразительное искусство» — там издавали и книги, и открытки. С 1975 по 1981 год я там трудилась. Вышло открыток сорок, наверное. «С Новым годом», «С днем рождения», «8 Марта», чебурашки и все такое. Поскольку мне нравился орнамент, и я его хорошо знала, то пыталась в открытки его привнести. Целую серию сделала с разными орнаментами, и последняя была придумана по вологодской вышивке к 8 Марта. Два коня, в середине баба стоит, орнамент… А раньше ведь были худсоветы по каждой открытке, принималось все очень серьезно. Сидела целая компания, человек сорок — не только художники и начальство, но и товароведы из крупных книжных магазинов. Принимали, значит, работу. Не поняли они мою идею, она им не понравилась. Ни цветов, ни чебурашек нет, что это за открытка?.. И поставили минимальный тираж — 300 тысяч. Сейчас это звучит фантастически, а тогда я на них обиделась ужасно. Ах, вам не нравится, что я рисую? Не буду больше с вами работать! И занялась чистым творчеством. Офорты начала делать, вступила в молодежку — молодежную секцию Союза художников. Стала ездить на творческие дачи, стипендию получала — небольшую, но все-таки. Со всего СССР отбирали художническую молодежь и собирали, например, на Сенеже. Сейчас уже там нет ничего такого, все пошло прахом. А было очень здорово. Полезно молодому человеку посмотреть, кто как работает. До сих пор дружу с некоторыми художниками тех времен. Потом мне каким-то странным образом дали стипендию Академии художеств.
Из дома-утюга мы к тому времени уехали. Очень жаль было его покидать. До сих пор туда приезжаю, и ком в горле: зачем отсюда уехали?
Зачем же?
Нас оттуда тоже выселили. Ремонт был, а потом дом забрала себе военная академия Жукова. Нас отправили в Строгино, но я опять стала меняться. Хотя дом в Строгино был прямо на пляже, и моя бабушка, которая там осталась, первые годы брала на плечо полотенце и ходила на пляж. Но меня этот пляж никак не волновал, очень не нравилась квартира — ужасно все в этих домах, трудно было там находиться. Поменялась на Ленинский проспект, недалеко от метро «Университет». Не центр, конечно, но парки здесь, воздух почище и мастерская близко.
Как вы начали рисовать Москву?
Я с детства любила рассматривать старые фотографии Москвы — с вывесками, с деталями… В 1970–1980-е не было ведь ничего такого. Если вывески, то унифицированные, общие для всех. И когда я получила стипендию, мне вдруг почему-то захотелось нарисовать серию видов Москвы 1917 года, какой ее видели люди того времени. Я пыталась найти фотографии в Историческом музее, в Музее Москвы, но бытового, такого, что я искала, практически никто тогда не снимал! Чего пленку тратить на ерунду всякую! Я сделала в конце концов эту серию, несколько работ можно увидеть в книге «Нарисованная Москва» (победитель конкурса «Книга года 2018» в номинации «Арт-книга». — Прим. авт.). А как только нам сказали, что скоро выселение из дома-утюга, я начала рисовать то, что не смогу видеть каждый день. Все там было рядом — вышел из подъезда и работай! Ставила маленький стульчик и рисовала какой-нибудь домик в два окна…
Вы пишете с натуры или по памяти? Делаете фото или полагаетесь на оставшуюся в голове «картинку»?
Маленькие офорты я сразу делаю на металлической доске, покрытой лаком и закопченной. Рисую швейной иголочкой. Потом все дома травится, дорабатывается… По фотографиям мне работать не нравится, это гораздо противнее. А с натуры рисовала и рисую с большим удовольствием.
Но большие акварели невозможно делать на улице! Такая работа рисуется примерно месяц. Сначала выбирается место, например дом в Солянском проезде, мимо которого я ходила лет восемь. Настолько прониклась этим домом, что он родной мне стал. Но тогда я его не рисовала — некогда было. А вот спустя годы сделала акварель. После того как выбрано место, придумывается история, сюжет. Мне важно, чтобы в картинке было много подробностей — я это очень люблю. Думаю, что надо оставлять подробности нашей жизни для последующих поколений. Потом собираются эскизы, фотографии каких-то деталей, которые я не смогла увидеть с выбранной точки. У меня довольно жесткая композиция, я ее продумываю еще в процессе рисования с натуры. Чуть ли не половину времени занимает проработка композиции на листе — если она хоть в чем-то не вышла, то можно и не красить, сразу выбрасывать.
Я обратила внимание, что вы чаще всего изображаете то, что может ухватить человеческий взгляд — примерно на уровне второго этажа.
Да, это моя концепция. Мне важно, чтобы архитектура была соразмерна людям. У меня почти нет работ без людей. Если не люди, то птицы, собаки, коты.
А на заказ вы рисуете?
Бывает. Вот, например, поликлинику №1 в Сивцевом Вражке главврач попросил нарисовать. Огромное здание, я не знала, как выйти из положения. Но там рядом усадьба Аксакова, она меня спасла. От больницы в итоге осталась одна колонна, но заказчику понравилось. Иногда просят написать свой дом, чтобы подарить жене на 50-летие например. Но я и заказные работы делаю точно в своей манере, ни на шаг не отступая, иначе это мне будет просто неинтересно.
Вы чаще рисуете старую Москву, чем новую — небоскребов, станций метро или спальных районов у вас почти нет. Или встречаются все же?
Редко, но встречаются. Рисовала синий дом-призрак, который начал строить какой-то итальянец. Потом все прекратилось, и дом этот так и стоит, уже начал рушиться. Или вот 1990-е годы вблизи станции метро «Комсомольская». Рынок — и ваучеры продают, и яйца. Бабка, продававшая яйца, помню, набросилась на меня — вдруг я ее пропесочу? Иди, говорит, отсюда!
В ваших работах много снега, сугробов, луж — какой-то очевидной непогоды. Стиль, манера?
Это графично, поэтому мне нравится. Ну и в Москве вообще-то раньше было много снега. А стиль я в себе не вырабатывала, никогда о нем не думала и не хотела никакого стиля. Все как-то само сложилось — из-за того, что я много рисовала на улице, впечатление было такое, будто ты стоишь рядом и разглядываешь здание, полусорванные объявления на подъезде, табличку с названием улицы, замерзшего прохожего, собачку на поводке… Мне важно, чтобы жизнь была. И главная цель — создать образ Москвы в данный период времени.
Как вы относитесь к радикальным изменениям, которые происходят сегодня в Москве? Отражаете их в своих работах?
Да, многое изменилось почти до неузнаваемости. Ухудшилось. Деревья были — их срубили, морщинки на зданиях разгладили, где-то прорубили двери, где-то, наоборот, замазали. Но жизнь идет, ее не остановить. Этим она и прекрасна. Я отношусь ко всем московским переменам как к чему-то неизбежному. Мне интересно и то, что было, и то, что происходит сейчас. Все эти нелепые вывески, все то воздействие времени и человека на город, его архитектуру…
Есть ли у вас любимые районы в Москве помимо уже названных?
В 1980-х у меня была мастерская в Еропкинском переулке, между Остоженкой и Пречистенкой. Тот район я немного, но тоже рисовала — и до сих пор рисую. Это мои любимые места — Остоженка, Пречистенка. Еще Покровка, Маросейка, Сверчков переулок — дом там есть совершенно потрясающий, но его сейчас переделали. Я успела ухватить, нарисовать его с прежними окнами.
Вас и сейчас можно встретить на улице с мольбертом или блокнотом?
Можно. Но сейчас я больше рисую в провинции, потому что там спокойнее. В Подмосковье, в Екатеринбурге. Сейчас готовим книгу о Зарайске с моими картинками. Вышел набор открыток «Русская провинция в графике Алены Дергилевой»: там Зарайск, Арзамас, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Полхов-Майдан, Егорьевск, Кашин, Коломна…
У вас, наверное, есть подражатели — стиль уж очень обаятельный и обманчиво простой.
Мне не очень-то легко подражать. Но вот буквально вчера выложил фото один товарищ на фейсбуке — полностью скопировал не только композицию, но даже персонажей, вплоть до одежды. Я ему написала, что же вы срисовали у меня человечков, а он говорит: не только человечков, но и стиль. Я ваш поклонник! Ну пусть рисует. Если сможет.
Есть ли в Москве то, что вы еще не нарисовали, но очень хотите?
Таких мест полно! Все, что мне нравится, я не успею нарисовать. Буквально на каждой прогулке нахожу то, что хочется сделать. И меняется все очень быстро. Москва — парадоксальный город, в нем так много всего… Жизни не хватит, чтобы все нарисовать.
Может, когда-нибудь по вашим картинам будут восстанавливать то, что снесли?
Я думала об этом, когда рисовала с натуры московские домики. Всегда рисовала то, что вижу. И успокаивала себя тем, что это документ истории и образ времени.
Фото: Даниил Овчинников
гигантов растениеводства: Бербанк, художник; Ученый Вавилов
ЛЮТЕР Бербанк представлял собой любопытную смесь: частично садовник, частично художник, частично П. Т. Барнум. Он отвечал за множество улучшенных фруктов, овощей и декоративных растений. Некоторые из них имели непреходящее значение, например, картофель Бербанк, слива Санта-Роза, Феноменальная ежевика и маргаритка Шаста. Его успех зависел от разумного использования нескольких методов: он отбирал лучшие саженцы с больших полей с огромным количеством растений, он импортировал многообещающие сорта со всего мира, он делал скрещивания между отдаленно родственными сортами и даже видами, он использовал умелую прививку и он проницательно использовал вегетативное размножение лучших рекомбинантов, тем самым сохранив их генотипы.Вероятно, его самым большим вкладом в науку было открытие нерасщепляющихся, чистопородных гибридов, например, от помеси малины и ежевики, которые позже были сочтены амфидиплоидами. Он первым стал рассматривать их как еще один способ формирования видов. Он был популярным героем, несомненно, наиболее разрекламированным селекционером своего времени (Burbank 1914-1915; Говард 1945-1946; Дрейер 1993). Умер в 1926 году богатым человеком.
Николай Вавилов был величайшим генетиком России.Его энергия была потрясающей; он спал всего 4 или 5 часов за ночь. У него была замечательно сохраняющаяся память, а его знания были энциклопедическими. Он был очаровательным собеседником и мог разговаривать на любом из европейских языков. Он путешествовал по земному шару, собирая огромное количество диких родственников домашних растений и разработал широко известную теорию о центрах происхождения домашних растений. К 1940 году он собрал более 250 000 экземпляров. Многие из них были сохранены как живые растения и были испытаны в различных условиях на 400 различных станциях.В беспрецедентном масштабе он выполнил программу, которая сейчас является стандартной для экспериментальных станций. Он возглавлял Всесоюзный институт селекции растений, в котором в свое время работало 20 тысяч человек. В 1939 году он был избран президентом Седьмого Международного генетического конгресса в Эдинбурге. К сожалению, ему не разрешили присутствовать. Он уже стал жертвой Лысенко, у которого был Сталин на ухо. Он был арестован в 1940 году во время поездки по сбору денег и приговорен к смертной казни, но в июне 1942 года приговор был отменен.Он умер в тюрьме в 1943 году. Если бы он смог продолжить свою программу, он, несомненно, значительно улучшил бы советское сельское хозяйство. Зато при Лысенко это было фиаско.
Помимо разных судеб, эти двое мужчин находились на противоположных полюсах в своих взглядах на генетику. Бербанк, который проделал большую часть своей работы в девятнадцатом веке до того, как работа Менделя была заново открыта, отметил и использовал большую изменчивость популяций F 2 . Тем не менее, позже он преуменьшил значение менделизма и всю жизнь придерживался идей Ламарка.Он полагался на свою память и не вел систематических записей. Он играл на слух, а не по партитуре. Но какой чуткий, проницательный слух! И все же генетики сомневались. Напротив, Вавилов был одним из первых учеников Бейтсона и глубоко разбирался в генетике и цитологии. Генетики всего мира относились к нему с большим уважением. Поскольку Вавилов был предметом более ранней Perspectives (Crow 1993), я посвящаю Бербанку больше места в этой.
В течение нескольких лет Бербанк поддерживал Вашингтонский институт Карнеги.Чтобы оценить то, что он делал, директора Карнеги поручили Г. Х. Шуллу изучить методы Бербанка и сообщить о его достижениях. На это Шулль потратил большую часть пяти лет, начиная с 1906 года. Это его расстраивало, поскольку он не мог раскрыть полную историю большинства творений Бербанка и был нетерпелив по поводу отсутствия тщательных записей, не говоря уже о неортодоксальных взглядах Бербанка на наследственность. Шулль несколько лет пытался подготовить полный отчет и написал тысячи слов, но в конце концов отказался от проекта (Glass 1980).Бербанку не нравилось, когда за его методами наблюдают, и ему не нравились многословные лекции Шулля по генетике. Он предпочитал работать в поле один, и никто не оглядывался через его плечо. Несомненно, Бербанк находил настойчивые вопросы Шулля раздражающими. Трудно представить двух менее совместимых людей. Тем не менее, они остались в дружеских отношениях, может быть, только на поверхности.
Слева направо: Бербанк, де Фриз и Шулль. Фотография была сделана, вероятно, в 1906 году (из Dreyer 1993).
Поддержка Карнеги Бербанка в размере 10 000 долларов в год была одним из самых крупных грантов, и весь этот эпизод поставил Институт в затруднительное положение. Бербанк понимал, что грант должен длиться 10 лет, но он был прекращен через 5. Он был явно разочарован и не скрывал своего раздражения; это могло перерасти в враждебность к Шуллю. В этом контексте, возможно, примечательно, что в 1906 году была сделана фотография Бербанка вместе с Уго де Врисом и Г.Х. Шуллем (Dreyer 1993, p.146). Тем не менее, когда цветная фотография была напечатана в окончательном выпуске из 12 томов (Burbank 1914–1915, Vol. 12, p. 148), Шулль был вырезан (сравните две фотографии). Последнее слово было за Бербанком! С другой стороны, Бербанк, возможно, просто предпочел сфотографироваться со знаменитостью. В начале века де Врис был всемирно известен, в то время как Шулль был неизвестен; его известность пришла намного позже, после большого успеха гибридной кукурузы (Mangelsdorf 1955; Crow 1998).
Количество новых форм фруктов, овощей и декоративных растений, производимых Бербанком, поистине поразительно — только более 200 разновидностей фруктов.Уолтер Л. Ховард, долгое время работавший помологом из Калифорнийского университета, провел 10 лет, собирая творения Бербанка, каталогизированные в бюллетене Сельскохозяйственной экспериментальной станции Калифорнийского университета (Howard 1945; Dreyer 1993).
12-томный отчет Бербанка назван «Лютер Бербанк. Его методы и открытия и их практическое значение. Подготовлено на основе его оригинальных полевых заметок, охватывающих более 100 000 экспериментов, проведенных за сорок лет, посвященных улучшению растений. … Под редакционным руководством Джона Уитсона, Роберта Джона и Генри Смита Уильямса M.D., LL.D. » (Бербанк 1914–1915). Это мешанина из биографии, описаний новых сортов, цветных картинок (их около 1500, необычных для того времени) и агиографии. Я не знаю, сколько было написано призраком. Некоторые слова, по-видимому, взяты непосредственно из заметок Шулля (Dreyer 1993). Несмотря на то, что книга интересна для чтения, а изображения красочные, в ней, к сожалению, отсутствуют подробные сведения о разведении.
Хотя Бербанк был вовлечен в большое количество споров и противоречий, его популярность продолжала расти.Его штаб посещали орды туристов. Его день рождения был обозначен законодательным собранием Калифорнии как День Бербанка, и дети ежегодно приходили в этот день, чтобы поздравить его (Бербанк, 1914–1915, том 12, фронтиспис). В 1940 году он был удостоен чести иметь его фотографию на почтовой марке стоимостью 3 цента (стоимость письма в те дни), единственный биолог из пяти ученых, удостоенных этой награды. Его популярность сохранялась на протяжении всей его жизни.
Селекционеров и генетиков впечатлили меньше.Не все его сорта соответствовали предъявляемым к ним требованиям, особенно в Европе, где условия выращивания не соответствовали условиям Калифорнийского побережья. Были возражения против его преувеличения. Его последователи были еще более грандиозными, особенно те, которые продавали его творения. Как писал Ховард (1945–1946), Бербанк стал жертвой поклонения герою. Ученые из Министерства сельского хозяйства США были особенно раздражены, потому что они были обязаны отвечать на бесчисленные вопросы и давать советы относительно сравнительной ценности различных сортов.Их выводы часто расходились с утверждениями в рекламных утверждениях. Генетики критиковали неортодоксальные взгляды Бербанка на наследственность, особенно его ламаркизм.
Некоторые из самых резких научных критических замечаний исходили от Д. Ф. Джонса, который позже стал известен благодаря своей работе по гибридной кукурузе (Nelson 1993). Джонс написал рукопись размером с книгу, которая так и не была принята к публикации, вероятно, из-за резкости его критики. Была опубликована только значительно сокращенная версия (Jones 1937).
Та же фотография после окраски и обрезки (Бербанк, 1914–1915). Я признателен доктору Ишкрену Асманову за то, что он привлек мое внимание к прокрустовой обработке картины Бербанком.
Вот образец от Джонса, который он взял из одной из публикаций Бербанка: «Колючки были выведены из пустынного кактуса, что дает лучший корм для скота, чем люцерна, которая даже на бедных землях превосходит люцерну в пять раз». Но Джонс пишет: «Я недавно приехал из южной Аризоны и знал, что здесь не сажают кактусы без шипов.Другие растения этого вида без шипов, более выносливые, чем у Бербанка, зимой были повреждены морозами. Все кактусы оказались настолько медленными в росте, что было мало стимулов для их выращивания и настолько низкими по пищевой ценности, что никакие животные не стали бы есть их, когда был доступен другой корм ».
Очевидно, что карьера Бербанк является один, который будет оставаться спорным. Контраст между его большими практическими достижениями, даже если их переоценить, и его генетической наивностью — загадка для историков. Теперь возникает большой вопрос: что Вавилов думал о Бербанке? Дрейер (1993, стр.206–207) гласит: «Слишком мало внимания привлек самый значительный посетитель Бербанка в том году [1921], великий русский ученый Николай Иванович Вавилов. … То, что произошло при их встрече, не записывается. Работа Вавилова должна была иметь большое значение в отслеживании происхождения культурных растений, и он прекрасно понимал, что успех Бербанка во многом был обязан хитрому импорту. … Вавилов почти наверняка не согласился бы с мнением хозяина о наследственности ».
К счастью, теперь мы можем узнать, что думал Вавилов, поскольку во время смерти Бербанка в 1926 году он написал некролог.Я очень признателен доктору Искрену Азманову за то, что он обратил мое внимание на этот некролог, а также за предоставление большого количества дополнительной информации. Он также предоставил перевод, сделанный им самим и Карлом Муди.
Некролог весьма хвалебный, свидетельство похвалы творческому художнику. Но в то же время Вавилов с его глубоким научным пониманием ясно осознавал слабые стороны Бербанка в его изучении генетики. Именно Лысенко, чьи неортодоксальные взгляды мало чем отличались от взглядов Бербанка, был ответственен за падение Вавилова, его последующее тюремное заключение и смерть.По иронии судьбы, Вавилов с самого начала оказал сильную поддержку Лысенко (Crow, 1993).
Далее следует некролог Вавилова Бербанку, написанный в 1926 году. Я внес ряд изменений в перевод Азманова и Moody’s; если что-то из этого неверно истолковывает намерения Вавилова, виноват я.
Лютер Бербанк (1849–1926)
Николай Иванович Вавилов
Лютер Бербанк умер 11 апреля 1926 года в Санта-Розе, Калифорния. В течение последней половины девятнадцатого века и первой четверти двадцатого ни одно другое название не привлекало так четко общественного внимания к роли отбора и географического происхождения в создании новых форм растений.
Осенью 1921 года мне представилась возможность познакомиться с деятельностью и личностью Лютера Бербанка. Воспоминания невольно переносят меня на берег Тихого океана в Калифорнию, в маленький городок Санта-Роза, заросший шиповником и вьющимися розами. Здесь, посреди города, за невысоким частоколом, на пространстве около двух с половиной акров любопытный глаз мог вглядываться в Святое Святых создания форм растений.
Скромный, уютный, увитый плющом домик был домом Бербанка.Садовая контора, выходившая на улицу, привлекала к себе внимание надписью: «Мистер. Бербанк занят не меньше, чем официальные лица Вашингтона, и поэтому он смиренно просит общественность не беспокоить его посещениями ». Свирепая женщина-секретарь сурово противостояла бы любому, кто проигнорирует это объявление, заметив, что мистер Бербанк чрезвычайно занят, и предостерегая злоумышленника от длительного визита.
К моему удивлению, несмотря на предупреждение официального Вашингтона, я получил весьма положительный ответ на свое письмо от Дакоты с просьбой разрешить посещение знаменитого селекционера растений и, уже довольно хорошо знакомый с опубликованными данными о деятельности Калифорнийского завода. Создатель новых форм растений, я получил аудиторию в несколько часов.
Как в сказке, гость попал в волшебный сад. Были огромные кактусы без шипов, но с восхитительными плодами, покрытыми тонкой хвоей, совершенно оригинальные астры, хризантемы, яркие поздноцветущие маки (Eschscholtzia), гладиолусы, огромное количество культурных сортов фруктовых деревьев и могучие деревья грецкого ореха, в том числе межвидовые. гибрид с резко выраженным гетерозисом по высоте. Существовали уникальные сорта кукурузы разных видов: сладкие, зубчатые, чем-то напоминающие гибриды кукурузы и сорго; кустовые флоксы с необычными цветками; Короче говоря, целый живой музей, в котором все было наполнено смыслом.Были чудесные розы, диковинные георгины, уникальные канны. Осенний сезон не убавил их красок.
Уникальный, недавно выращенный низкорослый подсолнечник привлекает невольное внимание огромным венчиком на коротком стебле и висячей головкой, специально выбранной для роста в этой ориентации для защиты от птиц.
Множество красивых садов можно увидеть в любой развитой стране. Уникальность сада Бербанка заключается в том, что все, что бросается в глаза, является результатом творчества.Все в саду подверглось влиянию селекционера.
Я вспоминаю момент, когда, стоя с фотоаппаратом перед Бербанком среди его цветов, я постигал эту живую сказку — историю силы индивидуальности этого прекрасного старика с лицом актера, художника среди его творений. .
А теперь перейдем от сказки к реальности.
Трудно перечислить все, что было сделано великим селекционером, чтобы подсчитать материальный и интеллектуальный баланс этой замечательной жизни.Суть его интеллектуального наследия, на мой взгляд, сводится к широкому выбору сортового материала по всему миру, к крупномасштабным исследованиям саженцев фруктовых деревьев, а также к применению отдаленной межвидовой гибридизации и создания методов, способствующих воспроизводству.
Первый принцип заключается в личности Бербанка, завещанной и воплощенной в словах и делах. Он состоит из широкомасштабного сбора растительных богатств со всего мира, его мобилизации растительного капитала Земли.Флора Южной Америки, горные виды Тибета и Гималаев, растения из Китая, Японии и всего Старого Света — все это прошло перед глазами великого наблюдателя. Идея широкого использования мировых растительных ресурсов нашла отражение в создании в Вашингтоне, округ Колумбия, Бюро растениеводства при Министерстве сельского хозяйства США, которое наделило Бюро систематической и мощной организацией. За последние несколько лет деятельность этого учреждения коренным образом изменила сортовой состав культурной растительности США и Канады.
Второй принцип — полезность сбора семян растений, размноженных бесполым путем. Бербанк показал, что на практике в области помологии, когда она практикуется в широком масштабе, довольно часто отбор семян дает очень ценные новые формы с новыми комбинациями характеристик — результат рекомбинации генов среди гибридов. Эти характеристики затем сохраняются в наших фруктовых деревьях, которые воспроизводятся бесполым путем.
Третий принцип — широкая, смелая, стойкая межвидовая гибридизация.В области садоводства и помологии возможность использования бесполого размножения после скрещивания открывает широкие перспективы в применении дистанционной гибридизации. Прерванные семена и дисгармонии в развитии репродуктивных органов, все трудности, которые необходимо преодолеть в полевых культурах, воспроизводимых семенами, можно игнорировать при бесполом размножении. Интуитивно разум гениального селекционера с американской быстротой уловил практичность этого нового пути бесполого размножения растений и за чрезвычайно короткое время осознал его широкие возможности.Само бесплодие размноженных таким образом гибридов было искусно использовано для получения плодов без косточек, которые сами по себе интересны с точки зрения практической помологии. В период, когда доминировали дискуссии и теоретические разъяснения пределов возможности отдаленной гибридизации, Бербанк с американским упорством проложил новые пути.
Деятельность Бербанка описана в 12 томах прекрасной публикации под названием Лютер Бербанк, его методы и открытия (1914-1915) .Образ великого художника буквально оживает из этого роскошного издания. Всего 1500 красиво оформленных цветных табличек иллюстрируют все этапы жизни и деятельности калифорнийского труженика. Вот краткие подробности его автобиографических данных. Лютер Бербанк был 13-м ребенком. Он родился в фермерской семье в маленькой деревне недалеко от Ланкастера, штат Массачусетс.
Как при личном знакомстве, так и при изучении его 12-томной работы, прежде всего поражает огромное количество и разнообразие его объектов отбора.Спору его наибольшие практические успехи были достигнуты в области помологии. Гибриды слив, скрещивания слив и абрикосов, новые сорта яблок, слив, груш и винограда, разнообразная ежевика и малина с гигантскими плодами — все это привлекало внимание Бербанка в период расцвета его творческой деятельности. Его практические успехи в селекции слив и ежевики были особенно велики и обеспечили рынок новыми сортами исключительной ценности.
Первые эксперименты Бербанка были с картофелем.Сорт, полученный из выращенных им в 1870-х годах сеянцев, известных под названием «Бербанк», до недавнего времени занимал значительные площади под выращиванием картофеля в Соединенных Штатах. Картофель Бербанк, как и другие сорта, отличается космополитизмом. Бербанк культивировался до недавнего времени, когда его вытеснили новые сорта. Картофель Бербанка уже повысил материальное благосостояние Соединенных Штатов. Вдоль Тихоокеанского побережья за один год (1906) было собрано более 8 миллионов бушелей картофеля Бербанк.
Из 12-томного сборника пятый том, посвященный работе Бербанка со сливами, является шедевром селекционного искусства. Прекрасные цветные иллюстрации, доступные только в американских публикациях, без слов говорят о замечательных исследованиях Бербанка. Широкая гибридизация дала возможность художнику-селекционеру слепить формы по своему желанию. Бербанк собрал огромное количество представителей рода Prunus по всему миру. Скрещивание ряда диких сортов между собой и с культурными видами с получением в результате гибридизации гигантских плодов.Создана самая большая слива в мире. Были сливы, которые засохли на дереве, производя древесный чернослив. Старые китайские и японские сорта были скрещены с разнообразными европейскими формами, и к ним добавились качества мелкоплодной персидской сливы. К нежным качествам рас Старого Света добавилась выносливость американской сливы. Бербанк нашел небольшую французскую сливу с кислыми вяжущими плодами, но без косточки. Путем скрещивания этого растения с культурной сливой и повторных скрещиваний с различными видами слив были получены гибриды, в которых отсутствие косточки сочетается с желательными качествами культивируемых слив.Весь объем из 105 цветных табличек заслуживает самого внимательного изучения помологами.
К сожалению, описания в этом томе, как и во всей работе, носят художественный характер и не имеют научной документации. Только иллюстрации и отдельные отрывки и ссылки на первоначальные разновидности позволяют уловить суть творчества.
Бесконечное разнообразие новых форм хризантем, амариллисов, лилий, Watsonia, Crinum, Cakeolaria и все мыслимые новые типы однодомных и двудомных садовых объектов подверглись влиянию методов селекции и гибридизации.Вроде бы к каждому объекту есть оригинальный подход. Среди обычных роз должен существовать голубой цвет, и Бербанк его почти нашел. Была создана ежевика без шипов и ромашка невиданной ранее формы и размера, и так далее без конца. «С чего начинается ваша работа по отбору?» — спрашивает посетитель Бербанк. «Во-первых, вы устанавливаете идеал. Тогда вы ищете идеал, — ответил Бербанк.
В свое последнее десятилетие Бербанк уделял много внимания селекции кукурузы, сорго, бобов, гороха, льна, пшеницы и подсолнечника.Его интересы заметно изменились от садовых товаров к полевым культурам, и, к нашему удивлению, 5 лет назад мы смогли наблюдать большое количество полевых растений в саду Бербанка. Кактусы без шипов, большое количество огородных растений, начиная с артишоков и кончая свеклой, и, наконец, древесные и лесные породы — все это не ускользало из сферы внимания Бербанка.
Более интуитивно, чем другие, Бербанк осознал практическое значение гетерозиса в лесоводстве для создания древесной массы за короткое время.Не проводя теоретических исследований, Бербанк правильно определил перспективы использования интенсификации и ускорения, которые часто являются результатом гибридизации.
Вопреки нашим ожиданиям встретить глубоко пожилого человека, отдыхающего от своей работы и собирающего урожай прошлых трудов, мы обнаружили, что жизненно важный исследователь в свои 70 лет все еще бесконечно ищет новые открытия и оплакивает неблагодарность задачи отбора растений. прибыль от которой достается коммерческим фирмам, а часть, оставшаяся тем, кто создал новые продукты, в лучшем случае — пустая слава.Несмотря на информацию, которую нам довелось услышать в Вашингтоне, подкрепленную широко распространенными слухами о в первую очередь коммерческих наклонностях Бербанка, мы были свидетелями огромной работы и неутомимого труда в самых скромных обстоятельствах на его восьмом десятилетии.
Как и все великие личности, которым небезызвестны ошибки, Бербанк сосредоточил внимание как друга, так и врага. Его интуитивное творчество как художника-селекционера нередко противоречило точной генетической перспективе современного истеблишмента.Не будучи теоретиком селекции растений, Бербанк пришел к нескольким ошибочным выводам в объяснении своей работы. Теоретическая сторона и объяснение результатов его работы не всегда находят Бербанка на уровне современной науки. Когда д-ру Джорджу Харрисону Шуллу (1874-1954), представителю Института Карнеги, было поручено дать научное описание результатов исследования Бербанка, он был вынужден бросить эту работу с разочарованием из-за отсутствия строгие и объективные документальные данные.
Трудно учиться у Бербанка. Требуется хорошее теоретическое обоснование, чтобы иметь возможность отделить существенное от несущественного, чтобы найти объяснения исключительных успехов, достигнутых Бербанком. Хороший учебник по селекции растений был бы более полезен для новичка, чем 12-томное художественное произведение Бербанка. Изучая творения Бербанка, всегда необходимо помнить, что интуиция художника подавляет его поиски. Из-за большого объема практической работы в постоянном поиске все новых и новых объектов Бербанк не мог следить за быстрыми изменениями в области генетики.Можно представить, что большое количество критиков было вызвано ошибками великого селекционера, особенно в его собственной стране. Как гласит пословица: «Ни один человек не является пророком в своей стране». Тем не менее объективно невозможно отрицать результаты огромного творческого труда, который этот селекционер оставил потомкам.
Под селекцией растений можно понимать научную дисциплину, изучающую принципы и методы разработки и создания новых сортов.Отбор может быть не только ремеслом, но и искусством. В могилу ушел великий художник-селекционер, интуитивно и правильно выбравший путь к решению проблем селекции растений и, несомненно, выполнивший огромную практическую работу, особенно в области садоводства и садоводства.
- Авторские права © 2001 Американского генетического общества
В Time Warner Center, анклав влиятельных россиян
«Проблема с Вавиловым в том, что он был одним из реформаторов, перешедших на сторону олигархов», — сказал Андерс Ослунд, шведский экономист, старший научный сотрудник Института Петерсона.
Связи между соседями
В Time Warner Center г-н Вавилов и г-жа Цареградская нуждались в небольшом представлении, особенно на сверхдорогих верхних этажах, где ряд российских владельцев были связаны путаницей — можно даже сказать Достоевского — сеть отношений и деловых сделок.
Перед покупкой в Time Warner Center г-н Вавилов посетил квартиру Олега Байбакова, члены семьи которого в разное время владели тремя квартирами Time Warner Center.Г-н Байбаков сколотил часть своего состояния, будучи исполнительным директором «Норильского никеля», горнодобывающей компании, приобретенной за часть ее стоимости в рамках программы «Ссуды в обмен на акции». Фактически, он является одним из нескольких владельцев Time Warner, связанных с сделкой с Норильским никелем, в которой одним из выигрышных партнеров был Михаил Прохоров, ныне заметная фигура в Нью-Йорке в качестве основного владельца баскетбольной команды Brooklyn Nets.
Олег Байбаков (слева) и Максим Финский в 2010 году.Г-н Байбаков известен в Нью-Йорке, прежде всего, благодаря своей дочери Марии Байбаковой, молодой светской львице и деятелю арт-сцены.Однако, прежде чем способствовать развитию художественной карьеры своей дочери, г-н Байбаков стремился закрепить ее в ресторанном бизнесе. После того, как планы по созданию ресторана в центре города под названием Fum рухнули, ресторанная компания г-на Байбакова подала в суд на его делового партнера, чтобы вернуть его вложения и получить 75 000 долларов, оставшихся на условном депонировании.
Когда один из юристов сообщил, что судебные издержки могут превысить сумму условного депонирования, г-н Байбаков сказал, что ему все равно. «Я потрачу в 10 раз больше и подам на вас в суд», — сказал он адвокату, согласно показаниям.В конце концов, г-н Байбаков не явился на суд, как и его бывшая жена, тоже партнер по бизнесу. «Она также явно проявила пренебрежение к судебной процедуре», — сказал судья Верховного суда штата Луис Б. Йорк, отклоняя дело, согласно судебным протоколам.
В 2008 году Байбаковы продали одну из своих квартир Time Warner, 74A в северной башне, подставной компании под названием Ff Property Management за 11 миллионов долларов. партнер с мистеромПрохоров в другой горнодобывающей компании. В ноябре прошлого года квартира была продана за 18 миллионов долларов.
Художественные выставки в Москве — что посетить?
Как давно вы были на художественной выставке в Москве? Но все музеи столицы каждый день предлагают всем желающим увидеть лучшие шедевры мирового искусства. Не откладывайте на потом то, что вы можете увидеть уже в эти выходные. Так как же провести выходные с пользой для души?
Классическое искусство
Говоря о выставках в художественных музеях Москвы, первое, что хочется отметить, это расширенная экспозиция картин, представленных в доме-музее В.Васнецов. Ежегодно сотрудники заведения устраивают для гостей и жителей столицы показ малоизвестных картин известного русского живописца. В этом году была выбрана тема «пейзажи». Неискушенного зрителя может удивить тот факт, что Виктор Васнецов писал природу не как дополнение к своим картинам, а как законченное произведение. У многих художник ассоциируется с воспеванием русской жизни и народа. Но не всегда мужчина служил для художника вдохновением.Картина будет закончена только в том случае, если фон будет таким же продуманным, как и передний план. Васнецов это хорошо знал и часто писал природу с натуры. Он очень любил московские пейзажи, которые легли в основу таких работ, как «Аленушка», «Богатыри» и многих других картин.
Посетить выставку и посмотреть пейзажи Васнецова может любой желающий до 17 сентября 2017 года. Выставка проходит в доме-музее художника по адресу: г. Москва, пер. Васнецова, ул. 13.Творчество наших современников
Художественные выставки в Москве обычно ассоциируются с творцами прошлого, но не забывайте, что среди наших современников часто встречаются талантливые люди.Один из них — Сергей Гонков. Это известный иллюстратор, в портфолио которого более 50 книг. Среди них есть авторы мирового значения: Булгаков и Гоголь, а также известные русские писатели Тургенев и Чехов. Интересной особенностью Гонкова является то, что для каждой работы он придумывает неповторимую манеру рисования. Выставка книжной иллюстрации проходит по адресу: г. Москва, Гороховский переулок, дом 17. Посещение с 11:00 до 19:00.
Нетрадиционное искусство
Одна из интересных художественных выставок Москвы — это экспозиция работ людей с аутизмом.В последнее время все более востребовано творчество таких художников.
Интересно, как мир видит человека, для комфортного существования которого не нужны другие. Выставка «Люди должны быть разными» поднимает множество социальных вопросов, ответы на которые, к сожалению, дать очень сложно. Посмотреть, как люди видят мир, людям с аутизмом можно поехать: Москва, ул. Дольский, 1, Малый дворец.
Богатство цвета
Организация художественной выставки в Москве известного художника Важа Окиташвили, посетители обязаны Музею современного искусства.Ведь именно его сотрудники организовали экспозицию работ художника к 65-летию. На выставке, которая пройдет в выставочном зале Российской академии художеств, будет представлено 150 картин Окиташвили. Творчество художника оригинально. Невозможно не улыбнуться, глядя на его работы, ведь все они такие красочные и яркие. Но в то же время все полотна несут в себе глубокий внутренний смысл. Главной темой творчества грузинский художник выбирает дом, семью и сцены из повседневной жизни.Художник пытается объединить в своем искусстве поколения.
Картины, представленные на выставке, найдут признание не только взрослых зрителей, но и самых маленьких поклонников искусства. Получить духовное наслаждение можно по адресу: г. Москва, ул. Пречистенка, д. 21.
Вымирающие животные
В начале марта в Москве открылась новая выставка художников. Под крышей Дарвиновского музея прошла экспозиция работ художника Энди Уорхола, которая носит название «Вымирающие виды».Выставка была приурочена к году экологии.
Организаторы этого мероприятия посредством картин хотят привлечь внимание посетителей к красоте редких диких животных. Их осталось очень мало, и если люди не будут бороться с браконьерством, скоро не останется ни одного зверя, а, следовательно, некому будет служить художнику в качестве своего рода.На этой выставке Энди Уорхол представил изображения животных в нетривиальной цветовой гамме, что должно подчеркнуть уникальность представителей флоры и фауны нашей планеты.Посетить выставку можно по адресу: г. Москва, ул. Ул. Вавилова, 57.Хобби разные
Не на всех московских художественных выставках представлены работы классиков или современников. В некоторых экспозициях представлены коллекции известных людей. Одна из них — выставка картин, собранных Владимиром Спиваковым. Владимир — известный музыкант, руководитель Московского международного Дома музыки. Увлечение живописью зародилось еще в детстве, но на творческий путь встать не удалось. Тем не менее любовь к живописи осталась со Спиваковым навсегда.Вот почему он начал коллекционировать произведения искусства.
Большая часть его коллекции включает работы русских художников и графиков, но есть и работы зарубежных авторов. В коллекции есть даже такие редкие экземпляры, как образцы росписи по стеклу. Выставка организована усилиями Бориса Минца. Он познакомился с частью коллекции Владимира Спивакова в Международном Доме музыки. Именно там музыкант передал около 100 экземпляров из своей коллекции. Владимир считает, что искусство не должно нравиться только одному человеку.Творчество в любом его проявлении нужно делить с другими. Увидеть коллекцию Спивакова можно в Музее русского импрессионизма по адресу: Ленинградский проспект, 15.
. .