Беспредметная композиция: План конспект урока по композиции на тему: Абстракционизм. Беспредметная композиция.
- План конспект урока по композиции на тему: Абстракционизм. Беспредметная композиция.
- Презентация по МХК»Формальная (беспредметная ) композиция
- Создание беспредметной (абстрактной) композиции.
- Проект по теме: Конкурс по беспредметной композиции.
- Беспредметное искусство
- Абстрактное и необъективное искусство
- Необъективное искусство: определение, история
План конспект урока по композиции на тему: Абстракционизм. Беспредметная композиция.
План конспект урока по композиции на тему:
Абстракционизм. Беспредметная композиция.
Тип урока: комбинированный.
Урок сопровождается презентацией Power Point.
Возраст учащихся 10 — 12 лет.
Состав группы 11 человек.
Урок проводит Ильина Н. А.
Цель:
Дать учащимся более глубокие знания о художественных направлениях к. XIX- н. XX. Сформировать умение выражать своё настроение выразительными средствами композиции, через умение фантазировать.
Задачи:
1.Обучающие.
-познакомиться с новым понятием — «абстракция»;
-повторить выразительные средства композиции;
-учиться выражать эмоциональное состояние или настроение находить определенные образы в хаотичности линий, дополняя их цветом;
2. развивающие.
— развивать художественное и абстрактное мышление, фантазию.
3.Воспитательные.
-воспитывать усидчивость, интерес к сложному предмету, аккуратность в работе.
Практическое задание: создать своё настроение, или эмоциональное состояние при помощи выразительных средств композиции.
Оборудование для преподавателя: компьютер, проектор, таблица «Выразительные средства композиции», картины: В. Кандинского, К. Малевича, Ван Гога, К. Моне, П. Пикассо, П. Гогена, П. Сезанна.
Оборудование для учащихся: мольберт, лист бумаги формата А-3, простой карандаш, гуашевые краски, кисти, палитра, банка с водой.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
III. Закрепление нового материала.
IV. Практическая работа.
V. Подведение итогов.
VI. Выставка работ.
VII. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент:
П. -Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с различными стилями и направлениями в искусстве к XIX- н XX века, поближе прикоснёмся к абстрактному искусству, которое также называется беспредметным. Рассмотрим работы известных мастеров, познакомимся с практическими способами получения абстрактных решений. Повторим выразительные средства композиции, такие как линия, точка, ритм, акцент, контраст, интервал. Создадим свою беспредметную композицию – настроение или эмоциональное состояние (добро – зло; движение – покой и так далее).
II. Объяснение нового материала.
Конец XIX-началоXXвека – время художественных поисков и экспериментов.
Появляются новые образы. Всё чаще встречаются смешение стилей, жанров, видов искусств, эксперименты с формой, цветом, композицией.
Появляются стилевые направления – символизм, модерн. Стилевые течения авангарда – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и так далее.
Самым необычным из всех этих течений считается абстракционизм, который вызывает множество вопросов – как понять это произведение? что хотел сказать нам художник?
Попробуем в этом разобраться.
Во второй половине XIX века серьёзный шаг в сторону от художественной традиции сделали импрессионисты. Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление).
П. — Ребята, посмотрите пожалуйста на работы импрессионистов и скажите, а кто из вас знает, что пытались изображать импрессионисты?
У. -Это те художники, которые пытались нарисовать то, что видят, или то, что происходит в настоящий момент.
П. — Совершенно верно. В картинах импрессионистов видно стремление запечатлеть текущий момент. Это искусство можно сравнить с фотографией, которая также запечатлевает короткий отрезок времени.
П. -Посмотрите, пожалуйста, на работу Клода Моне «Нимфеи. Закат солнца»
К. Моне.
Картины импрессионистов невозможно оценить, рассматривая их вблизи. Чтобы рассмотреть изображение, нужно отойти на некоторое расстояние и тогда вам откроется то, что хотел запечатлеть художник. Такой эффект достигается особой техникой живописи – «вибрирующий мазок». Картины как бы собраны из отдельных мазков и только расстояние позволяет увидеть все.
П. – Ребята, а как вы думаете, где импрессионисты писали работы в мастерской или на пленэре?
У. — На пленере…
П. — А что можно увидеть, разглядеть в этой работе?
У. -Ветки деревьев, море, как солнце освещает всё вокруг …
П. — Молодцы ребята. Чтобы этот момент поймать, они выходили на пленэр и кардинально изменили приём письма. Импрессионисты стали писать лёгкими динамичными мазками, прозрачными, как сама световоздушная среда. Многим такие работы не нравились, и парижская критика утверждала, что они «выстреливали по полотну из пистолета, заряженного тюбиками с краской, после чего им оставалось только поставить подпись на своих шедеврах».
Клод Моне «Кувшинки». « Здание парламента в Лондоне».
Попытка остановить момент является и сильной стороной стиля, но и его слабостью. Импрессионисты в своих произведениях не пытаются осмыслить суть вещей, отразить их во всем многообразии, а лишь фиксируют текущее состояние, которое может быть ярким, запоминающимся, но проходящим. Иногда создается впечатление – то, что отражено на картине через мгновение изменится и приобретет совсем другое значение. Это и стало одной из причин кризиса импрессионизма и отходом многих художников от этого стиля.
Поль Гоген, Ван Гог, Сезанн стали родоначальниками стиля, который условно называют постимпрессионизмом. От лат. post – после, т.е. после импрессионизма. Они в своих картинах попытались уйти от изображения конкретного, текущего момента и перейти к более полному и объемному отображению мира. Для них выразительность стала важнее изобразительности, что с наибольшей силой проявилось в творчестве Ван Гога.
П. -Посмотрите внимательно на работы Ван Гога.
Ван Гог. «Поле зерновых в преддверии грозы»
Он больше беспокоился о передаче эмоционального состояния, чем о сходстве с мотивом.
Ван Гог «Вид на Овер».
Ван Гог « Пейзаж в Овере после дождя».
П. -Что необычного можно увидеть в этих работах?
У. — Всё написано динамичными мазками, использует контрастные цвета, такие как красный — зелёный, синий — оранжевый…
П. — Молодцы ребята. Ван Гог считал, что контраст или гармония способны выразить разнообразные духовные состояния художника. Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций. Иногда он резкий, заострённый, отрывистый, а иногда – закруглённый, ритмически повторяющийся. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Ван Гог рисовал вполне реалистические сцены с натуры.
При необходимости он выдавливал на холст краску прямо из тюбика, мог процарапать её рукояткой кисти, а мог просто оставить часть холста, чтобы был виден грунт. Если внимательно посмотреть на небо в «Пейзаже в Овере после дождя», то можно увидеть, что они, будто кирпичами, вымощено прямоугольными синими мазками, между которыми виден грунт, а полнеба вообще не написано, что лишь добавляет картине выразительности.
П. Гоген утверждал, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника. Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе. Он писал не то, что видел, а то, что хотел увидеть.
П. Гоген «Пейзаж».
П. -А сейчас давайте посмотрим на работы П. Сезанна. Что в этих работах вы видите необычного?
П. Сезанна «Гора Сент — Виктуар». «Дома в Провансе».
У. -В его работе присутствуют геометрические формы…
П. — Правильно, он сводил изображение реальных предметов к геометрическим формам, одновременно используя систему различных проекций. В результате, пространство в его картинах приобретало несколько деформированное, нереальное измерение.
Каждый из участников этого движения стремился по-своему переработать импрессионизм, восполнив в нём то, чего ему, по их мнению, недоставало.
Открыв невидимое, постимпрессионисты сделали важный шаг к искусству XX века, которое вообще отказалось от изображения видимого.
Одно из таких направлений — это кубизм.
П. — Ребята как вы думаете, что это за направление?
У. -Это когда работа состоит из кубиков…
П. — Правильно. Термин «кубизм» возник в 1908 году. Посмотрите на работу Жоржа Брака «Дома в Эстаке».
Ж. Брак «Дома в Эстаке».
Согласно легенде, А. Матисс пошутил, что картина Ж. Брака «Дома в Эстаке» кажется ему сделанной из кубиков. Название показалось довольно удачными и вскоре окончательно прижилось. В своём развитии кубизм чётко делится на три этапа. Первый получил название «сезанновский». В 1907 году прошла крупная выставка Сезанна, а также вышла в свет книга Эмиля Бернара, посвящённая этому великому мастеру. Например, Сезанн говорил: «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса…» что очень подходило для художников – кубистов.
Второй этап получил название «кристаллический» кубизм.
П. -Посмотрите на работу Пабло Пикассо, а что в этой работе необычного?
П. Пикассо « Портрет Амбруаза Воллара».
У. -Как будто треснуло зеркало, а в нём чьё-то отражение…
П. — Правильно. Предмет окончательно распался на составные части, мелкие грани, чётко отделённые друг от друга. В композиции были построения, напоминающие, по выражению Пикассо, треснувшие зеркала – в центре помещался какой – нибудь крупный объект, к которому подтягивались более мелкие живописные формы. Пикассо даже писал портреты, где через кубистически изломанные плоскости проступал вполне конкретный образ изображенного человека.
Чем дальше, тем более дробными становились формы в картинах кубистов, а цвета – более светлыми и разнообразными. Плоскости высветлялись на — столько, что выглядели почти прозрачными, и за ними можно было видеть очертания других предметов.
П. — Посмотрите на работу П. Пикассо « Майя с куклой».
П. -А чем эта работа отличается, что здесь необычного?
У. -Какое то странное лицо, руки, ноги…
П. -Такой приём построения пространства – называется симультанизм, то есть совмещение нескольких точек зрения на один объект.
Абстрактные решения также характерны для синтетического кубизма, суть которого заключается в использовании реальных объёмных фактур из мира популярных материалов.
П. -Посмотрите на работу Ж. Брака «Трубка, рюмка, игральная кость и газета.
П.-Что напоминает вам эта работа?
У. -Технику коллаж…
П. — Молодцы ребята, очень внимательно смотрите. Брак впервые ввёл в живопись инородные элементы – вырезки из газет и этикетки, дав рождение знаменитому кубистическому коллажу.
Помимо кубизма было ещё очень интересное направление – это футуризм. Появилось это направление в Италии, так как на протяжении многих исторических эпох эта страна была законодательницей художественной моды.
Художники стремились создать искусство, устремлённое в будущее. Футуризм (от лат Futurum – будущее).
П. — Посмотрите на работу Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке».
И на работу Умберто Боччони «Динамизм велосипедиста».
П. -Что в этих работах вам кажется необычным?
У. – Кажется, что у собаки несколько ног, а у велосипедиста несколько колёс…
П. -Вы правы. Футуристы посвятили себя изображению движения во всех его видах. Иногда это выглядело несколько наивно, вроде множества ног у бегущей собаки, или несколько колёс у велосипеда. В ранних картинах можно распознать сам предмет, пусть и размазанный, расположенный по фазам своего перемещения. Но позже появились чистые беспредметные формы.
П. -Посмотрите на работы Джакомо Балла «Стрижи», и «Абстрактная скорость – автомобиль проехал».
Здесь уже нет формы предмета, такие композиции называются беспредметные.
Вот так подошли мы с вами к нашей основной теме абстракционизм.
Абстракционизм – одно из самых сложных и противоречивых течений, возникших в мировом искусстве в начале XX века, в котором отказ от изображения форм реального мира заменяется «беспредметными» сочетаниями цветовых пятен или геометрических элементов и линий, а произведение основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлечённая конфигурация).
Искусство можно разделить на реалистическое и абстрактное.
Реализм – это искусство, отражающее мир в реальных (узнаваемых) формах и образах, которое правдиво отражает мир во всех его появлениях.
Абстракция — это направление, которое воздействует на зрителя с помощью отвлечённых изображений, таких как линия, цвет, пятно и т. д., не похожими на конкретные предметы или объекты живой природы.
Самые яркие страницы в современном искусстве связаны с именами Василия Кандинского и Казимира Малевича.
Давайте рассмотрим некоторые произведения.
Василий Кандинский, родился 4 декабря 1866 года в Москве. Первой профессией Кандинского стали музыкальные выступления, на которых он играл на фортепиано и виолончели. Через некоторое время Кандинский стал рисовать, причем в его картинах встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью.
Василий Кандинский искал способы выразить самые тонкие, нежные переживания души. Он прислушивался к тем ощущениям, которые рождает в человеке огонёк свечи, звуки музыки, плеск волны, запах мимозы и т. д.
В работах Кандинского невозможно различить образы или фигуры, только читая название, удивляешься необычному взгляду на выбранную тему. Он использует свободные линии, размытые контуры, смешивает границы объектов, экспериментирует с цветом, рисует различные геометрические фигуры, крупные точки, волнистые линии и прочие свободные элементы.
Надо было на место прежних взаимоотношений реальных предметов друг с другом поставить новые взаимоотношения, но не реальностей, а чистых эмоций и духовных представлений «абстрагированных» форм и линий.
Мастеру предстояло сделать решающий шаг в новое измерение.
П. -Ребята, давайте посмотрим произведения Кандинского и попробуем определить, чем его работы отличаются от работ Малевича?
Маленькие миры. Без названия.
Композиция VII (1913)
Серый овал. Композиция IV.
Композиция VII Композиция VI.
У. -В его работах присутствует фон, нет конкретных геометрических фигур, все элементы расположены по поверхности, нет свободного места …
П. — Совершенно правильно. «Композиция VI» и «Композиция VII», почти одинаковые по размеру, различны по характеру содержания и его воплощения. Каждый из мотивов, достигая своего крайнего напряжения, действительно уподоблен некой катастрофе — своего рода взрыву или потопу. Линии «Композиций» движутся по поверхности холста плавными изгибами то широко и свободно, то группируются в виде параллелей. Взаимодействуя, они сталкиваются друг с другом, изменяют свое направление, перерезают друг друга, ломаются или складываются в те или иные комбинации. Пятна и линии здесь действуют, как живые существа. И то, что это абстрактные линии (а не конкретные люди, животные или предметы), лишь усиливает выразительность события. «Хор красок», состоящий из множества голосов — разных по характеру, тембру и силе, звучит мощно и взволнованно. В. Кандинский в своих «Композициях» творит новую реальность, не имеющую ничего общего с окружающим нас миром.
Ещё один представитель абстракционизма это — Казимир Малевич родился в 1878 году в Киеве. В 1895 году посещал Киевскую художественную школу. Пройдя через стадии подражания постимпрессионистам, он в 1915 году основал художественное течение беспредметного искусства, где художественное произведение должно основываться на главенстве «чистого ощущения» и никоим образом не зависеть от реального мира. Картина является лишь композицией простейших геометрических фигур и цветовых пятен. Он создал свой собственный уникальный стиль «супрематизм» (лат –supremus — высший).
П. -Ребята посмотрите, пожалуйста, внимательно на работы. Какие выразительные средства использует художник в своих работах?
У. -Разные геометрические фигуры, линии, цвет, пятно…
Супрематизм.
П. — Правильно, молодцы. В многочисленных работах Малевича беспредметные композиции состоят из геометрических форм: чёрных кругов, квадратов, прямоугольников и треугольников на белом фоне, скомпонованных по законам динамики и статики.
Вот мы с вами посмотрели работы известных художников, рассмотрели разные направления.
III. Закрепление нового материала.
П. -Ну, а теперь давайте определим принципы неизобразительных форм.
Что должно быть в картине, содержание?
У. — Да.
П. — Эмоциональная выразительность формы?
У. — Да.
П. — Выразительность цветовых пятен?
У. – Да.
П.- Таким образом, неизобразительная композиция это композиция беспредметная, условная. Линии, штрихи и пятна наделены выразительностью! Иногда случайная клякса возбуждают у художника фантазию и порождают определённые образы.
П. — Давайте вспомним, какие основные выразительные средства композиции нам знакомы?
-линия;
-контраст;
-нюанс;
-ритм;
-акцент;
-точка;
— пятно;
П. — Напомните, что такое линия?
У. — Линия — это след от карандаша, маркера, мелка, кисти.
П. -Хорошо, а какая бывает линия?
— Прямая — зигзагообразная, толстая – тонкая, длинная — короткая, синяя – красная…
П. — Какое чувство вызывает у вас прямая линия?
У. — Четкость, уверенность, целеустремленность…
П. — Правильно, а не совсем ровная линия, какие чувства она у вас вызывает?
У. — Эта линия живая, мягкая, спокойная…
П. — Хорошо, а зигзагообразная линия?
У. — Напряженность, тревожность, агрессивность…
П. — Молодцы. Следующий выразительный композиционный элемент — это контраст. Ребята, а какой бывает контраст?
У. -Контраст цвета, контраст формы.
П. — Контраст представляет собой резкое противопоставление характеристик, например, контраст формы:
-темное – светлое,
-большое – малое,
-простое – сложное,
-прямое – кривое,
П. — А теперь давайте рассмотрим контраст цвета, какой он бывает?
У. — Это цвета, которые дополняют друг друга, например: красный – зелёный, жёлтый — фиолетовый, синий – оранжевый.
П. — Контраст – подчеркнутая противоположность в форме, цвете, размерах, фактуре и массе. Контраст придает композиции эмоциональность, необычность. Он подразумевает, что будут два или более элемента, которые будут усиливать звучание друг друга.
П. – Хорошо ребята есть ещё одно средства выразительности это нюанс. Посмотрите на рисунок.
Если контраст это резкое различие элементов форм, цвета, то нюанс незначительные отличия. В нюансных формах больше сходства, различие идёт на чуть – чуть.
Нюанс — это оттенок, тонкое различие, например, от тяжелого к легкому, от темного к светлому, от большого к малому, от простого к сложному и т.д.
П. – А теперь давайте поподробнее рассмотрим акцент, т.е. точку, привлекающую внимание в большей степени, например, картина в целом решена в прохладных сине-зелёных тонах, но какая-то фигура написана в красных, т.е. это выделение какого то фрагмента контрастным по отношению к общей гамме. Посмотрите на картинку.
— Какой здесь вы видите акцент?
У. – Акцентом в этой работе является оранжевый круг.
П. – Конечно же, вообще в любой композиции должен быть господствующий элемент, приковывающий взгляд в наибольшей степени. Акцент призван создавать впечатление единства. Выбор акцента всегда зависит от замысла композиции, от ее стиля. Все другие элементы композиции подчиняются акценту и усиливают его звучание.
П. — А теперь давайте рассмотрим такой элемент выразительности как ритм. Ребята, скажите, пожалуйста, где можно встретить ритм помимо изобразительного искусства?
У. — Ритм можно встретить в литературных произведения, например в стихотворении, а также в музыке, в танце…
П. — Да вы правы. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух. Чем ритмичнее стихотворение, тем легче оно читается и запоминается. Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Ритм — это чередование каких – либо элементов линий, фигур, цветовых пятен в определённой последовательности.
П. — А сейчас давайте рассмотрим предпоследнее выразительное средство композиции – это точка. Как вы думаете, какая бывает точка?
У. – Точка бывает большая и маленькая, светлая и тёмная…
П.- Хорошо. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами.
П. – И последнее выразительное средство – это пятно.
П. – Как вы думаете, ребята из чего состоит пятно?
У. – Пятно состоит из множество линий, точек, находящихся рядом…
П. — В отличие от точки пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции.
IV. Практическая работа.
П. — Ребята мы с вами рассмотрели выразительные средства композиции, давайте теперь попробуем создать свою беспредметную композицию, которая будет отражать наше настроение. Для этого вы можете взять карандаш и попробовать как Казимир Малевич при помощи геометрических фигур, линий, точек и т. д. создать своё настроение. Затем в композицию вводим цвет, в зависимости от того, каким характером или каким настроением (грустный, веселый и так далее) мы хотим наделить образ. Или вы можете попробовать сразу же красками как Василий Кандинский передать своё настроение выразительными средствами.
Даем нашей работе название, кратко описывая изображенное на листе по примерному плану:
-название работы;
-какие средства использовал для выразительности;
-Есть ли у вас вопросы? Кому что-нибудь не понятно?
— Спину держим ровно, правильно. Проверяем все ли готово к уроку.
Самостоятельная работа учащихся. Во время практической самостоятельной работы учащегося, педагог работает индивидуально с каждым, а также делает общие замечания для группы.
После выполнения задания каждый обучающийся представляет свою композицию.
V. Подведение итогов.
П. -Скажите, пожалуйста, ребята, что сегодня было самым сложным в работе?
Учащиеся рассказывают о трудностях в работе.
П.- В целом сегодня все с заданием справились, молодцы.
VI. Выставка работ.
VII. Домашнее задание.
П. – Ребята если вам понравился сегодняшний урок, то вы можете поработать над еще одной подобной композицией.
Всем спасибо.
Презентация по МХК»Формальная (беспредметная ) композиция
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК»Формальная (беспредметная ) композицияОписание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ФОРМАЛЬНАЯ (БЕСПРЕДМЕТНАЯ) КОМПОЗИЦИЯ Презентация преподавтеля МБУДО Новоспасская ДШИ Ульяновской обл. Бадигиной Т.Г.
2 слайд Описание слайда:Что стоит за его открытиями в формальной композиции? Для чего и кому нужны поиски супрематических композиций К.Малевича?Абстрактные работы Кандинского?
3 слайд Описание слайда:Взгляните на манитор. Не чёрный ли квадрат Малевича? Да именно он и есть!
4 слайд Описание слайда:Система разработанная метрами беспредметной композиции нашла своё применение в современных видах искусства Дизайн строится именно по законам формальной композиции. ИНТЕРЬЕР» АРХИТЕКТУРА КОСТЮМ
5 слайд Описание слайда:В начале 20 века Казимир Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, Художнику было важно разделить «вчерашний день искусства» и принципиальную новизну своего открытия. Он исследовал базовые возможности цвета и композиции;
6 слайд Описание слайда:Чёрный квадрат это жирная точка поставленная им в конце реалистического искусства. И старт для развития нового искусства — искусства дизайна
7 слайд Описание слайда:Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве. Он, выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».
8 слайд Описание слайда:Чёрный квадрат является частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Чёрный круг» и «Чёрный крест» Он исследовал базовые возможности цвета и композиции;
9 слайд Описание слайда:Цель формальной абстрактной композиции -достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и форм, вызывая у зрителя чувство полноты и завершенности .
10 слайд Описание слайда:Композиция (от лат. compositio ) означает сочинение, составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей «Север» «Лето» Гончарова. Электрическая лампочка
11 слайд Описание слайда:ПРИЗНАКИ формальной композиции : ДОМИНАНТА ЦЕЛОСТНОСТЬ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ
12 слайд Описание слайда:Рассмотрим фрагмент интерьера студии Здесь присутствуют все основные признаки формальной композиции: ДОМИНАНТА, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ,ЦЕЛОСТНОСТЬ
13 слайд Описание слайда:ДОМИНАНТА Благодаря этой детали в композиции достигается ЦЕЛОСТНОСТЬ и УРАВНОВЕШЕННОСТЬ. А значит композиционная ГАРМОНИЯ
14 слайд Описание слайда:Вот так будет выглядеть эта студия без ДОМИНАНТЫ .Композиция перегружена справа и тем самым нарушена целостность восприятия, что приводит к композиционной дисгармонии.
15 слайд Описание слайда:Доминанта -ярко выраженный композиционный центр
16 слайд Описание слайда:ЦЕЛОСТНОСТЬ — из работы ничего нельзя убрать! Все детали просто необходимы! В.Кандинский Комозиция № 9
17 слайд Описание слайда:В.Кандинский Комозиция № 9 Если в этой работе вдруг исчезнут несколько элементов . Мы увидим как дисгармонично будет выглядеть композиция .Это и есть нарушение ЦЕЛОСТНОСТИ.
18 слайд Описание слайда:В.Кандинский Абстрактная композиция УРАВНОВЕШЕННОСТЬ –ни одна сторона в работе не должна перевешивать
19 слайд Описание слайда:В.Кандинский Абстрактная композиция А здесь всего на всего заменили цвет круга . Композиция перестала быть уравновешенной Поэтому потеряла гармоничность.
20 слайд Описание слайда:В формальной композиции –художник передаёт свои ощущения и эмоции с помощью графических(беспредметных) средств .Композиция строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов,.. В.Кандинский Абстрактная композиция А.Родченко Цветовая сфера круга Эмблема Баухауза
21 слайд Описание слайда:Композиционные средства формальной (беспредметной) композиции: ЛИНИЯ, ТОЧКА, ПЯТНО, ТОН, ЦВЕТ, ФАКТУРА
22 слайд Описание слайда:Цвет может быть тёплым или холодным, тяжёлым или лёгким, весёлым или мрачным. Цвет воспринимается нами эмоционально.
23 слайд Описание слайда:Используя 3 цвета .А так же линия и пятна создайте формальные беспредметные композиции в формате А-5 Ассоциации : «озорной ветер», «тихий вечер», «ярмарка», «весенняя капель».
24 слайд Описание слайда:Типы композиции: Замкнутая композиция Открытая композиция Симметричная композиция Асимметричная композиция Статичная композиция Динамичная композиция
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-935921
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Создание беспредметной (абстрактной) композиции.
Конспект открытого урока по изобразительному искусству.
Тема урока: Создание беспредметной (абстрактной) композиции.
2 класс
Учитель изо: Строкач Т.Н.
Цель урока: Создать беспредметную (абстрактную) композицию.
Задачи урока:
Обучающие:
1)учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.
2)дать понятие «абстракция».
3) укреплять меж предметные связи.
Развивающие:
1)развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства.
Воспитательные:
1)воспитывать любовь к прекрасному, эстетическое и нравственное отношение к действительности.
2)развивать самооценку.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, образцы рисунков.
Презентация к уроку.
Учебник по изо 2 класс.
Материалы для учащихся: альбомный лист, акварель, кисть, стаканчик для воды.
Ход урока
Организационный момент.
Содержание урока.
Самостоятельная работа учащихся.
Анализ работ.
Содержание урока
К нам на урок пришли три девочки, назовем их Даша, Катя и Оля.
(Рассматриваем изображение на экране).
Что мы можем сказать, глядя на девочек? Первое впечатление?
У каждой из девочек разный характер:
Даша любит читать, сидеть в тишине.
Катя –общительная, веселая, поет, танцует.
Оля –непоседа, упрямая, капризная, озорная.
Теперь перед вами три картины художников. Рассмотрим каждую из них. На первой картине – тихое утро, природа постепенно начинает просыпаться, краски спокойные, нежные.
На второй картине тоже пейзаж, но какие краски использует художник? Яркие, насыщенные, звонкие. Как будто сама радуга опустилась на луга, раскрасив их цветной палитрой.
Третья картина пугает нас – приближается грозовая туча. Природа вроде бы на время притихла в ожидании бури и проливного дождя, раскатов грома и вспышек молнии. Художник пользуется в основном контрастными красками.
Сейчас прозвучат три музыкальных произведения. Попробуйте определить характер этих произведений. (Звучат отрывки музыкальных произведений).
Что вы можете сказать, прослушав первый отрывок? На доске висит словарик, вы можете пользоваться им, подбирая нужные слова для характеристики произведений. Лирическая, спокойная, задумчивая – совсем как одна из наших девочек – правильно Даша и очень подходит к картине «Тихое утро». А другой отрывок – веселый, звонкий , радостный, даже трудно усидеть на месте, хочется плясать, конечно же – это Катя и перед глазами предстает радуга красок как в картине художника Жана Марка Жаньячика. Третья музыка – громкая, как гром среди ясного неба, резкая, как вспышки молний – совсем как на третьей картине художника, тревожная, а что будет дальше? Непредсказуемая – вы угадали – это Оля.
Итак мы видим, что и в музыке, и в живописи так же как и у людей есть свой характер, настроение, эмоциональное состояние.
Если бы мы могли заглянуть каждой девочки внутрь, то какими красками, а может и линиями, пятнами могли бы изобразить душевное состояние, ну, например Оли – красные- фиолетовые, желтые-синие, местами черные, линии – острые, зигзагообразные. У Даши –светлые, разбавленные белой краской легкие цвета, как утренний туман или вечерняя дымка, перламутровые, похожие на воздушные пузыри, линии плавные волнистые. У игривой Кати яркие, звонкие краски, как пестрая мозаика.
(Повесить на доске три абстрактных рисунка)
Самостоятельная работа учащихся. Перед вами чистые листы бумаги, представьте, что это зеркало, но отражает оно не то, что с наружи, а что внутри у вас – ваше настроение, характер, эмоции.
Назовем его «Зеркалом души».
Попробуйте передать абстрактными линиями, пятнами, цветом ваше состояние. Используйте линии прямые или волнистые, пятна, зигзаги, углы, круги.
Изображения получились красочными, многоцветными (проанализировать несколько работ).
Но кое- где в зеркалах я вижу черную краску. Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем в ваших зеркалах отражались только чистые, спокойные и яркие цвета.
Спасибо за урок!
Проект по теме: Конкурс по беспредметной композиции.
Сценарий районного конкурса по беспредметной композиции
9 февраля
Мехтиева Н.П.: Здравствуйте дорогие дети, преподаватели, уважаемые родители.
Сколько вас сегодня много собралось в этом зале.
Давайте знакомиться. Должны были приехать дети из:
г. Любань вместе с педагогом Ильиной Натальей Александровной. Очень приятно вас видеть.
Где две большие группы из г. Тосно
– дети из АХШ с директором Козиной Еленой Олеговной,
— дети из ДМШ с педагогом Ложковой Светланой Борисовной,
Из ДШИ пос. Тельмана с Тимофеевой Еленой Николаевной,
— группа детей из худ. класса Ульяновской ДМШ филиал «Красный Бор» с Мехтиевой Надеждой Павловной,
— еще группа из Ульяновской ДМШ из класса гитары вместе с педагогом Юровой Натальей Алексеевной,
— дети из Красноборской ср. школы с преподавателем русского языка и литературы Спельман Ириной Петровной,
— дети из класса по хореографии и педагог по хореографии Орлова Полина Вадимовна.
С какой целью мы все здесь собрались?
— приехали на конкурс
— победить
Мехтиева Н.: Наш конкурс называется: прикладная «БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ».
Немного истории
Трыкова Светлана
Взяв в руки репродукцию с картины художника, мы увидим на ней изображение: напр. деревьев, фруктов, человека. Художник, изображая предметы, восхищался их красотой и эту красоту он доносил до нас с помощью знакомых ему и нам средств выразительности — цвета, ритма, светотени и определенных приемов. В самом начале ХХ века часть художников перестала видеть в реальной жизни повод для вдохновения, их перестали интересовать реальные предметы. Художники увлеклись небывалыми до этого экспериментами в изобразительном искусстве.
В этот отрезок времени у человека появился новый инструмент – фотоаппарат. Стало бурное развиваться фотоискусство, способное передать все нюансы модели лучше, чем любой художник. Таким образом, мастера кисти были освобождены от некоторых задач, с которыми успешно справлялась фотография.
Все это вместе взятое способствовало тому, что в 1910 – 1913 годах, одновременно в нескольких странах Европы зародился — абстракционизм.
Абстракционизм — направление в изобразительном искусстве XX века
Значительное влияние на долю абстракционизма в мире оказало творчество голландского живописца Пита Мондриана.
Самой ранней формой абстракционизма стало беспредметное искусство.
Художники-абстракционисты выстраивали свои композиции из формальных элементов: линия, цветовое пятно и ритм и именно ритм становится одной из особенностей беспредметного произведения.
В России в 1910-1930 годах ХХ века были условия, позволившие ей сделать огромный шаг в направлении абстракции – революционные настроения, катастрофа первой мировой войны, свершившаяся революция, террор порождают в сознании людей чувство страха и бессилия перед жестокими силами. Представители интеллигенции замыкаются в «личные мирки», видят вокруг себя только одну сторону действительности – трагический кризис общества. Вся сложившаяся ситуация в стране способствовала возникновению мощнейшего импульса к поиску нового языка, новой эстетики, нового искусства. Первыми «сбросили» предмет и модель с их постамента именно русские художники.
Становление и развитие абстракционизма в России связаны с именами Василия Кандинского и Казимира Малевича, наследство которых сегодня так высоко ценится специалистами.
Аня Лебедева: Василий Васильевич Кандинский родился в Москве 16 декабря 1866 года. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Уже с десяти лет Василий занимался рисунком с частным преподавателем, а позже, в гимназии. Кроме того, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели.
В 1886 году Василий едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Окончив обучение через шесть лет, Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета Московского университета.
Стать художником Кандинский решился довольно поздно. В 1895 году на проходящей в Москве выставке французских импрессионистов он открывает для себя живопись Моне. Отправляется в Мюнхен, где записывается в школу Антона Ажбе. Однако весьма скоро школа перестала удовлетворять его потребности.
В 1900 году Вас. Вас. Кандинский был принят в Мюнхенскую академию, в живописный класс Франца Штука. Штук был знаменит, он считался «первым рисовальщиком Германии». Рисунки молодого художника были признаны им «выразительными», он посоветовал «сначала писать в черно-белых тонах, чтобы изучать только форму».
Полина Иванова: С 1908 года Кандинский живет в основном в Мюнхене. В то время Кандинский отдает дань литературной деятельности. Выходят книги «О духовном в искусстве» и мемуары «Оглядываясь назад». С началом Первой мировой войны 1914 год Кандинский вернулся в Россию. Следующие семь лет художник провел в России среди неурядиц войны и революции. В 1921 году Кандинский был назначен вице-президентом «Академии художественных наук». И это далеко не полный перечень дел и обязанностей художника в то время.
Но с 1921 года в России начался процесс ликвидации авангарда, и когда «искусство умерло», Кандинскому было уже нечего делать в Москве. В конце декабря того же года Василий Васильевич в сопровождении жены отправился в Берлин, взяв с собой только 14 картин. В Берлине его ждал неприятный сюрприз: почти все 150 картин, которые он передал в 1914 году галерее В. Штурма, были проданы, а в результате инфляции вся выручка стала равна почти нулю.
С приходом к власти нацистов Кандинский покинул Германию, гражданство которой получил в 1928 году. Теперь он направился во Францию. Там он остался до конца своих дней
В 1944 году Кандинский тяжело заболел, и 13 декабря 1944 года его не стало.
Мехтиева Н.: Художники увлеклись небывалыми до этого экспериментами в изобразительном искусстве. Что же они изображали на своих полотнах? «Сбросили» предмет и модель с их подиума. Их новые композиции были без предметов. Это похоже на название нашего конкурса – беспредметная композиция.
Художники-абстракционисты выстраивали свои композиции из формальных элементов: линия, цветовое пятно и ритм. Кто может сказать что могут обозначать эти слова?
-это средства!!!
Правильно.
При работе над композицией художники используют средства выразительности.
Создание композиции – творческий процесс от начала работы и до ее завершения.
.Композиция существует во всех видах искусства.
Сейчас мы все сможем услышать и увидеть выразительные средства композиции в разных видах искусства: изобразительном искусстве, музыке, литературе, хореографии.
Представители этих видов искусства уже на сцене.
— Первое средство выразительности — точка.
Рита Ермаченкова: когда мы изучали точку, как средство выразительности, мы узнали, что она бывает – маленькой и большой, может быть разной по форме, светлой и темной, цветной и разной материальности.
Мехтиева: Наталья Алексеевна, есть в музыке это средство? Пожалуйста.
(педагог ведет разговор о точке, дети показывают точку на инструментах)
Ирина Петровна, литература дружит с точкой?
(педагог ведет разговор об истории появления точки)
Полина Вадимовна… сможете показать точку в хореографии?
(педагог расказывает как в хореографии выглядит точка и Катя ее показывает)
Мехтиева: На очереди второе средство выразительности — линия.
Миша Садовский: изучая линии, мы узнали, что они бывают – прямые и кривые (длинные и короткие, узкие и широкие, цветные).
Мехтиева: Наталья Алексеевна, покажите линию своими инструментами? Пожалуйста.
(педагог ведет разговор о линии, дети озвучивают ее).
Ирина Петровна, есть в литературе линия?
(педагог ведет разговор о линии)
Полина Вадимовна, покажите, как вы передаете линию в вашем хореографическом виде искусства?
(педагог ведет разговор о линии и Катя ее показывает).
Мехтиева: – пятно
Рита Ермаченкова: пятна бывают: маленькими и большими, разными по характеру, фактуре, они разноцветные, разного тона.
Мехтиева: Наталья Алексеевна, Смелее… пятно. Пожалуйста.
(педагог ведет разговор о пятне, далее показ)
Ирина Петровна, пятно в литературе, как средство выразительности.
(педагог ведет разговор о линии и дети ее выражают в слове)
Полина Вадимовна, есть ли у вас пятно, как средство?
(педагог ведет разговор о линии и идет ее иллюстрация через танец).
Мехтиева: следующее средство выразительности – ритм
Миша Садовский: рассматривая ритм как средство выразительности, узнаем, что это еще и композиционный прием. Ритм – это повтор или чередование одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Ритм – это организующее и эстетическое начало в композиции.
Мехтиева: музыканты не устали? Тогда – ритм. Пожалуйста.
(ритм – пожалуйста, педагог ведет разговор овидах ритма и дети иллюстрируют)
Ирина Петровна, проиллюстрируйте пожалуйста ритм.
(педагог ведет разговор о ритме, далее дети показывают ритм словом)
Полина Вадимовна, используется ли у вас ритм, покажете?
(педагог ведет разговор о ритме, далее показ в танце).
Мехтиева: следующее средство выразительности – контраст
Рита Ермаченкова: Существует контраст величин – маленького и большого, тонкого и толстого. Светлого и темного — тоновой контраст, цветовой контраст – красное-зеленое, желтое-фиолетовое, оранжевое-синее, контраст настроение — веселое и грустное.
Мехтиева: Наталья Алексеевна — Покажете нам контраст? Пожалуйста.
(педагог о контрасте и он звучит).
Ирина Петровна, что скажете по поводу контраста?
(педагог о контрасте и мы слышим его от детей).
Полина Вадимовна, — контраст.
Мехтиева: следующее средство выразительности – акцент.
Миша Садовский: акцент – это выделение главного в композиции. Главное может быть выделено цветом, тоном, размером, величиной и местоположением.
Мехтиева: Наталья Алексеевна — Пожалуйста.
(педагог об акценте и он в музыке)
Ирина Петровна, литература без акцента не существует!
(педагог об акценте, он оживает в слове).
Полина Вадимовна, в хореографии пользуются акцент?
(педагог об акценте, показ в танце).
Мехтиева: следующее средство выразительности – нюанс.
Рита Ермаченкова: Нюанс – гармоничное сочетание родственных цветов. Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одного и того же главного цвета. Это сравнительно сдержанная цветовая гамма. В цветовом круге имеются 4 группы родственных цветов:
— желто – красные
— сине – красные
— желто – зеленые
— сине – зеленые
Мехтиева: Наталья Алексеевна — пусть прозвучит нюанс! Пожалуйста.
(педагог ведет разговор о нюансе, он звучит)
Ирина Петровна, в литературе нюанс тоже звучит?
(педагог ведет разговор о нюансе и мы слушаем).
Полина Вадимовна покажите, есть ли у вас нюанс, как средство?
(педагог ведет разговор о нюансе – показ).
Мехтиева: следующее средство выразительности – интервал.
Миша Садовский: что интервал – это промежуток между объектами, интервалы бывают разной величины.
Мехтиева: Наталья Алексеевна — Это последнее средство.
(педагог ведет разговор об интервале в звуке).
Ирина Петровна, с интервалом как у вас?
(педагог об интервале и дети озвучивают).
Полина Вадимовна покажите, есть ли у вас интервал.
педагог об интервале, Катя показывает).
Мехтиева: Только что мы своими органами чувств смогли увидеть, услышать и почувствовать средства выразительности, которые так замечательно показали нам ребята.
Наш диалог между видами искусства показал органическую связь этих видов искусств, мы увидели их единую природу и их интеграцию.
Повторим вместе:
— При работе над композицией художники используют средства выразительности.
— Создание композиции – творческий процесс от начала работы и до ее завершения.
— Композиция существует во всех видах искусства.
Мехтиева: Теперь все присутствующие у нас виды искусства могут показать свои композиции.
Музыка, вам слово (звучат музыкальные композиции).
Литература, ваша очередь (дети читают стихи).
Хореографы ваш танец (показ танца).
Может быть после нашего конкурса, вы ребята, сможете глубже воспринимать все произведения искусства, созданные руками художников, словами литераторов, движениями хореографов.
Мы надеемся, что после нашей встречи вы лучше запомните средства композиции и будете грамотно их использовать в своих работах. Пусть это мероприятие будет для всех вас отправной точкой к самостоятельному созданию творческого продукта.
Спасибо начальнику отдела по культуре, спорту и молодежной политике администрации МО Тосненского района Ленинградской области Худяковой Елене Александровне, администрации Красноборской ср. школы в лице директора Беляковой Анны Николаевны, директору Дома Культуры – Байковой Елене Владимировне, директору Ульяновской ДМШ Гайдаю А. И., которые помогли нашему конкурсу состояться. Огромное спасибо детям, принявшим участие во вступительном слове.
Дети художественных школ после всего увиденного и услышанного могут идти создавать свои великолепные композиции, потом мы полюбуемся ими и оценим их по достоинству.
Беспредметное искусство
Термин «беспредметное искусство» (или «беспредметность»), связанный непосредственно с русским авангардом, применяется широко, охватывая всё русское искусство, начиная с первых абстрактных работ В.В.Кандинского и до конструктивизма. Это явление было важнейшей частью русского авангарда и с 1916 по начало 1920-х преобладало над всеми остальными. Однако в среде художников-авангардистов, вплоть до революции, этот термин практически не использовался ни в теоретических статьях, ни в манифестах. За исключением упоминания о «беспредметной любви к живописи» у Кандинского (1910. См.: В.В.Кандинский. Письма из Мюнхена // Кандинский 2001. Т. 1. С.79), термин не оставил никаких следов в первой половине 1910-х. Даже К.С.Малевич в связи с изобретением и утверждением супрематизма не счёл нужным ввести термин в заголовки своих брошюр и говорил о супрематизме как о «новом живописном реализме». Однако в знаменитой фразе из брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (М., 1916) мы всё же читаем: «Но я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т.е. к супрематизму, к новому живописному реализму – беспредметному творчеству» (Малевич. СС. Т. 1. С.53).
О беспредметности говорили в художнической среде середины 1910-х, о чём свидетельствуют воспоминания Р.О.Якобсона и А.А.Моргунова (Малевич 2004. Т.II. C.103–104, 126–128). Об этом пишет и А.Е.Кручёных в предисловии к своему альбому «Вселенская война. Ъ. Цветная клей» (М., 1916), касаясь коллажей О.В.Розановой: «Эти наклейки рождены тем же, что и заумный язык – освобождением твори от ненужных удобств (ярая беспредметность)» (Малевич 2004. Т.II. C.141).
А.М.Родченко. Беспредметная композиция №49 (на жёлтом фоне). 1917. Дерево, масло. 72х32. КОХМ
А.М.Родченко. Беспредметная композиция. 1920. Дерево, масло.42,5х24,5. ТОХМ
0 / 0
Более полноценно тема беспредметности возникает в первом номере журнала «Супремус», где предполагалось опубликовать две статьи: «О беспредметном искусстве» Н.А.Рославца и «Беспредметное творчество» И.В.Клюна. Но поскольку журнал в свет не вышел, тема не стала общественной (реконструкцию журнала «Супремус» см.: Шатских 2009).
Термин «беспредметное творчество» (или «беспредметное искусство») получил широкое распространение только в 1918–1919 в связи со спорами между Малевичем и сторонниками супрематизма, с одной стороны, и группой А.М.Родченко – с другой. Поводом к этим спорам послужили две выставки – «Посмертная выставка О.В.Розановой» (1918) и «Беспредметное творчество и супрематизм» (1919). Разногласия между художниками обнаружились ещё во время подготовки этих выставок.
Это было принципиальное противостояние между классиком авангарда Малевичем и представителями молодого поколения авангардистов в лице Родченко. Позиция последнего детально отражена в дневнике В.Ф.Степановой. 16 января 1919 она записывает, что после кубофутуризма «открылось» беспредметное творчество, которое «надо рассматривать тоже как новое миропонимание. Оно охватило все искусства и жизнь. Это движение духа». В беспредметной живописи Степанова усматривает два аспекта. Один – духовный – борьба с «материализмом предмета», провозглашение анализа, изобретательства. Второй – материальный – «углубление профессиональных требований к живописи» (мастерство и техника), «поднятие на высокий уровень звания живописца» (Степанова 1994. С.72–73). Она приводит слова Родченко: «Не черпая из природы, а только из своей творческой фантазии, беспредметное творчество открыло и самое слово “творчество” как самое яркое и наиболее выявляющее при определении понятия беспредметности» (Степанова 1994. С.77).
Степанова называет Родченко беспредметником, но не супрематистом (Степанова 1994. С.82). Родченко предрекает дальнейший уход от беспредметной живописи и возникновение новых видов «творчества» («будут не нужны ни холсты, ни краски, и будущее творчество <…> будет прямо в стены вделывать свои творения, которые без красок, кистей, холстов будут гореть необычайными, ещё неизвестными цветами») (Степанова 1994. С.78). Степанова объясняет, что беспредметное творчество – это не только течение или направление в живописи, но новая идеология, предназначенная для анархического строя и влияющая на всю жизнь художника, подчиняя себе его потребности и вкусы.
Позиции беспредметников немногим отличаются от того, что говорит о супрематизме Малевич. В целом противопоставление супрематизма и беспредметного творчества сегодня кажется наивным, поскольку оба направления можно отнести к геометрической абстракции. После отъезда Малевича в Витебск в 1919, его споры с Родченко естественным образом прекращаются, а противопоставление супрематизма и беспредметности постепенно сходит на нет. В дальнейшем «беспредметная художественная культура», включающая и супрематизм, становится важнейшим звеном в развитии не только изобразительного искусства, но и архитектуры.
Теме беспредметности были посвящены теоретические работы Малевича («Мир как беспредметность». Впервые опубликовано на немецком языке: Die gegenstandslose Welt. München, 1927. См.: Малевич. СС. Т. 2. С.55–123), М.В.Матюшина («Беспредметность». 1926), И.А.Пуни (Русское беспредметное искусство // Иван Пуни. Современная живопись. Берлин, 1923. С.7–23) и Клюна («Супрематизм и беспредметное искусство». 1941–1942).
Идея беспредметности нашла своё воплощение в визуальной поэзии художников-авангардистов, в частности в беспредметных стихах Розановой (1916) и Степановой (1918). Последние были представлены как графические произведения на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм».
См. также: Абстрактное искусство.
Абстрактное и необъективное искусство
Что такое абстрактное искусство?
Может быть, вы взглянули на произведение абстрактного или беспредметного искусства и запутались. Может быть, вы спросили себя: «Как это искусство?» или «Почему это искусство?»
Может быть, абстрактное искусство или беспредметное искусство вас даже разозлило. Возможно, вы подумали про себя: «Это может сделать каждый!» Или, может быть, «Это не искусство!»
Проблема с абстрактным искусством состоит в том, что большинство людей просто не находят времени, чтобы понять или оценить его.Они просто смотрят на навыки, необходимые для физического рисования и рисования изображения, и вот как они это оценивают.
Дело в том, что навык абстракции заключается не в применении среды. Истинное мастерство заключается в видении художника и в том, как он общается через свои работы.
Легко упустить навык абстракции и беспредметного искусства, если вы не понимаете, что происходит. Итак, давайте погрузимся немного глубже с непредвзятым мнением.
Различные формы искусства
Мир искусства огромен — с множеством разных стилей, движений, сред и художников. Довольно легко быть ошеломленным и сбитым с толку. Но, к счастью, этот обширный мир можно упростить. Все произведения искусства попадут в одну из трех категорий. Произведение искусства может быть репрезентативным, абстрактным или необъективным.
Изобразительное искусство
Как следует из названия, изобразительное искусство стремится воспроизвести наблюдаемый мир.Когда целью является создание репрезентативного произведения искусства, художника волнуют пропорции, источник света, глубина и пространство, перспектива, реалистичные текстуры и так далее. Художник использует элементы искусства, чтобы обмануть глаз зрителя и создать убедительную иллюзию в рисунке или картине.
Есть разные степени изобразительного искусства, но пока давайте рассмотрим их как одну категорию. (Для некоторых людей это ЕДИНСТВЕННЫЙ вид искусства, но есть еще кое-что, что нужно открыть и оценить.)
Абстрактное искусство
Абстракция — это наиболее неправильно понимаемый вид искусства. Абстракция возникает, когда намерение художника состоит в том, чтобы создать измененное изображение предмета или концепции. При желании абстрактного художника правила изобразительного искусства могут быть полностью отброшены. В этом виде искусства художник использует элементы искусства, чтобы искажать то, как мы видим объект в действительности. Этого можно добиться несколькими способами — упрощением, изменением цвета, изменением вида и так далее.
В абстрактном искусстве художник начинает с конкретного предмета из реальности, даже если предмет может быть не полностью узнаваем в законченной работе.
Необъективное Искусство
Третья категория искусства называется «беспредметной». Этот вид искусства отличается от изобразительного искусства и абстрактного искусства тем, что он ничего не берет от реальности. Единственная цель — создать визуальную работу, созданную исключительно для эстетики. Хотя абстрактная работа может показаться похожей на необъективную, отправная точка и намерения художника различны.По этой причине беспредметное искусство получает свою категорию.
Ранние формы абстрактного искусства
Чтобы понять абстрактное искусство, мы должны сначала взглянуть на историю того, как оно возникло.
Абстрактное и беспредметное искусство существует столько же, сколько и само искусство. Наскальные рисунки, подобные тем, что сделаны в Ласко, Франция, абстрактны. Эти плоские, упрощенные формы животных вдохновили художников тысячи лет спустя, в двадцатом веке. Абстракция заключается в простоте.Это означает, что самые ранние и самые старые формы искусства являются произведениями абстракции.
Абстрактное и беспредметное искусство позже доминировало в начале двадцатого века. Однако в предыдущие века , большинство художников работали над репрезентативным изображением своего предмета.
Чтобы понять абстрактное беспредметное искусство и , нужно сначала рассмотреть изобразительное искусство. Репрезентативное искусство, которое часто называют реализмом, пытается копировать естественный опыт видения.Приставка «ре» означает снова. Корень слова «настоящее» может означать «показывать». Итак, каждый «снова показывает» то, что было впервые замечено при репрезентативной работе — копию природы.
В начале двадцатого века абстрактное искусство стало ответом на изобразительное искусство. Абстракция — это изменение естественного видения чего-либо. Искаженные пропорции, неестественные цвета и упрощение форм — это всего лишь несколько способов, которыми художник может изменить способ изображения определенного предмета.
Картина есть картина
В 1929 году Магритт завершил свою влиятельную и неоднозначную картину «Предательство образов».На этой картине Магритт представил реалистичную картину трубки со словами под ней: «Ceci n’est pas une pipe». В переводе с французского эти слова гласили: «Это не трубка».
Для тех из нас, кто застрял в мире реализма, это утверждение может сбить с толку. Ведь мы ясно видим, что это труба на картине, верно?
А это труба? Можете ли вы набить в него табак и закурить? Можете ли вы подержать его в руке?
Вы не можете делать ничего из этого, потому что это НЕ труба.Вместо этого это окраска трубы.
Эта картина может помочь нам лучше понять и оценить любую форму искусства, созданную за пределами области реализма. Картина — это картина. Картина — это не та реальность, которую она пытается скопировать. Чтобы картина была успешной, ее необязательно выводить из реальности. Картина может быть тем, чем мы хотим. Необязательно имитировать реальность.
Имея в виду эту концепцию, мы можем открыть себя миру абстракции и беспредметного искусства.Мы должны отказаться от того факта, что картина или рисунок должны быть репрезентативными, чтобы иметь достоинства. Давайте сначала немного углубимся в абстрактное искусство.
Определение абстрактного искусства
Изменение — это центр абстрактного искусства. Абстракция — это форма изменения предмета, отличного от того, как на него смотрят в действительности. Это может быть так же просто, как изменить цвет; или так же сложно, как сменить тему до неузнаваемости.
Достоинства абстрактного искусства двоякие.Можно оценить, как художник изменил тему, а также формальные качества полученной работы.
В некоторых случаях мы можем не знать мыслительный процесс, лежащий в основе абстракции, но мы можем оценить полученную работу — цветовые отношения, композицию, использование элементов и принципов искусства и т. Д. Но в некоторых случаях мы можем знать намерения художника и то, как они решили сменить тему, — это дает нам еще один способ оценить произведение.
Людям, которые не понимают цели абстракции, легко отвергнуть ее как меньшую форму искусства — особенно если они судят о ней по тому, насколько репрезентативным художник делает свою работу.Однако, если вы глубже погрузитесь в смысл и цель абстракции, мы сможем лучше ее оценить. Вы даже можете обнаружить, что цените это еще больше, когда попытаетесь сделать это самостоятельно.
Сравнение различных форм абстракции
Как упоминалось ранее, в искусстве существуют разные степени абстракции. Визуальную абстракцию лучше всего понимать как существующую в континууме. Представьте себе линию. На одном конце линии фотореалистичные произведения искусства. На другом конце — беспредметное произведение искусства без узнаваемого, именуемого предмета.Абстрактное искусство находится посередине, где-то между изобразительным искусством и беспредметным искусством.
На этой линии есть точки, представляющие разную степень абстракции. Возьмите свой любимый мультик. Есть ли в мультфильме черные контуры? Линии абстрактные. Думаю об этом. В «реальной жизни» нет линий. Всего края цвета и стоимости. Использование линии для определения контура на самом деле является отклонением на от естественного видения.
Означает ли это, что мультфильм — это абстрактное искусство? Не совсем, но это значит, что мультики стилизованы.Думайте о стилизации как о первой остановке на пути к абстракции.
Вышеупомянутый континуум — это попытка организовать несколько художественных движений по степени их абстракции. Артисты и Движения на линии не в хронологическом порядке. Крайне правее — фотореалист Чак Клоуз. Его произведения искусства со временем эволюционировали, но работы, которые он создавал в конце шестидесятых — начале семидесятых, определяли фотореализм, наиболее изобразительное искусство на сегодняшний день.И Уинслоу Гомер, и Клод Моне представляют движения 1800-х годов, в течение которых художники работали репрезентативно. В следующей картине Моне использованы цена и цвет для создания правдоподобного, реалистичного пространства.
Точка, в которой на континууме появляется Поль Сезанн, знаменует собой поворотный момент в истории искусства. Поля Сезанна часто называют «отцом современного искусства». Искусство Сезанна (показано ниже) имеет плоское качество, которое подчеркивали бы художники, которые следовали за ним.Посмотрите, как пластина слева выглядит более круглой, чем пластина справа. Они не кажутся принадлежащими друг другу в одном пространстве.
Двигаясь влево по континууму, художники-прецизионисты, такие как Чарльз Демут и, в меньшей степени, Джорджия О’Киф, рисовали легко узнаваемые абстрактные образы. Оба будут увеличивать масштаб изображения своих объектов, уменьшая различие между передним, средним и фоном.
Вместо этого их объекты кажутся скученными на поверхности своей картинной плоскости, что опять же создает ощущение плоскостности.Кроме того, Демут рисовал длинные прямые линии прямо через свои композиции, чтобы создать новые формы (см. Ниже). Таким образом, он кое-что взял из реальности и изменил ее.
Еще глубже в мир абстракции находится Пабло Пикассо. Соучредитель Cubism , Пикассо писал свой предмет сразу с нескольких точек зрения. Представьте себе куб. У него шесть сторон, но одновременно можно увидеть не более трех. Зная, что существуют три другие стороны, Пикассо мог нарисовать некоторые из них.Способ Пикассо изменить реальность заключался в том, чтобы нарисовать на больше, чем на , чем можно увидеть с одной точки зрения.
Посмотрите на изображение ниже. Это натюрморт, написанный в стиле кубизма. Желтый сосуд круглый сверху, но плоский снизу. Верхняя часть сосуда представляет собой вид сверху, а нижняя часть — это вид сбоку, все сразу. Кроме того, помидоры окрашены с таких точек обзора, что устраняет перекрытия, видимые на эталонной фотографии. Меньшее перекрытие делает изображение ровным.Сравните картину с эталонной фотографией.
Еще дальше по континууму мы находим Виллема де Кунинга и других абстрактных импрессионистов. Этих художников больше интересует качество своих мазков, чем изображение предмета. Эти художники действительно рисуют свой эмоциональный отклик на предмет.
Ниже приведен пример произведения искусства, которое имитирует подход де Кунинга к абстракции. Эталонная фотография, использованная для примера кубизма, была снова использована для примера ниже.Написав уже две абстракции одного и того же натюрморта, я начинал испытывать определенное пренебрежение к аранжировке. Поэтому эмоция, выраженная в этом произведении искусства, на самом деле является презрением. Видишь?
Необъективное искусство
Беспредметное искусство определяется как не имеющее узнаваемого объекта. Отправная точка ничего не берет из визуальной реальности. Вместо того, чтобы рисовать людей, деревья, здания или любые другие наблюдаемые объекты, беспредметные художники используют элементы искусства в качестве своего предмета; линии, формы, формы, значения, цвета и текстуры.Посмотрите, как эти элементы используются Кандинским на картине ниже.
Беспредметное искусство бывает сложно классифицировать. Без дополнительной информации следующее изображение также может показаться необъективным. Он основан на той же эталонной фотографии, которая использовалась для примера кубизма. Однако это произведение искусства очень абстрактно и не беспристрастно. Приведенный к плоским, разрозненным формам, невозможно с уверенностью идентифицировать ни один из изображенных объектов.
И наоборот, зритель может увидеть произведение искусства, которое является необъективным, но считает его абстрактным из-за навязанного им собственного творчества. Все человек творческие люди в разной степени по сравнению с другими животными.
Подумайте об этом. Вы когда-нибудь видели облако, которое выглядело иначе? Это творчество. То же самое происходит с беспредметным искусством, к огорчению беспредметных художников. Люди верят, что видят то, что не задумано художником. По этой причине беспредметное искусство сложно отличить от абстрактного искусства.
Является ли следующее произведение абстрактным или необъективным? Как ты можешь быть уверен?
На самом деле это не объективное произведение искусства.Это успешно? Похоже ли это на то, что вы видели раньше? Если изображение выше уникально для зрителя, то это успешное необъективное произведение искусства.
В случаях, когда мы не знаем намерения художника, может быть невозможно отличить абстрактную работу от необъективной. Но суть не в этом. Нам не нужно знать, чтобы получать удовольствие от работы и ценить ее.
Независимо от того, с чего начинал художник, цель конечного результата одна — создать эстетически успешное произведение искусства.
Заключение
И это цель любой работы, которую мы создаем, — создать что-то, чего раньше не было, что было бы красивым, заставляющим задуматься или каким-то образом обогащающим. Он может быть репрезентативным, абстрактным или необъективным. Но это все искусство, и все это можно ценить.
Это должно дать нам свободу. Свобода создавать то, что мы хотим, и свобода от критики, которая живет в наших умах. Что собираетесь создать сегодня?
.Необъективное искусство: определение, история
Известные картины
Аннотация картины можно увидеть во многих из лучших художественные музеи по всему миру. Вот небольшая подборка таких работ, указаны в хронологическом порядке по художникам.
• Василий Кандинский (1866-1944)
Композиция VIII (1923, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк)
Композиция IX (1936, Центр Жоржа Помпиду)
• Франк Купка (1871–1957)
Диски Ньютона: этюд для двухцветной фуги (1912, Musee)
National d’Art Moderne, Центр Жоржа Помпиду)
• Пит Мондриан (1872-1944)
Композиция (1917, Кроллер-Мюллер)
Museum, Otterlo)
Композиция с желтым, синим, красным (1942, Коллекция Тейт, Лондон)
• Казимир Малевич (1878-1935)
Супрематизм (1915, Стеделик
Museum)
Супрематическая композиция: белое на белом (1918, MoMA, Нью-Йорк)
• Пауль Клее (1879-1940)
Вечерний пожар (1929, МоМА, Нью-Йорк)
• Михаил Ларионов (1881-1964)
Красный лучизм (1913, собрание Мерцингера, Швейцария)
• Наталья Гончарова (1881-1962)
Районник (1914) E Рубин Коллекция
• Тео Ван Дусбург (1883-1931)
Композиция VII (Три грации) (1917, частная коллекция)
Арифметическая композиция (1930, частная коллекция)
• Робер Делоне (1885-1941)
Ритм 1 (1940, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду)
• Соня Делоне-Тюрк (1885–1979)
Prismes Electriques (1914, Национальный музей современного искусства)
• Йозеф Альберс (1888-1976)
Fugue (1925, Художественный музей, Базель)
Преобразование схемы (1952, Художественная галерея Йельского университета)
Посвящение площади (1964, Tate Collection, Лондон)
Подтверждающий (Этюд для посвящения в площадь) (1971, частная коллекция)
• Любовь Попова (1889-1924)
Space-Force Construction (1920-1, частная коллекция)
• Александр Родченко (1891-1956)
Композиция (1918, МоМА, Нью-Йорк)
Композиция (Преодоление красного) (1918, Annely Juda Fine Art, Лондон
• Эль Лисицкий (1890-1941)
Проун 19D (1922, МоМА, Нью-Йорк)
• Ласло Мохоли-Надь (1895-1946)
Черный четверть круга с красными полосами (1921, частная коллекция)
• Жан Гелион (1904-87)
Balance (1933, Hamburger Kunsthalle)
• Виктор Вазарели (1908-97)
Capella 4B (1965, Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Pal-Ket (1973-4, Музей изящных искусств, Бильбао)
• Агнес Мартин (1912-2004)
Тремоло (1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк)
• Эллсуорт Келли (род.1923)
Четыре панели (1964, Gemini Gallery, Лос-Анджелес)
• Кеннет Ноланд (род. 1924)
Gift (1962, Tate Collection, Лондон)
• Роберт Райман (род. 1930)
Courier II (1985, частная коллекция)
• Бриджит Райли (род. 1931)
Fission (1963, МоМА, Нью-Йорк)
• Фрэнк Стелла (род. 1936)
Черная гадюка (1965, Галерея Лео Кастелли, Нью-Йорк)