Рисунок драпировки: Рисуем драпировку: создаем драпировку карандашом
- Рисуем драпировку: создаем драпировку карандашом
- Как нарисовать драпировку карандашом?
- Как рисовать драпировку акварелью пошагово
- Методическая разработка «Драпировка в живописи и графике»
- Особенности драпировок
- Как нарисовать карандашом драпировку (материю)
- Разработка урока по рисунку для четвёртого класса «Тональный рисунок драпировки в трёх плоскостях»
- Основные советы по рисованию драпировки и складок
- Ткань и драпировка | Школа для начинающих
Рисуем драпировку: создаем драпировку карандашом
Изобразительное искусство — это целая наука, в которой помимо вдохновения и наслаждения от рисования, существует очень много правил и сложностей. Однако, преодолевая их, вы выходите на более высокий уровень в системе изобразительного искусства. Как говорится , для того, чтобы получать удовольствие, нужно немного потрудиться. В нашей статье мы поговорим о таком виде натуры, имеющей очень сложные этапы, как карандашный «Рисунок драпировки». Да, вы не ослышались, именно он поможет нам создать шедевр, не используя дорогостоящих красок и кистей.
Рисуем драпировку
Итак, начнем:
Драпировочная ткань — материал, собранный в естественные, свободно лежащие ниспадающие складки.
Человек смотрит на предмет под определенным углом, примерно 25-29 градусов, поэтому предмет изображения должен попасть в поле зрения в пределах этого угла. Таким образом, расстояние до изображаемого предмета должно равняться 3-4 его max измерениям. Соответственно, изображаемый объект должен располагаться немного левее рабочего места ивзгляда «творца», чтобы он смог увидеть форму в целом и правильно определить пропорции изображаемого предмета.
Виды рисунков с драпировочной тканью
Если присмотреться внимательнее, то вокруг себя вы увидите огромное количество видов тканей. Это и есть наша натура для создания хорошего рисунка. Давайте вместе рассмотрим несколько вариантов драпировок:
• Ткань, висящая на крючке или на спинке стула, например кухонное полотенце
• Ткань, небрежно лежащая на обычной ровной поверхности без выступающих деталей, например одеяло, простыня, шелковая накидка, небрежно лежащая скатерть
• Ткань, собранная держателем или завязанная в узел, например штора с ламбрекенами или тюль
• Одежда на человеке, например кофта, штаны, платье, пальто и др.
То есть, любой текстиль, который можно найти в интерьере квартиры, или на самом человеке.
Выбор ткани. Важные моменты.
Выбираем ткань посредством «экспериментов». Возьмите ткань в руки и повесьте на крючок. Посмотрите со стороны, образуются ли мягкие волнообразные складки? Чем плотнее ткань, тем хуже она драпируется. Для начинающих лучше выбирать шелк светлых оттенков и желательно без изображения каких-либо линий и пейзажей. Шёлковая ткань отлично драпируется, образуя красивые воздушные складки. Хуже всего драпируется лён. Его предпочтительнее изображать уже будучи опытным «художником».
Этапы создания сложных драпировок
1) Изучить объект
Успех в выполненном изображении 100%-но зависит от 1-го этапа. Поэтому, не торопитесь. Определите размер ткани: ширину и высоту, оцените угол расположения складок между собой. Каким образом они перекрываются, текстуру ткани, какой задний фон и т.д.
— Выбирайте правильное и наиболее удачное расположение объекта (вертикальное или горизонтальное положение), основываясь на пропорции объекта.
— Определите размеры предмета, чтобы объект вписывался четко и логично. Чаще всего это многоугольник. Постарайтесь именно в него вместить объект натуры, не выходить за его пределы. Снизу листа оставьте места больше, чем сверху, а по краям одинаково, однако если с левого края будет больше свободного места – это только к лучшему.
— если ткань лежит на стуле, то начинаем зарисовывать сначала объект стула легкими ненавязчивыми линиями, как обозначая его. Должно создаваться впечатление, что он есть, но по факту на листе бумаги его не видно.
3) Прорисовываем складки драпировки
Складки – отдельная тема для разговора. Они имеют разную форму: вертикальные, диагональные, дугообразные и т. д. Перед тем, как начать набрасывать складки, определите пластичность ткани и вперед. Сначала набрасываем складки на ткани, то есть наносим линии светотени таким образом, чтобы они не сливались вместе.
На самом деле рисовать драпированную ткань очень сложно, нужно знать закономерности светотени
И в данном случае рисовать без помощи профессионалов практически не реально. Когда мы рисуем любую драпировку, то главное правильно расположить освещение! На наш объект не должна падать посторонняя тень от рядом стоящих предметов, например тень от шкафа. Желательно повесить в самое освещенное дневным светом место. Это сделает светотень наиболее четкой и ярко выраженной. Все эти моменты стоит учесть вначале, чтобы рисунок не получился серым и однородным, придать, так сказать, глубину теням.
3) Нанесение светотени (свет, полутень, рефлекс, тень)
У светотени несколько градаций. Это, пожалуй, самый сложный этап. Не смотря на светлые тона ткани, белых участков на листе бумаги практически не должно быть.
«Тень» – это самый темный участок. Сюда свет практически не попадает
«Рефлекс» – отражение поверхности на предмете
5) Штриховка и растушевка
Способ передачи светотени. При создании волнообразных складок штрихи накладываем равномерно в места изгиба ткани, постепенно меняя направление каждого последующего слоя.
Не забываем про «эффект воздушной перспективы» — складки на переднем плане самые контрастные и ярко выраженные по сравнению со складками на заднем плане, поэтому изображать их нужно по-другому.
6) Оцениваем качество своей работы
Проверяем правильность нанесения светотени. При необходимости исправляем недочеты.
Какие «строительные материалы» использовать для создания изображения разных видов ткани?
• Бумага формата А-3.
На гладкой бумаге, например ватмане, изображение получится более выраженным, на шероховатой – более мягким.
Для более светлой постановки отлично создавать изображение грифелем 2-3В, обязательно твердый классический НВ и мягкий 3-4В для затемнения некоторых участков на изображении.
• Мягкий ластик
Тоже пригодится в процессе работы, им можно высветлить некоторые технические линии, чтобы рисунок не выглядел потрепанным.
P.S. Подведем итоги рисования
Рисовать ткань – очень сложный процесс, поэтому хорошие знания закономерности светотени. обязательны. Здесь очень много нюансов и деталей. Как не переусердствовать и при этом не упростить и не уйти в неестественность, как не перепутать «тень» со «светом»? Как правильно вести линии карандашом и т. д. Верное начало гарантирует успех.
И, помните, что самое главное в мастерстве рисования – это 5% — талант и 95% — практика. Только благодаря регулярным практическим занятиям можно добиться желаемого результата. Оттачивайте свое мастерство при помощи постоянной практики. Выбирайте разные виды ткани, закрепите ткань сначала на 1 точку, потом на 2, составляйте сами себе композиции, экспериментируйте. Появилась свободная минутка – рисуйте. А с технической стороны вам поможет студия «Мастер рисунка».
• Опыт работы школы более 20 лет
• Более 1000 выпускников школы-студии уже осуществили свою мечту и научились создавать профессиональные работы
• Возраст не имеет значение, рисовать может каждый (курсы могут посетить и школьник и взрослый) — главное правильный подход
• На курсе вы получите базовые знания геометрии, без которых нарисовать предмет не получится
• Изучите, и поймете принципы и закономерности светотени, выполняющей градацию натуры
• Научитесь правильно держать рабочий инструмент в руке, правильно сидеть за натюрмортом и видеть объект как «художник»
• Если вы уже умеете рисовать, преподаватель определит, на каком уровне вы сейчас находитесь, и предложит дальнейшие варианты вашего развития
Узнать расписание курсов можно на нашем сайте или по телефону.
Зная, как сложно порой начинать что-то новое, школа-студия «Мастер рисунка» дарит пробное занятие совершенно бесплатно! И приглашает всех желающих рисовать осуществить свою творческую мечту и задумку.
Похожие записи
Как нарисовать драпировку карандашом?
Когда человек начинает постигать азы рисования, то он сталкивается со многими трудностями. И так как учиться люди начинают с освоения правил построения натюрморта, то первые проблемы будут связаны как раз с этим. А в чем же сложность? Кажется, все просто, срисовывай геометрические фигуры, яблоки и вазы. А вот нет, все эти предметы стоят на тканях, которые подчас нарисовать очень трудно. Как изобразить драпировки карандашом, вы узнаете в этой статье.
Рисуем простую драпировку
Прежде чем приступить к сложным работам, нужно приобрести базовые навыки. Разберем, как сделать рисунок драпировки со складками карандашом. Для начала нужно уяснить, что всегда копировать лучше с натуры, а не с экрана монитора. Поэтому стоит найти дома ткань и повесить ее на стену или стол. Также нужно продумать освещение. В летний период вполне может хватить естественного света, а вот зимой лучше включить настольную лампу. Причем она должна стоять с той же стороны, с которой падает свет из окна.Приступим к изображению драпировки карандашом. Сначала нужно задать габариты рисунка, чтобы ткани не было тесно на листе. Для этого отступим 5 см снизу и 3 см сверху. Когда контур готов, намечаем складки. Если вы только учитесь, то не создавайте себе сложных композиций. Начинающим художникам вполне будет достаточно срисовать 2-3 складки. После того как они намечены, начинаем придавать им объем. Для начала, по краю складок проходимся карандашом. Штрихи кладем по форме. Когда складка определена, начинаем придавать ей тень. Когда это сделано, приступаем к растушевке. Но делать это нужно не ватой, а штрихами. Добиваемся плавного перехода от света к тени. Когда этот этап работы пройден, придаем контуру четкость и пририсовываем булавки, которыми ткань крепилась к стене.
Драпировка с несколькими складками
Научившись рисовать простые композиции, можно переходить к более сложным. Теперь попробуем изобразить драпировку карандашом в более трудном ракурсе. Сядем так, чтобы складки ткани смотрели прямо на нас. Первым делом опять компонуем рисунок, намечаем основные заломы. Теперь опять нужно по контуру складок пройтись полоской штрихов. Но на этот раз мы этим не ограничимся. Не только ткань имеет свет и тень. Такая игра присуща каждой складке. Вот это и попробуем показать. Разбиваем каждую складку на более мелкие части и прорисовываем на них тень и свет. Но помним, что все штрихи должны лежать по форме ткани. Если складка заворачивается, то и штриховка тоже должна это делать.После того как драпировка готова, отделим ткань от стены. Этого эффекта мы тоже будем добиваться штриховкой. Тут нужно знать, что падающая тень от предметов всегда будет темнее той, которая находится на ткани. Обязательно это учитывайте в рисунке.
Рисуем сложную драпировку со складками
Когда вы освоитесь с изображением ткани разными методами, можно переходить к художественным работам. Изобразить драпировку карандашом можно очень красиво. Для этого нужно выбрать удачный ракурс и, конечно, передать разноплановость. Как этого добиться? Те складки, которые находятся ближе к художнику и которые освещены, должны иметь четкие, контрастные тени. А те, которые находятся на заднем плане, не должны быть блеклыми, просто не такими насыщенными. Чтобы не отвлекать внимание зрителя от драпировки, фон лучше оставить белым, а также не углубляться в детали и не изображать кнопки, которыми приколота ткань.Драпировка в натюрморте
Ткань, лежащая на поверхности, рисуется точно так же, как и полотно, висящее вертикально. Рисунок драпировки карандашом нужно начинать с компоновки. Но помним, что мы изображаем натюрморт, а не только ткань, поэтому все вещи, которые будут выглядывать из-под складок, нужно вывести вперед. Это не значит, что если ткань лежит на переднем плане, а кувшин стоит на заднем, то драпировку нужно рисовать блеклой. Просто нужно выделить предметы, чтобы они по тону не потерялись. В такой композиции обязательно нужно сделать темный фон. На нем светлые ткани и предметы станут смотреться выигрышней, а главное, ярче. Но рисуя натюрморт, опять-таки стоит помнить про тени. В них нельзя теряться. Самая темная всегда будет падающая тень, потом должен идти фон, а потом тень на драпировке и лишь в последнюю очередь, тень на предметах.Драпировка, завязанная в узел
Обычно такая декорация выступает в роли заднего плана и поэтому в детальной проработке не нуждается. Но все же мы расскажем, как нарисовать узел из драпировки карандашом поэтапно.- Первым делом намечаем габариты ткани.
- Теперь нужно наметить на ней складки, причем здесь они будут лежать сразу в двух плоскостях в горизонтальной и в вертикальной. И что это нам дает? Нужно иметь в виду, что все то, что висит всегда темнее того, что лежит.
- Прорисовываем узел. На нем нужно сделать акцент. Логика построения его будет аналогична прорисовке любой складки. Намечаем полоску тени и растушевываем ее штрихами к свету. Череда таких полосок и будет создавать иллюзию завернутой ткани.
- Ну а теперь нужно разобраться с висящими и лежащими складками. Тут надо не забывать тот факт, что любой предмет в натюрморте будет отбрасывать тень. И она будет ложиться на драпировку. Поэтому стоит уделять этому внимание, и не забывайте ее изображать.
Складки на полотенце
Все тряпичные вещи рисуются одинаково. Поэтому, раздумывая над тем, как изобразить полотенце, вспомните, как рисовать драпировку карандашом. Аналогия построения будет та же самая. Если вы рисуете технический рисунок, то детальной проработки он не требует. А зачем вообще делать такие наброски, если можно выполнить полноценную художественную работу? Это нужно для того, чтобы художник мог быстро нарисовать любой предмет. Этот навык пригодится человеку в дальнейшем, когда он будет запоминать все предметы, которые находятся в интерьере и пытаться изобразить их по памяти.Рисуем шторы
Весь текстиль, который вы можете найти в интерьере, изображается по одному и тому же принципу. Создание рисунка драпировки со складками карандашом (приколотой к стене) — это подготовительная работа для художника, который в дальнейшем планирует рисовать действительно стоящие картины. Так вот как же изобразить шторы? Для начала в совершенстве нужно овладеть навыком изображения сложных драпировок. Когда этот этап пройден, можно начинать рисовать оконную одежку с натуры. Если шторы сложные, с большим количеством складок и ламбрекеном, то следует вести работу поэтапно. Например, сначала нарисовать все вертикальные складки, а потом перейти к изогнутым линиям. И в последнюю очередь изображать декор в виде завязок, кружев и т. п. Если смотреть на наш пример, то можно удивиться. Как же так, на рисунке изображены два разных вида штор, а рисовать их нужно вместе? Да, именно так. Ведь разницы в тоне тюля и ночной шторой может достичь только на контрасте. Поэтому работу следует вести над вертикальными складками прозрачного материала и над широкими волнами плотной ткани одновременно.Рисуем одеяло
Не всегда складки на материале будут явными. Если ткань плотная, то и заломы на нем будут большие и грубые. Но все равно художник, который хочет в совершенстве освоить рисование, должен знать, как нарисовать драпировку карандашом. Ведь одеяло будет изображаться по тому же принципу, с той разницей, что игра светотени не будет ярко выражена. В основном на таком материале заломы передаются резкой тенью, а полутон заполняет не пространство между светом и тенью, а расстояние между складками. Конечно, это все касается плотного одеяла, например, пухового или синтепонового. Легкие шелковые простыни будут рисоваться по аналогии с классическими драпировками.Когда вы рисуете интерьер, нужно следить за тем, какая из тканей по тону будет самая насыщенная. Ведь, помимо покрывала, подушек и штор, в комнате часто присутствует ковер.
Изображаем одежду
Вы уже, наверное, поняли, что мы сталкиваемся с изображением драпировок повсеместно. Они встречаются в натюрмортах, интерьерах и даже в одежде. Давайте нарисуем юбку с драпировкой карандашом. Для начала нужно изобразить фигуру девушки. После того как она готова, можно ее одевать. Рассмотрим складки двух видов: которые развевает ветерок и которые находятся в состоянии покоя. Что же происходит с юбкой под действием ветра? Она начинает колыхаться. Складки преобразовываются из прямых в волнообразные. Такие заломы мы уже умеем рисовать. В пункте про сложные драпировки разбирался процесс из построения. А здесь мы просто скажем, что рисовать одежду намного сложнее, чем ткань, подвешенную на стену. Особенно трудно это делать, когда на улице ветер. Юбка не будет все время колыхаться по одной и той же траектории, поэтому нужно уловить момент, сфотографировать в памяти складки, и рисовать их уже по своему воображению. Изображать юбку в состоянии покоя намного проще. Здесь складки не колышутся, и чаще всего спадают вниз ровными полосками. Конечно, это верно только при условии, что девушка стоит.А как же нарисовать джинсы на фигуре? Здесь придется вспомнить то, как мы рисовали одеяло. Плотная ткань складывается в грубые складки, в которых тень можно считать условной. Обычно художники оставляют белую полоску по центру ноги и от нее начинают изображать массивные складки. Стоит помнить, что все заломы будут идти под углом, а не по горизонтали.
Как рисовать драпировку акварелью пошагово
От повседневной до строгой, от величественной до праздничной, драпировка может быть важным элементом картины. Она может устанавливать или поддерживать общее настроение вашей композиции. Контуры складок, их ориентация и интенсивность освещения играют определенную роль в выразительных качествах драпировки. Прорисовка всех складок и краев сперва кажется пугающей и непонятной. Но, когда вы как следует натренируетесь, изображение драпированной ткани станет интересной частью процесса и будет приносить вам удовольствие.
1. Образец
Первое, что вам нужно, это хороший образец, будь то настоящая ткань или фотография (см. выше). Он должен иметь освещение, подчёркивающее складки. Я расположила ткань у светлого окна — солнечный свет создает чётко определенные области света и тени. Вам не потребуется «подделывать» цвета или «подгонять» светлое к тёмному и наоборот. Многие рисуют слишком много складок и слоев. Не усложняйте картину, особенно на первых порах; когда вы уже приобретёте некоторый опыт, то сможете рисовать поподробнее.
2. Рисование карандашом
Драпировку гораздо легче рисовать простым карандашом с ластиком, а не кистью! Отдельные формы, которые указывают на складки или тени, часто совершенно не похожи между собой и бессмысленны сами по себе, вне композиции. Потому формы должны быть точными и располагаться на своих местах, чтобы вписываться в единое целое; как складывающаяся головоломка. Изображайте каждую форму как можно аккуратнее, согласовывая все их между собой в процессе.
На втором шаге я провожу линии, обозначая, где происходит изменение яркости или цвета, например, области отраженного света. Как правило, подобные переходы плавные, но всё же цвет здесь меняется, что я отмечаю на рисунке. Отметьте во время этого шага как можно больше в любом случае, даже если считаете, что вам это не понадобится — как подсказку для работы с красками позже.
3. Смешивание красок
Так как моя драпировка отражает цвет неба (и так, что гармонирует с сиянием утра), то на ней присутствуют в том числе голубые оттенки. Я смешиваю серую (gray) краску от Payne с небольшим количеством ультрамарина синего (ultramarine blue), затем добавляю титановые белила (titanium white). Для светлых мест я приготовила смесь титановых белил и светло-жёлтого (yellow light) от Naples. .
4. Изображение складок и теней
Три главные вещи, на которые стоит обращать внимание при рисовании драпировки: яркость, форма и кромка. Подбирайте правильную насыщенность цвета для каждого места. Помните, выбор светлой или тёмной краски зависит от окружающих областей. Если вы закрасите что-то, а цвет окажется недостаточно правильным, сотрите краску и раскрасьте заново. Соскрести или стереть совсем немного краски значительно легче, чем пытаться исправить уже полностью закрашенное.
Приспосабливайте формы и яркость по ходу работы. Будет очень просто, если вы ранее уже правильно обозначили формы карандашом. Раскрашивание – всегда уточнение и коррекция карандашного рисунка.
5. Работа с краями
Этот шаг действительно определяет, будет ли выглядеть ваша драпировка реалистичной или нет. Если край формы резкий, немного смягчите его, чтобы он оказался частью окружающей области. Если край очень мягкий, подчеркните это сильнее. Если перестараетесь, просто наложите краску правильного цвета и попробуйте снова. После того, как несколько форм будут готовы, рассмотрите и оцените область.
На моём фото тень справа на драпировке достаточно тёмная и создаёт сильный контраст между местом в фокусе и местом, отдалённым от фокуса, и я сделала тень посветлее, дабы место обращало на себя меньше внимания. Заметьте: я не использовала краски из белого тюбика, но драпировка выглядит белой.
Некоторые художники изображают всё светлым или в одной яркости. Вы же прорисовывайте каждую область до конца, и только потом двигайтесь дальше. Тем самым вы ощутите чувство выполненного долга и то, что вы на правильном пути. Также уменьшится вероятность задеть рукой ещё не высохшую краску.
Если вам нужно оставить свою картину до того, как драпировка будет окончательно готова, то закончите на области с резкими формами, например, где одна складка перекрывает другую, или на области, для которой уже смешан цвет. Таким способом вы выберете точный цвет и сможете легко продолжить в следующем сеансе рисования.
Автор: Jane Jones
Поделиться статьей:
Методическая разработка «Драпировка в живописи и графике»
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное учреждение дополнительного образования
центр детского творчества
Методическая разработка
по теме
«Драпировка в живописи и графике»
Подготовила: педагог
дополнительного образования
Кузнецова Е.В.
Ноябрь,2018.
Тема : «Драпировка».
Цель: создание мотивации на грамотное изображение драпировки на занятиях по изобразительному искусству, развитие объемно-пространственного мышления у учащихся при анализе конструкции
складок драпировки.
Задачи:
1.Дать понятие не только о закономерностях формообразования складок, о зависимости формы складок от поверхности, которую она покрывает или спадает с нее, но и научить распознавать типичные формы складок, понимать их структуру.
2. Рассмотреть понятие «драпировка» как символ в изобразительном искусстве.
Актуальность. Рисование драпировок занимает особое место в учебном процессе. Уметь правильно передавать их специфическую форму можно лишь тогда, когда учащийся логически и пространственно мыслит. А это как раз и свидетельствует об овладении начальной грамотой изобразительного искусства, без которой невозможно дальнейшее творчество.
Данная методическая разработка направлена на более глубокое знакомство с понятием «драпировка в искусстве», формирование умения лепить тоном и цветом складки драпировки различных форм.
Новизна. Данная методическая разработка дополняет практические рекомендации по работе с изображением драпировки в учебном процессе.
Методическая разработка может быть использована при домашнем обучении детей среднего и старшего школьного возраста и в работе педагогов дополнительного образования в изобразительной деятельности.
Основная часть.
А сейчас небольшая экскурсия по истории драпировки.
Слово «Драпировка» имеет французское происхождение: draperie, а) Занавес со множеством складок. б) Одежда в картинах и статуях.
Драпировка была сильным изобразительным инструментом, начиная с истоков классической скульптуры.
Принято считать, что драпировка «возвышает» любой предмет и делает его прекраснее. (Видеоряд «Драпировка в разрезе времен») Философ Мишель Фуко рассматривал внешнюю складку как время, которая всегда сосуществует с внутренней — забвением. Античные мастера наделяли драпировку чисто структурными функциями. Вертикальные складки одежд, облекающих тела кариатид Эрехтейона напоминают каннелюры колонн. (илл. Афинский Акрополь ) В Средневековье драпировка предстала символом роскоши и святости. Вариации на тему античного костюма стали вневременным образцом одежды, подобающей для одеяния святых лиц.(илл. «Благой Амьенский Бог»).
В Позднем Средневековье в Германии и в Нидерландах развевающиеся уголки покровов и массивные подолы одежд появляются на протяжении двух веков снова и снова, вырезанные из дерева, отлитые в металле, на картинах и на гравюрах — без всякого античного контекста.(илл. Робер Кампен, «Алтарь Мероде» ) Во времена Высокого Возрождения (16век) драпировка на картине существует как бы отдельно от портретируемого. (илл. Аньоло Бронзино. «Элеонора Толедская»; Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» ) Эстетика Барокко открывает эру складки, её громкое шествие, длящееся до сих пор. Особенность роскошных барочных складок была обусловлена сосуществованием религиозного экстаза и эротической раскрепощенности.(илл. «Шубка» , П.П. Рубенс; «Венера перед зеркалом», Д. Веласкес)
В начале XVII века (классицизм)используются драпировки, отсылающие к мраморным складкам, которые украшали многие античные статуи. Причем не только в одежде, но и в домашнем интерьере, не говоря уже о скульптуре. Очарование классической драпировки вновь самоутвердилось в искусстве и жизни пост-ренессансной Европы. (илл. «Селена и Эндимион» Н. Пуссен)
Рококо (18 век) ассоциирует тяжелые драпировки с чувством собственного достоинства, если не благородства (илл. «Портрет мадам де Помпадур» Ф. Буше)
Особенный интерес вызывают психоаналитические исследования, посвященные отношению к складкам в эпоху модернизма(19-20века). (илл. «Олимпия»Э. Мане) Складчатая ткань становится синонимом фетишизма, объекта желания.
Драпировка — это не только то, на что мы можем смотреть. Это то, до чего можно дотронуться,«проверить» на слух изменчивую фактуру, уловить запах. Новая абстрактная конвенция драпировки в контексте натюрмортов возникает со времен сезанновских мятых скатертей.(илл. «Скатерть и фрукты» П.Сезанн)
С наступлением эпохи, когда женщины получили доступ к сфере оплачиваемого труда, они начали критично высказываться о домашних интерьерах, украшенных драпировкой. Стереотип драпированного тканью интерьера имеет характер определенного гендера и класса. Драпировка ассоциируется с чем-то женственным. В то же время по словам Пенни Спарк, специалистки по истории дизайна, «с 80-х годов драпировка становится знаком гламура, роскоши и ностальгии».
Французский философ Жак Деррида, создатель теории деконструкции, выводит понятие складок на метафорический уровень. Он применяет принцип складки к анализу текста, который всегда имеет двойственный смысл. На изображении неубранной кровати Трейси Эмин отмечено отсутствие двух персонажей: модели и автора. Фотография передает взаимосвязь тела и одежды, следы и складки на постели обозначают присутствие художницы. (илл.Трейси Эмин «Моя кровать») Из этого следует, что изображение складок является сильным визуальным кодом, который функционирует со времен античности и по наши дни.
Итак, перейдем к практической части. Как выбрать ткань для драпировки в целях создания учебного натюрморта? Чем тоньше ткань, тем легче она будет укладываться в складки. Если вам достаточно несколько склад, можно взять и грубую ткань. Замечательно драпируются все виды шелка. Хуже всего драпируется лен. Для начинающих рисовальщиков лучше всего подходит белый цвет ткани (не нужно отвлекаться на собственный цвет ткани или рисунок на ней). Правда, если на драпировке есть тонкие полосы, начинающим художникам это поможет лучше проследить направления складок и передать это в рисунке.
Какие проблемы встречаются у учащихся впервые рисующих драпировку?
1-я проблема: ученики не всматриваются в форму складок, рисуют их приблизительно похожими на натуру, одинаковыми между собой. Поэтому нужно сразу выделить передний план как самый контрастный, наметить различные изломы и вмятины на складках, то есть внести разнообразие в рисунок.
2-я проблема: ученики слишком внимательно вглядываются в каждую складочку и пытаются изобразить всё, как есть, не выделяя главное и не убирая второстепенное. Рисунок напоминает скалистый утес, а не ткань. Форма начинает разваливаться, свет путается с тенью, пропадает объем. Нужно учиться обобщать.
3- проблема: не всегда получается разобраться с фактурой ткани. Светотень на блестящих гладких тканях более контрастная, градации тона более разнообразные, рефлексы более светящиеся. Ошибка здесь встречается в однородности по всей ткани контрастов. В матовых хлопковых тканях светотень мягкая, сильный контраст только на границе света и тени, в тени ткань почти не рефлексирует. В этом случае ошибкой может быть однородная серость и невыразительность. Поэтому следует придавать значение деталям на свету, обобщать детали в тени и делать четким передний план.
4-я проблема: отсутствие формы и характера. Обычно через ткань просматривается форма предмета, на которой она располагается. Что касается характера, то у ткани характер динамичный, свое движение по поверхности предмета она изменяет изломами и изгибами. Чтобы избежать неестественного вида ткани, необходимо в начале работы обозначить предмет под тканью, его форму. Затем обозначается направление движения складок по форме и начинается более детальная прорисовка складок.
Чтобы правильно нарисовать драпировку прежде всего нужно определить её строение. Драпировка состоит из гребня (поверхность наибольшей выпуклости), линии излома, глубины или высоты (расстояние от дна складки до её гребня) и линии основания складки. Распределение светотени на складке будет похоже на распределение светотени на цилиндре или конусе. Штриховка наносится по направлению или перпендикулярно направлению складки.
Расстояние до драпировки должно равняться трем-четырем его максимальным измерениям (т.е. в случае, если предмет вытянут в вертикальном направлении, то 3-4 его высоты). Это связано с тем, что человеческий глаз имеет определенный угол обзора (примерно 28°), и весь предмет должен уместиться в пределах этого угла.
А теперь приступим к занятию по рисованию драпировки…
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
Тема: «Рисунок драпировки»
Длительность занятия: 3 академических часа.
Дата: ноябрь 2018 год.
Год обучения: третий.
Возраст учащихся: 11-13 лет
Тип занятия: комбинированный .
Цель: Развитие объемно-пространственного мышления при анализе конструкции складок драпировки, формирование умения работать графическими материалами.
Задачи:
Личностные:
развивать креативность мышления, воображение, внимание;
— способствовать формированию культуры творческой личности;
— способствовать развитию чувства гармонии.
Метапредметные:
— развивать способность сопоставлять и сравнивать, анализировать;
вырабатывать элементарные навыки самоорганизации; соблюдать верную последовательность действий
Предметные:
— обучить овладению основными приемами изображения формы на плоскости как в линии, так и в тоне;
научить анализу конструктивных особенностей строения формы;
ознакомить и изучить особенности расположения складок на драпировке, виды складок;
научить последовательности этапов выполнения построения складок;
научить передавать форму, объём и материальность предмета с помощью штриховки.
Материальное обеспечение:
мультимедийные проектор и доска, компьютер;
видеоряд по теме и презентация;
карандаши твердости от В2 до В6, ластики, бумага А3, видоискатель;
схема строения складки, образцы готовых работ с изображением драпировок;
несколько видов ткани для драпировок, держатели для них.
Используемые методы:
объяснительно – иллюстративный на этапе объяснения темы и постановки задачи,
репродуктивный — отработка приёмов выполнения рисунка различных элементов драпировки;
частично-поисковый метод — выполнение творческого практического задания.
Используемые технологии:
− ИКТ-технологии;
здоровьесберегающие;
технология дифференцированного обучения (выполнение основы, выбор из предложенных вариаций, собственные вариации на основе).
Ход занятия | Методы и технологии | |
Вступление (5 мин) | ||
Здравствуйте! Сегодня нам предстоит очень интересная работа. Тема не простая. И мне необходимо ваше внимание.
У всех есть белая бумага формата А3, карандаши различной твердости и ластик?
Напоминаю о правилах поведения в ЦДТ и правилах безопасности в случае чрезвычайной ситуации(педагог задает детям короткие вопросы по безопасности, те отвечают) | ||
Основная часть (117мин) | ||
Итак, слово «драпировка» произошло от французского слова «draperie» ,что означает занавес со множеством складок или одежду в картинах и статуях. Без понимания того, как образуются складки, как они устроены очень сложно сделать убедительный рисунок. Поэтому попробуем разобраться в этих нюансах… | ИКТ, объяснительно-иллюстративный метод | |
…Я уже не однократно говорила вам, что при построении любой конструкции (предмета) нужно искать их схожесть с геометрическими фигурами. Складки чаще всего схожи с цилиндрами и конусами (демонстрация плаката по теме) У нас есть 2 варианта белой драпировки. Первый, когда драпировка, свисающая с одной точки опоры, имеет вертикальное направление, образует складки конусообразной формы (радиальные складки). Второй вариант — драпировка, свисающая с двух точек опоры, образует в целом правильную систему складок в виде дуг (кривые складки). Есть еще один вид складок, которые образуются при небольшом сжатии ткани, это прямые складки. У каждой драпировки имеются гребень складки, дно складки, линии излома, и линии основания складки. (педагог рисует складку на доске, указывая на её составляющие)Зарисуйте, пожалуйста, в углу листа все три вида складок, как это сделала я…
Каждый из вас может выбрать себе ту драпировку, которая ему кажется более интересной для выполнения задачи. Кто не уверен в своих силах, можете выбрать драпировку попроще, т.е. закрепленную в одной точке. Работу над драпировкой начинаем с того, что с помощью видоискателя определяем формат листа и композиционное положение драпировки. С помощью визирования определяем основные пропорции (отношения частей драпировки между собой).Затем выстраиваем самые крупные складки, намечаем мелкие. Разбираемся с градацией света и тени на драпировке (рисунок «Свет и тень в драпировке»).Напоминаю, что чем ближе к вам складка, тем она контрастнее. Педагог показывает приемы штрихования по форме складки… А теперь дадим нашим глазам и рукам небольшой отдых, давайте сделаем 5-минутную зарядку (видео-зарядка) Продолжаем тонирование. Не забывайте, что бумага остается нетронутой только в местах блика, даже самые освещенные места на белой ткани нужно слегка тонировать… При работе все время прищуривайтесь и сравнивайте по тону разные участки. При тональной проработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях — вдоль натяжения поверхности ткани. (Педагог поочередно подходит к каждому из учеников, подсказывает способы решения возникших в процессе рисования задач.) Учащиеся рисуют, используя наглядные материалы.
А теперь вопросы по закреплению пройденного материала: 1.Что значит в переводе с французского слово «драпировка»? 2. Какие виды складок вам известны? 3. Какова градация света в драпировке? 4. Драпировка какого из ранее демонстрируемых художников вам понравилась больше всего? 8. Подведение итогов.(10 мин) Дети выставляют готовые работы. Учитель разбирает плюсы и минусы каждой работы. Педагог благодарит детей за проявленное трудолюбие и объявляет задание на дом : зарисовки драпировок в полоску или клетку. | Метод наглядности Репродуктивный метод Технология дифференцирования
Метод наглядности ИКТ, здоровьесберега-тельная Метод индивид.подхода | |
. |
ЛИТЕРАТУРА,
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
1. Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Нерсисян Л.С., КубышкинаЭ.И. Программы для школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением предметов художественно–эстетического цикла. – М.,2001 г.
2. Ростовцев Н.Н., Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия для педагогических институтов. — М. : Просвещение, 1989. — 207 с. — ISBN 5-09-000956-2
3. Хогарт Б. Игра света и тени для художников: учебное пособие / Пер. с англ. В.С.Матвеева. — Тула М.: Родничок АстрельАст, 2001. — 152 с.:
4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для художественно-графических факультетов пед. институтов / -3-е изд., перераб. и доп. — М. : АГАР, 2000. — 256 с.
Особенности драпировок
Для изучения строения драпировок можно ставить отдельные задания, положив различного цвета и материала ткани на стол или повесив их на спинку стула. Такие специальные упражнения делали многие художники.
Примером могут служить работа А. Иванова «Драпировки» (этюд к картине «Явление Христа народу») и акварельный этюд М. Врубеля «Драпировки на стуле». В обоих случаях мы отчетливо видим стремление художников внимательно разобраться в особенностях строения форм и объемов складок.
А.А.Иванов. Драпировки, лежащие на круглом столе.
Главная особенность драпировок состоит в том, что составляющие их складки целиком подчиняются форме того предмета, на котором они лежат. Складки подчеркивают предмет, который они драпируют.
Будучи положенной на стол, драпировка может образовать случайные но обязательно горизонтальные складки; повешенная на стул, она образует ряд ниспадающих складок. Задрапированная фигура создает систему разнонаправленных складок, передающих ее строение.
Поэтому при работе над этюдом драпировки прежде всего надо уяснить характер рисунка складок.
Мягкая, тонкая ткань образует мелкие и прихотливо изогнутые складки, тяжелая бархатная или толстая ткань ложится крупными объемными складками.
Кроме рисунка складок, ткани отличаются друг от друга фактурой материала, что имеет важное значение в выборе технических приемов живописи.
Легкой шелковой ткани соответствует тонкое лессировочное письмо, толстая шерстяная или ворсовая ткань потребует плотного пастозного мазка.
Все эти особенности надо внимательно изучить, с тем чтобы грамотно передавать материал драпировок в натюрморте.
Задрапированная фигура
Следует учитывать и особенности строения формы складок: каждая из них имеет объем, а следовательно, освещенные и теневые части, полутон и рефлекс.
На темных драпировках эта градация света менее заметна, особенно трудно увидеть рефлекс внутри складки.
На светлой ткани эта часть прослеживается довольно легко, порой в ней ткань просвечивает, что придает ей прозрачность.
Тонкая, прозрачная ткань, ложась на форму, плотно облегает ее и позволяет делать красивые прозрачные прописи.
Под воздействием освещения одноцветная ткань воспринимается в различных частях в виде разноцветных оттенков. Здесь действуют те же законы, что и в проработке других объемных форм. Даже ровная, без складок ткань не может быть выкрашена одной краской; в разных своих частях она имеет различные цветовые колебания.
Значительную сложность представляет работа над тканью, имеющей орнаментальный, декоративный рисунок. В этом случае легко увлечься его проработкой и утратить цельность этюда. Надо помнить о том, что как бы ни был прихотлив и затейлив узор, он подчинен складке и вместе с изгибами складки следует ее форме и меняет направление. Поэтому, прежде чем наносить декоративный элемент, надо хорошо проработать форму складки, а затем наносить рисунок орнамента.
Рисунок драпировки
Драпировка (гуашь)
Этюд драпировки
Натюрморт
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Смотрите по теме
Как нарисовать карандашом драпировку (материю)
« Дороманское искусство | Главная | Романское искусство »
Автор: admin | 24 Мар 2015
Натурная постановка: Драпировка. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.
Цель: изучение закономерностей построения
и овладение навыками изображения складок драпировки (материи)
Методические рекомендации к выполнению работы:
Это длительный рисунок — штудия, который выполняется с соблюдением этапов длительного рисунка и с использованием соответствующих инструментов и материалов.
Как нарисовать карандашом драпировку? Складка на материи образуется тогда, когда материя занимает протяженность меньшую, чем ее собственный размер. Материя сгибается, подчиняясь действующим на нее силам, в зависимости от ее физических данных, как-то: материала, из которого она соткана или составлена, характера переплетения нитей или волокон этого материала и т. д. Из этих данных создается качество материи, относящееся к образованию складок, которое характеризуется в теории сопротивления материалов так называемым модулем упругости, выражающим степень сопротивления на сгиб. Затем в образовании складок играет роль длина отрезка материи, подвергающегося воздействию, и, наконец, самое важное – величина и направление приложенной силы.
Рисунок складок шторы
Материя, имеющая большой модуль упругости, как, например, толстое сукно, кожа, грубая парусина и т. п., дает при стремлении согнуть, смять ее большие, пологие складки. Наоборот, материала с малым модулем упругости: тонкие шелковые материи, тонкое сукно дают мелкую, короткую, частую складку. Крахмальная материя, писчая бумага дают пологую большую складку, и это до некоторого предела сгиба, характеризующегося их «хрупкостью», за которым происходит слом или образование уже угловатых, острых, невосстанавливающихся складок.
Говоря о складке, поверхность наибольшей выпуклости называют гребнем складки, а поверхность наибольшей глубины – дном складки. Естественно, что с другой стороны материи гребень окажется дном и дно – гребнем. Расстояние по нормали от дна складки до гребня называется высотой или глубиной складки, в зависимости от того, от дна или гребня идет в данном случае счет.
Складка на материи образуется всегда от сжатия материи, но надо иметь в виду, что сжатие это может быть или непосредственным, прямым или образовываться косвенно, от растяжения в другом направлении, подобно тому, как растягивая параллелограмм по одной диагонали, мы одновременно сжимает его по другой.
Образование складки
Уместно заметить, что модуль упругости у одной и той же материи может оказаться различным в зависимости от направления приложенной силы относительно конструкции тканой материи, то есть ее основы и утка. Причина этой разности может быть в разной толщине и разном материале основы и утка. Так, например, репсовая ткань легче сгибается (дает гребень) в направлении толстых нитей (поперек тонких) и труднее в перпендикулярном. Кроме того, в большинстве материй при сгибании их в направлении 45˚ относительно основы происходит нарушение взаимной перпендикулярности нитей в районе складки: структура квадратных ячеек вытягивается в направлении диагоналей, совпадающих с направлением гребня складки, и превращается в систему ромбических ячеек, которые по направлению малых диагоналей ромбов будут иметь меньший модуль упругости за счет увеличения такового по направлению больших диагоналей. Это явление имеет особое значение при образовании косых складок.
Подходя к вопросу классификации складок по признаку действующих на их образование сил, оказывается возможным привести их к трем основным типическим формам. Причем общим при всех условиях образования складок положением будет то, что гребень складки образуется в направлении, перпендикулярном сжатию, и в направлении, совпадающем с растяжением.
Основные типы групп складок следующие:
- Складки, образующиеся от сдвигания краев материи по прямому направлению друг к другу. Эти складки представляют из себя цилиндрические поверхности, лежащие поперек направления сдвига, более или менее равной кривизны по всей длине. Такие складки называют прямыми.
Прямые складки
Прямые складки получаются, например, если мы двумя руками сдвинем на столе скатерть от края к середине.
- Складки, образующиеся от движения противолежащих краев материи в стороны так, что эти края стремятся встать в одну линию, как стороны сжимаемого параллелограмма. В этом случае в данном отрезке материи по направлению длинной диагонали образуется ряд параллельных складок, в середине – основная и большая, окруженная по бокам меньшими, подобными ей. Эти складки представляют из себя сигарообразные поверхности, и мы назовем их диагональными.
Диагональные складки
Диагональные складки образуются, например, когда мы на лежащую на столе материю положим рядом обе ладони и потянем ее одной ладонью к себе, а другой от себя.
- Складки, образующиеся на материи, когда ее потянут за одно какое-нибудь место нормально к ее поверхности или когда нажмут ее так же снизу. Такие складки располагаются лучами, радиусами от точки давления, как от центра и представляют из себя конические поверхности. Назовем их радиальными.
Радиальные складки
Нетрудно заметить, что в образовании этих трех видов складок участвуют силы, которые относительно элемента поверхности направлены строго по трем перпендикулярам, то есть по основным пространственным координатам (по осям X, Y, Z), что делает выбранные складки действительно и, безусловно, основными и единственно типическими.
Это три основных типа складок могут давать различные между собою сочетания в зависимости от формы поверхности, на которой лежит материя, от различных сочетаний усилий, прилагаемых к материи, и от качества самой материи, в основном, от ее модуля упругости: то ли это будет шелковая или бумажная материя, шерстяная или лубяная. Складку образует и листовое железо, и пена в кастрюле, и снег на крыше. Каждый материал дает свою складку, и все же во всех складках всегда можно усмотреть причины, ее образовавшие, и определить принадлежность ее к одному из вышеперечисленных типов или к какой-то комбинации.
Надо иметь в виду, что устанавливаемые нами основные типы складок не суть строго элементарные, что во всех этих трех типах складок изгибание материи в каждом элементе, по существу, происходит только от прямого сжатия, и, таким образом, можно было бы говорить вообще об одном типе складок – о прямых складках. Но такое сужение понимания явления не давало бы возможности пользоваться подобной классификацией складок для анализа или построения изображения, почему мы и берем складку не в ее элементе, а в ее типичном развитии на какой-то площади, где уже из элементарных складок, в зависимости от направления приложения силы, выявляется одна из вышеприведенных трех характерных групп складок или их комбинация.
Рисунок складок подушки
Такова динамичная природа складок. Ясное представление о динамических явлениях, происходящих с материей, имеет большое значение в вопросе изображения ткани. Усвоение законов складок дает возможность художнику правильно изображать драпировку без натуры, по представлению, а в рисовании с натуры руководствоваться разумным наблюдением и стремлением создать в изображении динамический образ.
В рисунке драпировки компоновка изображения выполняется с расчетом уравновешивания светотеневых соотношений в заданном формате. Находя пропорции, надо определить размер больших и малых складок, их направление относительно друг друга. В конструктивном построении следует определить гребень, дно, высоту (глубину) складки и четко их очертить. При тональном разборе следует учитывать нахождения складок относительно источника света, форму падающих теней. Большую роль играет обобщение.
Если мы сгибаем свежую ветку, то на выгнутой ее стороне кора натягивается и, наконец, лопается, а на вогнутой стороне на коре образуются складки, перпендикулярные к оси ветки.
Сгибание свежей ветки
Таким же образом, если мы возьмем кусок материи и будем его растягивать особенно по направлению 45˚ относительно нитей основы, то одновременно с растяжением в направлении приложения силы материя будет сжиматься в перпендикулярном направлении. Тут мы видим, что явление растяжения сопровождается и одновременным сжатием. Здесь оба явления соединены в структуре материи воедино.
В активном рисовании наш жест карандашом выражает наши ощущения, наши переживания. Совершенно естественно, поэтому натяжение передавать штрихом по его направлению, а сжатие по его противоположности натяжению – поперечными приложенному усилию штрихами.
Штрихование складок
Выполнение этого длительного задания необходимо чередовать с рисунками-набросками, рисунками-зарисовками, рисунками по памяти, по представлению и по воображению, копировать работы известных рисовальщиков, используя все многообразие материалов рисунка.
Следующее задание Как нарисовать карандашом натюрморт из бытовых предметов
Темы: Рисунок. Задания | Ваш отзыв »
Отзывы
Разработка урока по рисунку для четвёртого класса «Тональный рисунок драпировки в трёх плоскостях»
Тема урока: Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях с простыми складками — 12 часов.
В постановке используется серая однотонная драпировка, которая кладется на натюрмортный стол в трех плоскостях. Работа выполняется без фона. Освещение верхнее, боковое направленное на передний план.
Материал: графитный карандаш, бумага ½ листа.
Цель: продолжение изучения закономерностей формообразования складок с целью их изображения.
Урок № 2
Тип урока: комбинированный
Задачи:
Образовательная:
— обучить овладению основными приемами изображения формы на плоскости как в линии, так и в тоне;
научить анализу конструктивных особенностей строения формы;
ознакомить и изучить особенности расположения складок на драпировке, виды складок, основные формы;
научить последовательности этапов выполнения построения складок;
научить передавать форму, объём и материальность предмета с помощью штриховки.
2. Развивающая:
развить навыки рисования с натуры;
развить креативность мышления, воображение, внимание;
развить умение компоновать предметы в заданном формате.
Воспитательная:
воспитать интерес к творческому труду.
композиционное размещение изображения в листе; построить плоскости стола в перспективе; построить складки драпировки с учетом пространства, ритма и воздушной перспективы; вылепить их объем при помощи светотени.
Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки – 9 часов.
Средства обучения: а) Для учителя. Наглядные пособия в виде таблиц-рисунков с поэтапным ведением от начала построения до конструктивно — тонального решения. Учебная литература о рисунке, соответствующая тематике урока. Учебные работы в тоне с изображением драпировок лежащих в разных плоскостях, другие работы с изображением драпировок, с учетом конструкции, объема. Видео урок: Сергей Андрияка – рисунок драпировки; как нарисовать ткань и складки карандашом, основные проблемы с драпировкой.
б) Для учащихся. Формат А3, карандаши, ластик, клячка, канцелярский нож. Видоискатель.
План урока.
Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на уроке – 5 мин. ( к этому моменту драпировки должны уже висеть перед учащимся, горизонтальная лежит на плоскости стола, две вися по бокам на мольбертах, если у вас есть специальный стол для рисования с боковыми стойками, то это очень хорошо). Учащиеся распределяются по выбранным точкам зрения. Крепят на мольберт формат А 3, готовят принадлежности.
Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка готовности учащихся к уроку (рабочее место), организация внимания.
Этап проверки домашнего задания.
Глубоко и всесторонне проверить знания и умения рисования драпировок
3 класс. Задание 2. Зарисовка однотонной светлой драпировки – 6 часов.
В постановке используется светло — серая или бежевая драпировка, часть которой лежит на поверхности натюрмортного стола и немного свисает через передний край, образуя при этом не сложные складки. Работа выполняется без фона. Освещение верхнее, боковое.
Цель: знакомство с формообразованием складок ткани и методом их изображения.
Задачи: изучение конструкции драпировки на основе ее опорных точек и поверхностей; образование складок и выявление их формы; структура складок, лежащих на горизонтальной
Вопросы для проверки:
Каким образом нам надо расположить драпировки на листе бумаги, и какие правила при этом учитываются? Прежде чем мы начинаем построение, драпировок, нам надо построить плоскости стола в перспективе. Исходя из пропорций натуры, определяем, какое из положений листа более удачное – вертикальное или горизонтальное. Наметьте только фон (3-5 см) слева и справа от драпировки и падающую от драпировки тень. Здесь можно использовать фор эскизы в углу вашей работы пользуясь рамкой видоискателя наметить схему расположения границ листа относительно драпировки, определить в какую фигуру( чаще всего это многоугольник) вписывается драпировка и разместить эту фигуру в листе таким образом, чтобы она не выходила за его пределы и не была слишком мелкой.
Так как задачами и целями третьего класса являлись знакомство с формообразованием складок ткани, можно задать вопрос.
Что такое форма? Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма. Точка, линия, пятно – всё это элементы (формы) организации плоскостной композиции, совокупность которых образует общую форму. Любое изображение состоит из этих элементов. Форма – это основополагающее средство выражения художественного образа, но не единственное.
Что такое драпировка?
Драпировка — это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки. Этап мотивации к уроку.
Дидактическая задача этапа.
Скажите, а зачем нам с вами нужны умения рисования складок?
С драпировками связан весь наш быт. Это шторы, накидки, скатерти, одежда и т. д. Они являются составной частью натурных постановок и не только служат фоном, но и органично входят в постановку. Мне хотелось рассказать вам необычную историю: Когда – то давно, складки составляли совсем иным образом, не так как сейчас. Брали кожу, она ломалась совершенно по другому и с помощью кожи создавались многие драпировки, тех красивых парчовых тканей у средневековых художников. А также помимо кожи ещё окунали драпировку в клей и она после этого фиксировалась, давала возможность очень долго иметь совершенно неизменённые складки. В большинстве случаев драпировка используется в портретах, натюрмортах, в одежде фигуры человека.
Задачей нашего урока является композиционное размещение изображения в листе; построение плоскости стола в перспективе; построение складок драпировки с учётом пространства, ритма и воздушной перспективы: лепка объёма при помощи светотени.
Этап актуализации знаний учащихся:
Давайте вспомним урок третьего класса. Рисуя ткань, закреплённую в двух точках опоры (обращаю внимание учащихся на вертикальную плоскость, на которой закреплена ткань). Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки. Начать рисование складок с наиболее приглянувшегося участка ткани. После общей компоновки на листе намечаем направление складок, строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани; далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени. При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях — вдоль натяжения поверхности ткани. Если поразмыслить , то рисование драпировки можно разделить на несколько этапов:
определяем расположение драпировки на листе (формат – А3,)
компонуем изображение на листе;
строим поверхность стола и двух прилегающих к нему драпировок, одну лежащую на столе и две находящиеся на вертикальных плоскостях , что является новым для учащихся. Для того, чтобы работа не вызвала затруднений, нам надо в первую очередь построить три плоскости: а) горизонтальную, б) вертикальную и в) находящуюся под углом к фронтальной плоскости и только тогда намечаем опорные точки драпировки, к которым направлены ее гладкие складки;
легкими штрихами устанавливаем направления этих складок; Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего необходимо проследить, как образуются складки. Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки. Начать рисование складок с наиболее приглянувшегося участка ткани.
Разбираем по тону, прорабатывая складки не забываем об обобщении, для того чтобы драпировки выглядели цельно. Я вешала три драпировки разные по тону, что облегчает работу учащимся.
Эти две разработки взяты из интернета, на втором рисунке очень наглядно показано как намечаются складки и лепится объём.
Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки – 9 часов.
Основные советы по рисованию драпировки и складок
Складки зависят от формы, в которую они падают. Они не универсальны. На них влияет множество различных типов и факторов.
Не существует единого правила рисования складок. Лучший способ понять драпировку — это провести как можно больше исследований складок. Чем реалистичнее вы хотите рисовать складки, тем больше вам понадобится ссылок. Понимание некоторых общих принципов позволит убедительно нарисовать их в более стилизованной форме.
Я собрал здесь несколько указателей и общих черт, с которыми до сих пор сталкивался.
Материалы
При работе со складками очень важно учитывать материалы, которые вы рисуете. У всех есть свои особенности, которые помогают решить, где разместить соответствующие складки. Их текстура определяет, насколько размыты тени.
Более толстый материал имеет более широкие складки, которые обычно менее заметны.
Твердые материалы обычно больше вытягиваются в местах изгиба или швов.
Мягкий и тонкий материал дает больше всего складок, особенно в местах изгиба.
Количество складок также зависит от того, насколько тяжелая ткань и из какого материала она сделана. При рисовании ткани рекомендуется в первую очередь учитывать, насколько толстым / тонким, твердым / мягким, тяжелым / легким и гладким / текстурированным будет материал.
На тяжелой ткани складываются складки разного объема и ширины.Кроме того, он более простаивает и показывает меньше складок даже при движении.
Вся одежда имеет собственное расположение деталей, которое сильно влияет на формирование складок.
Полезно ознакомиться с обычным расположением швов. Рисовать их все необязательно, но лучше иметь фундаментальные знания конструкции.
Складки имеют тенденцию растягиваться на выступающих швах, особенно на такой одежде, как костюмы, где переход между швами весьма заметен на плече.
Свитераобычно имеют швы на рукавах намного ниже, а складки не так сильно натягивают.
На одежде широкого покроя складки отличаются от складок на одежде узкого покроя. Плотный крой повторяет форму тела и облегает его. На широкой одежде видны обвисшие складки, идущие от точки натяжения к земле.
Одежда часто создается с учетом складок или их отсутствия.
Прилегающий материал разработан так, чтобы выглядеть элегантно, с минимальным количеством складок. Если одежда слишком узкая или слишком свободная, складок становится больше, что придает одежде менее элегантный вид, особенно если смотреть на силуэт.
Изношенная ткань склонна мняться больше, чем новая или ухоженная ткань.
Примечание. При рисовании одежды и складок можно подумать, какой материал в первую очередь соответствует характеру персонажа.
Внешние воздействия
Складки могут сильно пострадать от ветра или воды.
Мокрая ткань действует иначе, чем сухая. Он имеет тенденцию больше прилипать к форме внизу. Вода делает легкий материал намного тяжелее, поэтому он больше не так легко перемещается. Тонкая ткань становится прозрачной.
Механизм
Когда тело отдыхает, ткань обычно тянет вниз под действием силы тяжести. Чем шире и светлее ткань, тем заметнее видны складки с обвисшими складками.
При сгибании ткань сжимается и образует полые формы разного размера.
На более узком материале больше неровностей. Широкий материал имеет тенденцию сжиматься вместе с меньшим количеством складок.
Материал адаптируется к движению форм. Складки обычно следуют изгибу. Это может быть очень полезно, чтобы подчеркнуть движения.
Обратите внимание, что более легкий и тонкий материал в приведенном выше примере показывает меньше складок, поскольку рука все еще в основном находится в состоянии покоя.
Руки в значительной степени определяют области вытягивания, в которых появляются складки.
Открытие куртки поглощает часть тяги при поднятых руках.
Брюки
Ткань брюк поддерживается по линии талии.
Штаны начинаются шире и сужаются до колен, потому что они приспосабливаются к костной структуре ног.
В узких брюках складки обычно видны на коленях.
При рисовании неровностей на ткани хорошо показать их происхождение и объем.Когда вы можете представить складки в трехмерном пространстве, это действительно имеет значение.
Сзади видны складки, образующиеся под ягодицами и доходящие до бедра.
Складки на коленях также заметно подтягиваются бедрами при виде сзади.
В целом, когда тело стоит и отдыхает, складки становятся менее динамичными.
Когда нога поднимается, колено становится самой сильной точкой тяги.
Будьте осторожны с формами, которые штанины создают при движении.
Тени и блики
В зависимости от толщины материала тени вокруг складок могут немного отличаться.
При закрашивании складок хорошо использовать сочетание мягких и твердых краев.
При покраске обращайте внимание на то, насколько материал гладкий и мягкий. Чем он более гладкий, тем больше он отражает свет и имеет более яркий свет.Более грубые и фактурные материалы рассеивают свет.
Самая темная область обычно находится там, где формы прижимаются друг к другу и появляется тень окклюзии. Это также относится к очень глубоким складкам, куда не проникает свет.
Вот несколько советов, которые я заметил при закрашивании материалов.
Затенение, как и ширина складок, варьируется от мягких краев или светлых участков в зависимости от материала, поэтому полезно ознакомиться с как можно большим количеством материалов, чтобы создать богатую визуальную библиотеку.
.Ткань и драпировка | Школа для начинающих
- Дом
- Добро пожаловать
- Выбор первого блюда
- Краткое содержание темы курса
- Чертеж
- Акрил
- Нефть / ВМО
- Акварель
- Скульптура
- Успешный студент
- Часто задаваемые вопросы
- Обязанности пользователя
- Условия использования
- Политика конфиденциальности
- Отзывы
- Рисунок
- 1.Основы рисования
- 2. Научитесь доверять своим глазам
- 3. Ценность и жест
- 4. Мышление в космосе
- 5. Стоимость и масса
- 6. Двухточечная перспектива
- 7. Цилиндры и конусы
- 8. Измерение
- 9. Формы в объекты
- 10. Состав для начинающих
- 11. Ткань и драпировка
- 12. Натюрморт
- 13. История искусства: история рисования
- Живопись
- Выбор краски
- Акрил
- 2.Расположение и обустройство рабочего места: Acrylics
- 3. Акриловые расходные материалы и что мне нужно?
- 4. Акриловые палитры
- 5. Акриловые поверхности
- 6. Акриловые кисти
- 7. Основы теории цвета
- 8. Цветовые иллюзии и темы
- 9. Готово к покраске: акрил
- 10. Рисование акрилом. Упражнение первое: кувшин для молока
- 11. Второе упражнение по рисованию акрилом: лимон
- 12. Третье упражнение по рисованию акриловыми красками: вишня
- 13.Картина на пленэре акриловыми красками
- Масла / ВМО
- 2. Безопасность в маслах
- 3. Расположение и обустройство рабочего места: масла
- 4. Масло и что мне нужно?
- 5. Масляные поддоны
- 6. Нефтяные поверхности
- 7. Масляные кисти
- 8. Методы и приемы масляной живописи
- 9. Основная теория цвета
- 10. Цветные иллюзии и темы
- 11. Готово к покраске: масла
- 12.Картина маслом. Упражнение первое: Стеклянное сердце
- 13. Живопись маслом. Упражнение второе: Apple
- 14. Рисование маслом. Упражнение третье: пейзаж
- 15. Покраска пленэром маслом
- Акварели
- 2. Расположение и обустройство рабочего места: акварель
- 3. Принадлежности для акварели и что мне нужно?
- 4. Акварельные палитры
- 5. Акварельная бумага и другие поверхности
- 6. Акварельные кисти
- 7.Акварельные техники
- 8. Основная теория цвета
- 9. Цветные иллюзии и темы
- 10. Готово к рисованию: акварель
- 11. Акварельная живопись. Упражнение первое: лимон
- 12. Рисование акварелью. Упражнение второе: Цветок
- 13. Третье упражнение по рисованию акварелью: пейзаж
- 14. Живопись акварелью на пленэре
- История искусства: Живопись 101
- Скульптура
- 1