Нос и портрет: «Нос» краткое содержание повести Гоголя – читать онлайн
- «Нос»: краткое содержание повести — РИА Новости, 27.02.2009
- Книга «Невский проспект. Нос. Шинель. Портрет. Коляска. Записки сумасшедшего. Рим» Гоголь Н В
- Юмор и сатира в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя (на примере повестей «Коляска», «Нос» и «Портрет»)
- К типологии фантастических элементов в повестях «Невский проспект», «Нос» и «Портрет» Н. В. Гоголя
- Анализ повести «Нос» (Н. Гоголь)
- История создания
- «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- Жанр и направление
- Композиция повести
- Композиция
- О чем?
- Ковалев
- Реальное и фантастическое
- Смысл рассказа Нос — Гоголя
- Главные герои и их характеристика
- Краткое содержание
- Темы повести
- Анализ повести
- Проблемы
- Смысл произведения
- Чему учит?
- Анализ произведения 3
- Художественное своеобразие
- Критика
- Иван Яковлевич
- «Нос» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
- Проверочные работы на знание текста по произведениям Н.
- Я думал, что никогда не смогу полюбить свой большой нос, но потом мне нарисовали мой портрет | Здоровье и благополучие
- Нос | «Реалистичный портрет цветными карандашами» (nestorcanavarro)
- Почему носы на моих портретах выглядят как перевернутые ложки?
- Рафаэль сделал пластику носа на автопортрете, реконструкция лица предполагает
- Рембрандт «Нос плоти и духа в портретах мастеров»
- Рисование носа и портрета спрессованным углем
- Портреты питомцев: как нарисовать нос и рот вашему питомцу
«Нос»: краткое содержание повести — РИА Новости, 27.02.2009
Майор Ковалев, поначалу робея, а затем и называя впрямую нос приличествующим ему именем, не преуспевает в своих намерениях и, отвлекшись на даму в шляпке, легкой, как пирожное, теряет неуступчивого собеседника. Не найдя дома обер-полицмейстера, Ковалев едет в газетную экспедицию, желая дать объявление о пропаже, но седой чиновник отказывает ему («Газета может потерять репутацию») и, полный сострадания, предлагает понюхать табачку, чем совершенно расстраивает майора Ковалева. Он отправляется к частному приставу, но застает того в расположении поспать после обеда и выслушивает раздраженные замечания по поводу «всяких майоров», кои таскаются черт знает где, и о том, что приличному человеку носа не оторвут. Пришед домой, опечаленный Ковалев обдумывает причины странной пропажи и решает, что виною всему штаб-офицерша Подточина, на дочери которой он не торопился жениться, и она, верно из мщения, наняла каких-нибудь бабок-колодовок.
Однако радость его преждевременна: нос не пристает к прежнему месту. Призванный доктор не берется приставить нос, уверяя, что будет еще хуже, и побуждает Ковалева поместить нос в банку со спиртом и продать за порядочные деньги. Несчастный Ковалев пишет штаб-офицерше Подточиной, упрекая, угрожая и требуя немедленно вернуть нос на место. Ответ штаб-офицерши обличает полную ее невиновность, ибо являет такую степень непонимания, какую нельзя представить нарочно.
Меж тем по столице распространяются и обрастают многими подробностями слухи: говорят, что ровно в три нос коллежского асессора Ковалева прогуливается по Невскому, затем — что он находится в магазине Юнкера, потом — в Таврическом саду; ко всем этим местам стекается множество народу, и предприимчивые спекуляторы выстраивают скамеечки для удобства наблюдения.
7 числа нос очутился вновь на своем месте. К счастливому Ковалеву является цирюльник Иван Яковлевич и бреет его с величайшей осторожностью и смущением. В один день майор Ковалев успевает всюду: и в кондитерскую, и в департамент, где искал места, и к приятелю своему, тоже коллежскому асессору или майору, встречает на пути штаб-офицершу Подточину с дочерью, в беседе с коими основательно нюхает табак.
Описание его счастливого расположения духа прерывается внезапным признанием сочинителя, что в истории этой есть много неправдоподобного и что особенно удивительно, что находятся авторы, берущие подобные сюжеты. По некотором размышлении сочинитель все же заявляет, что происшествия такие редко, но все же случаются.
Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова
Книга «Невский проспект. Нос. Шинель. Портрет. Коляска. Записки сумасшедшего. Рим» Гоголь Н В
Невский проспект. Нос. Шинель. Портрет. Коляска. Записки сумасшедшего. Рим
Цикл «Петербургские повести»: «Шинель», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект», «Коляска» и «Портрет» не имеют никакого отношения к реализму, как долго утверждала критика. Это скорее фантастика, которой до Гоголя не было в русской литературе. Петербург у него город-фантом, город-мираж, построенный самим дьяволом.
Поделись с друзьями:- Издательство:
- Bookking International
- Год издания:
- 1994
- Место издания:
- Париж
- Язык текста:
- русский
- Тип обложки:
- Мягкая обложка
- Формат:
- 110х178 мм
- Размеры в мм (ДхШхВ):
- 178×110
- Вес:
-
110 гр.
- Страниц:
- 187
- Код товара:
- 13923
- ISBN:
- 2-87714-260-4
- В продаже с:
-
01.
03.2005
Цикл «Петербургские повести»: «Шинель», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект», «Коляска» и «Портрет» не имеют никакого отношения к реализму, как долго утверждала критика. Это скорее фантастика, которой до Гоголя не было в русской литературе. Петербург у него город-фантом, город-мираж, построенный самим дьяволом. Читать дальше…
Юмор и сатира в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя (на примере повестей «Коляска», «Нос» и «Портрет»)
Please use this identifier to cite or link to this item:
https://elib.
belstu.by/handle/123456789/22449
Title: | Юмор и сатира в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя (на примере повестей «Коляска», «Нос» и «Портрет») |
Authors: | Матковская, А. Д. |
Keywords: | Гоголь Николай Васильевич художественная литература юмор сатира повести русская литература художественная литература |
Issue Date: | 2017 |
Publisher: | БГТУ |
Citation: | Матковская, А. Д. Юмор и сатира в «Петербургских повестях» Н. В. гоголя (на примере повестей «Коляска», «Нос» и «Портрет») / А. Д. Матковская // Скориновские чтения 2017: книга в медийном пространстве: к 500-летию белорусского книгопечатания : материалы III Международного форума, 6-7 сентября 2017 / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный технологический университет, Факультет принттехнологий и медиакоммуникаций ; [оргком.![]() |
Description: | Цель работы — юмор и сатира в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя (на примере повестей «Коляска», «Нос», «Портрет»). Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: проанализировать мастерство Н.В. Гоголя-сатирика: язык и стиль писателя; исследовать природу юмора и сатиры: использование комических и сатирических приемов в изображении характеров героев; определить эстетическую значимость сатиры и юмора Н. В. Гоголя. |
URI: | https://elib.belstu.by/handle/123456789/22449 |
Appears in Collections: | Скориновские чтения 2017: книга в медийном пространстве: к 500-летию белорусского книгопечатания : материалы III Международного форума, 6-7 сентября 2017 г. |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.
К типологии фантастических элементов в повестях «Невский проспект», «Нос» и «Портрет» Н. В. Гоголя
Please use this identifier to cite or link to this item:
http://elar.uspu.ru/handle/uspu/16033
Title: | К типологии фантастических элементов в повестях «Невский проспект», «Нос» и «Портрет» Н. В. Гоголя |
Other Titles: | To the Typology of Fantastic Elements in the Stories Nevsky Prospect, The Nose And The Portrait by N. V. Gogol |
Authors: | Громинова, А. Шпачекова, З. Grominová, A. Špačeková, Z. |
Issue Date: | 2021 |
Publisher: | Уральский государственный педагогический университет |
Citation: | Громинова А.![]() |
Abstract: | В статье рассматриваются понятия «фантастика» и «фантастические элементы» с точки зрения художественной литературы и их использование в конкретных произведениях Н. В. Гоголя. This article is aimed at defining the terms «fantasy» and «fantastic elements» from the point of view of fiction and finding its application in relation to N. V. Gogol’s works. The main attention is paid to fantastic elements,their classification, as well as the way they are used in the literary text. |
Keywords: | ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ (ПОВЕСТЬ) НОС (ПОВЕСТЬ) ПОРТРЕТ (ПОВЕСТЬ) ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ ПОВЕСТИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ ФАНТАСТИКА ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТИПОЛОГИЯ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ RUSSIAN LITERATURE FANTASY FANTASTIC ELEMENTS |
URI: | http://elar.![]() |
DOI: | 10.51762/1FK-2021-26-01-14 |
Origin: | Филологический класс. 2021. Т. 26, № 1 |
Appears in Collections: | Филологический класс |
Show full item record
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.
Анализ повести «Нос» (Н. Гоголь)
История создания
Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.
Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.
Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А.С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.
«Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
«Нос» часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя. Она была написана в 1833 году для журнала «Московский наблюдатель», который редактировали друзья писателя. Но произведение редакция не приняла, назвав его грязным и пошлым. Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации? Какую грязь и пошлость они усмотрели в этом фантастическом сюжете? В 1836 году Александр Пушкин уговорил Гоголя опубликовать «Нос» в «Современнике». Для этого автор переработал текст, изменив финал и усилив сатирическую направленность.
В предисловии к публикации Пушкин назвал повесть веселой, оригинальной и фантастической, подчеркнув, что она доставила ему удовольствие. Прямо противоположный отзыв от Александра Сергеевича – еще одна загадка. Ведь Гоголь кардинально не менял произведение, второй вариант принципиально не отличался от первого.
Много непонятных моментов можно найти и в фантастическом сюжете повести. Здесь нет четко обозначенных мотивов бегства носа, странной выглядит роль цирюльника в этой истории: почему именно у него объявился сбежавший нос, да еще и в хлебе? В повести размыт образ зла, скрыт движущий мотив многих поступков, нет явной причины для наказания Ковалева. Заканчивается повесть также вопросом: почему нос вернулся на место без каких-либо объяснений?
В произведении четко прописаны некоторые второстепенные детали, которые не влияют на развитие событий, а более существенные факты, действующие лица и обстановка изображены весьма схематично. Такой «прокол» можно бы и простить начинающему автору, но Гоголь в период создания повести был уже зрелым литератором. Следовательно, детали важны, но в чем тогда их значимость? Эти загадки породили в среде критиков много разных версий.
Большинство специалистов справедливо причисляют произведение к жанру сатиры на современное общество, где человека оценивают не по личным качествам, а по чину. Вспомним, как робко заговаривает Ковалев с собственным носом. Ведь тот облачен в мундир, который показывает, что перед майором чиновник более высокого ранга.
Интересен образ квартального надзирателя. Он заметил издалека, что цирюльник что-то бросил в воду, но разглядел утерянную часть тела, только нацепив очки. Конечно, ведь нос был в блестящем мундире и при шпаге, а при виде господ, полиция всегда близорука. Поэтому арестован цирюльник, кто-то ведь должен ответить за происшествие. Бедный пьяница Иван Яковлевич идеально подошел на роль «стрелочника».
Типичен главный герой произведения майор Ковалев. Это провинциал без образования, получивший свой чин на Кавказе. Такая деталь говорит о многом. Ковалев хваток, энергичен, храбр, иначе не выслужился бы на передовой. Он амбициозен, предпочитает, чтобы его называли военным чином «майор», а не гражданским – «коллежский асессор». Ковалев метит в вице-губернаторы и мечтает о выгодной женитьбе: «в таком случае, когда за невестой случится двести тысяч капиталу». Но теперь Ковалев очень страдает из-за того, что не может приударить за дамами.
Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация. В это время нос поднимается по карьерной лестнице выше хозяина, за что угодливо принят в обществе.
Комичен цирюльник, носящий фрак. Его неопрятность (воняющие руки, оборванные пуговицы, пятна на одежде, небритость) контрастируют с профессией, призванной делать людей чище и аккуратнее. Дополняет галерею юмористических персонажей доктор, который проводит диагностику щелчками.
Однако жанр сатирической фантасмагории лишь частично раскрывает тайны повести. Критики давно заметили, что произведение представляет собой некий шифр, прекрасно понятный современникам Гоголя и совершенно непостижимый для нас. Существует несколько версий на этот счет. Одна из них: Гоголь в завуалированном виде изобразил некое скандальное происшествие, хорошо известное в его обществе. Этот факт объясняет отказ в первой публикации (скандал был еще свеж), благосклонность известного любителя эпатажа Пушкина и негативную оценку критиков.
Некоторые исследователи находят в повести параллели с известными лубочными сюжетами. В 30-х годах XIX века лубок считался «низким» жанром, особенно презираемым в светском обществе. Близость Гоголя к народным традициям вполне могла привести писателя к такому своеобразному эксперименту. Есть и более экзотические версии: борьба с собственными комплексами автора по поводу своей внешности, расшифровка популярного сонника и т. п.
Но ясной и правильной трактовки повести «Нос» мы пока не дождались. «Во всем этом, право, есть что-то», – лукаво заявил в конце произведения Гоголь.
- «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
- «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
- «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
- «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
- «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
- «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
- «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
- «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
- «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
- «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
- «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
- «Женитьба», анализ комедии Гоголя
По произведению: «Нос»
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Жанр и направление
К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.
Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.
Композиция повести
Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.
- Первая часть включает в себя характеристику персонажей, описание их быта, а также отправную точку всего повествования. По своей структуре она тоже состоит из трех блоков: обнаружение носа – намерение избавиться от него – освобождение от бремени, оказавшееся ложным.
- Вторая часть знакомит читателя с самим майором Ковалёвым. Здесь также есть завязка (обнаружение пропажи), развитие действия (попытка вернуть нос) и, как итог, возвращение носа.
- Третья часть однородна, является лаконичным и ярким аккордом, завершающим произведение.
Композиция
Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.
Первая часть включает в себя характеристику персонажей, описание их быта, а также отправную точку всего повествования. По своей структуре она тоже состоит из трех блоков: обнаружение носа – намерение избавиться от него – освобождение от бремени, оказавшееся ложным.
Вторая часть знакомит читателя с самим майором Ковалёвым. Здесь также есть завязка (обнаружение пропажи), развитие действия (попытка вернуть нос) и, как итог, возвращение носа.
Третья часть однородна, является лаконичным и ярким аккордом, завершающим произведение.
О чем?
Описание повести «Нос» может сводиться к достаточно простой и схематичной фабуле: потеря носа – поиск – обретение. Главное в этом произведении — его идейное содержание.
Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в своём хлебе нос одного из клиентов – майора Ковалёва. Обескураженный брадобрей поспешил избавиться от улики, он не смог придумать ничего лучше, чем как бы невзначай выбросить нос в реку. Иван Яковлевич уже было почувствовал облегчение, но к нему подошел полицейский «и что далее произошло, решительно ничего не известно».
Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, не обнаружил на месте своего носа. Он отправляется к «обер-полицмейстеру». Дома он его не застал, но зато по пути встретился со своим носом, которой вёл себя самодостаточно и не желал знать своего владельца. Ковалёв предпринимает попытки воссоединиться с носом, хотел опубликовать объявление в газете, но ему везде отказывают и обходятся достаточно грубо. Наконец беглеца поймали при попытке эмигрировать и вернули хозяину. Но нос не собирался прирастать к прежнему месту. Майор приходит к предположению, что это порча, наведённая штаб-офицершей Подточиной. Он даже пишет ей письмо, но получает недоумённый ответ и понимает, что ошибся. Спустя две недели Ковалёв находит своё лицо в первозданном виде, всё разрешается само собой.
Ковалев
Платон Кузьмич Ковалев – коллежский асессор из повести Николая Гоголя «Нос». Сам себя он предпочитал называть майором. Автор относит этот персонаж к праздным тунеядцам и карьеристам, часто прогуливающимся по Невскому. Он сродни таким персонажам, как поручик Пирогов или Хлестаков, которые стремились получать максимум удовольствий от жизни, не прилагая усилий. Даже в Петербург он приехал за выгодной женитьбой и чином повыше. Создавая портрет этого персонажа, автор подчеркнул его наглое самодовольство и тщеславие. Внешне он всегда старается выглядеть идеально, носит накрахмаленные и безупречно чистые воротнички, имеет бакенбарды, как у губернских землемеров или архитекторов, регулярно посещает цирюльника. В отношении к женскому полу майор Ковалев питал слабость, часто отвлекался на красавиц и заигрывал со многими светскими дамами.
Всю свою стать он демонстрирует, выходя на Невский, а нос для него является своего рода достопримечательностью. Это также символ благочестия и порядочности.
И вот однажды, Ковалёв просыпается, и не находит носа на своём лице. Он бросается к обер-полицмейстеру, но по пути встречает свой нос в мундире, да ещё в большом чине. Он пытается с ним заговорить, но тот не признаётся и ускользает от Ковалёва. Платон доходит до обер-полицмейстера, но не застаёт того на месте, потом решает дать объявление о пропаже носа в газету, но объявление не принимают. Наконец, он доходит до частного пристава, но и тот отказывается заниматься его делом. Неожиданно, к нему домой приходит полицейский и возвращает его нос. Тот долго не хочет приставать обратно к лицу, но вскоре всё же возвращается на место и история для главного героя благополучно заканчивается.
Итак, лишив Ковалёва носа, автор ставит под сомнение его нравственные достоинства. Даже частный пристав отмечает, что порядочному человеку нос не оторвут. Пропажа носа Ковалёва могла быть также связана с потерей человеческого лица в погоне за сомнительными удовольствиями.
Реальное и фантастическое
Гоголь в своей повести умело сочетает реальное и фантастическое. Если, например, в «Шинели» мистический элемент возникает лишь в конце произведения, то «Нос» с первых страниц увлекает читателя в сказочный мир писателя.
В основе своей, ничего в особенного в изображаемой Гоголем действительности нет: Петербург, быт цирюльника и статского советника. Соответствуют реальности даже топографические детали и точные даты событий. Такую правдоподобность автор разбавляет одним единственным фантастическим элементом: от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности, а в финале всё возвращается на круги своя. Любопытно, что этот факт, хоть и шокирует читателя, вплетается в канву произведения вполне органично, потому что самая большая абсурдность заключается не столько в сбежавшей части лица, сколько в отношении к случившемуся, в преклонении перед чинами и чаянии об общественном мнении. По мнению писателя, в такое малодушие поверить труднее, чем в исчезновение носа.
Смысл рассказа Нос — Гоголя
Признанный уважаемыми историками и литераторами великий русский публицист, поэт и прозаик Н.В.Гоголь взбудоражил русскую литературу своими, не побоюсь сказать, гениальными рассказами и повестями, в которых в совершенно непредвиденных ситуациях с долей мистики и тайны раскрываются обыденные темы и вопросы. Одной из подобных повестей Н.В.Гоголь не на шутку ввел в замешательство читателей, ведь в ней происходили абсолютно никому непонятные события, а суть и основной посыл были скрыты в самых глубоких глубинах. Речь идет о известном произведении русского драматурга под названием «Нос». Давайте же разберемся, что такого удивительного можно прочесть в этой книги и как это повлияло на читателей той эпохи!
Смысл названия Нос
Название повести уже заставляет призадуматься и навострить уши. «Нос»? Почему целое произведение названо в честь одной части лица человека? Неужели нос является главным героем? Ха-ха, смешно. Да как бы не так! Нос действительно можно назвать ведущим героем произведения. Дело в том, что, по сюжету, нос главного героя обособляется и становится отдельной личностью! Такой абсурдный зачин произведения заставляет усомниться в возвышенности посыла всей повести. Но это вовсе не так. Как мы сказали ранее, Н.В.Гоголь позволяет читателю заинтересоваться сюжетом и замыслом произведения путем предоставления большой роли мистике, фантастике и всем известному абсурду. Чем ярче и необычнее описаны события, тем сильнее виден смысл и тем сильнее он отпечатается в памяти читателей.
Такой ход очень важен для самого писателя, ведь его главной целью является донести до людей свои мысли как можно четче и понятнее. В данном случае, Гоголь хотел продемонстрировать две основные идеи, плавно переплетающиеся друг с другом. Первой реакцией главного героя (асессора Ковалёва) после обнаружения необычной пропажи был страх показаться на публике в таком виде. Стать выше чином, построить успешную карьеру любым путем — именно это являлось главным желанием бедного асессора. Но без носа его планы терпят крушение, ведь Ковалев не может предстать перед уважаемыми вышестоящими гражданами в таком виде.
Смысл рассказа Нос
Н.В.Гоголь показал, что ведущей целью жизни практически всех «маленьких людей», нищих и бедных является рост по карьерной лестнице. Это, безусловно, показывает глубочайшие изъяны общества того времени (на самом деле, сейчас мало что изменилось). Второй смысл, который внес писатель в свою повесть — истинный Петербург представлен не высокими чинами и ухоженными улицами; правдивая сторона «гиблого» города состоит из бедных людей «низшего сорта», отчаянно стремившихся встать на чин выше, стать богаче и краше, гоняясь за благословением «значительных лиц». Как и во многих своих произведениях («Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и т.д.),
Н.В.Гоголь в своей повести «Нос» стремился показать во всей красе острую социальную несправедливость, недостатки и «пробоины» иерархии, абсурдность современного общества. Также можно заметить, что во всех своих произведениях «о маленьком человеке» писатель использует Петербург в качестве фона действий, предоставляя читателю возможность увидеть настоящую сторону аристократичного города.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Главные герои и их характеристика
- Петербург в «Носе» Гоголя гораздо больше, чем просто город. Это обособленное место со своими законами и реалиями. Сюда приезжают, чтобы сделать себе карьеру, а уже достигшие каких-либо успехов стараются не померкнуть в глазах окружающих. Здесь всё возможно, даже нос способен стать на время независимым.
- Традиционный для Гоголя образ маленького человека представляет персонаж Майор Ковалёв. Для него важно, как он выглядит, пропажа носа приводит его в отчаяние. Он считает, что можно обойтись и без руки или ноги, но без носа – ты не человек, «просто возьми да и вышвырни за окошко». Герой занимает уже не самый нижний ранг: 8 из 14 по «Табели о рангах», но мечтает о более высоком чине. Однако же даже находясь на этом уровне, он уже знает, с кем может быть надменным, а с кем скромным. Ковалёв груб с извозчиком, не церемонится с цирюльником, но заискивает перед уважаемыми чиновниками и старается не пропускать званых вечеров. Но он абсолютно обескуражен встречей с Носом, который на 3 чина выше, чем его владелец. Как быть с частью себя, которая не знает своё место в физическом смысле, но отлично понимает своё положение в обществе?
- Образ Носа в повести достаточно ярок. Он превосходит своего хозяина: его мундир дороже, ранг значительнее. Немаловажным различием между ними является поведение в церкви: если Нос смиренно молится, то Ковалёв засматривается на красивую женщину, думает о чём угодно, только не о своей душе.
Краткое содержание
Однажды в конце марта в городе на Неве случилось небольшое происшествие, которое было очень странным. В первой главе Иван Яковлевич, цирюльник, проснувшись очень рано, услышал запах горячего хлеба, который уже с утра приготовила его жена. Он тут же встал и решил позавтракать.
Но разрезав хлеб пополам, он стал пристально в него всматриваться, так как там что-то белело. Ножом и пальцами цирюльник вытащил что-то плотное, и это оказалось носом. И он показался Ивану Яковлевичу очень знакомым. Ужас охватил цирюльника, а разгневанная жена стала на него кричать. И тут Иван Яковлевич узнал его. Когда-то, совсем недавно, он принадлежал Ковалёву, коллежскому асессору.
Сначала цирюльник хотел замотать его в тряпочку, а потом куда-то хотел снести. Но его жена опять стала кричать и угрожать полицией. Иван Яковлевич никак не мог понять, как тот попал в хлеб, пытаясь вспомнить вчерашний день. Мысли о том, что его могут обвинить и забрать в полицию, приводили его в оцепенение и беспамятство. Наконец, он собрался с мыслями, оделся и вышел из дома. Он хотел тихонечко его куда-нибудь засунуть, но никак не мог улучить минутку для этого: постоянно попадался кто-то из знакомых.
Лишь только на Исакиевском мосту Иван Яковлевич смог избавиться от него, сбросив его в воду. Почувствовав облегчение, он тут же отправился пропустить рюмочку, так как был пьяницей.
Во второй главе автор знакомит читателя и с главным героем. Проснувшись, коллежский асессор потребовал подать себе зеркало. И вдруг неожиданно он увидел вместо носа совершенно гладкое место. Убедившись, что носа нет, он тотчас поехал к обер-полицмейстеру. В Петербург манор Ковалёв приехал, чтобы продвинуться по службе и найти богатую невесту. Когда он шёл по Невскому проспекту, то никак не мог поймать извозчика, поэтому старался прикрывать лицо платком.
Когда Ковалёв выходил из кондитерской, где смотрел на себя в зеркало, чтобы убедиться, что носа нет, он вдруг увидел, как из кареты выскочил и побежал по лестнице его нос в мундире.
Ковалёв, дождавшись его возвращение, увидел, что тот имел чин намного выше, чем его собственный. И от всего увиденного ошеломлённый Ковалёв чуть не сошёл с ума. Он тут же побежал за каретой, которая остановилась возле собора.
Темы повести
- Тематика повести достаточно широка. Главная тема, конечно, социальное неравенство. Каждый герой находится на своём месте в социальной системе. Их поведение и роль в обществе полностью соответствует занимаемому положению, но нарушить эту идиллию никак нельзя. Будет странно, если высший чиновник не нагрубит титулярному советнику, а титулярный советник – конюху.
- Тема маленького человека в повести освещена достаточно ярко. Майор Ковалёв, не имея никаких особых связей, не может опубликовать в газете объявление о пропаже носа. Жертва «Табели о рангах» даже не может близко подойти к своей собственности, которая оказалась более знатной.
- Тема духовности также присутствует в произведении. Ковалёв не имеет хорошего образования, военная служба позволила ему стать майором, главное для него – внешность, а не внутренний мир.
Нос противопоставлен герою: беглец сосредоточен на богослужении, он не отвлекается на окружающих дам, в отличие от хозяина. Для майора характерно фривольное поведение: он приглашает к себе девиц и намеренно мучает мнимой надеждой дочь Подточиной.
Анализ повести
Нос в повести Гоголя имеет символическое значение. Он указывает на то, что в обществе даже Нос может существовать и даже быть выше по рангу, чем его хозяин. А вот владелец оказывается несчастным человеком, но он пуст и напыщен. Он думает лишь только о женщинах и о карьере.
Автор высмеивает общество, в котором ценятся чины и положение в обществе, но про человека совсем забывают. Николай Васильевич высмеивает пороки общества по время правления Николая:
- Бесправие народа.
- Взяточничество.
Повесть «Нос» является загадочным произведением Николая Гоголя, так как она так и не даёт ответа вопроса о том, как же он смог вернуться на своё место.
Проблемы
- Гоголь в «Носе» раскрывает пороки, касающиеся, как общества в целом, так и отдельных личностей.
Главная проблема повести – филистерство. Ковалёв гордится своим чином, мечтает о блестящей карьере. Его беспокоит, что дефект лица помешает ему в свершении дальнейших планов. Он дорожит общественным мнением, а какая молва может пойти о человеке без носа?
- Проблема безнравственности поднимается в повести. Цирюльник не стремится вернуть нос владельцу, признаться в своей, может быть, вине в том, что испортил лицо. Нет, он спешит избавиться от странного предмета, надеясь остаться безнаказанным. Да и аморальность поведения Ковалёва говорит сама за себя.
- Другой высвеченный Гоголем порок – лицемерие. Надменный Нос не желает общаться с тем, кто ниже его рангом, как и его малодушный хозяин.
Смысл произведения
Главная идея повести заключается в том, чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Можно рассматривать пропажу носа как некое наказание майору Ковалёву за его грехи, но Гоголь не делает на этом акцент, повесть лишена прямого морализаторства. Автор не решался указать путь, как вылечить общество, он мог лишь обозначить проблемы. Отсюда сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: исправь общество, и проблемы прекратятся. Гоголь понимал: максимум, что он может сделать для улучшения ситуации, это в наиболее ярком свете представить изъяны социума. И ему это удалось: читатель был ослеплён, многие современники узнавали своих знакомых или даже самих себя, ужасаясь ничтожности человека.
Чему учит?
В своей повести «Нос» Гоголь изображает духовный кризис личности, одержимой тщеславными желаниями. Карьерный рост, развлечения, женщины – вот всё, что влечёт главного героя. И эта порочность не смущает Ковалёва, он имеет право вместе со всеми этими стремлениями называться человеком, но без носа – нет. А ведь образ майора Ковалёва собирательный, он похож на современников писателя. Вывод напрашивается сам собой: положение в обществе диктует правила поведения, которые никто не осмелится нарушить: ни маленький человек не проявит настойчивость, ни высокопоставленный чиновник не проявит великодушие. Об приближении такой катастрофы, которая коснется социума в целом и каждого человека в отдельности, Н.В. Гоголь предупреждает своих читателей.
Анализ произведения 3
Особенностью творчества Н.В.Гоголя является умение превратить небылицы в масштабное по своей философской сути произведение. К такому шедевру, по праву, можно отнести его повесть «Нос».
В основу сюжета положен обычный анекдот, популярный в гоголевские времена о сбежавшем от хозяина носе. Иван Яковлевич по профессии цирюльник, проживает со своей женой. Одним из обычных завтраков находит Иван Яковлевич в хлебе нос. Понял цирюльник, что находка принадлежит Ковалеву. Он выкидывает нос в реку. Тем временем коллежский асессор Ковалев обнаруживает пропажу, он решает заявить в полицию, но по дороге встречает свой нос, одетого как богатый человек. Нос садиться в карету и едет в церковь, где важно молиться. Потеряв из виду свою пропажу, расстроенный Ковалев , посетив пристава, возвращается домой. Полицейский приносит ему нос, объявляя, что по поддельному паспорту нос хотел сбежать в Ригу. Как не старался асессор, нос на место не прирастал. Доктор отказался оказать ему в этом помощь. Заканчивается повесть удивительным прирастанием носа на место. Ковалев вновь обрел возможность нюхать табак.
Повесть композиционно состоит из трех частей. В первой части Гоголь дает описание своим героям, характеризует их. Готовит читателя к происходящим событиям. Вторая часть посвящена майору Ковалеву и его отношению к происходящему. Третья часть-развязка сюжетной линии повести.
Гоголь умело смог переплести две линии: реальность и фантастику. Реальные герои (цирюльник, асессор, полицейский) и сказочно разгуливавший по Петербургу Нос. Данное произведение написано в новом для того времени жанре фантастическом реализме.
Главные действующие лица служат ярким примером представителей петербургского общества. Ковалев лишь чиновник в невысоком ранге. Он мечтает о должности, выгодной любовной партии и не мыслит жизни без своего носа. Майор готов преклоняться перед каждым, кто выше по званию и груб с людьми низшими по социальному положению. Цирюльник не собирается возвращать найденный нос, для него главное, что бы его не трогали.
С помощью аллегории и сказочности Гоголь умело высмеивает пороки общества и государства. Человек имеет уважение на столько, на сколько позволяет его ранг. Лицемерие, безнравственность, порочность людского поведения- основная мысль, которую положил в основу своего произведения великий писатель.
Художественное своеобразие
В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.
Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.
На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор <�…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.
Критика
Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного. Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г. Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В. Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Иван Яковлевич
Иван Яковлевич – персонаж повести Н. В. Гоголя «Нос», неряшливый цирюльник. Это обычный русский мастеровой, который был страшным пьяницей и неряхой. Хоть и брил он ежедневно чужие подбородки, свой всегда оставлял небритым. Сюртук, как полагается, не носил, а имел пегий фрак с лоснящимся воротником, пуговицы у которого еле висели на ниточках. По натуре Иван Яковлевич был циником. Когда к нему приходил бриться коллежский асессор Ковалев и делал замечание по поводу неопрятных рук цирюльника, тот от души понюхавши табаку, мылил клиента, где ему заблагорассудится: за ушами, под носом, на щеках и т.д.
По сюжету в одно весеннее утро вместо кофе захотелось Ивану Яковлевичу свежеиспеченного хлеба. Когда он разрезал буханку пополам, то там обнаружил нос самого коллежского асессора Ковалева. Жена устроила ему скандал, обозвала пьяницей, который не может свое дело достойно выполнять и выгнала на улицу, чтобы он вынес из дому нос. Иван Яковлевич, аккуратно завернув его в тряпочку, сначала решил куда-нибудь подбросить, пока к ним полиция не заявилась. Затем он решил выбросить нос в реку. Дойдя до Исаакиевского моста, он остановился посмотреть, много ли рыб в реке плавает. Незаметно, как ему казалось, он швырнул нос и направился к заведению с надписью «Кушанье и чай», как вдруг заметил квартального надзирателя. Тот его поманил пальцем к себе и стал задавать множество вопросов. Нос был найден и возвращен коллежскому асессору, но на место никак не вставал.
«Нос» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
Повесть «Нос» была написана Н. В. Гоголем в 1836. Сам Гоголь считал её обыкновенной шуткой и долго не соглашался печатать. Юмор – главная часть содержания «Носа», хотя и далеко не единственная. В повести Гоголя смех тонко переплетается с меткими зарисовками тогдашней бытовой жизни. Излагая краткое содержание «Носа», мы по возможности попытаемся передать обе эти характерные его черты – и юмор в первую очередь.
Гоголь. Нос. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Петербургский цирюльник Иван Яковлевич, проснувшись утром, чувствует запах горячего хлеба, который печёт его сварливая жена Прасковья Осиповна. Сев за стол, он начинает резать хлеб – и вдруг обнаруживает внутри что-то белое и плотное. Запустив пальцы, Иван Яковлевич достаёт из краюхи человеческий нос.
«Где это ты, зверь и пьяница, отрезал нос? – кричит ему жена. – Разбойник, я уже от трёх человек слышала, что ты во время бритья так теребишь за носы, что еле держатся!»
Иван Яковлевич узнаёт нос: тот принадлежит майору Ковалёву, которого он бреет дважды в неделю. Цирюльник ничего не понимает: «происшествие несбыточное, ибо хлеб – дело печёное, а нос совсем не то». Гоголь описывает, как Иван Яковлевич в страшном беспокойстве заворачивает нос в тряпку и выносит на улицу, чтобы выбросить где-нибудь. После нескольких неудачных попыток цирюльник выходит на мост через Неву и, делая вид, что рассматривает бегающую рыбу, незаметно швыряет тряпку с носом в воду. Облегчённо вздохнув, он уже собирается идти в трактир за стаканом пунша, но в это время его подзывает стоящий поодаль квартальный надзиратель и спрашивает, что это он делал, стоя на мосту…
В это же время в одной из петербургских квартир просыпается коллежский асессор Ковалёв – мелкий гражданский чиновник, который, тем не менее, любит называть себя по-военному майором. Взглянув в зеркало, чтобы проверить, исчез ли прыщик, вскочивший у него на носу вчера, он обнаруживает, что носа нет: вместо него видно лишь гладкое место. Ситуация скандальная! Ковалёв любит прохаживаться по Невскому проспекту и собирается искать вице-губернаторского места. Он не прочь и жениться, если за невестою случится двести тысяч капиталу. Но как теперь всё это делать без носа?!!
Закрыв платком лицо, Ковалёв выбегает из дома, чтобы ехать прямо к обер-полицмейстеру. Но как на беду нет ни одного извозчика. Стоя на улице, Ковалёв вдруг видит неизъяснимое явление: его собственный нос выходит из кареты в мундире статского советника и скрывается в подъезде одного дома. Через две минуты нос выходит обратно и, крикнув кучеру: «Подавай!», уезжает.
Ковалёв бежит за каретой. Она останавливается перед Казанским собором. Ковалёв вбегает в собор и видит, как его нос, спрятав лицо своё в высокий стоячий воротник, молится с выражением величайшей набожности. Подойдя ближе, Ковалёв с минуту покашливает, но потом всё же решается прямо заговорить с носом, хотя тот, судя по мундиру, гораздо выше его чиновным рангом.
Иллюстрация Кукрыниксов к «Носу» Гоголя
«Что вам угодно?» – спрашивает нос. Ковалёв объясняет, что нос «должен знать своё место, а не стоять в церкви». «Я майор, знакомый со многими дамами, и мне неприлично ходить без носа… А вы ведь мой собственный нос». «Вы ошибаетесь, милостивый государь», – раздражённо отвечает нос.
Внимание Ковалева на минуту отвлекается видом вошедшей в собор миловидной молодой дамы. Майор с удовольствием разглядывает её свежий подбородок, но в этот момент вспоминает, что у него нет носа. Со слезами на глазах он поворачивается к носу, чтобы назвать его плутом и подлецом. Однако того уже нет на месте: вероятно, он отправился к кому-нибудь с визитом.
В отчаянии майор ловит извозчика и едет к обер-полицмейстеру. Того не оказывается дома. Ковалёв раздумывает, не обратиться ли с жалобой в Управу благочиния, ибо его нос – явно такой человек, для которого нет ничего священного. Но, поразмыслив, он решает сначала сделать публикацию о бессовестно улизнувшем носе в газете.
Газетная экспедицию, куда приезжает Ковалёв, представляет собой маленькую комнатёнку со множеством визитёров, пришедших дать объявления. Их принимает сидящий за столом седой чиновник во фраке и очках. Ковалёв сообщает, что от него сбежал нос, обманно вырядившийся в мундир статского советника, а он сам, как майор, не может быть без такой заметной части тела: это не «мизинный палец на ноге, которую в сапог – и никто не увидит».
Смешавшийся чиновник во фраке отказывается брать объявление Ковалёва, говоря, что если в газете написать о пропаже носа, то она может потерять репутацию. Он рассказывает про похожий случай: один гражданин, заплатив 2 рубля 73 копейки, дал в газете объявление об исчезновении чёрного пуделя, а этот пудель потом оказался казначеем некоего заведения. Чтобы убедить седого господина, Ковалёв снимает тряпку с лица. Чиновник подтверждает, что видит вместо носа «место, совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин», но брать объявление всё равно не хочет. Он советует майору обратиться в один из литературных журналов, где искусное перо опишет «это редкое произведение натуры» так, что, по крайней мере, будет полезное назидание юношеству.
Стараясь успокоить совсем расстроенного Ковалёва, седой чиновник любезно предлагает ему понюхать табачку. Ковалёв принимает это за издёвку: чем же нюхать, когда носа у него нет? С возгласом: «чтоб чёрт побрал ваш табак» он отправляется к знакомому частному приставу, в чьём доме вся передняя заставлена сахарными головами, принесёнными от соседних купцов. Пристав обожает подношения и из всех видов их более всего предпочитает государственные ассигнации: «нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». Но как раз собравшийся соснуть после обеда пристав принимает майора грубо, заявив, что «у порядочного человека носа не оторвут».
Обессиленный Ковалёв возвращается домой, где его лакей Иван, лежа на запачканном диване, плюёт в потолок и довольно удачно попадает в одно и то же место. Оказавшись в своей комнате, майор печально сетует: «без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин». Он щипает себя, дабы убедиться, что не пьян, и вновь рассматривает в зеркале свой «пасквильный вид».
Раздумывая о причинах пропажи носа, Ковалёв предполагает: виной всему могла быть штаб-офицерша Подточина, которая желала, чтобы он женился на ее дочери. Майор и сам любил приволокнуться за этой дочерью, но избегал «окончательной разделки». И потому штаб-офицерша, верно из мщения, решилась его испортить и наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб.
В этот момент в квартиру Ковалёва входит квартальный полицейский чиновник и рассказывает, что пропавший майорский нос нашёлся: он был схвачен с поличным, когда садился в дилижанс, чтобы ехать в Ригу по поддельному пашпорту, выписанному на чужое имя. В этом деле замешан и один мошенник-цирюльник.
Квартальный подаёт Ковалёву завёрнутый в тряпочку нос, громко сетуя на растущую дороговизну, которая при его многосемейности очень тяжела. Поняв намёк, Ковалёв суёт ему в руки красную ассигнацию. После ухода надзирателя майор рассматривает принесённый им свёрток и радостно понимает: нос действительно его, слева на нём виден вскочивший вчера прыщик. Но минутное торжество сменяется тревогой: Ковалёв не знает, как заставить нос пристать на прежнее место.
Дрожащими руками он подносит нос к лицу, но тот не приклеивается даже после того, как майор греет его дыханием и уговаривает: «ну, полезай, дурак!» Ковалёв посылает тогда лакея Ивана к соседу-доктору. Вскоре входит видный мужчина с прекрасными смолистыми бакенбардами и, произнеся несколько раз «Гм!», начинает осматривать Ковалёва. Взяв его за подбородок, врач даёт щелчка по месту, где прежде был нос – Ковалёв от этого так откидывает голову назад, что ударяется затылком о стену. Отведя его от стены, доктор даёт второго щелчка, качает головой и уговаривает майора оставаться так, как есть сейчас, потому что нос легко можно приставить, но «это будет только хуже».
Ковалёв умоляет врача приставить нос, чтобы он держался хоть как-нибудь. Майор согласен даже «в опасных случаях подпирать нос рукой» – а иначе ему невозможно будет делать визиты в хорошие дома. Но доктор лишь советует ему мыть место носа холодной водой – и «я вас уверяю, что вы, не имея носа, будете так же здоровы, как если бы имели его». Врач предлагает Ковалёву заспиртовать нос и продать его за порядочные деньги. «Лучше пусть он пропадёт!» – в отчаянии кричит майор.
После ухода доктора Ковалёв садится писать письмо штаб-офицерше Подточиной. В нём он ставит ей на вид, что её участие в истории с замаскированным под чиновника носом не тайна для него. Если нос не будет сегодня же на своем месте, майор грозит «прибегнуть к защите и покровительству законов». Вскоре приходит ответ от Подточиной. Она уверяет, что никогда не принимала у себя никакого замаскированного чиновника и что никогда не думала оставить Ковалёва с носом, то есть дать ему отказ в случае возможного сватовства к её дочери. Подточина, напротив готова сей же час удовлетворить майора, «ибо это составляло всегда предмет её живейшего желания». Ковалёв приходит к выводу, что Подточина, видимо, и вправду не виновата.
Меж тем слухи о его сбежавшем носе распространяются по всему Петербургу – и с самыми красочными прибавлениями. На Невский проспект стекаются толпы любопытных, чтобы проверить рассказы о том, что нос каждый день ровно в три часа выходит на прогулку. Один спекулятор изготавливает прочные деревянные скамьи, с которых удобно высматривать нос, и разрешает желающим становиться на них за плату в 80 копеек. Правда, благонадёжные люди недовольны этой шумихой…
Недели через две после происшествия проснувшийся утром Ковалёв вдруг замечает, что нос, как ни в чём не бывало, находится на его лице. Наличие носа удостоверяет и лакей Иван. Вне себя от радости Ковалёв прежде всего едет бриться к цирюльнику Ивану Яковлевичу. Тот вначале встречает его боязливо, но, увидев нос на месте, успокаивается. Бритьё сильно затрудняется для Ивана Яковлевича тем, что он старается не браться за нос руками. Счастливый Ковалёв, уже не кутая лицо, выходит на улицу и делает визиты. Случайно встретив штаб-офицершу Подточину с дочерью, он ведёт с ними долгий и весёлый разговор, вынимая при этом табакерку и щедро набивая нос «с обоих подъездов».
Вот какая история случилась в северной столице нашего обширного государства! – заключает Гоголь свою короткую повесть. – Хотя никому до сих пор неизвестно, как произошло отделение носа и появление его потом в разных местах под видом статского советника – подобные происшествия (улыбается Гоголь) бывают на свете, – редко, но бывают.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.
Проверочные работы на знание текста по произведениям Н.

Проверочные работы на знание текста по произведениям Н.В. Гоголя «Портрет», «Нос»
Подготовила Прокопова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №73 города Новосибирска
«Портрет»
Как звали слугу Чарткова?
Сколько денег было в свертках, которые пересчитывал выходец из портрета?
Сколько было лет Чарткову в начале повествования?
Имя и отчество Чарткова?
Где снял квартиру Чартков, найдя деньги?
Кто оплачивал статьи о Чарткове в газетах?
Что делал Чартков с картинами, которые покупал?
Что случалось с людьми, которые брали деньги у ростовщика в долг?
В образе кого изобразил Чартков дочь своей первой заказчицы?
Что случилось с портретом в финале произведения?
Ответы:
Никита;
1000 червонных;
22 года;
Андрей Петрович;
Невский проспект;
Он сам;
Уничтожал;
Плохо заканчивали;
Психея;
Исчез.
«Нос»
Что было изображено на вывеске цирюльника Ивана Яковлевича?
Где Иван Яковлевич нашел нос?
Военный чин Ковалева?
Где получил свой чин Ковалев?
Кого и за что Ковалев посчитал виновным в пропаже носа?
Где у Ковалева состоялся разговор с носом?
Во время чего был схвачен нос?
Что предложил доктор сделать Ковалеву с носом?
Дата возвращения носа на место (лицо)?
Что раздражало Ковалева в Иване Яковлевиче?
Ответы:
1. Господин с намыленною щекой;
2. В хлебе;
3. Майор;
4. На Кавказе;
5. Подточину за отказ жениться на ее дочери;
6. В церкви;
7. Садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу;
8. Заспиртовать и продать;
9. 7 апреля;
10. Воняли руки.
Я думал, что никогда не смогу полюбить свой большой нос, но потом мне нарисовали мой портрет | Здоровье и благополучие
Я никогда не думал, что однажды буду с гордостью хвастаться своим носом, запечатленным во всей его кривой красоте, на холсте на стене моей гостиной. Будучи подростком, я терпеть не мог видеть фотографию своего носа в профиль. Я ненавидел то, насколько оно было большим, и, если люди хвалили меня за мою внешность, я всегда чувствовал, что это так, несмотря на самую заметную черту моего лица.
Неуверенность в своем носе всегда преследовала меня – в отношениях, карьерных успехах, неудачах и во всем, что между ними.В прошлом году я попыталась изменить это, поделившись своим путешествием, чтобы попытаться полюбить свой нос, в социальных сетях с хэштегом #sideprofileselfie. В конце концов это вдохновило тысячи других поделиться своей неуверенностью, но я чувствовал себя мошенником. Пока я пытался распространять любовь к большому носу, я съеживался каждый раз, когда видел свою фотографию.
Я был на грани того, чтобы смириться с тем, что никогда не увижу свой нос таким красивым, когда встретил Николаса Балдиона, художника, в лондонском пабе и попросил его нарисовать мой портрет.Я был впечатлен искусством, которое он показал мне в своем Instagram, особенно картиной женщины с большим носом в профиль, и понял, что это может быть мой шанс столкнуться со своими страхами и принять свой собственный профиль. Я надеялся, что, превратив свой нос в произведение искусства, я начну видеть его через более добрую художественную призму, а не через стандартную призму красоты, где я зацикливаюсь на том, что он в два раза больше, чем у Анджелины Джоли.
Я пожалел об этом в ту секунду, когда я пришел на свое заседание, и он начал смотреть на мой нос, прежде чем измерить его, а затем медленно сфотографировать.Когда я поручил ему нарисовать мой профиль, я думал только о готовом портрете. Я забыл, что Бальдиону придется часами смотреть на мою самую большую неуверенность, а затем кропотливо воплощать ее на холсте.
Первый сеанс был тяжелым. Я не мог избавиться от абсурдного чувства желания повернуть голову вперед. Мне не нравилось, что Балдион открыто изучает функцию, которую я годами пытался скрыть. Потом я вспомнил, что должен был пытаться полюбить свой нос, и ругал себя за неуверенность.Тем не менее, когда продолжалось два с половиной часа сидения, я успокоился и начал принимать свои чувства. Я поставил себя в эту ситуацию, так что теперь мне просто нужно было сидеть в ней.
Ко второму сеансу я был почти взволнован — не только мыслью о том, что у меня будет день, когда у меня будет предлог абсолютно ничего не делать, но и тем, что я наконец понял, что мне делают мой портрет. Я всегда ассоциировал портретную живопись с дамами викторианской эпохи или Самантой из «Секса в большом городе», а не с обычными молодыми женщинами, пытающимися преодолеть зацикленность на образе тела.Но, позволив себе присоединиться к их рядам, я начал чувствовать, что придаю себе значение: мой нос, возможно, никогда не украсит обложку Vogue, но он достаточно особенный, чтобы его можно было написать маслом.
Балдион помог. Он рассказал мне, о чем думал, когда смотрел на мой нос: улавливал его тон, цвет, форму и очертания. Для художника красота не обязательно заключается в живой кукле Барби; она живет в морщинах, шрамах и характере. «Мне всегда нравится рисовать отличительные черты», — сказал он. «И существует более одного типа прекрасного.”
Я нервничал, увидев готовый портрет. Что, если это еще одно доказательство непривлекательности моего носа? Но когда я посмотрел на фотографию нежно улыбающейся женщины, уверенной в себе, я не мог не улыбнуться в ответ. Да, она была похожа на меня, но при этом выглядела весьма привлекательно. У нее был мощный нос. Сильный. Почти красиво.
С того дня я часами смотрела на свой портрет, повесив его на почетном месте в своей квартире, и эти чувства усилились из-за его сильного царственного присутствия.Но самый удивительный и неожиданный эффект от этого моего портрета в том, что он изменил мое представление о том, что такое красота.
Я так привыкла слепо подчиняться общественному стандарту красоты выглядеть как голливудская звезда или диснеевская принцесса, что автоматически ищу свои недостатки в каждой фотографии или отражении себя, мысленно рисуя вокруг них красные круги, как это пишут журналы светской хроники. делать. Но когда я смотрю на свой портрет, я делаю так, как будто он висит в галерее.
Этот процесс изменил мою перспективу, и я научился самостоятельно определять, что такое красота, будь то улыбающаяся сильная женщина на портрете, написанном маслом, или отражение в реальной жизни — с большим крючковатым носом — глядя на меня в зеркало.
Нос | «Реалистичный портрет цветными карандашами» (nestorcanavarro)
О видео: Нос
Резюме
«В этом уроке мы будем рисовать область носа, концентрируясь на решении его объема и текстур.
В этом видеоуроке Нестор Канаварро обращается к теме: «Нос», которая является частью онлайн-курса «Доместика: реалистичный портрет цветными карандашами». Научитесь иллюстрировать, осваивая объем, свет и тени с помощью фотографии.
Частичная транскрипция видео
«Нос» В этом уроке мы будем работать над носом. Это важная область лица, особенно здесь, из-за размера носа Де Ниро и того, как он выделен, что дает нам много информации об объеме и положении.Мы будем работать с более темными областями. Здесь мы будем накладывать текстуры от самых светлых к самым темным, как мы видели в уроке о коже, и постараемся передать округлый объем на переносице и эту сферическую форму на кончике. Здесь у нас есть несколько компонентов, которые устанавливают громкость. Мы должны обратить внимание на все из них. Изображение дает нам несколько намеков на то, что…»
Эта расшифровка создается автоматически, поэтому может содержать ошибки.
Краткое содержание курса: Реалистичный портрет цветными карандашами
-
Уровень: Средний
-
95% положительные отзывы (909)
-
20676 студентов
-
4 единицы
-
17 уроков (2ч 58м)
-
7 загрузок
-
Категория
Иллюстрация -
Области
Художественный рисунок, Рисование цветными карандашами, Рисование, Изобразительное искусство, Иллюстрация, Карандашный рисунок, Портретный рисунок, Портретная иллюстрация, Реалистичный рисунок
Иллюстратор и графический дизайнер
Нестор Канаварро провел более трех десятилетий в мире изображений, работая сначала графическим дизайнером, а затем иллюстратором. С 1991 по 1999 год он преподавал типографику в Университете Буэнос-Айреса, затем с 2002 по 2004 год преподавал в Escuela de Creativos Publicitarios. Именно там он в настоящее время работает дизайнером и иллюстратором, а также руководит мастерской по рисованию и иллюстрации в Буэнос-Айресе.
Испанский с английскими субтитрами
- 95% положительные отзывы (909)
- 20676 студентов
- Онлайн и в своем собственном темпе
- Аудио: испанский
- Уровень: Средний
- 17 уроков (2ч 58м)
- Доступно в приложении
- испанский, английский, португальский, немецкий, французский, итальянский, польский, нидерландский
- Неограниченный доступ навсегда
- Сертификат по окончании курса
Области
Почему носы на моих портретах выглядят как перевернутые ложки?
Рисование портретов считается последним рубежем художника, но новичок может совершить ошибку, уделив недостаточно внимания носу в пользу глаз и рта, потому что носы имеют тот же цвет кожи, что и остальная часть лица.
Распространенные ошибки при рисовании носов
Самая распространенная ошибка новичка в портретной и фигурной живописи – делегирование носа как практически невидимого, а не других черт лица. Однако, когда портрет закончен, художник может обнаружить важность носа, поскольку он скрепляет остальную часть портрета.Художник может ошибиться, думая, что глаза или рот неправильные, тогда как на самом деле проблема заключается в носе. Следует избегать следующих практик:- Окраска носа в виде трубчатой формы с двумя ноздрями внизу
- Линейное изображение носа и придание носу несуществующих краев
- Нарисуйте нос, указывающий на зрителя, в то время как остальная часть лица находится под углом
- В попытке проиллюстрировать удлинение носа в ракурсе, изображая нос сбоку, несмотря на то, что лицо обращено к зрителю, из-за чего нос кажется шатким
- Рисование носа по центру лица, даже если лицо расположено под углом, что делает его смещенным от центра
- Рисовать только нижнюю часть носа, забывая о переносице между глазами
Чтобы научиться рисовать носы, помогут следующие упражнения и практики:
- Потренируйтесь рисовать длинные объекты в ракурсе, то есть указывая прямо на зрителя.
Идеально подойдет палец, прищепка или ложка. Это упражнение помогает художнику преодолеть искушение изобразить длину объекта, даже если его не видно
.
- Обратите особое внимание на ноздри. Это далеко не два круглых отверстия, они могут казаться уплощенными или иметь форму головастика. Ноздри не всегда видны под определенными углами.
- Контуры носа никогда не должны изображаться линейно. Нос часто представляет собой просто серию расплывчатых и тонких пятен света и тени
- Обратите внимание на разные формы носа.Они могут быть тонкими, коническими, коническими или выпуклыми. Идеального носа не существует
- У некоторых носов оттенок немного отличается от остального лица, особенно у основания
- Обратите особое внимание на переносицу между глазами. Некоторые художники ошибаются, думая, что глаза неправильные, тогда как на самом деле тени вокруг переносицы могут нуждаться в корректировке. В этой области часто находятся глубокие тени, если свет идет косо и может придать портрету выразительность
- Сопротивление попаданию в ловушку рисования носа в полный рост, тогда как остальная часть лица находится под углом
Если художник хочет создать портрет по фотографии, необходимо четкое и качественное изображение. Черты лица не должны быть выбелены вспышкой или ярким светом. На самом деле, боковое освещение подчеркнет контуры лица, особенно нос. Никогда не используйте линии для иллюстрации носа, используйте абстрактные формы по тону и цвету. Если портрет получается не совсем правильно, то перевернув фотографию вверх ногами и завершив картину тоже вверх ногами, вы перезагрузите мозг и увидите изображение по-новому. Не забывайте время от времени переворачивать изображение вверх, чтобы убедиться, что портрет работает так, как планировалось.
Основные художественные материалы для рисования носа
Основные цвета кожи могут быть получены из жженой сиены, жженой умбры, перманентной розы, ультрамарина и белого. Однако на теле часто можно увидеть другие цвета. Поскольку нос часто является самой отражающей поверхностью, на нем могут появляться блики или отражения от соседних объектов, например одежды. Тень под носом не всегда просто черная, она может быть нейтральной и даже зеленой.
Ссылки, относящиеся к портретной живописи
Советы по коричневым пигментам
Книги по портретной живописи маслом
Телесные тона в портретах
Как рисовать детей по фотографии
Как рисовать фигуры
Рафаэль сделал пластику носа на автопортрете, реконструкция лица предполагает
РИМ (Рейтер) — Рафаэлю, вероятно, не понравился его нос, и он заменил его идеализированной версией на своем знаменитом автопортрете.
К такому выводу пришли ученые Римского университета, которые произвели трехмерную компьютерную реконструкцию лица мастера эпохи Возрождения по гипсовому слепку его предполагаемого черепа, сделанному в 1833 году.
В том же году были в последний раз эксгумированы останки человека, которого современники прославляли как «божественного» за то, что он стремился к совершенству в своей работе.
«Он определенно сделал свой нос более изящным», — сказал профессор Маттиа Фалькони, молекулярный биолог из университетского городка Тор Вергата. «Его нос был, скажем так, немного более выступающим».
Рафаэль умер в Риме в 1520 году в возрасте 37 лет, вероятно, от пневмонии, и был похоронен в римском Пантеоне.
Автопортрет, который обычно висит во флорентийской галерее Уффици, но в настоящее время находится в Риме на выставке, посвященной 500-летию со дня его смерти, был сделан примерно 15 лет назад, когда он был чисто выбрит.
Он имеет более орлиный нос, который Рафаэль также использовал в других работах, в которых он рисовал себя.
Реконструкция того, как он мог выглядеть ближе к своей смерти, когда носил бороду.
Фалькони вместе с судебными антропологами и другими экспертами реконструировал лицо с помощью методов наслоения тканей, используемых следователями по расследованию преступлений.
В результате получилось лицо, похожее на лицо мастера на гравюре Маркантонио Раймонди, одного из его учеников.
«Когда мы закончили, я сказал себе: «Я уже видел это лицо раньше», — сказал 57-летний Фалькони Рейтер в телефонном интервью.
Еще одно сходство с сюжетом «Мужского портрета», написанного между 1512 и 1515 годами Себастьяно дель Пьомбо, современником и соперником Рафаэля.
На протяжении веков существовали предположения, что кости, эксгумированные в 1833 году и перезахороненные в перестроенном склепе, возможно, не принадлежали Рафаэлю, потому что некоторые из его учеников позже были похоронены рядом с ним.
Но Фалькони считает, что исследование указывает на 85-процентную вероятность того, что череп принадлежит Рафаэлю, из-за сходства с большей частью лица художника, изображенного им и его современниками.
Не всем понравилось исследование Фалькони. Художественный критик римской газеты La Repubblica заявил, что она выпустила дешевую «версию видеоигры» Рафаэля.
Фалькони сказал, что надеется, что когда-нибудь гробница снова будет открыта для непосредственного исследования черепа. Это может разрешить несколько загадок, включая подтверждение того, что стало причиной его смерти.
Дополнительный отчет Антонио Денти и Фаббиано Франкитти; редактирование Джона Стоунстрита
Рисование носа и портрета спрессованным углем
Курс рисования карикатур«В первой части этого курса вы изучите основные понятия карикатуры. Вы будете использовать такие понятия, как преувеличение и абстракция, чтобы превратить грубый набросок в полностью проработанный карикатурный рисунок. Часть 2 курса развивает ваши карикатурные мускулы».
Курс «Рисование портретов животных» Аарона Блейза «Аарон Блейз — бывший аниматор Диснея и профессиональный художник, который является настоящим мастером, когда дело доходит до рисования и раскрашивания животных.В этой демо-версии шедевра вы получите возможность понаблюдать за ним в его студии и посмотреть, как он рисует большой портрет льва с нуля. и в этой демо-версии Masterpiece вы увидите, как он создает шедевр с нуля. Вы увидите весь его процесс от начала до конца. 12+ часовая версия в реальном времени. “
Курс портретной живописи маслом Аарона Вестерберга«Аарон Вестерберг – известный художник, обладающий особым талантом и пониманием цвета.В этой демо-версии шедевра вы будете мухой на стене в его студии. Вы можете наблюдать, как профессиональный художник создает шедевр с нуля».
Курс «Лаборатория монстров по дизайну персонажей» Скотта Фландерса «Узнайте, как создавать монстров с нуля! Этот курс по концепции персонажей научит вас переходить от листа идей, выработанных методом мозгового штурма, к убедительному произведению цифрового искусства. Наряду с изучением основ дизайна монстров я также сосредоточусь на том, чтобы научить вас своей технике фигурного вырезания.”
Скульптура портретов из книги Зои Дюфур «Портретная скульптура» Зои Дюфур«Зои Дюфур — мастер-скульптор с невероятным мастерством моделирования форм. В этой демо-версии шедевра вы сможете посетить ее студию и посмотреть, как она создает более длинную скульптуру с нуля».
Портретная живопись маслом с использованием метода визуального размера. Курс Корнелии Хернес«Корнелия Хернес — известная художница-реалистка и преподаватель Флорентийской академии художеств. В этой демо-версии Masterpiece вы увидите, как профессиональный художник создает шедевр с нуля.Корнелия расскажет о своей палитре, даст советы по смешиванию цветов, характеристикам красок, типам кистей, растворителям и окрашиванию свежего холста».
Курс Стивена Баумана «Техники и концепции классической портретной живописи» Часть 1 будет состоять из 3 демонстраций (каждая с уточненной версией в реальном времени), которые будут публиковаться один раз в неделю в течение следующих 3 недель. Части 2 и 3 будут опубликованы в сентябре и январе.Вы можете предварительно приобрести все 3 сейчас, чтобы получить оптовую скидку.
Портреты питомцев: как нарисовать нос и рот вашему питомцу
Питомец начинает оживать на холсте, и следующим шагом будет нарисовать очаровательный нос, а затем рот.
Как отмечалось в моем предыдущем блоге, вы хотите работать над своей картиной слоями, начиная с глаз. Если вы еще не начали рисовать глаза, нажмите на нее, чтобы узнать, как рисовать реалистичные глаза.
Хотите узнать больше о том, как нарисовать портрет своего питомца? Нажмите здесь или на изображение выше, чтобы записаться на мой курс.
Как нарисовать нос питомцу
Предполагая, что первый слой обоих глаз завершен, мы продолжаем рисовать более темные тона носа.
- Сначала я заполняю глубину ноздрей более темными тонами .
- Затем я продолжаю обводить контур носа , особенно вокруг складок, где эскиз можно быстро закрасить, и желобка (линия посередине, разделяющая ноздри) перед заполнением складок и носоупора, смешивая более темные цвета. и средние тона.
Еще один отличный совет: Обратите внимание на текстуру носа (посмотрите на все эти крошечные точки!) и посмотрите, мокрый он или сухой. Иногда цвет носа меняется с возрастом питомца, и некоторые из моих клиентов просили, чтобы их питомцы выглядели так, как в молодости.
Несмотря на то, что я склоняюсь к сочетанию черного и белого или коричневого и красного оттенков носа (в зависимости от породы, собаки или кошки), в носах можно увидеть множество цветов. Только черный цвет может иметь блики синего, фиолетового и красного цветов.
Прежде чем перейти к следующему элементу, я добавлю немного блика, чтобы в отражении можно было распознать, где свет падает на нос , если он есть. Это просто добавляет немного чего-то для моего собственного удовольствия.
После первого слоя носа (который сейчас будет выглядеть немного плоским) я продолжаю рисовать окружающую область носа, прежде чем перейти к рту. В зависимости от сложности или размера этой области, я либо сосредотачиваюсь на непосредственной области, либо рисую немного больше.
Связанный: Если у вас возникли трудности с наброском, нажмите здесь, чтобы прочитать, почему набросок полезен, насколько подробным он должен быть и какие шаги я предпринимаю.
Как нарисовать рот вашему питомцу
Рот — это последнее, что я рисую из трех основных частей (глаза, нос и рот).
У большинства питомцев, которых я рисую, рот закрыт, что делает его менее важным элементом, поскольку он не занимает много места на холсте.Тем не менее, даже закрытый рот может многое добавить к впечатлениям зрителя. Закрытый или открытый, найдите детали и ту маленькую добавку, которая делает рот уникальным для этого конкретного питомца.
Как нарисовать закрытый рот питомца
Если вы рисуете закрытый рот, сосредоточьтесь на поиске губ и нарисуйте мех, соединяющий нос и верхнюю губу в этом первом слое . Есть ли волосы во рту? Это часто случается с длинношерстными собаками, такими как йоркширские терьеры.
Вы хотите нарисовать более темные тона по бокам рта в этом слое или по бокам нижней челюсти, чтобы добавить глубины любому меху, который будет нарисован поверх этого позже.
Даже в этом первом слое я добавляю четкости и глубины, добавляя более темные тона и, возможно, даже некоторые детализированные пряди волос в качестве основы.
Как нарисовать открытый рот питомца
Мои клиенты часто говорят мне: «Я чувствую запах его/ее дыхания на моем лице!»…. И я хочу, чтобы вы помнили об этом, когда рисовали реалистичный открытый рот.Неплохо провести гигиену полости рта, чтобы освежить дыхание. Если пасть открыта, с большим языком или замечательными зубами, выполните следующие действия, чтобы создать реалистичный портрет питомца.
- Сначала добавьте более темные тона к задней части рта и деснам .
- Проделайте это со всеми остальными частями рта .
Каждая область рта (десна, зубы, язык и т. д.) будет иметь свой набор более темных, средних и светлых тонов.Зубы, например, могут быть смесью неотбеленного титана, кремово-желтого, серого и титаново-белого. Может быть, они немного отражаются от темно-фиолетовой, черноватой, розовой или голубоватой смолы?
Когда вы закончите первый слой рта, мы переходим к ушам. Хотя это не считается главной особенностью, определенно есть уши, полные характера и собственной жизни.
Если вы зашли так далеко, ура, поздравляю! У вас есть глаза, нос и рот, смотрящие на вас.Это может показаться не таким уж большим, когда мы смотрим на холст, но этот первый этап посвящен фундаменту. Наберитесь терпения и сосредоточьтесь. Ты отлично справляешься и вовремя.
Теперь я хотел бы услышать от вас.