Набросок это в изо: суть, назначение и виды набросков. Примеры набросков неизвестных и знаменитых художников
- суть, назначение и виды набросков. Примеры набросков неизвестных и знаменитых художников
- Наброски
- Набросок — это… Что такое Набросок?
- Набросок — Художественная энциклопедия
- Набросок
- Техника наброска
- Для рисования набросков необходим маленький карманный альбом в твердом переплете (размер приблизительно 9 х 15 см) с заменяющимися листками, а также альбом большого формата (приблизительно 20 x 27 см) с жесткой крышкой. Рисовать в альбоме надо на одной стороне листа. Наброски рисуйте легким контуром, стараясь поначалу чуть-чуть прикасаться мягким карандашом к бумаге, охватывая сразу возможно большие формы.
- Презентация «Мы рисуем наброски и зарисовки»
- Конспект урока по изобразительному искусству «Набросок»
- что выбрать для разработки интерфейсов? / Хабр
- Полное руководство по началу работы в Sketch с бесплатной шпаргалкой
суть, назначение и виды набросков. Примеры набросков неизвестных и знаменитых художников
Набросок — разновидность рисунка, быстрая, лаконичная зарисовка небольшого размера. В нем художник старается запечатлеть на бумаге суть идеи без тщательной проработки деталей. Набросок обычно представляет собой изображение предмета в упрощенном виде с помощью подручного набора художественных материалов.
Назначение набросков
Набросок — важный инструмент в работе профессионального художника и обязательная составляющая обучения начинающего рисовальщика.
Набросок для уже состоявшегося мастера служит отличным средством создания основы будущего произведения. С его помощью художник может решать разнообразные творческие задачи:
- зафиксировать свое восприятие предмета наблюдения;
- выразить собственные эмоции от увиденного;
- поэкспериментировать с композицией;
- запечатлеть на бумаге отдельные элементы будущей картины.
Начинающему живописцу также стоит постоянно делать наброски для развития основных практических навыков:
- наблюдательности;
- глазомера;
- зрительной памяти;
- объектно-пространственного мышления;
- мастерства владения карандашом и другими инструментами.
Многие сохранившиеся наброски великих мастеров живописи прошлых эпох в наше время признаны бесценными шедеврами изобразительного искусства. Они становятся объектами подробного изучения для профессионалов и яркими образцами творчества для начинающих художников. Такие рисунки занимают почетное место в экспозициях музеев и частных коллекциях.
Виды набросков
В изобразительном искусстве существует огромное разнообразие видов набросков. Всевозможные рисунки классифицируют по следующим параметрам:
- По типу предмета изображения (с натуры, по памяти, по воображению, комбинированные).
- По способу выполнения (с использованием линий, штрихов, тональных пятен).
- По типу художественных материалов (карандашом, пером, тушью, углем, красками, фломастером) и бумаги (белая или цветная, гладкая или шероховатая, плотная или мягкая).
Наброски разных вариаций используют в своей работе не только художники, но и представители многих других творческих профессий (скульпторы, архитекторы, дизайнеры, модельеры). Этот вид рисунка всегда будет востребован в среде творческих людей.
На сайте Very Important Lot можно принять участие в аукционах предметов изобразительного искусства и антиквариата. Посетители портала также имеют возможность купить напрямую работы современных художников.
Наброски
Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Наброски — это одна из самых ответственных областей профессионального обучения. Умение рисовать с натуры еще недостаточно для творческой деятельности. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.
Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности.
Наблюдательность приобретается в результате выполнения ежедневных зарисовок и набросков. Где бы ни находился художник — он всегда должен рисовать: на улице, в трамвае, на заседании, на рынке, в гостях, в зоопарке — словом, всегда, везде и всюду.
Чтобы решать сложные и наиболее интересные задачи наброска, надо овладеть знаниями и навыками изображения простых заданий. Поэтому в начальной стадии обучения не следует браться за выполнение творческих элементов наброска: выразительности художественного решения, непринужденности исполнения и т. п. Это не под силу начинающему рисовальщику. Тематика набросков должна развиваться, в соответствии с важным дидактическим принципом обучения — от простого к сложному: поначалу зарисовки несложных по форме предметов домашнего обихода, интерьера, экстерьера, элементов пейзажа, я затем головы и фигуры человека в движении, сложных позах, ракурсах, сюжетных мотивах. Начальный период выполнения учебных набросков играет важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематические и многочисленные зарисовки различных предметов развивают глазомер, воспитывают чувство пропорций и многие другие профессиональные качества.
Начинающие рисовальщики стремятся быстрее перейти к изображению обнаженной фигуры человека. Действительно, это интересная работа. Но успешно выполнять ее можно, лишь обладая определенными знаниями и навыками, полученными в результате выполнения более простых заданий. Поэтому на первоначальной стадии обучения нельзя пренебрегать выполнением набросков с различных бытовых предметов, элементов растительного мира, построек, интерьера и т. п. Этот важный период учебных набросков всегда признавался и высоко оценивался выдающимися художниками и педагогами. В педагогической деятельности К. П. Брюллова, П. П. Чистякова, И. Е. Репина, Д. Н. Кардовского такие наброски всегда находили достойное место. Так, ученику, плохо видевшему пропорции П. П. Чистяков советовал ежедневно делать наброски с бытовых предметов. В мастерской И. Е. Репина учебные наброски тоже были непременной частью учебного процесса. Учебно-методическое значение набросков высоко ценил Д. Н. Кардовский. Главной особенностью его системы обучения рисунку были многочисленные, ежедневно выполняемые наброски с самых разнообразных предметов.
Роль набросков этим не ограничивается. Главное значение выполнение наброска приобретает в воспитании творческого отношения к процессу изображения, способности находить методы и средства достижения выразительности и образности. Материал зарисовок служит отправным материалом для создания графических и живописных композиций.
Порядок выполнения любого наброска подчиняется общим обязательным принципам процесса любого изображения (длительного или кратковременного): от общего к частностям, от больших, главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя впечатление целостности. Вначале следует решить его композицию, расположение одного или нескольких рисунков на листе, с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом.
При рисовании различных предметов быта следует в общих очертаниях прежде всего правильно конструктивно и перспективно построить их, передать пропорции. Простые формы предметов, близких к геометрическим телам (стол, шкаф, ведра, кастрюли), необходимо изображать быстро и верно в любом их повороте и положении к линии горизонта. В некоторых случаях зарисовки этих предметов сопровождаются передачей светотени, без основательной ее проработки, без характеристики деталей.
В набросках и зарисовках различных объектов современной техники необходимо исходить из конструктивной сущности: в первую очередь необходимо определить и наметить в рисунке главную опорно-конструктивную основу, на которой конструируется весь объект. Например, при рисовании автомашины следует начать набросок с установления самых общих очертаний машины, определяя главные пропорции, длину, ширину, высоту, а затем перейти к рисованию основных деталей. Следовательно, принцип рисования любых таких объектов строится на общих правилах процесса изображения: в первую очередь намечается основополагающее в конструкции и пропорциях, а затем рисунок обогащается характерными деталями.
В набросках пейзажа следует позаботиться вначале о выборе наилучшей точки зрения, с которой пейзажный мотив смотрится наиболее выразительно. Набросок пейзажа должен быть интересно закомпонован. Очень важно с самого начала определить соотношение земли и неба, проведя линию горизонта. В соответствии с линией горизонта намечаются главные части пейзажного мотива, пропорции больших масс, сравниваются размеры рисуемых объектов, их пространственные положения.
Для успешного изображения животных надо хотя бы в общих чертах знать их анатомию. Рисующий должен приучиться угадывать под внешним покровом конструкцию тела животного, понимать взаимосвязь костей скелета, знать расположение основных костей, местонахождение и механизм суставов. Каждому виду животных свойственны свои характерные пропорции, которые изменяются с возрастом.
Большую привлекательность и вместе с тем немалую трудность представляет рисование животных и птиц в движении. Именно в движении наиболее полно раскрывается пластическая характеристика рисуемого животного. Механика этих движений имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при рисовании. Процесс ходьбы или бега у многих животных состоит из ряда связанных между собой чередующихся элементов: очередность выноса ног, симметричность их движения при ходьбе и легком беге и т. д. Каждому движению соответствует определенное положение костей, поэтому еще раз следует подчеркнуть важность изучения скелета животного, анатомии мышц.
Выполняя наброски с различных животных, необходимо присматриваться к их поведению, характерным особенностям формы. Поэтому не следует делать большое количество набросков. За одно посещение зоопарка достаточно зарисовать пять-шесть животных, но зато более внимательно изучить их.
В наброске большое значение имеет характерное и типичное для той или иной модели. Очень важно поэтому сохранить, донести до зрителя эти особенности, выявить, подчеркнуть их. Эта образная сторона чрезвычайно важна именно в наброске. Привычная, характерная для того или иного животного или птицы манера держаться, двигаться, все неповторимое, присущее только данному объекту, должно подмечаться, выявляться рисующим, иногда в нужной степени «обостряться», обыгрываться таким образом, чтобы создавалось убедительное представление о натуре.
Необходимо наблюдать животных в самых различных положениях, рисовать их с разных точек зрения. Внимательный художник не только точно передаст очертания тела животного, его пропорции, но и схватит его «повадку», создаст образное представление о нем.
Искусство наброска существенно отличается от рисования с натуры.
Набросок отличается от рисунка большой суммарностью, лаконичностью восприятия. Художник не столько анализирует объект рисования, сколько создает графическое выражение предмета на основании уже имеющегося у него знания о нем, проверяя свои представления в непосредственном наблюдении. Это важно в образном рисовании.
Учащимся следует соблюдать правильную последовательность работы над наброском: быстро рассмотреть, осмыслить, оценить рисуемый объект, мысленно решить вопросы композиции, увидеть будущее изображение на листе, отметить легкими засечками границы (наиболее выступающие точки) наброска. Обычно достаточно отметить верх и низ изображения для вертикальной композиции или правый и левый края при горизонтальном размещении, затем легкими штрихами установить пропорции, движение изображаемой натуры, переходя в конце к уточнениям и обобщению рисунка.
Пока у рисующего мало опыта, не стоит стремиться к особой легкости, виртуозности, технической ловкости выполнения набросков. Эти качества со временем придут, а пока они не должны быть самоцелью. Гораздо важнее добиваться конструктивной, анатомической правильности изображения.
Голова и фигура человека — это самые интересные и сложные объекты для изображения. Эти зарисовки занимают преимущественное место в работах учащихся старших курсов. С принципами изображения головы и фигуры человека студенты основательно знакомятся во время академических занятий по рисунку. Что касается изображения человека в набросках, то здесь можно дать некоторые дополнительные рекомендации.
Зная анатомическое строение головы и фигуры человека, имея навык в набросках бытовых предметов и животных, студенты легко могут справиться с задачами изображения человека в набросках. При работе над набросками головы и фигуры не делают детального построения изображения, не занимаются тщательной проработкой светотени. Основой наброска является передача пропорций, движения, характера. Эти качественные моменты достигаются с помощью небольшого количества изобразительных средств за короткое время .
Делая набросок головы человека, рисующий прежде всего заботится о том, чтобы быстро и убедительно передать свое впечатление об изображаемом человеке, выявить наиболее характерные особенности его облика, внутреннего мира, настроения и т. д. Процесс же построении изображения, последовательное рисование формы, сравнение частей в данном случае протекает более скрытно и быстро. Рисующий занимается построением как бы попутно. Его внимание сосредоточено на задаче выразить главное, типичное, суметь выразительно и лаконично рассказать об изображаемом человеке.
В набросках большую роль играет острота характеристики изображаемого объекта, образное решение. Причем быстрота выполнения набросков (даже самых коротких по времени) отнюдь не предполагает, не оправдывает наличия в них ошибок, неправды, безвкусицы, дробности и т. д. Набросок должен быть цельным и по возможности свободным по исполнению, но специально заботиться о «свободе» и «ловкости» исполнения не следует. Не техника, не прием, а содержание изображения, верность натуре должны прежде всего составлять заботу учащихся. Свобода в выполнении и техническое мастерство приходят с опытом, после большого количества сделанных набросков.
Одной из наиболее интересных, но вместе с тем и сложных задач, возникающих при работе над набросками, являются зарисовки групп людей, различных сценок, наблюдаемых на улице, дома, в институте и других местах. Чаще всего такие наброски выполняются очень быстро, поскольку рисующий изображает не специально позирующих людей, а фиксирует свои жизненные наблюдения, рисует людей в самых разнообразных ситуациях, различной обстановке.
В этом заключается большая ценность подобных зарисовок. Но это же составляет и немалую трудность для рисующих. Сложность выполнения таких набросков состоит также и в том, что наряду с выразительным изображением отдельных фигур надо найти то общее, что объединяет людей, увидеть их в определенном единстве.
Необходимо заботиться о композиции, цельности набросков, сразу решая размещение всех фигур, намечая всю группу, переходя затем к характеристике каждого персонажа, сравнивая фигуру по пропорциям, характеру, жестам, движениям. Рисующий должен помнить о характеристике целого, о должном обобщении наброска. В более проработанных набросках наряду с решением этих задач должны, хотя бы в общих чертах, даваться индивидуальные характеристики фигур во взаимосвязи, как части единого целого.
Групповые наброски, равно как и наброски отдельных фигур, дают учащимся большую практику и богатый материал для работы над композицией.
Собранный в результате таких зарисовок материал становится золотым фондом художника, из которого он черпает темы своих будущих произведений, выбирает типаж действующих лиц картины, иллюстраций, опирается на этот натурный материал, добиваясь убедительности решения своих композиций.
Наброски могут быть выполнены с помощью линий, имеющих разную толщину и активность, в других случаях художник может использовать средства светотени, тонального пятна, лаконично передавая общую форму, силуэт, характер освещения, объем и материал.
Линия в наброске обладает большими изобразительными возможностями. Пользуясь только одними линиями, не вводя в рисунок светотени, можно не только изобразить пропорции объекта, но и передать его положение в пространстве, объем и характер освещения.
В линейном наброске, в зависимости от характера формы и освещения, линии должны быть разными по тону, от самого светлого до самого темного, разнообразными по толщине, резкими и расплывчатыми, сплошными и прерывающимися. Они то усиливаются, то слабеют, то приближаются, то удаляются, исчезая совсем и вновь появляясь во всю силу. Аккуратное вырисовывание формы непрерывными линиями одинаковой толщины придает рисунку сухой, резкий и вместе с тем вялый вид. Такой рисунок так же скучен, как монотонное пение или чтение без понижения и повышения голоса. Самый правильный по пропорциям и перспективе рисунок, обведенный жесткими и одинаковыми по толщине линиями, будет производить неприятное впечатление сухого чертежа. Когда же линии в рисунке разнообразные: то сильные и жирные, то легкие и еле заметные — тогда линейный набросок хорошо вписывается в плоскость бумаги, становится объемным, пространственным и живым.
Различные изменения в характере линий не должны быть случайными и произвольными, они должны быть связаны с натурой. При изменении положения и освещения формы предмета его контур, т. е. видимый край формы или границы поверхностей, тоже меняется, а там, где этот край по тону сближается с тоном фона, контур может быть незаметным. Поэтому в наброске контурные линии и границы поверхностей передаются штрихом разного качества как по тону, так и по ширине и мягкости. В теневых частях предмета линия рисунка проводится сильным нажимом карандаша, в освещенных и на выпуклых частях предмета — слабым нажимом. Те детали, которые в натуре находятся на первом плане и бросаются в глаза с первого взгляда, изображаются резче и отчетливее, а те из них, которые едва улавливаются взглядом или находятся на заднем плане, рисуются тонкими, светлыми и прерывистыми линиями. На форме человеческого тела нет ни одной прямой и геометрически правильной плоскости. Поэтому и граница объема — линейный контур должен быть таким же плавным, меняющимся в зависимости от характера формы, ее движения и положения по отношению к источнику света.
Для более быстрого и правильного выявления характера линий, подчеркивающих форму, следует, глядя на натуру, прищурить глаза, чтобы видеть ее более обобщенно. В этом случае лучше выявляется характер контурных линий предмета. На рисунках выше даны примеры учебных набросков, в которых можно видеть интересную, живую и разнообразную линию, передающую и конструктивные особенности формы, и ее фактурные качества, и пространственное расположение.
По мере накопления опыта в быстром линейном рисовании в набросок можно вводить и светотень, стараясь большими теневыми пятнами передать объем.
Кроме набросков с натуры, необходимо делать упражнения в набросках по памяти. Эти наброски рекомендуется выполнять после окончания работы над длительным учебным рисунком. На основе создавшегося от изученной натуры впечатления рисующий восстанавливает по памяти самые общие, характерные черты ее. Это хорошо тренирует зрительную память и развивает способность к острому восприятию главного, типичного, интересного. Наброски по памяти бывших натурных объектов могут считаться первыми упражнениями по композиции.
Не менее полезны наброски по представлению, которые выполняются без натуры на основе наблюдений. Эти упражнения развивают зрительную память и воображение, помогают накапливать опыт; фантазировать, мыслить образами доступно лишь тому, кто имеет большой запас представлений, приобретенных в результате многолетнего рисования с натуры.
Итак, пропорции, движение и характер — вот те свойства натуры, которые передаются в наброске. Если все эти условия соблюдены, то набросок может иметь и самостоятельную художественную ценность.
Одновременно с наброском надо заниматься длительным рисунком, так как чрезмерное увлечение наброском в ущерб длительным заданиям, вместо того чтобы воспитать глаз и наблюдательность может приучить к поверхностному легкомысленному отношению к форме.
Материалы и техника набросков
Для набросков можно использовать бумагу разных сортов, различную по размеру, цвету, тону, шероховатости. Для набросков пером хороша гладкая, плотная бумага, на которой не расплываются чернила или тушь. Для одноцветных и цветных набросков акварелью, тушью более подходит бумага, не слишком впитывающая воду, слегка шероховатая. Для выполнения набросков можно использовать карандаши, средние и мягкие по твердости, уголь, сангину, соус, чернила, тушь, акварель, акварельные и пастельные мелки, фломастеры. Можно применять и мягкие цветные карандаши, если только уметь со вкусом подбирать необходимое сочетание цветов. Например, нецелесообразно использовать зеленые и синие карандаши для зарисовок портрета и фигуры человека. Темные и теплые тона для этих целей более привлекательны.
Соусом работают сухим и мокрым способом, если его предварительно развести водой до нужной плотности и палочкой рисовать по влажной бумаге. Наброски в этом случае хорошо передают тональные особенности натуры.
Интересны по своим изобразительным возможностям различные фломастеры. Особенно с такими фетровыми стрежнями, которые позволяют рисовать и тонкими, и широкими линиями, и быстро покрывать большие поверхности бумаги.
Для выполнения набросков часто пользуются одноцветной или цветной акварелью. Заливка акварелью (краской любой насыщенности) иногда сочетается с прорисовкой контура фломастером или пером. Наброски в несколько цветов более трудны, требуют времени, опыта.
Конечно же, они должны оставаться графическим изображением, но не живописным, где более внимательно передаются цветовые отношения между отдельными предметами и фоном.
Работа неразбавленной тушью (или разведенной водой) производится мягкой акварельной или другой кистью. По технике эта работа аналогична работе акварелью (заливка).
Интересны наброски акварельными мелками по бумаге, чуть увлажненной (предпочтительны одноцветные наброски). Выбор материала и техники работы зависит прежде всего от замысла задачи, поставленной рисующим, от характера изображаемого объекта, личных склонностей и вкуса, умения владеть тем или иным материалом.
Наброски животных
Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характерные особенности. Ограниченное время, которое отводится для таких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания рисующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого животного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, позволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.
Вначале лучше выбирать для наброска чучела птиц, с оперением не слишком пестрым, что часто затрудняет поиски общей формы и невольно ведет в сторону детализации.
Чтобы иметь полное представление о форме животною, нужно сделать с натуры наброски чучела, поставленного в различных поворотах, а затем наброски по памяти и по представлению.
Приобретя некоторый опыт работы в изображении чучел животных, можно перейти к зарисовкам живой натуры.
Первое время лучше делать зарисовки животных, находящихся в относительно спокойных позах, что облегчает определение общей формы.
В дальнейших набросках наряду с определением наиболее характерных черт формы нужно ставить и задачу передачи движений, говорящих об определенных повадках данного животного.
Так как животное постоянно меняет позу, то набросок будет наиболее доступной формой его изображения непосредственно с натуры и послужит отправным материалом для дальнейшей творческой работы в этой области. При всей трудности работы над зарисовкой животного, меняющего свое положение, нежелательно, однако, прервав зарисовку одного животного, переходить к наброску другого в надежде, что повторный сеанс будет более продолжительным. У неопытного художника это часто вызывает чувство досады и вносит в работу излишнюю нервозность. Если зарисовка выполняется в зоопарке, нужно поставить задачу более полного ознакомления с характером одного из животных, так как это оставит в зрительной памяти определенный образ, который всегда можно воссоздать по памяти.
Известный советский художник-анммалист В. А. Ватагин, имеющий многолетний опыт в рисовании животных, в своей книге «Изображение животного» рекомендует использовать в набросках следующий способ: «Вы рисуете, например, сидящего зайца. Он меняет позу; вы не успели его зарисовать. Оставляйте рисунок незаконченным и начинайте рядом зарисовывать ту позу, которую заяц принял, потом третью и т. д. У вас получается целая группа рисунков одного и того же животного в различных позах и разной степени законченности (в смысле схваченной позы). Животное в условиях зоопарка имеет ограниченные движения и часто повторяет одни и те же позы, рисующий имеет возможность возвращаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой законченности».
В наброске животного, находящегося в сравнительно спокойной позе, можно передать основные выявляющие форму светотеневые отношения.
Дошедшие до нас рисунки Рембрандта, например, такие, как набросок слона и льва, выполненные итальянским карандашом, благодаря выразительной и довольно широкой штриховке оставляют впечатление массивности формы и мощи изображенных животных.
Среди графического наследия В. А. Серова видное место занимают наброски животных, выполненные очень скупыми средствами и отличающиеся мастерством в передаче характерной формы того или иного животного. Его иллюстрации к басням И. А. Крылова, где в рисунке персонажей художник использует и зрительную память, и опыт работы с натуры, свидетельствуют о глубоком знании характерных черт изображаемых животных.
Серов Валентин Александрович. Лев и Волк. 1911
Серов Валентин Александрович. Лев. Набросок. 1898-1899 гг.
Виды краткосрочного рисунка
Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее доступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы, но для начала лучше выбирать более простые по форме. Чтобы иметь полное представление о форме и пропорциях предмета, полезно делать зарисовки его в разных положениях, с разных точек зрения.
Подробнее
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Набросок — это… Что такое Набросок?
набросок — См. эскиз… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. набросок очерк, эскиз, чертеж, график, диаграмма; брульон, кроки, черновик, скетч, крок, зарисовка, грифонаж, этюд, рисунок … Словарь синонимов
НАБРОСОК — НАБРОСОК, наброска, муж. 1. Что нибудь в общих чертах намеченное, первоначальный проект чего нибудь. Набросок поэмы. Набросок речи. 2. Неотделанный рисунок, предварительно намечающий важнейшие черты того, что должно быть нарисовано. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
Набросок — произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение наброска быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться … Художественная энциклопедия
НАБРОСОК — НАБРОСОК, ска, муж. Рисунок или изложение, сделанные предварительно, в общих чертах. Карандашный н. Н. выступления, плана. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Набросок — м. 1. процесс действия по гл. набрасывать III 2. Результат такого действия; рисунок, намечающий лишь важнейшие черты того, что должно быть изображено. 3. перен. То, что не закончено, а лишь намечено в общих чертах (о произведении литературы,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
набросок — набросок, наброски, наброска, набросков, наброску, наброскам, набросок, наброски, наброском, набросками, наброске, набросках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
набросок — набр осок, ска … Русский орфографический словарь
набросок — (2 м), Р. набро/ска; мн. набро/ски, Р. набро/сков … Орфографический словарь русского языка
набросок — Syn: эскиз, чертеж, график, диаграмма … Тезаурус русской деловой лексики
набросок — ска; м. Рисунок, чертёж и т.п., намечающий лишь общие черты того, что должно быть изображено (без окончательной отделки). Карандашный н. Портретный н. Н. пейзажа. Н. детской головки. // То, что составлено, намечено, написано лишь предварительно,… … Энциклопедический словарь
Набросок — Художественная энциклопедия
Произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение наброска — быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры либо по памяти или воображению. Набросок задуманной мастером композиции по характеру приближается к эскизу.
Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- набросок — орф. набросок, -ска Орфографический словарь Лопатина
- набросок — Предварительно намеченный объект преступления Словарь воровского жаргона
- набросок — см. >> очерк, эскиз Словарь синонимов Абрамова
- набросок — См. набрасывать Толковый словарь Даля
- набросок — НАБР’ОСОК, наброска, ·муж. 1. Что-нибудь в общих чертах намеченное, первоначальный проект чего-нибудь. Набросок поэмы. Набросок речи. 2. Неотделанный рисунок, предварительно намечающий важнейшие черты того, что должно быть нарисовано. Толковый словарь Ушакова
- набросок — НАБРОСОК -ска; м. Рисунок, чертёж и т.п., намечающий лишь общие черты того, что должно быть изображено (без окончательной отделки). Карандашный н. Портретный н. Н. пейзажа. Н. детской головки. Толковый словарь Кузнецова
- набросок — Набросок, наброски, наброска, набросков, наброску, наброскам, набросок, наброски, наброском, набросками, наброске, набросках Грамматический словарь Зализняка
- набросок — НАБРОСОК, ска, м. Рисунок или изложение, сделанные предварительно, в общих чертах. Карандашный н. Н. выступления, плана. Толковый словарь Ожегова
- набросок — сущ., кол-во синонимов: 16 брульон 3 грифонаж 1 зарисовка 10 каляки-маляки 3 крок 1 кроки 2 набросок-план 1 очерк 26 почеркушка 1 рисунок 63 рыба 773 скетч 4 скиц 3 черновик 6 эскиз 12 этюд 14 Словарь синонимов русского языка
- Набросок — В пластических искусствах, произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником. Главное назначение Н. — быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Большая советская энциклопедия
- набросок — -ска, м. Рисунок, чертеж и т. п., намечающий лишь общие (без окончательной отделки) черты того, что должно быть изображено. Карандашный набросок. Портретный набросок. □ Я вынул мой альбом, сделал несколько набросков хижин. Миклухо-Маклай, Пу
НАБРОСОК
Набросок — это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для быстрого запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу. Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику. Особенно труден для начинающих первый этап, когда ничего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия не «живет» на бумаге, трудно передать объем и пространство малыми средствами. Опытные рисовальщики используют великое множество графических приемов и средств, разнообразные линии, штрихи, пятна, стараясь как можно полнее задействовать возможности материала. Применяют смешанные техники двух и трех материалов для получения большей выразительности. Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры — выполняют важную роль в творческом процессе художника. В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами. Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства. Наброски могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров. Обе эти функции набросков органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера. Десятки и сотни набросков известных мастеров свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое. В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут же зарисовывает ее. Привлекло его внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера — опять карандаш с альбомом в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства. Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели. Наброски в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Наиболее часто — линиями без основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном. Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне). Велика роль набросков как целенаправленного средства активизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски — важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств. История сохранила интересные факты из жизни Аппелеса, одного из самых знаменитых художников Древней Греции, который писал портреты, исторические картины, натюрморты. Однажды Аппелес так живо нарисовал Александра Македонского, что один из его военачальников — Кассандр -затрясся всем телом, приняв изображение грозного царя за живого. А вот что сообщил Плиний:
Итак, знаменитый художник умел мгновенно схватывать и изображать в натуре самое характерное, то есть мастерски владел искусством наброска. Быстрые рисунки — наброски и зарисовки с натуры, наряду с длительными, многосеансными сопровождают, как правило, работу над картиной или скульптурой. Они предваряют создание произведения. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее и вызывают творческую активность художника, рождают замысел. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами и обычно выполняются «от себя». Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности. В наброске рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремиться несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели. Но даже в столь быстрых рисунках предполагается правильность передачи формы, пропорций и объема, положения предмета в пространстве, психологического состояния человека. В каждом отдельном случае набросок имеет свое определенное значение. Это может быть изучение тех или иных закономерностей натуры, например, строения объемной формы предметов, их конструкции, законов линейной, воздушной перспективы или светотени. Набросок незаменим при передаче движения, в рисовании птиц, животных, человека. Сделать законченный рисунок с подвижной модели невозможно. Даже изображая натурщика в динамической позе, нельзя обычным рисовальным приемом передать ту живость, красоту и правдивость движения, которые получаются в наброске. Ведь в подобном положении человек может находиться минуты две-три, да и сама поза человека в этом случае будет лишь имитацией движения. Важны наброски в работе над композицией. Здесь рисунок, выполненный за несколько минут, выявляет характерные черты того или иного персонажа, помогает сосредоточить внимание на главном. Наброски в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Как правило, набросок начинается с линий, очерчивающих модель и ее общее положение в пространстве. В этот момент художник как бы рисует по воображению, на основе своих первых впечатлений. Полученное изображение еще несовершенно и только при последующей работе начинает проступать все ярче. Многие выдающиеся художники и педагоги подчеркивали важность непосредственного впечатления от натуры. П. П. Чистяков писал:
Ярким примером выполнения набросков линиями служат работы Рембрандта. Техника и материалы рисования великого мастера, как известно, отличались исключительным разнообразием: от серебристого карандаша до тростникового пера. Его наброски сделаны с максимальной быстротой. Об этом говорят свободно проведенные и оборванные штрихи, линии и непринужденная трактовка формы. В набросках нищей с палкой, например, мастер не заостряет внимания на психологической характеристике лица, он ищет выразительность в общем облике старухи. За живым, легким почерком отчетливо выступает структура изображаемой формы. В набросках марокканца, выполненных Делакруа, напротив, выражение психологии характера становится главной целью художника. Поэтому с таким вниманием он фиксирует черты заинтересовавшего лица: очертания лба, подбородка, носа, изучает поворот головы. Выявлению характера изображаемого способствует перовая техника, которая позволяет предельно выразительными линиями передать главное. Обычно рисунки пером бывают четырех видов: контурно-линейные; штриховые; смешанные, линейно-штриховые; живописно-тональные. Линейный рисунок в творчестве художника А. Матисса играет самостоятельную роль. Отсюда серьезное и внимательное отношение мастера к наброскам, отработка своего индивидуального метода рисования. Выполнив с натуры тщательно проработанный рисунок, Матисс начинал делать с него другой, более обобщенный, и так много раз. В итоге получался лаконичный, цельный рисунок. Линия, очень тонкая, почти непрерывная, охватывает контур и обозначает самые главные и характерные черты. Свободными линиями выполнен быстрый рисунок Э. Мане «Портрет мадам Гийеме». Плавные, гибкие линии итальянского карандаша по крупозернистой бумаге, то тонкие, как нитка, то проведенные широко, с нажимом, боковой поверхностью грифеля, создают впечатление трепетности взгляда, изящества красивого лица, легкости поворота головы с вьющимися волосами. Особый интерес представляет изучение набросков В. Серова. И. Грабарь, близко знавший его, пишет:
Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни. Разнообразие подходов к выполнению набросков сказывается прежде всего в использовании различных материалов для рисования, которыми художник одинаково хорошо владел: свинцовых и графитных карандашей, мела, пастели, угля, соуса, цветных карандашей, пера и туши, акварели, темперы. Об исключительной выразительности «серовской» линии свидетельствует «Портрет балерины Т. П. Карсавиной». Этот набросок недаром считается совершенством блистательной рисовальной техники. Он поражает свободой выполнения, предельной четкостью, легкостью и точностью линий. Совершенства и лаконичности штриха Серов достигал с помощью такого приема работы: рисуя в специальном альбоме с почти прозрачной бумагой, первый набросок делал на предпоследней странице альбома молниеносно, в течение одной-двух минут. И тотчас переворачивал страницу. Предыдущий набросок теперь просвечивал через бумагу. По проступающему контуру Серов быстро проходил карандашом, уточняя и поправляя то, чем был недоволен в предыдущем наброске. Это проделывалось до четырех, пяти и даже семи раз. В альбоме оставался последний, наиболее удавшийся набросок, остальные уничтожались. Интересным примером может служить рисунок-портрет скрипача Изаи. Художник начинает набросок слабыми, дрожащими линиями, едва касаясь карандашом листа бумаги. Эти первоначальные, почти незаметные линии хорошо видны на рисунке — левая и правая кисти рук, нос, губы, подбородок. Такое начало в данном случае, очевидно, объясняется подвижностью модели и трудностью сразу же более уверенно наметить ее на рисунке. Следующий этап работы — более конкретная прорисовка. Образ играющего скрипача, запечатленный в зрительной памяти художника при первом взгляде и перенесенный на бумагу, оказывается уже недостаточным. В наброске каждый штрих становится более уверенным. В сущности, это линия, то едва видимая и прерывистая, то широкая, с сильным нажимом на карандаш и очень напряженная. Иногда одна линия очерчивает почти всю фигуру (левую руку, скрипку и переходит в линию спины), то становясь очень тонкой, как нитка, то толстой и интенсивной. Причем эта широкая линия одновременно с выявлением границы формы в пространстве часто обозначает тень. Рядом с начальными линиями проводится одна или еще несколько линий (спины, правой руки, скрипки), уточняющих пропорции, направление формы, пространственные отношения. Линии сами по себе плавные, гибкие. Набросок выполнен на крупнозернистой бумаге мягким карандашом. Все это позволило художнику в течение нескольких минут наметить общее движение фигуры человека, направление отдельных частей тела, выявить объем, свет и тень, уловить позу. А главное, передать психологическую характеристику изображаемого, показать творческий подъем, вдохновение артиста. О широких возможностях наброска в изучении и передаче быстрого движения (мгновенных, почти неуловимых прыжков, бросков) свидетельствуют многочисленные наброски А. Дейнеки. Как правило, его наброски линейны, энергично намечены. Особенно запоминаются те быстрые рисунки, где буквально одной-двумя линиями простого карандаша запечатлена вся фигура человека в движении. В книге «Из моей рабочей практики» Дейнека пишет:
Динамично выполнены наброски бойцов. Дейнека стремился передать самый решающий момент схватки — когда один из спортсменов бросает на ковер противника. Линии очерчивают фигуры по их внешнему касанию с пространством; то почти незаметные, то проведенные с силой, прекрасно передают напряжение мышц, общее расположение форм в пространстве. Немецкий художник Менцель средствами линейного рисунка отображал особенности движения человека в трудовом процессе: посмотрите на его набросок фигуры рабочего к известной картине «Железопрокатный завод». Но не менее часто, чем линейным рисунком, художники выполняют наброски линиями с одновременной проработкой формы тоном. Линии в таких набросках порывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму; тоновая обработка формы идет параллельно с проведением первых штрихов. Часто набросок делают тонкими, слабыми линиями, после чего ведется обработка рисунка тоном. Подобным способом выполнил наброски к росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. В левой нижней части листа изображена слегка опущенная вниз мужская голова. В этом наброске художник передает силу человека, его духовное напряжение. Мастер добивается выразительности линий и резким контрастом светотени. Можно предположить, что с самого начала был проведен еле заметной линией общий контур головы, головного убора, левого плеча. Чуть заметная линия видна в незаконченной части наброска — головном уборе. Наметив общий силуэт, Микеланджело начинает работать над отдельными формами. Наносятся надбровные дуги, намечается расположение глаз, носа, губ, ушей. В сущности, даже трудно сказать, чем в большей степени передается объем: линия и тон у Микеланджело представляют собой неразрывное целое. Часто штрихи сангины растираются пальцем (лоб, щеки, подбородок, грудь, плечо). Художник словно испытывает непреодолимое желание, как скульптор, ощутить материал и пальцами следовать за направлением каждой формы. На этом же листе бумаги над наброском головы нарисована ступня мужской ноги, справа — плечо и предплечье. На неоконченном наброске плеча особенно заметна слабая и очень тонкая обработка отдельных участков, что помогает художнику передать нежные нюансы светотени, мягкие переходы форм, фактуру. Резкие, с сильным нажимом линии, наоборот, интенсивно подчеркивают тень и свет, направление объемов. Постоянно работал с натуры И. Репин. Его руки и глаз были настолько привычны к наброскам, что, когда врачи запретили ему рисовать, он, по словам К. Чуковского, макал в чернильницу окурок папиросы и умудрялся таким способом сделать выразительный рисунок. И. Грабарь пишет:
Техника наброскаДля рисования набросков необходим маленький карманный альбом в твердом переплете (размер приблизительно 9 х 15 см) с заменяющимися листками, а также альбом большого формата (приблизительно 20 x 27 см) с жесткой крышкой. Рисовать в альбоме надо на одной стороне листа. Наброски рисуйте легким контуром, стараясь поначалу чуть-чуть прикасаться мягким карандашом к бумаге, охватывая сразу возможно большие формы.В наброске, который вы затем используете в дальнейшей работе, следует какие-то детали, форму и складки одежды, а также форму здания, листа или ствола дерева и т. д. зарисовать отдельно и очень тщательно. При зарисовке дерева группы листьев связывайте с соответствующей веткой, отмечайте степень густоты и разреженности листьев. Выполняются наброски твердыми и мягкими графитными карандашами, цветными карандашами, тушью (с помощью кисти или пера), соусом (сухим и мокрым), сангиной, пастелью, древесным и прессованным углем, акварелью (однотонной), мелом. При набросках мелом используйте тонированную бумагу или картон. В. КУЗИН |
Презентация «Мы рисуем наброски и зарисовки»
Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация «Мы рисуем наброски и зарисовки»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Мы рисуем наброски и зарисовки Автор: руководитель изостудии МБУ «школа №91» г. Тольятти Волченко д. ю.
2 слайд Описание слайда:Набросок и зарисовка с натуры являются одними из основных видов рисунка Десятки и сотни набросков и зарисовок делали известные мастера изобразительного искусства Рембрандт, А. Дюрер, Э. Делакруа, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. А. Серов, К. П. Брюллов, М. А. Врубель, И. И. Шишкин и другие Эдуард МАНЕ, Портрет мадам жюль гийме. Набросок. Уголь. Франция. Около 1880 г.
3 слайд Описание слайда:Вам не нужно быть опытным художником, чтобы радоваться наброскам и зарисовкам — для большинства из них не важна абсолютная точность, и часто незаконченность придает им особое очарование Сегодня мы узнаем, как выполнять наброски и зарисовки и какими материалами их делают
4 слайд Описание слайда:НАБРОСОК — ЭТО РИСУНОК, СДЕЛАННЫЙ ОЧЕНЬ БЫСТРО. В НАБРОСКЕ ХУДОЖНИК СТРЕМИТЬСЯ ИЗОБРАЗИТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, УВИДЕННУЮ В НАТУРЕ. ЭТО ИДЕЯ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ.
5 слайд Описание слайда:Зарисовка — это вспомогательный рисунок необходимый в работе художника. Это зарисовка разных деталей для будущей картины с целью их внимательного изучения
6 слайд Описание слайда:Чтобы научиться рисовать наброски и зарисовки , необходимо учиться видеть! Рисование начинается с этапа рассматривания
7 слайд Описание слайда:Этапы построения изображения Правильно расположить лист бумаги (горизонтально или вертикально) Выбрать размер рисунка , наметить основные части изображаемого предмета, учитывая пропорции Вести построение необходимо очень легкими штрихами Соблюдать цельность рисунка, от крупного изображения переходить к деталям
8 слайд Описание слайда:1. 2. 3. 4.
9 слайд Описание слайда:Художественные материалы для выполнения набросков и зарисовок Карандаши разной мягкости и твердости Угольные палочки Пастельные карандаши Цветные карандаши И другие Дополнительные принадлежности Бумага, ластик
10 слайд Описание слайда:Задание: Наброски и зарисовки осенних листьев, веточек, трав карандашом.
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-348466
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Конспект урока по изобразительному искусству «Набросок»
Изобразительное искусство 6 кл.
Урок № ____ Дата ______________ Класс______
Тема: Наброски.
Цель: — ознакомление с понятиями натура, зарисовка с натуры, набросок, эскиз;
— закрепление знаний основ композиции, как основного средства организации плоскости;
— развитие изобразительных способностей, образного и пространственного мышления;
— формирование умений делать наброски с натуры;
— воспитание аккуратности и внимания;
— развитие любознательности;
— развитие эстетических чувств.
Оборудование: учебник (с.93-96): репродукции произведений, выполненных в технике набросков; Альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока:
1.Актуализация и мотивация.
Все законы искусства, все основы держатся на начальном рисунке, как дом на фундаменте. В рисунке учатся шаг за шагом сложным художественным приемам, где мы открываем законы природы. Для того, чтобы эти законы раскрыть, надо внимательно наблюдать за ней и жизнью вокруг себя. Внимательное наблюдение за свойствами природы учит нас иногда лучше, чем книга. Невозможно научиться рисовать только по книжкам. Только наблюдая с карандашом в руке, можно воспроизводить объемный окружающий мир и научиться рисовать.
2. Изучение нового материала.
Наблюдательность воспитывается во время рисования небольших мелочей, увиденных в природе: листьев, веточек, цветов, травы, которая пробивается сквозь камни, пенечки. Рисование таких маленьких частиц окружающего мира называется зарисовками. Начиная работать над зарисовкой, мы изучаем какое освещение и с какой стороны освещается, выясняем светлые и темные места. Для передачи правильных пропорций изображения нужно сравнивать ширину с длиной. Например, ширину листочка с его длиной или один листочек с другим. Только тогда нам удастся сделать настоящий «портрет» нашей натуры. Такие рисунки еще называются эскизами или наброскам. Изображение всегда взаимодействует с размером листа, на котором расположится картинка. Изображение не должно быть слишком мало на фоне листа или слишком велико, то есть вроде выпадать из границ листа; не должно быть расположено где-то в углу или в стороне, а все остальные углы или стороны пустыми.
Условие композиции — это сочетание частей художественного произведения. Художник должен уметь так расположить и связать между собой отдельные части рисунка или картины, чтобы они создавали у зрителя общее впечатление, целостность изображения, целостность образа. Художник должен суметь не раздробить изображения, а сделать так, чтобы, даже при изображении нескольких предметов, взгляд зрителя все равно был бы сосредоточен на главном.
4.Творческое задание.
Вариант 1: Посмотрите в окно. Что вы там видите? А будет рисования вида из окна рисованием с натуры? Как надо рисовать, чтобы вид из окна был правдоподобным? Представьте, что рама окна это рама вашей картины. Тогда и все остальное вы будете перерисовывать по отношению к этой раме. Ваша задача сегодня так и называется «Вид из моего окна». Внимательно присмотритесь к предметам, расположенных за окном: что первое вы заметили, а рассмотрели потом. Так и начинайте рисовать: сначала раму, потом главное — яркое, выразительное, четкое, затем второстепенное — менее яркое, меньше по размерам, менее четкое.
Вариант 2: Создание набросков фигуры человека с натуры. Рисуем маму, папу, брата в разных положеннях тела.
4. Домашнее задание.
Посмотреть мастер классы в ютюбе. Проверить и совершенствовать свои знания на сайте: learningapps.org
что выбрать для разработки интерфейсов? / Хабр
В последнее время вопрос инструментария UI / UX-специалистов стоит очень остро: какое ПО использовать для разработки интерфейсов? Мы в нашей компании также горячо обсуждаем этот вопрос. И дискуссия часто имеют очень острый характер. Что выбрать для работы? Какой редактор более функционален для той или иной задачи дизайнера? Перечень наших задач достаточно широко, начиная с создания фирменного стиля и заканчивая полным циклом разработки сложных диджитал продуктов.Например, мобильных приложений для управления системами умного дома, полнофункциональных систем электронной коммерции.Я не буду первым, кто поднял эти вопросы, но постараюсь дать на них ёмкие ответы. Возможно, моя статья будет интересна начинающим дизайнерам, которые еще не определились окончательно с направлением своей деятельности, или дизайнерам, которые хотят переквалифицироваться из одной специальности в другую.
Последние лет двадцать самым популярным графическим редактором для дизайнеров оставался Adobe Photoshop.Однако, недавно первенство компании Adobe на рынке инструментария для цифровых дизайнеров пошатнулось, в 2012 году компания Bohemian Coding выпустила Sketch. Sketch — это профессиональный графический редактор, заточенный непосредственно под создание графических интерфейсов: веб, мобильных приложений, десктопных и прочих приложений. На данный момент актуальной версией является Sketch 3. За эти 3,5 года компания Bohemian Coding проделала огромную работу по улучшению своего продукта, зафиксировала набор багов, наростило функциональность и собственно выростила серъезного конкурента Photoshop.Сразу хочу внести поправку ремарку: я не рассматриваю Набросок как непосредственного конкурента Photoshop . Однозначно, назначение этих программ изначально разное, соответственно, то, что для одного будет преимуществом, для другого может быть серъезным недостатком. Поэтому было бы сделать не сравнительный обзор, как это сделать многие, усилить основные преимущества и свойства каждого из редакторов для правильного кейса.
Назначение
Именно поэтому считается корректным первым назначение назначения каждой из программ.
Photoshop в основном работает с растровыми изображениями , однако имеет некоторые инструменты. Он незаменим для ретуши фото, обработки изображений. Но функционал для работы с векторной графикой в нем достаточно условный. Многие поклонники Adobe возразят мне, но возникает логичный вопрос: зачем в арсенале Adobe есть отдельный редактор Illustrator, если Photoshop умеет все? Именно наличие двух интерфейсов усложняет работу и требует дополнительного времени при решении задач по работе с векторной графикой.
Sketch же изначально заточен на работу с вектором , поскольку разработка интерфейса подразумевает создание прототипов, фреймворков, иконок, UI-элементов, зачастую эти элементы должны быть векторными.
Таким образом, чтобы выбрать каким из редакторов пользоваться, нужно понять, какие задачи придется решать с помощью данного инструмента.
Стоимость
Вторым по счету параметрам выбора того или иного редактора является стоимость и способ оплаты данного программного обеспечения.Приобрести Photoshop можно исключительно по подписке! Стоимость ежемесячного использования редактора составляет 20 $ , и для разных регионов эта цифра может изменяться. Но суть остается та же. В отличии от Adobe компания Bohemian Coding пошла по обратному пути: Sketch продается за 99 $ , это единоразовый платеж и все обновления пользователь получает бесплатно. Возможно в дальнейшей финансовой стратегии компании изменится, но пока они завоевывают рынок таким образом. Именно этот фактор, наверняка, сыграет роль в масштабах компании.Хотя и для фрилансеров немалозначимым является финансовое планирование своих ресурсов.
Мультиплатформенность
Еще один значимый аргумент в выборе инструментария для дизайнеров платформы, на которой работает тот или иной софт. В нашей компании дизайнеры работают исключительно на устройства Mac и большинство интерфейсных разработчиков тоже. Поэтому тот факт, что Sketch существует исключительно для OS X , не стал для нас проблемой. А вот для дизайнеров, в распоряжении которых Windows устройства, это явно не решабельный вопрос.Конечно, можно заморочиться и поставить эмулятор OS X на винде, однако ничего путнего из этого может не получиться, максимум вы загрузите свой процессор и операционную систему обработкой ненужных процессов. В отличии от Sketch, Photoshop имеет отдельные версии для Windows и OS X . Поэтому в вопросе мультиплатформенности неизменным лидером остается Adobe Photoshop. Но, опять-таки, то, что на первый взгляд кажется недостатком, является сильным преимуществом в конкретных условиях. Sketch существует только под Mac, в нем весь создаваемый контент отрисовывается с помощью средств маковской оси, используется стандартный графический движок от Apple.Именно этим разработчики добились максимальной продуктивности и быстроты работы.
Быстродействие и объем загрузочного файла
Являясь нативным приложением Cocoa, Sketch по минимуму использует нестандартные интерфейсные элементы, поэтому он имеет маленький объем. Загрузочный файл весит всего около 22 Мб . Он достаточно хорошо оптимизирован, в отличии от Photoshop, объем установочного файла которого составляет около 1 Гб .
Интеграция
Важным моментом для любого инструментария является его способность интеграции с другими софтом.Например, после того, как макет сайта полностью проработан и готов к передаче в отдел интерфейсной части, становится вопрос непосредственно самой передачи исходников для дальнейшего развития проекта. На сегодняшний день и Sketch, и Photoshop имеют серьезные средства интеграции. Оба редактора могут экспортировать материалов в софт для коммуникации между разработчиками и дизайнерами, такими как Avocode, Zeplin и прочие. Оно помогает сэкономить деньги на дополнительные экземпляры графических редакторов для интерфейсных разработчиков.
Обучение
Если вы решили освоить Photoshop или расширить свои знания о данном графическом редакторе, то в вашем распоряжении масса образовательных источников . Существуют обучающие ресурсы как платные, так и бесплатные. Качество материалов также очень сильно разнится: от примитивных статей неавторитетных авторов до идеально структурированных последовательных видеоуроков квалифицированных тренеров. В силу того, что Sketch относительно молодой софт, то и обучающих ресурсов не сравнимо меньше , чем у Photoshop.И, как правило, это платные материалы. Например, на известном образовательном ресурсе Udemi 40 менее курсов по Эскизу. Однако, уже существует и обзор практиков Sketch. Надеюсь, со временем количество обучающих метриалов в сети будет увеличиваться прапорционально с контролируемым графическим редактором Sketch.
Конкуренция — двигатель прогресса
Существует масса других характеристик и характеристик Photoshop и Sketch, охватить их все достаточно сложно, но вывод однозначен: каждый из рассмотренных мною графических редакторов хорош для решения конкретных задач.Если рассмотреть меню интерфейсов, то мы в компании для себя сделали однозначный в пользу Sketch. Этому способствовал комплекс факторов, перечисленных в данной статье. Photoshop по-прежнему является лидером в работе с растровой графикой, но нельзя игнорировать тот факт, что появление Sketch дает сильный толчок в развитии Photoshop. Самым ярким доказательством — появление множества арт-бордов и возможность отображения превью на мобильном устройстве. Действительно: конкуренция — двигатель прогрса..
Полное руководство по началу работы в Sketch с бесплатной шпаргалкой
Неважно, полный ли вы новичок, дизайнер на обучении, опытный профи, который переключается на новый продукт, — это статья для вас.
Во-первых, мы немного познакомимся со Sketch — что это такое, чем он завоевал свою популярность, как получить бесплатную триал-версию и установить приложение на Mac. Во-вторых, изучим интерфейс Sketch, я поясню основы и покажу некоторые фишки и приемы.В-третьих, мы коснемся более продвинутых функций (кривые Безье, блендинг особенно впечатляют).
И, наконец, я поделюсь качественными ресурсами по Sketch, включая бесплатную шпаргалку на 99 пунктов, с которой очень удобно учиться работе в приложении. Звучит неплохо?
1. Почему Sketch
Некоторое время после релиза в 2010 году Sketch расценивался как легковесный инструмент для редактирования графики, с помощью которого дизайнеры UI и UX могли быстренько прототипировать дизайн приложений.
Но за последние годы Sketch значительно развился — и его возможности сейчас выходят далеко за рамки создания макетов экранов. Как молодой продукт, созданный специально для нужды сегодняшнего дня, в нем нет всего этого ненужного мусора, как в наборе продуктов Adobe Creative Cloud.
Сейчас Sketch гордо продается как визуальным, мобильным, иконочным, веб и продуктовым дизайнерам, и я думаю, это всего лишь вопрос времени, пока его разработчики, Bohemian Coding, уверенностью не начнут ориентировать свой продукт и на иллюстраторов и художников.
Что такое Sketch?
Sketch — одна программа из группы под названием «графические редакторы». Другие представители этой категории — Adobe Illustrator, CorelDRAW и OpenOffice Draw.
Векторный редактор отличается от пиксельных (растровых) редакторов. В пиксельном графическом редакторе (например, Adobe Photoshop, GIMP или Microsoft Paint), когда вы рисуете фигуру, сохраняется масса данных о каждом пикселе, что со стороны стороны выглядит как круг:
Но в векторном редакторе вроде Sketch остается только математическая основа самой фигуры.Это означает, что вы можете масштабировать вектор, сколько угодно и не потерять никакой в изображения. Дизайнеры и иллюстраторы обычно отдают предпочтение исключительно векторм, потому что их всегда можно конвертировать в пиксели. Куда сложнее пойти обратным путем.
В набросок, только если вы не вставите пиксельную графику, например, фото, все покрыто. Каждый объект состоит из опорных точек и кривых, которые можно просмотреть и отредактировать, кликнув дважды на фигуре.Но мы к этому еще вернемся!
Все хорошее — компактно
Набросок за последние 12 месяцев возмужал, стал более стабильным продуктом. Для возможностей менее 50 мегабайт Эскиз предоставляет более чем обширное пространство, и сейчас есть четкое ощущение, что его стоимость более чем оправдана (полная стоимость 99 долларов, для 49 долларов). Для сравнения, Adobe Illustrator CC сейчас занимает более 1000 МБ на моем жестком диске.
Более того, постоянная программа Bohemian Coding, когда появляются баги, их довольно быстро фиксят.
Официальный соперник Sketch, Adobe Illustrator, на рынке с 1987 года (!) И остается стандартом в индустрии дизайн-студий. Но для дизайнеров новой генерации Sketch дает возможность изучить основы и достичь отличных результатов.
Учиться дизайну в Sketch быстро, окупаемо, и весело!
2. Начало работы в Sketch
Сначала скачайте Sketch
Если вы совсем новичок, знаком страничку Начало работы на официальном сайте Sketch.Sketch будет работать на любом Mac-е с OS X El Capitan (10.11) или выше, и вы можете скачать бесплатную 30-дневную триал-версию.
Постарайтесь не заблудиться в интерфейсе
Когда работаете в Sketch, большую часть времени вам придется смотреть на вот такой экран. Это скриншот с надписями на основных разделах интерфейса и пояснением, что они делают.
Вот более детальное объяснение работы каждого раздела:
- Панель инструментов : доступ к часто используемым командам.Большую часть команд можно использовать через горячие клавиши, что быстрее. (У нас есть подробная шпаргалка по горячим клавишам в Sketch — вы можете скачать ее внизу поста).
- Список слоев : эта панель показывает список всего, что было нарисовано в Sketch. Все элементы в эскизе представлены как слои — так что фигура вроде круга значится в этом списке как отдельный слой, и его положение находится спереди или позади круга. Вы также можете задать для каждого слоя название.
- Инспектор : Инспектор отображает подробную информацию о выделенном слое, и позволяет делать точные настройки. Например, вы можете вручную задать координаты точки X / Y или изменить пиксельную ширину фигуры. Инспектор также позволяет вам настраивать непрозрачность, заливку и границы, выравнивать слой, задавать тени, размытие и параметры экспорта.
- Артборд : Эскиз организует вашу работу с помощью страниц и артбордов. Артборды создавать различные композиции на одной странице.Это может быть особенно полезным для эффективного рабочего процесса. Например, вам бы хотелось записывать каждую итерацию при разработке лого, или необходимо создать макеты экранов для разных устройств на одном холсте. Каждый документ эскиз может содержать различные страницы (это, по сути, чистый новый холст), и каждая страница может содержать набор артбордов. Думайте об артборде как о фрейме, который вы можете вставить в любое место дизайна.
Далее, ознакомьтесь с важными командами
a.Создание артбордов
Когда вы открываете Sketch первый раз, у вас будет пустой канвас. Первым делом, вам наверняка захочется создать артборд, что позволит дизайны в порядке. Вы можете создать столько артбордов, сколько хотите, на одной странице.
Чтобы создать новый артборд, нажмите «Вставить» на панели инструментов, затем выделите «Артборд», кликните на прямоугольник и перетяните мышкой на холст. Или можете просто нажать «A» на клавиатуре, а затем кликнуть и потянуть.
б. Рисование фигур
Проще всего начать рисовать фигуру посредством горячих клавиш. (Не забудьте, впереди вас ждет шпаргалка из 100+ горячих клавиш!)
- O = овал
- R = прямоугольник
- U = прямоугольник с закругленными углами
- L = линия
С помощью кнопки «Insert» в панели инструментов вы можете получить доступ к большему набору разных фигур типа звезды, многоугольника, треугольника и т.д. Вот тут я рисую звезду:
с. Выравнивание и распределение объектов
Когда я только начал работать в Sketch, я влюбился в их кнопки выравнивания и распределения, которые живут вверху панели Инспектора. Вот что они делают:
Распределить по горизонтали
Уравнивает горизонтальные отступы между выделением из 3 или более объектов.
Распределить по вертикали
Уравнивает вертикальные отступы между выделением из 3 или более объектов.
Выравнивание по левому краю
Выравнивание левых краев 2 или более выделенных объектов.
Выравнивает по горизонтали
Выравнивает горизонтальные центры выделения из 2 или более объектов.
Выравнивание по правому краю
Выравнивание по правому краю 2 или более выделенных объектов.
Выравнивает по верху
Выравнивает верхние края 2 или более выделенных объектов.
Выравнивает по вертикали
Выравнивает вертикальные центры выделения 2 или более объектов.
Выравнивание по низу
Выравнивает нижние края 2 или более выделенных объектов
Эти команды выполняют две критически важные функции. Во-первых, они позволяют вам работать эффективно, так как вы можете быстро создать кучу объекты и затем выровнять и распределить их равномерно всего за пару кликов. Теперь никаких отчаянных перетаскиваний объектов точно в нужных пиксель! И, во-второй, они помогают очистить композицию в конце процесса-процесса, так как вы точно знаете, что все элементы позиционированы точно и распределены, все на своих местах.
Вот пример, как я использую выравнивание по левому краю (кнопка «Выровнять по левому краю»):
d. Дублирование слоев и артбордов
В Sketch очень легко дублировать слои и артборды. Кликните правой кнопкой мышкой на любом объекте, выберите опцию «Duplicate», чтобы создать копию поверх оригинала. Как вариант, просто выделите объект и нажмите кнопку + D, или просто удерживайте alt, а затем перетяните объект, который хотите скопировать. Вот я дублирую свою звезду:
Дублирование артбордов также важно в налаживании продуктивного дизайн-процесса.Дублируя артборд после каждого важного изменения, вы всегда можете легко вернуться на более раннюю версию без необходимости пользоваться опцией «Отменить» сотни раз:
e. Еще несколько подсказок по основным опциям в Sketch
Эта серия советов по Sketch поможет освоить и улучшить свою продуктивность:
Часть 1 — Начало работы в Sketch
- Ресайз фигур с помощью горячих клавиш
- Дублирование элементов
- Смарт-выделение
- Группировка и разгруппировка элементов
- Прямое выделение в группах
- Настройка 100% масштаба
- Показать все артборды
- Перенос объектов на передний или задний план
- Переименование
Часть 2 — Редактирование и экспорт в Sketch
- Измерение расстояния между элементами
- Настройка непрозрачности с помощью числовой клавиатуры
- Изменение радиуса каждого угла отдельно
- Настройка нестандартных горячих клавиш
- Использование математических операций внутри полей ввода
- Составные фигуры
- Команда для поворотного копирования
- Слайсы
- Экспортируемые элементы и артборды
- Экспорт исходников для экранов retina
Часть 3 — Композиция, свет и тени
- Позиционирование объектов «за гранью»
- Комбинирование света и тени для задания глубины
- Имитация складчатой поверхности
- Создание резких теней
- Расстояние между объектом и его тенью
- Множественные источники света
- Линия горизонта
- Наложение объектов
И, наконец, проработайте эти уроки по Sketch.Они на русском языке
Серия уроков от Marc Andrew
Создание мобильных приложений в Sketch от Marc Andrew
Если вам нужны еще уроки и советы по началу работы в Sketch, вы найдете их в разделе «Дополнительные ресурсы» в конце этого поста.
3. Более продвинутые приемы работы в Sketch
Как только вы справитесь с основами, настанет время перейти к более продвинутым возможностям, доступным Sketch-пользователям!
Освоение кривых Безье
Как я упоминал ранее, Sketch — это графический редактор, а это значит, что все объекты в Sketch состоят из точек и кривых.Чтобы ощутить всю ценность Эскиз, вам нужно научиться управлять точками и кривыми. Это позволит вам рисовать сложные фигуры, например, орнаментированные буквы, с нуля.
Питер Новел написал шикарную статью о работе с кривыми Безье. Он использует основные принципы работы с этим видом объектов, поясняет изменение между разными элементами управления, дает практические советы по работе с векторным инструментом в Sketch. Ознакомьтесь!
Создание символов
Sketch позволяет создавать собственные «символы».Это означает, что вы можете сохранить слой или группу слоев как символ, и затем вставить его в документ, как если бы это была простая фигура.
Особенными символами делает то, что вы можете кликнуть дважды на «сущности» символа, отредактировать «» символ, и все сущности этого символа в документе будут автоматически обновлены. На этой GIF-ке я создаю символ в форме листочка, вставляю еще две его сущности, и затем меняю непрозрачность родительского символа. Посмотрите, как остальные меняются:
Продвинутые опции ресайза
Когда работаете с сгруппированными объектами, может понадобиться, чтобы объекты в группе вели себя по-разному при ресайзе.Для каждого объекта внутри группы Sketch позволяет выбрать свой метод ресайза.
Вот возможные опции:
- Stretch (растянуть): объект будет отресайзен пропорционально общим размерам группы. Это метод по умолчанию, обычно именно такой эффект вы и ждете от ресайза.
- Прикрепить к углу (прикрепить к углу): размер объекта будет не изменится (по отношению к ближайшему изменению)
- Изменить размер объекта (ресайз объекта): размер объекта будет изменен на то же пиксельное значение, на которое ресайзится группа.Если группа становится на 50px шире, то и объект станет на 50px шире.
- Плавание на месте : объект не будет отресайзен при ресайзе группы, но он изменит свое положение общего габаритам группы.
Вы найдете информацию о ресайзе групп и символов
ЗдесьПодробный режим блендинга
Режим блендинга (смешивания) определяет, как цвета одного слоя слоями под ним. Сейчас Sketch предлагает 15 разных режимов смешивания.Если вы — пользователь Photoshop, возможно, вы уже знакомы с некоторыми из них. В отлично иллюстрированной статье Маурицию Уехара описан каждый режим, а также приемы по созданию потрясающих эффектов с их помощью.
Использование Sketch для печатного дизайна!
Для тех, кто быстрее и более продуктивно работает в Sketch, имеет смысл подготавливать и печатные документы в этой программе вместо какого-то специализированного пакета вроде Adobe InDesign. В этой потрясающей статье Питер Новелл поясняет, как использовать Illustrator для подготовки PDF, который был создан в Sketch для печати.
Испытайте свои навыки в этих мини-проектах
Вы дочитали аж до этого места, почему бы не опробовать новые навыки, пытаясь воспроизвести парочку мини-проектов в Sketch? Начните с простого — воссоздания иконок Google Docs. Попробуйте затем нечто более сложное.
Создание иконок в Sketch
Создание иллюстраций в Sketch
4. Дополнительные ресурсы
Обязательно для изучения
Скачайте шпаргалку из 99 горячих клавиш для Sketch!
Если эта статья показалась вам полезной, почему бы не скачать эту шпаргалку? Сохраните эту PDF-ку на компьютере для быстрых справок, или ее можно распечатать и прикрепить на компьютере у монитора.
Как вам Скетч? Как ваши успехи в работе с этой программой? Делитесь в комментариях!
.