Лак даммарный применение: состав, применение, время высыхания. Картины маслом на холсте
- состав, применение, время высыхания. Картины маслом на холсте
- Лаки для живописи. | Журнал Ярмарки Мастеров
- для чего они нужны и как выбрать подходящий
- Лак для живописи и картин. Разновидности и методы нанесения художественного лака.
- Даммарный лак применение. Советы и уроки
- КАРТИННЫЕ ЛАКИ | АРТконсервация
- Каким лаком покрывают масляные картины
- Лак даммар AEROSPRAY: Schmincke Künstlerfarben
- Лак Dammar, матовый: Schmincke Künstlerfarben
- лаков. Компоненты, классификация, приложения и
- Институт охраны памятников Живописные лаки
состав, применение, время высыхания. Картины маслом на холсте
Лаки для масляной живописи по своему назначению делятся на 4 основные группы. К ним относятся: покрывные лаки, предназначенные для обработки поверхностей уже готовых картин, связующие – для укрепления живописного слоя, разжижающие – применяемые для разбавления красочной массы, и универсальные, имеющие многофункциональное назначение. Остановимся подробнее на особенностях покрывного даммарного лака, одного из самых востребованных и распространённых.
Выгорание красок на солнце
Известно, что недостатком большинства красителей как используемых в быту, так и применяемых в промышленном производстве, является их слабая устойчивость к воздействию солнечного света. Результатом этого являются выцветшие и поблёкшие ткани одежды, обои комнат, уличные баннеры и многие другие окружающие нас вещи. О них обычно говорят: «Выгорели на солнце».
Подобная же участь постигнет и картины маслом на холсте, если художник не позаботится о сохранности их первозданного вида. Традиционным методом, используемым с незапамятных времён, является покрытие уже готовых живописных произведений специальными лаками, способными уберечь их от воздействия солнечного света. Изобретены они давно, и их состав на протяжении веков много раз менялся и совершенствовался.
Для чего нужен даммарный лак?
В наши дни химическая промышленность предлагает живописцам широкий ассортимент средств защиты их произведений. Одним из самых распространённых среди них, как было сказано выше, является даммарный лак. Нанесённый тонким слоем, он после высыхания не только создаёт защитную плёнку, предохраняющую живописный слой от нежелательного воздействия ультрафиолетовых лучей солнечного спектра, но и придаёт общему колориту картины большую яркость и глубину. Кроме того, благодаря ему мелкие детали, изображённые на полотне, выглядят более чётко и фактурно.
Ещё одной важной особенностью даммарного лака является его способность противостоять воздействию влаги. Если картина будет храниться в помещении, где её содержание в воздухе повышено, то краска может начать отслаиваться от холста и отваливаться. Не менее пагубно воздействие на незащищённый живописный слой и чрезмерно низкой влажности помещений. В этом случае он может потрескаться и начать крошиться. Особенно этой опасности подвержены полотна, на которых краска нанесена густым, толстым слоем.
Кроме всего вышеперечисленного, картины маслом на холсте могут оказаться подвержены и таким негативным воздействиям, как резкий перепад температур, оседание пыли, а также попадание на их поверхность жидкостей и газов. Таким образом, покрытие готового живописного произведения даммарным или каким-либо иным защитным лаком является неотъемлемым звеном общего процесса создания картины.
Наследие прошедших веков
Основным компонентом, входящим в состав даммарного лака, является смола растительного происхождения, давшая ему своё название. Она относится к группе мягких, спирторастворимых смол, на основе которых изготовление лаков было освоено ещё в XVII веке. Известно, что художники часто использовали их не только для покрытия готовых работ, но и добавляли в масла, добиваясь тем самым скорейшего высыхания красок.
Из истории искусства известно, что многие мастера прошедших веков в работе использовали сделанные на основе мягких смол (и даммарной в том числе) бальзамы и эфирные масла (живицу). Наиболее известными среди них являются венецианский, а также страсбургский терпин и копайский бальзам. Все они давали положительный эффект при использовании с обычными высыхающими маслами.
Эффект, достигаемый с помощью смоляных ингредиентов
Давно было замечено, что смоляные ингредиенты, обладающие высокой прозрачностью и светоотражающими свойствами, способны придавать живописным произведениям дополнительную яркость и глубину. Кроме того, они в значительной степени улучшали рабочие характеристики масляных красок, открывая новые возможности при создании на полотне эффектных лассировок.
Под эти термином имеется в виду техника, при которой за счёт нанесения поверх основного цвета полупрозрачных красок достигается эффект глубоких цветовых переливов. Среди мастеров прошлого наибольшего совершенства в ней достигли такие корифеи живописи, как Веласкес, Тициан, Рембрант и Леонардо да Винчи.
Изготовление лака своими руками
Даммарный лак можно приобрести в магазинах, специализирующихся на товарах данного профиля. Одним из его неоспоримых достоинств как раз является доступность и дешевизна. Однако многие художники предпочитают изготавливать его своими руками, внося в стандартную технологию собственные новшества. Не касаясь их профессиональных секретов, рассмотрим лишь общепринятый вариант этого процесса.
Основным компонентом лака является смола даммары, поставляемая в Россию из Сингапура. Внешне она представляет собой небольшие прозрачные гранулы соломенного цвета, покрытые снаружи тонким слоем измельчённой порошкообразной субстанции.
Рецепт, доступный каждому
Предварительно размельчив смолу, её помещают в небольшой мешок из тонкой хлопчатобумажной ткани (вполне подойдёт, например, старый чулок), а затем на несколько часов опускают в раствор художественного скипидара. Важно учесть, что ёмкость со скипидаром должна в течение всего этого срока быть плотно закрытой.
Находясь в скипидаре, предварительно размельчённые гранулы растворяются, а все твёрдые примеси оседают на дне мешка. В результате получается раствор смолы даммара, который затем следует тщательно профильтровать через муслиновую или хлопчатобумажную ткань.
Немаловажную роль играет соотношение количества растворяемой смолы к объёму скипидара, поскольку от этого зависит концентрация готового продукта. Согласно общепринятым нормам, она составляет 600 мл скипидара на 300 г смолы, однако многие из тех, кто предпочитает собственноручно готовить раствор, создают пропорции компонентов исходя из личного опыта. В дальнейшем если в процессе нанесения лака на поверхность картины он окажется чрезмерно густым, его можно разбавить спиртом.
Когда можно покрывать картину даммарным лаком?
Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку нарушения технологии, вызванные незнанием или халатностью, могут привести к повреждению, а в отдельных случаях и к гибели живописного произведения. Прежде всего, после завершения написания картины не следует торопиться, поскольку льняное масло, содержащееся в красках, должно успеть полимеризоваться, то есть, полностью высохнув, превратиться в твёрдый полимер. Сколько времени для этого требуется?
Ещё в недалёком прошлом было принято покрывать картины даммарным, а в равной степени и любым другим лаком не ранее чем через год после их завершения. В течение всего этого длительного времени полотна приходилось тщательно оберегать не только от пыли и грязи, но даже и от табачного дыма.
В наши дни художники пользуются красками, изготовленными на основе современных технологий, обеспечивающих им большую прочность и сокращающих срок высыхания. Ввиду этого минимальный промежуток времени между окончанием работы над картиной и её покрытием лаком сократился и составляет от одного до полутора месяцев.
Как покрыть картину даммарным лаком?
Основное правило заключается в том, что при нанесении лакового слоя не следует торопиться, так как при быстрых движениях кисть неизбежно захватывает воздух, на полотне остаются его микропузырьки, образующие мутные белесые полосы. Если это всё же произошло, рекомендуется удалить неудачно нанесённый слой лака при помощи разбавителя и затем повторить попытку.
После того как лакирование завершено, картину следует положить на ровную горизонтальную поверхность и в течение 10-15 мин. дать ещё жидкому лаку равномерно растечься и слегка затвердеть. Затем её вешают в помещении с хорошей вентиляцией. Время высыхания даммарного лака составляет 12 часов. Соответственно, в этот период картину лучше не трогать и предохранять от попадания на неё пыли.
Ещё несколько советов
Есть и ещё одна важная деталь, которая может ускользнуть от внимания начинающего художника, – это срок годности даммарного лака. Если его не изготавливать собственными руками, как о том рассказывалось в одном из предыдущих разделов нашей статьи, а покупать в магазине, то следует учесть, что по прошествии 3 лет со дня выпуска он в значительной степени теряет свои свойства.
В результате лаковый слой может не полностью высохнуть и поверхность на долгое время останется липкой. На ней будет оседать пыль, удалить которую не удастся. Чтобы избежать этой проблемы, надо следить за тем, чтобы приобретаемый лак был свежим, поскольку в художественном салоне он мог простоять сколь угодно долго. Старый лак можно добавлять в краску для достижения живописных эффектов, об одном из которых говорилось выше.
В завершение статьи следует упомянуть, во-первых, о том, что даммарный лак пожаро- и взрывоопасен, поэтому обращаться с ним следует, соблюдая необходимые в таких случаях меры предосторожности. И во-вторых, он имеет весьма отрицательное свойство со временем желтеть. Ввиду этого им не рекомендуется покрывать картины, выполненные в холодных тонах. Этот эффект показан на последнем фото.
Лаки для живописи. | Журнал Ярмарки Мастеров
Небольшая шпаргалка по лакам для живописи.
Лаки для живописи.
Живописные лаки представляют собой 30% раствор смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле).
Выпускаются следующие виды лаков:
— мастичный;
— даммарный;
— фисташковый;
— акрил-фисташковый;
— копаловый;
— ретушный.
Мастичный лак используется:
— в качестве добавки к краскам;
— для протирки промежуточных слоев;
— как покрывной в масляной и покровной живописи.
Даммарный лак используется:
— как добавка к краске;
— как покрывной.
При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак.
Копаловый лак:
— темного цвета;
— применяется как добавка к краскам;
— высохшая пленка устойчива к органическим растворителям.
Покрывные лаки.
Фисташковый лак:
— почти полностью бесцветен;
— скорость высыхания значительно ниже, чем у других лаков.
Акрил-фисташковый лак:
— пленка почти бесцветна, обладает большой эластичностью;
— по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного;
— высыхает медленнее мастичного.
Даммарный покрывной лак:
— гигроскопичен, не защищает от влажности;
— в условиях повышенной влажности мутнеет.
Ретушный лак:
— применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи и для усиления сцепления красочных слоев;
— наносится кистью или тампоном.
Разбавители масляных красок.
Разбавитель № 1:
— применяется для разбавления эскизных масляных красок, рельефных паст и в различных вспомогательных целях.
— применяется как разбавитель красок для мытья кистей и палитр.
Для разведения лаков разбавитель № 2 не пригоден из-за низкой растворяющей способности и большей проницаемости, чем у пинена.
Разбавитель № 4 (пинен):
— окисляется значительно меньше, чем скипидар, но склонен к пожелтению и осмолению;
— применяется как разбавитель красок и лаков в живописи;
— при разбавлении красок пиненом понижается их блеск.
Разбавитель № 1 и разбавитель № 4 склонны при соприкосновении с воздухом быстро окисляться — мутнеть с выпадением осадка и желтеть.
Основные правила применения масляных разбавителей:
— применять в ограниченном количестве;
— не вводить масло в подмалевок;
— медленно сохнущие краски следует разводить только лаками;
— быстро сохнущие краски следует разбавлять уплотненным льняным маслом;
— чрезмерное введение лака в красочный слой делает его хрупким.
Покрытие картин лаком.
Покрытие картин лаком имеет чрезвычайно важное значение. Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе.
Покрывают картину лаком не ранее, чем через год после окончания работы. В течение всего этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма.
Для покрытия картины лаком используют акрил-фисташковый, мастичный или даммарный лак. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем.
Лак должен быть свежим, не более 3 месяцев с момента выпуска.
Перед нанесением лака картину нужно очистить от пыли и просушить. Для нанесения лака применяют широкие флейцевые кисти, ширина которых зависит от размера картины. Кисть должна быть с короткой, но не стриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она не «затянула» лак, т.е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме фланцевой кисти лак иногда еще наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.
Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем №4) в соотношении 1:1.
Окончив нанесение лака, полотно через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить полотно от пыли. При этом, картину, покрытую лаком, следует защищать от влажного воздуха и низких температур.
для чего они нужны и как выбрать подходящий
Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время, как опытный мастер уже точно знает, какой именно продукт ему нужен.
Придя в магазин, начинающий живописец рискует приобрести вовсе не то,что хотел, поэтому сначала необходимо четко определиться с назначением лака.
Читайте также:
Для чего нужны лаки?
Главным назначением лака для живописи является покрытие уже завершенных произведений. Лаки, предназначенные для этой цели называют покрывными. Если цель художника — укрепить покрытие или разбавить красочную массу, а так же придать прозрачность покрытию — то ему необходим связующий или разжижающий лак.
Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.
Вопрос о том, применять синтетический или натуральный лак зависит от личных предпочтений художника, но следует помнить, что людям с аллергией не желательно вдыхать пары синтетических материалов (например, акрила).
Интересно: некоторые профессионалы не доверяют производителям и изготавливают лаки сами, но для этого необходимо иметь все необходимые материалы и определенный уровень мастерства, чтобы лак не навредил картине.
Тонкий слой лака создает защитную пленку, которая не только предотвратит неблагоприятное влияние внешних факторов, но и сделает цвета глубже, ярче, а мелкие детали четче и фактурнее.
Например, каждый из нас видел выцвевшие под воздействием лучей солнца (если быть более точными-ультрафиолетового излучения) краски на различных носителях (уличные баннеры, бумага, картон, ткань). Это же может случиться и с рисунком. Большую роль играет так же влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном — трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем.
Произведения живописного искусства так же подвержены влиянию перепадов температур, оседанию пыли, воздействию жидкостей и газов.
При добалении в краску лаки повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета,придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия.
Виды лаков для живописи
Среди современных лаков выделяют : даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый и акрил-стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый.
Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.
Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.
Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингридиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.
Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.
Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находится под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключение
Лак для живописи и картин. Разновидности и методы нанесения художественного лака.
Создавая картину, любой художник хочет сохранить ее в первозданном виде на как можно более долгий срок. Чтобы не одно поколение после смогло оценить все тонкости мастерства и яркость красок на холсте, живописцы с давних пор используют специальные лаки для закрепления своих работ. Лак для живописных картин, которым покрывают уже готовое изображение, защищает работу от воздействия всех внешних факторов, например, солнечных лучей, воды, загрязнений, а еще, благодаря своим свойствам, делает цвета ярче и насыщеннее, позволяет мелким деталям стать более объемными и проработанными, придает картине приятную глянцевость. |
История появления лаков для художественных работ уходит своими корнями в глубокую древность. Тогда художники не могли отправиться в магазин художественных товаров и просто выбрать понравившийся по свойствам и составу лак — все делали самостоятельно. И если поначалу с работой, покрытой лаком домашнего приготовления, все было хорошо, то позже лак начинал темнеть и приобретать ярко выраженный коричневый оттенок, терял свои свойства и мутнел. Из-за этого по прошествии некоторого времени, лаковый слой приходилось счищать. К сожалению, сделать это можно было лишь растворителем, что неблагоприятно влияло на слой краски под лаком. Множество картин было испорчено во время реставраций именно из-за снятия лакового слоя растворителем.
Сейчас художники не испытывают потребности в самостоятельном изготовлении лака для своих работ. В продаже имеется огромный выбор лаков для картин, написанных самыми разными художественными материалами, и с самым разным составом. И если профессиональные художники уже определились с тем, какой лак подходит именно им, то как новичку не потеряться во всем этом разнообразии? Давайте пройдемся по ассортименту выбора покрывных лаков для живописи и посмотрим, для чего может подойти каждый из них. |
Такие разные лаки для живописи. Какие бывают лаки и как выбрать подходящий.
Даже при самом широком выборе лаков для живописи и картин, подобрать соответствующий нуждам художника лак не так сложно. Благодаря своему составу, многие современные лаки стали универсальными и одинаково хорошо подходят как для масляной живописи, так и для картин, написанных акрилом, темперой, гуашью и другими красками. Поэтому достаточно лишь ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого лака и выбрать тот, который наиболее подходит под нужды художника. |
Даммарный лак
Этому лаку по праву можно отдать пальму первенства наиболее популярного среди художников лака. Его любят за отличное сочетание цены и качества. Однако, покупая такой лак, стоит учитывать, что со временем он может пожелтеть и стать мутным. Именно из-за этого его не стоит применять для картин, написанных в холодных тонах. Для «холодных» работ больше всего подойдет акрил-фисташковый лак.
Акрил-фисташковый лакТакой лак отлично защищает картину от пыли, солнечных лучей и выгорания на солнце. В отличие от даммарного лака, он оставляет все цвета в своем первозданном виде, однако, стоит дороже и его весьма сложно найти в продаже. Фисташковый лак |
Этот лак на основе фисташковых смол по своим свойствам очень похож на акрил-фисташковый. Он образует на поверхности картины тонкую прозрачную пленку, которая и является основной защитой работы от всех внешних факторов. Но такой лак отличается еще менее демократичной ценой, в сравнении с акрил-фисташковым, медленно высыхает и еще реже появляется в магазинах.
Акрил-стирольный лак
Акрил-стирольный лак принято считать аналогом акрил-фисташкового. Он обладает всеми теми же свойствами, что и акрил-фисташковый, и отлично защищает картину от воды.
Мастичный лакМастичный лак не так популярен в качестве покрывного лака. Конечно, он тоже защищает картину от внешних неблагоприятных воздействий, но со временем темнеет еще сильнее даммарного. |
Все эти покрывные лаки придают картинам глянцевый блеск. Это нравится далеко не всем художникам, и тогда на помощь приходят матовые лаки. Обладая теми же свойствами, они защищают картину точно так же, как и глянцевые, однако не делают цвета ярче и насыщеннее. Помимо покрывных лаков существуют и так называемые живописные лаки. Их смешивают с масляными красками и таким раствором пишут картины, делая слой краски более прочным.
Копаловый лак
Этот лак является самым сильным среди живописных лаков. Смешанный с краской, его невозможно удалить растворителями после высыхания. Такой лак имеет темный оттенок и может серьезно изменить первоначальный цвет краски. Даммарный, мастичный, фисташковый и акрил-фисташковый лаки так же могут быть использованы в качестве живописных.
Акриловый лак
Этот лак на водной основе по праву можно назвать самым универсальным среди всех лаков. Он широко применяется не только в живописи, но и для декоративных работ. В живописи акриловый лак используют и в качестве покрывного лака, обрабатывая им уже готовое изображение, и в качестве живописного, смешивая его с акриловыми красками, и даже в качестве грунтовки под красочный слой, что делает краску более стойкой. Акриловый лак бывает глянцевый, матовый и полуматовый. Глянцевый лак придает работе нарядный блеск, матовый невидимой пленкой защищает краски. Полуматовый лак имеет средний показатель светоотражения: глянец получается очень мягким. Внешне акриловый лак имеет молочный оттенок, что облегчает процесс нанесения – покрытую лаком область хорошо видно, и можно избежать незакрашенных участков. После высыхания акриловый лак становится полностью прозрачным и отлично защищает работу от всех неблагоприятных внешних факторов.
Помимо лаков для красок существуют еще лаки для закрепления рисунков, выполненных мягкими и сухими материалами, такими как карандаш, пастель, уголь, сангина, сепия и т.д. Таким является лак-фиксатив на основе поливинилацетата с примесью бутилового и этилового спиртов. Рисунок, покрытый лаком фиксативом, можно смело протирать от пыли. К тому же лак позволяет рисункам надолго сохранять яркость и насыщенность, не блекнуть от времени и действия солнечных лучей. Этим лаком покрывают картины, написанные также маслом, акварелью, гуашью. Слой краски перед нанесением должен полностью просохнуть. |
Отдельно стоит отметить ретушный лак для масляной живописи. Его применяют для размягчения верхнего высохшего слоя краски и последующего нанесения новой краски. Лак обеспечивает лучшее сцепление слоев. Таким образом, можно продолжать работу с уже высохшей картиной и вносить коррективы. Кроме того, ретушный лак хорошо помогает убрать матовые пятна, которые проступают на картине в процессе высыхания. Его наносят на выбранный участок до начала работ и после, что обеспечивает хорошую защиту от потускнения цвета в дальнейшем.
Разбавители для лаков и художественных красок Существуют также и разбавители для лаков и художественных красок. Разбавители делают лаки и краски более жидкими, уменьшают вязкость, а еще служат для очищения кистей после работы. Многим проще работать именно с разбавленными материалами. Для лаков обычно используют Разбавитель №4 и Разбавитель «Тройник». Но кисти этими разбавителями не очистить. Для очищения кисти от лака лучше использовать Разбавитель №3 (он не имеет запаха), №2 или №1. Каждый из этих разбавителей подходит для художественных красок, в первую очередь для масла. Для акрила применяют специальный Разбавитель для акриловых красок. |
Как нанести лак на готовую картину
Перед нанесением, красочный слой должен полностью просохнуть. Для масляной живописи срок высыхания может доходить до полугода. Перед началом работы с лаком следует удалить с картины пыль сухой кистью или безворсовой салфеткой. Наносить лак лучше всего в непыльном, хорошо проветриваемом помещении. Для нанесения используют широкую кисть, например, флейцевую, но можно воспользоваться и любой удобной широкой кистью.
Лак наносят достаточно быстрыми движениями, равномерно, не оставаясь надолго на одном месте во избежание неровностей на лаковой поверхности. Слой лака должен быть достаточно тонким, но после нанесения одного слоя, можно покрыть картину лаком повторно. Мазки должны идти в одном направлении на каждом из нанесенных слоев. Существуют еще лаки-аэрозоли. Пользоваться аэрозолем значительно проще, чем наносить лак кистью. Лак в аэрозольном баллончике равномерно распыляют на чистую сухую поверхность на расстоянии 30-35 см в 2-3 слоя, просушивая каждый из слоев в течение 10 минут. |
После обработки картину оставляют высыхать не менее чем на сутки. За это время лучше избежать попадания на работу пыли, грязи и воды, не подвергать перепадам температур и влажности. Картину можно прислонить к вертикальной поверхности изображением внутрь, защищая тем самым от загрязнения. Кисти после работы следует тщательно очистить, не дожидаясь высыхания лака на ворсе. Лак на неочищенной кисти застывает и делает кисть непригодной для дальнейшего использования. Лаки на водной основе, например, акриловый, можно смыть с кисти простой теплой водой с мылом. Способ очистки кисти после лака на натуральной основе, например, даммарного, акрил-фисташкового и других, немного отличается. Сначала лак стирают с ворса салфеткой, затем промывают кисть в разбавителе №3 (можно использовать и разбавитель №2, но №3 не имеет запаха). После этого кисть тщательно промывают водой с мылом. Обработка готовой картины лаком – очень важный этап живописи. Покрытая лаковой пленочкой, работа становится защищенной от неблагоприятных внешних факторов, надолго сохраняет насыщенность цвета и приобретает законченный вид. Достаточно помнить о свойствах каждого лака – и выбор материала для покрытия готовой картины не станет для вас серьезной проблемой, а полученный результат еще долго будет радовать глаз. Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!
Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:
Даммарный лак применение. Советы и уроки
Полученное отжимом семян Carthamus Tinctorius сафлоровое масло прозрачное, соломенного цвета, с очень низкой кислотностью. В изобразительном искусстве оно используется совсем недавно. Сафлоровое масло не желтеет со временем, тем самым гарантируя великолепную сохранность цветов. По этой самой причине оно особенно рекомендовано для белых и светлых тонов. По своей природе это медлено высыхающее нежелтеющее масло. Совместно с маковым маслом используется в качестве связующего для приготовления масляных красок высшего качества Maimeri Puro. В сущности, оно служит для размягчения и разжижения краски, а при применении его в больших количествах придает масляным краскам такую же прозрачность, как и у акварельных красок.
Для данной техники живописи мы рекомендуем использовать краски с высокой концентрацией пигментов. Вы добавляете сафлоровое масло к краскам на палитре, смешивая их очень мягкой кистью до полной однородности. После этого краску можно наносить на поверхность. Сразу после высыхания слой краски выглядит прозрачным. В этом случае яркость цвета зависит от хорошей подготовки поверхности.
Льняное масло 650.
Определенно, одно из самых известных быстросохнущих масел, льняное масло имеет очень древнее происхождение. Получается отжимом семян Linum — одного из наиболее распространенных видов льна, имеет яркий соломенный цвет, прозрачное, с очень приятным запахом и низкой кислотностью. В какой-то степени можно сказать, что льняное масло появилось одновременно с масляной живописью, потому что мастера-художники использовали этот продукт для приготовления собственных масляных красок. Легкое в применении, его свободно можно найти в природе, льняное масло фактически само по себе является частью масляной живописи. Обычно льняное масло и краска наносятся мягкой кистью. В подготовительной стадии важно тщательно их перемешать. Сразу после высыхания картина выглядит сверкающей и яркой. Льняное масло сохнет быстрее, чем другие высушивающие масла. Но из-за своего химического состава имеет тенденцию желтеть со временем. Однако достаточно выставить картину в очень хорошо освещенном месте, чтобы задержать этот процесс. Чрезмерное количество может вызвать морщины на поверхности картины.
Льняное масло полимеризованное
652
.Полимеризованное льняное масло хорошо известно среди художников как «стэндолио». Его высокая вязкость осложняет использование, поэтому перед использованием его лучше протестировать. Изготовлено из обычного льняного масла. Оно очищается и частично полимеризуется нагревом до температуры 280-300 С в вакуумной автоклаве при наличии инертных газов. Данная обработка улучшает его эластичность и увеличивает способность расширения на холсте. Полимеризованное льняное масло следует смешивать с масляными красками с помощью кисти очень медленно и непрерывно до тех пор, пока масло и краска. Полимеризованное льняное масло делает краски «жирными», очень мягкими, но всегда пригодными для нанесения кистью; оно увеличивает блеск и яркость нанесенного красочного слоя. Время окисления очень долгое. Полное высыхание занимает приблизительно 40-50 дней. Специальная техника, в которой широко используется полимеризованное льняное масло, известна как эффект «глассе», придающий живописи чрезвычайную глянцевость и почти стекловидность. В этом случае вам следует смешать небольшое количество краски с полимеризованным льняным маслом. Наносить смесь лучше очень мягкой, чистой веерообразной кистью.
В отличие от техники вуалирования, которая заключается в наложении прозрачных слоев краски сверху на сухой слой поэтапно, техника «глассе» требует единственного нанесения прозрачных штрихов. Полностью не смешаются Если смесь получилась слишком вязкой, то для облегчения работы кистью на холсте рекомендуется добавить несколько капель уайт-спирита или сиккатива в смесь.
КАРТИННЫЕ ЛАКИ | АРТконсервация
Слой лака защищает живопись от воздействий влажности и вредных газов, содержащихся в атмосфере, равно как и от окисления, и препятствует также проникновению пыли и сажи прямо в краску. Гладкая и блестящая лаковая пленка позволяет легко очищать картину — достаточно только стереть осевшие на поверхность загрязнения, причем без всякого риска механически повредить живопись. Живописцы, которые, как правило, не принимают во внимание защитные функции лака, покрывают лаком свои картины для того, чтобы вызвать глубину и насыщенность красок и придать живописи равномерную глянцевую поверхность.
Из оптической функции лака вытекает требование, чтобы лаковая пленка не желтела, не темнела и не мутнела. Так как, однако, вплоть до настоящего времени не удалось приготовить такой лак, который удовлетворил бы полностью всем перечисленным требованиям, то необходимо удалить с живописи лаковое покрытие, после того как оно, спустя некоторое время, изменится. При удалении старого лака необходимо следить за тем, чтобы при этом не повредить живопись. Мы можем избежать повреждения картины лишь тогда, когда лаковая пленка легко растворяется, то есть, если ее можно смыть умеренно действующими растворителями, которые не действуют на краски картины. Летучие технические и масляные лаки можно удалить только самыми сильными растворителями, спиртом и ацетоном, или применяя щелочи, аммиак, поташ, которыми омыляется старая лаковая пленка. Эти радикальные средства действуют, разумеется, не только на лак, но и на самый красочный слой. Немалое количество творений старых мастеров было повреждено при удалении лака, а многие — совершенно уничтожены. Одновременно с лаком часто растворяются и верхние слои живописи, от которой иногда остается лишь подмалевок.
Требование легкой растворимости картинного лака связано, следовательно, с обеспечением сохранности картины, и поэтому нельзя им пренебрегать. Однако весьма трудно найти такой лак, который был бы оптически стойким, легко растворимым, а также и прочным. Уже в течение веков технологи и художники прилагают все усилия, чтобы приготовить совершенный картинный лак, однако до настоящего времени эта проблема удовлетворительно не решена. Главная трудность заключается в противоположности двух последних требований: лакообразующие вещества, которые легко растворяются, как правило, не отличаются большой стойкостью и — наоборот. Стойкость мягких смол, растворяющихся в скипидаре, измеряется едва десятилетием. Под влиянием слабой стойкости к атмосферной влажности их прозрачность быстро уменьшается и покрытые ими картины сереют и теряют свою выразительность. Метод регенерации Петтенкофера, с помощью которого якобы можно было устранить недостатки лаковых пленок из мягких смол, оказался неудовлетворительным, так как пленка оказывается непрочной и регенерацию помутневших смол следует повторять через все меньшие интервалы. В конце концов, приходится снимать лак. Применение чисто мастиксовых и даммарных лаков или этих же лаков с добавкой 3% касторового масла, что усиленно рекламировалось после первой мировой войны, было кардинальной ошибкой.
Применение мягких смол для картинных лаков вызывает необходимость добавлять к ним достаточное количество таких веществ, которые повышают их стойкость. Вспомним, что технические лаки из твердых природных смол, чтобы надлежащим образом противостоять воздействиям атмосферы, должны содержать до 60% масла, между тем как лаки, предназначенные для закрытого помещения, прочны и с 30% масла. Из этого, следовательно, вытекает, что пленке из твердых смол придает стойкость и прочность добавка высыхающих масел. Однако пленка картинного лака не должна содержать слишком много масла, так как иначе с течением времени она покоричневеет. Кроме того, если содержание масла относительно смолы выше нормального предела, то лаковая пленка становится потом нерастворимой. Из всех известных масел пригодно для картинных лаков только полимеризованное льняное масло, которое почти не желтеет, сохраняет дольше всех высыхающих масел прозрачность и лучше всех противостоит воздействиям влажности. С этим маслом сравним пчелиный воск— стойкое вещество, не подвергающееся ни химическим, ни физическим изменениям, которое в смеси со смолами дает полуглянцевую или матовую лаковую пленку, растворяющуюся в скипидаре и с успехом противостоящую воздействию влажности. Во избежание пожелтения лаков не следует применять оптически нестойкие смолы, то есть коричневеющую канифоль, желтеющие мастике и шеллак, равно как и сандарак, который приобретает оранжево-коричневую окраску. Для приготовления картинных лаков остается, следовательно, в качестве основного вещества одна только даммара.
Из растворителей и разжижителей применимы только медленно испаряющиеся — терпентинное масло (точка кипения 150—180°С), бензин-растворитель (уайт-спирит) и сольвентнафта, которые позволяют наносить лак слоем равномерной толщины по всей поверхности живописи. Быстро летучие спиртовые лаки непригодны, хотя их иногда рекомендуют (например, Таубер), так как они не позволяют нанести лак кистью на поверхность картины гомогенным равномерным слоем. Кроме того, масляная краска на более молодых картинах набухает под действием большой растворяющей способности этилового спирта. Однако главный их недостаток заключается в том, что их нельзя совмещать ни с полимеризованным льняным маслом, ни с пчелиным воском, так как оба эти вещества не растворяются в этиловом спирте. Без пластификаторов спиртовые лаки хрупки и слишком тверды и быстро растрескиваются на более эластичной и мягкой масляной краске. По этим причинам мы не можем для покрытия картин применять даже быстро летучие синтетические технические лаки, хотя некоторые из них превосходят стойкостью лаки из природных смол.
Из изложенного следует, что наилучшим картинным лаком является даммарный. На заводах вырабатывается несколько сортов этого лака; однако заводская продукция не обладает требуемым качеством. Поэтому живописец поступит правильнее, если он сам приготовит лак. Растворить даммару в терпентинном масле при нормальной или повышенной температуре является делом нетрудным.
1. Приготовление даммарного лака при повышенной температуре с добавлением полимеризованного масла.
В стеклянный или эмалированный сосуд кладут 100 частей даммары, измельченной в мелкие куски, и наливают 10—15 частей полимеризованного льняного масла. Смесь нагревают весьма медленно на небольшом пламени, пока даммара не расплавится и не растворится в масле. При 100° С из смолы, которая всегда содержит определенное количество воды, выделяются водяные пары, при этом смола сильно кипит и пенится. Пока выделение пены не прекратится, следует тщательно поддерживать температуру на постоянном уровне, а потом добавить хорошо очищенный, обезвоженный скипидар, но только в небольшом количестве. И лишь после перемешивания разбавляем концентрированный раствор остальным количеством скипидара, которого обычно добавляют всего 300 частей. Если нужно чтобы лак быстрее высыхал, добавляем в еще горячий раствор 0,2% линолеата или резината кобальта (к весу масла.—Ред.). Готовый лак оставляем в покое на короткое время, чтобы осели наиболее грубые загрязнения, и затем переливаем в бутылку, которую герметически закупориваем и храним в течение месяца в темноте. Условием хорошего высыхания является медленный нагрев смолы максимально до температуры 120—140°С. При быстром нагревании даммара пригорает и коричневеет, в результате чего ухудшается качество лака.
2. Приготовление даммарного лака при нормальной температуре.
Измельченную даммару рассыпаем тонким слоем в сухом и теплом месте, благодаря чему из нее удаляется вода, которая впоследствии могла бы вызвать помутнение лаковой
пленки. Разумеется, в процессе сушки температура не должна повыситься настолько, чтобы куски даммары спекались. Когда даммара достаточно обезвожена, мы перекладываем ее в мешочек из плотного органтина, который погружаем в сосуд с обезвоженным, дважды перегнанным скипидаром. Сосуд должен иметь довольно широкое горло, которое мы закрываем, чтобы воспрепятствовать испарению и окислению скипидара. Через несколько дней даммара растворяется. Загрязнения, почти всегда содержащиеся в даммаре, останутся в органтлновом мешочке. Затем добавляем в раствор полимеризованное льняное масло в отношении 10—15 частей на 100 частей смолы, а в случае необходимости и кобальтовый сиккатив (0,2 части к весу масла). Готовый лак оставляем отстояться в герметически закрытом сосуде, защищенном от света.
В растворе даммары в скипидаре после весьма длительного отстаивания образуется муть из даммарового воска, нерастворимого в скипидаре. Это слабое помутнение даммарных лаков не имеет, однако, никакого влияния на прозрачность и стойкость лаковой пленки.
3. Даммарный лак с добавкой пчелиного воска.
В отдельных сосудах медленно нагреваем 100 частей даммары и 15—30 частей пчелиного воска. Когда оба вещества расплавятся, мы их смешиваем и добавляем немного скипидару; остальное количество (всего 300 частей) доливаем после тщательного перемешивания. Лак храним в хорошо закрытой бутылке в темноте.
Этот даммарный лак высыхает сравнительно быстро, за несколько часов, не позднее следующего дня. Высохшая лаковая пленка полуматовая. Во всех случаях, когда не требуется обязательно сильно глянцевая поверхность, мы применяем только этот лак, являющийся наиболее совершенным картинным лаком. Оптически он вполне стойкий, не желтеет, не темнеет, предохраняет живопись от влажности и окисления и спустя десятилетия растворим в самом слабом растворителе — скипидаре.
При изготовлении лака для темперной живописи, поверхность которой должна быть совершенно матовой, можем увеличить содержание воска; этим повышается и стойкость лака:
100 частей даммарной смолы,
30—50 частей пчелиного воска,
300 частей очищенного, обезвоженного скипидара.
Количество воска не должно, однако, превышать 50%, так как иначе лаковая пленка оказалась бы слишком мягкой, в тепле была бы липкой и покрылась бы пылью и грязью.
Восковой лак можно приготовлять из даммары и при нормальной температуре. К даммаре, растворенной в скипидаре в отношении 1:3, добавляем пчелиный воск, расплавленный на водяной бане и растворенный в скипидаре в таком же отношении, как даммара. При этом процессе необходимо, однако, следить, как и при изготовлении лака с полимеризованным маслом, за тем, чтобы из даммары и скипидара была удалена вода. Пленки лака, содержащие весьма высокий процент воска, можно полировать тонкой щеткой или фланелью. Как уже было указано, они слишком мягки, и в тепле на них оседает пыль.
Состав технических даммарных лаков весьма разнообразен. Иногда они содержат чистую даммару, без пластификаторов,— тогда они хрупки и малостойки; иногда в даммару добавляют до 100% масла, варенного с сиккативами,— такие сорта быстро и сильно коричневеют.
(Помутнению лака, вызываемому даммарным воском, можно воспрепятствовать добавлением небольшого количества этилового спирта. Воск растворяется в смеси скипидара и этилового спирта, и муть исчезает.)
Даммарный лак с большим содержанием воска, содержащий медленно летучий растворитель, служит связующим красок для ретуши поврежденной настенной живописи и темперных картин.
Весьма важным фактором, определяющим качество и прочность лака, являются примененные растворители и разжижители. Технически они должны быть, по возможности, максимально чистыми и хорошо очищенными, чтобы после испарения не оставляли никаких нелетучих остатков. Скипидар, в котором после более или менее длительного стояния образуются в результате самопроизвольной полимеризации и окисления сгущенные и нелетучие смоляные компоненты, необходимо перед употреблением испытать, вылив несколько капель на непроклеенную бумагу. Если после испарения остаются пятна, необходимо перегнать скипидар или заменить другим высококачественным скипидаром. Нелетучие составные части растворителей задерживают высыхание лака и делают его пленку мягкой и липкой. Сольвент-нафта и бензин-растворитель подвергаются окислению в меньшей степени, и поэтому они более надежны в этом отношении. Кроме того, в отличие от скипидара, они не содержат воды, которая является причиной последующего помутнения лаковой пленки. Некоторые технологи и производители лаков предпочитают эти плодукты перегонки каменноугольной смолы и нефти скипидару. Недостатки последнего, однако, устранимы: как уже указано, смоляные компоненты можно своевременно обнаружить и устранить перегонкой, а воду поглощает кусок жженой извести, положенный на дно сосуда, в котором хранится скипидар.
Спиртовые лаки на основе природных смол не применяются по указанным ранее причинам для покрытия картин; их употребляют при консервировании источенной древесины и в качестве фиксатива для рисунков и пастелей. Применение их для других целей является неправильным. Наиболее стойкий лак дает отбеленный шеллак, который образует в 96% -ном этиловом спирте как сильно концентрированный (1:2), так и слабый (1:30) раствор. Функцию пластификатора выполняет касторовое масло, которого добавляют максимально 3% к весу сухой смолы. В особенности зарекомендовало себя полимеризованное или продутое касторовое масло. Как правило, спиртовой лак имеет следующий состав:
100 частей этилового спирта,
30 частей отбеленного шеллака, сандарака или мастикса,
1 часть касторового масла или венецианского бальзама.
Смолы растворяют в этиловом спирте при нормальной температуре простым взбалтыванием и поворачиванием бутылки.
Лаки на основе производных целлюлозы также не имеют значения в качестве картинных лаков.
Лаки на основе искусственных смол заменят собой в будущем многие лаки из природных смол. До настоящего времени они еще недостаточно испытаны для целей живописи. Об ограниченных возможностях их применения указано в главе об искусственных смолах и в разделе о лаковых красках.
Первоисточник:
Техника живописи. Б. Сланский — АХ СССР, М., 1962Каким лаком покрывают масляные картины
Автор Наталья Юршина На чтение 4 мин. Просмотров 3.2k. Опубликовано
Если каждый раз, видя шикарную картину маслом, вы замираете и ловите себя на мысли, что ХОТЕЛИ БЫ тоже так уметь — настало время взять кисть в руки!
Невозможное станет возможным! Первый шаг уже ждет вас в моей статье — https://nyblog.ru/kak-nauchitsya-risovat-maslom-s-nulya/.
Мы узнаем как подобрать материалы и сколько они стоят, какими должны быть первые мазки, НАРИСУЕМ картину вместе и даже разберем, как можно ее продать!
Все это бесплатно по ссылке выше)
Каким лаком лучше покрывать картину? В этой статье я расскажу вам, как правильно выбрать лак, чтобы вы могли надолго сохранить свою картину, написанную маслом.
Зачем покрывать картину лаком
Давным-давно, когда еще не существовало художественных салонов и специальных магазинов, художники сами создавали лаки для покрытия своих живописных работ. Но, как это очень часто бывает в кустарных методах, такие лаки стали темнеть, мутнеть, что доставило много хлопот будущим реставраторам — ведь вместе с лаком приходилось отдирать и драгоценные слои краски.
Как хорошо, что мы с вами живем в другие, более просвещенные времена, когда без проблем можно выбрать лак для картины, не опасаясь при покрытии повредить ее красочный слой.
Многие начинающие художники часто задаются вопросом: «А стоит ли вообще покрывать картину лаком? И если да, то зачем?».
Наносить лак на готовую картину нужно, если вы хотите защитить свою работу от пыли, грязи, выцветания красочного слоя и других воздействий окружающей среды.
Виды лаков
Сейчас в магазине огромный выбор лаков для картин и живописных работ. Для работ, написанных сухими материалами, например, пастелью или акварелью, выбирайте лак-фиксатив, а для картин, написанных маслом – используйте покрывные лаки.
Даммарный
Самый распространенный лак в живописи. Из плюсов: стоит недорого, хорошо защищает картину от солнечных лучей, можно использовать и как покрывной и как добавочный к краске. Из минусов: со временем желтеет.
Акрил-стирольный
Создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, обладает хорошими водостойкими свойствами.
Акрил-фисташковый
Подходит для более холодных тонов краски, не желтеет и не мутнее со временем. Имеет хорошую прозрачность и эластичность покрытия. Стоит дороже даммарного.
Пихтовый
Так же как и даммарный, изготавливается из смол, поэтому обладает аналогичными свойствами. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак.
Ретушный
Не путайте с покрывными! Принцип действия у них противоположный: ретушные лаки используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Наносится до и после нанесения краски и усиливает сцепление слоя.
Фиксатив
Лак для работ, выполненных в сухой технике – акварель, пастель, уголь, сангина, карандаш. Придает красочному слою яркость и насыщенность и защищает от воздействия пыли и влаги. Покрытую таким лаком акварельную работу на бумаге, можно спокойно протирать влажной тряпочкой, чтобы убрать слой пыли, например.
Фисташковый
Лак для работ, выполненных в сухой технике – акварель, пастель, уголь, сангина, карандаш. Придает красочному слою яркость и насыщенность и защищает от воздействия пыли и влаги. Покрытую таким лаком акварельную работу на бумаге, можно спокойно протирать влажной тряпочкой, чтобы убрать слой пыли, например.
Каким лаком лучше покрывать картину
Картины, написанные маслом, художники, как правило, могут покрывать лаком несколько раз, на разных этапах работы. Так, пока вы только создаете будущий шедевр, в краску можно добавить даммарный лак, чтобы придать ей яркости.
Ретушный лак художники используют как промежуточное покрытие, а вот для завершающего, финального штриха я рекомендую использовать акрил-стирольный лак. Этот лак хорошо сохнет, и если покрыть масляную картину акрил-стирольным лаком, то краска со временем не пожелтеет и не поменяет своих основных свойств.
Ошибки при подборе лака для покрытия живописи
Чтобы не потратить лишних средств при выборе лака, всегда читайте инструкцию на банках с лаком, и помните, что:
- Если лак глянцевый, то картина будет давать блики. Хотите избежать бликов на холсте, выбирайте матовый лак — он почти не отличается от глянцевого, кроме того, что не способен увеличить глубину и насыщенность цвета красок.
- При выборе лака обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства продуктов он составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков — не более трех.
- Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, а также будет размягчаться при повышенной влажности.
- Не используйте лак для волос! Особенно это касается картин, написанных маслом.
Я советую вам не экономить на такой важной части живописи, как лак, потому что это финальное покрытие, и лаком можно картину либо испортить, либо преобразить до прекрасного состояния! Покрывайте картину правильным лаком, и она сохранится на долгие годы.
Лак даммар AEROSPRAY: Schmincke Künstlerfarben
Правила обращения
- Перед использованием хорошо взболтать.
- Распыляйте при комнатной температуре, перемещая баллончик из стороны в сторону и сверху вниз и удерживая баллон на расстоянии 30-40 см от вертикально расположенного или слегка наклоненного и полностью сухого объекта. (Измените направление распыления от рисунка!)
- Можно наносить на слой масляной краски только после того, как он полностью высохнет, т.е.е. самое раннее через 8 — 12 месяцев.
- Высохший слой лака остается растворимым в заменителе скипидара 50019 или в жидкости для снятия лака 50060 в течение длительного времени.
- Обычно используемые на практике лаки не обеспечивают специальной защиты от ультрафиолета для используемых красок! По этой причине мы рекомендуем с самого начала по возможности использовать качественные и светостойкие масляные краски.
- Забитые распылительные головки лучше всего очищать ацетоном.
- Хранить в прохладном и сухом месте.
- Беречь от солнечных лучей и не подвергать воздействию температур выше 50 ° C (122 ° F).
- Требуются индивидуальные предварительные тесты.
Размеры: 300 мл
Содержит: диметиловый эфир, даммарную смолу, уайт-спирит.
Сигнальное слово: Опасно
Краткая характеристика опасности
Чрезвычайно легковоспламеняющийся аэрозоль. Емкость под давлением: при нагревании может лопнуть. Может вызывать раздражение дыхательных путей. Может вызвать сонливость или головокружение.Токсично для водных организмов с долгосрочными последствиями.
Правила техники безопасности
Хранить в недоступном для детей месте. Беречь от тепла, горячих поверхностей, искр, открытого огня и других источников возгорания. Не курить. Не распыляйте на открытое пламя или другой источник возгорания. Не протыкать и не сжигать даже после использования. Не вдыхать спрей. Используйте только на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. ПРИ ПОПАДАНИИ НА КОЖУ (или волосы): немедленно снять всю загрязненную одежду. Промыть кожу водой [или принять душ]. Беречь от солнечных лучей.Не подвергайте воздействию температур выше 50 ° C / 122 ° F. В случае недостаточной вентиляции и / или при использовании могут образоваться взрывоопасные / легковоспламеняющиеся смеси.
Другие опасности
Повторяющееся воздействие может вызвать сухость или растрескивание кожи.
Лак Dammar, матовый: Schmincke Künstlerfarben
Правила обращения
- Перед использованием хорошо взболтать.
- Продукт готов к использованию, но может быть разбавлен, например, скипидарное масло 50024/50102 или заменитель скипидара 50019.
- Можно наносить подходящей кистью для лака при комнатной температуре на слой масляной краски только после того, как он полностью высохнет, то есть не ранее чем через 8 — 12 месяцев.
- Очистите инструменты как можно скорее с помощью e.г. скипидарное масло 50024/50102, заменитель скипидара 50019 или очиститель для кистей 50051 / 50052.
- Высохший слой лака остается растворимым в скипидарном масле 50024/50102, заменителе скипидара 50019 или лаковом остатке 50060 в течение длительного периода.
- Обычно используемые на практике лаки не обеспечивают специальной защиты от ультрафиолета для используемых красок. По этой причине мы рекомендуем с самого начала по возможности использовать качественные и светостойкие масляные краски.
- Закройте сразу после использования.
- Хранить в прохладном и сухом месте.
- Требуются индивидуальные предварительные тесты.
Размеры: 60 мл, 200 мл и 1000 мл
Содержит: даммарную смолу, синтетический воск, уайт-спирит.
Сигнальное слово: Опасно
Краткая характеристика опасности
Воспламеняющаяся жидкость и пар. Может быть смертельным при проглатывании и попадании в дыхательные пути. Может вызывать раздражение дыхательных путей. Может вызвать сонливость или головокружение. Токсично для водных организмов с долгосрочными последствиями.
Правила техники безопасности
Хранить в недоступном для детей месте. Беречь от тепла, горячих поверхностей, искр, открытого огня и других источников возгорания. Не курить. Примите меры для предотвращения статических разрядов. Не вдыхать пары. Избегайте попадания в окружающую среду. Надевайте защитные перчатки и защитную одежду. ПРИ ПРОГЛАТЫВАНИИ: Немедленно обратиться в ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / к врачу / .. ПРИ ПРОГЛАТЫВАНИИ: прополоскать рот. Не вызывает рвоту. ПРИ ПОПАДАНИИ НА КОЖУ (или волосы): немедленно снять всю загрязненную одежду.Промыть кожу водой [или принять душ].
Другие опасности
Повторяющееся воздействие может вызвать сухость или растрескивание кожи.
лаков. Компоненты, классификация, приложения и
Индекс
1 Лаки: Введение
2 Компоненты лаков
3 Классификация лаков
4 Литература о лаках
5 Применение лаков
6 Научно-исследовательские работы о лаках
Лаки-Введение
Древесина ценится также в конструкционных и декоративных целях. Древесина имеет растительное происхождение. Древесина, используемая для строительства зданий, известна как Древесина .Леса производят огромное количество древесины. Целлюлоза, гемицеллюлоза, лигнин и другие вещества входят в состав древесины. В древесине встречаются алифатические соединения, фенолы, жиры, воски, терпены, терпеноиды и т. Д. Стилбены, танины, флавоноиды и лигнаны — это фенольные соединения, доступные в древесине.
Леса бывают разных видов:
(1) Твердая древесина
(2) Хвойная древесина
(3) Сердцевина
(4) Заболонь
(5) Спрингвуд
(6) Саммервуд.
Покрытие лаком подходит для дерева, металла и их производных. Это также полезно для пластика и кирпичной кладки.
Лак представляет собой смесь смолистого вещества, например копала или лака, растворенного в масле, спирте или любой другой жидкости. Когда лак наносится на поверхность дерева или металла, он высыхает и оставляет твердое и в целом прозрачное покрытие. Это блестящее покрытие, которое наносится на пол или мебель. При высыхании становится прозрачным и сияющим. Придает твердую, блестящую и прозрачную поверхность.
Придает глянцевый вид мебели, деревянным материалам, произведениям искусства и другим предметам. Он также защищает поверхность. Обычно лак готовят из смолы, растворителя и масла. Средневековый латинский корень лака — « vernix» , что означает пахучая или ароматная смола.
Некоторые лаки затвердевают сразу после испарения растворителя. Итак, он производит фильм. Остальные лаки со временем затвердевают. Процесс затвердевания включает окисление и полимеризацию.
Шеллак, смола и лак сразу высыхают. Акрил и некоторые лаки на водной основе испаряют воду или растворитель и сохнут в течение некоторого времени. Он также известен как процесс отверждения лаков. Лаки на масляной основе, полиуретановые и эпоксидные также сохнут медленно до твердого состояния.
Обычно на процесс отверждения лака влияют следующие факторы:
— Температура
— Влажность атмосферы
— Компоненты лака.
Древесина, хранящаяся на открытом воздухе, обычно подвержена большим колебаниям температур и погодных условий.Он также подвергается воздействию ультрафиолетовых (УФ) лучей в атмосфере. Изменения влажности также влияют на древесину, что приводит к сжатию или расширению древесины. Все эти факторы повреждают древесину или деревянные изделия. Следовательно, лаки можно использовать для защиты дерева и деревянных изделий.
Обычно лак содержит льняное масло или тунговое масло, смолы, такие как фенольные, полиуретановые или алкидные, и растворители, такие как нафта, уайт-спирит или разбавитель. При приготовлении лака количество масла по отношению к используемой смоле влияет на возможность нанесения лака.Меньшее количество масла, но большое количество смолы в лаке может привести к твердому и хрупкому покрытию. Кроме того, в состав лака входят осушитель и добавки.
Краски и лаки
Краски и лаки — и то, и другое используются для защиты и украшения поверхностей. Оба придают жизни эстетичный вид. Но есть и очевидные различия между лакокрасочными материалами. Краска обычно содержит пигмент, а лак — смолу.В краске пигмент диспергирован в носителе, а в лаке смола диспергирована в масле или разбавителе. В большинстве случаев пленка, образованная краской, непрозрачна, тогда как лак дает прозрачную пленку.
Характеристики хорошего лака
Хороший лак должен создавать однородный вид на поверхности. Когда лак высохнет, он должен образовать твердую пленку. Процесс высыхания должен быть быстрым. Покрытие, создаваемое лаком, должно быть стойким. Хороший лак после высыхания не должен трескаться.На стойкость лаков влияют различные факторы, такие как влажность деревянной поверхности, температура окружающей среды, радиационное воздействие и т. Д. Абдулла Сонмез и др. работали над выяснением влияния влажности древесины на процесс адгезии лаковых покрытий. В своей работе они приготовили образцы из бука восточного (Fagus orientalis L.), сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.) и дуба (Quercus petraea L.) . На образцы наносили целлюлозный (нитроцеллюлозный), двухкомпонентный полиуретановый (уретаналкидный) и водный (полиуретановый) лак.Они обнаружили, что содержание влаги оказывает значительное влияние на адгезию лаков, наносимых на деревянные поверхности [1].
Общее применение лака
Лаки могут использоваться для защиты деревянных поверхностей, таких как окна, двери, полы и кровельные фермы, от атмосферных воздействий. Лаки можно наносить как верхнее покрытие на изношенные поверхности. Лаки можно использовать, чтобы сделать натуральные текстуры древесины более яркими.
Новые лаки
Также сообщается о некоторых новых разработках лаков.Их свойства сравнивают с традиционными лаками и пытаются подобрать лучший вариант. Б. Кайгин и Э. Акгун сообщили о сравнении целлюлозных, полиуретановых, полиэфирных, синтетических и нанолаковых ультрафиолетовых лаков для образцов древесины бука ( Fagus orientalis L. ) и дуба ( Quercus robur L. ) [2].
Исследование о приготовлении олеосмолистых лаков для древесины с использованием масла семян сафлора ( Carthamus tinctorius ) опубликовано M. Rafiquzzaman et al.Сообщенный лак был водостойким и мог наноситься на деревянную поверхность в качестве нелипкого покрытия [3].
Разработаны новые лаки со следующими свойствами:
— Устойчивость к истиранию
— Устойчивость к царапинам
— Влагостойкость
— Химическая стойкость
— твердость.
Нанотехнологии также применяются в производстве новых лаков. Помимо деревянных поверхностей, исследователи и различные компании разработали лаки для бумажных, пластиковых и металлических поверхностей.
Список литературы
[1] Абдулла Сонмез, Мехмет Будакчи, Мехмет Байрам, Влияние влажности древесины на адгезию лаковых покрытий, научные исследования и эссе, декабрь 2009 г., 4 (12), 1432-1437.
[2] Б. Кайгин, Э. Акгун, Нано-технологический продукт: инновационный тип лака для деревянных поверхностей, научные исследования и эссе, январь 2009 г., 4 (1), 1-7.
[3] M. Rafiquzzaman, M. S. Rahman, M. A. Hossain, A.J.M. Мойнул Хасан, Исследования по приготовлению олеосмолистых лаков для дерева с использованием масла семян сафлора ( Carthamus Tinctorius ), Bangladesh Journal of Scientific и Industrial Research, 2006, 41 (1-2), 77-82.
2. Компоненты лаков
Компоненты, присутствующие в лаке, очевидно, влияют на такие свойства, как яркость, прочность и стойкость (сопротивление прилипанию к поверхности) лака. Мурат Озалп изучал действие пентагидрата, добавленного в лак [1]. В этом исследовании на верхние поверхности древесины австрийской сосны и бука был нанесен блестящий лак из целлюлозы для оценки прочности, блеска и устойчивости лака к липкости. Для определения устойчивости лака к прилипанию использовалась формула:
Abbildung in dieser Leseprobe nicht enthalten
, где X = сопротивление прилипанию,
F = Усилие раскалывания,
d = радиус цилиндра с образцом (мм).
Основными компонентами лака являются:
— Смолы
— Растворитель и разбавитель
— Олифа
— Сушилки металлические.
Смолы
Смола считается основным компонентом многих лаков. Смолы — это природные или искусственные (синтетические) соединения.
Это может быть вязкая жидкость или некристаллическое вещество.
Натуральные смолы
Натуральные смолы получают из выделений растений.Их можно получить из деревьев сосны и ели. Они выходят из этих деревьев. Растения производят смолы либо естественным путем, либо в результате определенных травм.
Копал, шеллак, мастика, камедь, даммар, янтарь, сандарак, бальзам и т. Д. Являются смолами.
Канифоль — это натуральная смола. Его получают из длиннолистных сосен.
Янтарь — это твердая натуральная смола. Это ископаемая смола. Он также известен как Resinite. Его получают из хвойных и других деревьев.
Копал также может быть найден как ископаемая смола.Он становится липким, если на него добавить каплю хлороформа (CHCl3) или ацетона (Ch4COCh4) [2].
Мастика также является натуральной смолой, полученной из мастикового дерева. Выпускается в виде капель. Так, в Греции он известен как « слез Хиоса» (Хиос — греческие острова).
Природные смолы обычно не растворяются в воде. Они становятся растворимыми в органических растворителях, таких как спирт и эфир. У них типичный запах. В них есть углеводородный материал. Их можно разделить на следующие классы:
(1) Резиновые смолы
Смола Boswelia serrate и Gukkulu Commiphora mukul — смолы камеди.
(2) Твердые смолы
Твердые смолы не имеют характерного запаха. Копал, даммар и шеллак — твердые смолы. Шеллак получают из Butea monosperma. Растения семейства Dipterocarpaceae и Bursaceae дают Даммар. Растения семейства Caesalpinaceae дают копал.
(3) Олео-смолы
Это мягкие смолы. Бальзам, бензоин и скипидар — олео смолы.
Синтетические смолы
Синтетические смолы по своим свойствам аналогичны натуральным смолам или отличаются от них.Они бывают двух типов:
(1) Термопластические смолы
Эти смолы также называются термопластичными смолами, которые после нагрева остаются пластичными. Термопластическая смола представляет собой полимер, который становится мягким или жидким при нагревании, а затем приобретает свою исходную твердую фазу при охлаждении.
(2) Термореактивные смолы
Эти смолы становятся неплавкими после нагревания. Это апреполимер, существующий в мягкой твердой или вязкой фазе, которая безвозвратно превращается в неплавкий полимер в процессе отверждения.
Растворитель и разбавитель
Льняное масло, масло грецкого ореха, скипидар, древесная нафта, метилированный винный спирт, денатурированный спирт, метилэтилкетон и т. Д. Используются в качестве растворителей в лаках. Льняное масло, масло грецкого ореха и тунговое масло содержат полиненасыщенные жирные кислоты. Эти растворители могут разжижать лак, поэтому они также играют роль разбавителей.
Скипидар
Имеет очень сильный запах.
Используется для нанесения красок и лаков.
В начале середины 20 века широко использовался в качестве растворителя для красок и лаков. Он также используется как разбавитель. Это дистиллят сока сосны. Нефтяные растворители, имеющие более дешевые и менее пахучие свойства, заменили скипидар.
В промышленности доступно множество заменителей скипидара. Терпеноиды, уайт-спирит и др. Являются хорошими заменителями.
Нефтяные дистилляты
Нефтяные дистилляты включают такие вещества, как уайт-спирит, нафта, толуол и ксилол.
Применяются для лаков, например, полиуретановых лаков. Их также используют для чистки щеток.
[…]
.Институт охраны памятников Живописные лаки
Что делает лак для картины?
Слой лака играет двойную роль: он влияет на окончательный внешний вид окраски, а также служит защитным покрытием для поверхности краски. Лаки усиливают появление пигментов на окрашиваемой поверхности за счет преломления света. Это называется «насыщенность».
Хотя лаки традиционно прозрачные, их можно тонировать или изменять с добавлением пигментов и других материалов.Тонированные лаки можно использовать, чтобы сбалансировать картину, внешний вид которой изменился с возрастом.
Что такое малярный лак?
Лаки — это растворы натуральных или синтетических смол в органических растворителях, которые сохнут при нанесении тонкого слоя на поверхность. Высушенные пленки твердые и относительно прозрачные. В зависимости от состава раствора пленки обладают различными качествами блеска, защитной способности, гибкости и долговечности.
Разнообразие лакокрасочных материалов так же разнообразно, как и выбор красок и техник на протяжении всей истории живописи.Преимущества использования прозрачной смолы в качестве окончательного покрытия поверхности были реализованы во времена античности; воск, например, был обнаружен на поверхности древних настенных росписей. К началу эпохи Возрождения в качестве лаков для рисования были разработаны самые разные материалы, от яичного белка до смолы. Древесные смолы (мастика и даммар), ископаемые смолы (копал) и выделения насекомых (шеллак) в конечном итоге стали типами материалов, наиболее часто выбираемых для использования в качестве лаков.
Многие из этих природных материалов до сих пор используются художниками и реставраторами. Также были разработаны многочисленные синтетические лаки, которые обеспечивают широкий спектр характеристик поверхности. Синтетические лаки были популярны, однако их свойства отличны от свойств натуральных лаков.
Меняется ли когда-нибудь слой лака?
Натуральные лаки со временем темнеют и обесцвечиваются, что требует их удаления и замены.Удаление слоя лака требует больших навыков и знаний и должно выполняться только обученным консерватором.
Замена лака — тоже не простое дело. Консерваторы должны решить, заменять ли натуральный лак другим натуральным лаком, зная, что натуральный лак пожелтеет и его придется заменить, или синтетическим лаком, который может желтеть не так быстро, но также не может дублировать эстетический эффект натуральный лак.От мастерства нанесения лака во многом зависит окончательный вид картины.
Лакировать или не лакировать?
Во многих масляных картинах ХХ века эффект, к которому стремится художник, — матовая или неблестящая поверхность. Картины без слоя лака собирают грязь в промежутках, которые редко можно удалить, не повредив красочный слой. Было предложено выставлять или хранить эти работы за стеклом или в атмосфере с контролируемым загрязнением или, в качестве альтернативы, возможно, скомпрометировать их внешний вид нанесением лака.
Есть опасения относительно того, покрывать ли акриловые картины лаком, и многие художники настаивают на том, чтобы их картины не покрывались лаком. Лаки на основе акриловой смолы имеют такую же растворимость, что и акриловые краски. Это требует использования растворителей, которые могут повредить слой краски для их удаления. Акриловая краска также растворяется в растворителе, который используется для удаления традиционных лаков. Таким образом, нанесение лака на акриловую картину требует серьезного внимания.
Что еще защищает картину?
Когда картину передвигают, рама защищает стороны. Рама должна быть достаточно большой, чтобы в нее можно было поместить картину, и при необходимости ее можно было бы снять. Он также должен быть в исправном состоянии.
Frames могут отображать картины с защитным стеклянным покрытием или без него. Стекло, фильтрующее ультрафиолетовое излучение, иногда помещают поверх картины, чтобы защитить ее от вредного ультрафиолетового излучения, а также от грязи и отпечатков пальцев.Хотя лист стекла определенно защищает поверхность картины, он также меняет внешний вид картины. Наряду с защитными качествами следует учитывать эстетический эффект стеклянного покрытия.
К кому я могу обратиться?
Если у вас есть какие-либо вопросы о вашей картине, вам может помочь консерватор. Реставраторы картин — это профессионально подготовленные люди с многолетним опытом. Вам следует обращаться за советом или услугами к консерватору всякий раз, когда у вас есть вопросы или опасения относительно картины.Они могут помочь вам в общем уходе за вашими картинами (удаление пыли и грязи), а также справиться с любыми неприятными ситуациями (картины, которые падают с крючков, огонь, наводнение, повреждение насекомыми и т. Д.).
Избранная библиография
Карр, Доусон В. и Леонард, Марк, «Глядя на картины: руководство по техническим терминам» , Малибу, Калифорния: Музей Джона Пола Гетти, 1992.
Геттенс, Резерфорд Дж. И Стаут, Джордж Л., Paintings Materials , New York, NY: Dover Publications, 1966.
Готцеген, Марк Дэвид, Справочник художника , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Watson-Guptill Publications, 1993.
Кек, Кэролайн К., Справочник по уходу за картинами , Американская ассоциация государственной и местной истории, 1965.
Кек, Кэролайн К., Как заботиться о своих фотографиях , Музей современного искусства и Бруклинский музей, 1954.
Стаут, Джордж Л., The Care of Pictures , New York, NY: Columbia University Press, 1948.
Томсон, Гарри, Музейная среда , 2-е издание, Бостон, Массачусетс: Баттервортс, 1986.