Композиция пятно: Точка, линия, пятно — КакНаучитьсяРисовать.рф
- Точка, линия, пятно — КакНаучитьсяРисовать.рф
- Создание индивидуального облика издания
- Методическая работа по прикладной композиции Выразительные средства композиции. линия, пятно, штрих
- Презентация по Изобразительному искусству 6 кл. «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен»
- Первоэлементы
- Художественно-графические средства построения композиции. Точка. Линия. Пятно.
- Конспект по ИЗО по теме «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен .» ( 6 класс )
- 3999 точечных фотографий композиции — бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime
- Spot Composition Of Wheat Seed Icons Вектор
- пятно коллаж иконок химической промышленности векторного
- Вертолет Посадка Пятно Состав Значок Сферических Элементов Векторного
Точка, линия, пятно — КакНаучитьсяРисовать.рф
Основа композиции
В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна. Их конфигурации и композиционные сочетания образуют видимые образы. Для того, чтобы композиция состоялась, как художественная целостность изображения, нужно расположить все ее составляющие элементы определенным образом. Но, для начала, требуется разобраться с тем, что подразумевается под точками, линиями и пятнами.
Точка
Точка в композицииТочка — это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов.
Однако, из точек может состоять и все изображение. В живописи даже существовало направление — пуантилизм, представители которого писали картины посредством нанесения на холст точек. В современной действительности все цифровые изображения представленные на мониторе и напечатанные с помощью любого вида принтеров и печатных станков состоят из огромного количества точек, которые сегодня уже не различимы из-за их сверх малого размера и высокой плотности расположения на плоскости.
Линия
Линия в композицииЛиния образуется в изображении за счет соприкосновения разноцветных или разно тональных пятен, являясь их контуром. Также линия может быть самостоятельной на контрастирующем с ней фоне или быть образованной за счет расположенных в ряд или по другой траектории точек.
Линии придают динамичность композиции. Например, диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально же расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.
Пятно
Пятно в композицииПятно — это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно вегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.
Использование точек, линий и пятен в композиции
Точка и пятно
Точка и пятно в композицииОдним из возможных способов сочетания точек и пятен в композиции является сопоставление большого и малого. Например, чтобы подчеркнуть в картине масштабы здания его можно изобразить пятном, заполняющим большую часть изображения. Для сравнения, рядом поместить ничтожно маленького, по сравнению со зданием, человека, который будет изображен, почти как точка.
Точка и линия
Линия и точка в композицииНаиболее ярким примером использования в композиции линий и точек можно считать уходящую в даль дорогу, по которой едут машины. Изображение дороги в большей части формируют линии, уходящие вдаль в точку схода. Машины при этом будут из небольших пятен, по мере удаления от зрителя, превращаться в точки. Подобный эффект прекрасно демонстрирует эффект перспективы.
Линия и пятно
Линия и пятно в композицииСамым наглядным примером использования в композиции линий и пятен является заполнение пятен орнаментом из линий. Например, два одинаковых по размеру квадратных пятна, расположенных рядом на одном изображении, но имеющих разный орнамент, будут восприниматься по разному. Если один квадрат будет заполнен вертикальными линиями, а другой горизонтальными, то первый квадрат будет казаться более высоким, а второй более вытянутым в ширину.
Создание индивидуального облика издания
11 — 2001Евгения Карамашева
Характеристики композиции
Законы газетно-журнальной композиции
Модульное проектирование как способ создания гармоничной композиции
Оформление текста, заголовочных комплексов, подбор и обработка иллюстраций всегда отнимают у дизайнеров немало сил. Но все это лишь первая и не самая трудная часть работы. По-настоящему профессионализм и мастерство оформителя начинают проявляться тогда, когда перед ним встает необходимость скомпоновать все элементы и создать из них ту законченную графическую композицию, которая предлагается читателю в виде журнальной полосы.
Композиция (от лат. compositio) — составление, соединение различных частей в одно целое в соответствии с определенной идеей. Композиция в дизайне определяется содержанием, характером, назначением объекта. Принимаясь за создание журнальной полосы, следует заранее представить конечный результат и создать образ темы.
Художественный образ, в свою очередь, должен сочетать индивидуальные, характерные черты; обобщенные, типические свойства; элементы творческого выражения, фантазии дизайнера1.
Композиция делает произведение цельным, выразительным и гармоничным, формирует единое пространство. Следует обращать внимание на логику композиции, наличие смыслового и изобразительного центров. Необходимо также выработать основную идею произведения, учитывать особенность читательского восприятия. Композиция должна помогать читателю выделять главное, находить взаимосвязь между отдельными частями. В соответствии с поставленной задачей можно создавать различные виды композиций. К ним относятся2:
- плоскостная — композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью. Элементы располагаются в двух направлениях — вертикальном и горизонтальном;
- объемно-фронтальная — композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей на одной плоскости. Такая композиция может развиваться в трех направлениях;
- объемно-пространственная — композиция взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях. Рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон;
- глубинно-пространственная — композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены.
Может рассматриваться со всех сторон, элементы располагаются в разных плоскостях. Большую роль в композиции этого вида играет пространство, интервалы между элементами.
Если компоновкой предусмотрено расчленение пространства на ряд последовательных планов, ощущение глубины усилится.
Характеристики композиции
Строгой теории составления композиции не существует, есть лишь некоторые принципы, правила и приемы.
Можно грамотно построить тени и перспективу, подобрать цветовые сочетания, шрифтовое оформление, но работа не станет своеобразной и выразительной. Для того чтобы сформировать художественный образ и создать настроение, необходимо чувство формы, ритма, контраста, цвета.
Остановимся подробнее на принципах, средствах и законах композиции и рассмотрим их в зависимости от особенностей психофизического восприятия читателя.
Ведь все наши условные и безусловные рефлексы, динамические стереотипы и ассоциативность восприятия заставляют мозг анализировать видимое в определенном порядке. То, что воспринимается легко и быстро, так же легко анализируется и запоминается. То, на чем восприятие «спотыкается», вызывает торможение, и как следствие — дисгармонию.
Линия. Одним из основных средств композиции является линия. Там, где требуется ограничить пространство, намекнуть на форму, создать ощущение среды — применяется линия. Прямая, кривая, ломаная, сложная — она присутствует практически во всем, хотя и не всегда явно.
Пятно. Пятно в композиции часто помогает акцентировать важный объект и определить центр композиции (смысловой).
Пятно в зависимости от решаемых задач может быть как цветовым, так и тональным.
Размер пятна по отношению к всему формату может дать ощущение большого пространства, пустоты, одиночества, или наоборот, тесноты и суеты.
Ритм. Четкость восприятия композиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма. Ритм может проявлять себя во многих ипостасях — от блоков в странице до пауз и стоек в шрифтовых композициях.
Чем монотоннее ритм — тем скучнее композиция. Мозг не любит монотонности. В страничных композициях важен ритм изображений, элементов и пауз. Даже в самых статичных композициях можно отыскать проявления ритма — ритм пятен, цвета, линий, ритм движения и т.д.
Контраст. Контраст позволяет выделить и гиперболизировать особенности помещенных рядом изображений, предметов, цветов. Толстый и тонкий — рядом с толстым тонкий кажется более худым (Дон Кихот и Санчо Панса), и наоборот. Этот прием позволяет усилить свойства предмета по сравнению с его антиподом.
Силуэт. Силуэт является комбинацией линии и пятна, но чаще это темное пятно на светлом фоне.
Движение. Композиционный прием, когда взгляд перемещается по направлениям и линиям от одного объекта к другому, описывая сложную кривую, охватывающую почти все рабочее пространство.
Форматы плоскостной композиции. Огромное значение для плоской (стандартной полиграфической) композиции имеет граница поля изображения. Элементы композиции, расположенные у центра, воспринимаются лежащими в глубине, и плоское поле становится пространством. Элементы, расположенные на однородном поле близко к краю, как бы лежат на поверхности, в плоскости рамы.
Наиболее распространенные форматы изображения — прямоугольные, круглые, овальные. Прямоугольный, вытянутый вертикально формат придает ощущение возвышенности, стремления вверх. Горизонтальный формат выглядит «распахнутым»: ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра. Он удобен для сложных многоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат золотого сечения. Он наиболее уравновешен и замкнут. Круглый и квадратный форматы слишком статичны, и поэтому на таких полосах трудно компоновать изображение.
Существуют два типа композиции — замкнутая и открытая. Замкнутая больше всего подходит для передачи неподвижности, устойчивости, для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата. Признак замкнутой композиции — нарастание сложности к центру. Открытая композиция передает ощущение простора. Основные направления линий — от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, подчеркивается ритм.
Для передачи движения (динамики) используются: диагональные линии; свободное пространство перед движущимся объектом; точка кульминации движения.
И наоборот, для выражения покоя необходимо отсутствие диагоналей и свободного пространства, используются статичные позы, симметрия, уравновешенность. Вся композиция может быть вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).
Характерные элементы композиции объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре. Построение всей композиции на контрастах создает напряжение: так, бабочки выглядят особенно яркими и живыми на подчеркнуто неживом, неподвижном фоне.
Необходимо избегать пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги. Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции. Если в композиции много элементов, их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров. Следует обеспечить свободное пространство между группами, чтобы не потерялись отдельные части композиции. Особо подчеркивается соподчинение между группами. Наиболее значимые элементы выделяют позицией, размером, цветом так, чтобы направить взгляд читателя сначала на них, а затем — на менее важные детали.
В соответствии с правилом золотого сечения наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3 объема от края экспозиции.
Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.
Композиция — показатель художественной культуры дизайнера, чувства меры и стиля. Следуя всем правилам композиции, нельзя, тем не менее, терять непосредственности, свежести подхода к работе.
Законы газетно-журнальной композиции
Основываясь на принципах композиции, исследователи выделяют основные законы, соблюдение которых позволяет дизайнерам обеспечивать профессиональный уровень оформления их изданий.
Закон пропорции. Наилучшим образом смотрится на полосе материал, разверстанный по принципу «золотого сечения» (1:1,62). В этих пропорциях бывают выдержаны и основные составляющие газетной формы: ширина и высота полосы, ширина и высота большинства букв шрифтов нормального начертания.
Закон контраста. Этот закон гласит, что рядом стоящие элементы оформления должны контрастировать друг с другом. В первую очередь это относится к оформлению заголовков, подзаголовков и рубрик. Если для оформления заголовка использован жирный шрифт, то рубрику лучше всего набрать светлым; если заголовок состоит из строчных букв, то в рубрике лучше использовать прописные и т.п.
Закон контраста активно «работает» и при оформлении других элементов полосы. С проявлением этого закона мы сталкиваемся, в частности, при чередовании светлых (текст) и темных (фото) пятен, горизонтальной и вертикальной верстки.
Закон равновесия. Призывает дизайнеров располагать материалы на полосе так, чтобы не возникало ощущения, что одна ее часть «тяжелее» другой. «Тяжелыми» элементами считаются крупные текстовые блоки, фотоснимки, крупнокегельные заголовки. Напротив, мелкие заметки, светлые штриховые иллюстрации, линейки относятся к «легким» элементам.
Уравновесить полосу, если имеющиеся в распоряжении материалы не могут быть расположены надлежащим образом, можно и другим способом. Средствами «утяжеления» могут служить, например, нестандартный набор (на полторы или две колонки), врезки, подложки, рамки.
Закон равновесия диктует и соотношение различных элементов оформления полосы по масштабу. Нелепо смотрится заголовок, набранный кеглем в 60 пунктов, над заметкой в 30 строк. Понятно, что составляющие одно целое элементы должны быть соизмеримы по своим пропорциям.
Закон ритма проявляется в «чередовании» и повторении однородных частей художественной формы… чередовании строк, страниц, колонок, междустрочий, межбуквенных и межколонных просветов. О нем мы уже говорили, когда речь шла о содержательной части журнала. Поясним, как закон ритма проявляется в оформлении. Казалось бы, многократное повторение в номере одних и тех же оформительских приемов (моногарнитурный стиль оформления заголовков, однотипный набор подписей под снимками и т.п.) должно неизбежно приводить к однообразию и шаблону. Однако в действительности все происходит как раз наоборот. Подобный способ оформления придает изданию стройность и целостность, формирует его облик, облегчает поиск нужных материалов, рождает у читателя ощущение стабильности издания. Умение дизайнера придать композиции определенный ритм, а не разбрасывать материалы по полосам в хаотическом беспорядке — качество, высоко ценимое издателями. Закон ритма, однако, не распространяется на характер верстки полос — повторение в номере одной и той же схемы разверстки материалов является недостатком.
Закон гармонии. Используя различные оформительские приемы, дизайнер постоянно должен помнить, что все элементы оформления страницы должны увязываться друг с другом, представлять собой некое гармоничное единство. «В основе совершенного художественного оформления лежит гармония всех элементов»3. Иногда бывает предпочтительнее пожертвовать каким-нибудь эффектным приемом, если он нарушает общий стиль оформления, вносит диссонанс в создаваемый графический образ. Соблюдение основных законов композиции является непременным условием профессионального оформления журнальных страниц. А использование оформительских средств и приемов должно всегда быть осознанным и целенаправленным и подчиняться единому замыслу, единой концепции.
Модульное проектирование как способ создания гармоничной композиции
Применение компьютерных технологий расширило выбор изобразительных средств для художника-оформителя и значительно увеличило типографские возможности. «Но наряду с приобретениями были и потери: та дисциплина, к которой обязывала металлическая печатная форма, была утрачена»4.
Вот почему все большее распространение получает модульная сетка. Если при прочих методах художник при определении размеров и расположения на полосе (развороте) ее элементов — частей текста, заголовков, иллюстраций — руководствуется интуитивным чувством пропорции, то разнообразные варианты модульной сетки предполагают строгое следование точным, математически выверенным пропорциям. Это достигается тем, что на макет наносится сетка горизонтальных и вертикальных линий, делящих будущие полосы на прямоугольники, в соотношении размеров которых заложены избранные для данного издания пропорции. Все элементы должны по своим размерам соответствовать целому числу этих блоков.
Словари определяют сетку как переплетение равномерно расположенных горизонтальных и вертикальных линий, предназначенных для размещения точек по системе координат. Сетками пользуются для составления планов строительства, разбивки территорий, украшения плоских поверхностей и т.д. Сетка художника в отличие от обычных макетных листов строится с учетом определенных пропорций и служит для решения задач художественного конструирования5.
Прежде чем приступить к созданию модульной сетки, художник должен тщательно взвесить: характер визуального материала и его количество; порядок и продолжительность исполнения, оптимальные для воплощения замысла; степень выразительности, необходимую для выявления каждого элемента. Не просто количество слов и изображений, а степень придаваемой им выразительности будет в конечном итоге определять качество визуальной коммуникации.
Следующим шагом в процессе конструирования станет увязка всех факторов для создания единой концепции проекта. При этом нельзя забывать, что модульные сетки должны служить замыслу, а не диктовать его. Когда сетка доминирует в творческом процессе, возникает реальная опасность того, что она станет навязывать какое-то определенное решение.
Начиная конструирование сетки, художник стремится придать ее структуре ту простоту, которую искал, создавая общую концепцию. Варианты сеток могут быть самыми разными. Сетка может просто определять поля и формат набора, может служить основой сложной структуры с широким использованием типографских средств и визуальных возможностей. Судить о достоинствах сетки следует по качеству полученной конструкции, а не по сложности рисунка сетки.
Рисунок сетки зависит от содержания и замысла проекта и может иметь практически неограниченное количество вариантов. Но в любом случае, вертикальные линии сетки контролируют внутренние и внешние поля, выделяют колонки и определяют расстояния между ними. Горизонтальные линии сетки определяют верхние и нижние поля, высоту колонок, расположение заголовков и изобразительного материала. Количество вертикальных линий можно увеличивать сколько угодно, но это приводит к возникновению случайных рисунков, поэтому многие дизайнеры предпочитают работать с модульными системами строгой структуры, которые тем не менее позволяют варьировать ширину и количество колонок.
Разумеется, ни одна простая стандартная сетка не может удовлетворить специфическим потребностям всех журналов. Более того, поскольку материалы в журнале бывают самого разного характера, подчас одной сетки для его оформления бывает недостаточно. В таких случаях различные сетки накладывают друг на друга или объединяют их в одну — более сложную. Горизонтальные деления могут быть сгруппированы так, чтобы можно было использовать разнокегельные шрифты и менять размер изобразительного материала и способ его расположения. Наиболее удачные сетки пригодны для макетирования всех материалов. Споры о том, применять или нет модульную сетку при создании журналов, — позади. Сегодня уже очевидно, что сетка является важным средством для выработки индивидуального стиля журнала. Но, как и любое другое средство, сетка — не абсолют. Применять ее стоит ненавязчиво, при необходимости видоизменять и быть готовым отказаться от нее в исключительных случаях ради наилучшего результата. Подводя итог, хочется подчеркнуть, что создание сетки и работа с ней — процесс творческий, требующий от художника умения не только конструировать, но и мыслить образно. В структуру готовящегося издания, каковой и является сетка, художник должен заложить свои представления о характере издания, его облике, учесть особенности читателя и условия полиграфического воплощения. Проект должен быть сориентирован на конкретное шрифтовое решение и использование предназначенных для данного издания иллюстраций и учитывать все элементы оформления, вплоть до колонцифр. И наконец, сетка обеспечивает общность концепции, которой руководствуются дизайнеры в работе над оформлением. Она способна направить их творчество в общее со стилем издания и редакционными установками русло.
Итак, журналы разнятся по типу и жанру, по объему и содержанию, по характеру материалов и композиции, по способу печати и иллюстрированию, по графическому оформлению и верстке и т.д. Чтобы успешно конкурировать с другими подобными изданиями, журнал должен сначала правильно позиционировать себя на рынке. Для этого необходимо определиться с его типом. Ведь именно правильное выделение типа помогает изданию действовать наиболее эффективно и экономически выгодно.
Откликаясь на явные ожидания аудитории или же самостоятельно формируя не до конца осознанные потребности читателей, журнал должен обрести свою нишу в выбранной тематической группе изданий, другими словами, найти незанятую или плохо освоенную ячейку информационного пространства. Выбрав определенный способ общения с аудиторией, то есть определив, будет ли он информировать, увлекать или развлекать, журнал привлечет определенное количество заинтересованных читателей, которые станут его аудиторией, на которую нужно будет ориентироваться. После этого уже можно будет выбрать жанр и соответствующий ему стиль подачи материалов.
Во многом от типа издания, его предмета и жанра будет зависеть периодичность выхода и тираж.
Но недостаточно только грамотно позиционировать новый журнал. Это лишь начало. Новое издание должно завоевать читателей оригинальностью мысли, свежим содержанием, самостоятельностью взгляда на мир. Хорошо, если в первом же номере журнал предъявит свету свои убеждения, позицию, идеологию. Очевидно, что продуманная концепция содержания — это главное. Ведь индивидуальный облик журнала — это прежде всего содержание, которое представляет собой не просто сумму статей и корреспонденций, интервью и репортажей, очерков и зарисовок, а их взаимодействие, взаимообусловленность, их подчиненность главенствующей идее.
Тематические и содержательные акценты издания должны прослеживаться в его композиционном построении, другими словами, структура журнала должна быть наглядной и также отражать его идею. Читатели должны получить такой набор материалов, содержание которых составляет цельную сумму знаний, идей, мыслей. У журнала должен быть свой ритм, который будет помогать читателю ориентироваться в информации.
Подлинное соответствие формы содержанию достигается только при наличии выверенной художественно-графической концепции издания и созданной на ее основе модели. В композиционно-графической модели представлены элементы, которые не могут часто меняться (иначе журнал потеряет свою индивидуальность), поэтому следует особенно внимательно отнестись к их выбору. Графический облик журнала должен быть запоминающимся, притягивающим взгляд, побуждающим снова его увидеть и неизменным. Но нужно учесть, что создание и следование модели подразумевает не слепое повторение одних и тех же операций, а выработку стереотипов (в хорошем смысле слова) оформления, узнаваемость.
Приемы, манера оформления должны время от времени обновляться, со временем, под действием множества факторов, будет меняться и дизайн, но выработанный стиль издания сохранится и не позволит журналу затеряться среди других изданий. И его читатель всегда с легкостью отыщет его на прилавках газетных киосков.
- Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. Дизайн и реклама: компьютерные технологии. М., 2000. С. 101.
- Там же. С. 104.
- Чихольд Я. С. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении. М., 1980. С. 12.
- Херлберт А. Сетка. Киев, 1990. С. 65.
- Там же. С. 16.
КомпьюАрт 11’2001
Методическая работа по прикладной композиции Выразительные средства композиции. линия, пятно, штрих
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Северобайкальск
Методическая работа по предмету
«Подборка материала к уроку
по прикладной композиция» в 1 классе
на тему:
«Выразительные средства композиции. Точка, линия, пятно, штрих»
подготовила преподаватель
художественного отделения:
Лосева М. А.
2015 г.
Пояснительная записка
Данная методическая работа создана в качестве наглядного пособия: во-первых, для педагога, преподающего такую дисциплину, как «Композиция», во-вторых, в качестве наглядного пособия для учащихся, для самостоятельного успешного изучения, освоения, закрепления, применения на практике материала. В общем, подборка данного материала проведена с целью: облегчить работу на художественном отделении ДШИ и ДХШ.
Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
В искусстве композиция является ведущей характеристикой художественной формы. Она обеспечивает единство и взаимосвязь всех элементов и частей произведения. В понятие «композиция» исследователи вкладывают такие значения, как умелое сочетание выразительных средств, воплощение замысла автора в материале, и развитие темы в пространстве и времени. Именно при ее помощи автор преподносит главное и второстепенное, оформляет смысловой и изобразительный центры. Она присутствует в любом виде искусства, но динамика и статика в композиции наиболее ощутимы и значимы в изобразительном искусстве. Композиция – это своего рода инструмент, упорядочивающий все экспрессивные средства, и позволяющий художнику достигать наивысшей выразительности формы. В композиции соединяются форма и содержание, они объединяются эстетической идеей и художественным замыслом автора.
Главное в композиции – художественный образ, созданию которого и служат такие выразительные средства композиции, как точка, линия, пятно, штрих.
Линия
Линии подразделяются на три типа: прямые — вертикальные, горизонтальные, наклонные, кривые с постоянным радиусом кривизны — окружности или их дуги; кривые с переменным радиусом — параболы, гиперболы и их отрезки. Сами по себе кривые или прямые линии не являются носителями художественной выразительности. Но при определенных условиях они могут обнаружить скрытый эмоциональный заряд.
Линия необходима там, где требуется ограничить пространство, намекнуть на форму, создать определение среды Рис. 1, 2, 3
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3
Пятно
Следующим выразительным средством является пятно. Для чего нужно это выразительное средство?
Пятно в композиции часто помогает акцентировать важный объект и определить центр композиции (смысловой).
Пятно может быть как цветовым, так и тональным.
В отличие от точки и линии пятно заполняет большую часть графической плоскости.
Пятно может быть силуэтным, то есть показывающим зрителю очертания, узнаваемые им (человек, животное, дерево и другие объекты имеющие характерную для них одних форму) (Рис. 4, 5, 6).
Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6
Также оно может быть неопределённой формы. Как правило, такие пятна художники используют в своих композициях, чтобы показать тени, как падающие, так и собственные тени предметов (Рис. 7, 8).
Рис. 7 Рис. 8
Либо просто, чтобы отделить один фрагмент картины от другого (Рис. 9)
Штрих
Существуют два основных типа штрихов: точки и линии. Точки и линии различаются по размеру и форме. При рисовании они могут налагаться друг на друга, образовывая различные фактуры. Выделяют семь основных видов фактур:
Точечная штриховка – штриховка, при которой объём предмета зависит от расстояния между точками, от того, как они будут выстроены. Чтобы показать тень предмета, нужно ставить большее количество точек. И наоборот, чтобы показать свет точки ставятся реже. Точечную штриховку используют для того, чтобы показать брызги воды, пену и т. д.
Контурные линии (обтекающая штриховка) – горизонтальные и вертикальные, наклонные, прямые, волнистые и зигзагообразные линии, точно повторяющие изгибы поверхности изображаемых предметов. Эти линии используются для изображения блестящих полированных поверхностей, а также гладких круглых предметов.
Параллельные линии – только прямые линии, которые наносятся от руки. Все они идут в одном направлении (вертикально или горизонтально, или по диагонали). Предмет, нарисованный параллельными линиями, выглядит гладким и плоским.
Если рисунок не обведён по контуру, он выглядит нечётким, размытым и отдалённым, что может применяться для изображения фоновых объектов.
Перекрёстная штриховка – штриховка, при которой используется не менее двух видов контурных или параллельных линий, наносимых в разных направлениях и пересекающихся. Такая штриховка используется для передачи шероховатых поверхностей и для углубления тона. Перекрёстной штриховкой контурными линиями изображают предметы, имеющие объём, а перекрёстной штриховкой параллельными линиями – плоские предметы.
Каракулеобразные линии – линии, идущие свободно, петляющие, извивающиеся. Такой вид штриховки подходят для создания быстрых зарисовок.
Волнистые линии наносятся так, чтобы создавалась волнистая поверхность. Применяются волнистые линии при изображении деревянных поверхностей и т. п.
Соприкасающиеся линии – в одно и то же время схожи с контурными и перекрёстными линиями, так как тоже огибают поверхность. Только в отличии от контурных могут пересекаться друг с другом в любых направлениях. Соприкасающиеся линии не заканчиваются резко у края предмета, но заходят за края, образовывая ворсистую поверхность. Применяются для изображения шерсти животных, травы, колосьев и др.
Не стоит начинать сразу работать над какой-то серьёзной композицией. Сначала можно нарисовать небольшие круги или квадраты. За тем эти формы нужно аккуратно заполнить фактурами. Примерно так:
Только после выполнения упражнений, можно уже переходить к более сложным композициям.
Работы учеников
Казанцева Аня 11 лет
Шатских Костя 12 лет
Солдатова Алина 12 лет
Карманова Настя 11 лет
Толмачёв Виталя 11 лет
Михайлова Вера 12 лет
Иванова Катя 10 лет
Источники
http://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html
https://studfiles.net/preview/1880958
/http://moziru.com/images/drawn-toad-perspective-drawing-11.jpg
https://dg19s6hp6ufoh.cloudfront.net/pictures/613067713/medium/Henri_Matisse_%281869
1954%29_Portrait_de_Marguerite_1907_%2835_x_26_5_cm%29__1_512_600.jpeg?1471247756
http://sketch-art.ru/wp-content/uploads/2017/05/image-527.jpeg
http://izo-life.ru/wp-content/uploads/pyatno_03.jpg
https://artnow.ru/img/854000/854245.jpg
https://i.arts.in.ua/i/6542/180289.48105.jpg
http://www.nasharyazan.info/kartinki/image/14Presn2.jpg
http://www.nicefotos.ru/img/picture/May/24/3d6295cb7e2c9c92b1293b5edeec0b34/2.jpg
http://itd0.mycdn.me/image?id=838414543408&t=20&plc=WEB&tkn=*cgwbSSt7QkueYQ-m4Al5TN69GFw
Приложение
Презентация по Изобразительному искусству 6 кл. «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по Изобразительному искусству 6 кл. «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:Соберите слово из данных букв З О Ц К Я И П И М О
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:Пятно – гармонии предтеча. Как выразительно оно, Допустим, в области предплечья Или пониже – всё одно! Чуть оттеняя симметрию, Ложится правильно лишь там, Где сказка может статься былью И превратиться в некий шарм. Преподнести равнину гаммы, Оттенков цвета или форм, Оно стремится неустанно Всегда под собственным углом.
5 слайд Описание слайда:ПЯТНО – основное средство изображения на плоскости КОМПОЗИЦИЯ – (в переводе с латинского) означает составление, соединение частей в одно целое
6 слайд Описание слайда:Композиция из одинаковых пятен
7 слайд Описание слайда:Художники пользуются многими способами выразительности, например:
8 слайд Описание слайда:Контраст – это полярное противопоставление.
9 слайд Описание слайда:Точка. Линия. Пятно. Одним из основных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует Тело тело.
10 слайд Описание слайда:Точка и линия
11 слайд Описание слайда:Формы пятен Существует много форм пятен, но все они могут быть отнесены к четырем основным простейшим формам – квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».
12 слайд Описание слайда:Законченная, устойчивая форма, готовая выражать законченные образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение. Форма пятна «Квадрат»
13 слайд Описание слайда:Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. Форма пятна «Треугольник»
14 слайд Описание слайда:Круг. В этой форме более, чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются с формой круга или его производными. Форма пятна «Круг»
15 слайд Описание слайда:«Амеба». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон Форма пятна «Амеба»
16 слайд Описание слайда:Если вы можете нарисовать круг, квадрат и треугольник, вы сможете нарисовать всё
17 слайд Описание слайда:Стилизация. Трансформация
18 слайд Описание слайда:Климт Г. «Поцелуй»
19 слайд Описание слайда:К.Малевич «Сенокос»
20 слайд Описание слайда:Нахождение образа. Картины пятнами
21 слайд Описание слайда:Необычные картины из кофейных пятен от чашки
22 слайд Описание слайда:Образы животных
23 слайд Описание слайда:Образы…?
24 слайд Описание слайда:Образ природы
25 слайд Описание слайда:Образ …?
26 слайд Описание слайда:Образ …?
27 слайд Описание слайда:Работа гуашью на мокром листе
28 слайд Описание слайда:Работа акварелью на мокром листе с дорисовкой
29 слайд Описание слайда:Практическая работа марганцем на мокром листе
30 слайд Описание слайда:Физкультминутка Кто любит природу? Потопайте Кто любит животных? Похлопайте Кто любит цветы? Помашите Кто любит рисовать? ПРИНИМАЙТЕСЬ ЗА РАБОТУ!
31 слайд Описание слайда:— Что нового сегодня узнали? Домашнее задание: Сделайте углем эскиз рисунка, передающего выразительность пейзажа в тумане.
32 слайд Описание слайда:Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-243184
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Первоэлементы
Точка
точка | линия | пятно
Точка в тексте – означает конец. По теории большого взрыва из точки возникла вселенная – точка начало. Точка это пылинка на фотографии звездного неба и кажется, гиганты звезды и пылинка выглядят одинаково. Точка статична, имеет разные очертания. Множество точек могут стать чем угодно, линией, пятном, фактурой.
Точка наивысшего напряжения. Она имеется в самых больших предметах. Точка – вирус поражает слона и убивает его. Точка — пуля, капля, дыра, зрачок. Каждый из нас был точкой из двух клеток при зачатии. Давайте помнить об этом чуде, первейшей из первых элементов и начнем создавать композиции, пользуясь только точкой.
а) Количественный контраст: много – мало.
Набрызг. Микро — капли белой краски летят с кисточки, ударяемой по другой кисточке и на черной бумаге возникает хаос космоса. Думайте о микро или макро мире, придумайте свой способ нанесения точек (палочкой, травинкой, пипеткой, проколите иглой, стреляйте из рогатки шариками с тушью).
б) Контраст направлений, концентричность.
Одинаковые точки на одинаковом расстоянии расположим по кругу. А в центре пусто. Так хочется поставить точку там. Но надо ли. Может недосказанности лучше.
в) Метрическое расположение точек – растр.
Разметим точками всю плоскость. Баллончиками с краской брызните на дырчатую сетку, подложив лист бумаги – получим точки. Но какие у них будут края, как выглядит белый фон, на который краска не попала или кое где затекла, каким он стал после нажатия на баллончик с краской? Можно паралоном набивкой красить через маску с дырками, делать оттиск сетки на лист бумаги и т. д.
Точкой можно выразить почти все. Страх, радость покой, движение.
Пуантилисты писали картины разноцветными точками. Посмотрите работы Сёра. Когда закончите это задание ставьте точку. Суть точки в покое.
Линия
точка | линия | пятно
Линия порождена точкой. Точка-звезда, «падая с неба» прочерчивает линию. Точка на листе бумаги в которой застыла ваша шариковая ручка. Соберитесь и рывком проведите линию в право. Черта полна энергии и похожа на шпагу, а теперь расслабив руку и еле касаясь ручки рисуйте на листе непрерывную линию, представляя гроздь винограда. Возьмите нить и бросьте ее на бумагу потом натяните ее концы. Струна может резать, порвавшись, извиваясь лежит безвольно. Циркуль заставляет линию замкнуть круг, это буква О. Пишите размашисто углем свое имя, напишите английскую «S». Английский художник Хогарт называл S – линией красоты. Изящество изгиба спирали морской раковины и сетка рыбака — вот контраст, который стоит запечатлеть.
Контрасты прямой, волнистой, зигзагообразной линии.
Эти линии изображены на одном листе. Вот лиана опутала прямой ствол дерева, она использует его и тянется к свету, убивая его. Это в линиях можно нарисовать как трагедию. Кардиограмма пульсации здорового сердца выражает оптимизм. Салют в небе, ракета чертит линию и взрывается, искры летят во все стороны – ликование.
Так многообразны эмоции, произведенные одной лишь линией.
Решетки, лабиринты это скорее от ума, но мы живем в этом размеренном мире.
Контрасты длины, толщины, направления.
Используйте их, нанося на бумагу различными инструментами. Сделайте отпечаток своего пальца отсканируйте его и увеличьте. По линии на ладони говорят можно, предсказать судьбу. Не повторяйте примеры рисунков сделанные другими, придумывайте свои, но помните , что линия порождена движением.
Она есть само движение.
Пятно
точка | линия | пятно
Третий элемент может быть скоплением точек или клубком линий, в этом проявляется вторичность пятна. Расплывшись на поверхности, точка и линия становятся пятном. Пятно как форма умеет в композиции то же что линия и точка, дополняя их становится фоном, делает рисунок сложнее и тоньше. Это как растушевка карандашом. Когда ее наносят на круг, получается шар. Пятно — это тени, следы, отпечатки мокрой руки или на бумаге отпечаток губной помады. Очень красивые пятна получаются от баллончика с краской с использованием различных масок.
В природе самые красивые пятна на крыльях бабочек, но и черно-белые зебры со своими строгими узорами очень привлекательны. Самое замечательное пятно это солнце, только смотреть на него нельзя. Можно любоваться пятнами, закрыв глаза и если несильно надавить на закрытые веки пальцами, получатся очень красивые фантастические картины. Будьте осторожны и попробуйте изобразить их на бумаге.
Эти три первоэлемента – алфавит визуального языка. Неисчерпаемое количество оригинальных композиций еще ждет своего воплощения.
Художественно-графические средства построения композиции. Точка. Линия. Пятно.
Художественно-графические средства построения композиции
Точка. Линия. Пятно.
Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики — черный и белый Выразительные средства графики – линия, рисунок, переходы света и тени.
Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами и оттенками черного и белого, линией и пятном, он может передать многоцветность мира, мягкость ткани, блеск стали.
Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира. Учитель вызывает к доске двух учащихся и дает задание мысленно перевоплотиться в древних художников и нарисовать цветными мелками “наскальные” изображения животных, за которыми охотились наши предки. Затем комментируют полученные изображения с последующим выводом, что именно рисунок является общей основой графики и живописи. Искусство графики, продолжает учитель, имеет много общего с живописью. И тут и там перед нами определенное изображение на плоскости. Художник-график, так же как и художник-живописец должен знать перспективу, уметь хорошо рисовать.
С произведениями графики человек сталкивается в течение всей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, почтовые марки, этикетки, театральные и киноафиши – все это произведения станковой и прикладной графики.
Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” — “пишу”, “черчу”, “рисую”.
Итак, графика – это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер. Рисунок может быть произведен во многих экземплярах при различных техниках, как рукотворных, так и машинных.
Линейный рисунок о многом “умалчивает”, он не передает ни цвета, ни тона предметов, ничего не говорит о материале, из которого они сделаны. Таким образом, художник располагает очень скупыми выразительными средствами: только линией, которая передает очертания предметов. Но, оказывается, если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое. Изображая, например, человека, можно “схватить” его движение, повадку, характер. Если обратиться к способам использования линии художником-графиком, то можно заметить их разнообразие: это вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, пересекающиеся между собой; линии, принимающие форму изображаемого предмета, частота нанесения которых создает определенный тон, глубину.
Искусство линии требует от художника снайперской точности глаза, безошибочной верности руки, тонкого чувства формы и высокого вкуса. Линия может быть спокойной, плавной, льющейся, а может быть, напротив, стремительной, нервной, малейшие ее колебания, утолщения, утончения, способны выразить своеобразие форм, увиденных художником в жизни.
По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки.
Итак, графические произведения могут быть отпечатаны во многих экземплярах. Для этого художник режет особыми резцами линолеум или деревянную доску, или рисует на литографическом камне, или вытравливает рисунок на металлической пластине. Мы называем их эстампами. Оттиски, сделанные с досок из дерева, с листков линолеума, пластинок металла, называются гравюрами.
Обобщенность образа, условность его цветовой характеристики, преувеличение и символистика – все это ощущается в графике. Смелые, порой неожиданные приемы допускает сатирическая графика – карикатура.
Особое значение имеет работа художника-графика в книге. Основа книжного искусства – иллюстрация. Художник в книге создает орнаментально-шрифтовое оформление переплета, титульного листа и всех других элементов украшения книги. От рисунка каждой отдельной буквы, из которых складываются слова, строка, страница, от её красоты зависит и легкость чтения, восприятия текста. Плакат, рекламная афиша – сравнительно новый вид графики, необходимый в жизни современного человека. Особой популярностью пользуется промышленная графика.
К выразительным средствам графики, используемой как средство передачи на плоскости художественно-графической разработки фор-
мы, относятся следующие основные элементы изобразительного язы-
ка: точка, линия, пятно (тон), цвет, фактура.
Средства создания образа
точка
Точка – это графический акцент на плоскости, т.е. от точечного прикосновения карандашом, кистью, пером, фломастером и другими художественными инструментами появляется точечное изображение. Без точки в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. Точечное изображение строится на основе точек одинаковой илиразной величин. Изображение зависит от выявленных в композиции свойств точек: расположения их на плоскости, относительного размера, силуэта формы, плоскости заполнения, яркости. Точечные изображения, в основном, используют в орнаментально-декоративных
композициях, в графике, офорте, а также в компьютерных и фотографических растровых технологиях. Точку можно использовать для создания фактурного фона, для объемно-пространственной разработки формы, для создания впечатления от пространства в плоскостной композиции и пр.Точечные изображения могут быть использованы в сочетании с линейными, штриховыми, тональными и цветовыми изображениями в плоскостной композиции.
2. Линия
Линия – самый простой и самый экономичный прием в графике и орнаментально-графическом искусстве. Она способна выполнить одновременно несколько функций: ограничивать форму, определять характер и движение всей формы, ее пропорций.
Линия – это протяженное движение (карандаша, пера, кисти и т.д.) на бумаге. Линия характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном направлении, например, в длину. Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения (карандаш, перо, фломастер, соус, кисть, палочка). Линия может быть короткой, длинной и бесконечной….Линия не только выявляет границы формы предмета, но и выражает чувства и переживания художника. Не случайно линии посвящено много восторженных строк. Она легкая и волшебная, жесткая и певучая, стремительная и прихотливая, спокойная и нервная, напряженная и элегантная и др., линиям свойственны выражения образа. В линии всегда заложено больше движения и эмоций, чем в других средствах. Линия является первоэлементом изображения любой формы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий или использование различных графических линий увеличивают эмоциональное воздействие на зрителя. Линии могут иметь различные начертательные или изобразительные характеристики: прямые, кривые, ломанные, зигзагообразные, прерывистые, волнистые, толстые, тонкие, жесткие, мягкие и др.
Пятно
Пятно (или тон) в организации композиции наряду с линией играет важную роль. Пятно, в отличие от точки и линии, заполняет большую часть графической плоскости композиции. Пятно может быть одинаковым на всей своей площади по светлоте, по цветовому фону, насыщенности, но может иметь на разных участках различные характеристики цветового изображения. Это двухмерная пятновая графика может быть более условной, чем линеарная. Она не имеет глубины и не создает ее. Плоскость и только плоскость работает на изображение. Пятна, из которых строится композиция, бывают темными на светлом фоне и наоборот светлыми на темном фоне. Пятно и фон могут отличаться и цветовым тоном. Пятновая или тональная плоскостная разработка композиции достигается, в основном, за счет применения различного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических средств. Используя различные конфигурации, силуэты и расположения различных симметричных, асимметричных и других пятен, студент может зрительно изменить пропорции формы силуэта, придавая ей привлекательные черты, что очень важно в его практической работе. Каждая форма может обладать своими специфическими композиционно-художественными свойствами. Например, «заливка» дает ровную, тоновую поверхность, а «отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» – мягкими затеками и т.д.
Конспект по ИЗО по теме «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен .» ( 6 класс )
Тема :Пятно как средство выражения. Композиция как ритм
пятен .( ИЗО , 6 класс)
Цели : Формировать умение, передавать свое восприятие жизни, изображая окружающий мир; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями; развивать творческие способности через основные средства художественной выразительности: линия, пятно, тон, тональные отношения
Планируемые образовательные результаты :
Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (различать ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности), излагать свое мнение в диалоге, делать выводы.
Личностные: осознают свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности), имеют мотивацию к учебной деятельности
Методы и формы обучения : Рассказ с элементами беседы, объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная
Основные понятия и термины
Ход урока .
1.Оргмомент .
2. Подготовка учащихся к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока .
Рассказ с элементами беседы
– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет (пятна очень выразительны, без лишних деталей).
В XVIII веке при Дворе французского короля Людовика XV министром финансов был некий Этьен де Силуэт. О нем ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. Этот способ изображения стали называть «силуэтом» по фамилии министра.
Изображая силуэт, невозможно показать черты лица или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.
— Сформулируйте тему и цели нашего урока .
3.Формирование новых знаний .
Пятно – основное средство изображения на плоскости.
Все , что то может сделать художник на плоскости, — это наносить разнообразные пятна.
«Композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей между собой. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Значение слова :
Словом «композиция» называют картину как таковую – единое целое, т.е. рисунок, цвет, сюжет объединяются, в таком случае не важно к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция».
Термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится, оценивается произведение искусства.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части: размер, цвет, освещение, местоположение, линейная
перспектива.
Существует два способа организации композиции:
1.сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;
2.видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.
Ритм во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости.
Ощущение движения можно создать:
— если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;
— свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним.
Картины :
— Н.Рерих «Заморские гости»
— В. Серов «Похищение Европы»
Ощущение покоя можно создать:
— если не использовать диагональные направления;
— если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
— если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
— если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).
Картины :
— К.Коровин «Зимой»
Контраст – это полярное противопоставление.
Любой размер в рисунке сам по себе относителен.
— Попробуйте нарисовать яблоко. Большое оно или маленькое?
Сказать трудно, а значит, и нет ясного образа.
— А теперь нарисуйте рядом порхающую бабочку. Сразу появится ощущение, что яблоко тяжёлое и крупное.
— Но если рядом изобразить арбуз, впечатление от нарисованного яблока сразу изменится. Это и есть контраст величин.
Контраст используют , чтобы создать впечатление о размере предмета.
Существует много контрастных сопоставлений:
длинное – короткое, высокое – низкое,
чёрное – белое, неподвижное – движущееся и так далее.
Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов.
Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, так как человеческое восприятие сильнее реагирует на разницу в соотношениях. Существует :
— резкий и мягкий контраст.
Нюанс – это слабо и незначительно выраженная разница между элементами картины.
Контрасты и нюансы тесно взаимосвязаны, ибо дополняют друг друга, позволяя добиваться глубокой выразительности произведения.
Важно учитывать в творческой работе и положение источника света.
Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.
Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом.
Демонстрация тональной шкалы.
В V классе вы работали над темой «Декоративно-прикладное искусство». Декор – украшение. И в декоративной композиции художник выделяет главное и типичное, отказывается от второстепенных деталей и в то же время старается приукрасить свою идею , применяя стилизацию.
Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема
Однако упростись форму, вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.
Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки.
Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка.
Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа.
Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему.
Ракушки имеют еще более богатую форму и рисунок, которые можно лишь переносить на бумагу языком графики: пятно, линия, точка, тон.
6.Практическая работа.
1. Выполнить монохроматическую композицию из морских (речных ) ракушек и камешков , используя пятна , ритм и составляя из изображений гармоничную композицию .
2.Можно выполнить задание из учебника. ( стр.37.)
7.Итог урока. Выставка работ учащихся. Выставление оценок.
8.Домашнее задание .
3999 точечных фотографий композиции — бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime
Голубое пятно акварели для фона дизайна. Абстрактная композиция для элементов дизайна. Пятно акварели синими чернилами. Мокрый мазок кисти на текстуру бумаги. Сухая щетка
Зеленое пятно акварели для фона дизайна. Абстрактная композиция для элементов дизайна. Пятно акварели зелеными чернилами. Мокрый мазок кисти на текстуру бумаги.Сухая щетка
Состав пятен чернил. Состав пятна пятна черных чернил на белом фоне, малая глубина резкости
Окуните перо на композицию чернильного пятна. Окуните перо на композицию пятна черными чернилами на белом фоне, малая глубина резкости
Парковочное место для инвалидов. Диагональная композиция парковочного места для инвалидов в Нивелессе, Бельгия
Абстрактная композиция.Размытые цветные линии и пятна
Разноцветные размытые огни дискотек. Красочные размытые пятна дискотеки. Темная композиция с потоком света
Трафальгарская площадь Четвертый постамент вихря кремовой скульптуры с мухой и дроном в Лондоне, Великобритания, Англия. Четвертый плинтус Трафальгарской площади кремовой скульптуры.
Трафальгарская площадь Четвертый постамент вихря кремовой скульптуры с мухой и дроном в Лондоне, Великобритания, Англия.Четвертый плинтус Трафальгарской площади кремовой скульптуры.
Трафальгарская площадь Четвертый постамент вихря кремовой скульптуры с мухой и дроном в Лондоне, Великобритания, Англия. Четвертый плинтус Трафальгарской площади кремовой скульптуры.
Рождественские фоны с деревянными украшениями, лосями, елками и точечными светильниками. Свободное место для текста. Празднично-декоративное оформление
Концепция пищевого завтрака Точечный фокус Органические мюсли или мюсли на деревянной доске.С копией пространства
Концепция пищевого завтрака Точечный фокус Органические мюсли или мюсли на деревянной доске. С копией пространства
Красивая новогодняя композиция на темном фоне. Рождественские подарочные коробки, заснеженные еловые ветки, хвойные шишки, подарок. Новый год. Вид сверху, коп.
Красивая новогодняя композиция на темном фоне. Рождественские подарочные коробки, заснеженные еловые ветки, хвойные шишки, подарок.Новый год. Вид сверху, коп.
Красивая новогодняя композиция на темном фоне. Рождественские подарочные коробки, заснеженные еловые ветки, хвойные шишки, подарок. Новый год. Вид сверху, коп.
Абстрактная красочная композиция с небольшими огнями боке, каплями воды и текстурой воды. Можно использовать как новогодний фон
Новогодний фон с деревянными украшениями, елкой и прожекторами.Свободное место для текста. Празднично-декоративное оформление
Рождественский фон с деревянными и тканевыми украшениями и пятном. Огни. Свободное место для текста. Празднично-декоративное оформление
Рождественский фон с деревянными и тканевыми украшениями и пятном. Огни. Свободное место для текста. Празднично-декоративное оформление
Абстрактная красочная композиция с небольшими огнями боке, каплями воды и текстурой воды.Можно использовать как новогодний фон
Абстрактная красочная композиция с небольшими огнями боке, каплями воды и текстурой воды. Можно использовать как новогодний фон
Абстрактная композиция с подводными трубками с разноцветными желейными шариками. Внутри и пузыри
Новогодний фон с деревянными украшениями и прожекторами. Свободное место для текста.Праздничное и декоративное оформление. Очень высокое разрешение
Новогодний фон с деревянными украшениями и прожекторами. Свободное место для текста. Праздничное и декоративное оформление. Очень высокое разрешение
Новогодний фон с деревянными украшениями и прожекторами. Свободное место для текста. Праздничное и декоративное оформление. Очень высокое разрешение
Новогодний фон с деревянными украшениями и прожекторами.Свободное место для текста. Праздничное и декоративное оформление. Очень высокое разрешение
Новогодний фон с деревянными украшениями и прожекторами. Свободное место для текста. Праздничное и декоративное оформление. Очень высокое разрешение
Новогодний фон с деревянными украшениями и прожекторами. Свободное место для текста. Праздничное и декоративное оформление. Очень высокое разрешение
Новогодний фон с деревянными украшениями, елкой и прожектором.Ц. Свободное место для текста. Празднично-декоративное оформление
Абстрактная, подводная композиция со стеклянными бутылками. И пузыри
Абстрактная, подводная композиция со стеклянными бутылками. И пузыри
Абстрактная, подводная композиция со стеклянными бутылками. И пузыри
Абстрактная, подводная композиция со стеклянными бутылками.И пузыри
.Spot Composition Of Wheat Seed Icons Вектор
Другие стоковые иллюстрации
Коллекция различных рисованной бутонов тюльпанов. Монохромная композиция с кругом и абстрактным пятном.
Векторная круговая цветочная композиция включает нарисованные от руки абстрактные формы с разными пятнами и декоративными элементами
Акварель розовый тюльпан букет цветов композиция природа пятно рамка границы образец шаблон фона
Одеяло, футляр и зонтик Пятно на пляже Композиция
Геометрия пятна акварели — это абстракция
Целевое место — в парикмахерской
Абстрактное зеленое пятно, окрашенное акрилом.Монотипное рисованное пятно.
Праздничная композиция.
Ярко-зеленое пятно, акварель, абстрактная ручная роспись, текстурированная, ba
Перспективная абстрактная композиция
Красное пятно, акварель абстрактный фон
Гранж-печать Сибири и военная камуфляжная композиция Spot Simple
Композиция с тропическими пальмами на акварельном абстрактном зеленом, cayn spot
Весна лето осень дизайн с разноцветными листьями в многослойной вырезке из бумаги
.пятно коллаж иконок химической промышленности векторного
Другие стоковые иллюстрации
Текстурированная круглая печать точки Wi-Fi и коллаж значка точки рекурсии
Ручной обращается современный, оставляет пятнистый модный принт-коллаж
Абстрактный бесшовные модели коллаж. Современный креативный стиль. Текстура фона модная. Форма для резки бумаги
Абстрактные элементы растений, бумажный коллаж
Современный стиль моды дизайн искусства плаката; коллаж графический вектор
Коллаж современные абстрактные бесшовные ретро
Коллаж, смешанная техника, состаренный бесшовный образец
Гранж красочный коллаж карты мира, вектор
Акварель тропический розовый фламинго
Синий гранж Wi-Fi печать штампа и указатель карты ссылки мозаика
Вектор рисованной акварель элемент.Синее пятно для креативного художественного дизайна
Леопард бесшовные модели, гепард печати иллюстрации кожи, векторные формы повторения, плоский фон абстрактный каракули гламур коллаж
Листья клена прожилковые. Фиолетовый градиент. Эффектный коллаж
место на значке счетчика. Универсальный набор иконок Spotlight для Интернета и мобильных устройств
.Вертолет Посадка Пятно Состав Значок Сферических Элементов Векторного
Другие стоковые иллюстрации
Плоский значок посадки вертолета
Посадочная площадка для вертолета Значок места для вертолета черного цвета наброски векторные иллюстрации Плоское изображение
Значок места посадки вертолета. Элемент минималистичных иконок для мобильной концепции и веб-приложений.Значок тонкой линии для веб-дизайна и
Значок посадочной площадки вертолета. Элементы в разноцветных значках для мобильных концепций и веб-приложений. Иконки для дизайна сайтов и де
Иллюстрация посадки вертолета
Вертолетная площадка посадочная площадка посадочная площадка вектор вид сверху иллюстрация
Значок посадочной площадки для вертолета
Посадочная площадка для вертолета
Здание больницы, реабилитационного центра или отделения неотложной помощи с вертолетной площадкой и машиной скорой помощи
Плоский значок посадочной площадки для вертолета
Вертолет приземлился на землю
Установить изометрический паспорт, местоположение, стюардессу и значок посадочной площадки вертолета
Плоский значок посадочной площадки для вертолета
Коммерческий вертолет, посадочная зона вертолетной площадки
.