Египет рисунки детей: Раскраски Египет — Картинки-раскраски для детей и взрослых
- Как мы побывали в Древнем Египте. Рассказ и рисунки о древнем Египте для детей
- высота и размеры, фото внутри, когда была построена
- Древний Египет. Часть II. Эстетическое воспитание. Дети 4-5 лет
- Докопались до красоты: подлинная история бюста Нефертити | Статьи
- Урок 7. религия и культура древнего египта — История — 5 класс
- принесет ли открытие саркофагов в Египте миру новые беды
- Греция, Египет и ледяные моря. Шесть книг для чтения с детьми
- Memoriiva: египетский бренд, превращающий детские рисунки в волшебство
- Химия и искусство: египетское искусство — Fun Kids
- Египетский арт-проект для детей
- Египетское искусство для детей ***
- Блестящий египетский художественный проект • B-Inspired Mama
- Египетские предприниматели улучшают жизнь молодых людей силой искусства
Как мы побывали в Древнем Египте. Рассказ и рисунки о древнем Египте для детей
«Египет» — в переводе с греческого означает «тайна, загадка». И действительно, тайной окутано все, что связано с этой древней страной. Совершая на очередном студийном занятии виртуальное «путешествие» в Древний Египет, мы разгадываем загадки, которым несколько тысяч лет.
Рисунок Зайцева Андрея, 8 лет «Великие пирамиды», пастельНо для того, чтобы по-настоящему «погрузиться» в мир изучаемой эпохи, недостаточно отстраненного, поверхностного взгляда. Нужно суметь почувствовать себя древним египтянином: ощутить жар раскаленного солнца, священный трепет перед фараоном и зловеще-загадочными великими богами, волнующее ожидание встречи с таинственным миром загробного царства…
Рясная Алина, 8 лет «Долина Нила», акварельМы пытаемся. И заглядываем в темные глубины, где солнечный бог Ра в священной ладье плывет с запада на восток по подземному Нилу, где каждого вновь пришедшего ждут 12 магических врат, а затем — суд бессмертных с весами крылатой богини истины Маат, на которые кладут душу умершего, и она не должна перевесить одно перышко Маат.
…И спускаемся в темный узкий коридор великой пирамиды Хеопса, страшась как мифического «проклятия фараона» (древняя легенда гласит, что даже если не превратишься в мумию и благополучно покинешь пирамиду, то тебя ждет страшная болезнь), так и вполне реальных колодцев-ловушек, задуманных гениальным Хемиуном, строителем пирамиды. И опасливо проходим к залу-усыпальнице, изучая настенные росписи и рельефы, а у саркофага с мумией фараона вдруг вырастает перед нами мощная каменная фигура самого Хеопса с жесткими и безупречно-правильными чертами лица.
Кузина Лиза, 7 лет «Большой сфинкс», пастель…И замираем в трепете перед гигантским 20-метровым сфинксом с лицом фараона Хефрена, сына Хеопса — «отцом ужаса», чья гигантская пасть, открываясь ночами, пожирает грабителей пирамид… Мы — древние египтяне, и нам страшно.
А потом мы рисуем — и зловещие вблизи, пирамиды становятся вполне мирными, если на них смотришь издали. Они расцвечиваются оранжевыми и розовыми цветами, когда на них падают лучи закатного солнца, и ветер слегка колышет листья пальм, и воды Нила кажутся такими спокойными и теплыми. И краски на рисунках — тоже теплые, светлые, прозрачные…
Древнеегипетские храмы совсем не похожи на нынешние церкви. Это огромные анфилады дворов, коридоров и закрытых помещений, прохождение которых напоминает торжественное шествие. И если ты раб — тебя остановят у гигантских обелисков, у входа в храм. Если свободный египтянин — молиться тебе грозному Амону-Ра в гигантском колонном дворе. Если богат и в состоянии заплатить — попадешь в гипостиль, мрачный зал с темно-синим потолком, усыпанным золотыми звездами, где нетрудно заблудиться в дремучем «лесу» толстенных сорокаметровых колонн, напоминающих связки папируса. И лишь фараону и жрецам доступен вход в сумеречные глубины святилища, где в священной ладье стоит сам Амон-Ра — всевидящий, всемогущий, но и требующий неусыпной заботы и бесконечных даров и подношений.
Искусство Древнего Египта сохранило немного имен художников. Мы знаем строителей самых великих храмов и пирамид — Имхотепа, Хемиуна, Сенмута, создателя статуй опального фараона Эхнатона и его жены, прекрасной Нефертити — скульптора Тутмеса. Но авторы многочисленных египетских папирусов, порой удивительные, изысканнейшие мастера древней графики так и остались безымянными. Мы, не удержавшись от соблазна сделать самим папирус, все-таки подписываем его.
Герасимова Аня, 7 лет «Баст и Анубис», акварель, тушьСначала немного состарим бумагу, чуть помнем, чуть порвем. Настоящая «Книга мертвых», свитки, найденные в древних гробницах — длинные папирусы с рисунками и иероглифами. Не поленившись, нахожу программу расшифровки древнеегипетских текстов, распечатываю для детей затейливые «картинки-буквы» и составляю «иероглифическую азбуку». Конечно, мы не выучим древнеегипетского языка — это слишком сложно, но когда мы придем в очередной раз в египетский зал Пушкинского музея, значения многих иероглифических изображений будут нам понятны.
Потому что мы пишем «по-древнеегипетски»! И не только пишем, но и рисуем — поскольку старательно соблюдаем все принятые каноны древнеегипетского изображения человека: лицо — в профиль, глаз — анфас; торс — анфас, ноги — в профиль. Оттого-то фигуры на наших папирусах и похожи на настоящие!
Когда готов карандашный рисунок, мы тонируем бумагу в охристо-желтых, «папирусных» тонах, осторожно раскрашиваем рисунки и, когда они просыхают, черной тушью делаем контуры фигур и иероглифические надписи.
И еще одно удовольствие — подписаться «по-древнеегипетски». В классический «картуш» дети вписывают свои иероглифические инициалы. До сих пор мы ставили на рисунках монограммы только русскими буквами. Сейчас египетская тема давно исчерпана, но кое-кто из учеников до сих пор иногда подписывает рисунки иероглифами. ..
А потом к нам приходит новогодний праздник, посвященный Древнему миру, где дети в игре-угадайке легко узнают произведения египетских мастеров — рельефы, росписи, скульптуры, и разгадывают кроссворды с именами египетских богов, и лепят их из пластилина. Смею надеяться, что пребывание в течение некоторого времени «в образе» древних египтян и творчество на эту тему поможет им в дальнейшем, при изучении географии и истории в школе, и просто запомнится, как небольшое, но увлекательное приключение в их жизни.
А нас уже ждет путешествие в Древнюю Грецию.
Я внимательно проверила по словарю. У слова Aigyptos 2 значения:1. Эгипт (сын Бела, брат Даная, миф. царь Египта)
2. Египет (страна в долине Нила)
А «загадка» по-гречески будет ainigma (в средневековом произношении enigma). Слова в общем, похожи :)))
Спасибо, замечательные работы у ваших детей. :)))
И статья хорошая, только почему Вы думаете, что слово «Египет» в переводе с греческого означает «загадка»?
С древнегреческого:) Когда-то давно прочитала об этом в некоей толстой монографии о Египте (Матье, что ли). Если это не так, Вы поправьте, я исправлюсь:)
Спасибо огромное. У вас всегда такие чудесные статьи. Эх, ну почему мы не в Балашихе?!
2005-03-15, Надежда КВеликолепно!
Обязательно еще раз прочитаю вместе со своим сыном 🙂
Не за что :)). Если надо, спрашивайте еще!
2005-03-17, ИнесВсего 15 отзывов Прочитать все отзывы.
высота и размеры, фото внутри, когда была построена
Единственное из сохранившихся до наших дней 7 чудес света – это пирамида Хеопса, или пирамида Хуфу, как называют ее сами египтяне в отличие от остального мира, использующего греческое произношение имени фараона.
Чтобы вполне осознать, как далеки от нас те времена, когда была построена пирамида Хеопса, стоит только подумать, что для современников остальных шести чудес света Великая пирамида в Гизе, была старой настолько, что и они уже не знали разгадки ее тайны.
Невзирая на то что самая большая пирамида в мире имеет возраст более четырех тысяч лет, она довольно хорошо сохранилась до наших времен. Сегодня экскурсии к египетским пирамидам можно заказать практически из любой гостиницы Каира.
История и строительство Великой пирамиды Хеопса
Считается, что воплощением царских амбиций в жизнь занимался некий Хемион – племянник и визирь фараона, а по совместимости еще и придворный архитектор. Пирамида Хеопса была построена около 2540 года до н.э., а началось ее строительство двадцатью годами раньше – где-то в 2560 году до н.э.
Более двух миллионов огромных камней понадобилось, чтобы соорудить Великую пирамиду в Гизе. Самые большие блоки весили несколько десятков тонн. Для постройки весом в 6,4 млн тонн, чтобы она не ушла под землю под собственной тяжестью, выбрана прочная скалистая почва. Гранитные глыбы доставлены из карьера, который находился на расстоянии 1000 км. Ученые до сих пор не могут найти ответа на вопрос, как переносились эти камни и как строили пирамиду Хеопса
Много споров вызывает и предназначение самой высокой пирамиды в Древнем Египте. Согласно самому распространенному мнению, это действительно гробница Хеопса (второго фараона IV династии правителей) и членов его семьи. Но тем не менее дискуссии вокруг загадки пирамиды не утихают. Например, с точки зрения некоторых астрономов, здесь была оборудована своего рода обсерватория, так как вентиляционные каналы и коридоры с удивительной точностью указывают на звезды Сириус, Тубан, и Альнитак. Также интересно, что при строительстве пирамиды Хеопса учтены и координаты магнитных полюсов Земли.
Геометрия и описание пирамиды Хуфу
Размеры пирамиды Хеопса удивляют даже современного человека. Ее основание занимает огромную площадь в 53 тыс. квадратных метров, что соразмерно десяти футбольным полям. Не менее поражают и другие параметры: длина основания – 230 м, длина бокового ребра – столько же, а площадь боковой поверхности – 85,5 тыс. квадратных метров.
Сейчас высота пирамиды Хеопса равна 138 метрам, однако изначально она достигала 147 метров, что можно сравнить с пятидесятиэтажным небоскребом. Годы наложили свой отпечаток на сохранность пирамиды. Многочисленные землетрясения за тысячи лет обрушили каменный верх сооружения, а гладкий камень, которым были облицованы внешние стены, осыпался. И тем не менее интерьер достопримечательности, невзирая на множество грабительских и вандальских вторжений, остался практически неизменным.
Расположенный с севера вход в пирамиду первоначально находился на высоте почти 16 метров и был заделан гранитной пробкой. Сейчас же туристы попадают внутрь через проделанный на десять метров ниже огромный пролом, оставленный в 1820 году арабами во главе с халифом Абдуллах аль-Мамуном, предпринявшими попытку найти будто бы спрятанные здесь сокровища.
Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы, расположенные одна над другой. Самая нижняя, недостроенная подземная палата, расположена в основании скалы. Над ней находятся погребальные камеры царицы и фараона, к которым ведет поднимающаяся вверх Большая галерея. Теми, кто построил пирамиду, создана сложная система коридоров и шахт, план которых до сих пор изучается учеными. Египтологи выдвинули целую теорию понимания загробной жизни людей того времени. Этими доводами и объясняются потайные двери и другие особенности конструкции.
Вот уже сколько лет Пирамида фараона Хеопса в Гизе, как и Большой Сфинкс, не спешит раскрывать все свои секреты. Для туристов она остается самой яркой достопримечательностью Египта. Невозможно до конца постичь тайны ее коридоров, шахт и вентиляционных каналов. Ясно лишь одно: Великая пирамида – это плод гениальной конструкторской мысли.
Интересные факты о пирамиде Хеопса
- Существует множество мнений о том, когда построили пирамиду Хеопса и кто это сделал. Самые оригинальные предположения – это различные версии о строительстве, завершенном еще задолго до всемирного потопа не пережившими его цивилизациями, а также гипотезы об инопланетных создателях.
-
Несмотря на то что никто не знает точного времени, когда была построена пирамида Хеопса, в Египте на официальном уровне празднуется дата начала ее строительства – 23 августа 2560 г.
до н.э.
- Последние раскопки, проведенные в начале ХХI века, свидетельствуют, что труд строителей пирамид был тяжелым, но вместе с тем о них хорошо заботились. У них было калорийное питание из мяса и рыбы и удобные спальные места. Многие египтологи придерживаются мнения, что они даже не были рабами.
- Изучая идеальные пропорции Великой пирамиды в Гизе, ученые пришли к выводу, что уже в те времена древние египтяне очень хорошо знали, что такое золотое сечение, и активно использовали его принцип при создании чертежа.
- Внутри пирамиды Хеопса нет никаких декоративных росписей и исторических надписей, кроме небольшого портрета в проходе к палате царицы. Нет даже никаких свидетельств того, что пирамида вообще принадлежала фараону Хуфу.
- До 1300 года в течение трех тысячелетий Великая пирамида была самым высоким искусственным сооружением на планете, пока не построили превысивший ее кафедральный собор в Линкольне.
-
Самый тяжелый каменный блок, использованный в постройке пирамиды, весит 35 тонн и размещен он над входом в погребальную камеру фараона.
- Внешние плиты каирской пирамиды до вандальского вторжения арабов в Египет были настолько тщательно отшлифованы, что при свете луны излучали загадочное мерцание, а в лучах солнца их облицовка сияла мягким персиковым светом.
- Для исследования помещений, в которые человеку трудно добраться, ученые использовали специального робота.
- Ежедневно пирамиды посещают от 6 до 10 тыс. туристов, а за год – около 3 млн.
Полезная информация для туристов
В настоящее время в музее на южной стороне пирамиды можно познакомиться с экспонатами, которые были найдены при раскопках и в самой пирамиде. Есть возможность увидеть восстановленную уникальную лодку из кедра (Солнечную Ладью), которую соорудили древние египтяне. Также здесь можно купить сувениры на память. А следующей точкой обзора на территории будет Большой Сфинкс.
По вечерам в Гизе демонстрируют светозвуковое шоу: поочередное прожекторное освещение местных достопримечательностей сопровождается увлекательным рассказом, в том числе на русском и на английском языке.
Часы работы музейного комплекса в Гизе
- ежедневно с 8.00 до 17.00;
- зимой – до 16.30;
- во время Рамадана – до 15.00.
Цены билетов
- входной билет в зону Гизы для иностранцев – $8;
- вход в пирамиду Хеопса – $16;
- осмотр Солнечной ладьи – $7.
Для детей и студентов цены обычно в два раза ниже.
Особенности посещения и полезные советы
- Для посещения пирамиды Хеопса продают всего 300 билетов в день: 150 – в 8.00 и 150 – в 13.00.
- Отправляться к пирамидам лучше всего утром, чтобы и билет захватить, и уберечься от полуденного зноя.
- Вход в пирамиду очень низкий, придется метров 100 идти согнувшись, к тому же внутри очень сухо, жарко и слегка пыльно. Людям, страдающим клаустрофобией, болезнями дыхательных путей и сердца вод нежелателен.
-
Внутри запрещена фото- и видео-съемка. Что же касается фотографий на фоне Великой пирамиды, то лучше не давать своей камеры в чужие руки, так как есть частые случаи воровства.
- Делать фото пирамиды Хеопса (как и других пирамид) лучше утром или вечером, когда солнце не светит слишком ярко, иначе изображение получится плоским.
- Взбираться на пирамиду категорически запрещено.
- Для местных жителей туристы – это главный и часто единственный источник заработка, поэтому вам постоянно будут предлагать что-то купить. Поэтому хорошо думайте, нуждаетесь ли вы в тех или иных предложениях, и в любом случае обязательно торгуйтесь. Чаевые давайте только тем, кто действительно их заслужил.
- Будьте бдительны: вокруг очень много карманников.
Как добраться до пирамиды Хеопса
Адрес: Египет, Каир, район Эль-Гиза, улица Эль-Харам
Доехать из Каира:
- На метро (линия №2) — до станции Гиза (Giza station). Затем пересесть на автобус №900 или №997 и ехать вдоль Al-Haram avenue минут 15–20.
- На автобусе №355 и №357 от аэропорта и Гелиополя. Ходит каждые 20 минут.
-
На такси до Эль-Харам.
Из Хургады или Шарм-эль-Шейха: на туристическом автобусе или такси.
Древний Египет. Часть II. Эстетическое воспитание. Дети 4-5 лет
Эстетическое воспитаниеДети 4-5 лет
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
часть II
Приветствие, тема
Теория-презентация
1. Жизнь древних египтян
2. Достояние Египта
3. Письменность и обучение
Практика-игра (раздача
аксессуаров – корон и
украшений), создание «писем»
С прошлого занятия мы помним, что в пустыне Сахара, вдоль
реки Нил существовала могучее государство Древний Египет
3. Жизнь в Египте
В Древнем Египте, как мы уже знаемжили и крестьяне, которые разводили
скот и возделывали землю; и
ремесленники; и рабы; и фараоны со
своими слугами; и жрецы.
4. Достояние Египта
Др. ЕГИПЕТ оставил нам огромное наследиеархитектуры (здания, посторойки, храмовые
комплексы)
На берегах Нила строились храмы и памятники,
посвященные богам и фараонам.

сохранившиеся: высеченные в скалах храмы Абу Симбела, была воздвигнута благодаря Рамсесу I .
Знаменитые пирамиды Гизы, возвышаются
неподалеку от реки. Большой Солнечный храм в
Амарне, Храм Амона в Луксоре, так же не далеко
располагались от Нила.
Огромные скульптуры статуи царей,
божеств, цариц
Целые города в пустынях
Откуда мы все узнаем о прошлом?
Археология (раскопки городов)
Настенные надписи (Иероглифы)
6. Письменность и знания Древних египтян
В Др. Египте было много наук и своя письменность, алфавит. Вегипетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все
они были похожи на рисунки.
7. Египетские папирусы
В долине Нила рос высокий тростник — папирус, послеобработки из него получали, что-то вроде бумаги –
папирус. Он был недешев, и сначала детей учили
писать на другом материале, например царапая на
битой посуде. Письменность была доступна не всем!
Только очень знатные дети могли получать знания и
писать.

Дети простых земледельцев и ремесленников учились
у отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по
камню. Школы готовили писцов, жрецов, они
находились при храмах, учителями в них были жрецы.
8. Игра
Давайте поиграем в знатных древнеегипетских особ и напишем друг другу письма наиероглифах! Выберите любые и срисуйте! Теперь вы: Аменхатеб, Тутмос, Нефертити,
Хатшепсут, Меритатон и Нефертари!
9. Фотографии в процессе занятия. 15.12.2018
Докопались до красоты: подлинная история бюста Нефертити | Статьи
6 декабря 1912 года при раскопках древней «мастерской скульптора Тутмоса» рядом с египетским селением Тель-эль-Амарна немецкая археологическая экспедиция под руководством Людвига Борхардта нашла статуэтку — скульптурный портрет женщины в высоком головном уборе. Вскоре этот бюст стал таким же символом древнего Египта, как сфинкс или пирамиды, а царица Нефертити была признана одной из канонических олицетворений женской красоты. «Известия» — о сложной судьбе супруги фараона-реформатора и ее знаменитого изображения.
Второе рождение Нефертити
Вечером 6 декабря, подводя итог рабочего дня, Борхардт написал в своем полевом дневнике: «Описывать ее бесполезно, ее нужно видеть!» Археолог сразу понял, что перед ним шедевр, равного которому еще не видел свет. Поразительным было всё: феноменальная красота, художественное совершенство статуи и ее удивительная сохранность — даже краски сверкали практически в первозданном виде.
Находка была сделана не в Долине царей и не в знаменитых городах вроде Мемфиса или Фив, а в глухой пустыне, в 300 км от Каира. В этом почти не населенном египетском захолустье под толщей песка был погребен Ахетатон — столица фараонов XVIII династии, правивших в Египте в XIV столетии до нашей эры.
Людвиг Борхардт в своем рабочем кабинете
Фото: Getty Images/ullstein bild Dtl.
Выдающаяся находка не стала немедленно мировой сенсацией исключительно по инициативе самого руководителя раскопок. Дело в том, что по договору с египетским правительством немецкий археолог должен был половину найденных объектов оставлять в Каирском музее и лишь второстепенные артефакты разрешалось вывезти в Берлин. Ученый понимал, что шум вокруг уникального бюста приведет к тому, что заполучить его легально будет невозможно, поэтому сделал вид, что это не самая выдающаяся находка из тех, что были обнаружены при раскопках «мастерской скульптора Тутмоса», как условно называли объект, исследуемый его экспедицией. Даже гостям из Германии, среди которых были представители правящего дома, показали все артефакты, кроме Нефертити. Но египетские боги внимательно берегут свои тайны, и судьба отомстила ученому за лукавство.
К этому времени Борхардт уже почти два десятилетия жил и трудился в Египте. Еще в молодости, обучаясь на архитектора, он увлекся египтологией и решил посвятить этому всю жизнь. Учился у самого Адольфа Эрмана. Работал в нескольких экспедициях, составил каталог экспонатов Каирского музея, написал несколько интересных работ. Будучи признанным знатоком египетского искусства, помогал немецким музеям и коллекционерам приобретать достойные, а главное, подлинные вещи для пополнения коллекций. В это время в Египте существовали целые мастерские, изготавливавшие «древние артефакты», поэтому консультация специалиста была необходима. В какой-то момент, примерно около 1907 года, ученый заметил, что на черном рынке появилось большое количество совершенно удивительных и необычных вещей, которые привозили откуда-то с юга из окрестностей маленького села Эль-Амарна. Оказалось, что местные крестьяне наладили целый бизнес по грабежу древних памятников, которые в тех глухих местах никто толком не охранял.
Долина царей. Рисунок конца XIX века
Фото: Getty Images/ Print Collector
Борхардт решил заняться исследованием неизвестного памятника. Финансирование экспедиции взял на себя «хлопковый король», известный собиратель искусства и меценат Джеймс Генри Симон. Он же помог добиться разрешения на раскопки, что было непросто — в начале ХХ века Египет находился в сфере английского и французского влияния, и хотя немецкая школа египтологии считалась одной из сильнейших в мире, ученым из Германии не собирались давать зеленую улицу. К тому же за Борхардтом тянулся шлейф подозрений в работе на немецкую разведку — за руку его не ловили, но почему-то все были уверены, что это именно так. Однако авторитетный и имевший большие связи Симон сумел договориться с местными властями, с условием, что египтяне забирают половину находок по своему выбору, а остальное переходит в его частную собственность.
В первый же сезон раскопок Борхардту повезло — он натолкнулся на мастерскую придворного скульптора, в которой было обнаружено множество готовых статуй и заготовок из камня и гипса. В том числе статуя царя Эхнатона и его супруги Нефертити. На одном из осколков сохранилось имя мастера, поэтому объект и вошел в науку как «мастерская Тутмоса», хотя достоверно не известно, звали так главного мастера или кого-то из рядовых работников. Но это единственное дошедшее до нас имя, которое в наши дни было косвенно подтверждено обнаруженной французскими археологами в 1996 году гробницей царского скульптора по имени Тутмос. Анализ находок из мастерской в Амарне свидетельствовал, что она была разгромлена и заброшена. Но, как ни парадоксально, именно это и позволило Нефертити через много веков появиться на свет во второй раз.
Похищение или переезд?
То, как Борхардту удалось сохранить у себя бюст царицы, в точности не известно по сей день, хотя обстоятельства дела описали несколько свидетелей. Позже ходили слухи о подкупе, говорили и о том, что скульптура Нефертити якобы была вывезена тайно, подобно тому как некогда Генрих Шлиман похищал троянские ценности из Турции. Мол, все немцы одинаковые! Надо помнить, что события происходили накануне мировой войны, когда европейские страны уже вступили в политическую и газетную перепалку, нараставшую с каждым днем. Выдвигалась даже версия, что германский археолог замаскировал статую наспех налепленным на нее гипсом, чтобы ее сочли малоценной. Но это не так.
Преступления не было, хотя схитрить Борхардту пришлось. Мы знаем, что 20 января 1913 года для того, чтобы осмотреть и разделить находки, в Амарну приехал инспектор Службы древностей Египта Гюстав Лефевр. При встрече присутствовал секретарь Германского Восточного общества Бруно Гютербок, оставивший воспоминания. Он рассказал, что гостя сначала повели в офис, где большой поклонник фотографии Борхардт долго демонстрировал ему снимки находок, в том числе и Нефертити, правда, «вовсе не самую лучшую ее фотографию». Сам Борхардт позже писал, что сделал это специально, чтобы «никто не распознал истинную красоту бюста». Затем он представил Лефевру общий список находок, разделенный на две «равноценные» части, после чего стороны приступили к дележу.
Остатки мастерской скульптора Тутмоса, где был обнаружен бюст Нефертити
Фото: commons.wikimedia.org
Борхардт настаивал, что комплекс скульптур из мастерской Тутмоса нельзя разделять, но готов был отдать египтянам великолепные каменные барельефы со сценами из жизни царской семьи. Лефевр согласился с его логикой, но он еще должен был осмотреть сами находки, чтобы оценить их значение. Разговор затягивался, и в хранилище ученые перешли уже в сумерках. Скульптура царицы была среди других находок, специально ее никто не прятал, но, как пишет Гютербок, показали ее «не в лучшем свете». Лефевр мог бы вынуть Нефертити из ящика, но почему-то не сделал этого, удовлетворившись беглым осмотром. В противном случае он никогда не согласился бы на вывоз скульптуры из Египта. Торопился ли чиновник к накрытому столу, увлекся ли разговором или сознательно отвел взгляд — мы достоверно уже не узнаем.
Приехав в Европу, Нефертити хранилась в частной коллекции Симона. Копию меценат подарил кайзеру, который был патроном Германского Восточного общества, а в 1920 году передал всю коллекцию в Берлинский музей. Широкая публика впервые увидела Нефертити в 1924 году, причем директор Египетского музея в Берлине Генрих Шефер с огромным трудом сломил сопротивление Борхардта, не желавшего демонстрировать ее миру.
Скульптура вызвала эффект разорвавшейся бомбы — все были поражены магической красотой умершей несколько тысячелетий назад царицы и феноменальным художественным уровнем работы. Реализм Нефертити был совершенно не похож на привычные египетские изображения — схематичные и сделанные строго по устоявшемуся канону. Сразу пошли разговоры о том, что это подделка, и одновременно — требования немедленно вернуть царицу на родину.
Египетский двор Нового музея в Берлине
Фото: commons.wikimedia.org
Директор египетской Службы древностей Пьер Лако публично взывал к морали, законности и угрожал санкциями. В 1925 году он даже наложил вето на немецкие раскопки в Египте, однако Германия не поддалась на шантаж. Переговоры то вспыхивая, то затихая тянулись до 1933 года, когда пришедший к власти Гитлер решительно заявил, что Нефертити никуда из Германии не уедет. Он даже пообещал построить для царицы отдельный музей, правда, слово не сдержал.
А больнее всего разразившийся скандал ударил по человеку, нашедшему Нефертити. Он оказался между двух огней: в Германии Борхардт попал под репрессии нацистов, поскольку был женат на еврейке, а в Египте его теперь считали едва ли не вором, укравшим национальное достояние. Дела против него не завели, поскольку законов он не нарушал, но вход в приличное общество был для него закрыт. Коллеги прекрасно понимали, что археолог уровня Людвига Борхардта не мог не осознавать истинную ценность бюста Нефертити и сознательно пошел на лукавство, обманув доверчивого или невнимательного Лефевра. В итоге лишенный возможности заниматься любимым делом Борхардт умер в 1938 году в Париже. Великолепная царица так и не принесла ему счастья — а может, египетские боги оказались слишком ревнивыми.
«Владычица радости»
Подлинность бюста Нефертити к сегодняшнему дню подтверждена многочисленными исследованиями, от компьютерной томографии до сложнейших микробиологических тестов с красками и гипсом, ее покрывающими. Выяснилось, что, по сути, это две скульптуры — внутри она каменная, высеченная из известняка, а сверху покрыта слоем гипса, расписанного органическими красками.
Самое удивительное, что это две разные скульптуры. То есть каменное изваяние не заготовка, а самостоятельное, законченное художественное произведение. Они явно изображают одну женщину, но на каменном изваянии она старше и реалистичнее. Как предполагают ученые, точное портретное изображение уже зрелой царицы с помощью гипса и красок было омоложено и, возможно, несколько приукрашено мастером. Царице не хватает одного глаза, но его, скорее всего, и не было, что подтвердили эксперты, обследовавшие «глазницу» и не обнаружившие следов. Дело в том, что законченная работа по египетским традициям одухотворялась, а это требовало совершения определенных ритуальных обрядов. Поэтому пока скульптура оставалась в мастерской, ее как бы недоделывали.
Что же нам известно о загадочной Нефертити? С одной стороны — очень много по сравнению с другими египетскими царицами, с другой — почти ничего абсолютно точного и исчерпывающего.
Фото: Getty Images/Werner Forman
Нефертити приносит подношения богу Атону
Нефертити переводится как «Прекрасная пришла». Исходя из этого имени, ее первоначально считали иностранкой, возможно, дочерью правителя Митании, оказавшейся в Египте для укрепления связей между странами. Известно, что такие случаи были не редкостью. С другой стороны, Нефертити на многих изображениях предстает «главной женой» фараона Эхнатона, возможно, даже его соправительницей, а титул «главной жены» по традиции мог принадлежать лишь коренной египтянке.
Сегодня большинство ученых склоняется в пользу того, что она происходила из семьи, близкой ко двору Аменхотепа III, воспитывалась вместе с его детьми и именно там познакомилась с сыном и наследником фараона — Аменхотепом IV, более известным как Эхнатон. Они поженились, когда ему было 16, а ей 15 лет. В древних документах Нефертити называли «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами».
Эпоха Эхнатона, иначе известная как Амарнский период — это одна из самых загадочных страниц в многовековой истории Египта. Приняв трон от своего отца, Аменхотеп IV решился на грандиозную религиозную реформу, провозгласив единственным властителем страны солнечного бога Атона. После коронации фараон сменил имя Аменхотеп (дословно — «Амон доволен») на Эхнатон — «Угодный Атону». На пятый год своего правления, возможно из-за недовольства знати и жречества, он переехал в новую столицу, только что отстроенный для него город Ахетатон («Горизонт Атона»). Вместе с ним отправился двор и его великолепная супруга — царица Нефертити.
По сохранившимся барельефам мы можем делать выводы, что у четы было шесть дочерей, две из которых умерли в молодом возрасте — на изображениях родители оплакивают их. Судя по изображениям, Нефертити не ограничивалась ролью матери и супруги, она принимала активное участие в управлении страной. Например, есть десятки изображений, где царица палицей поражает врагов Египта. Конечно, эти рисунки носят символический смысл, но явно передают значимую общественную и политическую роль правительницы.
Фото: commons.wikimedia.org
Эхнатон целует старшую дочь Меритатон, ее сестра Макетатон сидит на коленях матери Нефертити, а младшая Анхесенпаатон играет с серьгами матери
С какого-то момента, примерно на 12-й год правления Эхнатона, Нефертити исчезает с изображений, уступая место новой пассии фараона — Кийа. Старшие же дочери Эхнатона и Нефертити, которых звали Меритатон и Анхесенатон, остаются важными персонами при дворе, а чуть позже обе они станут женами следующих фараонов — Сменхкары и Тутанхамона. А вот религиозные идеи фараона-реформатора понимания в народе не встретили — «атоническая революция» завершилась практически сразу после смерти ее идеолога. Египет вернулся к традиционному многобожию, хотя некоторые ученые считают, что монотеистические идеи Эхнатона опосредованно легли в основу иудаизма, христианства и ислама.
Сын и наследник Эхнатона фараон Тутанхатон, придя к власти, сменил имя на Тутанхамон и вернул двор в старую столицу Фивы (его жена Анхесенатон стала зваться Анхесенамон — или, как ее знают видевшие фильм «Мумия», Анхсенамун). Просуществовавший менее 20 лет город Ахетатон был разрушен воинами последнего фараона XVIII династии, Хоремхеба, чтобы стереть память об Эхнатоне и его «раскольничьих» идеях. Тогда то и была разорена мастерская Тутмоса, однако если статую самого Эхнатона солдаты разбили вдребезги, то изображение его прекрасной супруги лишь уронили с полки.
Так и пролежала великолепная статуя 3,5 тыс. лет, скрытая оплывшими стенами из кирпича-сырца. Пески быстро поглотили брошенный людьми Ахетатон, и он оставался забытым вплоть до того времени, когда археологи нашли его остатки неподалеку от небольшого арабского селения Тель-эль-Амарна.
Бюст Нефертити по сей день остается загадкой. Он совершенен и неповторим и совершенно не соотносится с традиционными представлениями об умениях и возможностях наших далеких предков. А история жизни самой Нефертити будет постепенно приоткрываться — над этим работают сотни специалистов. И очень может быть, что через какое-то время нам предстоит узнать о третьем рождении новой, неведомой Нефертити.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Урок 7. религия и культура древнего египта — История — 5 класс
История, 5 класс
Урок 7. Религия и культура Древнего Египта
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Причины возникновения религии и мифов.
- Во что верили древние египтяне.
- Развитие научных знаний.
- Письменность древних египтян.
Тезаурус
Миф – это представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов.
Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.
Религия – это вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в то, что у человека есть душа, продолжающая существование после смерти тела.
Культ – это один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, преклонении перед кем- или чем-либо.
Жрец – это служитель культа.
Фараон – это правитель в Древнем Египте, обладающий неограниченной властью.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
- «Мифы и легенды Древнего Египта» под редакцией И. Рак. – «Стрекоза – Пресс», 2005.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
- Энциклопедия для детей «Всемирная история» под редакцией Г. Храмова. – М.: «Аванта», 2003.
- Энциклопедия для детей «Культура мира» под редакцией Е. Ананьевой. – М.: «Аванта», 2004.
- Энциклопедия для детей «Религии мира» под редакцией Г. Храмова., Е.Аксеновой – М.: «Аванта», 2001.
- Энциклопедия для детей «Страны, народы, цивилизации» под редакцией Г. Храмова. – М.
: «Аванта», 2003.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Жизнь людей и сейчас во многом зависит от природы, нам необходимо, чтобы светило солнце, шли дожди, земля давала урожай. В древности люди были ещё более зависимы от сил природы. Они не понимали, как возникают определенные явления природы: почему светит солнце, идёт дождь, сменяется день и ночь. Ведь в древности люди ещё не обладали современными знаниями, поэтому считали, что все явления природы объясняются действиями каких-либо героев, богов, которые в зависимости от настроения посылают на землю дождь, грозу или засуху. Так возникли мифы и религия.
Миф – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о богах и героях.
Религия – вера в сверхъестественные силы.
Мифы и религия позволяли египтянам дать ответы на интересующие их вопросы о человеке, жизни и смерти.
Мифы о богах и их деяниях – добрых и злых – египтяне записывали на свитках папируса, вырезали на камнях храмов, изображали на стенах подземных усыпальниц. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. Давайте с ними познакомимся.
Основным занятием египтян было земледелие. Вся их жизнь зависела от солнца, поэтому самым главным богом египтяне считал бога Солнца, которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на востоке и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет солнечный диск. Вечером лодка Амона – Ра на западном краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог света вступает в бой с богом тьмы, свирепым змеем, по имени Апоп. Сражение длится всю ночь, в нём всегда побеждает солнечный бог, первые лучи солнца знаменуют его победу и возвещают начало нового дня. Этим мифом египтяне объясняли смену дня и ночи.
Особо почитаемым в Египте был бог Осирис. По легенде Осирис ранее был царём Египта, именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Его младший брат Сет был богом пустыни, он завидовал Осирису и ненавидел его. Легенда гласит, что однажды Сет, придя на пир к Осирису, принес с собой гроб, со словами: «Кому этот гроб придется в пору, тому он и достанется.» Подарок никого не удивил, т.к. египтяне смолоду готовились к загробной жизни в царстве мёртвых. Гости по очереди примеряли гроб на себя, но стоило Осирису лечь в него, как хитрый Сет захлопнул крышку. Его слуги бросили гроб в воды Нила. Жена Осириса, богиня Исида, почитавшаяся в Египте как покровительница материнства, домашнего очага, долго искала гроб с телом мужа в болотах дельты Нила. Найдя же, она чудесным образом его оживила. Однако Осирис не пожелал оставаться на земле, а стал судьей в царстве мёртвых.
Что же пытались объяснить египтяне этим мифом?
С чудесным его воскрешением египтяне стали связывать время разлива Нила, считалось, что он начинается, когда Осирис оживает, а с ним после засухи оживает и природа.
Верили египтяне и в то, что после смерти человек отправляется в » царство мёртвых», где правит бог Анубис. Прежде всего, каждому умершему предстоит пройти через суд Осириса, он приносит клятву, что не совершал зла в своей земной жизни. С помощью весов, на одну чашу которых кладут записанную клятву, а на другую фигурку богини правды Маат, Осирис определяет, лжёт ли человек. Свирепое чудовище с головой крокодила и телом льва готово проглотить любого, кто говорит неправду. Праведников же пропускают в царство, где есть тепло, свет, царит покой.
Как вы видите, богов своих египтяне изображали в виде животных и птиц или людей с головами птиц или животных. Мифы о них возникли ещё в те незапамятные времена, когда на месте пирамид была ровная, как стол, пустыня, а на месте Сфинкса – скала желтоватого песчаника. Многих богов египтяне страшились, потому что они, как и все силы природы, были жестоки к людям. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили.
По древнегреческим мифам боги правили страной долгое время, затем бразды правления были переданы их земным сыновьям–посланникам – фараонам.
Одним из самых известных фараонов Древнего Египта можно назвать Эхнатона, правившего в Древнем Египте около 1351 – 1334 гг. до н.э. Этот правитель стал великим реформатором религии. Укрепляя свою самодержавную власть, он выступил против жрецов и главного бога Амона. Правитель объявил Атона единым богом, а себя единственным посредником между ним и людьми. Но реформа Эхнатона потерпела неудачу и многобожие в Египте сохранится еще долгое время.
Египтяне занимались и наукой. Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней. Эти сведения зачастую были неполными, покрытыми завесой тайны. Bo многом, эта таинственность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплеталась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сакральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным.
В области научных познаний наибольшее развитие в Древнем Египте получила математика. Греки считали, что родиной геометрии является Египет.
Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Египтяне умели умножать и делить, умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными. Строительство пирамид и создание системы искусственного орошения свидетельствует о развитии инженерных наук, геометрии.
Химия в Древнем Египте – наука, имевшая отчасти сакральный характер. Главная область приложения химических познаний – создание мумий, чтобы душа могла вновь вселиться в тело в «царстве мёртвых». Применялись химические знания и в изготовлении стекла. Фаянсовые украшения, бусы из цветного демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные добавки для окрашивания стекла.
Египетские медики лечили различные лихорадки, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне.
Египетские врачи
С глубокой древности основным источником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для грамотной организации годичного сельскохозяйственного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила. Для этого египетские жрецы вели наблюдения за звёздами, составляли карты звездного неба. Помимо Сета – Сириуса, важнейшей звезды для древних египтян, на этих картах присутствует Венера, Вечерняя звезда.
Видимо, именно от древнеегипетских жрецов пошла традиция, изображать на картах звёздного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звёздами и планетами. Ими была вычислена продолжительность года, он у них составлял 365 дней.
Таким образом, египтяне смогли заложить основы многих современных наук. Мы видим, что потребности хозяйства, религии, обыденной жизни людей привели к накоплению знаний – математических, астрономических, биологических, медицинских. Возникла необходимость все эти знания сохранить и передать потомкам.
Чтобы обозначить слово на письме египтяне его просто нарисовали. Их письменность была основана на иероглифах – знаках–рисунках, обозначавших какой-либо предмет, действие или просто звук. Сам термин «иероглиф» обозначает «священные вырезанные». Как вы уже догадались, использовали письмо в основном жрецы и специально обученные люди – писцы, ведь запомнить, как записать более 700 иероглифов и научиться их читать, причем гласных египтяне не писали, под силу было не каждому. Например, иероглиф ДОМ мог обозначать и слово «дом» и любое другое слово, где встречаются согласные «д» и «м». Поэтому тот человек, который мог читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.
Писали же египтяне на различных материалах: камне, дереве, глиняных черепках. Но самое большое распространение получил папирус. Листы папируса обычно скрепляли друг с другом, а для того чтобы было удобнее хранить сворачивали в свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Заполните пропуски в тексте. Для этого выберите пропущенные подходящие по смыслу слова.
Вся жизнь египтян зависела от (солнца, воды) поэтому самым главным богом египтяне считал бога (Солнца, луны) которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на (юге, востоке) и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет солнечный диск. Вечером лодка Амона – Ра на (северном, западном) краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог света вступает в бой с богом (света, тьмы,) свирепым змеем, по имени Апоп.
Ответ: Вся жизнь египтян зависела от (солнца, воды) поэтому самым главным богом египтяне считал бога (Солнца, Луны) которого называли Ра, Амон, или Амон–Ра. Каждое утро Амон–Ра появляется на (юге, востоке) и плывет по небу на своей золотой Ладье. На голове бога ослепительно сияет (золотой, солнечный) диск. Вечером лодка Амона – Ра на (северном, западном) краю неба вплывает в ворота подземного царства, где бог (света, тьмы) вступает в бой с богом (света, тьмы) свирепым змеем, по имени Апоп.
Пояснение: Достаточно внимательно вчитаться в текст и можно легко выбрать правильный вариант ответа. В Египте очень много солнца, поэтому египтяне ему поклонялись, солнце встает на востоке. Если у бога солнца на голове может быть только солнечный диск, заходит солнце вечером на западе и наступает ночь, т.е. борьба с богом тьмы.
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть имена фараонов, чьи гробницы были в виде пирамид. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».
Наблюдая за повадками диких животных, древние египтяне получали научные знания об окружающем мире.
Религия – вера в сверхъестественные силы.
Термин «иероглиф» обозначает «священные вырезанные».
Ответ:
Ответа | Открываются слова |
0 | Хефрен |
1 | Снофру |
1 | Джосер |
Пояснение: В этом задании необходимо найти правильные и неправильные утверждения. Первое неверное, потому что основным источником получения и накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность.
Второе и третье утверждения верны.
принесет ли открытие саркофагов в Египте миру новые беды
В Египте археологи нашли почти 60 саркофагов с мумиями. Новость, которая буквально шокировала тех, кто верит в сверхъестественные силы. Они на полном серьезе просят не открывать гробницы. Якобы 2020 год и так принес немало бед: проклятия фараонов мир уже не переживет, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
2,5 тысячи лет эти саркофаги пролежали на глубине 12 метров. А надписи и рисунки как будто сделаны вчера. Древнее захоронение археологи обнаружили в 30 километрах от столицы Египта Каира.
«Мы сначала увидели небольшой лаз, он был заделан. Мы его вскрыли и обнаружили десятки саркофагов… Я горжусь, что это открытие было сделано именно египетскими археологами», – говорит генеральный секретарь Высшего совета по древностям Мустафа Аль-Вазири.
![]()
На территории Саккары, некрополя столицы Древнего царства Мемфиса, хоронили представителей египетской знати. Три погребальные шахты надежно скрыли саркофаги от расхитителей гробниц. Все это время никто не тревожил покой умерших.
«Достаточно редко археологам выпадает такая удача – найти вот такую капсулу времени. Там были найдены интересные находки. 28 статуй бога Птаха-Сакара-Осириса – это один из важнейших богов-защитников умерших. Это изображение забальзамированной мужской фигуры с короной в виде страусиных перьев на голове. С молитвами», – поясняет президент Ассоциации по изучению Древнего Египта Виктор Солкин.
По мнению ученых, в саркофагах – мумии египетских жрецов, их жен и детей.
«Предупреждения есть, даже через фильмы. Мир говорит с человечеством. Через фильмы передается информация. Зачастую она фантастическая, но во всей фантастике, во всей мистике есть суть», – считает писатель, доктор философских наук Андрей Явный.
![]()
И тут многие в мире вспомнили о древнем проклятии фараонов. Оно постигнет всех, кто прикоснется к египетским мумиям.
«Я достаточно суеверна, чтобы сказать, что это точно была плохая идея. Вы не могли устоять перед желанием сделать этот год еще хуже?»
«Ну и кто это посмотрел на 2020 год и сказал: «Знаете, что нам нужно? Вскрыть саркофаг с мумией»
Впервые о проклятии заговорили в 20-х годах прошлого века. Когда английский археолог Говард Картер и его команда в долине Царей обнаружили гробницу Тутанхамона.
«Люди погибли, были разные исследования. Одни говорят, это проклятие фараонов. Другие утверждают, что это грибок, находившийся на этой мумии. Какой-то микроорганизм. Если их закрыли, значит, не было желания их открывать. А их запечатали и спрятали», – говорит писатель, доктор философских наук Андрей Явный.
Согласно преданиям, духи охраняли и могилу завоевателя мира Тамерлана. Раскопки в Самарканде советские археологи начали 16 июня 1941 года. Через шесть дней началась Великая Отечественная. А ровно год назад в Египте тоже нашли несколько десятков саркофагов.
«В 2019 году начали из-под земли вытаскивать запретных богов – в 2020-м стартует коронавирус. 4 октября происходит публичное вскрытие, оскорбление могил. То, что мы знаем, в России в два раза увеличивается количество зараженных», – отмечает Андрей Явный.
Ученые-египтологи в такую мистику не верят. Большинство людей, вскрывавших гробницы, никаких проблем с потусторонним миром не испытывали.
«Гробница для египтян – это только место поминовения. В этом святилище вспоминали титулы умершего, рассказывалась какая-то история его жизни. Конечно, грабительство гробниц осуждалось. Но не было самого понятия проклятия смерти, которое потом будет подстерегать грабителя», – указывает президент Ассоциации по изучению Древнего Египта Виктор Солкин.
Саркофаги и мумии, найденные в Египте, сначала исследуют ученые. Затем их передадут в музей. Археологические работы на территории некрополя Саккара продолжат. И неизвестно, какие тайны могут хранить в себе новые артефакты.
Греция, Египет и ледяные моря. Шесть книг для чтения с детьми
По выходным сотрудники московских читален рассказывают о книгах, которые понравятся и взрослым, и детям. Евгения Куликова, главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара, советует добрые сказки, комиксы и энциклопедию по истории Древнего мира, повесть об одинокой девочке и книгу о поведении в социальных сетях.
Малышам
«Ледокол Борей и корабль в беде» Тээму Лэппяля
Самым маленьким читателям обязательно придется по душе книжка финского писателя Тээму Лэппяля. Ледокол по имени Борей очень хочет выйти в море. Он проверил свои винты, установил на капитанском мостике новый радар и радиотелефон, подготовил двигатель к работе. Если кому-то в ледяном море понадобится помощь, Борей готов выручить по первому же сигналу! Книга поможет задуматься о своем месте в большом мире.
Тээму Лэппяля — настоящий моряк, капитан, лоцман, магистр океанографии. Однажды зимой он держал вахту на ледоколе и тогда же придумал историю о Борее. А иллюстратор Пэтри Кантониэми оживил ее персонажей. Вообще здесь больше рисунков, чем текста, поэтому малыши смогут часами разглядывать яркие картинки. Объем маленький, всего 36 страниц.
«Полынный слон» Тамары Михеевой
Перенесемся из полярных широт в обычный детский сад, куда ходит Никита — герой книги «Полынный слон» современной отечественной писательницы Тамары Михеевой. Никита любит шуршать опавшими листьями в парке, играть с щенком по имени Крендель, прижиматься к сосне щекой и ловить ртом снежинки. Вам очень понравятся рассказы о нем — нежные, будто акварельные. Книга идеальна для чтения всей семьей — хороши и текст, и рисунки Анны Пермяковой.
Автор Тамара Михеева — лауреат множества премий в области детской литературы, среди которых «Заветная мечта» и Международный литературный конкурс имени Сергея Михалкова.
Ребятам постарше
«Древний Египет. Комикс о царстве фараонов на берегах Нила» Вивиан Кенинг, Марион Дюкло и Жерома Альвареса
Тем, кто уже ходит в школу, я рекомендую книги по истории Древнего мира. Одна из них — «Древний Египет. Комикс о царстве фараонов на берегах Нила», которую создал коллектив французских писателей и художников.
Комикс в буквальном смысле покажет, как раньше жили люди в Египте. Гидом будет кошка по имени Митет, ведь кошки везде сумеют пробраться! Она проведет читателя в покои правителя страны фараона, на поле к бедному крестьянину, к писцам, ремесленникам, которые делают глиняную посуду, украшения, ткани.
Вы узнаете много интересного о древней стране, протянувшейся вдоль великой реки Нил. И текст, и рисунки емкие, с яркими деталями, а главное — с юмором.
«Мы живем в Древней Греции» Андрея Дубровского
Энциклопедию для детей «Мы живем в Древней Греции» создал писатель и историк Андрей Дубровский. Это очень «густая» книжка: читать и рассматривать ее можно долго, и каждый раз будешь находить что-то интересное. Она совсем не скучная и не похожа на учебник.
Об истории Древней Греции в ней говорится сжато, образно, все поясняется красочными рисунками. Также автор приводит фотографии произведений античного искусства, различные карты, схемы, реконструкции. Написана она простым языком, детям надолго запоминается материал — это совершенно точно пригодится во время учебы.
Подросткам
«Я — сестра Тоторо» Ирины Богатыревой
Подросткам я хочу посоветовать повесть Ирины Богатыревой «Я — сестра Тоторо». Главной героине Велеславе 13 лет. У нее нет друзей, она не ходит в школу (мама выбрала для нее домашнее обучение) и совсем не знает себя. Да еще и это имя… Достойна ли она называться Велеславой или лучше быть обыкновенной скромной Валей? Однажды девочка приходит в конноспортивный клуб и ее жизнь меняется. Дальше читайте сами — будет очень интересно!
Могу только добавить, что это очень качественная литература. В 2019 году повесть заняла третье место во Всероссийском конкурсе на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру».
Кроме того, Ирина Богатырева — лауреат Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков (за повесть «Луноликой матери девы»), а также премии «Студенческий Букер» (роман «Кадын»).
«Думаю, говорю, делаю пост» Карлотты Кубедду и Федерико Таддиа
Не секрет, что подростки любят сидеть в социальных сетях. Итальянский писательский дуэт Карлотты Кубедду и Федерико Таддиа посвятил этой теме целую книгу. В ней авторы рассказывают читателям, как относиться к виртуальному общению осознанно. Они хотят, чтобы каждый подросток задумался, какой образ складывается из его постов, смайлов и даже из молчания в ответ на чужие высказывания.
Мне нравится, что авторы не поучают, не дают готовых рецептов или обязательных правил. Они говорят о реальных жизненных ситуациях (порой даже непростых) и предлагают подумать над разными вариантами действий. Родителям тоже будет не лишним прочесть эту книгу — возможно, что-то новое для себя смогут почерпнуть и они.
Memoriiva: египетский бренд, превращающий детские рисунки в волшебство
Memoriiva: египетский бренд, превращающий детские рисунки в волшебство
Фото из Instagram«Детские рисунки прекрасны. Эти рисунки больше, чем просто хобби для детей, они форма самовыражения. Некоторые дети раскрывают свои эмоции через рисунки; они имеют более глубокий смысл, чем просто рисунки», — говорит Айя Эссам, основатель Memoriiva.
Выпускница факультета прикладного искусства Университета 6 Октября, Эссам сменила несколько профессий, пока не нашла свое истинное призвание в том, что она любит больше всего: в детях.
Магазин Memoriiva, запущенный в ноябре 2021 года, продает брелки, ожерелья, браслеты, серьги, запонки, закладки, украшенные детскими рисунками или почерками. Под слоганом «Память, которая освещает вашу жизнь», Memoriiva, производное от слова «воспоминания», превращает детские рисунки в особые подарки.
«Я понял, что буду чувствовать себя самым счастливым, если буду сочетать в своей жизни три вещи, которые я люблю больше всего: детей, семью и рисование», — рассказывает Эссам египетским улицам.
33-летняя женщина объясняет, что ее изделия приносят «хорошее настроение» родителям в трудный, напряженный день и детям, когда они видят, что их работы ожили.
«От их рождения до достижения ими четырех-пяти лет — очень ценный и особенный период времени, который проходит быстро и никогда не возвращается.То, что происходит в это время, является вехой. Поэтому я хочу, чтобы люди больше внимания уделяли этому периоду и больше ценили его», — добавляет она. «Тот факт, что я могу дать людям возможность сохранить эти особые воспоминания, делает меня очень счастливым».
После того, как клиент поделится фотографией своей детской работы, рисунок затем будет передан графическому дизайнеру, а затем в мастерскую, чтобы выполнить его на покрытом медью серебре или серебряных аксессуарах.
«В настоящее время весь процесс занимает 15 дней, но мы работаем над сокращением этого периода времени.
Хотя цены зависят от размера рисунка, средняя цена их нынешнего бестселлера — брелка — составляет 450 египетских фунтов (29 долларов).
Их дизайны никогда не повторяются, даже если клиенты видят их на странице и запрашивают. «Это память только для того, кто просил об этом. Мы никогда не делаем дизайн дважды».
«В будущем я надеюсь создать художественную студию с собственной мастерской. Это место будет предназначено для детей и их родителей, где они смогут вместе провести время, где дети смогут рисовать, а затем увидеть, как их рисунки выполняются на месте», — взволнованно заключает Эссам.
Узнайте больше о Memoriiva, нажав здесь.
Египетский чемпион по сквошу призывает западные СМИ помнить о Палестине вместе с Украиной Молодые египетские художники рисуют радость и вызов борьбе за гендерное равенствоПодпишитесь на нашу рассылку
Химия и искусство: египетское искусство — Fun Kids
3100 – 332 г. до н.э.
Древнеегипетская керамика, сохранившаяся до наших дней, показывает нам, что египтяне использовали химию, даже если они этого не осознавали!
При нагревании глина превращается из мягкой в твердую — это химическое изменение!
Египетская глиняная посуда имела зеленый цвет и была сделана путем измельчения минерала под названием малахит и смешивания его с чем-то липким (например, с жидким яйцом), чтобы сделать его красивым и липким — это еще одно химическое изменение.
Примерно с 3000 г. до н.э. Древний Египет начал торговать с другими странами со всего мира.
Это позволило им овладеть еще более широким спектром минералов, что означало, что можно было использовать еще больше цветов! На самом деле, к настоящему времени мужчины и женщины могли получить почти любой цвет, который они хотели!
Вот некоторые цвета, которые можно получить из новых минералов…
- Gypsym – используется для получения белого цвета.
- Карбон – никаких сюрпризов, это то, что делает его черным!
- Оксиды железа – используются для создания красных и желтых оттенков.
- Orpiment – для очень яркого желтого цвета используйте это!
- Азурит – прекрасный синий цвет!
На протяжении веков синюю краску было очень трудно достать.
Чтобы сделать синий, вы можете купить азурит или камень под названием лазурит из Афганистана.

Он назывался «Египетская лазурь» и веками продавался по всему миру.
Чтобы сделать это, египтяне смешивали песок, известняк, кусочки меди и минерал под названием натрон — все, что они могли найти в земле или на дне многих высохших соленых озер в Египет. Эта смесь будет скатана в шарики и нагрета в печи, называемой печью.
Тепло заставляет химию работать — оно дает энергию, которая помогает вещам реагировать вместе, образуя что-то новое!
Когда смесь охлаждается, она превращается в стекловидное голубое вещество, которое можно измельчить, чтобы получить пигмент синего цвета — это то, что придает краске ее синий цвет!
Если вы пойдете в музей с древнеегипетскими артефактами, вы можете увидеть причудливые рисунки, называемые иероглифами.
Хотя это может выглядеть как куча классных картинок и символов, это вовсе не рисунки, а то, как тогда писали египтяне! Представьте, что вы сейчас читаете книгу с иероглифами вместо слов!
Чернила для этих иероглифов были сделаны из сажи, смешанной с растительной смолой и пчелиным воском. Они и материал, на котором они были написаны, представляли собой бумагу, сделанную из растений, называемую папирусом.
Макияж и косметика были очень популярны во времена Древнего Египта – как для мужчин, так и для женщин!
Самым популярным стилем были большие преувеличенно черные глаза. В то время они не могли сбегать в магазины за подводкой для глаз, вместо этого им приходилось самим изготавливать вещество под названием kohl — смесь серого цвета сульфида свинца и сажи!
Они думали, что он защищает их от зла, и в каком-то смысле так оно и было, потому что сульфид свинца является антисептиком.Он убивает бактерии, поэтому вылечил бы любые глазные инфекции, которые у них были!
Причина, по которой мумии действительно сохранились на протяжении тысячелетий, заключается в том, что древние египтяне очень хорошо их сохраняли.
Мумии были окрашены пигментом, смешанным с пчелиным воском, который затем нагревали, чтобы он закрепился. Процесс называется энкаустика и он действительно сработал!
Большинство красок и пигментов сохраняются лучше всего, когда они хранятся в тепле и сухости, а поскольку Египет — довольно теплая и сухая страна, это помогло им сохраниться.
Мумии так хорошо сохранились, что они, должно быть, напугали археологов, которые их обнаружили!
Далее мы собираемся исследовать Древнюю Грецию …
Далее: Греческое искусство
Египетский арт-проект для детей
Это простой творческий проект, который я сделал с младшими школьниками. Посмотрев несколько красивых изображений египетских ожерелий, ученики приступили к украшению своих собственных.Я заранее вырезал шаблон ожерелья, используя цветной картон. На каждом столе был набор красок на водной основе цвета драгоценных камней и блестящая открытка.
Студенты использовали ватные палочки, смоченные в краске, чтобы создать повторяющиеся узоры, блестящие формы карт и пасты были окрашены и приклеены на место, чтобы они напоминали драгоценные камни.
После высыхания в карточке были пробиты отверстия по обеим сторонам ожерелья, готовые к фиксации на «застежке». Мы использовали два очистителя для труб, чтобы сделать застежку. Фиксация одного конца через отверстие в карте; на одном конце ершика сделали петлю, на другом ершике сделали крючок.
Ученикам очень понравилось это занятие, и это был отличный способ познакомить их с древними египтянами!
Нанесение точек ватной палочкой
Читать полностью »
Египетский саркофаг, пригодный для королевы
Прошло несколько недель с момента моего последнего поста, потому что этот конкретный арт-проект должен был развиваться, чтобы я мог показать вам несколько готовых саркофагов.
Это отличный художественный проект, который можно проводить параллельно с уроками истории о египтянах. Перед началом проекта нужно было очень много подготовиться, в основном потому, что я учу детей в возрасте от 5 до 11 лет, а младшим детям было бы трудно аккуратно вырезать все свои карточки.
Я нарисовал шаблоны форм, которые мне потребуются для постройки саркофага (исследуя египетские саркофаги, чтобы получить хорошее совпадение, рассчитав глубину сторон крышки и основания и убедившись, что крышка немного больше основания, чтобы обеспечить хорошую подгонку ).Затем я сделал достаточно «наборов» для каждого ребенка. Я оставил несколько простых вырезок для детей (практика делает совершенным).
Дети должны были собрать шаблоны Саркофага, чтобы сделать крышку и основание. Они использовали липкую ленту, чтобы склеить части карты вместе (небольшие выступы были включены в конструкцию боковых шаблонов саркофага, они были согнуты и приклеены к основанию / крышке). Затем крышка и основание саркофага были покрыты папиросной бумагой (мы использовали золото, серебро и бронзу).Нанесите на открытку клей ПВА, положите на нее кусок папиросной бумаги и закрасьте ее еще одним тонким слоем клея. Внутренности крышки и основания также были покрыты.
Изображение египетского короля/королевы для крышки саркофага было нарисовано путем обведения шаблона крышки. Для отделки были добавлены детали лица, цвет и блестки, клей был нанесен на обратную сторону рисунка и помещен на крышку.
На следующей неделе мы будем делать мумии, и дети будут в восторге от этого.
Читать полностью »
90 000 детских рисунков, списков продуктов и других надписей, найденных на древнеегипетских черепках #ArtTuesday « Adafruit Industries – Создатели, хакеры, художники, дизайнеры и инженеры!
Иногда, когда история сохраняет самое обыденное, она становится самой увлекательной. Via Hyperallergic:
Осколки датированы примерно 2000 лет назад и относятся к типу, известному как острака, который использовался в качестве повседневного материала для письма.Среди текстов, начертанных тушью и тростником или полой палочкой (аиром) на глиняных фрагментах, встречаются списки имен, покупок еды и предметов быта и даже строки, написанные учащимися в качестве школьного наказания.
Среди наиболее удивительных находок сотни остраков, которые представляют собой письменные упражнения, в том числе повторяющийся мотив одного или двух символов на лицевой и оборотной сторонах поверхностей.
Археологи характеризуют эти осколки как образцы наказания, вызывая образ птолемеевского Барта Симпсона, которому делают выговор за срыв занятий.
Подробнее!
Хватит макетировать и паять – приступайте к изготовлению немедленно! Игровая площадка Adafruit’s Circuit Playground битком набита светодиодами, датчиками, кнопками, клипсами типа «крокодил» и многим другим. Создавайте проекты с помощью Circuit Playground за несколько минут с помощью сайта программирования MakeCode с функцией перетаскивания, изучайте информатику с помощью класса CS Discoveries на code.org, переходите в CircuitPython, чтобы вместе изучать Python и аппаратное обеспечение, TinyGO или даже используйте Arduino. ИДЕ.Circuit Playground Express — новейшая и лучшая плата Circuit Playground с поддержкой CircuitPython, MakeCode и Arduino. Он имеет мощный процессор, 10 NeoPixels, мини-динамик, инфракрасный прием и передачу, две кнопки, переключатель, 14 зажимов типа «крокодил» и множество датчиков: емкостное касание, ИК-близость, температура, свет, движение и звук. Целый огромный мир электроники и кодирования ждет вас, и он умещается на вашей ладони.
Присоединяйтесь к более чем 32 000 создателей на каналах Adafruit в Discord и станьте частью сообщества! http://адафру.it/discord
Хотите поделиться потрясающим проектом? Выставка Electronics Show and Tell проходит каждую среду в 19:00 по восточному времени! Чтобы присоединиться, зайдите на YouTube и проверьте чат шоу — мы опубликуем ссылку там.
Присоединяйтесь к нам каждую среду в 20:00 по восточноевропейскому времени, чтобы задать вопрос инженеру!
Подпишитесь на Adafruit в Instagram, чтобы узнать о совершенно секретных новых продуктах, закулисье и многом другом https://www.instagram.com/adafruit/